актуальность басен крылова в наши дни
АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА
АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА
Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и недостатков общества, мудрыми выводами.
У читателя создается впечатление, что призвание автора – выражать наболевшие мысли и чувства всего народа. В своих произведениях он мастерски раскрывает такие проблемы, как борьба добра и зла, правды и лжи, искренности и лицемерия,
Герои Крылова – животные, птицы, насекомые, но они олицетворяют собой людей. Ведь не секрет, что и в нашем обществе частенько встречаются хитрые лисы, невежественные ослы, легкомысленные стрекозы или хвастливые сороки.
И еще. Знакомясь с поучительными творениями баснописца, понимаешь, что за все эти годы мы не слишком-то изменились. Именно это и определяет актуальность и востребованность басен Крылова.
До тех пор, пока человек не сумеет отказаться от всего плохого, будут нужны люди, напоминающие о добром и светлом,
В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности.
И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”.
Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с них везде берут взятки, никто не помогает им в беде. Такое нередко встречается и сейчас.
В басне “Волки и Овцы” речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда “бывали сыты”. Волки “заседание в глухом лесу открыли”, “судили”, думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас
Крылов отмечал роль народа в развитии страны (“Собака и Лошадь”).
Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, Крылов требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной (“Дикие Козы”, “Собака и Лошадь”, “Листы и Корни”). Действительно, в одиночку нельзя управлять страной и нельзя не учитывать мнение народа.
Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке. В басне “Огородник и Философ” ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой. Басня “Листы и Корни” указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня “Пруд и Река” говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд.
Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы (“Стрекоза и Муравей”) и Мух (“Пчела и Мухи”), паразитизм Пауков (“Паук и Пчела”), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу:
..А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
“Без труда не выловишь и рыбку из пруда” – и сейчас актуально звучит эта русская народная пословица.
Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: “А Васька слушает да ест”; “Слона-то я и не приметил”; “Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”; “Как Белка в колесе”; “А воз и ныне там”; “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет”; “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский отмечал: “В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев – не просто зверь, а грозный царь, лжец – какой-то дворянин, а может быть, и князь.
Читаешь басни Крылова – и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
Related posts:
Тема сочинения: Актуальность басен Крылова
В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности.
И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”.
Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с
В басне “Волки и Овцы” речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда “бывали сыты”. Волки “заседание в глухом лесу открыли”, “судили”, думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу,
То Волка тут властна Овца, Не разбираючи лица, Схватить за шиворот и в суд тотчас представить.
Крылов отмечал роль народа в развитии страны (“Собака и Лошадь”). Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант
Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке. В басне “Огородник и Философ” ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой. Басня “Листы и Корни” указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня “Пруд и Река” говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд.
Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы (“Стрекоза и Муравей”) и Мух (“Пчела и Мухи”), паразитизм Пауков (“Паук и Пчела”), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу:
Народясь труды для общей пользы несть, Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, Что в них и моего хоть капля меду есть. “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”
И сейчас актуально звучит эта русская народная пословица. Д. Бедный говорил о неувядаемой силе творчества Крылова:
Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: “А Васька слушает да ест”; “Слона-то я и не приметил”; “Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”; “Как Белка в колесе”; “А воз и ныне там”; “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет”; “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский отмечал: “В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев – не просто зверь, а грозный царь, лжец – какой-то дворянин, а может быть, и князь.
Читаешь басни Крылова – и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
Related posts:
Актуальность басен И.А. Крылова в современном мире
В эту разработку вошли материалы подготовки и презентации проекта учащихся 6 класса
Просмотр содержимого документа
«Актуальность басен И.А. Крылова в современном мире»
Актуальны ли Басни
Ивана Андреевича Крылова
Выполнили ученики 6Б класса:
Вахрушева В., Возная И., Стрижак А.
«Как знают басни И.А.Крылова наши родители»
1.Напишите, из каких басен эти строчки:
Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!_______________
Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона. ________________________________
Спой, светик, не стыдись! __________________
А воз и ныне там _______________________
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь
Первый великий баснописец ЭЗОП
В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Он сочинил более 400 басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа были не стихотворными.
Жан де Лафонтен (1621-1695)
Жил во Франции в 17 веке при дворе короля Людовика XIV. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Эзоп, Древняя Греция, 6 в. до н.э.
Биография Ивана Андреевича Крылова
Русский писатель, баснописец и журналист. Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки.
В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.
В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб» Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.
В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней.
В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава.
В 1812–1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.
Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.
Художник Карл Брюллов
Памятники И. А. Крылову и героям его басен
Памятник А.С.Пушкину и И.А.Крылову
Памятник И.А. Крылову в С.Петербурге
Скульптор Петр Карлович Клодт
Памятник басне «Мартышко и зеркало»
жадность, хвастовство, лесть, ложь, лень, невежество)
Давайте поиграем! Крылатые выражения
И.А.Крылова «Волк и Ягненок»
Игра «Сума с потерянными
и найденными вещами»
1. Кто впрягся вести воз вместе с лебедем и щукой?
3. Известный русский писатель басен.
4. Где родился И.А.Крылов?
6. Птица из отряда воробьинообразных, которая встречается в басне Крылова?
3. Как называется музыкальная группа из 4 человек?
5. Что примеряла мартышка?
7. Какого хищника встретил ягнёнок на реке?
Конспект урока «Актуальность басен И.А.Крылова» по литературе
«Актуальность басен Крылова»
В баснях Крылова — быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г.Белинского, в баснях выразилась «целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с них везде берут взятки, никто не помогает им в беде. Такое нередко встречается и сейчас. В басне «Волки и Овцы» речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда «бывали сыты». Волки «заседание в глухом лесу открыли», «судили», думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу,
* То Волка тут властна Овца, * Не разбираючи лица, * Схватить за шиворот и в суд тотчас представить.
Крылов отмечал роль народа в развитии страны («Собака и Лошадь»). Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, Крылов требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной («Дикие Козы», «Собака и Лошадь», «Листы и Корни»). Действительно, в одиночку нельзя управлять страной и нельзя не учитывать мнение народа. Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке. В басне «Огородник и Философ» ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой. Басня «Листы и Корни» указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня «Пруд и Река» говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд.
Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы («Стрекоза и Муравей») и Мух («Пчела и Мухи»), паразитизм Пауков («Паук и Пчела»), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу:
* Народясь труды для общей пользы несть, * Не отличать ищу свои работы, * Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, * Что в них и моего хоть капля меду есть. * «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
и сейчас актуально звучит эта русская народная пословица. Д. Бедный говорил о неувядаемой силе творчества Крылова:
Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: «А Васька слушает да ест»; «Слона-то я и не приметил»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Как Белка в колесе»; «А воз и ныне там»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»; «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский о. Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев — не просто зверь, а грозный царь, лжец — какой-то дворянин, а может быть, и князь. Читаешь басни Крылова — и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
Конспект урока «Актуальность басен И.А.Крылова» по литературе
Урок-игра по басням И.А.Крылова «Звери мои за меня говорят …»
Тема: Актуальность басен И.А.Крылова
Цель:
знакомство с наследием Крылова и актуальностью его басен
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова. 2. Развить творческие и артистические способности учащихся через игру. 3. Сформировать интерес к литературному краеведению
Методы:
театрализация, игровой, словесный, поисковый, наглядный, практический
Оборудование, наглядности:
костюм феи, портреты Крылова, рисунки по произведениям Крылова на тему «Люблю, где случай есть пороки пощипать», высказывания о баснях Крылова, корзина знаний, звёздочки, презентация к уроку, видео-басни
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
1. Вводно-мотивационный этап.
2. Проверка домашнего задания: (театрализация).
Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.
В некотором царстве, недалёком государстве, в районе Тайыншинском, в области Северо-Казахстанской, в селе Макашевка жил да был, ни о чём не тужил добрый молодец Никита. И учился он в учреждении общеобразовательном, в школе Макашевской средней, в классе 7. Учился так себе ни шатко, ни валко, а через пень-колоду. Но особенно он не дружил с литературой.
А чего с ней дружить-то? Чего в ней интересного-то? Подумаешь!
Вот он каков, наш удалец. Спать улёгся – и проблемам конец. Да ночь выдалась не простая, а сказочная. И вот что произошло…
Под музыку появляется Фея (Червонная Ира-Ита).
Фея (Червонная Ира-Ита):
Фея. А что, не похожа?
Не знаю, я их никогда не видел. Да и вообще думал, что их не бывает.
Фея (Червонная Ира-Ита):
Мы есть, только приходим не к каждому.
А ко мне, зачем пришла? Я тебя не звал…
Фея (Червонная Ира-Ита):
Дело у меня к тебе очень важное. Услышала я в своём волшебном царстве, что есть такой ученик, который литературу не любит. Удивилась я очень: как же можно литературу не любить? Она же мать всех наук. Литературу нужно знать и любить! И решила я тебя проучить.
Фея (Червонная Ира-Ита):
А вот так. Отправлю-ка я тебя в Страну невыученной литературы, а там посмотрим, что будет.
Под музыку Фея удаляется.
Фея палочкой взмахнула,
«До свиданья» не сказала,
Время вспять вдруг повернула.
Никитку в старину услала.
Ой, что это со мной? Куда это я попал? Кто ты?
Иван Андреевич Крылов (Наджафов Александр):
Я – русский баснописец – Иван Андреевич Крылов, живу я в 18 веке. А что ты знаешь обо мне? Ты, отрок, расскажи, что знаешь о русской басне. А не расскажешь, голову с плеч!
Так нам же на прошлом уроке училка рассказывала о баснописцах… А я не выучил домашнего задания. Что же делать? Ох, лишусь я головы.
Иван Андреевич Крылов (Наджафов Александр):
Так что же ты знаешь обо мне и о моих баснях?
Я не помню… Ребята, помогите!
Ну что, ребята, поможем Никитке? Но для этого нам нужно будет сыграть в литературную игру и выполнить ряд заданий, которые дедушка Крылов уже приготовил для нас в корзине знаний.
3. Литературная игра
(Каждый участник поднимает светофор, сигнализируя о готовности ответа). За каждый правильный ответ – 1 балл (кусочек сыра).
1 задание «Кроссворды»
Молодцы, ребята! Действительно, мы с вами сегодня будем говорить об известном русском баснописце – Иване Андреевиче Крылове. И сейчас нам нужно узнать, в каких литературных жанрах он работал. В этом нам поможет следующий кроссворд «Литературные жанры»
Ну, что ж, ребята, просто замечательно! Вот мы и определились с тематикой нашего урока. Мы сегодня поиграем в игру, посвящённую басням дедушки Крылова. А кто помнит, какой жанр мы называем басней? А что такое мораль басни? На что очень похожа мораль? Каких ещё баснописцев вы знаете?
2 задание «Вставьте нужное слово»
3 задание «Словарь языка Крылова». Разрешается пользоваться словарями или Интернетом.
– музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки.
Бас
– контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше.
Квартет
– ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
Лесть, льстить
– угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе.
Мурава
– молодая трава.
Овчарня
– хлев (помещение) для овец.
Полдюжины
– половина дюжины – 6, а дюжина – 12.
Рделись, рдеть
– резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть
Яхонты
– старинное название рубина и сапфира, рубин – красный, сапфир – синий или голубой.
Впрок
– то, что может пойти на пользу.
4 задание «Из каких басен эти строки?»
1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица») 2. У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок») 3. С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой! («Волк на псарне») 4. … Рыльце у тебя в пуху!(«Лисица и сурок») 5. Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей») 6. Над хвастунами хоть смеются, А часто в деле им доли достаются. («Заяц на ловле») 7. Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.(«Петух и жемчужное зерно») 8. Ай, Моська знать она сильна, Что лает на Слона! («Слон и Моська»)
5 задание «Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова»
6 задание «Доскажи словечки»
7 задание «Помогите героям басен найти пару»
8 задание «Узнай басню по картинке»
Какая мораль у каждой басни? Что высмеивает автор? Подберите пословицу к басне
Учащиеся получают рисунки и вырезки из газет, журналов. Их задача — создать «иллюстрацию» к одной из басен.
Ну что ж, молодцы, ребята! Вы помогли Никите вернуться домой, и он не лишился головы.
Спасибо, ребята! Я понял, что литературу надо любить. Сегодня же побегу в библиотеку к Зинаиде Ильиничне и наберу себе целую гору книг! И, обязательно, возьму книгу басен Крылова, ведь они такие поучительные!
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову”, скульптора Клодта, персонажи басен по рисункам Агина.
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. 2 августа 2004 года в г. Пушкино, Московской области, на Советской площади открыт памятник русским поэтам А. С. Пушкину и И.А. Крылову “Субботний вечер у Жуковского”, скульптор К.Константинов.
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена, или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта. Крылов – баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.
Призы победителям сегодня у нас необычные. Вещь, напоминающая о герое басни – глазированные сладкие сырки, которые все вы очень любите. Спасибо за игру. Я, надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.
Довольны ли вы своей работой на уроке? Что важного было для вас на уроке?
Вспомните слова Индийского поэта Калидоса.
Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке Мы найдем все: И блаженство роста, И великолепие действия, И великие достижения.
Получилось ли? Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Его любят, читают, цитируют; о нём говорят.
Учитель читает стихотворение П.Вяземского.
Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят.