а солженицын один день ивана денисовича конспект
Краткое содержание «Один день Ивана Денисовича»
Всего получено оценок: 9094.
О произведении
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 1959 году. Впервые произведение было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Повесть принесла Солженицыну мировую известность и, по мнению исследователей, повлияла не только на литературу, но и на историю СССР. Первоначальное авторское название произведения – «Щ-854 (Один день одного зэка)», в нем назван порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Одного дня Ивана Денисовича», а также пройти тест для закрепления и проверки знания повести.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
На завтрак в лагере была баланда (жидкая похлебка) из рыбы и черной капусты и каша из магары. Заключенные неспешно ели рыбу, выплевывали кости на стол, а затем смахивали на пол.
После завтрака Шухов зашел в санчасть. Молоденький фельдшер, который на самом деле был бывшим студентом литературного института, но по протекции врача попал в санчасть, дал мужчине термометр. Температура 37.2. Фельдшер предложил Шухову «на свой страх остаться» — дождаться врача, но советовал все же идти работать. Двоих больных заключенных уже освободили сегодня от работы, а больше не полагалось.
«Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма». «Из дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года. В воскресенье народ из Поломни пришел от обедни и говорит: война». Дома Шухова ждала семья. Его жена надеялась, что по возвращении домой муж займется прибыльным делом, построит новый дом.
Шухов и Кильдигс были первыми в бригаде мастерами. Их отправили утеплять машинный зал и класть стены шлакоблоками на ТЭЦ.
Шухов занял Цезарю место в очереди для получения посылки. Сам Иван Денисович посылок не получал: просил жену не забирать у детей. В благодарность Цезарь отдал Шухову свой ужин. В столовой снова давали баланду. Отпивая горячую жижицу, мужчина чувствовал себя хорошо: «вот он, миг короткий, для которого и живет зэк!»
Шухов зарабатывал деньги «от частной работы» — кому тапочки пошьет, кому зашьет телогрейку. На вырученные деньги он мог покупать табак, другие нужные вещи. Когда Иван Денисович вернулся в свой барак, Цезарь уже «гужевался над посылкой» и отдал Шухову еще и свой паек хлеба.
«Засыпал Шухов, вполне удоволенный» «В карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…»
Заключение
Советуем прочесть не только пересказ «Одного дня Ивана Денисовича», но и оценить повесть в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Конспект урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
— углублять знания об ушедшей эпохе середины 20 века;
— показать, где связь между вчера и сегодня, где общесоциальное и общечеловеческое в том далеком времени.;
— организовать деятельность учащихся при изучении прозы Солженицына, учитывая сложность ее восприятия (множество диалектизмов, в том числе грамматических, неологизмов, «вариантная» речь, смена рассказчиков).
— Что это были за открытия?
— Что неожиданного, нового, непонятного в рассказе для современного читателя (для вас)?
Кроме конкретных слов, связанных с лагерем, с крестьянской жизнью, им все равно непонятно многое, и прежде всего – отношения между людьми, между человеком и государством.
— Как вы думаете, что потрясло первых читателей рассказа? (Вспомогательный вопрос: чего не знали обычные жители страны, не прошедшие через лагеря, верившие правительтству?)
Ученики скажут о тяжести жизни в лагере, о несправедливости власти. Но они не сразу увидят, что речь – об отношении к человеку во всей советской стране. Ведь пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» И вот открылась страшная правда: оказывается, не «вольно», а иногда и вовсе не может дышать – и не один человек, а сотни, тысячи, миллионы. Открыто скажет об этом Солженицын в «Архипелаге», но неглупый читатель быстро понял, увидев колоссальное обобщение за фигурами отдельных героев уже в рассказе.
Обычный советский читатель узнал правду о том, кто и за что сидит в лагерях: чаще невинные жертвы и, например, герои войны; узнал о нечеловеческих условиях жизни «зэков»; о жестокости власти – от конвоиров до тех, кто издает декреты; узнал об извращении идей и колоссальной лжи в основе «социалистического строительства». А еще автор показал, что человеческая правда может быть выше государственной. Ведь государство объявило врагами своих попавших в плен граждан.
Обратим внимание на некоторые фрагменты рассказа.
Проверить, понятен ли рассказ бригадира Тюрина о своей судьбе. В частности, что сделал он позже и почему для одной из спасших его девушек. «Она в 35-м в кировском потоке попала, доходила на общих, я ее в портняжную устроил».
— Как автор оценивает Цезаря Марковича?
Самоуверенность, ограниченность этого героя. Только опытные и внимательные читатели разберутся в смысле диалога Цезаря с каторжанином Х-123 о фильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный». Речь «двадцатилетника» передает точку зрения автора: «Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!»
-Кого автор сделал главным героем рассказа?
— Что особенного в Шухове, что является парадоксальным?
Обязательно вспомним, что синекдоха – вариант метонимии. Имеется в виду изображение части общества (лагерь) вместо целого (страны) и для понимания целого.
— Как характеризует главного героя его диалог с кавторангом после рабочего дня о том, «куда месяц девается»?
Особенно отметим образ Сеньки Клевшина. Пусть сведения о нем соберет кто-то из учеников.
— Что знает о Сеньке Шухов?
— Как такого человека назвать?
Это настоящий герой Великой Отечественной войны. И в судьбе его самое страшное – несправедливость родного государства.
«Солженицын вернул в литературу «сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров – Замятина, Зощенко, Платонова. Сказ – замечательный инструмент, позволяющий изображать многозначность мира и населяющих его людей. Его запрещение было логичным в литературе, высшей ценностью которой стала – однозначность…» (Михаил Геллер).
О возможностях сказа запишем: этот тип повествования представляет героя изнутри и дает объемную картину жизни, в речи «сказителя» высвечивается и авторский взгляд.
— Где же «выглядывает» автор?
— Когда герой оценивается как бы со стороны?
«Дума арестантская – и та несвободная…»; «Шухов совсем забыл, что сам он только что так же работал… Сейчас он зяб со всеми и лютел со всеми…»
Полстраницы подряд звучит речь автора, характеризующего кавторанга Буйновского (сцена в столовой). Особенно выразительно и горько звучат строки, изображающие его радость при получении «нечаянной» лишней каши. Прочитаем их :
Здесь каждое обособление подчеркивает горечь автора, его сочувствие герою и обвинение власти.
Теперь поговорим о лексической стороне рассказа – об употребляемых в речи героев словах и словосочетаниях.
Язык автора очень разнообразен. Например, используется язык зоны. Народная речь проявляется в лексике, грамматике, словообразовании (взлез, обледь, засветляли, наскорях, не окунумши, дохрястывают, доболтки…)
Встречается авторское словообразование, словоизменение (подлизнул, замусоленными, плесь, подстрельнуть) и даже орфография (цынга, цыгарку).
Жаргон подростков, как и большая часть уличного сленга, прямо связан с уголовным.
— Какие открытия сделал Александр Солженицын?
Картины лагерной жизни.
Правда о несправедливости и преступности власти, о несчастье целого народа, о конкретных событиях эпохи (об осуждении пленных и даже героев войны как шпионов: ср. судьбы Буйновского, Клевшина).
Открытие героя, парадоксально неожиданного.
Эвристическая беседа. Работа с таблицами.
Критики и читатели сравнивали Ивана Денисовича и Платона Каратаева.
— Есть ли основания для сравнения Шухова и Каратаева?
— Каковы ваши впечатления о герое? Что в нем удивляет? Что отталкивает? Что вызывает уважение? Что нравится?
Поставим акценты: нравится в человеке или нравится в том, как изображает его автор. Это нужно, чтобы ученики различали человека и художественный образ; это и путь для последующего изучения того, как реализован авторский замысел.
— Справедливо ли мнение писателя Ю.О.Домбровского об Иване Денисовиче: «Платон Каратаев в лагере»?
Вспомним долгий «толстый» смех Пьера, удививший окружающих: «…не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня… Кого меня? Меня – мою бессмертную душу. » (т. 4., ч. 2, гл.14). Он осознал то мироощущение, которое сложилось у него под влиянием народного восприятия мира – совершенную внутреннюю свободу. Именно это осознание и даст опору графу Петру Кирилловичу Безухову во всей дальнейшей жизни.
— Прочитаем пословицы, встречающиеся в речи Ивана Денисовича.
Обратим внимание, что кроме первой – природной – приметы остальные пословицы – это характеристика нравов.
— Сравнивая двух героев-крестьян разных писателей, обнаруживаем коренное отличие солженицынского героя. Работа с таблицей (слайды 36, 37, 38,39). Он, по характеристике автора, «не промах», то есть и ловок, и смышлен, и смел. Но это не все. Главное, что Иван Денисович – мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной позиции.
Давно уже критики заговорили о праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой мученичества в лагере возникает вопрос о праведности героя рассказа.
— Знаем ли мы значение слова праведность?
Запишем в тетрадь: «Праведность – это…(ваше мнение)».
Через 3 минуты причитаем вслух все мнения, сколько успеем. А затем под диктовку:
Праведность – это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и пристрастного врага». «Героя создает случай, праведника – ежедневная доблесть». (По Н.С. Лескову).
