аль фараби год рождения
Аль-Фараби
Биография
Выдающийся мыслитель Востока, арабский ученый Аль-Фараби входит в число людей, которых называют просветителями. Его исследования повлияли на формирование средневековой арабской философии. Последователь Аристотеля, Аль-Фараби сделал весомый вклад в развитие наук. Наследие мыслителя заключается в его книгах.
Детство и юность
Аль-Фараби родился на территории современного Казахстана, в городе Весидж местности Фараб, в 870 (872) году. Родной город ученого располагался там, где соединялись реки Арысь и Сырдарья. Сегодня развалины древнего города находятся в Отрарском районе Казахстана. Отец будущего философа – военачальник и представитель уважаемого тюркского рода. Полное имя сына знаменитого тюрка звучало так: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Национальность мыслителя – предмет споров. Несмотря на происхождение, бытует версия о том, что философ имеет персидские корни.
Портрет Аль-Фараби
В биографии Аль-Фараби отсутствует информация о годах детства. Светским приемам подросток предпочитал знакомство с трудами Аристотеля и теориями Платона. Юноша жил в Самарканде, Ташкенте и Бухаре. Постепенно уровень знаний Аль-Фараби становился внушительным и приближался к энциклопедическому. Он изучал логику и естествознание, медицину и иностранные языки, увлекался музыкой. Неизвестно, кто стал учителем любознательного интеллектуала.
Аль-Фараби самостоятельно добрался до Багдада. В то время этот город был местом сосредоточения культуры, науки и искусства. Уровень жизни людей и социальное устройство описывают высказывания Аль-Фараби, уверявшего, что Багдад – «самый восхитительный и счастливый из невежественных городов». Здесь имелись все условия для творчества и развития философов, поэтов и ученых.
Гравюра Аль-Фараби
По легенде в Багдаде Аль-Фараби работал судьей, но спустя некоторое время сменил деятельность и стал преподавать. Взяв на хранение библиотеку друга, состоявшую из научных трудов, мужчина вдохновился после их прочтения и решил посвятить себя служению науке. Память и целеустремленность сопутствовали углублению знаний. Аль-Фараби легко давались языки. Современники знали философа как мудрого и талантливого человека, знатока идей Аристотеля. К 932 году мыслитель покинул Багдад, снискав славу знаменитого ученого.
Философия
Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Математику, астрономию и геометрию Аль-Фараби относил к числу наук, которые способны помочь в толковании вопросов, относящихся к этим областям. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Ко второй категории трудов относятся работы, посвященные живой природе и законам ее существования. В них освещаются химия, биология, медицина, оптика и физика.
Философ Аль-Фараби
Интересовали Аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня. Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на 6 ступенях, связанных между собой причинно-следственными узами.
На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй – появление всего. На третьей – разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой – душа. На пятой – форма, а на шестой – материя. На этих 6 ступенях зиждется то, что окружает человека.
Аль-Фараби ведет дискуссию с учеными
Первопричиной всего сущего Аль-Фараби считал Бога, цельного и единого. На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой. Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.
Бога философ представлял в научном, а не религиозном формате. Аль-Фараби разделял Всевышнего и материальный мир. Предполагал, что человек имеет свободу воли. Мусульманин, живший по законам ислама, он не предавал законов религии, но пытался познать Бога, ища обоснование всему.
Личная жизнь
О личной жизни Аль-Фараби известно мало. Информация о нем взята из легенд. Источники, освещающие биографию ученого, появились в 7-8 веке. Авторы, обращавшиеся к жизнеописанию мыслителя позднее, не располагали достоверными данными.
Ученый не гнушался работы, способной прокормить его и помочь получить драгоценные знания. Обучаясь, он не переставал трудиться. Аль-Фараби работал садовым сторожем в Дамаске и вынужден был вести научную деятельность при свете дешевой свечи.
Портреты Аль-Фараби
Благодаря покровителям, среди которых Сайф ад-Даула Али Хамдани, Абу Фрас, Ибн Нубата и другие прогрессивные люди, Аль-Фараби скоро улучшил материальное положение.
Философ увлекался изучением наук и размышлениями на тему личности. Его интересовали вопросы формирования мировоззрения, нравственности, интеллектуального развития, свободы и человеческого счастья. Мудрец был известен как врач и интересовался музыкой.
Смерть
Историки озвучивают две возможные версии смерти Аль-Фараби. По первой – мусульманин умер от естественных причин в Дамаске. А по второй – гибель пришла от рук грабителей в путешествии в Аскалан. Ученого похоронили без участия представителей духовенства из-за его провокационных воззрений и прогрессивных взглядов. Достоверно известно, что тело мусульманина стало бездыханным в январе 951 года. Его предали земле за городскими стенами. Молитву над могилой философа произнес правитель государства.
Памятник Аль-Фараби
Аль-Фараби верил, что человеку не стоит бояться смерти. Жизнь же нужно продлевать, сопровождая ее благими делами. После кончины Аль-Фараби его ученики комментировали труды педагога и продолжили изучение работ греческих философов. Фото мудреца сегодня можно увидеть в учебных пособиях по разным направлениям.
Библиография
Исследователи считают, что количество работ и трактатов, составляющих наследие мыслителя, исчисляется в пределах от 80 до 130 произведений. Среди них следующие книги:
Цитаты
«Лечащий тела – врач, а лечащий души – государственный деятель, называемый правителем».
«Мудрость есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имеющих причины».
«Всякая вещь является благом, только когда она полезна для достижения счастья».
«Искусство, цель которого – достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью».
Абу Наср Аль-Фараби
Фото Все
Видео Все
«Мудрость веков». Аль-Фараби
Сердце, отданное людям. Аль-Фараби
Аль-Фараби — биография
Аль-Фараби – известный философ, музыкальный теоретик, математик, выдающийся ученый Востока. Комментировал сочинения Аристотеля и Платона, за что получил почетное имя «Второй учитель». Создатель Отрарской библиотеки.
Современный мир свято чтит учения древних арабских ученых. Хотя многое из того, что они говорили, сейчас воспринимается, как устаревшее, но в своей эпохе они были просветителями, несли прогресс и прививали любовь к наукам. Среди них особое место занимает Аль-Фараби, которого современники чтили как второго учителя, подразумевая, что первый – это Аристотель. Аль-Фараби интересовала сама личность человека, его нравственность, интеллектуальный уровень, это все нашло отражение в его книгах, дошедших до наших дней.
Детство
Родной город Аль-Фараби – Весидж, местность Фараб, находился в месте пересечения двух рек – Сырдарьи и Арыси. Сейчас это территория Отрарского района Казахстана. Одни источники утверждают, что он родился в 870-м году, согласно другим, это событие произошло в 872-м. Его отец принадлежал к богатому тюркскому роду, служил военачальником. Знатность происхождения повлияла и на имя мальчика, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Многочисленные споры ходили и вокруг его национальности. Есть мнение, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.
Его редко называли полным именем, исключительно Аль-Фараби. В те годы непринято было писать биографии выдающихся людей, поэтому сведения о детских и юношеских годах мыслителя не сохранились. Известно, что он был очень скромным, не любил светские приемы, предпочитая проводить время за изучением трудов Аристотеля и Платона. В те годы будущий философ несколько раз менял место жительства – Самарканд, Ташкент, Бухара. С каждым годом уровень его знаний становился все более внушительным, он обладал энциклопедическими знаниями. Больше всего юношу интересовала логика и естествознание, он увлекался изучением иностранных языков и медицины, занимался музыкой. Имя человека, который учил будущего мыслителя всем этим премудростям, история, к сожалению, не сохранила.
Аль-Фараби
Аль-Фараби принял решение перебраться в Багдад и самостоятельно проделал весь путь к городу своей мечты. В те времена Багдад считался самым прогрессивным местом, где процветала наука, культура и искусство. Впоследствии Аль-Фараби назовет этот город самым восхитительным и счастливым среди всех невежественных городов. Именно там трудились и развивались философы, ученые и поэты.
Легенда гласит, что в Багдаде будущий философ трудился на должности судьи, однако вскоре оставил это дело и занялся преподавательской деятельностью. Один из друзей оставил ему на хранение библиотеку, содержавшую научные труды. Будущий мыслитель прочел все книги, и это вдохновило его на научную деятельность. У философа оказалась прекрасная память, кроме этого он обладал редкой целеустремленностью, помогавшей обогащаться новыми знаниями. Современники считали Аль-Фараби очень мудрым и талантливым, последователем идей мыслителя Аристотеля. Когда в 932 году он уезжал из Багдада, то уже тогда считался знаменитым ученым.
Философия
Труды философа можно условно отнести к двум категориям. К первой относятся работы, в которых он изучает законы мироздания, самого человека и его познание мира. По мнению Аль-Фараби, астрономия, математика и геометрия – это такие науки, которые помогают в изучении вышеуказанных областей. Ученый занимался изучением материи и ее свойств, его интересовали такие понятия, как время и пространство.
Вторая категория работ философа – изучение живой природы и законов, согласно которым она существует. Эти труды посвящены основам биологии, химии, медицины, физики и оптики. Аль-Фараби живо интересовался социологией и философией, педагогикой и политикой, диалектикой, этикой и устройством государственной власти. Его рассуждения шли впереди времени, поэтому некоторые работы не теряют актуальности и в наше время. Философ полагал, что все в этом мире находится на шести ступенях, между которыми есть причинно-следственные узы.
Первая ступень – зарождение, вторая – появление, третья содержит активно развивающийся разум. На четвертой, по мнению мыслителя, располагалась душа, пятая содержала форму, а шестая – непосредственно материю. Именно эти шесть ступеней хранили то, что окружает каждого человека.
Бог – цельный и единый, как первопричина всего существующего на земле. Второе место Аль-Фараби отводил планетам и небесным телам, непохожим на земные формы и материи. Теория мыслителя гласила о вечности материи, и о ее тесной связи с формой. Форма же может существовать только вместе с материей, наполнявшей ее. Отдельное место отводил философ космическому разуму, он считал, что тот защищает живую природу.
Бога ученый рассматривал не с точки зрения религии, а чисто в научном формате. Всевышний и материальный мир существовали в его понимании раздельно друг от друга. Мыслитель утверждал, что у каждого человека есть свобода воли. Аль-Фараби был верующим человеком, он не отступал от религиозных законов, просто пытался найти всему научное обоснование.
Личная жизнь
В биографии мыслителя очень много белых пятен, ведь собирать сведения о нем начали только спустя несколько веков после его смерти. Поэтому в основном сведения о Аль-Фараби черпаются из легенд. Личная жизнь философа тоже покрыта тайной. Известно, что у него не было ни жены, ни детей, а вот подробности не сохранились, так как достоверных данных по этому вопросу нет.
Аль-Фараби трудился всю жизнь, причем брался за любую работу, которая давала возможность прокормиться и продолжать учебу. Известно, что в Дамаске он нашел себе работу сторожа в саду, параллельно с этим занимаясь научной деятельностью по ночам, при свете самой дешевой свечи, которую можно было купить.
Вскоре у философа нашлись богатые покровители – Абу Фрас, Сайф ад-Даула Али Хамдани, Ибн Нубата, благодаря которым его материальное положение заметно улучшилось, и появилась возможность все свое время тратить на изучение наук и личности человека, не заботясь о хлебе насущном.
Мудрец много времени изучал проблему формирование нравственности человека, его мировоззрения, развитие интеллекта, чувства свободы и счастья. Прославился Аль-Фараби и как врач. Кроме этого он серьезно увлекался музыкой.
Смерть
Аль-Фараби оставил после себя выдающееся наследие, состоящее из 130 трудов по самым разным отраслям науки и философии.
Ссылки
Аль-Фараби — философ и учёный-энциклопедист Востока
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим — в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби и начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой.
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад.
Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно — это аллах. Середина — это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец — достижение подлинного счастья.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.
«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» — одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
Здесь содержится учение о «добродетельном городе», во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности — счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество — тот же человеческий организм. «Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа».
Литература
Сочинения
Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972.
Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.
Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975.
Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985
Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987
Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993.
Аль-Фараби: биография, личная жизнь, достижения, фото
Биография аль-Фараби кратко на русском, пересказанная в этой статье, поможет читателю лучше понять этого загадочного мыслителя. В арабской философской традиции он упоминается под величественным прозвищем «Второй Учитель», в то время как Аристотель был известен на Востоке как «Первый Учитель». Аль-Фараби приписывают сохранение оригинальных греческих текстов в Средние века. Он повлиял на многих видных философов, таких как Авиценна и Маймонид. Благодаря своим работам он стал известен как на Востоке, так и на Западе.
Общие сведения
Историки классифицируют аль-Фараби как представителя восточной группы мусульманских философов, на которых повлияли арабские переводы греческих философов несторианскими христианами в Сирии и Багдаде. В течение своей жизни он уделял большое внимание логике и считал, что каждый человеческий индивидуум обладает способностью различать добро и зло, что он считал основой всей морали. Историки приписывают ему сохранение произведений Аристотеля, которые иначе могли быть забыты и впоследствии уничтожены во времена Темных веков. Он получил прозвище Маллим-э-Сани, которое часто переводится как «второй мастер» или «второй учитель» после Аристотеля, которого считали первым мастером.
Аль-Фараби: биография
Существуют различия в версиях, касающихся происхождения и родословной ученого. Сведения об аль-Фараби свидетельствуют о том, что при жизни он не проявлял интереса к составлению своей официальной биографии или написанию мемуаров, а все факты о его жизни основаны на слухах или догадках (как это происходит с другими современниками великого философа). Мало что известно о его жизни. Ранние источники включают автобиографический отрывок, в котором аль-Фараби прослеживает историю логики и философии вплоть до своего времени, а также краткие упоминания аль-Масуди, ибн аль-Надима и ибн Хакала. Саид аль-Андалуси написал в свое время написал биографию этого незаурядного философа. Но у арабских биографов XII-XIII веков было мало фактов о жизни аль-Фараби, и аль-Андалуси использовал вымышленные истории о его жизни.
Этнические корни
Из различных случайных источников известно, что он провел значительное время в Багдаде с христианскими учеными, включая священнослужителя Юхана ибн Айлана, Яхья ибн Ади и Абу Исхака Ибрагима аль-Багдади. Позже философ жил в Дамаске, Сирии и Египте, прежде чем снова вернуться в Дамаск, где он умер в 950 году.
Его звали Абу Наур Мухаммад Фараби, иногда с фамилией семьи аль-Ṭarḵānī. Его дедушка не был известен среди его современников, но его имя, Awzalaḡ, внезапно появляется позже в трудах ибн Аби Уайбии и его прадеда в ибн Халликане.
Ученые сходятся на том, что этническая принадлежность Фараби на данный момент не может быть установлена. Тем не менее многие биографии аль-Фараби на казахском языке (с переводами) утверждает, что легендарный персидский философ был казахом.
Возможное иранское происхождение
Мухаммад Джавад Машхор утверждает, что Фараби происходил из ираноязычного населения Средней Азии. Биографии аль-Фараби на английском также сходятся на том, что он был персом или туркестанским иранцем.
Теория о тюркском происхождении
Димитрий Гутас, американский арабист греческого происхождения, критикует версию о тюркском происхождении философа. Он утверждает, что отчет Ибн Халликана, в котором она обосновывается, направлен на более ранние исторические рассказы Ибн Аби Уайиби и служит цели «доказать» тюркское происхождение аль-Фараби, например, упоминая дополнительную «нисбу» (фамилию) «аль-турк» (араб. «турок»). На самом деле эта фамилия никогда не была частью имени Фараби. На сегодняшний день тюркское происхождение философа доказывается лишь в биографиях аль-Фараби на казахском языке и на других тюркских языках.
Жизнь и образование
Прославленный философ провел почти всю свою жизнь в Багдаде. В автобиографическом пассаже, хранящемся а архиве ибн Аби Ушайбии, аль-Фараби заявил, что изучал логику, медицину и обществознание вплоть до и Аристотелевской аналитики. Его учитель, бин-Хайлан, был несторианским священнослужителем. Этот период обучения, вероятно, проходил в Багдаде. Фараби был в этом городе, по крайней мере, до конца сентября 942 года, если верить его биографическим запискам. Он закончил свою первую книгу в Дамаске в следующем году, т. е. к сентябрю 943 года. Он также учился в Тетуане, Марокко, некоторое время жил и преподавал в Алеппо. Фараби позже посетил Египет, закончив шесть произведений, вошедших в сборник «Мабаде», который был опубликован в Египте в июле 948 года. После этого он вернулся в Сирию, где ему покровительствовал правитель Хамданид Сайф аль-Даулла. Аль-Масуди, утверждал, что Фараби умер в Дамаске в Раджабе между 14 декабря 950 и 12 января 951 года. Точные годы жизни аль-Фараби, однако, окончательно так и не установлены.
Философия
Будучи философом, он был основателем собственной школы ранней исламской философии, известной как «фарабизм», которая стала предтечей авиценнизма. Эта школа пересекается с философией Платона и Аристотеля и переходит от метафизики к методологии, опережая таким образом то время. На уровне философии аль-Фараби теория впервые в истории объединилась с практикой в политической сфере. Его неоплатоническое богословие также не столько связано с метафизикой, сколько с риторикой. В своей попытке осмыслить природу Первопричины Бытия аль-Фараби обнаруживает пределы человеческого знания.
Он оказывал большое влияние на науку и философию на протяжении нескольких столетий и был признан вторым после Аристотеля по части мудрости (о чем говорит его гордый титул «Второго Учителя»). Его работы, направленные на синтез философии и суфизма, проложили путь для работы ибн Сины (Авиценны).
Влияние Платона и Аристотеля
Метафизика и космология
Процесс эманации бытия по Фараби начинается (метафизически) с Первопричины, основной деятельностью которой является самосозерцание. И именно эта интеллектуальная деятельность лежит в основе ее роли в создании Вселенной. Первопричина, думая о себе, наполняется собственной эманацией, и из нее исходит бестелесная сущность второго разума. Как и его предшественник, второй разум также думает о себе и тем самым создает свою небесную сферу (в данном случае сферу неподвижных звезд), но помимо этого он также должен размышлять о Первопричине, и это вызывает эманацию следующего вселенского разума. Каскад эманаций продолжается до тех пор, пока не достигнет десятого разума, под которым находится материальный мир. И поскольку каждый разум должен рассматривать как себя, так и все большее число предшественников, каждый последующий уровень существования становится все более сложным. Следует отметить, что этот процесс основан на необходимости, а не воле. Другими словами, у Бога нет выбора, создавать ли вселенную или нет, но в силу Его собственного существования Он исторгает ее из себя. Эта точка зрения также предполагает, что Вселенная вечна, и оба эти пункта были подвергнуты критике аль-Газзали в его нападении на философов. История аль-Фараби и его философии показывает, что интеллектуализм средневековых арабов сильно переоценен в современной историографии и массовой культуре.
Практическая философия (этика и политика)
Практическое применение философии было главной проблемой, выраженной Фараби во многих его работах, и, хотя на большинство его философских работ влияла аристотелевская мысль, его практическая философия была безошибочно основана на Платоне и платонизме как таковом. Подражая великому греку, Фараби всегда подчеркивал, что философия является одновременно теоретической и практической дисциплиной. Он называл философов, которые не применяют свою эрудицию к практическим занятиям, «бесполезными».
По заветам Платона
Идеальное общество, писал он, стремится к осознанию «настоящего счастья» (которое можно понимать как философское просвещение), и как таковой идеальный философ должен оттачивать все необходимые искусства риторики и поэтики для передачи абстрактных истин простых людей, а также добиться самого просветления. Аль-Фараби сравнивал роль философа в отношении общества с ролью врачей по отношению к телу. Долг философа, писал он, состоял в том, чтобы создать «добродетельное» общество, исцеляя души людей, устанавливая справедливость и направляя их к «истинному счастью». Годы жизни и смерти аль-Фараби доказывают, что сам он до последнего следовал собственным идеалам.