акт первый на дне краткое содержание
Кратко «На дне» М. Горький
⭐⭐⭐⭐⭐ «На дне» за 1 минуту и подробно по актам за 3 минуты.
Очень краткий пересказ пьесы «На дне».
Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.
Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов.
Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист.
А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.
Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг.
Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.
Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва.
Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.
Главные герои и их характеристика:
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам.
Акт первый.
В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).
В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.
Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.
Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.
А подметанием занялся Лука.
Акт второй.
Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл.
Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».
Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.
Акт третий.
Акт четвёртый
А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.
Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.
Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит.
И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.
История создания произведения.
Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.
Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.
Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.
На дне
Микропересказ : В ночлежку для нищих, потерявших надежду на будущее, пришёл странник, вернул им эту надежду и исчез. Надежды оказались несбыточными, а люди — не готовыми к переменам. Ничто не вытащит их со дна жизни.
Действие происходит в конце 19-го века.
Очень краткое содержание
В ночлежку, где жили изгои общества, пришёл старик Лука.
Лука — странствующий проповедник, лет 60, мудрый, ласковый, внимателен к людям.
Лука начал подбадривать изгоев, пробуждать в них надежду. Алкоголику он сказал, что есть некая больница, в которой лечат таких, как он. Вору он посоветовал начать новую честную жизнь в Сибири, а умирающей женщине облегчил уход из жизни.
Подробный пересказ по актам
Названия актов — условные.
Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стояли нары. Правый угол был отгорожен фанерой. Левый угол занимала русская печь. Рядом находилась дверь в кухню, с другой стороны — отгороженная грязной занавеской кровать.
Посреди комнаты стоял большой стол, некрашеный и грязный. На нём — самовар, у которого хлопотала торговка пельменями и рассуждала о своём ухажёре.
Пожив с мужем-тираном, торговка не хотела снова выходить замуж. Рядом работал за верстаком Клещ, его тяжелобольная жена лежала на кровати за занавеской.
Андрей Митрич Клещ — слесарь, 40 лет, работящий, грубый, угрюмый, мечтает вырваться из нищеты.
Клещ был груб с умирающей женой, считая, что оказался в ночлежке из-за неё. С печи слез Актёр.
Актёр — алкоголик, бывший актёр, около 40 лет, безобиден, способен на сочувствие, настоящее имя — Сверчков-Заволжский.
Помогая жене Клеща выйти на свежий воздух, Актёр столкнулся с Костылёвым, который искал свою молодую жену Василису.
Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежки, 54 года, богат, жаден, готов отобрать у своих постояльцев последнюю копейку, ревнует свою молодую жену Василису.
Василиса Карповна Костылёва — жена Костылёва, 26 лет, безнравственная, скандальная, жестока к сестре, жадна до денег.
Костылёв оценил доброе отношение Актёра к умирающей, но отказался простить ему половину долга.
Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг!
Василиса была любовницей Пепла, жившего в отгороженном углу, но Костылёв не мог поймать их вместе и побаивался вора.
Васька Пепел — потомственный вор, 28 лет, любовник Василисы, хочет стать честным.
Пеплу Василиса надоела, он ухлёстывал за её сестрой Наташей, но та отвергала его.
Наташа — сестра Василисы, 20 лет, тихая, добрая, мечтательная.
Пепел воровал с детства, никогда не работал. Клещ же считал неработающих людей рванью, «без чести, без совести». По мнению Пепла, честь и совесть нищим без надобности, они тем нужны, «у кого власть да сила есть».
Наташа ввела в ночлежку Луку, тот поздоровался и сказал, что уважает человека, даже если тот вор: «Ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают…». Лука начал подметать грязный пол.
Вслед за ним появилась Василиса. До неё дошла сплетня, что Пепел хочет бросить её из-за Наташи. Вора в ночлежке не было, и Василиса ушла, ещё сильнее разозлившись.
Появился дядя Василисы и Наташи, полицейский, который ухаживал за торговкой пельменями. Лука ввёл в комнату еле живую жену Клеща. В это время в сенях Василиса начала бить Наташу. Все, кроме Луки с тяжелобольной, бросились их разнимать.
Жене Клеща понравился мягкий и ласковый Лука. Странник, смеясь, сказал: «Мяли много, оттого и мягок…».
Вечер. Лука сидел у постели умирающей, та жаловалась, что муж бил и обижал её, она всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешал несчастную, обещая ей отдых после смерти.
Сжульничав, нищий Барон выиграл в карты и предложил Актёру и Луке пропить выигрыш. Старик отказался.
Барон — обнищавший аристократ, 33 года, умный, образованный, живёт прошлым и не надеется на будущее.
Актёр из-за постоянного пьянства забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Старик предложил Актёру лечиться в бесплатной лечебнице для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней. Сперва Актёру понравилась идея начать жизнь сначала, но потом он назвал Луку чудаком и ушёл.
Жена Клеща позвала Луку. Клещ хотел поговорить с женой, но той уже было не до него. Больше никому не было дела до умирающей, только Бубнов радовался, что она больше не будет кашлять ночью.
Андрей Бубнов — картузник, 45 лет, некогда имел собственное дело, равнодушный, тугодум.
Пепел спросил полицейского, сильно ли Василиса избила сестру. Тот ответил, что семейные дела вора не касаются, и пригрозил арестовать его. Тогда Пепел пообещал выдать Костылёвых, которые скупали у него краденое. Полицейский отступил.
Лука начал убеждать Пепла, что в Сибири можно начать новую, честную жизнь. Пепел заявил, что старик врёт, Лука ответил, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.
На вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука ответил: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Пепел почти догадался, кто Лука такой, но тут Василиса вызвала вора на разговор. Пепел признался, что никогда не любил Василису, а она предложила ему деньги и Наташу в жёны, если он убьёт её мужа. Лука подслушал разговор.
Костылёв застал жену с Пеплом и устроил скандал. Пепел напал на Костылёва, но Лука посоветовал вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить.
Умерла жена Клеща. Лука с Пеплом пошли сообщить Клещу о её смерти. В комнату вошли Наташа и пьяный Актёр, который всерьёз собрался вылечиться от пьянства и вернуться на сцену. Он наконец вспомнил любимое стихотворение — стихи Беранжера.
Клещ пропил все деньги и не мог похоронить жену. Жители ночлежки пообещали собрать, кто сколько может, и спокойно легли спать: присутствие мёртвого тела их не волновало.
Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат…
Пустырь между тёмной бревенчатой стеной дворовой постройки и серой стеной ночлежки. В глубине пустыря, закрывая полнеба, возвышалась противопожарная стена из красного кирпича. На пустыре сидели Наташа, Лука, Барон, Настя и Клещ.
Настя — сожительница Барона, проститутка, 24 года, романтичная и обидчивая, мечтает о любви.
В окно ночлежки выглядывал Бубнов. Настя рассказывала о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увёл Настю, ласково утешая. Наташа призналась, что ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.
Барон ушёл мириться с Настей. Вернулся Лука. Наташа спросила, отчего старик такой добрый. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает», — ответил Лука и рассказал, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука заставил их выпороть друг друга розгами, а потом прожил с ними на даче всю зиму. «Человек может добру научить», — заключил Лука.
Бубнов сказал, что врать не умеет и предпочитает говорить правду, как она есть. Тут Клещ закричал, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убежал.
Бубнов не поверил, рассмеялся и отошёл от окна. Лука заявил, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их.
Пепел предложил Наташе уйти с ним, пообещав с её помощью измениться, бросить воровство.
Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
Костылёв узнал, что Лука собрался уходить. Он считал, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи». Лука возразил: есть люди, как урожайная земля — «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв, и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгнал Луку из ночлежки.
Бубнов считал, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотела его извести. Бубнов передумал убивать жену и ушёл, оставив свою кожевенную мастерскую.
Появились Сатин и Актёр, который целый день не пил.
Сатин — нищий, лет 40, образованный, раньше работал на телеграфе и много читал, чем и теперь любит блеснуть.
Сатин рассказал Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком. Пришёл Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а бездельничать стыдно.
Ночь. Из ночлежки исчезли перегородка, за которой жил Пепел, и верстак Клеща. За столом Клещ, ставший нищим, чинил гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивали. На печи кашлял Актёр.
Все обсуждали исчезнувшего Луку. Настя, решившая уйти от Барона, сожалела о добром и понимающем старике. Сатин сравнил Луку с мякишем для беззубых, а Барон — с пластырем от нарывов. Клещ считал старика хорошим: он «закон в душе имел», а правда — кому она нужна? И без неё дышать нечем. Актёр всё ещё собирался в мифическую лечебницу для пьяниц.
Сатин считал, что старик врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками», но не тому, кто сам себе хозяин. Но и шарлатаном Сатин старика не считал, он чувствовал, что Лука понимает, что такое человек.
Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал…
Тем не менее на Сатина старик подействовал, «как кислота на старую и грязную монету». Его поразили слова Луки о том, что люди на самом деле живут не ради себя, а ждут рождения лучшего человека. Поэтому каждого человека уважать надо — вдруг именно он родился на счастье и для большой пользы.
Барон вспомнил своё семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Чтобы обидеть Барона, Настя крикнула, что ничего этого не было. Сатин посоветовал ему всё забыть.
Настя рассказала, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Девушка считала, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу.
Сатин начал рассуждать, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начала и концы», а окружающий мир — «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек — это звучит гордо».
Барон так рассуждать не умел и боялся. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял.
Актёр выпил стакан водки и выбежал из комнаты. Вошли выпившие Бубнов и полицейский с водкой и закуской, начали всех угощать. Все смеялись над полицейским: его уволили из полиции, теперь он подчинялся торговке, а та, по слухам, его била. Собутыльники, весело распевая, собрались в трактир.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам
Кратко
Действия пьесы разворачивается в ночлежке для нищих людей, которые оказались на самом дне жизни. Комната, напоминающая пещеру, разделяет вора Пепла и умирающую Анну, муж которой в этот момент занят своей слесарной работой.
Постояльцы вместе с мужем Анны бурно ведут беседу и ругаются между собой, совершенно не замечая умирающего человека. Напротив, все хотят, чтоб бедная Анна поскорее умерла и ночью им бы никто не мешал спать. Утешает женщину добрый странник, который поддерживает её в самое непростое для неё время. В этот же самый момент постояльцы обсуждают, что жена содержателя ночлежки находиться в любовных отношениях с вором и очень злиться, что тому нравиться Наташа, они с мужем постоянно избивают девушку до полусмерти.
Произведение заставляет задуматься о вечном, о любви, вере, возможностях человека. И заставляет задуматься над вечным вопросом, что лучше правда или сострадание?
По актам
Акт 1
В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня и ее соседи, кухонные жильцы, Барон и Настя, больная Анна, алкоголики Актер и Сатин. Некоторые пытались выделить личное пространство, отгораживая кровать занавеской, а Васька и вовсе жил за тонкими деревянными переборками, образовавшими подобие комнаты.
В это весеннее утро Квашня доказывала собравшимся, что вовсе не мечтает о свадьбе с Абрамом, поскольку как всякая свободная женщина не стремится угодить в кабалу к мужу, даже если бы он был благородных кровей. Клещ и Барон смеялись над ней, попутно поддевая читающую любовный роман Настю.
Квашня собиралась на рынок. Жалея умирающую Анну, жену Клеща, она оставила ей немного пельменей, которые женщина отдала столяру.
Похмельные Сатин и Актер переговаривались и обсуждали вредность пыли, поднятой при подметании пола, для отравленного алкоголем организма. Сегодня Актер был в очереди уборщиков подвала, и ему страшно не хотелось выполнять эту работу.
Анна пожаловалась на духоту, Бубнов предложил отворить дверь, но Клещ стал ругаться, что простынет, сидя на полу. Пришлось Актеру выводить женщину в сени.
Вошел Костылев, хозяин ночлежки. Он, прикрываясь сбором оплаты, искал здесь жену Василису, которая была любовницей Пепла. Мимоходом посулив поднять на полтинник стоимость кровати Клеща, хозяин постучал в дверь вора. Тот отворил с вопросом, не принес ли ему хозяин семь рублей долга за проданные часы. Увидев, что жены в комнате нет, Костылев ретировался, пообещав отдать деньги.
Актер, Пепел, Клещ, Сатин и вошедший Бубнов спорят о совести. Все, кроме Клеща, считают, что совесть нужна лишь богатым. А бедный ее ни продать не может, поскольку никому не нужна.
Сестра хозяйской жены, Наташа, привела еще одного постояльца, старика Луку. Ваське девушка нравилась, но она отвергала его ухаживания.
Новому постояльцу принялись задавать каверзные вопросы, но умный и скромный старик отвечал так, что вопрошающим становилось стыдно.
В подвал зашла Василиса в поисках любовника, но тот ушел в трактир. Раздосадованная женщина срывает свой гнев на постояльцах, придираясь к долгам и неметеному полу. Лука безропотно идет подметать, а затем приводит с кухни Анну.
Акт 2
Вечером обитатели подвала играли в карты с зашедшими Татарином и Кривым Зобом. Бубнов играл в шашки с Медведевым, а Лука сидел у постели умирающей Анны.
Анна тихонько жаловалась старику на тяжелую жизнь, где не было в достатке даже хлеба, на побои супруга, на бедную оборванную одежду. Лука утешал ее как мог, обещая отдых на том свете и жизнь в раю.
В это время играющие ссорились. Татарина и его товарища обыгрывали, пряча карты в рукав. Те пытались возмущаться и в итоге получили отповедь от Барона и Сатина, что если бы не обман, то им бы нечего было есть. Окончательно рассердившись, незадачливые игроки ушли.
Актер, Барон и Сатин приглашают Луку вместе выпить, но тот отказывается. Он рассказывает спившемуся Актеру, что тот еще может стать нормальным и вернуться к любимому делу, поскольку существуют специальные лечебницы, где бесплатно лечат пьяниц.
Входит Василиса. Лука делает вид, что выходит в сени, прячась на печи, Бубнов уходит.
Неверная жена предлагает любовнику сделку. Она знает о его нелюбви к ней, что подтвердил Пепел. Знала Василиса и о его симпатиях к сестре. Наталью и предложила она в обмен на убийство Костылева. Васька не соглашается, поскольку не хочет идти на каторгу.
Хозяин тем временем прокрался в подвал, беседа прервалась. Испуганный Пепел вскочил. Костылев заметил жену и стал ругаться. Драку предотвратил Лука, завозившийся на печи.
Подойдя к Анне, он потрогал ее и стал молиться. Женщина умерла.
Вошли Наташа и пьяный Актер. Тот напился в последний раз, поскольку твердо решил с завтрашнего дня идти лечиться. Татарин, Кривой Зоб и Клещ вынесли покойницу в сени и стали устраиваться на ночлег. Лука пошел проводить Наталью, поскольку та очень боялась мертвых. Старик успокаивал девушку тем, что нужно бояться живых, а не мертвых.
Пьяные Сатин и Актер начинают громко переговариваться и шуметь. Устроившийся на ночлег татарин вскакивает, и уходит жаловаться хозяину на мертвых и пьяных и невозможность спать вообще.
Акт 3
На усыпанном хламом пустыре возле ночлежки сидят ее обитатели. Солнце клонится к закату, снег только сошел и деревья стоят по-зимнему темные и сырые. Наташа и Настя уселись на бревно, Лука и Барон – на дровни, Клещ умостился на куче дерева под стеной, а из окна за всем наблюдал Бубнов.
Настя вспоминала свое прошлое, то ли бывшее на самом деле, то ли вычитанное из романов и додуманное впоследствии. Барон подсмеивался, что девушка путает имена возлюбленных, поскольку в прошлый раз был совершенно другой человек. Рассказчица сердится на не понимающего ее любовных переживаний соседа. Всех успокаивает Лука, который гладит Настю по голове и убеждает, что верит ее истории.
Старик отчитывает Барона за Настю и вспоминает, как сам, будучи сторожем, пожалел влезших в дом воров. Беглые каторжане, ведомые голодом, пытались ограбить дом. Пожалел их дед, накормил и приютил. Так и жили двое мужиков у него всю зиму, помогали охранять дачу.
Из-за угла показался Васька и сразу же направился к Наташе. Девушка сегодня была свободна, поскольку Костылев с женой ушли на кладбище и в церковь.
Старик заявляет о скором своем уходе из ночлежки.
Пепел просит Наташу сбежать с ним, обещая бросить воровство. Но девушка не любит вора. Васька просит помочь ему измениться и в конце концов Наташа соглашается. Разговор подслушивает стоящая возле окна Василиса, которая, не выдержав, высунулась в двор и закатила скандал, приказав Наташе идти на кухню.
Появляются Клещ, Сатин и Актер. Клещ опечален, поскольку пришлось продать инструменты, чтобы оплатить похороны. Актер весь день работал ради денег на дорогу. Он всерьез решил измениться и попасть в лечебницу.
Слышатся крики из окна Костылевых. Актер убежал за Пеплом. Приводят Наташу с обваренными кипящей водой ногами, бегущая сзади Василиса пытается ударить сестру.
Акт 4
Темной ветреной ночью в ночлежке Сатин, Барон и Настя сидели за столом и пили водку. Рядом Клещ чинил гармошку, а в углу стонал Татарин. Раньше здесь была комната Пепла, но сейчас переборки сломали, а Татарин перебрался на освободившееся место. Сопровождаемые кашлем Актера, собравшиеся обсуждали недавние события.
Пользуясь суматохой, поднятой прибывшей полицией, Лука ушел. Сатин сожалеет, поскольку старик пришелся ему по нраву. Татарин тоже поддерживал высказывания Сатина, так как Лука «закон душе имел». Изрядно выпившая Настя начала рассказывать, как ей надоели все присутствующие и что ей пора удалиться от всех подальше. Разгорячившись, она начинает бить посуду. Сатин предлагает ей захватить Актера с собой, ведь тот в последнее время тоже стал странный и все рвется искать лечебницу для алкоголиков.
Собравшиеся снова переключаются на Луку, но на этот раз уже негодуют: старик вселял во многих зыбкие надежды, не имевшие под собой реальной почвы. Барон называет его шарлатаном, Настя заступается, ее поддерживает Сатин. Хоть старик, как выходит, и врал, но делал это из человеколюбия. Ложь нужна слабым духом, служа им поддержкой или прикрытием в грязных делах. А все люди, по его словам, живут для лучшего. Барон соглашается, вспоминая своих славных предков и историю разорения. Настя его поддевает своим неверием, чтобы отомстить за прошлые насмешки над ее полугрезами-полувоспоминаниями.
Ссорящихся одергивает Сатин, спрашивая о Наташе. Но Настя не ходила к ней в больницу, поскольку та уже вышла и куда-то исчезла.
Постепенно разговор сводится к Ваське и Василисе. Все считают, что женщина вывернется, а Ваську пошлют если не на каторгу, то в тюрьму точно.
Татарин, расстелив коврик, тихо молится в углу. Это замечает Актер и просит помолиться и за него. Татарин отказывается, Актер подбегает к столу, выпивает, и убегает в сени.
Человек теряет смысл и вкус к жизни, когда лишается надежды на лучшее будущее.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Горький. Все произведения
На дне. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Средь бела дня в общественном парке застрелился молодой человек. Был он из богатой семьи, полон сил, энергии и совсем не понятно, зачем вдруг решил умереть. Ответить на этот вопрос попытается Эраст Фандорин
Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей.
М. А. Антонович в своем очерке «Асмодей нашего времени» высказывает субъективное мнение о знаменитом произведении господина Тургенева «Отцы и дети». Создатель статьи пишет о том, что все долго и очень жадно ждали выхода произведения Тургенева
Александровская слобода, осень вторая половина шестнадцатого века, правление Ивана Грозного. Суровые времена. Несмотря на это, человеческие страсти кипят, как раскаленная магма.
Рассказ о молодом парне Алеше. С детства прозвали его Горшком, из-за того, что однажды он нес горшок по просьбе матери и разбил его. До 19 лет жил Алеша с сестрой и родителями в деревне, пока его брат служил в городе у купца.