актуальность мертвых душ в наши дни кратко

Актуальна ли поэма «Мёртвые души» в наши дни? (Гоголь Н. В.)

Я считаю, что поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» безусловно является актуальной и в наши дни. Автор очень точно описал Россию того времени, а также умело изобразил помещиков и дворянство. В произведении все они пренебрегали своими обязанностями, а должность использовали только ради выгоды. К сожалению, такие люди существуют и в наше время. При чтении этой поэмы не покидает мысль о том, насколько жалки и неприятны такие люди.

В произведении Гоголь также описал характеры помещиков. Каждый из них страдал каким-либо пороком, но они не замечали этого и не прилагали никаких усилий, чтобы это изменить. Поэтому через какое-то время они всё больше перестают походить на людей, становятся теми самыми “мёртвыми душами”, несмотря на то, что у них был шанс на настоящую жизнь, не похожую на жалкое существование.

Ещё в наше время существует достаточно большое количество людей, похожих на Чичикова. Деньги и собственное положение Павел Иванович ставит превыше всего. Это скупой человек, готовый унизиться как угодно ради того, чтобы заполучить мёртвые души у помещиков. Он прекрасно умел подлизываться и спекулировать, а его страстью было приобретательство. И в наши дни существуют такие “Чичиковы”, стремящиеся обманом заполучить прибыль. Но тем не менее, читая произведение можно заметить, что Чичикову удалось обвести вокруг пальца только тех, кто глуп, легкомыслен и в жизни которых царит разруха.

Гоголь прекрасно показал проблемы того времени, и, что удивительно, они остаются всё столь же актуальными по сей день. Он описывает людей, которые собственным обязанностям предпочитают пустую трату времени, идут по головам, чтобы приумножить своё богатство. Автор пытается донести, как плохо быть бездуховным человеком и как важно не быть равнодушным к окружающему миру. Я считаю, что эти замечания очень важны и каждый человек должен это понимать, поэтому поэма останется актуальной ещё на долгое время, так как при прочтении произведения читатель всегда сможет вынести для себя несколько полезных уроков.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

Поэма «мертвые души» является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Сам автор назвал данное произведение поэмой. Изначально она задумывалась Гоголем в трех частях, но полностью сохранился только первый том. Из второго тома до нас дошли лишь некоторые главы, а третий том автор самолично сжег.

Само название поэмы имеет двойной смысл. «Мертвыми» душами названы крепостные крестьяне, которых скупал у помещиков главный герой.

Да и у самих помещиков уже давно «мертвые» души.

Автор максимально ярко и правдоподобно изобразил характер каждого из героев. С каждым последующим персонажем мы видим то как человек может изменится, отказавшись от таких человеческих качеств, как мораль, совесть, сочувствие.

Николай Васильевич поднял проблему, которая актуальна как в его, так и в наше время. Омертвление души человека и ненасытностью его материальными благами. Сатирически он показал читателю насколько может деградировать личность, поставив материальные ценности выше моральных.

Образы помещиков складываются от лучшего к худшему. Первым героем в галерее помещиков появляется Манилов. «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. » Первое впечатление довольно обманчиво. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Немного слащавый, очень любезный, он выглядит белым и пушистым на фоне остальных. Манилов живет в мечтах. Строит планы, забросив имение, даже книга на его столе уже два года лежит открытая на четырнадцатой странице. Эдакая обломовщина. Манилов не просто дарит Чичикову своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Он, несмотря на то, что еще не потерял какие-то человеческие качества абсолютно мертв в душе. Он может лишь нести любезности и угождать тем кто ему симпатичен. Но самое страшное, что он тянет за собой крепостных, которые живут работая на него. Поместье разрушается и разоряется, а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». И чем дальше тем хуже.

В последующем нам встречаются Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Все они в большей или меньшей степени отказались от моральных принципов, выбрав материальные.

На примере этих героев мы можем наблюдать полную деградацию дворянства. От Манилова до Плюшкина мы видим все ступени моральной гибели. Все помещики живут за счет своих крепостных, не обращая внимания на то что происходит вокруг.

Гоголь показал нам главное зло — Без духовность. Он изобразил нам людей полностью лишенных качеств морали. И именно в наше время эта проблема актуальна как никогда. Люди забывают о духовных ценностях, своей культуре, религии. Все чаще мы сталкиваемся с тем что люди не хотят создавать семьи, получать какие-то новые знания. В приоритете сегодня деньги и власть и для их достижения многие готовы идти по головам. Это довольно печально. Раньше люди гнались за чинами и денежными доходами. Что по сути не меняется и сегодня. У каждого есть своя цена.

Люди не меняются из покон веков. Нас окружают те же Маниловы, Коробочки, да и Плюшкиных хоть отбавляй. И они будут окружать нас еще много-много лет. И в точности так же на этих «помещиков» будут работать «крепостные». Но только уже добровольно. Николай Васильевич не писал о чем-то возвышенном. Он не восхвалял страну наигранным патриотизмом, а очень четко подметил все пороки русской души. В поэме «Мертвые души» мы видим истинное лицо России. И этот портрет, эти люди будут еще очень долго подходить к нашему образу и поведению. Во все времена будет находится такой Чичиков, делающий все из ничего. И всегда будут существовать такие помещики, которые из-за желания собственной наживы готовы слепо продавать «души» считая их поштучно и не обращая внимания на то что это люди, а не вещи.

В поэме никто из героев не думал о ком-то кроме себя. Каждый из них пытался пожаловаться и пожалеть свою головушку. Хотя надо было просто брать и делать. И делать не только ради денег, но и для духовного развития. И закончить мне хотелось бы подходящей цитатой:

Источник

В чем актуальность поэмы «мертвые души» сегодня? (Гоголь Н. В.)

Поэма «мертвые души» является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Сам автор назвал данное произведение поэмой. Изначально она задумывалась Гоголем в трех частях, но полностью сохранился только первый том. Из второго тома до нас дошли лишь некоторые главы, а третий том автор самолично сжег.

Само название поэмы имеет двойной смысл. «Мертвыми» душами названы крепостные крестьяне, которых скупал у помещиков главный герой.

Да и у самих помещиков уже давно «мертвые» души.

Автор максимально ярко и правдоподобно изобразил характер каждого из героев. С каждым последующим персонажем мы видим то как человек может изменится, отказавшись от таких человеческих качеств, как мораль, совесть, сочувствие.

Николай Васильевич поднял проблему, которая актуальна как в его, так и в наше время. Омертвление души человека и ненасытностью его материальными благами. Сатирически он показал читателю насколько может деградировать личность, поставив материальные ценности выше моральных.

Образы помещиков складываются от лучшего к худшему. Первым героем в галерее помещиков появляется Манилов. «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. » Первое впечатление довольно обманчиво. Немного слащавый, очень любезный, он выглядит белым и пушистым на фоне остальных. Манилов живет в мечтах. Строит планы, забросив имение, даже книга на его столе уже два года лежит открытая на четырнадцатой странице. Эдакая обломовщина. Манилов не просто дарит Чичикову своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Он, несмотря на то, что еще не потерял какие-то человеческие качества абсолютно мертв в душе. Он может лишь нести любезности и угождать тем кто ему симпатичен. Но самое страшное, что он тянет за собой крепостных, которые живут работая на него. Поместье разрушается и разоряется, а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». И чем дальше тем хуже.

В последующем нам встречаются Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Все они в большей или меньшей степени отказались от моральных принципов, выбрав материальные.

На примере этих героев мы можем наблюдать полную деградацию дворянства. От Манилова до Плюшкина мы видим все ступени моральной гибели. Все помещики живут за счет своих крепостных, не обращая внимания на то что происходит вокруг.

Гоголь показал нам главное зло — Без духовность. Он изобразил нам людей полностью лишенных качеств морали. И именно в наше время эта проблема актуальна как никогда. Люди забывают о духовных ценностях, своей культуре, религии. Все чаще мы сталкиваемся с тем что люди не хотят создавать семьи, получать какие-то новые знания. В приоритете сегодня деньги и власть и для их достижения многие готовы идти по головам. Это довольно печально. Раньше люди гнались за чинами и денежными доходами. Что по сути не меняется и сегодня. У каждого есть своя цена.

Люди не меняются из покон веков. Нас окружают те же Маниловы, Коробочки, да и Плюшкиных хоть отбавляй. И они будут окружать нас еще много-много лет. И в точности так же на этих «помещиков» будут работать «крепостные». Но только уже добровольно. Николай Васильевич не писал о чем-то возвышенном. Он не восхвалял страну наигранным патриотизмом, а очень четко подметил все пороки русской души. В поэме «Мертвые души» мы видим истинное лицо России. И этот портрет, эти люди будут еще очень долго подходить к нашему образу и поведению. Во все времена будет находится такой Чичиков, делающий все из ничего. И всегда будут существовать такие помещики, которые из-за желания собственной наживы готовы слепо продавать «души» считая их поштучно и не обращая внимания на то что это люди, а не вещи.

В поэме никто из героев не думал о ком-то кроме себя. Каждый из них пытался пожаловаться и пожалеть свою головушку. Хотя надо было просто брать и делать. И делать не только ради денег, но и для духовного развития. И закончить мне хотелось бы подходящей цитатой:

Источник

Поэма “Мертвые души” и ее актуальность в наши дни

А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице.
Н. В. Гоголь
Поэма “Мертвые души” является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться,

Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время”. В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина.

Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности.

Единственный результат его “работы” – “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами”. Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя.

Так незлой, любезный человек предстает перед нами как “мертвая душа”, не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.
Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет “дубинноголовой”. На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами.

Коробочка только боится “продешевить” при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.
Другой образ “живого мертвеца” олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь – бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: “Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать.

Право, свинтус ты за это, скотовод этакий…” Гоголь иронически называет Ноздрева “историческим человеком”, подчеркивая его типичность: “Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю”. В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.
А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. “Казалось, в этом теле совсем не было души…,” – пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем.

Этот человеконенавистник – законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: “Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы.

Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество.
Но не таковы персонажи поэмы. “Венцом” этой пирамиды оказывается Плюшкин, “прореха на человечестве”, “мертвая душа”. Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян.

Вещи для него дороже людей, которые “мрут, как мухи” или ударяются в бега. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” – восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в “живой труп”, не вызывающий ничего, кроме отвращения.
Так Гоголь показывает полную деградацию поместного дворянства. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах.

Все они являются духовными мертвецами.
В поэме есть и совершенно новый герой, до сих пор не встречавшийся в русской литературе. Это представитель нарождающегося класса “приобретателей”. В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозрение черты “рыцаря копейки”.
На первый взгляд Чичиков производит впечатление скользкого, многоликого человека. Это подчеркивается его внешностью: “В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.
Словно хамелеон, Чичиков постоянно меняется. Он способен придавать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы “очень искусно умел польстить каждому”.

Поэтому он быстро завоевывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и обходительным человеком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет найти подход.

Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.
Чтобы добиться результата, наш герой пускает в ход все свое умение обворожить человека. А цель у него одна – обогащение, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Главное для него – деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления.

Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить “с теми, кто побогаче” и беречь “копейку”. Запали в душу мальчика отцовские слова: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою”.
Обладая большим умом “со стороны практической”, Чичиков начал копить деньги в, школе, наживаясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого “приобретателя”. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, “надувает” коллег.

Взяточничество становится его стихией.
Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до таможенного чиновника прослеживает Гоголь путь своего героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. За идею покупки “мертвых душ” он ухватился быстро.

Предпринимательский талант Чичикова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радостью заключает: “А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало”.

На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.
Чичиков – такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, отмечая, что “Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени”. Мы же без преувеличения можем сказать, Чичиков воплотил в себе черты многих современных предпринимателей, для которых превыше всего выгода.

И как это ни прискорбно, но это “герой” и нашего времени тоже.
Творчество великого писателя на удивление близко соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов, стяжателей; также внутренний облик людей, которые реальное общественное дело подменяют пустым прожектерством; да и тех, кто с “вдохновением” и в то же время впустую растрачивают свою и чужую энергию на бесполезные занятия,
Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного, воинствующего консерватизма в странах Америки и Западной Европы. Разумеется, в эпоху стремительного развития науки и техники существенно изменился лик и практика консерватизма. Но сохранилось то, о чем нам напоминают произведения великого сатирика, – стремление сокрушить разумное, новое ради сохранения старого, отжившего.

Современным реакционерам также свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только им, что власть и деньги решают все.
В поэме Гоголя накопительство зачастую приобретает облик того явления, которые в наши дни получило название вещизма. Современные “вещисты”, разумеется, не собирают никому не нужный хлам, а приобретают дорогие престижные вещи. Однако суть одна; как и Плюшкин, они оказываются под неусыпной, незыблемой властью вещей, собранных ими с великим старанием.

Не вещи служат их владельцам, а человек становится их слугой, предавая забвению многое из того, чем отличается настоящая человеческая жизнь.
Гоголь отразил в поэме такое социальное зло, как бездуховность. С большой художественной силой он изобразил людей, лишенных высоких стремлений, замкнутых только на себе, равнодушных ко всему, что их непосредственно не затрагивает. Бездуховность – постоянный спутник разного рода приобретателей, накопителей, тех, кто поглощен погоней за чинами, стремится достигнуть своих целей любыми средствами.
Утрата нравственных критериев характеризует и ту изображенную Гоголем самодовольную обыденщину, самовлюбленную пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и “высоким материям”.
Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия.

Источник

Актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» – ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Смотреть картинку актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Картинка про актуальность мертвых душ в наши дни кратко. Фото актуальность мертвых душ в наши дни кратко

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»

Актуальность. В эпоху XXI века поэма Н.В. Гоголя представляет особую ценность и имеет глубокий христианский смысл. Это произведение мощным эхом отзывается нам сегодня, как будто на нем лежит печать времени. Мы живем в непростое время реформ, различных преобразований, в условиях, когда материальные ценности начинают превалировать над духовными. В этой бешеной гонке за «удовольствиями жизни», нам некогда остановиться и подумать о своей душе, о проблемах близких людей, не хватает терпения, смирения и кротости для полноценной христианской жизни. Мы плохо знаем и понимаем классику, а ведь только классические произведения нацелены на глубокий анализ, они в полном объеме раскрывают всю действительность жизни в разные века. Всем понятно, что действительность в любые времена мрачна, страшна, но надежда на спасение человеческой души всегда существует.

На мой взгляд, в поэме переплетается не только сатирический и драматический сюжеты, но и через все главы красной чертой проходит надежда на преображение человека в будущем. Весь смысл человеческой жизни – способствовать спасению души. В «Мертвых душах» показана душевная страна с множеством общественных пороков. Н.В.Гоголь, создавая помещиков, брал какую-то определенную страсть, преувеличивал и высмеивал ее. Все это имеет глубокий духовный смысл, так как эти пороки и страсти могут быть в любом человеке в разной степени выраженности и их нужно побеждать. Поэтому очевидно, что без моральной стойкости, без отличия добра от зла, без духовных основ жизни не будет преображения России.

Целью работы является: сравнительный анализ ключевых моментов поэмы «Мертвые души» и нашей действительности.

Задачи:

Провести теоретический обзор по данной проблеме.

Проанализировать галерею помещиков и сопоставить их пороки с грехами.

Распределить помещиков по кругам ада (по Данте)

4. Отобразить зеркальность помещичьей Руси и нашей действительности.

Глава IСовременные представления о поэме «Мертвые души»

Отношение литературных критиков к поэме «Мертвые души».

Проведя теоретический обзор по данной теме, выяснилось, что сюжет поэмы принадлежит не Гоголю, а Пушкину. Ситуация продажи крестьян в виде мертвых душ – вовсе не вымысел, это реальная история, случившаяся в одном из мест на Днестре. Немного изменив сюжет, Гоголь начинает писать поэму «Мертвые души», написание которой затянулось на несколько лет. Изначально предполагалось, что поэма будет состоять из трех частей. Каждая часть должна была иметь свой смысл и условное название. Первая часть, в которой заложен смысл выискивания и обличения пороков и страстей у людей ассоциируется с понятием – «Ад». Затем предполагалось, что человек, дойдя до крайней степени зла, начинает прозревать и очищаться. Соответственно, название следующей части – «Чистилище». В финале должно произойти нравственное преображение героя и начало новой, райской жизни, поэтому название последнего тома – «Рай». В этом и заключается глубокий, христианский смысл произведения: от грехопадения до преображения. К сожалению, мы имеем возможность читать лишь первый том поэмы, очерки второго, а к написанию третьего тома Гоголь так и не преступил.

1.2 Религиозные образы поэмы.

В произведении достаточно образов, которые можно анализировать с позиции православия, религии, веры. На мой взгляд, это такие описательные составляющие поэмы как дом, усадьба, дорога, колесо. Это те составляющие жизни любого человека, которые связаны с чем-то чистым, светлым. Например, дорога позволяет идти вперед, развиваться, не стоять на месте, а постоянно двигаться. В произведении с первых страниц уделяется внимание колесу (в разговоре двух русских мужиков, спорящих доедет ли бричка до Москвы и Казани) и это неспроста. На мой взгляд, колесо символизирует замкнутый круг, движения и возврата в какую-то другую точку (элемент преобразования, духовного развития, выхода на новый жизненный уровень). А в первой главе поэмы уже понятно, что колесо ненадежно, не скоро на таком колесе Чичиков доедет до места назначения. А, именно, что преобразования в его душе еще не скоро начнутся, уж слишком она замурована, ни духа, ни души в таком «никаком» теле.

Что касается дома, то это отдельная история. Мы знаем, что только дома мы чувствуем себя в безопасности, это наша крепость, здесь наши близкие и родные люди. Именно поэтому должны сохранять дом в чистоте, в порядке. Описывая дома помещиков, становится понятно, что ни один из домов не соответствует понятию – Очаг. Эти дома неуютные, некомфортные, они не способны оградить от бед и угроз окружающего мира. Наверное, дописав остальные части поэмы, Гоголь бы смог показать нам и преображение домов помещиков. В финале, думаю, это не были бы пустые, заброшенные, захламившиеся усадьбы, очень темные, холодные и бездушные. Ведь основа всего произведения заключается в перерождении и преображении всего, что связано с душой. А это и сами люди, и их дома, и города.

Глава II Анализ произведения «Мертвые души

2.1 Описание портретов помещьичей галереи.

Начнем с Манилова. Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить. В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед. Как говорится про него в поэме «человек ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно!

Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом портрете героя, который похож на медведя «средней величины».Также помещик любит много поесть.

И самым последним из галереи помещиков является Плюшкин. Самый противоречивый герой произведения. Стоит отметить, что это единственный герой, у которого есть биография. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. Чичиков даже путает Плюшкина с ключницей из-за того, что тот совершенно плохо одет и ходит в лохмотьях. Его амбары забиты хлебом, но при этом он морит голодом крестьян.

2.2 Распределение страстей помещиков по кругам ада.

На протяжении нескольких лет я был учеником воскресной школы, поэтому многие знания основ православия для меня не только теоретические. Неоднократно в школе мы беседовали со священниками на разные темы и задавали волнующие нас вопросы, в том числе касающиеся души, вечной жизни и греховности. Особый интерес представляет жизнь в Раю и Аду. Потому мне захотелось попробовать распределить грехи и пороки помещиков согласно кругам ада.

Рассматривая концепцию произведения, приводятся доказательства, что помещики идут друг за другом, как очередность кругов ада, в возрастании. Хочется выяснить правоту этого утверждения, в качестве проверки возьмем божественную комедию по Данте. По его версии все грешники располагаются в аду определенным образом.

Первый круг: некрещеные и младенцы

Второй круг: сладострастники

Третий круг: чревоугодники

Четвертый круг: расточители и скупцы

Пятый круг: гневные и ленивые

Шестой круг: лжеучители

Седьмой круг: разбойники, самоубийцы, богохульники

Восьмой круг: обманувшие не доверившихся

Девятый круг: обманувшие доверившихся

И последний из галереи следует Степан Плюшкин. Спорный персонаж поэмы. Но для меня все четко и понятно, у человека есть амбары с хлебом, но крестьяне голодуют. У Плюшкина так же есть грех, когда все вещи, не важно, нужны они или нет, человек несет к себе в дом. Но, опираясь на литературные источники, эти грехи можно списать из-за сложности жизни Степана, потеряв все, он боится потерять любые вещи, олицетворяя их с потерей родственников. Тогда, опираясь на теорию кругов ада, Плюшкин попадает лишь во второй круг.

Таким образом, распределяем помещиков.

Третий круг: Собакевич

Четвертый круг: Коробочка

Восьмой круг: Ноздрев

Девятый круг: Чичиков

2.3 Сравнительный анализ Гоголевской Руси и нашей действительности.

Смотря в зеркало, мы всегда видим свое отражение и хотим поправить выбившуюся прядь, пригладить волосы и многие другие вещи, которые не делают идеальным наш образ. То есть зеркало всегда показывает нам настоящую реальную картину через отражение. Неспроста тема моей работы связана с этим главным предметом, обнажающим все происходящее вокруг. Если задуматься и детально проанализировать поэму «Мертвые души» можно легко найти элементы сходства жизни того времени и настоящего. Много жителей нашей страны связаны с предпринимательской деятельностью, с получением материальной выгоды (как Чичиков). И, наверное, не всегда это занятие подчинено вопросам честности и порядочности. Мы живем в сложное время, когда нужны деньги на образование, лекарства, путешествия, развлечения и т.д. Поэтому обесценивать роль денег в наше время нельзя. Но, когда, это становится единственной целью в жизни, когда деньги ставят человека в зависимость, вопросы души и духовности отходят на очень далекий план. Наша самобытная, сильная и самая православная страна стала иметь больше товарно-денежных отношений, люди видят только капиталы, удовольствия и Райскую жизнь на земле.

Вторым важным аспектом утверждения Салтыкова-Щедрина является проблема алкоголизации народа. Это серьезная проблема нашей страны. Проблема пьянства есть у такого помещика, как Ноздрев.

Мне кажется, что Гоголь взял в основу произведения разбитое зеркало, трещины – это изменение времени, а основное изображение осталось прежним. Таким образом, мы понимаем, что зеркала могут нести в себе похожие исторические события на долгие времена.

Заключение

Подводя итог моей работы, хочется сказать, что поэма является огромным наследием того времени и имеет огромную актуальность в наши дни. Смыслом всего произведения является преобразование человеческой души от мертвой к живой. Ведь только человек с живой душой способен любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и просто жить. Идеальных людей не существует и в каждом из нас есть черты характера, страсти, как у помещиков поэмы. Просто надо не давать им прорастать через нашу душу, укореняться в нашем сознании, иначе они поработят нас. Хочется надеяться, что Россия сумеет когда-нибудь стать великой православной страной и в сознании людей укрепятся такие понятия, как вера в Бога, христианская жизнь с соблюдением всех заповедей. Ведь следовать им так просто, нужно только захотеть каждому!

Список литературы:

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова или мертвые души.

Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя.

Меньшенина Е. История одной книги «Мертвые души».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *