а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

А н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

§ 4 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные навыки и знания. При непрекращающемся личностном росте учение продолжается всю жизнь.

Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами (бросить игрушку на пол, постучать ею о бортик кроватки, попробовать на зуб), то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, создавать сложные сооружения из деталей конструктора, учится читать, считать, писать и т.д.

В то же время разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются

и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации, у него формируются этические представления — начинается развитие морального сознания.

Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (например, рисование и составление аппликаций способствуют развитию восприятия и образного мышления). Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве — в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте — манипулируя с предметами, в дошкольном детстве — играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте — в учебной деятельности, в подростковом — в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности — при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости — при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту ведущая деятельность, она в большинстве случаев не даст.

Представления о ведущей деятельности и ее определяющей роли в психическом развитии оказались весьма плодотворными в отечественной возрастной психологии. Ведущая деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, получившей у нас наибольшее признание.

Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих возрастное психическое развитие, другие аспекты деятельности. Так, H.H. Поддьяков полагает, что «универсальным психологическим механизмом самообновления и развития» является поисковая деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена деятельностью экспериментирования». Правомерность выделения для каждого возрастного этапа ведущей деятельности в качестве определяющей развитие личности отрицает и A.B. Петровский.

Принимая позицию А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, в дальнейшем при характеристике различных возрастных этапов мы будем указывать ведущие деятельности. При этом следует помнить, что по мере взросления не просто расширяется круг доступных деятельностей, а ведущая и другие виды деятельности все больше переплетаются, обусловливая развитие личности в целом. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение».

Источник

Тесты по педагогике и возрастной психологии (стр. 6 )

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишнийИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

в) З. Фрейд в — либидо

11. Период от рождения до года, по теории 3. Фрейда, стадия:

12. Суть кризиса, возникающего в узловых точках развития, с точки зрения Э. Эриксона, заключается:

а) в конфликте между влечениями человека и ограничениями, накладываемыми обществом;

б) борьбе между противоположными состояниями сознания и психики;

в) противоречии между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономии;

г) стремлении к самоактуализации.

13. Ассимиляция в теории Ж. Пиаже есть:

а) приспособление новой ситуации к старым, уже существую­щим структурам;

б) модификация старых схем с целью приспособления к новой ситуации;

г) формирование внутренних структур психики человека бла­годаря усвоению структур внешней социальной деятельно­сти.

14. С точки зрения Ж. Пиаже у детей появляется способность к абстрактному, понятийному мышлению на стадии:

а) формальных операций;

б) сенсомоторного интеллекта;

в) конкретных операций.

15. Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка разработано:

16. Автор закона чередования разных типов деятельности:

17. Автор закона смены разных типов общения:

18. Автор закона формирования умственных действий:

19. Автор закона формирования высших психических функций:

20. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:

г) активность самой личности.

22. К высшим психическим функциям по не относится:

б) логическое мышление;

в) произвольное внимание;

24. Процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания, развития, — это, с точки зрения :

а) социальная ситуация развития;

б) зона ближайшего развития;

в) уровень актуального развития;

г) центральное новообразование.

25. В качестве условий развития психики рас­сматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение;

26. В качестве движущих сил развития психики рассматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение;

28. выделял в деятельности две составляющие: вне­шнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая предполагает иерархию из 4 компонентов. Среди них лишний:

29. В основе деятельностного подхода лежит:

а) эпигенетическая концепция;

б) культурно-историческая концепция;

в) теория отношений;

г) принцип единства сознания и деятельности.

30. выделил три признака ведущей деятельности, среди них лишний:

а) в ней происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития;

б) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятель­ности;

в) в ней перестраиваются основные психические процессы;

г) в ней изменяются отношения ребенка с окружающей дей­ствительностью;

31. Выстройте цепочку смены ведущей деятельности по мере взрос­ления человека:

2а) предметно-манипулятивная деятельность;

1б) непосредственно-эмоциональное общение;

7в) трудовая деятельность;

8д) внутренняя работа по осознанию своего жизненного пути;

3е) игровая деятельность;

4ж) учебная деятельность;

5з) интимно-личностное общение.

32. М. И Лисина выделила три основные категории средств общения. Среди них лишняя:

33. Установите последовательность появления различных форм об­щения по у ребенка:

Задание 2. Выберите правильный ответ.

1. Я согласен(а) с утверждением, что к моменту рождения ребенок:

а) обладает рядом готовых форм поведения;

б) не обладает готовыми формами поведения.

3. Безусловные рефлексы новорожденного:

а) необходимы для приспособления к новым внешним условиям;

б) не играют никакой роли в жизни младенца;

в) являются атавизмами и исчезают по мере развития ребенка;

г) способствуют появлению человеческих форм поведения.

4. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев:

а) опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой;

б) опережающее развитие моторики по сравнению с сенсор­ными системами;

в) одновременное развитие и сенсорных систем, и моторики;

г) ни одно утверждение не подходит.

5. Установите последовательность развития этапов речи у ребенка:

1а) внимание к речи взрослого;

3б) лепет и лепетное говорение;

2в) гуканье и гуление;

4г) первые псевдослова.

6. Потребность в общении у младенца:

а) является врожденной;

б) возникает в первую неделю жизни младенца;

в) появляется независимо от взрослого;

г) формируется под воздействием взрослого человека.

7. Одна из первых эмоций, которая появляется в жизни младен­ца — это:

8. Кризис первого года жизни связан с несколькими моментами. Среди них лишний:

а) первые акты протеста;

г) эмоциональная привязанность к матери.

9. Ведущая деятельность в раннем возрасте:

а) непосредственно эмоциональное общение;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) учебная деятельность.

10. Главная черта социальной ситуации развития в раннем детстве:

а) рост влияния сверстников;

б) ситуация слитности с матерью, ситуация «Мы»;

в) связанность ребенка с конкретной ситуацией, она опреде­ляет поведение ребенка;

г) пассивное отношение к окружающему миру.

11. Содержание предметной деятельности у ребенка раннего возраста составляет:

а) усвоение выработанных обществом способов употребления предметов;

б) усвоение определенной системы знаний;

в) воспроизводство отношений между людьми;

г) усвоение отношений между людьми.

12. Ведущей функцией в раннем возрасте выступает:

13. В раннем возрасте у ребенка появляется знаково-символическая функция сознания. Это обобщенная способность:

а) различения обозначения и обозначаемого;

б) психического отражения окружающей действительности;

14. Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве:

б) чувство взрослости;

15. В сфере самосознания ребенка в раннем возрасте происходит следующее:

а) возникает гордость за собственные достижения;

б) появляется осознание себя во времени, личное сознание;

в) происходит открытие своего внутреннего мира;

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Проблема «ведущей Деятельности», её обоснование и критическое рассмотрение

Проблема «ведущей Деятельности», её обоснование и критическое рассмотрение

Чем старше ребенок, тем больше видов Деятельности он осваивает. Но разные виды Деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и Личности ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ведущей Деятельностью.

Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ведущей Деятельности:

Ведущей не может стать любая Деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Все многообразие человеческой Деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов Деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.

Младенчество – непосредственное эмоциональное общение.

Раннее детство – предметная Деятельность.

Дошкольный возраст – игра.

Младший школьный возраст – учебная Деятельность.

Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная.

Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».

Ведущая Деятельность порождает центральные новообразования (Выготский).

Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты Деятельности. Так Поздняков полагает, что главным в развитии является поисковая Деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена Деятельностью экспериментирования. Проблема ведущей Деятельности заключается в том, что не все психологи согласны с тем, что существует ведущая Деятельность.

Петровский не отрицает значения ведущей Деятельности, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной ведущей Деятельности, в первую очередь выделенной на каждом возрастном этапе. Он считает, что состав ведущей Деятельности зависит от социальной ситуации.

С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме Деятельности в развитии ребенка-дошкольника: «…Является ли игровая Деятельность, входящая несомненно как существенный компонент в образ жизни ребенка-дошкольника, самой основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень Личности ребенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющие для формирования Личности как общественного существа компоненты его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой Деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива».

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» приводит эту цитату С.Л. Рубинштейна, но не обсуждает и не опровергает ее. В 1978 году Н.С. Лейтес писал: «Подход к проблемам возрастного развития с точки зрения «ведущей Деятельности» применяется еще в слишком общем виде… В результате недостаточно внимания уделяется тем внутренним предпосылкам своеобразия Деятельности, которые отличают каждый возрастной период. Вероятно, главное состоит не столько в вопросе о том, в игре ли, учении, общении или труде развивается по преимуществу Личность… сколько в выяснении более конкретных психо. характеристик Деятельности и самих свойств Личности ребенка на разных возрастных этапах». Эти справедливые замечания долго не принимались во внимание и не были использованы в целях преодоления стереотипов нашего мышления.

А.В. Петровский в 1984 г. дал ее критический анализ. Отношение к этой концепции постепенно менялось. У самого Леонтьева в его последней и, по существу, итоговой фундаментальной работе «Деятельность. Сознание. Личность» эта идея не только не прослеживается, но и вообще не фигурирует. В ней упомянута лишь идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития.

В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы Деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития Личности.

Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа Деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип Деятельности, позволяющий отличать его от многих других.

Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип Деятельности». А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психологическая концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии Личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой, в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения Личности в новые конкретно-исторические условия.

Источник

А.Н. Леонтьев о признаках ведущей деятельности и механизме смены видов деятельности на разных стадиях развития

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

Характеристика основных типов ведущей деятельности, закономерность их смены, определяющая развитие личности в онтогенезе.

Ведущий тип деятельности.

В работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесс а развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Смотреть картинку а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Картинка про а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний. Фото а н леонтьев выделил три признака ведущей деятельности среди них лишний

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности.

Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.

В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности.

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах с взрослыми оперативнo-тexничecкyю сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и с взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно­спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества».

Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.

Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно- профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *