а н шульгина бальные танцы с конца xix века до наших дней
А н шульгина бальные танцы с конца xix века до наших дней
Русские источники, вкл. переводы:
1839 год. Максин, А. Изучение бальных танцев. Книга в наличии в эл. виде (.doc)
1848 год. Целлариус, Г. Руководство к изучению новейших бальных танцев (пер. с англ.). Ксерокс большей части книги в наличии.
1875 год. Линдрот, Н. П. Первоначальные правила для изучения бальных танцев. Книга в эл. виде, спасибо Ростиславу Кондратенко.
1878 год. Петрова, М.Ю. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев.
1884 год. Клемм, Б. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. Книга в эл. виде, спасибо Ростиславу Кондратенко.
1890 год. Стуколкин, Л. П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. Книга в виде ксерокса, слова благодарности в адрес Olga Veresk.
1890 год. Де-Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев.
1890 год. Дунина-Барковская, В.С. Новейший учебник и самоучитель танцев : Способ выучиться самому танцевать и дирижировать танцами.
1893 год. Чистяков, А.Д. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. Книга в наличии в эл. виде (.doc)
1901 год. Тихомиров, А.Д. Самоучитель модных бальных и характерных танцев. Книга в наличии в эл. виде (.doc)
1901 год. Шехтман, Л. Терминологический словарь танцовального искусства и распорядитель бальных танцев: Общедоступ. руководство для кавалеров распорядителей с указ. фигур для кадрили, катильона, мазурки, а также правила о спектаклях, балах, маскарадах, танцевальных вечерах, манерах, поклонах, о вежливости и светских приличий. Книга в эл. виде, за ксерокс спасибо Olga Veresk.
1902 год. Гавликовский, Н.Л. Руководство для изучения танцев. Книга в наличии в эл. виде (.doc)
1902 год. Отто, А.К. Полный практический самоучитель новейших бальных танцев для обоего пола, с подробным объяснением, по которым всякий может легко выучиться без помощи учителя.
1903 год. Хржановский, Б. Новейший самоучитель танцев.
1904 год. Шухмин, Х.А. Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель.
1911 год. Иванов, И.И. Новейший самоучитель бальных танцев.
1911 год. Маслов, П. Танцор и дирижер : Полный самоучитель всех употребительных и новейших модных бальных танцев. Книга в эл.виде, за ксерокс спасибо Olga Veresk.
Как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой танец говорил о серьёзных намерениях кавалера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как балы стали любимым развлечением русских дворян
Одной из главных функций бала действительно было проведение «ярмарки невест» среди дворянского сословия, и тому служило многое: и обычаи относительно нарядов, и строгий церемониал, и негласные правила и обычаи, которые позволяли разглядеть в потенциальных супругах важные для совместной жизни достоинства.
Начало истории балов в России связывают с Петром I – в 1718 году император повелел проводить ассамблеи, которые постепенно приучили русских дворян к этой западной традиции. Только сначала все было несколько проще, чем в Европе: ассамблеи подразумевали скорее дружеские посиделки с танцами: подавалось крепкое спиртное, много табака, затевались разные игры и потехи, в придумывании которых сам Петр был большим мастером. Хозяева и гости таких ассамблей не то чтобы были в восторге от причуды правителя, но деваться было некуда: и жен с дочерьми приводили, и танцевать себя заставляли – эти мероприятия были объявлены обязательной к исполнению традицией.
Но вот наступила эпоха императриц – а те настолько любили наряжаться и показываться во всем своем великолепии на балах, что и аристократия очень скоро полюбила этот вид времяпрепровождения. Никто никого больше не принуждал – наоборот, получить приглашение на бал считалось честью и свидетельством принадлежности к привилегированным кругам общества. Присутствуя на балах, было довольно легко завести нужные знакомства, добиться расположения ценных гостей, удачно выдать замуж дочь или женить сына. Правда, одним лишь прибытием на бал дело теперь не ограничивалось – ассамблеи ушли в прошлое, настало время особого церемониала и строгого бального этикета.
В каких случаях на балу требовались маски
Разумеется, бал-маскарад предполагал обязательное наличие маски, а еще – плаща. В остальных случаях мужчины являлись на бал во фрачной паре или в парадном военном мундире и непременно в перчатках, женщины появлялись на балах в платьях любого цвета и разнообразных фасонов, но шея и плечи должны были быть открыты. А раз так, предполагалось, что на даме обязательно будет или колье, или цепочка, или другое украшение.
Неудобные башмаки петровской эпохи больше не стесняли движения танцоров, обувь стала удобной. Разве что военные могли щегольнуть и явиться на бал в сапогах, да еще со шпорами – это не одобрялось, поскольку во время танцев страдали подолы дамских платьев, но успех молодых офицеров в свете всегда был достаточно велик, чтобы закрывать глаза на такие отступления от правил. Обязательным дамским бальным аксессуаром была маленькая книжечка-карне, куда записывались номера танцев и имена кавалеров.
Этикет требовал, чтобы кавалер не танцевал с одной дамой больше одного раза за вечер – лишь во второй половине XIX века это правило стало чуть менее строгим. Но все равно, больше трех раз вместе могли танцевать только жених и невеста. При такой насыщенности танцевальных планов на вечер немудрено, что появились бальные книжки. Они становились для молодых барышень подтверждением успеха в обществе, а пригласившие их на танец мужчины заносились в список личных побед.
Большинства танцев юные барышни, особенно первый сезон выезжавшие в свет, ждали с замиранием сердца, но в программу бала входили и особенные, как будто специально предназначенные для романтических объяснений.
Бал открывался полонезом, или, в буквальном переводе с французского, «польским» – торжественным шествием, прогулкой под музыку, при этом хозяин шел в паре с самой почетной гостьей, а хозяйка – с самым почетным гостем. В России полонез был первым из «привезенных» западных танцев: и в этом опять же заслуга Петра I. По сути, полонез представлял собой демонстрацию танцующими самих себя: своих нарядов, осанки, умения себя держать, своего чувства ритма и предупредительности по отношению к партнеру.
Вслед за полонезом играли менуэт, другой церемониальный танец, представляющий собой последовательность поклонов и реверансов. Исполнялся он на полупальцах, длился долго и, кстати, требовал от танцующих выносливости и хорошей физической формы – движения в менуэте со временем становились все более сложными. Императрица Елизавета Петровна, которая славилась тем, что могла подряд протанцевать несколько менуэтов, была, по общему признанию, одной из самых неутомимых дам среди танцевавших этот танец. Но постепенно популярность менуэта снижалась; к тридцатым годам XIX века менуэт уже редко включался в программу бала.
Еще со времен Екатерины дворяне в России начали танцевать кадриль – тоже не самый простой танец; он требовал выполнения парами разных фигур, которые объявлял ведущий. Во время кадрили не особенно удавалось поговорить – легко было ошибиться в движениях.
Танец, предшествовавший признаниям в любви
После нескольких кадрилей, англезов, полек наступало время мазурки – того самого танца, которого с замиранием сердца ждала Кити Щербацкая. Мазурку дамы расписывали в первую очередь, и вообще в свете ей отводилось много внимания. Умение хорошо танцевать мазурку приравнивалось к «высшему» бальному образованию. После танца кавалер отводил даму к столу для ужина, во время бала блюда подавались на небольших столиках в маленьких гостиных. Время после мазурки считалось самым романтичным и подходящим для признания и объяснения.
Но ужином бал, тем не менее, не заканчивался. Завершением вечера становился танец котильон, танец-игра, – им опять-таки «управлял» кавалер ведущей пары. Порой в конце вечера танцевали вальс, который стал популярен с восьмидесятых годов XVIII века. Вообще говоря, это была своеобразная революция в бальном этикете: слыханное ли дело, чтобы кавалер прикасался к даме настолько откровенным образом, да чтобы танцующие еще и оказывались лицом к лицу?
Но в этом и состояло преимущество нового танца. Кавалер и его дама получали возможность не только обмениваться не слышными другим репликами, но и могли тайком от других гостей передавать друг другу записки. В XIX веке вальс мог становиться первым танцем бала, а полонез, напротив, завершал вечер. Кстати, именно вальсом начался бал в романе «Анна Каренина», тот самый, с которого начались отношения героини с Вронским.
Балы для российских дворян были слишком важной частью светской жизни, чтобы относиться к ним легкомысленно. Когда-то было совершенно немыслимо получить хорошее образование, не посвящая время урокам танцев. Этот вид занятий входил и в программу Царскосельского лицея. А чтобы подготовить маленьких аристократов к участию в настоящих, взрослых балах, для них часто устраивались детские.
Конечно, балы различались по масштабности и пышности. Придворные столичные празднества собирали по несколько тысяч гостей и предполагали роскошь и изысканность во всем, включая угощения. Московские балы были проще с точки зрения строгости этикета. Свои вечера устраивались и провинциальными помещиками.
По этикету приглашение на бал предполагало «обязанность» танцевать, а еще – держаться легко, весело, вести непринужденный разговор, который не касался бы излишне серьезных тем. А вот как должен был вести себя дворянин, если потанцевал с девушкой, и другие гендерные странности в царской России.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Купить А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней. Автор Алла Шульгина.
Взгляните на следующие похожие товары
347 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
20 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Litres.ru
1263 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
242 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
431 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
425 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
Описание товара
Издание посвящено наследию танцевальных образцов бытовой культуры народов с конца XIX века до наших дней, дает новые сведения о танцах, которые будут полезны не только студентам творческих вузов, педагогам, но и режиссерам драматических спектаклей. описание на сайте интернет продавца
Характеристики А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней
Кроме А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней, также взгляните на следующие похожие товары
347 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Сборник стихов Алексея Козлова, 2015 года рождения. Искренний и беспристрастный отчёт перед самим собой и перед читателем: мысли и чувства, ускользающее время и ценности, которые..
20 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Litres.ru
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (2000 г.) и знаток модернистского искусства приводит нас в блистательную Вену рубежа XIX–XX веков – город Зигмунда..
1263 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
В настоящий набор открыток вошли акварели из двухтомника «Французская армия» выдающегося баталиста Эдуарда Детайля. Перед читателем предстает облик французской военной машины..
242 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Краткая история пьянства от каменного века до наших днейЧто, где, когда и по какому поводуМарк Форсайт, пер. с англ., 2018, 278 с.ОтзывыКак блестяще демонстрирует Марк Форсайт.
431 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Эта книга посвящена жизни архимандрита Серафима. Это лишь начало рассказа о том явлении святости, которое до конца пока нами непознанео и непонятно. Но которое происходило на этой..
Купить А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней. Автор Алла Шульгина.
Взгляните на следующие похожие товары
1263 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
242 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
347 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
20 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Litres.ru
431 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
244 ₽
Лучшая цена в интернет магазине my-shop.ru
Описание товара
Издание посвящено наследию танцевальных образцов бытовой культуры народов с конца XIX века до наших дней, дает новые сведения о танцах, которые будут полезны не только студентам творческих вузов, педагогам, но и режиссерам драматических спектаклей. описание на сайте интернет продавца
Характеристики А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней
Тип издания | Отдельное издание | Вес | 485 |
Тип обложки | Твердый переплет | Произведение | Бальные танцы с конца XIX века до наших дней |
Ширина упаковки | 145 | Тираж | 500 |
Глубина упаковки | 215 | Высота упаковки | 10 |
Автор | Алла Шульгина |
Кроме А. Н. Шульгина Бальные танцы с конца XIX века до наших дней, также взгляните на следующие похожие товары
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (2000 г.) и знаток модернистского искусства приводит нас в блистательную Вену рубежа XIX–XX веков – город Зигмунда..
1263 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
В настоящий набор открыток вошли акварели из двухтомника «Французская армия» выдающегося баталиста Эдуарда Детайля. Перед читателем предстает облик французской военной машины..
242 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
347 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Сборник стихов Алексея Козлова, 2015 года рождения. Искренний и беспристрастный отчёт перед самим собой и перед читателем: мысли и чувства, ускользающее время и ценности, которые..
20 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Litres.ru
Краткая история пьянства от каменного века до наших днейЧто, где, когда и по какому поводуМарк Форсайт, пер. с англ., 2018, 278 с.ОтзывыКак блестяще демонстрирует Марк Форсайт.
431 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
В книге представлен мир современной музыки во всем многообразии направлений, стилей и жанров: фольклор и творчество профессиональных композиторов, этнические мотивы и сложные..
Бальные танцы с конца XIX века до наших дней.
Balnye tantsy s kontsa XIX veka do nashikh dney.
Ballroom dancing from the late NINETEENTH century to the end of our days
Пособие посвящено наследию танцевальных образцов бытовой культуры народов конца XIX — начала XX века, дает новые сведения о танцах, которые будут полезны не только студентам, педагогам, но и режисс.
Posobie posvyashcheno naslediyu tantsevalnykh obraztsov bytovoy kultury narodov kontsa XIX nachala XX veka, daet novye svedeniya o tantsakh, kotorye budut polezny ne tolko studentam, pedagogam, no i rezhiss.
The manual is dedicated to the heritage of dance samples of household the culture of the late XIX — early XX century, gives new information about the dances that will be useful not only to students.
Характеристики
Издание посвящено наследию танцевальных образцов бытовой культуры народов с конца XIX века до наших дней, дает новые сведения о танцах, которые будут полезны не только студентам творческих вузов, педагогам, но и режиссерам драматических спектаклей.
Izdanie posvyashcheno naslediyu tantsevalnykh obraztsov bytovoy kultury narodov s kontsa XIX veka do nashikh dney, daet novye svedeniya o tantsakh, kotorye budut polezny ne tolko studentam tvorcheskikh vuzov, pedagogam, no i rezhisseram dramaticheskikh spektakley.
The manual is dedicated to the heritage of dance samples of household the culture of the late XIX — early XX century, gives new information about the dances that will be useful not only to students, teachers, and Directors of dramatic productions.