абхазия танцы на абхазском застолье
Первое знакомство с Абхазией и ее традициями в селе Дурипш
И сразу начну с легенды о появлении Абхазии. Когда Бог делил земли, то один райский уголок он оставил в своей заначке, так сказать. для себя, а остальные земли стал раздавал представителям разных национальностей. Поделил и успокоился, но спустя некоторое время к нему пришел абхаз за землей.
И основы гостеприимства даже отражены в флаге. В ходе экскурсии были озвучены разные варианты трактования изображения флага, мне больше всего понравился этот: полоски зеленого цвета символизируют цвет религии ислама, белого — христианство, ладонь означает доброжелательность и гостеприимство, а 7 звезд — 7 исторических районов страны. Семь — священное число для жителей Абхазии. 7 звезд и 7 полос на полотнище флага. Пурпурный прямоугольник — это кровь, пролитая за независимость Абхазии.
«Какие же исторические районы Абхазии?» — сам собой возникает вопрос. Перечисляем: Гудаутский район (города: Гудаута, Новый Афон), Гагрский район (Гагра, Пицунда), Сухумский район (Сухум), Ткуарчалский район (Ткуарчал), Гулрыпшский район (Гулрыпш), Галский район (Гали), Очамчирский район (Очамчира).
Самурзакан же — историческая область Абхазии, на которой находилось княжество Самурзакано. Если соотносить с современной территорией то это Гальский, Ткварчельский и Очамчирский районы. Свое название область получила по имени ее владельца — правителя этих земель в 17 веке.
А с корабля, как говорится, сразу на бал, вернее на абхазское застолье, которое состоялось в селе Дурипш (Гудаутский район). Прежде чем сесть за стол отправляемся на 180 ступенек вниз к горной реке Хипста.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
—И в ванне, и в бане,
Затем бодрым шагом, правда, без песни веселой, поднимаемся наверх и садимся за стол. Есть свои принципы рассадки за столом, но нас (туристов) оно не коснулось.
И немного о том, что выставляют на стол. Он скромен по российским меркам. Основным блюдом является мамалыга — круто сваренная на воде без соли кукурузная каша.
Мамалыгу подают в горячем виде и с сыром. Кроме того, на столе нарезка из овощей (что выросло в огороде), лаваш и шашлык. Собственно, на этом и все.
Итак, берем мамалыгу руками, обмакиваем ее в соус (к сожалению, забыла его название), жуем, но не глотаем, следом идет кусочек шашлыка, щипаем лаваш и только после этого глотаем, и испытываем неповторимые вкусовые ощущения. Приборы, конечно, были на столе, но ими пользоваться не принято.
Любое Абхазское застолье включает в себя как минимум 99 тостов, но, конечно, не каждый способен их осилить. На свадьбах одни тосты, на похоронах другие, на поминках третьи. Несколько тостов постоянны и неизменны при любых событиях.
Существует и культура проведения застолья и ее правила:
Первое правило: Обязательные тосты произносятся стоя, и бокал опустошается каждым участником застолья полностью, после чего пустой ставится на стол. Нам, как неподготовленным участникам к застолью, хозяин из соображений гуманности разрешил пить до половины бокала (пригубить нельзя).После произнесения тоста и опустошения бокалов участник застолья может присесть. Бокалы до тоста наполняются вином/чачей/иными напитками и должны быть полными, половинки, четвертинки и т.д. не допускаются.
Второе правило: Каждый тост, за исключением одного, поднимается стоя. Есть небольшое исключение, если похороны или поминки, то все тосты поднимаются сидя.
Третье правило: Без спроса у тамады запрещается выходить из-за стола, поднимать свои тосты. Если встал из-за стола, то по обычаям, вернуться уже не можешь.
Четвертое правило: (видимо шуточное) Если кем-то правило нарушаются, то наказание может быть трудное для одних или приятное для других, 200 грамм чачи залпом (чача — аналог водки, крепкий напиток изготавливается из определенных видов винограда).
Первый обязательный тост всегда поднимается за Бога, за ту религию, веру в которую каждый в себе несет. Озвучивает обязательные тосты хозяин застолья, и, как правило, тосты звучат очень витиевато и красноречиво.
В нашем случае звучал так:
Второй обязательный тост поднимается за страну: за Абхазию, за ее процветание. Ведь если будет процветать страна, то, соответственно, будут благополучны и ее жители.
Третий тост (особый, сидя и не чокаясь) за тех, кого нет с нами, или по болезни, или по нелепой случайности, или в ходе боевых действий, или просто по наступлению срока жизни.
Далее выбирается тамада, который и ведет застолье, а у нас тамадой был хозяин, который и пригласил нас на это застолье и знакомил с обычаями своей страны.
Когда спросили перевод песни, то выяснилось, что песня о несчастной любви, хотя звучит достаточно живо.
И как в любом застолье было время и для танцев.
На этой музыкальной ноте и закончу рассказ о застолье.
Абхазское застолье экскурсия в Дурипш
Забегая вперед скажем, что Абхазское застолье самая запоминающаяся экскурсия. В Абхазии есть несколько семей, в которые приглашают туристов, но как нам рассказали, это самая большая и самая веселая.
Винодельня Шато Бамбора
Первая наша остановка была на винодельне Шато Бамбора. В небольшом зале собралось около пятидесяти человек, нам рассказывали про производство вина и чачи и конечно же наливали по 20 грамм своей продукции, на то она и дегустация!
Как обычно в конце предложили купить продукцию винодельни.
Не знаем правда или нет, но говорят, для туристов настоящего вина не делают и мы от покупок воздержались. Но было интересно.
Поляна Лахнашта в селе Лыхны
Лыхнинские поляны — место, где проходят народные гулянья, праздники, конные соревнования. Раньше здесь собирались старейшины для решения важных вопросов. Это место известно во всей Абхазии, основные праздники, которые отмечают там сейчас, это 9 мая и 30 сентября — дни победы в Великой отечественной и Грузино-Абхазской войнах.
Храм Успенья Божьей Матери
На поляне Лахнашта находится древний храм Успенья Божьей Матери. Он был построен в X веке и с тех пор не реставрировался. Все части здания находятся в первоначальном состоянии, даже старинная черепица.
Для того, чтобы не разрушить крышу храма, которая со временем начала протекать, над храмом построили защитный металлический навес, который, конечно, не дает полностью увидеть древнее строение, но зато укрывает его от дождя и это продлит его первозданное состояние.
Внутри храма фотографировать нельзя, на дверях висит предупреждающая табличка. Никто не нарушает запрета.
Это одна из немногих церквей, где никогда не прекращались службы. Храм был действующий всегда, даже во время многочисленных войн и становления советской власти.
Развалины замка князей Чачба
Это остатки двухэтажного замка владельцев села Лыхны князей Чачба. Не совсем понятно, какую ценность несут эти развалины, но туристам нравится фотографироваться на фоне заросших стен бывшего замка.
Абхазское застолье село Дурипш
После заездов на дегустацию и на поляну к назначенному времени мы приехали в Дурипш. Застолье начинается в 7 часов вечера, к этому времени собирается огромное количество людей, как мы потом попытались посчитать, около 500 человек. Автобусы подъезжают из Сочи и из разных районов Абхазии.
Гостей встретил хозяин дома Руслан. Рассказывал про быт Абхазских семей, про родовые дома, традиции и обычаи. Легко, с юмором, с шутками.
Гостей пригласили погулять по территории дома. Минут через двадцать всех пригласили за стол. Вот тут то и начался самый настоящий праздник. Причем праздник, что называется, души и живота.
Столы ломились от еды. Сначала на столах стояли тарелки с овощами, соленьями и мамалыгой, графины с соком, красным и белым домашним вином и чачей.
Затем принесли тарелки с шашлыком. Вкусное, сочное, горячее мясо. Все было безумно вкусно, еды было очень много.
Руслан несколько раз повторил, чтобы все закусывали вдоволь и тарелки будут постоянно наполняться. И действительно в течение вечера девушки подносили шашлыки и подливали вино.
Во время того, как мы после прогулок с удовольствие поглощали еду со стола, Руслан со сцены говорил нам тосты, рассказывал местные байки, выпивал (или делал вид) вместе с нами. А потом был потрясающий концерт. Ребята танцевали для гостей национальные абхазские танцы, Молодой человек, к сожалению имя не запомнили, играл на скрипке.
А в перерывах между выступлениями Руслан предлагал выйти и потанцевать всем гостям. Вино и чача подняли настроение абсолютно всем, так что танцевали и на сцене и в проходах между столами.
Интересный был момент, когда Руслан стал обходить столы и все называли города, откуда кто приехал. И оказалось, что за столами сидели гости со всей России.
На самом деле ощущения от поездки остались самые позитивные. Цена за поездку была 1500 рублей за человека, а если учесть, сколько мы съели и выпили, то экскурсия получалась примерно равной по стоимости походу в кафе, а может даже и дешевле.
Съездить можно
Отдыхали в Абхазии, в июне этого года. В целом отдых понравился: солнце, море, красивая природа, НО есть и недостатки.
На пляже в Гагре нет на море ни буйков, никаких ограничительных дорожек: купаются люди, дети, тут же, чуть ли им не по головам ездят «бананщики», катера, предлагающие морские прогулки, водные мотоциклы. К концу нашего отдыха появилась два буйка, но они мало исправили ситуацию.
Домашнее вино- довольно плохого качества, но цены завышены. В соседнем Сочи можно купить 1,5л бутылку неплохого вина по 250 руб., тут же от 300 руб.
На различных дегустациях вина и чачи, куда обычно завозят, когда едешь на экскурсии, случалось что пробовать давали хорошее домашнее вино, а когда люди, попробовав, покупали понравившееся вино, то в бутылку наливали непонятную бурду. Причем по цене 500 руб. за 1,5л бутылку.
Отдельный разговор про «Абхазское застолье». Как нам расхваливали купить эту экскурсию, и выпить, и поесть можно будет без ограничения, и будет выступление абхазского коллектива танцев, и экскурсию проведут в с.Лыхны. Вообщем, пообещали, что все будет замечательно, не пожалеете.
На деле все оказалось несколько иначе: придя к назначенному времени, мы 45 минут ждали экскурсионный автобус. Потом еще 1,5 часа ездили по Гагре, собирали остальных экскурсантов. Т.е. вместо сбора с 15.30 до 16.00, нас наверное, собрали где-то к 17.30. Потом повезли по разным дегустациям, наконец где-то к 19.00 нас привезли в с.Лыхны, показали древний храм, руины дворца, и к 20 часам приехали на хваленое застолье.
Само застолье длилось, наверное, минут 20. Мы только расслабились, начали знакомиться и общаться с соседями, как пригласили во двор на выступление шоу-группы. Пока люди смотрели выступления, все столы убрали. Ни поесть, ни выпить толком не получилось.
Т.е. все интересное длилось часа 2, а остальное время нас долго катали в автобусе.
Абхазия танцы на абхазском застолье
Вот уже 15 лет семья Руслана Кокоскерия в своем гостеприимном доме – абхазской усадьбе в селе Дурипше – принимает гостей. А принимает гостей необычных. Люди приезжают к ним из разных уголков России и собираются здесь, чтобы прикоснуться к абхазской культуре и быту, попробовать нашу национальную кухню, повеселиться, полюбоваться красотой абхазского танца и научиться поднимать самые настоящие абхазские тосты! Это – экскурсия «Абхазское застолье», или же «Абхазское гостеприимство», которая уже успела стать популярной среди российских туристов. Недавно на этом празднике побывала и я, и не только глазами туриста, но и журналиста увидела, что же представляет из себя эта необычная для многих экскурсия.
Идея знакомить российских туристов с абхазским гостеприимством появилась у самого Руслана Львовича Кокоскерия, который после войны работал экскурсоводом, а сегодня является директором Национальной туристической компании. Экскурсии в те времена проводились по немногим маршрутам. Туристов в основном возили в Пицунду, Гагру, Новый Афон и на озеро Рицу. После каждой поездки гостей Абхазии ожидал приятный сюрприз. Это был пикник, где любознательные туристы знакомились с искусством ведения абхазского застолья. Но как-то, возвращаясь из экскурсионной поездки на озеро Рицу, Руслану не удалось организовать «поход на природу с шашлыком», и по дороге в Сухум группа заехала в село Дурипш. Здесь, как подобает истинному абхазу, Руслан пригласил туристов домой, где его родные накрыли для гостей небольшой стол. Впечатления от абхазского гостеприимства у туристов были самые приятные, такого, как отмечали они, нигде раньше они не встречали. С того самого дня экскурсия в село Дурипш, а именно на «Абхазское застолье», стала традиционной частью вышеназванных маршрутов.
В тот день, когда я решила поехать в село Дурипш, в доме Руслана Кокоскерия собралось более 350 человек. (Хотя желающих побывать там, особенно в летнюю пору, бывает и больше.) Многие туристические группы приезжали на микроавтобусах в село после других экскурсий. Кто-то с утра успел побывать на озере Рице, а кто-то в Новом Афоне, и они теперь мечтали провести вечер, окунувшись в абхазскую культуру и обычаи. Многие присутствовали на этом празднике впервые, а кто-то ездит на застолье в Дурипш уже десять лет – видимо, все-таки по душе туристам абхазское гостеприимство.
. Как только наша группа выехала из Сухума, молодая экскурсовод Яна начала рассказывать о красотах и достопримечательностях Абхазии: о Новом Афоне, селе Приморском, Гудауте (даже легенду о Гуде и Утте рассказала), о селе Лыхны. Кстати, мы посетили Лыхненский храм Успения Богородицы, где гостям Абхазии показали древнее абхазское святилище, огромную Лыхненскую поляну, развалины Лыхненского дворца абхазских князей. Все это, безусловно, вызвало у экскурсантов бурю эмоций и восхищение.
По дороге в Дурипш Яна рассказывала об истории села, какие знаменитости здесь бывали, о чайных плантациях, о блюдах, которые подаются к любому торжественному столу, о традиционной абхазской свадьбе. Еще она заметила, что на обратном пути ее веселят уже сами туристы: шутят, танцуют и поют, и попросила всех нас поддержать эту традицию.
А вот и усадьба семьи Кокоскерия. Красивый дом с традиционным абхазским двором, где красовались уютные апацхи, амацурта и казарма находятся, как мне показалось, в одном из живописнейших мест села Дурипша. Рядом чайные плантации, огромные кукурузные поля, виноградники, дома с ухоженными дворами других жителей Дурипша. В общем, для российского туриста – все это необычно и вызывает неподдельный интерес. И кто-то после абхазского застолья, бывает, решает вернуться сюда, чтобы до конца прочувствовать прелести сельской жизни. Жители Дурипша с удовольствием принимают гостей – ведь это хороший заработок, особенно в летний период.
Во дворе дома нас встречает молодой мужчина в абхазском национальном костюме. Как мне объяснили позже, это младший брат Руслана, Осман. Он приглашает всех нас на экскурсию по абхазскому подворью. Пройдя мимо больших столов, которые только-только накрывались блюдами абхазской национальной кухни, мы направились в дальнюю часть двора. Здесь Руслан Львович рассказал гостям о том, чем занимаются абхазы в селе, что выращивают и едят. Оглядываясь по сторонам, я вижу, что здесь не менее красиво. Ухоженный сад, рядом виднеется огород, чуть дальше – семейное кладбище, а рядом с домом – амацурта, куда можно было зайти, чтобы посмотреть, как обустроен винный погреб. Семья к тому времени успела собрать урожай винограда, из которого уже сделали вкуснейшее вино для российских туристов (на будущий летний сезон или на зиму), разлили виноградный сок для акалмышьа и аджинджуха и чачу. Здесь же можно было зайти в апацху и амацурту, чтобы посмотреть, как на кухне хлопочут хозяева: мужчины жарят мясо, варят фасоль и мамалыгу, а женщины – накрывают на столы.
Слышу, как кто-то из туристов поинтересовался у Руслана Львовича: «Почему могилы у абхазов расположены в дальней части двора?»
– Чтобы иметь возможность чаще посещать могилы и не забывать об усопших, – ответил он. Задавали и множество других вопросов, но, честно сказать, пока мы ходили и любовались всем этим хозяйством, успели сильно проголодаться. И хозяева, будто почувствовав это, пригласили нас к столам, которые уже были накрыты. Оставалось только подать мамалыгу – горячую, как это делается на любом абхазском застолье. И вот перед нами фасоль, соусы из красной и зеленой алычи, домашние сыры, соленья, свежие овощи, зелень, мясо, рыба, лаваши. Из напитков – вино, чача, вода и местные лимонады. И все очень вкусно. Застолье ведет тамада – сам хозяин дома Руслан Львович, который пообещал в скором времени веселье и танцы. Подняв вместе с гостями традиционные абхазские тосты, он рассказал, что для абхаза тост – это не просто пить вино и говорить, а самая настоящая молитва. (С абхазского слово «аныщъа=а» так и переводится.)
– Абхазы, произнося тосты, обращаются к Всевышнему, благодарят его за все и просят помочь им в благих делах, – пояснил он. И подняв последний бокал вина за здоровье каждого присутствующего, он поинтересовался: кто откуда приехал. Гости выкрикивали из своих мест: Москва, Сочи, Ростов, Абакан, Армавир, Барнаул, Задонск, Каменногорск, Сахалинская область, Камчатка, то есть в тот день собралась почти вся Россия – от Юга до Дальнего Востока. Ну, а какие же остались впечатления у наших гостей от «Абхазского застолья»?
– Мы очень рады, что посетили его, – поделилась со мной Марина Патрушкина из Челябинской области. – Мне очень понравилось абхазское гостеприимство и сам хозяин дома, видно, что все делает от души.
Москвичка Татьяна Ткаченко рассказала мне, что ей очень понравилась идея проведения «Абхазского застолья». Традиции народа необходимо продвигать. Если в наше время это будет в такой форме, то это очень хорошо.
Пообщалась я и с экскурсоводом Вадимом Соловьевым, который приехал в Абхазию из Кавказских Минеральных Вод, из города Пятигорска: «Мне все понравилось, многое узнал, увидел. Здесь впервые я попробовал абхазскую чачу, она мне очень понравилась, так что купил ее и в качестве сувенира».
Застолье продолжалось, гости ели и пили, шутили и любовались красивыми абхазскими танцами мужских и девичьих танцевальных групп. И все отмечали, что это самая настоящая абхазская свадьба! Разве что не хватало жениха и невесты. Даже я, уроженка этих мест, выросшая в соседнем селе Лыхны, почувствовала себя на этом празднике счастливой гостьей.
Абхазия танцы на абхазском застолье
Абхазское застолье — целый ритуал. Здесь нет мелочей, все продумано, торжественно и красиво. Особое значение приобретает выбор тамады, а также многочисленные разнообразные тосты.
Выбор тамады, последовательность абхазских тостов
Все последующие тосты также начинаются с обращения ко Всевышнему — с просьбой благословить того, в честь кого он говориться.
Важное значение имеет особенность того или иного тоста. Когда произносят речь в честь Всевышнего, смотрят вверх. Как только сказаны слова за тех, кто покинул этот мир, собравшиеся не соприкасаются бокалами; нужно коснуться соседей ладонью, причем — ее тыльной стороной.
Необычайная важность и даже строгость в соблюдении тостов вызвана тем, что в Абхазии для обозначения как тоста, так и молитвы, используется одно слово.
Отдельно стоит сказать об особых застольях, к которым относятся те, что имеют религиозные и обрядовые черты, а также о свадебных мероприятиях. Тамада во время тостов соблюдает особый обряд; он держит в руке части животного, принесенного в жертву (сердце и печень), которые насажены на палочку из фундука.
Роль вина в традиционном абхазском застолье
По традиции, застолье заканчивается после полуночи. Все гости, не спеша, покидают свои места и тепло прощаются друг с другом и хозяевами.
Традиции абхазского гостеприимства