актер на дне цитаты
Сочинение: Характеристика Актера в пьесе «На дне» (+ таблица с цитатами)
(537 слов) Знаменитая пьеса «На дне» появилась на свет под воздействием большого творческого порыва. Не секрет, что Максим Горький написал данное произведение именно для актёрской труппы Московского театра, которая выступала и на открытых площадях, чтобы приобщить к культуре разные слои общества. Уже в 1902 году первый читатель познакомился с пьесой. Успех книги обусловлен тем обстоятельством, что автор наполнил его яркими и многогранными персонажами, за которыми интересно наблюдать. Одним из самых трагичных героев является Актер, судьба которого особенно близка людям творческим, которые пережили падение. Чтобы лучше понять авторский замысел, рассмотрим характеристику Актёра в знаменитой пьесе Максима Горького «На дне» подробнее.
Актёр является одним из второстепенных героев знаменитого произведения Максима Горького «На дне». Когда-то, в недалёком прошлом, он с удовольствием играл на сцене и был настоящим артистом. Однако прошло уже достаточно много времени, и Актер, опустившись, оказался на самом дне жизни, как и остальные обитатели ночлежного дома. Личность героя погубило его пристрастие к алкоголю. В тот период, когда персонаж играл на сцене, он помнил наизусть все свои роли и мог их вспомнить в любой момент. Однако алкогольная зависимость загубила все способности персонажа, что он не только забыл все свои роли, но также он не в состоянии вспомнить собственное имя. Актер помнит только лишь то, что у него был псевдоним Сверчков-Заволжский, под которым он и работал.
Спившись и опустившись на самое дно жизни, Актёр вспоминает о своем прошлом. В глубине души персонаж все же надеется вернуться к прежней жизни, чтобы вновь обрести успех, славу и признание. Но в настоящее время он живет в ночлежном доме, абсолютно нигде не работает и все время выпивает с обитателями ночлежки.
Однажды в ночлежном доме появляется Лука, который отличается невероятным милосердием и пониманием по отношению к другим людям. По мнению странника, человеку лучше сказать сладкую ложь, чем горькую правду. Лука хочет помочь и словесно поддержать всех опустившихся на дно персонажей. Чтобы утешить Актера, он заявляет, что где-то в другом городе имеется бесплатная клиника, где его могут вылечить от алкоголизма. Актёр действительно поверил в возможность полного выздоровления. У героя даже появилась надежда на то, что в будущем он сможет вернуться на сцену. Вера героя была настолько сильной и крепкой, что он смог отказаться от выпивки. Он даже решился пойти заработать себе денег на предстоящую дорогу. Актер теперь убеждён, что в этом далёком и неизвестном городе ему обязательно помогут. Однако Лука исчезает так же внезапно и незаметно, как и появился в ночлежном доме. И после разоблачительной речи Сатина в душе Актера рушатся все надежды на светлое будущее. Все мечты и надежды Актёра в один миг растворились и развеялись подобно дыму. Актер теряет всякий смысл жизни. Окончательно разочаровавшись, персонаж решает свести счёты с жизнью. Актер всегда осознавал, что на дно жизни человека ведет полное безверие в свои силы и возможности. Ведь, чтобы двигаться вперёд, необходимы опора и твёрдый нравственный стержень. Судьба подарила герою большую надежду на счастливое будущее и тут же забрала её.
Характеристика Актера во многом основывается на прошлом героя, а не на его настоящем. Почему? А потому что алкоголь разрушил его личность до основания, стер индивидуальность, и читатель видит лишь жалкую тень Актера, которая не имеет даже имени. Но трагическая судьба этого человека доказала не только вред алкоголизма. Она показала нам, что не стоит тешить человека пустыми иллюзиями, ведь не всегда ложь идет во благо.
Цитаты из пьесы «На дне» Горького: высказывания, афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Пепла и др.
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.
В этой статье представлены цитаты из пьесы «На дне» Горького, высказывания и афоризмы таких героев, как Лука, Сатин, Бубнов, Васька Пепел и т.д.
Цитаты Луки
«. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» (Лука)
«. Оно, пожалуй, барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. «
«. Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни… и чистоты нет…»
«. если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…»
«. Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»
«. За что их любить. Любить – живых надо… живых…» (Лука о покойниках)
«. Ты – живых опасайся… вот что я скажу…» (Лука о покойниках и живых людях)
«. не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело. «
«. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была. «
«. Человека приласкать – никогда не вредно…»
«. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. «
«. Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто. «
«. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…»
«. Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет. «
«. Есть – люди, а есть – иные – и человеки…»
«. Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. «
«. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте. » (Сатин передает слова Луки)
Цитаты Сатина
«. Что такое – правда? Человек – вот правда. » (Сатин о правде)
«. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. » (Сатин о правде и лжи)
«. Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо. » (Сатин о человеке)
Цитаты Бубнова
«. Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да. » (Бубнов)
«. А кто пьян да умен – два угодья в нем…»
«. Был честнóй, да позапрошлой весной. «
«. Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…»
«. Все хотят порядка, да разума нехватка. «
«. Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше. «
Цитаты Васьки Пепла
«. В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать. » (Васька Пепел)
«. Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит. «
Цитаты Актера
«. Образование – чепуха, главное – талант А талант – это вера в себя, в свою силу…» (Актер)
«. Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…»
Цитаты других героев
«. Мало знать, ты – понимай. » (Наташа)
«. Я знаю – человек сам в себе не волен. » (Василиса)
«. Не обижай человека – вот закон. » (Татарин)
«. Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. » (Медведев)
Актер в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Актер (в исполнении Н. Г. Александрова) |
Актер является одним из второстепенных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Актер в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
«. приблизительно одного возраста, лет под 40. «
«Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…»
«Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…»
«Идем, Навухудоноссор! Напьюсь – как… сорок тысяч пьяниц…» (Актер о себе)
«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…»
«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?»
«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине)
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»
«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»
«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…»
«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?
Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»
Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:
«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…
Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема…
Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»
«Актер. Кончено и решено! Старик, где город… где ты?
Сатин. Фата‑моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!
«Сатин. Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?
Актер. Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!
Сатин. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…
«Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!»
Сатин. Лахеза… Гера… Афродита… Атропа… черт их разберет! Это всё старик… навинтил Актера… понимаешь, Барон?
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»
«Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!»
Цитаты главных героев из пьесы НА ДНЕ
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше. упрямые!
Все мы на земле странники.
Барство-то — как оспа. и выздоровеет человек, а знаки-то остаются.
Без причины и прыщ не вскочит.
Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит.
Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают. так-то.
. где тепло, там и родина.
Все (. ) терпят. всяк по-своему жизнь терпит.
Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа.
Человек — все может. лишь бы захотел.
Смерть — она все успокаивает. она для нас ласковая.
. если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил.
И. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя.
Гляди — какой я? Лысый. А отчего? От этих вот самых разных баб.
Всяко живет человек. как сердце налажено, так и живет. сегодня — добрый, завтра — злой.
Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь.
Любить – живых надо… живых.
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть. жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел.
… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает.
Человека приласкать – никогда не вредно
Потому-то всякого человека и уважать надо.
Сатин
Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз.
Нет на свете людей лучше воров!
Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать. да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
В карете прошлого никуда не уедешь.
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.
Человек – вот правда!
Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!
Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!
Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо!
Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
Бубнов
Шум смерти не помеха.
На что совесть? Я не богатый.
А кто пьян да умён — два угодья в нем.
Все люди на земле — лишние.
Люди все живут. как щепки по реке плывут. строят дом. а щепки — прочь.
Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется. все сотрется, да!
А я вот… не умею врать!
По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
Актёр
Мой организм отравлен алкоголем.
Образование — чепуха, главное — талант.
А талант — это вера в себя, в свою силу.
Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. А почему — погиб? Веры у меня не было.
Костылев
Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить. Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана.
Какие они люди? Рвань, золотая рота.
Пепел
А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести. Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть.
. всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.
В женщине душа должна быть.
Наташа
Мало знать, ты — понимай.
Высказывания главных героев, персонажей и действующих лиц из пьесы «На дне» М. Горького.
Актёр («На дне»)
Из множества второстепенных героев пьесы выделяется Актёр, который потерял всё, даже своё имя. Характеристика образа Актёра показывает, что став алкоголиком, можно легко скатиться на «дно» жизни и даже погибнуть.
Персонаж без имени
Герой отличается тем, что назван по прозвищу. Жителям ночлежки не известно ни его имя, ни фамилия. Актёром его кличут из-за бывшей профессии. Раньше он играл второстепенные театральные роли, но потом всё позабыл, даже собственное имя. Помнил только сценический псевдоним. Его сценическое имя звучало красиво — Сверчков-Заволжский. Всем хвастался, что играл могильщика в шекспировском «Гамлете». Хотел прочитать стихи Луке, но не вспомнил ни одной строчки. Даже Наташе жалуется, что у всех есть имя, а он его потерял. Мужчина в прошлом был хорош собой. Он молод, ему ещё не исполнилось сорока лет. Актёр и другой герой пьесы Сатин примерно одного возраста.
Читатель может представить себе интересного мужчину, со следами былой красоты, одетого в грязные и заношенные одежды. Он обаятелен, но на обрюзгшем лице Актёра уже явно проступают следы его болезни — алкоголизма. Как и Сатин, он беспробудно пьёт. Не работает, живет за чужой счёт. Постоянно в ходе пьесы эти два персонажа клянчат деньги на выпивку у Васьки Пепла. Хозяину ночлежки Актёр задолжал крупную сумму за проживание.
Характер
Ему не чуждо сочувствие, сострадание. Когда Анне становится плохо, именно он помогает ей выйти из комнаты на свежий воздух.
Актёр слабоволен, он понимает, что его губит алкоголь, но продолжает пить. Но вот в ночлежке появляется Лука и вселяет надежду в пропащего Актёра. Старый бродяга рассказывает ему, что есть бесплатные больницы, в которых излечивают от пагубной привычки. Только название города старец позабыл, но обязательно вспомнит. Необходимо несколько дней не пить для того, чтобы попасть туда. Подбадривая Актёра, Лука выдумал данный факт. У Актёра появляется мечта. Он уверенно говорит: «Я её найду, вылечусь и… снова буду…». Он живёт надеждой на излечение. К нему возвращается смысл жизни: избавление от алкоголизма, работа на сцене. На дорогу в больницу герой начинает собирать деньги, начинает работать — мести улицу.
Его приятель Сатин говорит, что Лука врёт, нет такого города и бесплатной больницы. Сатин реалист, не верит в сказки Луки. Он считает, что человек должен столкнуться лицом к лицу с неизбежной правдой. Тогда, по мнению Сатина, можно переломить ситуацию и выйти победителем.
Отношение автора к герою
Заключение
Судьба персонажа трагична. Жизнь героя до алкоголизма была интересной, а потом он превратился в падшего человека. Потерпев в личной жизни или в профессиональной деятельности неудачу, он сломался и покатился вниз, на «дно», стал алкоголиком без жилья и заработка. По инерции Актёр считает себя тем, кем был до своего падения, и обвиняет весь белый свет в неудачах, но только не собственную слабость. Этот персонаж продолжает падать все ниже и ниже, но не прилагает усилий для изменения ситуации.
Образ Актёра показывает, что только те, для которых становится жизненной установкой выражение «человек — это звучит гордо», могут подняться с самого дна и вернуться к нормальной жизни.