адаптация к лагерю первые дни
Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
Двуреченская Софья Евгеньевна,
вожатая МБУДО ДООЦ «Кировский»
Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
Адаптационный период в лагере – это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми [1]. Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот. Не дать уехать домой, находить как можно больше дел для него, защищать от нападок детей, создание благоприятного психологического климата детского коллектива. С первых же минут взаимодействия педагога с детьми, необходимо осуществлять данную задачу. От того, как хорошо вожатый сможет наладить жизнь в первые три дня, зависит то, как быстро ребенок сможет привыкнуть к лагерю и другой атмосфере.
Цель моей исследовательской работы – создать систему мероприятий по адаптации детей в лагере.
Адаптация. Как часто мы слышим это слово. Но что же это такое? Адаптация – реакция любого организма на новую или измененную среду. Она может быть ярко выраженной или более сглаженной. Это зависит от условий изменения среды (степень ее новизны, узнаваемости) и от наших с вами особенностей. Если при попадании в новую среду вы не замечаете в себе никаких изменений, чувствуете себя хорошо, ни на что не жалуетесь, то это совсем не означает, что адаптация не протекает.
Загородный центр представляет для ребенка новую среду, в которой предъявляются новые требования, правила поведения, новый режим дня, система отношений и, конечно, новый коллектив. Адаптация начинается с момента прибытия ребенка в лагерь и длится от двух дней до недели. Продолжительность и легкость адаптации зависит от различных факторов: психологических особенностей (характера, темперамента, самооценки), возраста, опыта пребывания в загородных лагерях или вдали от родителей; опыта и личности вожатого; организации мероприятий в отряде и лагере.
Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. После прибытия ребенка в лагерь в течение 2-5 дней идет адаптация ребенка к новому месту и коллективу. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй-третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере [2].
Но в эти первые дни очень многое зависит от вожатого, который будет с ребенком. Именно от этого вожатого и зависит, как будет вести себя ребенок. Делясь своими наблюдениями, могу сказать, что быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.
Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Что говорить о детях, если даже взрослые люди, приходящие на новое место работы или едущие отдыхать с незнакомой компанией, думают о том, как сложатся взаимоотношения с новыми людьми. Дети в силу своей большей эмоциональности более остро на все реагируют. Одной из причин конфликта в коллективе может стать то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее). В этом случае надо задействовать ребенка, показать его недостатки в другом свете. Например, если ребенок высокий и рыжеволосый – достаточно показать другим что благодаря своему росту он достал до солнца, которое и наградило его золотыми (рыжими) волосами. Другой причиной может быть несогласие с общими коллективными нормами и правилами. В данной ситуации стоит объяснить ребенку, что есть определенные устои, которые ради его прихоти меняться не будут. И нужно просто это принять как данное.
Что же должен сделать вожатый за это время:
– формирование временного коллектива – одна из первейших задач, стоящих перед вожатым во время организационного периода;
– формирование норм и правил – сюда входит и общие правила лагеря, и те правила, которые вы хотите ввести в отряде;
– «вживание» и снятие напряжения – ребенок, приехавший в лагерь, неважно впервые или нет, так или иначе, испытывает эмоциональный шок. Задача вожатого, как можно раньше снять это напряжение. Показать ребенку, что вокруг друзья, что будет интересно, что никто не обидит;
– постановка задач на смену – предварительное планирование и корректировка плана работы [3].
Чтобы адаптационный период прошел без заминок, для себя я выработала определенную систему действий в разных ситуациях. В этом мне помогал «экран настроения», который я запускала с первого же дня работы с детьми. С первого дня заезда дети сами вписывали свои имена в заранее заготовленный экран настроения. Регулярно по экрану я проводила анализ настроения не только всего отряда, но и конкретно каждого ребенка. По экрану настроения я смотрела, как дети реагируют на игры, и корректировала мероприятия на следующий день. Также я наблюдала, как дети в игре на знакомство проявляют себя, как рассказывают о себе. Это помогло составить мне картину о каждом ребенке.
По экрану настроения в первой смене я вывела такую особенность: дети в первые три дня писали:
настроение ниже среднего – 40%;
Рисунок 1 – Сравнительный анализ «Экрана настроения»
Источник
Адаптация к лагерю первые дни
В первые дни для вожатых важно:
Запомнить имена всех детей
Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
Сплочение коллектива
Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
Выстроить работу с напарником
Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Познакомиться с отрядом
Ориентироваться в лагере
Чувствовать себя комфортно
Почувствовать себя нужным
Определение места (статуса) в коллективе;
Узнать план смены
Ориентироваться в режимных моментах
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:
Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
Ускорить первичные процессы формирования коллектива
Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе
Бывает психологическая адаптация, бывает биологическая.
Стадии биологической адаптации:
Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо 🙁 но, такое редко встречается. 🙂
Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:
Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.
Организация быта и режима лагеря.
Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)
Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические.
Создать атмосферу комфорта и уюта.
Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)
Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).
Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.
Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.
Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.
Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.
Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)
Принять законы и правила отряда
Возможные отрядные дела оргпериода
Игры на знакомство
Игры на выявления лидера
Игры на сплочение коллектива
Огонек знакомств
Игры на выявление творческих способностей
Анкетирование
Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, и др.).
и другое.
Ожидаемые результаты оргпериода
знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;
выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);
знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;
начало формирования отряда как коллектива,
формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);
выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления;
сплочение коллектива;
адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;
создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);
дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
поддержание позитивного эмоционального подъема;
Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Создание благоприятного эмоционального настроя;
Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.
Адаптация к новым условиям жизни может включать
знакомство ребят в отряде
визитки
огонёк знакомства
таблички дежурств на палаты
создание комфортных условий для каждого ребёнка
игры на контакт и доверие
легенды
традиции
надпись приветствия детей по заезду
знакомство с условиями лагеря
экскурсия по территории
демонстрация принятых норм поведения и быта
знакомство с режимом дня
хоз. сбор
знакомство с техникой безопасности
законы лагеря
личный пример вожатого
индивидуальные беседы
уборка территории
дежурство по палатам, столовой, территории
утренняя линейка
утренний информационный сбор отряда.
Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне.
раскрытие и развитие возможностей ребёнка
определение интересов и способностей каждого ребёнка
анкеты для детей или для родителей
наблюдение
огонёк «Моё хобби»
КТД «Живая анкета»
игры на выявление интересов
старт коллективного творчества
знакомство с кружками
много КТД в разных направлениях
структурное оформление отряда
выделение отряда
девиз
речёвка
песня
эмблема
символ
ритуал
традиции
устав
выявление лидеров
наблюдение
игры на лидера
социометрия
дежурство
создание условий для развития самоуправления
выбор актива
развитие микрогрупп
планирование смены
планирование собственной деятельности ребёнка
запись в кружки
письма на конец смены
планирование деятельности отряда
накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены
структурное оформление лагеря
знакомство отрядов между собой
выбор органов самоуправления
выбор формы самоуправления
делегирование по одному представителю в актив лагеря
распределение обязанностей в активе лагеря
выборы мэра с предвыборной борьбой
оргсбор лагеря
планирование общелагерных дел
Критерии успешности оргпериода:
ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
принятие норм лагеря
Советы вожатому на организационный период
До сбора желательно почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам, это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров;
лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
индивидуальные беседы проводите только наедине;
больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
Дис-цип-ли-на! (с) «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» 🙂 — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.
Доводить до конца каждое начатое дело. Если в начале сказали, что это важно, то нужно требовать выполнения до конца смены. Например, такое правило, как то, что дети не выходят из столовой одни. Это правило вводится и активно используется вожатыми в оргпериод для того, чтобы дети не успели разбежаться по корпусу, по территории.… Но с течением времени, дети привыкают к установленному вожатыми режиму дня, а вожатые начинают доверять своим детям. И если вы захотели отменить для своего отряда данное правило, то лучше торжественно объявить об этом детям. А чтобы они не восприняли это как разрешение безобразничать, надо, во-первых, похвалить их за все предыдущие дни, сказать, «какие вы у меня все послушные, самостоятельные, умные» и ещё раз ненавязчиво напомнить, что в эти минуты делать нельзя.