в воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
В воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
Какие обвинения, согласно сведениям иноземцев, предъявил государь своему окружению? Укажите два обвинения.
В чём была необычность ситуации, согласно мнению митрополита и «представителей сословий»?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из свидетельства иноземцев
«В воскресенье после дня св. Николая решил великий князь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл н царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий приказал он всем духовным и светским чинам
явиться в девять часов в церковь Богородицы… А между тем его прислужники, дворцовая челядь, вывезли на площадь все его сокровища и готовые в путь обозы, и, когда кончилась служба, великий князь вышел из церкви… Затем он сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…
На это пишут ему митрополит и представители сословий: “С опечаленным сердцем и великой неохотой слышат они от их великого и достойного всякой похвалы господина, что на них пала его царская немилость н особенно, что он оставляет своё царство… И они молят и просят его, может быть, он придумает что-нибудь другое. Случалось прежде, что государство было покорено врагом, и несчастный случай оставлял это государство без государя, но чтобы могущественный государь безо всякой
необходимости оставил бы верных своих людей и могущественное княжество, — об этом не только никто не слыхал, но и не читал. Если он действительно знает, что есть изменники, пусть объявит их, назовёт их имена; и они должны быть готовы отвечать за свою вину; ибо он, государь, имеет право и силу строжайше наказывать и казнить. И если великий князь охотно согласится с этим, они были бы счастливы передать себя в его полное распоряжение”.
На это великий князь ответил: “Хотя он и решил никого из них не пускать к себе, тем не менее он согласен на то, чтобы митрополит, архиепископ Новгородский, епископ Суздальский, игумен Троицкий, князь Бельский, князь Иван Мстиславский, дьяк Иван Висковатый и Андрей Васильевич, как можно скорее, явились к нему”.
[Великий князь] позвал он их всех к себе и сам устно передал им следующий ответ: даёт он себя упросить возвратиться в Москву, но на следующих условиях: он должен учредить своих особых людей, советы, двор, то, что он называет опричниной».
В воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
Привлекая исторические знания, приведите не менее трёх характерных черт той системы, на учреждении которой настоял государь.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из свидетельства иноземцев
«В воскресенье после дня св. Николая решил великий князь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл н царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий приказал он всем духовным и светским чинам
явиться в девять часов в церковь Богородицы… А между тем его прислужники, дворцовая челядь, вывезли на площадь все его сокровища и готовые в путь обозы, и, когда кончилась служба, великий князь вышел из церкви… Затем он сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…
На это пишут ему митрополит и представители сословий: “С опечаленным сердцем и великой неохотой слышат они от их великого и достойного всякой похвалы господина, что на них пала его царская немилость н особенно, что он оставляет своё царство… И они молят и просят его, может быть, он придумает что-нибудь другое. Случалось прежде, что государство было покорено врагом, и несчастный случай оставлял это государство без государя, но чтобы могущественный государь безо всякой
необходимости оставил бы верных своих людей и могущественное княжество, — об этом не только никто не слыхал, но и не читал. Если он действительно знает, что есть изменники, пусть объявит их, назовёт их имена; и они должны быть готовы отвечать за свою вину; ибо он, государь, имеет право и силу строжайше наказывать и казнить. И если великий князь охотно согласится с этим, они были бы счастливы передать себя в его полное распоряжение”.
На это великий князь ответил: “Хотя он и решил никого из них не пускать к себе, тем не менее он согласен на то, чтобы митрополит, архиепископ Новгородский, епископ Суздальский, игумен Троицкий, князь Бельский, князь Иван Мстиславский, дьяк Иван Висковатый и Андрей Васильевич, как можно скорее, явились к нему”.
[Великий князь] позвал он их всех к себе и сам устно передал им следующий ответ: даёт он себя упросить возвратиться в Москву, но на следующих условиях: он должен учредить своих особых людей, советы, двор, то, что он называет опричниной».
В воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А)«В воскресенье после дня св. Николая решил [царь] по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл и царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий … [царь] сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…»
Б) «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Афанасию митрополиту всея Руси …список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти …великого князя Василия Ивановича…. И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил…
И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…»
Укажите, о начале какого периода правления царя идет речь. Укажите еще одну любую реформу данного царя. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков характеризует свое отношение к царю.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) название реформ, например:
(Может быть указано название другой реформы.)
3) суждение, например:
— царь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению.
В воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
Назовите государя, действия которого описываются в тексте. Укажите годы его правления. Укажите десятилетие, к которому относятся события, описываемые в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из свидетельства иноземцев
«В воскресенье после дня св. Николая решил великий князь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл н царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий приказал он всем духовным и светским чинам
явиться в девять часов в церковь Богородицы… А между тем его прислужники, дворцовая челядь, вывезли на площадь все его сокровища и готовые в путь обозы, и, когда кончилась служба, великий князь вышел из церкви… Затем он сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…
На это пишут ему митрополит и представители сословий: “С опечаленным сердцем и великой неохотой слышат они от их великого и достойного всякой похвалы господина, что на них пала его царская немилость н особенно, что он оставляет своё царство… И они молят и просят его, может быть, он придумает что-нибудь другое. Случалось прежде, что государство было покорено врагом, и несчастный случай оставлял это государство без государя, но чтобы могущественный государь безо всякой
необходимости оставил бы верных своих людей и могущественное княжество, — об этом не только никто не слыхал, но и не читал. Если он действительно знает, что есть изменники, пусть объявит их, назовёт их имена; и они должны быть готовы отвечать за свою вину; ибо он, государь, имеет право и силу строжайше наказывать и казнить. И если великий князь охотно согласится с этим, они были бы счастливы передать себя в его полное распоряжение”.
На это великий князь ответил: “Хотя он и решил никого из них не пускать к себе, тем не менее он согласен на то, чтобы митрополит, архиепископ Новгородский, епископ Суздальский, игумен Троицкий, князь Бельский, князь Иван Мстиславский, дьяк Иван Висковатый и Андрей Васильевич, как можно скорее, явились к нему”.
[Великий князь] позвал он их всех к себе и сам устно передал им следующий ответ: даёт он себя упросить возвратиться в Москву, но на следующих условиях: он должен учредить своих особых людей, советы, двор, то, что он называет опричниной».
В воскресенье после дня св николая решил великий князь по свойственному ему
Привлекая исторические знания, приведите не менее трёх характерных черт той системы, на учреждении которой настоял государь.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
«В воскресенье после дня св. Николая решил великий князь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл н царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий приказал он всем духовным и светским чинам
явиться в девять часов в церковь Богородицы… А между тем его прислужники, дворцовая челядь, вывезли на площадь все его сокровища и готовые в путь обозы, и, когда кончилась служба, великий князь вышел из церкви… Затем он сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…
На это пишут ему митрополит и представители сословий: “С опечаленным сердцем и великой неохотой слышат они от их великого и достойного всякой похвалы господина, что на них пала его царская немилость н особенно, что он оставляет своё царство… И они молят и просят его, может быть, он придумает что-нибудь другое. Случалось прежде, что государство было покорено врагом, и несчастный случай оставлял это государство без государя, но чтобы могущественный государь безо всякой
необходимости оставил бы верных своих людей и могущественное княжество, — об этом не только никто не слыхал, но и не читал. Если он действительно знает, что есть изменники, пусть объявит их, назовёт их имена; и они должны быть готовы отвечать за свою вину; ибо он, государь, имеет право и силу строжайше наказывать и казнить. И если великий князь охотно согласится с этим, они были бы счастливы передать себя в его полное распоряжение”.
На это великий князь ответил: “Хотя он и решил никого из них не пускать к себе, тем не менее он согласен на то, чтобы митрополит, архиепископ Новгородский, епископ Суздальский, игумен Троицкий, князь Бельский, князь Иван Мстиславский, дьяк Иван Висковатый и Андрей Васильевич, как можно скорее, явились к нему”.
[Великий князь] позвал он их всех к себе и сам устно передал им следующий ответ: даёт он себя упросить возвратиться в Москву, но на следующих условиях: он должен учредить своих особых людей, советы, двор, то, что он называет опричниной».