адлер порядок рождения детей в семье
Адлер порядок рождения детей в семье
Здесь я выложу несколько полезных статей. Это, в принципе, классика поведенческой психологии ребенка да и взрослого;))
Порядок рождения по Адлеру
Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если удетей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
НЕСКОЛЬКО ШИРЕ О ТОМ ЖЕ.
Порядок рождения и личность (birth order and personality)
Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А.Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлерпредположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рыхразрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опытимеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком впоследовательности рождений в семье.
Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характербольшинства этих исслед., их результаты ограничиваются
разрозненными явлениями и неполнымиобъяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складываетсявпечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения идр. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснениярезультатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рожденияобъяснить полученные в этой области результаты.
Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает
важность этого фактора. Дажев тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснитьпороками методологии или слабой
теорет. базой, на которой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всехфакторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую «улику», исслед. порядкарождения продолжают приносить значимые
результаты, особенно когда контролируются некоторые критические факторы. Становится все яснее, что «влияния порядка рождения
является более общими, чемпредполагал Адлер», и, видимо, именно это навело
Моузака на мысль о большей важности субъективноговосприятия человеком своего
психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог.последовательности рождений в семье.
Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный
контекст той семейнойатмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка вструктуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми взависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей приизменении ситуации в семье, никогда не совпадает.
Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значитбыть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать всостязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее
компетентным по сравнениюсо старшим братом или сестрой (не сознавая, что его
незнание и неумение — просто следствие возраста) иможет пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальныенаклонности, то
младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом.
Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям,
нечестности исовершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве.
Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к
другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и
молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователейи, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен
этого положения. Ранняя социализацияпоследних детей в семье чаще включает
снисходительное, балующее обращение с ними остальных членовсемьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности.
Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителямв стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувствозащищенности и неконкурентный характер: такой
ребенок будет всегда искать поддержки других. Младшийребенок часто яв-ся самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач.
Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят
веселье и розыгрыши.
В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс.
возможное число групп, атж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения.Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети избольших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе
неуспевающих учеников,стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь
самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.
Далее уже об Ошибочных Целях Поведения Ребенка.
— Вижу!
Сын пришел поделиться своими достижениями за день.
Папа, даже занятый работой, не может игнорировать этот факт. Ошибочность цели ребенка здесь заключается в том, что неверно выбрано время для того, чтобы привлечь внимание папы к своим достижениям. В итоге папа раздражен попытками сына привлечь к себе внимание; сын расстроен тем, что папа игнорирует его достижения. Приведенная ситуация может развиваться в различных направлениях: ребенок будет наращивать силу и интенсивность своих попыток переключить внимание папы, вызывая этим все большее раздражение. Либо ребенок перестанет бороться за внимание и уйдег в уклонение, посчитав, что он не достаточно успешен, чтобы заинтересовать собой папу.
Примечателен в этом смысле старинный «бородатый» анекдот:
Усталая после работы мама меланхолично моет посуду, рядом с ней вертится сын-вторклассник:
— Мама, я «пять» сегодня по математике получил!
— Молодец, сынок, — не поднимая глаз от посуды, произносит мама.
— Мама, я сегодня дальше всех мяч на физкультуре кинул!
— Молодец сынок, — отсутствующе хвалит мама.
— Мама, наша кошка сегодня окотилась!
— Молодец, сынок.
Вероятность того, что мама слышит своего ребенка, близка к нулю.
К сожалению, и в реальной жизни события могут развиваться подобным образом. Часто ребенок оказывается не тем человеком, мнение которого в семье принято считать значимым. В результате, детям приходится прибегать к самым разным способам, чтобы привлечь к себе внимание.
Если же ребенок, несмотря на все уделяемое ему внимание, преследует ошибочную цель, раздражая тем самым взрослых, его поведение можно переориентировать.
Что нужно делать взрослому, чтобы переориентировать капризное поведение ребенка:
1. Не разговаривайте с ребенком в этот момент, не объясняйте причин своих действии, не стыдите его за неприемлемое поведение.
2. Не заглядывайте ребенку в глаза.
3. Сделайте так, чтобы малыш понял: взрослый рядом, он помнит и знает о нем. Лучше всего воспользоваться телесными знаками внимания: обнять ребенка, погладить и проч.
4. Начинайте действовать сразу же, едва почувствовали раздражение. Если упустите этот первый момент, потом (из-за возросшего негатива) будет сложнее дарить ребенку свое внимание.
Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.
Теория порядка рождения
Мы все происходим из семей разного размера. Одни из нас только единственные дети, в то время как другие являются старшим, средним или младшим ребенком. Таков порядок рождения, то есть порядок, в котором вы родились. Многие считают, что порядок, в котором вы родились, может оказать определенное влияние на вашу личность. Есть ли в этом хоть доля правды? Мы собираемся обсудить в этой статье.
История
С тех пор в теорию порядка рождения внесли свой вклад и другие. Было проведено много исследований, посвященных порядку рождения, с неоднозначными результатами. Трудно изучать порядок рождения из-за всех факторов, которые могут влиять на поведение ребенка. Вот некоторые черты характера порядок рождения которых как говорят меняется.
Личность и порядок рождения
Существует много споров о том, влияет ли порядок рождения на личность. Во-первых, это трудно исследовать научно. Существует так много факторов, влияющих на развитие личности, что их невозможно выделить. Например, если кто-то родился позже других и имеет другую индивидуальность, было ли это связано с порядком их рождения, или это было связано с другим фактором, таким как то, как их родители воспитывали их, или их финансовое положение? Если у кого-то больше детей, у него может быть меньше денег. С другой стороны, если они получат лучшую работу, у них может быть больше денег.
Это означает, что трудно понять, что происходит из-за порядка рождения, а что из-за других факторов. У первенцев может быть более испорченная личность, потому что в какой-то момент они были единственным ребенком родителей, которые были поражены ими, а у более поздних детей могут быть другие правила.
Порядок рождения и интеллект
Есть некоторые исследования, которые говорят, что те, кто родился первым, могут иметь более высокий IQ, чем другие дети, но с любым из этих исследований, есть несколько факторов, которые могут определить IQ. Например, первенец может иметь лучший доступ к образованию из-за финансового положения.
Кроме того, у первенца меньше детей, с которыми можно поговорить, и вместо этого он общается в основном со взрослыми. Братья и сестры могут играть друг с другом, в то время как единственные дети могут говорить только со своими родителями в большинстве случаев.
Первенцы также могут иметь более высокие вербальные способности. Опять же, это может быть связано с тем, что он связан только со взрослыми, в отличие от детей, которые имеют меньше вербальных способностей.
Впрочем, это еще вопрос для обсуждения. Есть исследования, которые говорят, что нет никакой связи между порядком рождения и интеллектом, и те, кто имеет более высокий IQ из-за их порядка рождения, являются следствием других факторов, таких как доход. Кроме того, если ребенку всю жизнь говорят, что он хуже других, это может повлиять на его успеваемость.
Порядок рождения и сексуальность
Другая популярная теория порядка рождения — братский порядок рождения. Это утверждает, что если у мужчины есть старшие братья, есть более высокий шанс, что он будет гомосексуалистом. Количество старших братьев увеличивает вероятность, но на сколько — неизвестно. Некоторые исследования утверждают, что старший брат увеличивает шансы примерно на 30%, в то время как другие исследования говорят о 15%. Были и другие исследования, которые показали, что составляет только 1/7 всех гомосексуальных мужчин.
Могут ли женщины, у которых есть старшие сестры, стать лесбиянками? Нет. Нет никакого материнского порядка рождения.
Так почему же это происходит? Есть несколько теорий, но самая лучшая теория заключается в том, что он развивается еще до рождения ребенка. Это побочный продукт эволюции, который делает более позднего сына более склонным к гомосексуализму. В наши первобытные времена меньшее количество гетеросексуальных братьев и сестер означало меньшую конкуренцию, когда дело доходило до спаривания, и, следовательно, семья, которая менее склонна к борьбе.
Однако, учитывая все это до сих пор, это горячо обсуждается. Некоторые исследования не нашли убедительных доказательств того, что мужчина более склонен к гомосексуализму, если у него есть старшие братья и сестры мужского пола. Возможно, существуют и другие факторы, влияющие на его сексуальность, и вы не можете просто сказать, что его порядок рождения является единственным вкладом.
Стереотип единственного ребенка
Об этом тоже стоит упомянуть. Всем нам известен стереотип единственного ребенка. Ребенок, у которого нет братьев и сестер и который избалован или капризен. В этой идее действительно есть смысл. Если у родителей нет других детей, которых нужно воспитывать, они будут полностью сосредоточены на своем единственном ребенке. Поскольку у них нет никакого опыта воспитания, они могут быть снисходительны к единственному ребенку по сравнению с детьми с большим количеством братьев и сестер. Кроме того, у родителей может быть больше денег, если у них только один ребенок, и, следовательно, они могут тратить на них больше.
Однако некоторые исследования показывают, что в этом стереотипе мало правды. Некоторые родители также возлагают большие надежды на своего ребенка, что может привести к тому, что их дети вырастут перфекционистами. Иногда, когда детей так мало, родители могут быть более строгими и более последовательными в соблюдении правил.
Это одно из тех событий, где все зависит от ситуации. Одни единственные дети могут быть избалованы своим воспитанием, а другие — нет.
Этот стереотип можно применить и к самому маленькому ребенку. Это может быть вызвано тем, что родители становятся старше и менее строгими, но в любом случае все зависит от ситуации.
Синдром среднего ребенка
Еще одним феноменом порядка рождения, который не является реальным, диагностируемым расстройством, является синдром среднего ребенка. Как следует из названия, это эффект, который испытывает средний ребенок. Первый ребенок может иметь строгое воспитание, в то время как младший ребенок может иметь испорченное воспитание и наоборот. Считается, что средний ребенок игнорируется во всем этом хаосе и может чувствовать себя заброшенным родителями.
Со всем этим все будет зависеть от родителей. Некоторые родители воспитывают своих детей одинаково, в то время как у других есть свои любимые, или их стиль воспитания меняется со временем, влияя на рост их ребенка. Иногда средний ребенок является неудобным переходом между противоположностями, и это может вызвать некоторые негативные последствия.
Если у вас есть средний ребенок, убедитесь, что за ним ухаживают. Разговаривайте с ними чаще и не заставляйте их чувствовать себя обделенными.
Это правда?
Возможно, вы видели закономерность со всей информацией до сих пор. Да, могут быть некоторые различия в личности, интеллекте или сексуальности в зависимости от порядка рождения, но наука противоречива. Трудно найти исследования, которые могли бы воспроизвести одни и те же результаты, поскольку каждая семья отличается. Если обстоятельства изменяются от рождения первого ко второму рожденному, это может повлиять на то, как воспитывается ребенок, тем самым повлиять на его личность.
Подводя итог, можно сказать, что наука до сих пор отсутствует. Мы можем никогда полностью не разгадать тайну порядка рождения. Более чем вероятно, что порядок рождения оказывает некоторое влияние на личность, но то, как воспитывается ребенок, оказывает большее влияние. Конечно, можно сказать, что порядок рождения влияет на воспитание, поэтому это ситуация с курицей и яйцом, которая может никогда не вылупиться. Существует также эффект самореализующегося пророчества. Если родитель считает, что его более поздние дети будут более избалованными, то это может произойти.
Трудно сказать, что вызвано порядком рождения, а что нет. Тем не менее, поведение вашего ребенка может измениться по мере его взросления. Если у вас есть какое-то поведение, которое вы хотите изменить, то ваш лучший выбор будет таков:
Ищи помощи!
Великие родители должны уметь воспитывать своих детей независимо от порядка их рождения, но это очень трудно. Тем, кто хочет от своих детей всего самого лучшего, возможно, придется обратиться к психотерапевту, чтобы убедиться, что они делают свою работу наилучшим образом. Нет ничего постыдного в том, что профессионал оценивает навыки родителей и делает предложения, чтобы помочь улучшить их воспитание.
Поговорите сегодня с психологом и посмотрите, что вы можете сделать, чтобы улучшить свое воспитание. Ваши дети не должны страдать или несправедливо извлекать выгоду из феномена порядка рождения.
Адлер порядок рождения детей в семье
А. Адлер. Диагноз: порядок рождения
Так как работа с психологическими проблемами детей в первую очередь зависит от диагноза стиля жизни, стоит рассмотреть методы диагностирования, разработанные индивидуальной психологией. Несомненно, диагностирование стиляжизни может иметь применение во многих областях психологической практики, в воспитании же мы считаем его совершенно необходимым.
Помимо непосредственного изучения ребенка в годы его взросления и становления, индивидуальная психология считает важным расспросить о ранних воспоминаниях ребенка и о фантазиях относительно его будущих занятий. Кроме того, необходимо наблюдать за осанкой и телодвижениями ребенка и сделать определенные выводы из факта его положения в семейной иерархии, связанного с порядком рождения и наличия других братьев и сестер. Ранее мы уже обсуждали каждый их этих методов, возможно, сейчас необходимо вновь остановиться на положении ребенка в семье, так как эта составляющая имеет наибольшее значение для воспитания и развития.
Как мы видели, в этой связи важно то, что первый ребенок, будучи вначале единственным в семье, затем теряет все преимущества этого положения и ту большую власть, которой он наслаждался со времени своего рождения. С другой стороны, психология младших детей детерминирована фактом присутствия в их жизни первенца. У старших детей мы часто подмечаем преобладание консервативной установки. Они полагают, что у власти должен оставаться тот, кто ею обладает. Ведь потеряли они свою власти лишь в силу случайности, но при этом отнюдь не потеряли вкус к ней.
Жизненная ситуация второго ребенка в корне отличается. Изначально у него есть лидер, с которым он стремится сравняться. Он не признает власть и любит ее перемену Ему присуще чувство динамики и желание рваться вперед как на гонках, что также можно заметить в его движениях. Он старается изменить законы науки и природы, и по сути своей является революционером, причем не столько в политике, сколько в социальной жизни и в своем отношении к окружающим. Прекрасный пример этого мы находим в библейской истории об Иакове и Исаве.
Если перед нами случай, когда несколько детей растут вместе, а некоторое время спустя рождается еще один, последний ребенок будет в ситуации, схожей с ситуацией первенца.
В женском окружении мальчик может еще больше стремиться выглядеть мужчиной и преувеличивать свои мужские качества, либо он может расти женоподобным, как все остальные в его домашнем окружении. В своих наблюдениях мы обнаружили, что мальчики, выросшие в таких условиях, либо нежные и мягкие, либо совершенно необузданные. В дальнейшей жизни они всегда пользуются случаем доказать или подчеркнуть факт своей принадлежности к мужскому полу.
Описанная ситуация представляет сложность для психолога, даже если его установка: «Любой человек может всего достичь». В данном случае лучше всего показать мальчику, что лидерство девочки связано с ее большим усердием, упорством и поиском. Можно также найти область, где брат и сестра будут соревноваться минимально, чтобы снизить напряжение атмосферы конкуренции, царящей в их отношениях.