— Можно ли Ивана Денисовича назвать праведником?
— Можно ли считать его самым обыкновенным человеком («нулем», по Домбровскому)? А «маленьким человеком»?
— Что спасает Шухова?
— Можно в тяжелейших условиях многое вынести за счет одного терпения, смирения… Или нет? Как отвечает автор?
Можно спасти жизнь, но потерять живую душу, стать подлым человеком, утратить личностные свойства.
— Что помогает выжить?
— Что помогает остаться человеком?
— Почему вообще речь идет о том, что в лагере трудно остаться человеком?
Любой заключенный, выживая, идет на уступки окружению, обстоятельствам, а иногда и собственной совести. Надо быть особенно внимательным в наблюдениях за границей компромисса, за которую Иван Денисович не переступит.
— В чем разница между понятиями «выжить» и «остаться человеком»?
Вопросы записать в тетрадь:
— Кого и за что уважает Иван Денисович?
— Что такое компромисс?
— Приспособляемость или приспособленчество изображает автор? Из чего это следует?
Не тех, кто хорошо приспосабливается, а тех, кто сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского, который ведет себя не по законам выживания и «залупается», но труженик настоящий, и Шухов рад, что лишнюю кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе нужно поговорить отдельно.
— В чем же особенности героя Солженицына?
Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями (это может быть темой отдельного исследования). Оказывается, что перед нами – очень сильный, смышленый, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать предметом обсуждения).
Но удивляет в Шухове другое (отметим, что это – его внутреннее состояние, так он сам чувствовал): «Он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем больше утверждался: на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти». То есть приспособленцем и подлецом не стал. А это уже результат осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека». Можно думать (вслед за автором), что в тяжелые годы именно так выживал народ и сохранял живую душу.
Ответить на вопросы, записанные в тетради.
«Один день Ивана Денисовича»: краткое содержание рассказа Солженицына. Характеристика героя
Краткое содержание рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Полный текст и аудиокнига. Тема и герои повести. Характеристика Ивана Денисовича Шухова.
«Один день Ивана Денисовича» — произведение Александра Исаевича Солженицына о бывшем солдате, отбывающем 10-летний срок в лагере в годы сталинских репрессий. Иногда «Один день Ивана Денисовича» называют рассказом, иногда — повестью.
«Один день…» стал первым из опубликованных творений Солженицына и первым разрешённым в СССР произведением о сталинских лагерях. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» с личного разрешения советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва. Это стало одним из знаковых моментов «хрущёвской оттепели» и борьбы с «культом личности» Сталина.
Сам Солженицын изначально назвал рассказ «Щ-854. Один день одного зэка», по лагерному номеру главного героя. Уже перед публикацией название изменил главный редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия в исполнении автора доступна на YouTube.
Краткое содержание
В пять часов утра бьют подъём, и Иван Денисович Шухов просыпается в лагерном бараке. Он чувствует, что заболел, и продолжает лежать. Заметивший это надзиратель командует: трое суток карцера за нарушение режима. Однако, уведя Шухова из барака, он «прощает» зэка, но за это велит вымыть пол в надзирательской.
Закончив уборку, Иван Денисович спешит в столовую. К счастью, товарищ по бригаде сберёг ему завтрак, и Шухов ест холодную жидкую баланду и замёрзшую кашу самодельной ложкой.
Затем Шухов идет в санчасть, чтобы из-за болезни не выходить на работу. Но фельдшер Вдовушкин отказывается его госпитализировать — температура недостаточно высокая.
Кадр из фильма «Один день Ивана Денисовича» (2021)
Шухов идет на перекличку вместе со своей 104-й бригадой. На улице почти тридцатиградусный мороз. Выход на развод — самая тяжёлая минута за день.
Вместе со своей бригадой Иван Денисович идет на стройку за пределы лагеря и думает о том, что в наступившем 1951 году имеет право написать два письма домой. В последнем письме жена рассказывала, что в колхозе после войны дела совсем плохи и она мечтает, что Иван скоро вернётся домой и поможет семье выбраться из нищеты.
104-й бригаде предстоит работать на брошенной ТЭЦ — класть шлакоблоки. Ивану с напарником, латышом Кильдигсом, бригадир велит утеплить машинный зал, чтобы было где греться. Те приносят украденный рулон толя, чтобы заделать окна. Бригада начинает работать, и на время голодные и замёрзшие зэки словно забывают о своих бедах, перешучиваются как старые приятели.
На обеде в столовой Шухову удалось обманом «закосить» для своей бригады две лишние миски каши. Одну из порций помощник бригадира отдаёт самому Ивану Денисовичу. Ещё одну миску Шухов несёт в лагерную контору и слышит, как работающие там «придурки» спорят о фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
После обеда бригада таскает на второй этаж ТЭЦ тяжелые шлакоблоки и кладёт стену. Шухов, опытный каменщик, погружается в работу, не видя ничего вокруг и не чувствуя мороза. Заключённые работают быстро и старательно. Если бригадир потом сумеет правильно доложить об успехах, их будут чуть лучше кормить.
Прибегает десятник Дэр и грозит бригадиру новым сроком за украденный толь. Тот в ответ угрожает: если донесёшь, до завтра не доживёшь. Дэр знает, что за последнее время в лагере ночью зарезали троих зэков-доносчиков, и, струсив, решает не ссориться с бригадиром.
Солнце клонится к закату, а работа ещё в разгаре. Если сейчас бросить укладку шлакоблоков, пропадёт замешанный раствор. И 104-я бригада продолжает трудиться, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир велит работать, его слушают: только благодаря его изворотливости и ударному труду зэки получают дополнительную пайку и выживают.
Наконец заключённые отправляются обратно в лагерь. Последним со стройки уходит Шухов, довольный хорошей работой. У ворот лагеря пять сотен зэков мёрзли ещё полчаса, пока всех не пересчитали и не нашли отставшего молдаванина (его теперь ждёт холодный бетонный карцер, где дают лишь кусок хлеба в день).
Иллюстрация Н.Ю. Лаврухина
Шухов занимает очередь за посылками. Сам он запретил жене слать передачи, чтобы не «отрывать от ребятишек», но хочет удружить «придурку» Цезарю Марковичу и получить что-то в награду. Тот с благодарностью разрешает Ивану Денисовичу забрать свой ужин — дополнительную миску пустых щей и кусок хлеба. Потом Шухов чудом поспевает на ужин со своей бригадой, едва протиснувшись в двери: не успеешь со своими, останешься голодный.
В бараке Цезарь Маркович дарит Шухову два печенья, два кусочка сахара и ломтик колбасы, когда тот помогает уберечь продукты во время переклички.
Баптист Алешка пытается говорить с Иваном Денисовичем о Боге. Но тот отвечает с издевкой: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?».
Лёжа на шконке, Шухов съедает кусочек колбасы и засыпает довольный. Сегодня ему повезло: не посадили в карцер, их бригаду послали не на самую тяжёлую работу, ему удалось съесть лишнюю миску каши, при обыске у него не нашли ножовку, и даже болезнь переходить на ногах…
Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…
История создания и публикации
Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год, автор трёхтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.
Солженицын сам прошёл лагеря. Он был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — спецтюрьме для технических специалистов, а затем сидел в лагере в Казахстане. Чудом пережив рак желудка, он вышел на волю и оказался в ссылке, стал работать учителем математики в Рязани. Там он и написал рассказ «Щ-854».
Идея рассказа пришла ему во время тяжёлого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это был бы хороший способ описать весь ужас лагерной жизни: рассказать про один обычный день заключённого. Автор сознательно решил не нагнетать ужас, а показать «удачный» день, чтобы ещё заметнее были бесчеловечные условия, в которых держат заключённых.
Вдохновлённый тем, что Никита Хрущёв публично заговорил о репрессиях и подверг критике Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года передал текст рассказа в журнал «Новый мир».
Главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, был настолько впечатлён произведением, что обратился лично к Хрущёву за разрешением на публикацию. Помощник вслух прочитал рассказ советскому лидеру, и Хрущёв позволил напечатать произведение в рамках своей борьбы со сталинизмом.
«Один день Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвёл на советское общество огромное впечатление. Впервые в печати открыто говорили об ужасах, с которыми столкнулись невинно осуждённые люди в лагерях. Сам Солженицын позднее отмечал, что если бы такое произведение издали где-то за границей, его объявили бы клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» напечатали с разрешения ЦК Коммунистической партии, и спорить с этим было невозможно. Заговорили о том, что Солженицыну могут дать Ленинскую премию, однако этого так и не произошло.
После смещения Хрущёва с поста в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя тему репрессий перестали широко обсуждать. Солженицын оказался в опале, его вскоре исключили из Союза писателей, а его произведения перестали издавать и убрали из библиотек.
За публикацию за границей «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына лишили советского гражданства и в 1974 году выслали из страны. Вновь печатать «Один день Ивана Денисовича» на Родине писателя стали лишь в 1990-е, тогда же смог вернуться из-за границы в Россию и сам Александр Исаевич.
РИА Новости / Юрий Долягин
О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова
Тема рассказа Солженицына — жизнь человека в концлагере. В мельчайших подробностях описывая лагерный быт, автор показывает, какие пути выбирают заключённые, чтобы выжить и не сойти с ума. «Кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься», — гласит мудрость, благодаря которой Шухов протянул в лагере уже восемь лет.
Солженицын сознательно выбрал своим героем «маленького человека» — бывшего колхозника и бывшего солдата, лысеющего доходягу без половины зубов. Шухову не шлют с воли посылки с продуктами, как Кильдигсу. Он не рассуждает об искусстве, как работающий в лагерной конторе Цезарь Маркович. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.
У Шухова нет ни большого ума, ни наглости, ни умения «качать права». Это простой человек, арестованный без вины, не выдержавший пыток, оговоривший себя и попавший в лагерь. Теперь он хочет лишь выжить, но даже о свободе боится мечтать всерьез, не веря, что ему перед освобождением не накинут ещё десять лет лагерей.
При этом у Шухова есть внутренний стержень, который помогает ему день за днём жить и не сдаваться. Он не выпрашивает подачки и не вылизывает чужие миски после обеда. Не обманывает. Не доносит. Не боится тяжелого труда, когда от этого зависит благополучие всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не подводит своих товарищей по несчастью.
Но что самое удивительное в Шухове — он умеет радоваться тому немногому, что дает ему лагерная жизнь. Он получает радость от работы. От лишней миски каши. От того, что избежал карцера. Хлебая за ужином баланду, он не проклинает свою жизнь и думает лишь: «Переживём всё, даст Бог кончится!» Перед сном он по-своему радуется прожитому дню.
Автор не даёт оценок Ивану Денисовичу Шухову. Его задача в другом — показать жизнь каторжного лагеря и жизнь заключённых изнутри. А вот читатель может и задуматься о месте таких людей в жизни и в истории. Может быть, только благодаря людям вроде Шухова страна пережила все тяжёлые испытания, выпавшие ей в XX веке? Или наоборот, это они довели её до беды своей безропотностью и умением жить, ни на что не надеясь?
Конспект мастер-класса по повести «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер-класс по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
1. «…и чем дальше, тем крепче держался…»
2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»
1. Проанализировать повесть А.И.Солженицына.
2. Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях.
Центоны – лат. – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.
— Прежде чем мы начнем разговор, я бы хотела попросить вас описать свой счастливый день.
1. Вступительное слово учителя. Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.
Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.
Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.
1953 год. Сталин умер.
Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.
И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.
Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.
Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.
2. Создание центонов. Работа в группах.
Третья группа Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?
Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.
Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В романе Е.Замятин «Мы» мы уже встречали подобную ситуацию. Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность .
Учитель. Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? (быть добрым, человечным, справедливым, честным, гуманным).
Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?
Возможные варианты ответов:
«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:
— Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать»
« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином»
«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него»
«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»
«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»
«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»
Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович сидит. Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.
Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….
Возможный вариант ответа:
Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.
Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?
Возможный вариант ответа:
Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.
Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь, зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому, по-вашему, его можно отнести в первую очередь?
Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?
Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.
Учитель. Когда-то Ф.М.Достоевский в романе «Записки из мёртвого дома» описал год жизни на царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на все кандалы и шпицрутены, царская выглядит милосерднее, если такое слово уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.
(« Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день. почти счастливый…».)
Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?
Учитель. Как вы думаете, это рассказ о том, как страдали, или о том, как удается выжить, сохраняя себя человеком?
Возможные ответы. Разговор, конечно, идет и о том, как страдали осужденные, но Шухов-рассказчик ненавязчиво показывает нам, почему ему удается выжить, удается оставаться человеком. Шухов сохранил достоинство, он сумел в адских условиях, несмотря на обиду и несправедливость, остаться человеком, сохранив то, что на досмотре не отнимешь – ценности духовные (совестливость, человеческое достоинство). Он не доносит на солагерников, не вылизывает чужие тарелки, не унижается из-за табака. Выжить и сохранить человеческое достоинство ему помогает работа. Да, пусть каторжная, но работа.
Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но, все же, не ценой утраты души, или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока». И в этом величие души человека за колючей проволокой! В этом моральная победа зека-одиночки над всесильным тоталитарным режимом.
4. Заключительное слово учителя
О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока.
В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.
Они мирно жили и честно трудились,
Но в одночасье все изменилось.
Сломаны судьбы, надломлены души,
Стенанья родных. Как можно их слушать?
Сегодня, в день памяти этих несчастных
Мы вспомним, как все это было ужасно.
Стыдливо потупив глаза от родных,
Мы тихо попросим: «Простите за них!»