афиша пьесы на дне
Афиша пьесы на дне
Константину Петровичу Пятницкому
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Сатин, Актер— приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин— крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала… и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!
Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?
Клещ. Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой…
Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)
Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!
Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.
Квашня (Клещу). Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?
Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…
Настя (отнимает книгу). Дай…
Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня. Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Барон. Началось! Настька — ты где?
Настя (не поднимая головы). А. Уйди!
Анна (высовывая голову из-за полога). Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!
Анна. Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно.
Бубнов. Шум — смерти не помеха…
Квашня (подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?
Анна. Оставь… отстань…
Квашня. Ну-ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди-то?
Барон. Квашня! На базар пора…
Квашня. Идем, сейчас! (Анне). Хочешь — пельмешков горяченьких дам?
Анна. Не надо… спасибо! Зачем мне есть?
Квашня. А ты — поешь. Горячее — мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин… (Клещу.)У, нечистый дух… (Уходит в кухню.)
Барон (тихонько толкает Настю в затылок). Брось… дуреха!
Настя (бормочет). Убирайся… я тебе не мешаю.
Барон, насвистывая, уходит за Квашней.
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно.
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Бубнов. За это и били…
Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты — болван.
Актер (помолчав). Не понимаю… почему — нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?
Актер. Это дело не твое…
Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело…
Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.
Актер. Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…
Барон. Ну, черт с тобой! Настёнка подметет… Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин…
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно… как же!
Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя… Актер! тебя просят, — ты и сделай… не переломишься, чай!
Актер. Ну… всегда я… не понимаю…
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело…
Сатин. Стоило тебе родиться бароном…
Квашня (Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)
Актер (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм… органон…
Анна. Андрей Митрич…
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты — не будешь?
Анна. Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…
Клещ. Боишься? Не бойся… может, еще…
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне… видно, скоро уж…
Клещ (отходя). Ничего… может — встанешь… бывает! (Уходит в кухню.)
Актер (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм — совершенно отравлен алкоголем…
На дне — краткое содержание и анализ
Из всех произведений М. Горького пьеса «На дне» остаётся самой популярной. Публика горячо приняла драму с первой постановки. С 1902 года, когда состоялась успешная премьера в МХТ, пьеса прошла по театрам всего мира.
Название: | На дне |
Автор: | А. М. Горький (Пешков) (1878 – 1933) |
Год написания: | 1902 г. |
Год издания: | 1902 г. |
Жанр: | Пьеса |
Направление: | Критический реализм |
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Время и место действия
Действие пьесы разворачивается в конце 19 века. Это время экономического кризиса. Безработица, бедность рушили судьбы людей.
Место событий — грязная ночлежка для бесприютных людей, расположенная в подвале дома одного из российских городов.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Второстепенные герои
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
В ночлежку для бездомных людей, уже не ждущих от жизни ничего хорошего, пришёл странник. Он утешил, кого мог, дал надежду отчаявшимся, а потом ушёл. Скоро стало ясно, что надежды не имеют под собой почвы, сами люди не готовы измениться и подняться со дна жизни.
Акт 1
Действие разворачивается весенним утром в грязной ночлежке, в подвале. В центре стоит стол, за которым хозяйничает Квашня, торговка пельменями. Женщина говорит о своём ухажёре, который к ней сватается, но замуж за него она не собирается. Не так давно умер муж Квашни, тиранивший её при жизни. Теперь она счастлива и терять свободу не желает. Клещ возражает, что она всё равно выйдет замуж. Квашня возмущена, она бросает собеседнику обвинение в смертельной болезни жены.
Просыпается Актёр, он помогает тяжелобольной Анне выйти на воздух. Им навстречу попадется Костылев, который ищет Василису. Старик не без оснований подозревает, что у неё роман с Пеплом, но поймать супругу на месте преступления не удаётся. Актёр обращается к хозяину с просьбой простить долг хотя бы наполовину. Костылев отказывает. Расстроенный Актёр забывает про Анну.
В ночлежку приходит Лука. Он помогает больной вернуться.
На сцене появляется сапожник Алёшка, он пересекается с Василисой, которая ищет Пепла. Подвыпивший парень бездумно говорит ей, что Васька готов её бросить из-за Наташи. Костылева разозлилась. Вспомнив долг сапожника за проживание, она выгоняет его из ночлежки.
Действие заканчивается дракой в сенях: Василиса бьёт сестру.
Акт 2
Старик Лука для каждого находит нужное утешение и подсказывает, как можно выйти из создавшегося положения:
Василиса подбивает Пепла расправиться с мужем, а взамен он получит деньги и Наталью. Старик убеждает не связываться с Василисой, а бежать из ночлежки с Натальей.
Костылев всё-таки поймал жен с поличным, с любовником. Начался скандал. Васька чуть было не избил старика, но Лука отговорил.
Тем временем умерла Анна, и Васька с Лукой идут на поиски Клеща, который пьёт в трактире. В ночлежку приходит Актёр, с ним Наташа. Пьяный, он обещает ей излечиться от губительной тяги к спиртным напиткам и снова играть на сцене. Приходит Клещ, он оставил все деньги в трактире и не знает, на что хоронить жену. Товарищи по несчастью сулятся помочь.
Акт 3
Постояльцы собрались на пустыре и ведут разговор. Начитавшаяся дешевых романов Настя повествует о студенте, пылко в неё влюблённом. Барон насмехается над фантазиями сожительницы, говоря, что сюжет взят ею из прочитанной книжки. Настя глубоко обижена, уходит. Следом за ней — Барон.
Наташа откровенничает, что мечтает о том, кто увезёт её от Костылевых. Лука вспоминает, как однажды на охраняемую им дачу под Томском проникли каторжники. Он не стал их убивать, пожалел, накормил голодных, и всё благополучно завершилось. Старик делает вывод, что человек открыт для добра.
Пепел с Василисой ссорятся. Вор Васька уговаривает Наташу помочь ему стать другим. Девушка не питает к нему особой любви, но даёт согласие с условием, что он никогда не ударит её. Их разговор слышит Костылева. Она приказывает Наташе поставить самовар, а сама ругается с бывшим любовником.
Между Костылевым и Лукой происходит ссора. Хозяин говорит, что не дело Луки советы давать, он должен молиться за людей, если он странник. На это старик отвечает, что одним людям ещё можно помочь исправиться, а другим уже нет. Костылева он отнёс к «другим». Тот разгневался и прогнал странника из ночлежки.
Озверевшая Василиса намеренно ошпарила Наталье ноги. В ссоре Пепел ударил Костылева, и тот замертво падает. Василиса оглашает Ваську убийцей, он же припоминает, как она подговаривала его на убийство за деньги. Наталья понимает всё превратно, считает, что они оба в сговоре: хотят избавиться от старика Костылева и от неё. Как в бреду, она проклинает Пепла.
Акт 4
Обитатели ночлежки говорят о Луке. Клещ называет его жалостливым, Настя — хорошим, Барон — пластырем для нарывов. Сатин отзывается о старике неоднозначно. С одной стороны он говорит, что его ложь нужна для слабых душ, с другой стороны Сатин сравнил воздействие старика на него с действием кислоты «на старую и грязную монету».
Настя ссорится с Бароном и выказывает желание уйти от него. По словам Сатина, её намерение схоже с разговорами Актёра о его уходе в лечебницу для пьющих. Барон предаётся воспоминаниям о своих аристократических предках. Настя задирает сожителя, они вновь ссорятся. Актёр прикладывается к водке и выходит.
Заключение
В пьесе «На дне» звучит тема отверженного человека. Зрители уже более ста лет задумываются о правде и лжи, о надеждах и мечтах, смысле жизни человека. Пьеса вызывает вопрос: может ли помочь человеку данная ему надежда, если сам он не готов измениться?
Афиши пьесы «На дне»
Слайдшоу. Для просмотра изображения в полноразмерном формате кликните по нему.
Анализ произведения
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Проблематика
Композиция
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — диалог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
Критика
Д.В. Философов считает драму «На дне» вершиной творчества Горького, после которой началось падение.
Адрианов С. А. назвал Луку М. Горького одной из попыток создать тип «мудрого сердцеведа», взывающего к человеческой совести. Великие русские писатели стремились создать такой образ. У Толстого это Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — старец Зосима («Братья Карамазовы»). К ним примыкает и Лука Горького.
И. Ф. Анненский сравнивал точки зрения Горького и Достоевского: «…у Горького… всё для человека и всё в человеке… И если для Достоевского девизом было — смирись и дай говорить Богу, то для Горького он звучит гордым…».
Постановки и экранизации
Первая экранизация пьесы Горького «На дне» в СССР — фильм-спектакль (МХАТ) в 1952 году.
В 1972-м — экранизация спектакля Московского театра «Современник».
В 1987-м — «Без солнца» (Ю. Карасик) и «На дне» (А. Петросян). В 2014-м — «На дне» (В. Котт), вольная интерпретация.
За рубежом пьеса была экранизирована в Венгрии, Японии (дважды), Франции, Китае.
Аудиокнига
«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы
Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.
«На дне»: краткое содержание
Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.
«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.
Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:
Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.
Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.
Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.
Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.
Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.
Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.
Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.
Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.
Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.
Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.
Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.
Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC
Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:
Действие первое
Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.
Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.
Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.
В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.
В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.
Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.
Действие второе
Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.
Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:
Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:
Действие третье
Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:
Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.
Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.
Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.
Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.
Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.
Действие четвертое
В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.
Далее события разворачиваются следующим образом:
Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.
Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC
«На дне»: анализ произведения
Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.
Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:
Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.
В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.
Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.
Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.
Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.
События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.
Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора