акатуй чувашский праздник 2021 какого числа
В Шемуршинском районе состоялся традиционный праздник песни, труда и спорта «Акатуй-2021»
Сегодня в Шемуршинском районе состоялся традиционный праздник песни, труда и спорта «Акатуй-2021», посвященный окончанию весенних полевых работ, Году науки и технологий в Российской Федерации и Году, посвященного трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.
В районном празднике песни, труда и спорта «Акатуй-2021» участвовали почетные гости:
депутат Государственного Совета Чувашской Республики Олег Вадимович Мешков, начальник Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики – главный государственный инженер-инспектор Чувашской Республики Владимир Павлович Димитриев, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Чувашгосснаб» Валерий Михайлович Антонов, директор-главный редактор автономного учреждения “Издательский дом “Хыпар” Татьяна Геннадиевна Вашуркина.
Акатуй собрал на Шемуршинской земле передовиков сельского хозяйства, участников художественной самодеятельности, гостей и жителей района.
Далее шемуршинцев и гостей поздравил глава администрации Шемуршинского района Владимир Денисов. >>>
Затем состоялось чествование передовиков сельского хозяйства, отличившихся своим добросовестным трудом и профессионализмом. >>>
Не остались без внимания и победители районного фестиваля коллективов художественной самодеятельности учреждений культуры Шемуршинского района посвященного, трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей коллективам Старочукальского, Карабай-Шемуршинского и Малобуяновского сельских поселений были вручены Почетные грамоты администрации Шемуршинского района и ценные призы.
Учащиеся общеобразовательных школ района за активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников также удостоились наград: >>>
В рамках реализации программы по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Свидетельство о предоставлении благоустроенного жилого помещения вручено Тихонову Денису Николаевичу, жителю Карабай-Шемуршинского сельского поселения.
Радушно принимали всех гостевые дворики сельских поселений, которые были оформлены художественно и красочно, приглашали отведать и яства, национальные блюда и напитки, изготовленные местными искусницами.
Каждый гостевой дворик представлял самобытную культуру чувашей, татар, мордвы и русских, так как на территории района проживают в дружбе и единении вот уже столетия представители этих национальностей. Работы местных умельцев поразили своим разнообразием. На выставке были представлены национальная вышивка, народные костюмы, резьба по дереву, лозоплетение, бисероплетение, и другие работы.
На празднике была продемонстрирована новая сельскохозяйственная техника.
Поклонники и любители спорта могли участвовать в состязаниях по вольной борьбе,
гиревому спорту, волейболу, армспорту и различных спортивных аттракционах. Был большой выбор игровых площадок для детей, работала торговая ярмарка.
Кульминацией праздника стали бега рысистых лошадей. Это одно из зрелищных мероприятий, которого с нетерпением ждали многие жители и гости района.
Праздник Акатуя в Шемуршинском районе удался на славу!
Акатуй-2021
Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначлет одного знаюшего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствуюших подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель залевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.
В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов.
В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.
После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, т.е. положение, в котором хоронят покойников.
Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальский значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т.п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.
По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй» часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.
К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалась нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т.п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.
Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».
Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, то и всей округой.
В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования проходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.
На опушке леса на почетном месте усаживались старики члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя).
Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания-бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т.д. Как правило, состязание начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.
Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т.п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.д.
После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.
Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.
У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.
Всечувашский« Акатуй» впервые состоится в чебоксарском этнокомплексе «Амазония»
Впервые в рамках Дня Республики IX Всечувашский праздник «Акатуй» состоится в этнокомплексе «Амазония» в Чебоксарах.
Излюбленное место отдыха чебоксарцев отражает особенности истории и культуры чувашского народа, располагает фестивальной сценической площадкой, возможностью размещения этноподворий районов и городов Чувашии, а также проведения соревнований по национальной борьбе «кĕрешÿ» и народным играм.
Праздник проводится при поддержке ФАДН и реализует главные цели российского национального проекта «Культура», который направлен на самореализацию и развитие талантов, создание условий для сохранения и развития исторических и национально-культурных традиций чувашского народа, единение и дружбу представителей разных национальностей на чувашской земле.
Акатуй объединит представителей разных национальностей, проживающих в Чувашии в мире и согласии. Его участники приобщатся к искусству, творческому труду, спорту. Творческие площадки позволят гостям ознакомиться с историей чувашского народа, уникальным колоритом региона, выставкой-ярмаркой чувашской продукции, яркими выступлениями фольклорных ансамблей, эстрадных коллективов городских, сельских домов культуры, национально-культурными объединениями, соревнованиями по национальной борьбе «кĕрешÿ», гиревому спорту, а также народным играм. Украшением этого года станут выступления порядка 10 творческих коллективов из 10 регионов с компактным проживанием чувашей и коллективов художественной самодеятельности Республики.
Приглашаем 24 июня в этнокомплекс «Амазония» (г. Чебоксары). Начало в 12.00 часов. Справочная информация по телефонам: 51 56 83, 54 77 90.
12-13 июня – районный праздник «Акатуй-Сабантуй»
В целях сохранения и приумножения веками сложившихся добрых традиций, обычаев народов, проживающих на территории муниципального образования на поляне «Солнечная» 12 июня 2021 года проводится 16 районный детский праздник «Акатуй-Сабантуй», 13 июня – 69-й районный праздник «Акатуй-Сабантуй».
Для проведения традиционных праздничных мероприятий постановлением администрации Батыревского района № 366 от 13 мая 2021 года «О подготовке и проведении 16-го детского праздника «Акатуй-Сабантуй» и 69-го районного праздника «Акатуй-Сабантуй» создан организационный комитет по подготовке и проведению праздников под руководством первого заместителя главы администрации района – начальника финансового отдела Светланы Черновой. Также утвержден план мероприятий по подготовке и проведению праздников.
Районный детский праздник включает торжественное открытие, награждение, чествование победителей, концертную программу – выступления коллективов художественной самодеятельности, спортивные мероприятия, акции, работу аттракционов, игры, конкурсы.
Основные мероприятия проводятся во второй день – 12 июня: праздник начинается с торжественного открытия, подведения итогов экономического соревнования, награждения, чествования.
В программе праздника – концерт, после спортивные состязания – БЕГА
Дорогие урмарцы, уважаемые гости!
Приглашаем Вас на районный праздник «Акатуй-2021», посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей в Чувашской Республике, который проводится в пос. Урмары 12 июня 2021 года
Программа районного праздника «Акатуй-2021»
Массовые гуляния, торговая ярмарка
8.00 вдоль дороги по улице Мира, Ленина
«Детская площадка» с игровыми аттракционами
9.00 площадка у Дома спорта
Выставка-ярмарка продукции предприятий организаций, индивидуальных предпринимателей района, подворий Урмарского городского и сельских поселений района
9.00 площадка у территории почты
Шествие: почетные граждане Урмарского района, заслуженные работники, имеющие государственные награды,поселения
10.00 центральная площадь пос. Урмары
— выступление сводного хора работников культуры.
10.20 центральная площадь пос. Урмары
Открытие праздника «Акатуй»
11.00 центральная площадь пос. Урмары
Поздравление гостей праздника, награждение передовиков, вручение паспортов гражданам Российской Федерации, достигшим 14-летнего возраста
11.10 центральная площадь пос. Урмары
Театрализованная концертная программа «Сурский рубеж. Помни, Знай, Не забывай»
12.00 центральная площадь пос. Урмары
«Край родной мои Урмары» Праздничный концерт участников художественной самодеятельности района
12.20 центральная площадь пос. Урмары
21.00 центральная площадь пос. Урмары
22.00-24.00 центральная площадь пос. Урмары
22.30 центральный стадион
Спортивные мероприятия
Самбо (республиканский турнир)
09.30 – хоккейная коробка
Шашки открытый турнир
10.00 – дом культуры малый зал
10.00 – дом спорта п.Урмары
Дартс (женщины, мужчины)
12.00 – центральная площадь
мужчины – 24 кг (до 25 лет) и 32 кг (25 лет и старше)
12.30 – хоккейная коробка
Армспорт (женщины, мужчины)
13.00 – центральная площадь
13.30 – хоккейная коробка
Национальная борьба (до 70 кг, свыше 70 кг)