адмирал шеер корабль на дне

Последний рейдер

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» можно считать последним классическим рейдером – военным кораблем, охотившимся на транспортные конвои противника.

В соответствии с условиями капитуляции Германии в Первой мировой войне, после достижения оставшимися немецкими броненосцами двадцатилетнего возраста их можно было заменить на броненосцы береговой обороны или крейсеры водоизмещением не более 10000 тонн. Немецкое флотское командование сделало выбор в пользу рейдера, способного действовать на значительном удалении от собственных баз. Конструкторам было предложено разработать проект корабля водоизмещением в 10 000 тонн, вооружённого 280-мм орудиями и развивающего скорость порядка 28 узлов. По мнению заказчиков, новый корабль должен был превосходить по огневой мощи крейсеры противника и по скорости – его линкоры. С этого момента берёт своё начало история так называемых «карманных линкоров» типа «Дойчланд». Сами немцы затруднялись с классификацией новых кораблей – первоначально они классифицировались как броненосцы, а 25 января 1940 года были переквалифицированы в тяжёлые крейсеры.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Крейсер «Адмирал Шеер», заложенный 25 июля 1931 года, стал вторым кораблём этой серии, получил литерное название «Броненосец В» и условное наименование «Ersatz Lothringene» (нем. – «замена «Лотарингии»), что было обусловлено политическими целями (Германия представляла постройку новых кораблей как замену старых, остававшихся в составе флота со времён Первой мировой войны).

Технические характеристики

Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»

Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»

Стандартное водоизмещение, т

Полное водоизмещение, т

10 000 миль на 20 узлах или 18 000 миль на 13 узлах

16 300 миль на 18 узлах

Расхождение в данных о водоизмещении крейсера связано с тем, что уже после Второй мировой войны стало известно, что второй и третий корабли серии («Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее») строились по улучшенным проектам, что привело к увеличению водоизмещения на 20% по сравнению с кораблями-«предшественниками».

Данные о бронировании крейсера в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также различаются незначительно:

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»

башни главного калибра

Артиллерийское вооружение крейсеров типа «Дойчланд» было стандартным для линейных кораблей и состояло из артиллерии главного калибра (размещённой в башнях), средней артиллерии, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Артиллерия главного калибра состояла из шести 280-мм орудий (длина ствола – 52 калибра; дальность стрельбы – 218 кабельтовых; масса снаряда – 330 кг, скорострельность – 2,5–3 выстрела в минуту), которые размещались в носовой и кормовой трехорудийных башнях, имевших сложную многогранную форму с большим углом наклона плит. Артиллерия среднего калибра состояла из восьми 150-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 45,3 кг; скорострельность – 10 выстрелов в минуту) и располагалась в восьми одноорудийных установках (по четыре в средней части с каждого борта) с 10-мм щитами. Опыт Второй мировой войны впоследствии показал, что средняя артиллерия крейсера не оправдала ожиданий конструкторов – 150-мм снаряды не могли остановить торговые суда или нанести им существенные повреждения в результате первого попадания.

Зенитное вооружение крейсера неоднократно изменялось. Первоначально на нём установили три 88-мм универсальных орудия, которые позднее заменили на шесть 88-мм орудий (длина ствола – 78 калибров; дальность стрельбы – 94 кабельтова; масса снаряда – 9 кг), составлявших три двухорудийные зенитные установки. Однако уже в 1938 году возник проект замены шести 88-мм на шесть 105-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 15,1 кг; скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), составлявших три двухорудийные установки. Установка новых зенитных орудий была произведена в 1940 году. Кроме этого, к 1941 году на крейсере установили 8 зенитных автоматов (четыре двухорудийные установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра; дальность стрельбы – 46,5 кабельтова; масса снаряда – 0,745 кг; скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и 10 одинарных 20-мм зенитных автоматов (длина ствола – 65 калибров; масса снаряда – 0,15 кг; скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). К 1945 году зенитное вооружение было увеличено до восьми одинарных 40-мм, а также шести счетверённых и девяти спаренных 20-мм автоматов.

Минно-торпедное вооружение

В соответствии с представлениями 1930-х годов о будущей войне на крейсере были установлены два счетверённых торпедных аппарата калибра 533 мм. Однако, как показали последовавшие события, потребность в подобном вооружении исчезла.

Авиация

Перед Второй мировой войной крупные надводные корабли всех флотов мира вооружались гидросамолётами для корректировки огня, обеспечения разведки и противолодочной обороны. Запуск самолётов осуществлялся с катапульты (крейсеры типа «Дойчланд» были оборудованы одной катапультой и могли нести по два гидросамолёта каждый).

Планы использования

Построенный в точном соответствии с требованиями кригсмарине, «Адмирал Шеер» превосходил по скорости линкоры и по огневой мощи – крейсеры противника, что теоретически позволяло ему успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабоохраняемые конвои и уклоняясь от боестолкновения с вражескими линкорами. По неизвестным нам причинам немецкое командование не рассматривало варианта сосредоточения против «карманного линкора» нескольких групп вражеских крейсеров и линейных кораблей, что позволяло бы противнику осуществлять непрерывное преследование корабля крейсерами и наведение на него линейных кораблей. Однако на практике выяснилось, что «карманный линкор» способна уничтожить достаточно многочисленная группа крейсеров даже без привлечения линкоров (примером может послужить гибель крейсера «Адмирал граф Шпее», блокированного англичанами в эстуарии реки Ла-Плата и затопленного собственной командой 17 декабря 1939 года).

Боевая служба

Участие «Адмирала Шеера» в гражданской войне в Испании свелось к восьми походам. Во время одного из них, 31 мая 1937 года, крейсер и четыре торпедных катера немецких ВМС открыли огонь по испанскому портовому городу Альмерия в ответ на налёт республиканской авиации на тяжёлый крейсер «Дойчланд» (при этом погиб 21 житель города, и 55 гражданских лиц получили ранения).

Кроме боевых операций у берегов Испании, до начала Второй мировой войны крейсер принял участие в аннексии Клайпеды (март 1939 года).

Точно известно, что «Адмирал Шеер» покинул базу в Готенхафене 23 октября, а 30 октября незамеченным миновал Датский пролив. Этот рейд можно условно разделить на три этапа:

Атака конвоя НХ-84

Главной целью «Адмирала Шеера» являлись трансатлантические конвои, шедшие из Канады в Великобританию. Именно по этой причине корабль 3 и 4 ноября уклонился от встречи с одиночными транспортами.

5 ноября бортовой гидросамолёт «Арадо» обнаружил британский конвой в составе восьми судов, движущийся без охранения восточным курсом в девяноста милях от крейсера. Разведданные оказались ошибочными – фактически конвой НХ-84 в составе тридцати семи транспортов прикрывал вспомогательный крейсер «Джервис-Бэй» (вооружённое грузопассажирское судно водоизмещением 14 164 брт).

Первоначально немецкие моряки действовали в полном соответствии с призовым правом. Британский банановоз «Мопан» (5389 брт) был остановлен и потоплен 105-мм снарядами после того, как его команда перешла на шлюпки.

Коммодор британского конвоя адмирал Молтби принял правильное решение: сразу же после обнаружения вражеского корабля он отдал конвою приказ о рассредоточении, и, несмотря на неравенство сил, направил «Джервис-Бэй» навстречу «Шееру» с целью задержать его и дать конвою дополнительное время.

Британское Адмиралтейство оперативно отреагировало на атаку: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Худ» и «Рипалс» – подходы к Бискайскому заливу, блокировав пути отхода немецкого крейсера на базы. Существует версия, что именно эти действия противника заставили «Адмирал Шеер» отправиться в крейсерство на юг. Результаты атаки на конвой НХ-84 являются весьма неоднозначными. С одной стороны, угроза нахождения немецкого крейсера на пути трансатлантических конвоев заставила прервать их движение на две недели (до 17 ноября), что следует считать безусловным успехом. С другой стороны, стала очевидной физическая невозможность уничтожения крупного конвоя судов, рассредоточивающегося в разных направлениях, силами одиночного корабля.

Действия в Атлантическом океане

11 ноября 1940 года крейсер взял курс на Центральную Атлантику и вышел в район, назначенный для рандеву с «Нордмарком», днём позже встретил немецкий танкер «Еврофельд», застигнутый войной далеко от Германии и успешно спасавшийся от кораблей союзников, а 16 ноября – «Нордмарк», что позволило пополнить боекомплект, а также запасы топлива и продовольствия.

Первоначально рейдер направился на запад в район между Антильскими и Азорскими островами, однако уже 20 ноября последовал приказ командования, гласивший, что «Шеер» должен перейти в район южнее 42 градуса северной широты и восточнее 20 градуса западной долготы. Однако капитан Кранке решил проявить собственную инициативу и проигнорировал это распоряжение, считая свой план более перспективным.

24 ноября «Адмирал Шеер» захватил транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входило пять лёгких учебных самолётов. Удерживать судно в качестве приза было нерационально, и оно было потоплено. Поскольку «Порт-Хобарт» успел подать радиосигнал о нападении, немцы в очередной раз изменили направление движения, взяв прямо противоположный курс – строго на восток к островам Зелёного Мыса. Резкое изменение курсов позволило крейсеру оторваться от преследователей и 29 ноября незамеченным прибыть в новый район патрулирования.

1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), следовавший из Ливерпуля в Калькутту. Поскольку шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке опять изменил курс, вновь направив корабль в Центральную Атлантику. Через неделю, в соответствии с распоряжением командования, «Адмирал Шеер» направился на юг для совместных действий со вспомогательным крейсером «Тор» в Южной Атлантике (на линии Кейптаун-Фритаун.) 14 декабря состоялась ещё одна встреча с судном снабжения «Нордмарк», во время которой рейдер передал на его борт 150 пленных, а также пополнил запасы топлива и провизии.

18 декабря на линии, соединяющей ближайшие береговые точки Южной Америки и Африки, был захвачен крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), перевозивший 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченное судно было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля.

6 января 1941 года «Адмирал Шеер» вновь пополнил свои танки топливом с «Нордмарка», а 18 января – захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), перевозивший около 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. Танкер также решили не топить – позднее он принял на борт около 250 военнопленных и был отправлен во Францию.

20 января крейсер захватил и позднее потопил голландский транспорт «Барнвельд» водоизмещением 5597 брт (перевозивший 5 легких бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовиков, а также свыше 1000 тонн боеприпасов и военного снаряжения) и английский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт), следовавший вокруг африканского побережья из Порт-Судана во Фритаун с грузом хлопка. 24 января рейдер снова встретился с судами снабжения «Нордмарк» и «Дюкеза».

Крейсерство «Адмирала Шеера» в Атлантическом океане показало, что одиночный рейдер, лишённый информации о путях следования судов противника, обнаруживает их довольно редко (6 случаев за 2,5 месяца) и требует специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности (несмотря на захватываемые трофеи, крейсер был вынужден четыре раза пополнять свои запасы с помощью судна снабжения).

Действия в Индийском океане

3 февраля 1941 года «Адмирал Шеер» обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Мадагаскар. 20 февраля он захватил танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), перевозивший почти 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее – захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля рейдер захватил и потопил канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырьё для производства титана), а 22 февраля – захватил и потопил голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), вёзший уголь из Дурбана в Сингапур.

Британцы получили сигналы с двух последних жертв немецкого рейдера и попытались принять меры по его нейтрализации, а самолёту с лёгкого крейсера «Глазго», находившегося в 140 милях от «Рантаупаджанга», даже удалось обнаружить «Адмирал Шеер». Организованное британским флотом преследование не привело к уничтожению немецкого корабля или установлению с ним визуального контакта, но заставило его повернуть обратно в Атлантику.

Крейсерство «Адмирала Шеера» в Индийском океане показало, что одиночный корабль может действовать в зоне интенсивного судоходства эффективно (за 18 дней потоплено 3 судна), но в течение весьма ограниченного времени (фактически рейдер был вытеснен из зоны действий менее чем за три недели).

Возвращение домой

2 марта «Адмирал Шеер» обогнул южную оконечность Африки, а еще через шесть дней – вышел в квадрат, где его ждали суда снабжения (транспорты «Эрмланд» и «Альстеруфер» и танкер «Нордмарк»). Затем крейсер взял курс на Северную Атлантику и 1 апреля, преодолев Датский пролив, завершил свой поход.

161-дневный рейд крейсера «Адмирал Шеер» гитлеровская пропаганда объявила «самым успешным в истории немецких боевых кораблей», всех членов экипажа наградили «железными крестами» (в том числе восьмьюдесятью крестами 1-го класса), а капитан Кранке был произведён в контр-адмиралы. Однако современные военные историки оценивают этот рейд не столь однозначно. Безусловно, действия крейсера внесли нервозность в судоходство союзников и привели к отвлечению значительного количества крупных надводных кораблей на сопровождение конвоев. В то же время, практический результат оказался довольно низким – одиночному кораблю, вынужденному скрываться от случайного обнаружения, оказалось трудно находить цели, кроме того, крейсер требовал значительных материальных ресурсов для обеспечения своей деятельности. Между тем как использовавшиеся немцами вспомогательные крейсеры, замаскированные под гражданские суда, могли с меньшим риском перемещаться по морским путям, что повышало эффективность их действий.

Тоннаж потопленных судов

Соотношение тоннажа потопленных судов и собственного водоизмещения

Источник

Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер

Адмирал Шеер (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжелый крейсер типа «Дойчланд», относящийся к периоду Второй мировой войны. Крейсер был назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Первоначально корабль классифицировался в Германии как броненосец, но в феврале 1940 года официально был классифицирован как тяжелый крейсер. Также распространенным является отнесение данного корабля к классу «карманных линкоров», которое ввели в обиход британцы.

Закладка корабля состоялась 25 июня 1931 года, 1 апреля 1933 года он был спущен на воду, а 12 ноября 1934 года введен в строй. Крейсер проектировался с учетом достаточно жестких условий Версальского договора, согласно которым послевоенная Германия не могла иметь более 6 кораблей в классе линкоров. При этом вновь строящиеся корабли не могли превышать по водоизмещению 10 тысяч тонн, а калибр установленных на них орудий ограничивался 11 дюймами — 280 мм. Всего было построено три корабля типа «Дойчланд» — сам «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Корабли незначительно отличались друг от друга. Каждый последующий корабль серии был немного шире и превышал по водоизмещению «Дойчланд».

Главной задачей, которая стояла перед немецкими конструкторами при реализации данного проекта, было создание мощного боевого корабля — океанского рейдера, который не выходил бы за рамки Версальского договора. Самое жесткое ограничение накладывалось на водоизмещение корабля, которое не должно было превышать 10 тысяч тонн. Решить эту задачу немецким инженерам удалось, благодаря свойственной для них склонности к различным инновациям. При постройке корабля очень широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо традиционного использования заклепок). Установленные дизельные двигатели компании MAN оказались существенно легче паровых котлов и турбин, которые использовались на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить на борту тяжелого крейсера шесть 283-мм орудий, незначительно увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Все эти решения позволяли ограничивать водоизмещение корабля. Но даже, несмотря на все усилия инженеров, корабль все равно вышел из дозволенных ему ограничений. Стандартное водоизмещение корабля составляло 11 550 тонн, полное — 15 180 тонн. При этом по официальным документам корабль проходил, как не нарушающий условий Версальского договора.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Admiral Scheer особенности проекта

Вооружение корабля было довольно мощным. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями SK L/52 C28, которые были размещены в двух трехорудийных башнях — одна в носу и одна на корме. Каждая башня весила примерно 590 тонн и обеспечивала расчетам орудий надежную защиту. Толщина лобовой брони составляла 160 мм, задней — 170 мм, по бокам бронирование башен составляло 85 мм, верхней части 105 мм. Техническая скорострельность установленных орудий позволяла делать 3 выстрела в минуту, но на практике скорострельность редко превышала 2 выстрела в минуту. В боекомплект орудий главного калибра входили три типа снарядов, весивших 300 кг. Среди них были бронебойные, бронебойно-фугасные (с замедлением) и фугасные.

Артиллерия вспомогательного калибра включала в себя 8х150-мм орудий SK L/55 C28, расположенных в 8 башнях вдоль бортов крейсера. По сравнению с орудиями главного калибра защищены они были существенно хуже. Расчеты этих орудий были прикрыты броней толщиной всего 10 мм, более того башни орудий вспомогательного калибра были тесными и неудобными для расчетов. Техническая скорострельность 150-мм орудий составляла 10 выстрелов в минуту, на практике же она редко превышала 5-7 выстрелов в минуту и сильно зависела от условий питания боеприпасами. В боекомплект этих орудий входили бронебойные и фугасные снаряды, весившие по 42 кг.

Зенитная артиллерия была представлена отдельно. Для корабля, который проектировался в 1930-е годы, слабость зенитного вооружения была обыденным делом. Мало, кто тогда мог предсказать, что одним из основных врагов боевых кораблей станет именно авиация. Первоначальное зенитное вооружение «Адмирала Шпеер» и так было усилено по сравнению с крейсером «Дойчланд», оно состояло из шести 88-мм орудий L/78 C/31, а также восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30, в четырех спаренных установках. Также на крейсере имелось 8 малокалиберных 20-мм автоматов L/65, размещенных в счетверенных установках. В 1939 году все 88-мм зенитные орудия заменили на более мощные 105-мм орудия L/65 C/33. Число и расположение малокалиберных зенитных автоматов постоянно менялось и к концу войны составляло уже 33 единицы, размещенных в одиночных, спаренных и счетверенных установках.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Силовая установка тяжелых крейсеров традиционно была представлена несколькими паровыми турбинами (обычно по одной на винт), пар в которые поступал из паровых котлов (по 2-4 котла на каждую турбину). Такая схема была тяжелой и громоздкой. В связи с версальскими ограничениями для «карманных линкоров» она не подходила. Поэтому на тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» немецкие инженеры впервые использовали дизельную силовую установку, которая состояла из 4-х групп двигателей. В каждой из групп находилось по два 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN M-9Zu42/58, каждый из которых развивал мощность до 7100 л.с. Суммарная мощность всех 8 дизельных двигателей составляла 56 800 л.с., что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода в 28 узлов.

Инновационным выглядело и бронирование крейсера. Оно отходило от общепринятых правил как мирового, так и немецкого судостроения. На тяжелом крейсере «Адмирал Шеер» широкое применение получила более прочная броня «Вотан», которая была создана на заводах Круппа. На крейсере «Дойчланд» эта броня еще не использовалась. Главными элементами системы бронирования тяжелого крейсера были поясная броня, бронепалуба и броневые переборки. Поясная броня была расположена под углом 13°, она состояла из двух поясов бронеплит — нижнего (80 мм) и верхнего (50 мм). Верхний пояс брони заходил выше, чем на головном крейсере серии, достигая средней палубы. К носу толщина брони постепенно падала, а сам нос крейсера и вовсе не был забронирован. В то же время бронирование кормовой части было усилено и достигало 45 мм. Это было сделано, для того чтобы обеспечить винторулевой установке больше живучести. Толщина бронепалубы и противоторпедной переборки составляла 40 мм, а между верхними броневыми переборками — всего 20 мм. Интересным и не совсем однозначным решением конструкторов стал монтаж продольной броневой 40-мм переборки. С одной стороны она была важным несущим элементом бронепалубы крейсера, а также предохраняла от прямых попаданий в нос, которые были особо опасны из-за слабой защиты. Но с другой стороны такая переборка неоправданно утяжеляла и дисбалансировала «Адмирал Шеер».

Естественно, корабль, который пытались вписать в жесткие рамки ограничений еще на стадии проектирования, имел как свои плюсы, так и минусы. К числу вполне очевидных достоинств крейсеров типа «Дойланд» относили, прежде всего, их артиллерию главного калибра, которая была дополнена достаточно совершенной системой управления огнем. Любой, даже самый хорошо защищенный тяжелый крейсер тех лет был уязвим под обстрелом 283-мм орудий немецких рейдеров. Вторым важным достоинством немецких «карманных линкоров» называли использование в качестве силовой установки дизельных двигателей. Такие недостатки как вибрация и шумность с лихвой компенсировались огромной дальностью плавания, которая делала эти тяжелые крейсера отличными океанскими рейдерами.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Однако были у силовой установки «Адмирала Шеера» и недостатки. Максимальная скорость корабля была недостаточной, она значительно — на 4-5 узлов уступала показателям британских крейсеров тех лет. При этом корабль был построен в точном соответствии с требованиями Кригсмарине. По скорости он превосходил линкоры противника, а по огневой мощи — крейсера. Теоретически это позволяло тяжелому крейсеру успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабо охраняемые конвои противника и уходя от боя с его линкорами. На практике же выяснилось, что загнать «карманный линкор» в угол способна даже группа крейсеров без привлечения для этого линкоров. Примером послужила гибель тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее», который был затоплен собственной командой 17 декабря 1939 года, будучи заблокированным англичанами в эстуарии реки Ла-Плата.

Еще одним слабым местом тяжелых крейсеров «Дойчланд» была их броня. Бронирование совершенно не соответствовало наступательным возможностям данных кораблей, даже самый совершенный в этом плане «Адмирал граф Шпее» не был в достаточной мере защищен от огня 203-мм орудий потенциального противника. Ограничение на водоизмещение корабля сказывало свою роль. Также к недостаткам проекта относили наличие на корабле двух вспомогательных калибров — противоминного и зенитного. В реальных условиях 150-мм орудия оказались слабозащищенными и малоэффективными, а тяжелая зенитная артиллерия присутствовала в недостаточном количестве. По мнению специалистов, предпочтительным решением была бы установка на корабль артиллерии универсального калибра — 120-127-мм, как и было предусмотрено первоначальным проектом.

Рейд капитана Кранке

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» активно использовался Кригсмарине во время Второй мировой войны. Уже 4 сентября 1939 года он стал объектом атаки британских ВВС. В корабль попали три 227-кг бомбы, но все они из-за малой высоты не взвелись и не нанесли кораблю серьезных повреждений. Погиб корабль в самом конце войны, в ночь с 9 на 10 апреля 1945 года, находясь в доке на верфи в Киле, он снова подвергся бомбардировке самолетов британской авиации. Корабль получил 5 попаданий авиабомб, перевернулся и затонул вверх килем. В историю же крейсер вошел в основном двумя рейдерскими операциями. Первая из них, известная как рейд капитана Кранке была удачной, а вот участие в операции «Страна чудес» летом 1942 года, когда крейсер осуществил бомбардировку Диксона, не принесло кораблю особых лавров.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Рейд капитана Теодора Кранке с 23 октября 1940 года по 1 апреля 1941 года сделал данный корабль знаменитым, пройдя более 46 тысяч морских миль, он потопил и захватил 16 судов противника, общим водоизмещением 99 тысяч регистровых тонн. Этот рейд позволил кораблю войти в историю, как самому успешному рейдеру Кригсмаирне, действовавшему вплоть до Индийского океана.

23 октября 1940 года «Адмирал Шеер» под командованием капитана I ранга Теодора Кранке покинул Готенхафен и направился в Брунсбюттель в устье Эльбы — начальный пункт своего длительного похода. 30 октября корабль незамеченным миновал Датский пролив и вышел в Северную Атлантику. О том, что немецкий «карманный линкор» вышел в море, в Англии узнали только в конце октября. Условно рейдерство корабля можно было разделить на три этапа: атака на конвой «HX-84», шедший из Галифакса в Великобританию, действия в Атлантике и в Индийском океане.

5 ноября «Адмирал Шеер» потопил свою первую жертву — английское судно «Мопан» (5389 брутто-регистровых тонн, брт). Банановоз послушно остановился и был потоплен 105-мм снарядами за 40 минут, после того, как его команда погрузилась в шлюпки. Вечером того же дня в точке с координатами 52° 45′ с.ш. и 32° 13′ з.д. немецкий океанский рейдер напал на конвой HX-84, состоявший из 37 судов. Охрану конвоя обеспечивал всего один вспомогательный крейсер «Джервис Бей», который представлял собой вооруженное грузопассажирское судно (14 164 брт). Командующий конвоем адмирал Молтби сразу после обнаружения крупного боевого корабля приказал судам рассредоточиться, а капитан вспомогательного крейсера вступил с «Адмиралом Шеером» в неравный бой. Исход боя был предрешен еще до его начала, «Джервис Бей» был потоплен за 20 минут. Но даже такая небольшая задержка позволила судам конвоя рассредоточиться и поставить дымовые завесы. До наступления ночи немецкий тяжелый крейсер успел пустить на дно 5 судов конвоя, но основной массе кораблей удалось уйти. Жертвами «карманного линкора» стали транспорты «Биверфорд» (10042 брт), «Мэйдан» (7908 брт), «Киебэйн Хэд» (5225 брт), «Тревеллард» (5201 брт) и «Фресно Сити» (4955 брт). Полностью разгромить конвой немецкому крейсеру не удалось, однако его действия заставили англичан на две недели (до 17 ноября) прервать движение трансатлантических конвоев, что в условиях войны было успехом. В то же время очевидным стал тот факт, что силами одного корабля невозможно уничтожить крупный конвой судов, которые рассредоточиваются в разных направлениях.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Англичане оперативно отреагировали на атаку конвоя: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Рипалс» и «Худ» — подходы к Бискайскому заливу, блокировав для немецкого тяжелого крейсера пути отхода на базы. Возможно, именно эти действия заставили «Адмирал Шеер» отправиться на юг. 24 ноября он захватил, а затем потопил английский транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входили 5 легких учебных самолетов. Корабль успел подать сигнал о встрече с немецким «карманным линкором», поэтому крейсер снова изменил курс и ушел на восток, к островам Зеленого Мыса.

1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил очередной британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), который направлялся из Ливерпуля в Калькутту. Так как шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке снова принял решение поменять курс, вновь направив крейсер в Центральную Атлантику. Днем 18 декабря ему удалось захватить крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), на борту которого было 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченный корабль было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля. При этом Теодор Кранке намеренно дал судну возможность передать радиограмму о встрече с рейдером. К этому моменту он получил сообщение о том, что далеко на севере свой первый выход в океан начал тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Хитрость немецкого капитана удалась, англичане направили на юг на перехват «Адмирала Шеера» три корабельных группы, но ячейки раскинутой против него «сети» были очень большими и «карманный линкор» без особых проблем ускользнул, облегчив задачу другому немецкому рейдеру.

Во второй половине декабря крейсер курсировал в Южной Атлантике, где 8 января пополнил запасы топлива и направился на линию между Кейптауном и Фритауном. Здесь он 17 января захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), который перевозил примерно 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. На борт захваченного танкера передали 250 пленных и в качестве призового судна отослали в Бордо. В это время капитан «Адмирала Шеера» решил изменить тактику, он начал сближаться с транспортами днем, а не ночью. Для маскировки он начал пользоваться позывными английского военного корабля. Прием имел успех, 20 января рейдер захватил, а затем потопил голландский транспорт «Барнвельд» (5597 брт), который перевозил 5 легким бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовых автомобилей и более 1000 тонн боеприпасов и другого военного снаряжения. Несколько часов спустя он потопил британский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт) с грузом хлопка на борту. Оба потопленных корабля не успели подать сигнал бедствия.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Рейдерские действия в Атлантике показали, что одиночный корабль, который не обладает информацией о путях следования кораблей противника, обнаруживает их сравнительно редко (6 случаев за 2,5 месяца). При этом данные действия требуют специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности, за это время тяжелый крейсер 4 раза пополнял свои запасы с помощью судна снабжения.

3 февраля 1941 года корабль обогнул мыс Доброй Надежды, взяв курс на Мадагаскар. 20 февраля был захвачен танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), который перевозил практически 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее — захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля океанскому рейдеру удалось захватить и потопить канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырье для производства титана), а 22 февраля — голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), который вез уголь из Дурбана в Сингапур. С двух последних кораблей, ставших жертвами немецкого «карманного линкора», были получены радиограммы. Поэтому британцы предприняли меры, чтобы нейтрализовать тяжелый крейсер. С борта английского крейсера «Глазго», который находился в 140 милях от «Рантаупаджанга», был поднят самолет, которому удалось обнаружить немецкий рейдер. Организованное британцами преследование не смогло привести к уничтожению корабля или установлению с ним постоянного визуального контакта, однако заставило «Адмирал Шеер» вновь вернуться в Атлантику. Рейдерские действия в Индийском океане показали, что в зоне интенсивного судоходства корабль может действовать эффективно — перехватил 4 корабля за 18 дней, но лишь в течение ограниченного времени. Фактически крейсер был вытеснен из зоны действий менее чем за 3 недели.

1 апреля 1941 года корабль без особых приключений вошел в Киль. За 155 дней похода он прошел 46 419 морских миль, потопив один вспомогательный крейсер и захватив и потопив 16 торговых судов общим водоизмещением 99 059 тонн, при этом сам командир крейсера настаивал на цифре 151 000 тонн. Из трех немецких «карманных линкоров» типа «Дойчланд» он стал наиболее успешным рейдером. За совершение этого рейда команда корабля была представлена к наградам, а капитан крейсера получил звание контр-адмирала.

адмирал шеер корабль на дне. Смотреть фото адмирал шеер корабль на дне. Смотреть картинку адмирал шеер корабль на дне. Картинка про адмирал шеер корабль на дне. Фото адмирал шеер корабль на дне

Современные историки оценивают рейд «Адмирала Шеера» не столь однозначно. Безусловно, действия океанского рейдера стали причиной перерывов и нервозности в судоходстве союзников, отвлекли крупные надводные силы для организации сопровождения конвоев, но практический результат не оправдывал затрачиваемых усилий. Немецкие вспомогательные крейсера, которые были замаскированы под гражданские суда, с меньшим риском перемещались по морским путям, а по потопленному тоннажу иногда даже обходили тяжелый крейсер. Именно их использование было более эффективным для рейдерских действий. К тому же действия надводных кораблей оказались несопоставимыми с действиями немецких субмарин, что заставило Кригсмарине со временем отказаться от данной тактики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *