актуальность столярного дела в наши дни
Мастерство не пропьешь Место, где можно смастерить разделочную доску, комод и даже скульптуру Будды
Высокоскоростной интернет, хорошая оргтехника, кофемашина. Сегодня коворкингом — общественным офисом, где каждый желающий может арендовать рабочее место, никого не удивишь. С недавних пор в моду вошли коворкинги ремесленные. В них можно работать с деревом и металлом, изготавливать ювелирные украшения, выдувать стеклянные абажуры для ламп и даже ковать железо. И гордиться тем, что все это создано собственными руками. Об одной из таких открытых мастерских, столярном коворкинге «Делай вещь», ровно год работающем на Красной Пресне, «Лента.ру» рассказывает в продолжение проекта «Страна добрых дел».
— Мастерить что-то своими руками — это архетипическое занятие. Затягивает больше, чем возня с гаджетом, — говорит Сергей Царев, креативный директор столярного коворкинга «Делай вещь».
Мы стоим с Сергеем посреди главного цеха мастерской «Делай вещь». В нем просторно и чисто. Гудят пилы. Пахнет свежей стружкой. Человек пятнадцать, причем как мужчин, так и женщин, сосредоточенно трудятся у верстаков. За окнами — вечер рабочего дня. Но в столярном коворкинге жизнь только начинается.
Свободные столяры
Так уж принято в нашей стране, что каждый уважающий себя мужчина должен уметь работать руками — распилить доску, забить гвоздь, сделать табуретки для дачи или полки для гаража. Вместе с тем долгие годы обучиться столярному ремеслу можно было лишь в ПТУ. Столярами становились только те ребята, кто не в силах был окончить даже среднюю школу. Само же слово «столяр» ассоциировалось с разгильдяйством, низкой зарплатой и злоупотреблением алкоголем.
Но вот в 2012 году ситуация изменилась. В Москве на Чистых прудах начала работать первая открытая мастерская — «Двор сотрудичей». Она была организована по принципу коворкинг-центра — любой горожанин за небольшую плату мог на время арендовать верстак со всем необходимым инструментом и изготовить все, что вздумается: мебель, игрушку или кормушку для птиц.
Столярам идея понравилась, и они стали открывать общественные цеха, причем в самых разных городах России. Так, в Екатеринбурге появился столярный коворкинг «Ремесленный двор», в Нижнем Новгороде — «Артель», в Петербурге — рабочее пространство «Легко-Легко». Всего же в настоящий момент в нашей стране работают 32 открытые ремесленные мастерские.
Сделай сам
Но по-настоящему формат открытой мастерской выстрелил в 2014 году, когда компания Bosch в рамках международного движения Do it yourself («Сделай сам») оборудовала на московском дизайн-заводе «Флакон» столярный коворкинг «DIY-Академия». Его главная цель состояла в том, чтобы поднять популярность ручного труда среди людей, не привыкших мастерить что-либо самостоятельно.
Основали «DIY-Академию» креативный директор «Флакона» Сергей Царев и столяр и реставратор Вячеслав Швайков, за плечами которого был опыт работы в музее-усадьбе Останкино, преподавания столярного дела в колледже №21 в отделении для детей с особенностями развития и собственная мастерская «Механические деревянные шестеренки». Целый год они вместе с москвичами кроили, сверлили и красили всевозможные деревянные изделия — столы, плоты, домики на деревья. А кроме того, сделали социальный проект — интерактивный конструктор для Морозовской детской городской клинической больницы.
— В одной из рекреаций мы установили магнитную доску во всю стену, а к ней выточили 200 деревянных квадратов и треугольников, из которых можно складывать любые рисунки, — рассказывает Сергей. — Причем детали конструктора мастерили и красили сами малыши, а волонтеры «DIY-Академии» им помогали.
Успех «Академии» был огромен. Вокруг их основателей сложилась компания друзей — дизайнеров, архитекторов, столяров. И через год Сергей и Слава решили открыть собственную мастерскую.
— Мы поняли, что ручной труд в кругу единомышленников может стать ответом на консьюмеризм и массовое производство, царящие сегодня в обществе, — говорит Сергей. — И решили изменить современного горожанина, превратив его из потребителя в созидателя.
Наследники русского авангарда
Сказано — сделано. Найдя партнеров, Сергей и Слава арендовали 300 квадратных метров цехов в Московской газетной типографии на Красной Пресне. Приобрели инструмент: погружные и торцовочные пилы, электрические лобзики, фрезеры, шлифовальные машины и дрели. Вместе с товарищами сделали мебель — верстаки, столы, стеллажи для хранения инструментов.
В качестве основного материала для работы мастера выбрали березовую фанеру — недорогой, экологичный, легкий и податливый в работе материал.
— В нашей стране люди относятся к фанере с пренебрежением, в Европе же это восходящий тренд, — поясняет главный мастер Слава Швайков. — Из нее получаются простые, красивые и функциональные вещи. Нам это нравится — мы последователи стиля Bauhaus и русского авангарда начала XX века.
Как результат: одними из первых новую мастерскую оценили архитекторы и художники, промышленные дизайнеры и дизайнеры интерьеров. Еще до официального открытия в октябре 2015 года мастеров из «Делай вещь» пригласил поработать художник Андрей Бартенев. Вместе с ним они создали игровую площадку из деревянных гнезд разной формы и уровня для детского фестиваля современного искусства «Архстояние».
За «Архстоянием» последовала застройка выставки «TobeUs. 100 людей — 100 идей» в Политехническом музее. Для нее столяры за 10 дней изготовили 100 квадратных метров масштабных конструкций, в которых итальянский промышленный дизайнер Маттео Раньи и его русские коллеги выставили свои работы — игрушечные машинки, выточенные из брусков ливанского кедра.
А в этом году в коворкинге на Красной Пресне работал американский промышленный дизайнер Дерек Бруно, участник II столичной Биеннале уличного искусства «Артмоссфера».
— Сотрудничать с Бруно было особенно интересно, — говорит Слава Швайков. — Он знаток советского искусства. Темой биеннале была «Невидимая стена», и у нас в мастерской он изготовил конструкцию, напоминающую бетонный забор. Мы же со своей стороны подсказали ему сделать эту конструкцию не плоской, а объемной.
Новички и резиденты
Мастерская «Делай вещь» открыта каждый день по будням с 10 утра до 10 вечера. В ней можно выполнить любые столярные работы, будь то верстак для дачи, книжный стеллаж для городской квартиры или лошадка-качалка — в подарок ребенку. А недавно в мастерской на заказ для одного из московских офисов была изготовлена статуя Будды.
Работать в «Делай вещь» может любой желающий. Однако форма работы зависит от уровня квалификации, который определяется главным мастером. Так, новички — посетители без опыта или с минимальным опытом столярной работы — обычно трудятся под присмотром мастера цеха. Разовое посещение обходится им в 1000 рублей в час или в 5000 рублей за 8-часовой рабочий день. Более подготовленные любители работают самостоятельно — это стоит 500 рублей в час или 2500 за рабочий день. Резиденты же — опытные столяры, создающие собственные проекты — приобретают абонемент на 5,10 или 20 рабочих дней в месяц. Это стоит соответственно 10 000, 15 000 и 25 000 рублей. Студентам и пенсионерам положена скидка 25 процентов.
— Мне надо сделать пропил, а я никак не могу подключить пилу к пылесосу, — поднимает голову от верстака молодая улыбчивая женщина.
Женщину зовут Ольга, она дизайнер интерьеров. В мастерскую «Делай вещь» пришла в конце лета, чтобы своими руками смастерить комод для квартиры.
— Комод, как я хочу, в магазине не найти, — рассказывает она. — Он будет узкий, снаружи — благородно-коричневый, а изнутри — ярко-синий. Сначала я хотела сделать его со скругленными торцами, но у меня это пока не получилось. Торцы будут граненые. Зато ребята в мастерской мне подсказали, что на фасаде можно сделать пропилы, в которые положить люминесцентные водоросли. Так что комод будет еще и светиться в темноте.
Если Ольга в мастерской — новичок, то Олег — профессиональный столяр, выполняющий заказы частных клиентов. Его стол, расположенный в дальнем углу у окна, весь заложен деталями и материалом: массивная столешница, под ней заготовка для музыкальных колонок, рядом стопка шероховатых дощечек для меню одного японского ресторана.
— Сейчас я делаю на заказ тумбу под раковину из древесины мербау с ящиками, полками и встроенной корзиной для мусора. Изготовить такую вещь в частной мастерской обошлось бы тысяч в 500. Тут же все под рукой: материал, инструмент, уборщики, грузчики. Так что моя тумба будет стоить заказчику в два с лишним раза дешевле, — говорит Олег.
А Сергей добавляет:
— Жаль, что сегодня не пришла Гюльчин Бекташ — наша постоянная посетительница. Гюльчин — турчанка, одна из руководителей французского детского сада P’tit Cref. Прошлой зимой мы сделали для сада мебель, и с тех пор она так увлеклась столяркой, что сама делает игрушки и предметы интерьера. Говорит: «Когда я работаю с деревом, забываю обо всех рабочих проблемах — детях, родителях, воспитателях… Иначе — криво отпилю».
Первый герой
Впрочем, коворкинг — не единственный формат, в котором работает мастерская «Делай вещь». Стремясь приобщить к ручному ремеслу как можно больше людей, мастера постоянно организуют мобильные мастер-классы.
— Еще в прошлом году на Рождественском фестивале Seasons мы устроили площадку, на которой вместе с детьми делали украшение на елку — деревянных лошадок, — рассказывает Сергей. — Этой же зимой мы развернем площадку в Московском зоопарке. Будем мастерить деревянных петухов.
Другой популярный формат — воркшопы «Простые вещи», которые проходят в мастерской по субботам. На них за 3 часа времени и 3500 рублей посетители изготавливают от начала и до конца какой-нибудь небольшой предмет. Так, весной столяры учили, как сделать разделочную доску для кухни и украшения из дерева и эпоксидной смолы. Осенью темой «Простых вещей» будут системы хранения — в частности, ящики для овощей…
Столярная мастерская как бизнес с доходом от 120 000 рублей
Столярный бизнес никогда не утратит свою актуальность. Деревянные изделия всегда остаются в моде. Если подойти к делу грамотно, можно рассчитывать на стабильную прибыль. Организовать процесс запуска проекта с нуля поможет бизнес-план. Что включает в себя пошаговое руководство начинающего предпринимателя — рассмотрим в данной статье.
Стартовые вложения, руб | Выручка в месяц, руб | Чистая прибыль, руб | Срок окупаемости |
от 300 000 | от 300 000 | от 80 000 | 6 — 12 мес. |
Столярка как бизнес — плюсы и минусы
Тем, кто только пробует себя в роли владельца столярной фирмы, полезно знать заранее, какие преимущества и недостатки сулит мастерская.
Плюсы проекта:
Недостатки:
Сколько можно заработать на столярном производстве
Какой будет прибыль — зависит от формата производства, знания внутреннего рынка, грамотной рекламной политики. Если удастся наладить постоянные каналы сбыта, окупить проект можно в первые 8-10 месяцев работы. Средний размер чистой прибыли в месяц составит порядка 120 тысяч рублей.
Сколько понадобится денег для открытия столярного бизнеса
Чтобы оценить экономическую эффективность проекта, нужно понимать, какими будут инвестиции.
Для запуска цеха с нуля, потребуется полмиллиона рублей. Основная статья расходов — оборудование.
Пример сметы затрат на открытие столярного цеха:
Рентабельность столярной мастерской
Столярное дело сложно назвать высокорентабельным бизнесом. Этот показатель привязан к следующим факторам:
Если говорить о средних цифрах, уровень рентабельности в столярном бизнесе составляет 10-15%.
С чего начать открытие столярной мастерской
Бизнес-план запуска столярной мастерской начинается с аналитики рынка. Изучите спрос, посетите магазины. Выясните, на какие товары есть дефицит, продумайте, как сможете удовлетворить потребности клиентов.
Особое внимание уделите конкурентам. Изучите их работу, выявите слабые места. Найдите свое конкурентное преимущество, которое выделит вас среди аналоговых компаний.
Определите потенциального клиента, направляйте рычаги рекламы на конкретную аудиторию.
Необходимое оборудование для открытия столярной мастерской
Какие инструменты и оборудование потребуются — зависит от формата бизнеса.
Базовый комплект ручного инструмента:
Электроинструмент:
Для изготовления сложных и габаритных изделий нужны:
Удешевить затраты можно, если приобрести не новое оборудование.
Как подбирать персонал
К выбору штата сотрудников подходят ответственно. Репутация компании имеет прямую связь с качеством их труда. Принимайте на работу тех кандидатов, у кого есть профильное образование и опыт работы по специальности.
Чтобы цех функционировал полноценно и без перебоев, потребуется:
На штатное расписание в смету расходов закладывают 120 000 — 140 000 рублей каждый месяц.
Обратите внимание! На этапе раскрутки проекта можно взять часть операций на себя или работать в одну смену. Это сократит затраты на фонд заработной платы.По мере появления заказов проводит дополнительный набор персонала.
Какую продукцию и услуги будет производить столярный цех
Небольшое столярное предприятие может изготовить:
В зависимости от материала, это будут бюджетные товары или эксклюзивные изделия. При небольшом производстве лучше работать с индивидуальными заказами. Авторские решения стоят в 3-4 раза дороже серийных моделей. Главное — иметь мастера высокого класса.
Производственный план
Чтобы разместить цех по изготовлению изделий из дерева, необходимо арендовать помещение площадью не менее 150 квадратных метров.
Планировка столярной мастерской:
Требования к помещению:
Помещение должно быть сухим — дерево легко впитывает влагу. Свойства материала портятся. Температурный режим — 18-22 градуса.
Важную роль играет освещение цеха. Окна должны занимать не менее четверти всей площади. Если планируется выпуск дверей или окон, учитывайте высоту потолков. Минимум — 4 метра.
Совет! Выбирайте место вдали от жилых помещений и центра — так вы сэкономите на аренде и не нарушите санитарные нормы.
Как рекламировать столярную мастерскую
Заявить о себе и найти новых клиентов поможет грамотная рекламная компания. Эфффективные способы продвижения товара ил услуги:
Как организовать сбыт готовой продукции
Продавать изделия из дерева можно следующими способами:
Оформление документов
Чтобы зарегистрировать фирму, следует обратиться в налоговую службу по месту юридического адреса объекта.
Пакет документов для оформления ИП:
Документы для ООО:
Система налогообложения и ОКВЭД
В качестве формы налогообложения выбирайте УСН — со ставкой 6% от оборота. Альтернатива — 15% от разницы между доходом и расходом.
При регистрации указывайте код деятельности ОКВЭД 16.23.
Регистрация и разрешения
В качестве формы деятельност выбирают ИП или ООО. Каждая имеет свои достоинства и недостатки.
Преимущества регистракции ИП:
Если регистрировать ООО:
Чтобы заниматься обработкой древесины, лицензию оформлять не нужно. Если планируете изготовление товаров детской группы, например, игрушек, потребуется спецификация.
Инвестиции в столярное производство подойдут тем, кто имеет практический опыт работы в данной сфере. Высокое качество изделий, налаженный сервис, постоянные клиенты сделают проект эффективным, а прибыль — стабильной. Минимизировать потенциальные риски поможет грамотный бизнес-план и эффективная рекламная компания.
История столярного дела
Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.
Региональные особенности столярного ремесла
Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.
Древний Египет
В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.
В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.
Древний Рим
Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.
Древняя Греция
Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.
Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.
Северная Европа
Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.
Отечественная деревообработка
Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.
Деревообработка в России
Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.
Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.
Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.
Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.
Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.
Деревообработка на Украине
Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.