30 дней у католиков почему

Похороны в католицизме

Католические традиции погребения берут начало из общих истоков с православными, однако им свойственны некоторые отличия, об основных, наиболее явных, расскажем в данной статье.

Традиции похорон у католиков

У католиков, на покойного принято надевать темные одежды, они должны быть достаточно строгими, но все же нарядными. Особенные нарды подбирают даже умершим детям. Например, умерших девочек одевают в белые платья, а мальчиков – нарядные костюмы. Есть важный момент, умерший должен лежать в гробу без каких-либо украшений, допускаются только обручальные кольца.

Принято в кратчайшие сроки информировать близких и друзей умершего о его кончине. Кроме того, очень важно явиться на похороны тем, кто был на них специально приглашен. Только очень серьезные обстоятельства могут быть уважительной причиной отсутствие приглашенного на похоронах.

Традиционно у католиков, самый старший в семье человек берет на себя организацию похорон и связанных мероприятий, определяет группу ответственных людей, как правило это от шести до восьми человек, которые займут первые места на отпевании в костёле, будет нести крышку от гроба во время похоронного шествия. Стоит отметить, что количество участников этой ответственной группы может быть и большим, как правило, чем выше статус умершего в обществе, тем большее количество людей участвует в группе.

Домашнее прощание с усопшим

В католической традиции не принято долго прощаться с умершим, так на прощание отводится не более 10 минут для каждого гостя: за этот отрезок нужно уделить время покойному и оказать знаки соболезнования его близким, которые, как правило, находятся рядом, точнее в комнате по соседству.

При прощании с умершим обязательно учитывают его пожелания и традиции, которые он чтил при жизни. Сам процесс прощания проводится в сдержанной форме, ценится скромность и лаконичность, без лишнего проявления эмоций. Не принято заострять внимание на том, как именно умер человек, вникать в детали его смерти и последних часов жизни. Хорошим тоном считается оказывать моральную и материальную поддержку.

Церковное прощание с умершим

В католическом храме всегда собирается большое количество гостей. При рассадке, первые ряды справа должны занимать родные умершего, его семья. Левую сторону занимают люди из группы ответственной за основные мероприятия на похоронах, их принято считать важными гостями на такой церемонии. По правилам во время проведения панихиды гроб закрывают, на крышку гроба кладут цветы. Если же хоронят человека, связанного с армией, гроб накрывают государственным флагом.

При проведении панихиды гроб ставят на специальное возвышение. Если это похороны знатного человека, например, героя войны, то прощание происходит на церковном дворе. Однако, место проведения прощания с умершим определяется с учетом пожеланий родственников умершего. Похоронная процессия начинается со священнослужителя, за ним идут почетные гости, которые несут гроб и его крышку, следом за ними идут родственники покойного.

После основной части службы гроб с телом усопшего выносят из костела родные покойного обязательно высказывают благодарность всем гостям за поддержку.

Католическое кладбище

Посетить место захоронения может каждый. Во время похорон гроб ставится возле выкопанной предварительно могилы, место вокруг гроба украшается живыми цветами, вокруг собираются приглашенные родственники и друзья. Пока священнослужитель читает молитвы, всем гостям начиная с близких родственников положено бросить по цветку на гроб. В этом выражается одно из принципиальных отличий традиций католиков от традиций православных, в которых вместо цветов принято бросать горсть земли.

Отличительной особенностью католических традиций является то, что нет необходимости ориентировать при помещении гроба в могилу в рамках сторон света, следует учесть только то, что памятник будет установлен при изголовье могилы.

Поминки у католиков

В католических традициях не выделено конкретных поминальных дней. Здесь родные умершего могут распоряжаться своими ресурсами и временем как пожелают, мало того, что поминки не имеют строгих организационных требований, так в добавок ко всему они еще и не привязаны к каким-либо срокам, могут быть проведены в любой удобный день. Единственным требованием к поминкам можно назвать то, что необходимо вспоминать хорошие дела покойного и читать соответствующие молитвы. Есть одно ограничение, в день католических поминок запрещено проводить какие-либо застолья непосредственно на кладбище.

Ограничение для вдов и вдовцов покойных. В течение полугода нельзя вступать в отношения с новыми партнерами и проводить бракосочетание можно только по истечение года со дня смерти человека.

Есть один день, в который все же католики обязаны помянуть своих умерших родных – День всех Святых. Поминальные мероприятия в этот день могут благоприятно сказаться на загробной жизни умерших родных, положительно влияет и посещение храма в этот день, зажжение свечи. В День всех Святых католики предпочитают наведываться на кладбища и заниматься обустройством могил своих родственников, совершать молитвы за упокой души покойных родных.

Как видно из выше описанного, у католиков и православных в большей степени традиции погребения и поминания усопших похожи, однако в некоторых моментах есть существенные отличия, которые мы постарались указать в данной публикации.

Источник

Почему католики отмечают 7 дней и 30 дней после смерти человека?

30 дней у католиков почему. Смотреть фото 30 дней у католиков почему. Смотреть картинку 30 дней у католиков почему. Картинка про 30 дней у католиков почему. Фото 30 дней у католиков почемуПочему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.

Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.

Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.

Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Источник

Почему католики отмечают 7 дней и 30 дней после смерти человека?

30 дней у католиков почему. Смотреть фото 30 дней у католиков почему. Смотреть картинку 30 дней у католиков почему. Картинка про 30 дней у католиков почему. Фото 30 дней у католиков почемуВОПРОС: почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

ОТВЕТ: таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.

Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.
Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.

Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Источник

Поминовение умерших в католической традиции

30 дней у католиков почему. Смотреть фото 30 дней у католиков почему. Смотреть картинку 30 дней у католиков почему. Картинка про 30 дней у католиков почему. Фото 30 дней у католиков почему

Почти у всех народов мира существует традиция поминовения усопших, которая восходит своими корнями к древним обрядам. Христианские поминки отличаются от многих прочих тем, что ставят акцент на духовное настроение присутствующих, а не на конкретные ритуалы. Это отражается и на том, как у христиан проводятся поминальные трапезы, и на том, как проходят посвященные поминовению усопших богослужения. В нашем материале мы расскажем о том, как поминают усопших верующие католики.

Еда для поминок

В католицизме поминки служат задаче восстановления физических и духовных сил скорбящих, а также задаче организовать родных и близких покойного для совместной молитвы за его душу. Поминальная трапеза при этом также предусмотрена, однако она до определенной степени отличается, например, от православной поминальной трапезы.

Прежде всего следует отметить, что различаются уже сами дни поминовения: у православных это, как правило, третий, девятый и сороковой дни, а у католиков – третий, седьмой и тридцатый, а также к ним добавляется День Всех Святых, в который принято организовывать своего рода общие поминки для всех родственников, вне зависимости от того, когда они умерли. При этом нужно отметить, что под датами поминок здесь подразумеваются именно поминальные богослужения и совместные молитвы за душу умершего: католицизм не предусматривает специальных дат для организации поминальных трапез – их можно устраивать тогда, когда удобно близким покойного.

Какое-то специализированное меню поминального обеда у католиков не предусмотрено, что, опять же, отличает их от православных. Тем не менее, даже в отсутствии прямых предписаний некоторые неформальные традиции в этой сфере все же сложились: например, на третий и седьмой день католики скорее будут подавать на поминальный стол блюда из мяса, рыбы и овощей, а на тридцатый день там скорее окажутся пироги, сладости и т.д.

Речей на поминальной трапезе католики в большинстве своем не произносят – вся «официальная» часть прощания с покойным считается пройденной и закрытой по окончании публичного прощания с телом. За поминальным столом приветствуется неформальное общение, гости траурного мероприятия, как ожидается, будут в неформальной обстановке общаться с семьей, потерявшей родственника, и пытаться утешить их в меру своих сил.

Также важно отметить, что католическая церковь запрещает накрывать стол прямо на кладбище и предлагать алкоголь скорбящим – еще одно отличие от сложившихся в нашей стране православных обрядов, в ходе которых первый поминальный стол нередко накрывают прямо неподалеку от могилы. Католические же пастыри уверяют, что подобные действия никак не помогут душе усопшего, но разве что навредят душам еще живущих.

Молитвенное поминовение

Основной богословский источник для католических поминок – это «Геласианский сакраментарий» восьмого века, то есть созданный еще до великой схизмы и разделения церквей на Православную и Католическую. В Геласианском сакраментарии упомянуты три сакральные даты для католического поминовения:

На 3-й день распятый на кресте Иисус Христос воскрес, как это следует из Евангелий.

На протяжении 7 дней Иосиф горевал по своему умершему отцу Иакову – говорится в Книге Бытия (Ветхий Завет). Аналогичным образом, в Книге Сираха также упоминается период траура, который продлился 7 дней.

После смерти Аарона и Моисея народ Израиля скорбел 30 дней.

Отсюда и берутся даты современного католического поминовения: 3, 7 и 30 дни. На протяжение нескольких веков в католических богослужебных книгах напрямую говорилось о том, что поминовение усопших нужно производить непременно в эти три дня. В современных версиях богослужебных книг четких дат уже не дается – напрямую упоминается лишь годовщина смерти. В поминальные дни, согласно традициям, католики должны посетить костёл и заказать поминальную мессу.

Как уже упоминалось выше, особняком стоит лишь День Всех Святых, празднуемый 2 ноября. В этот праздник принято поминать всех усопших, посещать кладбища и ухаживать за могилами, собирать за поминальной трапезой как можно больше родственников и предаваться воспоминаниям об ушедших близких. Этот праздник был создан декретом Одилона Клюнийского больше тысячи лет назад – в 998 году. В момент своего введение этот праздник должен был стать тем днем, когда все верующие католики молятся за умерших, чтобы помочь душам, находящимся в Чистилище, достичь рая. Поскольку из всех христианских деноминаций только католицизм признает существование Чистилища, этот праздник для католиков наделяется особой важностью, так как католики получают возможность повлиять на посмертное существование своих умерших близких.

Посещение кладбища в день Всех Святых регламентировано – хоть и не очень строго, особенно с учетом того, что некому следить за строгостью исполнения ритуала, кроме самого исполнителя. Католики по традиции делают четыре остановки на пути следования к погосту и одну – после того, как покинули кладбище. При каждой остановке верующие молятся святым, дабы те дали своё заступничество умершим. Большинство католиков в этот день также приносят к могилам новые цветы и обновляют памятники.

Что не следует делать католикам

В современном мире католики преимущественно сами решают, как долго им пребывать в трауре, однако наиболее распространен обычай пребывать в трауре от полугода до года в случае смерти ближайшего родственника – например, супруга или родителя. В состоянии траура человек сам накладывает на себя ряд ограничений: в частности, носит одежды темных тонов, воздерживается от шумных застолий, не посещает увеселительных мероприятий, не ищет романтических знакомств. Тем более в этот период крайне нежелательно устраивать большие торжества – например, праздновать свадьбы. Единственные праздники, которые в состоянии траура католикам отмечать допустимо, – это Пасха и Рождество Христово, так как их богословский смысл состоит в победе жизни над смертью и в осмыслении сущности этих феноменов. На общение с родными и близким на данный период запретов и ограничений не накладывается: более того, поиск поддержки и опоры в друзьях и родных в период траура в каком-то смысле даже поощряется.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *