актуальность темы блокада ленинграда в наши дни
Учебно-исследовательская работа «Блокада Ленинграда»
В данной работе раскрыта величайшая трагедия России. В последние десятилетия много говорится о патриотическом воспитании в России подрастающего поколения. Гордостью и примером является Великая Победа нашего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа «Блокада Ленинграда»»
Департамент архитектуры и градостроительной политики
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Новгородский строительный колледж»
Учебно-исследовательская работа по истории
Садоян Альбина Ониковна
Варламова Дарья Дмитриевна
студентки группы ПС – 05 1 курс
Парфеева Нина Анатольевна
г. Великий Новгород 2017 г.
2. Ленинград в блокаде 5-7
2.1 Захват Ленинграда 5-6
2.2 Дорога Жизни 6-7
2.3 Прорыв и снятие блокады 7
3. Блокада Ленинграда, 75 лет: новые данные ученых о том,
3.1. «Власти ожидали самый негативный для Ленинграда сценарий» 8
3.2. «Ленинградцы не знали, что происходит и что их ожидает» 8-9
3.3. «В блокадном Ленинграде сформирован источник нынешней
концепции стратегических резервов» 9
3.4. «Медицинский аспект блокады требует отдельного изучения» 9-10
3.5.Музей обороны и блокады Ленинграда: «Чтобы зазвучали голоса» 10
5. Список литературы и источников 13
Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили бы память героев Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение передаются воспоминания участников войны, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как самые дорогие реликвии. Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей. Но и сейчас живут тысячи людей, в памяти которых сохранился суровый образ блокадного Ленинграда, заснеженного, измученного, но не сдающегося врагу. Для участников обороны Ленинграда, как и для их сыновей и дочерей, которые видели над своей головой только чистое небо, не слышали рёва пикирующих бомбардировщиков, свиста снарядов, грохот разрывов и обрушивающихся зданий, память о битве за Ленинград одинаково священна. Как священна и память о тех, кто отдал свою жизнь за город и за нашу Родину.
Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Нельзя не признать и тот факт, что патриотизм как таковой угасает с каждым новым поколением. А ведь он так необходим возрождающейся России. Актуальность нашего исследования обусловлена также кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека-личности, индивидуальности, гражданина-патриота. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут дети. Когда на уроке истории мы смотрели фильм «Жизнь в блокадном Ленинграде», то нас до глубины души тронула эта тема, и мы решили более глубоко изучить историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Мы уверены, что ценность нашей работы будет заключаться не только в пополнении собственного багажа знаний, но и в использовании материалов нашего исследования на уроках истории, классных часах, беседах с учащимися школ и студентами. Проблема, которую мы исследовали и изложили в своей работе, связана с легендарным подвигом ленинградцев в блокадном городе. И тогда, и теперь, когда прошло более 70 лет с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?
— Изучить литературу и материалы Интернет на данную тему
— Проанализировать письма ленинградцев, живших во время блокады
— Обобщить полезный и интересный материал по теме
— Рассказать об истории Блокады Ленинграда
— Представить обобщенную оценку происходящего во время Блокады.
В процессе исследования нами применялись следующие методы: поиск и анализ научной, публицистической, справочной литературы; анализ и классификация источников по теме исследования. В последние десятилетия вышло немало книг о блокаде Ленинграда, но в этой трагедии остаётся ещё много неизвестных страниц. Эта тема нашла своё отражение в обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны, в специальных монографических исследованиях, сборниках документов, в обширной мемуарной литературе. Хотя начало изучению истории обороны Ленинграда было положено ещё в годы войны, первые специальные работы на эту тему появились в конце 50-х годов. В 1958 году была опубликована книга Д.В. Павлова «Ленинград в блокаде». В 1959 году монография А.В.Карасёва «Ленинградцы в дни блокады». В книгах А.П. Александрова «Ленинградские учёные – фронту» 1982 г. и «Наука – стране» 1983 г. повествуется о том незаметном, но жизненно важном вкладе ленинградских учёных в общую Победу. Историки до сих пор спорят между собой – была ли блокада неизбежна или её можно было предотвратить? Ведущие специалисты по блокаде – историки Никита Ломагин и Сергей Курносов – рассказали о том, какие загадки удалось извлечь из ранее закрытых архивов НКВД и ЦПА. Профессор, доктор исторических наук, Никита Ломагин, на протяжении десятилетий собирает в различных отечественных, в том числе закрытых, и зарубежных архивах уникальные факты о неизвестных страницах блокады Ленинграда. В результате родились его книги-сенсации: «Ленинград в блокаде» и «Неизвестная блокада». Однако с каждым годом, с каждым открытым архивом всплывают новые и ещё более яркие свидетельства об одной из самых страшных историй второй мировой войны. Исследуя материалы и архивные документы, вопросов становится всё больше, а ответить на них всё труднее. Но это говорит только о том, что нельзя считать эту тему исчерпанной.
2. Ленинград в блокаде
2.1 Захват Ленинграда
8 сентября 1941 года. Понедельник. День этот рождался под завыванье сирен. В час 45 минут, в уже не выключавшихся репродукторах, раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противоздушной обороны города … Воздушная тревога, воздушная тревога. » Гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде. К этому дню в нем находилось 2 миллиона 544 жителей.
2.3 Прорыв и снятие блокады
3. Блокада Ленинграда, 75 лет: новые данные ученых о том,
3.2. «Ленинградцы не знали, что происходит и что их ожидает»
Огромное значение для объединения города сыграло Ленинградское радио. Оно объясняло смысл борьбы и давало людям понять, что они не одни.
3.3. «В блокадном Ленинграде сформирован источник нынешней концепции стратегических резервов»
3.4. «Медицинский аспект блокады требует отдельного изучения»
3.5.Музей обороны и блокады Ленинграда: «Чтобы зазвучали голоса»
Директор Государственного музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов приглашает всех 8 сентября в музей на Соляной переулок, 9.
Эти почти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось внезапно. Но, несмотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Блокада стала самой кровопролитной в истории человечества: от голода и обстрелов погибло не менее одного миллиона человек. Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Около 1,5 млн. человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В память о массовом героизме участников обороны установлены обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания, «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, обелиск «Разорванное кольцо» рядом с музеем «Дорога жизни» близ Ладожского озера, а также памятник «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев. На гранитной стене позади памятника высечены знаменитые строки поэтессы Ольги Берггольц:
Здесь лежат ленинградцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Для получения информации мы посмотрели большое количество различных научных исторических фильмов, газет, писем блокадных ленинградцев. Выяснили, что большое количество стихотворений посвящено блокаде Ленинграда.
Одним из них является стихотворение Татьяны Варламовой «Ленинградский салют»
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Прошли десятилетия со времени великой битвы за Ленинград. Ни одна капля крови, пролитая на ленинградской земле, не пропала даром. Защитники города, сменившие гимнастерки на рабочие спецовки, их дети и внуки сумели в невиданно короткие сроки не только залечить раны, принесенные Ленинграду войной, но и сделать его еще краше, умножить его индустриальную мощь.
И в наши дни нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. «Потому что на Земле доброй мы живем и за себя, и за того парня…» Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. В этом году мы отмечаем 73-летие снятия блокады и чтим память погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.
Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И никогда не изгладится в благодарной памяти человечества подвиг миллионов воинов и горожан, вписавших немеркнущие страницы в летопись Великой Отечественной войны.
Мы считаем, что тема нашей работы является актуальной и важной для патриотического воспитания подрастающего поколения и надеемся, что материалы нашего исследования в дальнейшем будут использоваться на уроках истории, беседах со студентами колледжа. Возможно, мы также предложим своё выступление в школах нашего города на классных часах, посвящённых Дню Победы и Дню снятия блокады Ленинграда. Также предполагаем трансляцию своей работы на сайте в Интернет.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
2. Александров А. П. Ленинградские учёные фронту. М., 1982
3. Александров А. П. Наука – Стране. Статьи и выступления. М., 1983
4. Берггольц О.Ф. Дневные звёзды. Говорит Ленинград. – М.: Правда 1990
5. Ломагин НА. Неизвестная блокада. В 2 томах. Санкт-Петербург-Москва: Нева-ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
6. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде.- Л.: Лениздат, 1985.
7. Рубашкин А. Голос Ленинграда Л., 1980.
8. Фёдоров В. Д. Подвиг Ленинграда. М., 1984
9. Шишкин В. А. Непокорённый Ленинград Л., 1974.
10. Шумилов Н. Д. В дни блокады. М., 1977.
11. Краеведческая олимпиада «Чудесный Санкт-Петербург». – Спб, 2009
12. Непокорённый Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: Наука, 1985
Исследовательская работа 900 блокадных дней
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 8» г. Ачинска
Исследовательская работа школьника на тему
уч-ся 10 класса МБОУ «Школа № 8»
г. Ачинска Красноярского края
Шуточкин Никита Владимирович
Н. Р. Смирнова, учитель литературы
И. Ю. Дубовицкая, учитель истории
Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа его жителей. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, несмотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.
Актуальност ь Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом.
Объект: блокада Ленинграда.
Предмет: воспоминания земляков, жителей Красноярского края, бывших блокадников.
Проблема: В нашей школе много лет существует музей славы, получивший звание «Народного музея», где собрано большое количество материала о Великой Отечественной войне, но не систематизирован материал о земляках, прошедших блокаду.
Гипотеза: в различных источниках существует много материала, посвященного годам блокады Ленинграда, которую пережили наши земляки, но в нашем музее он не систематизирован.
Цель данной работы : систематизация материала по воспоминаниям земляков, переживших блокаду, для создания музейной экспозиции
1.Изучить научный материал о блокаде Ленинграда;
2.Изучить на примере исторических и эпистолярных источников жизнь наших земляков в период блокады Ленинграда;
3.Создать музейную экспозицию, основанную на воспоминаниях земляков, жителей Красноярского края
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Научная новизна исследования.
Систематизация материала о людях, которые были вывезены из блокадного Ленинграда и остались проживать на сибирской земле.
Практическая значимость исследования.
Полученные данные можно использовать в учебном и воспитательном процессе школы: на уроках литературы и истории во время мероприятий
В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Ленинградское направление, согласно плану «Барбаросса», являлось одним из трёх главных направлений, на котором, наряду с Московским и Киевским, началось вторжение немецко-фашистских войск в пределы Советского Союза. Овладение Ленинградом преследовало несколько военных целей:
— ликвидация основных баз русского Балтийского флота;
— вывод из строя военной промышленности этого города;
— ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступивших на Москву.
Весть о вторжении врага на советскую территорию ленинградцы встретили единодушным желанием отстоять родную землю. Вскоре после объявления войны было начато формирование народного ополчения. Не ожидая своей очереди призыва в Красную Армию, в добровольческие полки шли рабочие, инженеры, ученые, писатели, артисты, художники. После кратковременного обучения полки народного ополчения отправлялись на фронт, на передовые позиции. В первые дни войны, когда советские войска вели упорные бои в западных приграничных районах, Ленинград находился относительно далеко от центра военных действий. Противник в это время делал попытку подвергнуть город бомбардировкам с воздуха, но они были парализованы противовоздушной обороной города. В эти дни в Ленинграде появились первые в этой войне Герои Советского Союза. Это высокое звание было присвоено 8 июля 1941 года трём летчикам-истребителям П.Т. Харитонову, С.И. Здоровцеву и М.П. Жукову.
25 июня Военный совет фронта по докладу заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта К.П. Пядишева утвердил принципиальную схему обороны юго-западных подступов к Ленинграду и принял решение немедленно начать инженерные работы на намеченных рубежах. Решено было строить три оборонительных рубежа, привлекая для этого население Ленинграда и области. Основной рубеж – на всём протяжении реки Луча и далее через Шимск до озера Ильмень с развитым и укреплённым предпольем, начинавшимся у реки Плюсы. Второй – по линии Петергоф – Красногвардейск – Каспино. Третий – по линии Автово – окружная железная дорога – станция Предпортовая – Средняя Рогатка – село Рыбацкое. Было построено огромное количество различных инженерных сооружений, в том числе 570 дотов и дзотов, 160 км. эскарпов, 94 км. противотанковых рвов. Для борьбы с немецкими войсками на вновь созданном оборонительном рубеже была сформирована Лужская оперативная группа под командованиемгенерал-лейтенанта К.П. Палдышева. 10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны, для более оперативного руководства фронтами, образовал главнокомандование Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений.
В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения на счет ведения боевых действий зимой 1942/43г, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады.
2 декабря 1942г Ставка утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной “Искра”, определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову. Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Вражеские войска подготовили на шлиссельбургско-синявском выступе долговременную круговую оборону фронтом на восток, север и запад. По своему характеру она походила на полевой укреплённый район.
образом, разгромив за шесть дней противостоящего противника и достигнув места встречи с волховчанами (Рабочие посёлки №5 и 1), войска 67-й армии выполнили свою главную задачу в операции. В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943г, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной.
ЖИЗНЬ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ В ПЕРИОД БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Копылова Людмила Петровна родилась в Киеве в 1922 году. С 1936 года в Ленинграде. После окончания в 1940 году средней школы поступила во 2-й Ленинградский медицинский институт. В начале войны работала на сооружении оборонительных заграждений под Красным Селом. В апреле 1942 года эвакуирована с институтом на Кавказ, проживала в городе Назарово Красноярского края.
Отрывки из дневника:
Я хочу записать нормы на 10 дней для того, чтобы потом вспомнить, что нам давали и как тяжело было, я думаю, что и без записи вспомню, но пусть будет. То, что сейчас переживаем, не забудешь никогда, раньше в день больше съедали, теперь за 10 дней.
Эти дни большие бомбёжки. Говорят, наши бойцы здорово бьют немцев под Ленинградом, говорят, уже немного километров Северной ЖД отбили, и немец со злостью бомбит Ленинград почём зря. Главное, бросает куда попало бомбы, но старается — в госпитали. Среди мирного населения много жертв. Живём по-старому, но как-то привыкла к голоду, ем один раз в день и то не досыта, а настроение бодрое. Сейчас дают по 150 г хлеба, но если б надо было, совсем без хлеба бы сидела, только бы немца не пустить в Ленинград. И все такого же мнения, что и я. Все говорят, что согласны без хлеба сидеть, лишь бы немцев не пустить. Но мы дальше его не пустим, скорее он побежит от Ленинграда.
По радио передают весёлый концерт, вдруг тревога, ну ничего, после тревоги будет продолжение концерта. Хорошо, если бы враг не прорвался, а прорвётся — бомбить будет. Сейчас передавали по радио песенку Максима, только слова новые, современные, очень хорошая песенка, много бодрости в душу вносит. Понемногу начинаю дома заниматься, но память совсем не та из-за недостатка питания, но заниматься надо, фронту нужны врачи. Рабочие на фабриках работают по 12 часов, дают по 100 норм в смену и говорят, что будут давать ещё больше, раз этого требует фронт, то же должны делать и мы, студенты.
Дома холодно и темно, самое главное — темно. Света нет больше месяца, свечка на рынке стоит 15 рублей, да и то за деньги трудно найти, так как все меняют на хлеб и на продукты. У кого есть запасы или кто ворует, работает в торговых организациях, тот и живёт хорошо, тот меняет продукты на керосин, дрова и др., у того и тепло и светло, но таких меньшинство, большинство живёт же так, как и мы. Тяжело нам, но мы не ноем.
С 20 ноября получаем по 125 г хлеба, но дело не в хлебе, от хлеба отвыкаем. Дело в том, что паёк вовремя не выдают, дают задним числом, потому что подвозить продукты очень трудно, город сейчас в блокаде. В городе очень много умерших от голода, из них 90 % мужчин. Каждый день погибает несколько тысяч. Но все молчат, держатся очень стойко, готовы ещё на большие трудности, только бы врага прогнать. Но стало уже легче. Погнали его от Ростова, под Ростовом погибло 80000 немцев, наши захватили много трофеев. Даже всё внутри от радости перевернулось, что наши перешли в наступление. Погнали немцев и от Москвы, и от тулы. Погнали от Калинина, заняли Калинин, заняли станцию Узловую, где я раньше жила. Под Ельцом, где прошли мои лучшие годы, наши одержали крупную победу
С 25 декабря прибавили норму хлеба и дали 200 грамм. У нас ещё не получен паёк за первую и вторую декады, крупа не получена, а мясо получу, я за ним в очереди стою каждый день. Если переживём этот момент, будем самыми счастливыми людьми.
Соболева Галина Михайловна родилась в октябре 1932 в Ленинграде. С 1958 года живёт в Железногорске Красноярского края.
К сожалению, братишку мы тоже не сберегли, он умер от голода. Эта же участь ждала и дедушку.
Хорошо помнится земля, которую мама привезла на саночках с того места, где горели сахарные Бадаевские склады. Землю поливали водой, процеживали и пили сладковатую жидкость. Пробовали печь лепёшки из земли, но песок и камни скрипели на зубах.
Останина Людмила Дмитриевна родилась в ноябре 1938 в Ленинграде. В августе 1942 была эвакуирована в Ярославскую область в детский дом Некрасовского района. В 1951 году переведена в детдом Некоузского района Ярославской области. В 1953 году отправлена на учёбу в Переславль-Залесский. После окончания десяти классов в 1955 году хотела поступить в Московское цирковое училище, но не прошла по зрению и по комсомольской путевке уехала на стройку в Боготол Красноярского края.
В 1958 году переехала в Красноярск, работала на заводе медицинских препаратов в лаборатории, а позднее перешла на завод комбайнов.
Письмо Акимовой Александры (мамы Людмилы Останиной) из блокадного Ленинграда
Добрый день! Здравствуйте, мама, Маруся, и Толя, и Валечка. Шлем по низкому привету, Шура и Люся. Мама, очень долго идут письма к вам и, не дожидаясь ответа на то письмо, пишу вам ещё. Мама, пока мы ещё живы, но очень переживаем все страсти и сидим почти голодом. Хлеба 200 граммов мне очень мало, один раз в день не досыта поем, и Люсю в яслях теперь хуже стали кормить, и бедняжка стала синяя, худенькая, питания мало им и без воздуха ещё день.
Тамара Петровна Мильянович:
— Когда завод перевели на казарменное положение, нам запретили ходить домой. Ели, спали прямо в цехах. В столовой давали дрожжевой суп (дрожжи кипяченые) и иногда кашу из неочищенного овса, которую мы называли “жуй-плюй”. Колючие тычки застревали во рту, не столько ешь, сколько плюешь.
Иду я как-то на работу (меня отпускали домой) и вижу: мальчик сидит на обочине, а все идут мимо. Не по-комсомольски это! Я подошла, хотела дотронуться, тут кто-то мне по руке шлеп: “Нельзя! Земля притягивает! А парня уже не поднимешь…”
Однажды мне пришлось идти пешком во время воздушной тревоги, и на мосту меня останавливает патруль: “Что, жить надоело?”. А я ему в ответ: “Еще неизвестно, от чего лучше умереть — от голода или от снаряда”. И действительно, скоро я не в силах была ходить, и доктор, выписывая мне больничный лист, порекомендовал умеренное питание и вздохнул: “Господи, до чего людей довели!”.
Людмила Яковлевна Шанпурова:
— Мой отец ушел защищать Ленинград и погиб 30 декабря 1941 года, а в январе умерла мама. У меня на руках осталось три брата. Я, студентка техникума, поняла, что не смогу их прокормить, и решила отдать в детский дом. В тот день выкупила дневную норму хлеба, по 125 граммов, и дала им. Когда они стали есть, младший укорил среднего: “Ты соль мимо куска сыплешь”. А средний отвечает: “А ты бери всю мою пайку, мне уже даже хлебца не хочется”. Мальчик одетым лег прямо на пол, и его последние слова были: “Я не боюсь, за мной пришли ангелы”, — и через 15 минут умер. Трудно забыть эту картину: до крайности обессилевший мальчик лежит на полу, рядом стоят братья, замотанные во все теплое, что было дома, и у порога женщины, пришедшие, чтобы забрать детей в детский дом. Старший брат позднее погиб при эвакуации детдома, а младшего я нашла только после войны
Любецкий Федор Ефремович (1914 – 2003)
Родился в деревне Аммала Козульского района Красноярского края.
у Матерман Валентина Севостьяновна (род. 22 апреля 1935г.) Блокадница. В 1942 году Валентина с двумя сестрами Марией и Екатериной, мамой и бабушкой были эвакуированы из Ленинграда в город Ачинск, Красноярский край сестрами Марией
Иванова Анна Егоровна (род. 28 декабря 1926 г.)
Анна Егоровна родилась в деревне Вознесенка Березовского района Красноярского края. В годы Великой Отечественной войны работала в колхозе. В 1948 году была награждена медалью «За доблестный труд в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1974г. медалью «Ветеран труда».
Колосова Эсфирь Исаевна. Киселева Валя – так звали ее при рождении в марте 1940 г. в Ленинграде. Она была эвакуирована с детским домом в Канск. О судьбе своих родителей ничего не знала. «В 1945 году в Красноярске меня удочерила семья Зусманович, Лидия Самуиловна и Исай Савельевич. В 1944 г. у них погиб на фронте под Ленинградом единственный сын Фрол, и он решили удочерить ленинградскую девочку в память о сыне. При удочерении мне изменили имя – так я превратилась из Киселевой Вали в Зусманович Эсфирь Исаевну. С величайшей благодарностью вспоминаю родителей, я всегда чувствовала их любовь…»
Э. И. Колосова является руководителем организации блокадников Свердловского района Красноярска, работает стоматологом
Ильмаст К.Э.:
«Дорога до Сибири заняла больше месяца. Столь долгий путь оказался под силу далеко не всем. Немало людей от истощения и болезней умирало в пути, тогда окоченевшие трупы штабелями складировали в специальный контейнер. Один из таких контейнеров дошел до Красноярска, умерших захоронили на кладбище поселка Берёзовка.
Сейчас в Берёзовке краевой организацией блокадник установлен красивый памятник …»
Галина Михайловна Спиранская:
— В нашей семье всегда звучала музыка, папа играл на гитаре, а мы с мамой пели. Но внезапно все кончилось. 22 июня папа ушел на фронт. Нас по линии военкомата как семью офицера предупредили об эвакуации. Но, уже упаковав вещи, мама отказалась ехать. Потом мы узнали, что машина с эвакуированными, на которой мы должны были ехать, ушла под лед на Ладоге.
Началась зима, а с ней пришли голод и холод. В нашей квартире жила одинокая бабушка, зимой она умерла от голода. Бабушку завернули в простыню и отвезли в церковь, куда привозили и складывали трупы. Эту церковь, по преданию, когда-то посещал Пушкин, а зимой 1941—42 года она была доверху заполнена телами умерших от голода и холода людей. Иногда ослабевшие люди падали и умирали на улице. Их припорашивал снег, и они могли остаться в ледяной могиле до весны.
Евдокия Арсентьевна Игнатьева:
Недалеко от нашего дома жила семья: два сына и слепой отец, мать умерла от голода. Сыновья работали на заводе, а наша тетя стирала у них белье. Однажды она пошла в кладовку за бельем и наткнулась там на труп одного из братьев — у него не было обеих рук. Когда второй брат вернулся с работы, тетя отозвала его и стала расспрашивать. Тот расплакался и признался, что брат умер от голода, и, чтобы сохранить жизнь отцу, он кормил его мясом сына…
В ходе исследования
Эвакуированные из Красноярска развозились по всему краю: в Хакасию, в Емельяновский, Минусинский, Идринский, Краснотуранский, Новоселовский, Каратузский, Партизанский, Канский районы. 28 сентября 1942 года в Красноярск прибыл эшелон с детьми из Ленинграда в количестве 1458 человек – 22 организованных учреждения, в том числе 5 яслей, 13 детских садов и 4 детдома. Всего Красноярский край принял более 11 тыс. блокадников. Из них более 2 тыс. детей.
После окончания войны многие ленинградцы вернулись в Ленинград, но значительная часть блокадников осталась в Красноярском крае. Новая волна блокадников в 1960-е годы приехала на стройки края.
Сейчас в крае блокадников осталось 650 человек.