алкоголь на поминках 40 дней
Приметы поминовения усопших: великий грех поминать покойников водкой
Традиция поминать усопших водкой появилась уже достаточно давно. Однако не всем известно, что делать это категорически запрещено. Священнослужители подскажут, почему нельзя совершать поминки с употреблением алкоголя, а также что происходит с душой усопшего, если его поминают водкой.
Почему нельзя поминать водкой усопших
В нынешнее время практически каждая поминальная трапеза не обходится без спиртных напитков на столе. Люди считают это признаком хорошего тона, но с точки зрения христианских традиций — это большой грех. Как правило, память усопшего человека почитают на 9-й, 40-й дни и каждый год в дату смерти. Однако, как утверждают церковнослужители, человек жив тогда, когда о нем вспоминают.
В церкви советуют почитать память усопших все 40 дней после смерти. В это время нужно неустанно молиться и просить прощения за грехи покойного. Однако многие люди считают, что именно обильные застолья с употреблением алкоголя помогут душе усопшего найти покой. Это заблуждение.
Спиртные напитки во время поминок категорически запрещены церковными законами. Это великий грех и осквернение памяти покойного. Главный смысл поминок заключается в том, что в этот день нужно вспомнить хорошие дела умершего, его привычки и предпочтения, но не устраивать пьянку.
Служители церкви напоминают, что пить спиртное можно только за здравие, и то в небольших количествах. Но сейчас все идут на поводу у толпы и покупают на поминальный стол различные алкогольные напитки. Стоит отметить, что так было не всегда. К примеру, в дореволюционной России такая традиция отсутствовала.
Что происходит с душой человека, если его поминают водкой
Когда умершего человека поминают водкой, то, согласно утверждениям священников и знающих людей, это приносит еще больше мучений и страданий душе покойного. Запрещается также ставить на могилу усопшего или возле его фотографии дома стопку с водкой.
Подобная традиция пришла из языческих тризн. Язычники имели свое особое представление о загробном мире. Они верили, что человек продолжает жить в нем, а потому старались передать ему туда как можно больше материальных благ. Нередко вместе с умершими мужьями хоронили их жен (они намеренно лишали себя жизни, чтобы и дальше жить со своим суженым).
Поминовение водкой усопших является именно наследием язычников. Церковь категорически выступает против этой традиции. Священнослужители призывают верующих чтить память покойных чтением молитвы и милостынями для нуждающихся.
В старину имелся хороший обычай — созывать на поминальный обед бедняков, нищих, калек и сирот (тех людей, которые не могут себе позволить устроить обильный и вкусный обед). Их кормили, раздавали им милостыню и просили помолиться за упокой души усопшего человека. В это же время раздавались вещи покойного, как и милостыня за упокой его души. В нынешнее время люди попросту устраивают попойку, чтобы соблюсти «все приличия» похорон.
В нынешнее время никто не зовет нищих или прочих нуждающихся на поминки. На них присутствуют лишь родственники или близкие знакомые усопшего. Они едят и пьют водку. Такими действиями посмертная участь покойного только ухудшается. Господь запрещает усопшим душам являться своим родственникам, а Пресвятая Богородица не просит прощения у Всевышнего за грехи умершего.
Иногда покойные являются своим родным во сне и упрекают их в нелюбви. Они говорят, что подобные поминовения приводят к тому, что им становится намного хуже, их страдания в геенском огне увеличиваются. Организаторы подобных поминок берут на себя большой грех. Вместо того, чтобы помогать душе умершего, они причиняют ей беспокойство и излишние мучения.
Что пьют на поминках?
Нужен ли алкоголь на поминках?
Когда родственники готовятся к поминкам, то предпочитают, чтобы на столе в обязательном порядке было спиртное. Чаще всего женщины пьют вино, а мужская половина — водку. Некоторые кафе разрешают даже приносить спиртное с собой, не заказывая его в меню. Однако церковь наличие на поминальном столе спиртного категорически осуждает.
Да, в Библии можно встретить неоднократные упоминания как виноградного вина, так и сикеры (хмельного напитка). Однако в Библии отсутствуют сведения о том, что употреблять спиртное на поминальной трапезе нужно обязательно. Хотя после похорон угощения всё-таки были, но про спиртное речи не шло.
Православие о поминках с алкоголем
Православная церковь категорически не приемлет наличие спиртного на поминальном обеде. Ибо это противоречит апостольским правилам. Здесь всё предельно ясно: вино означает земную радость, в то время как поминки, — это печальные проводы человека в мир иной. Считается, что поминание умершего вином ещё больше усугубляет его страдания ТАМ. Именно поэтому православные в таких случаях обходятся без алкоголя, предпочитая за поминальным столом молиться об упокоении души и ведя душевные беседы о том, каким хорошим человек был ещё при жизни.
Почему на поминках бывает всё-таки алкоголь?
Чаще всего появление алкогольных напитков на поминках напрямую связывают с советским прошлым, когда религия полностью отвергалась. Поэтому сразу после погребения люди собирались вместе, чтобы со спиртным почтить память человека, покинувшего этот мир. А это уже отсылало к древнейшим языческим традициям, которые также не отвергали алкоголь после похорон.
Сейчас же для многих алкоголь на похоронах воспринимается скорее как средство, которое помогает справиться с потерей и забыться. Однако важно всегда соблюдать правила приличия, чтобы поминки не превратились в банальную пьянку, которая к покойному не имеет никакого отношения.
Алкоголь на поминках: пить или не пить?
При составлении меню для поминок многие не забывают про водку для мужчин и вино для женщин. При этом администратор кафе или ресторана, где заказывают обед для участников похорон, предусмотрительно сообщает: «Можно со своим алкоголем». Однако употребление алкогольных напитков во время поминальной трапезы однозначно порицается церковью.
Опьяняющие напитки в Библии
В Ветхом Завете виноградное вино и сикера, то есть, хмельной напиток, приготовленный не из винограда, упоминается неоднократно. В книге Притч Соломоновых сказано: «Вино — глумливо, сикера —буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
В Новом Завете первым чудом, которое сотворил Христос, стало превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Апостол Павел советовал ученику своему Тимофею употреблять вино ради «немощи телесной» (1 Тим. 5:23).
Однако нигде в Библии нет сведений о том, чтобы какой-либо опьяняющий напиток был в ходу именно после погребений, на поминальных трапезах. Угощения после похорон действительно устраивались, но только как пиры-благодеяния для неимущих, где о вине и сикере речи не шло.
Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена
Православная церковь о поминках с алкоголем
Духовные пастыри неустанно напоминают, что употребление вина и других спиртных напитков на поминальной трапезе противоречит апостольским правилам. Вино символизирует радость земную, поминки же — повод для усиленных молитв о человеке, который, возможно, тяжко страдает в загробной жизни. Более того, по видениям некоторых старцев, поминовение усопшего вином лишь усугубляет его страдания.
Потому православным христианам надлежит за поминальным столом молиться об упокоении души умершего. Перед трапезой мирянам следует прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш», за столом же вести благочестивые беседы, вспоминая добрые дела и лучшие качества усопшего. Завершая поминальный обед, можно пропеть «Вечную память».
Почему алкоголь всё же ставят на поминальный стол
По всей вероятности, обычай поминок с алкоголем у нас возник и распространился в советские времена, когда религиозные нормы полностью отвергались. Тем не менее, даже убеждённым материалистам не удавалось просто разойтись по домам после погребения родного и близкого человека. Поскольку христианская «надстройка» была снесена, на смену ей из памяти давних поколений вырвался прежний способ отметить память человека, покинувшего земной мир.
Так возродились, по сути, языческие тризны — хмельные пиры после похорон. Весьма почтенный возраст этой традиции делает её особенно стойкой, и целые поколения в СНГ с трудом представляют себе безалкогольный поминальный стол.
Некоторые расценивают алкоголь, как антидепрессант для скорбящих, однако общая одурманенность таким «лекарством» легко превращает поминовение усопшего в банальную попойку, где собравшиеся уже с трудом осознают, по какому поводу устроено застолье.
Вопрос и ответ
Многие, понимая, что невозможно тут же «перевоспитать» приверженцев прежних традиций, выпивают эту символическую чарку до дна, по обычаю, не чокаясь. Этой данью «устоям» можно и нужно ограничиться.
Кисель, который по-прежнему ставят и сейчас, а также узвар — напиток, приготовленный из сухих фруктов, ягод и мёда.
В этой связи полезно вспомнить, насколько эффективными оказывались «сухие законы» в США и в СССР. Категорический запрет привёл бы к тем же последствиям. Организаторам христианских поминок полезнее всего учитывать, что суть поминальной трапезы теряется тем легче, чем больше алкоголя для неё заказано.
Что пьют на поминках из алкоголя
Коллективная поминальная трапеза — важнейшее мероприятие, которое в трауре объединяет друзей, коллег, близких и родственников усопшего человека. Но как правильно вести себя на поминках? Можно ли употреблять водку или вино? Если да, то какое количество алкоголя считается допустимым? Ответы на эти вопросы помогут избежать неловких ситуаций, едких взглядов и пересудов. Соблюдение этикета за траурным обедом позволит искренне продемонстрировать немыслимость утраты, не оскорбить родственников, а также не осквернить память о покойнике.
Содержание:
Как правильно вести себя на поминках
Скромность и строгость — ключевые концепции одежды и макияжа для поминальной трапезы.
Женщинам стоит отказаться от вычурных, ярких и сексуальных нарядов, а также обуви на высоком каблуке. Шикарные украшения также считаются неуместными, но к обручальным кольцам это табу не относится. Классический костюм, рубашка без узоров, однотонный галстук и лаковые туфли — традиционные предметы гардероба мужчин, которые отправляются в дом усопшего. Женщинам, присутствующим на траурном обеде, волосы необходимо собрать под платок, а вот мужчинам перед поминальной трапезой головные уборы следует обязательно снять.
На поминках нужно соблюдать тишину и спокойствие. Смех, веселые истории, всевозможные забавы и танцевальная музыка недопустимы. Гостям и родственникам покойника на траурном застолье нужно вести себя максимально скромно. Активная жестикуляция, споры, обсуждения новостей и толки превращают данное мероприятие в самое обычное собрание людей, что уничтожает его сакральное значение.
К поминальной речи необходимо подготовиться заранее. Это не значит, что варианты текста следует брать из интернета или говорить о покойнике в стихах. В этом случае речь будет выглядеть нелепо и неестественно. Поминальные слова должны быть искренними, а эмоции настоящими. Лучше всего вспомнить о том, что умерший человек сделал для вас конкретно и общества в целом, чему научил. Такая речь будет актуальной и вызовет у присутствующих соответствующую реакцию.
Все воспоминания о делах и поведении покойника должны демонстрировать его позитивные качества.
Обсуждать прижизненные «скелеты в шкафу» усопшего, а также спорить о справедливости распределения долей наследства категорически запрещено.
Когда общение за траурной трапезой плавно перетекает в светскую беседу, мероприятие рекомендуется деликатно завершить. После поминального обеда гости еще раз выражают родственникам сочувствие, а вот прощаться, уходя с поминок, не принято.
Можно ли пить на поминках спиртное
По православию алкоголь считается неприемлемым атрибутом траурного застолья. Традиция выпить рюмку водки за упокой души усопшего появилась сравнительно недавно, когда власть подвергала религию всевозможным запретам и гонениям. А вот до революции употребление алкоголя на поминальном обеде не приветствовалось. Помните, пить спиртное на кладбище или на панихиде, а также поливать могильный холм водкой либо другим спиртосодержащим напитком категорически запрещено.
Но как быть, если спиртное на траурном обеде все же присутствует и сколько можно выпить? Естественно, дабы не стать жертвой пересудов, немножко алкоголя выпить можно. Традиционно на поминках не чокаются и выпивают четное количество раз. При этом рюмки опустошают до дна. Главное условие — не превратить траурное мероприятие в обычную пьянку, а поскольку подобное случается довольно часто, то от употребления алкоголя на поминках лучше всего все-таки воздержаться.
Почему пить спиртное на поминках нельзя
Знайте, православная церковь категорически отрицает любое количество алкоголя на поминках, поэтому от распивания спиртных напитков на траурном обеде следует отказаться.
Что пьют на поминках
У католиков, как и у православных, употребление спиртных напитков на кладбище и во время поминальной трапезы не приветствуется. После похорон христиане западного обряда отправляются в церковь, где за упокой души усопшего ставят поминальную свечу и молятся перед ликами Святых.
У иудеев после похорон для родственников покойника наступает семидневный траур, Шива. Они не занимаются приготовлением поминальной трапезы, поскольку такие хлопоты отвлекают от мыслей о покойнике. Еду в дом усопшего приносят соседи и друзья. Мясо и вино запрещены, а поминальные обеды, в классическом понимании этого термина, не устраивают. У мусульман алкоголь также не приветствуется. Спиртные запрещены, поскольку мусульмане считают их нечистыми.
На поминальном обеде спиртное рекомендуется заменить компотами и киселем. Традиционно, компот к столу подают сразу, а вот киселем угощают уже после трапезы. По этикету оба напитка должен попробовать каждый из гостей траурного застолья. Помните, душа покойника не нуждается в обильном застолье и тем более в спиртосодержащих напитках. Искренним поминанием умершего станет сердечная молитва за упокой души родного либо близкого человека.
Форум сайта Memoriam.ru
Алкоголь и поминки
Алкоголь и поминки
Сообщение Кризисный психолог » 28 дек 2008, 15:13
Предлагаю обсудить эту щекотливую тему. Сколько не говорится православием о вреде алкогольных возлияний на поминках. все остается по прежнему. Предлагаю форумчанам обсудить эту проблему. Кто что думает о алкоголе на поминках?
Предлагаю как основу для обсуждения статью иг. Феодора (Явлокова)
Что значит «поминки»? – поминовение. Какое поминовение? – молитвенное. Мы вкушаем, Бога благодарим и молимся: «Господи, помяни…». Ведь раньше-то как поминки устраивали, для кого? Не для себя и даже не для самых близких. Их устраивали для нищих, чтобы помолились люди, которые нуждаются в пище и которые находятся близко к Богу. Их молитвы многого стоят. Если же человек за своего близкого выпил-поел, то он его не помянул. И тем, что гостей неверующих на трапезу пригласил, не помянул. Это все равно, что для младенца крестным брать неверующего человека, который крестнику не даст христианского воспитания.
А помянуть человек может лишь искренне молитвой помолился. Вот и надо стремиться собирать на поминовение верующих людей, церковных и тех, кто может молиться. Необходимо собирать молитвенников, а не знакомых и случайных людей. Поминовение – это ведь повод вспомнить о смерти и о своем духовном состоянии. Если духовных плодов поминки не приносят, то абсолютно никакого смысла они не имеют.
Во-первых, скажу об алкоголе. Алкоголь совсем неуместен на поминках. Вот если бы рюмочки помогали бы усопшему, то пьяницы были бы самые святые люди. Но мы знаем, что пьяницы Царства Божьего не наследуют. Поэтому выпивать на похоронах не только не нужно, а даже вредно для душ усопших. И надо приложить все усилия, чтобы свести к минимуму наличие спиртного на столе, хоть это уже и стало негативной «традицией». Откровенно нелепыми могут показаться поминающим слова «Похороны должны проходить без водки!» Многие ссылаются на то, что на Руси такая традиция всегда была. Это неправда! Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя перед брачной ночью. А уж поминки и подавно всегда были на особом попечении Церкви. И Церковь всегда учила, что усопших алкоголем не поминают, и никогда это не поощряла. Только в советское безбожное время, когда люди молиться перестали, стали прибегать к помощи алкоголя. Ну, как еще было душу успокоить. По-другому ведь не умели, и, к сожалению, до сих пор не научились. И мы, следуя этой «моде», продолжаем и поддерживаем традицию безбожников.
Если душа усопшего была светлая и пошла в места святые, то душа «горюющего» таким образом из-за пьянства пойдет в свое время в ад, и поэтому будет со светлой душой разлучена. А если душа усопшего уже в темном месте определена, то надо помнить, что в этом месте нет единства: там каждый поодиночке мучается, там все разлучены. Мы это знаем из церковного учения.
Иногда после смерти близкого возникает такая ситуация, при которой человек не может иначе справиться со своей тоской, кроме как залить ее алкоголем или спрятаться от одиночества с помощью наркотиков. К сожалению, это встречается нередко. Но в борьбе с этим горем выход только один. Человеку необходимо понять, что с ним самим произошла беда, что его душа погибает, и в его действиях нет никакой любви и пользы для усопшего; более того, он сам идет в ад. Такой человек должен однажды осознать, что только через благодатную жизнь церковную, он может спастись и получить помощь. На пути, где алкоголь и наркотики после смерти близкого используются, как возможность залить горе-тоску, человек очень быстро может потерять не только здоровье, но и жизнь.
Таким образом люди просто пытаются уйти от реальности. Они ведут грешную жизнь и лишнее напоминание о собственной смертности их сильно пугает, и заставляет искать пути отрицания.
Многие не видят другого выхода. Они представляют мрак после погребения тела человека, а о существовании души не ведают. А почему не ведают – потому что не молятся о душе. Когда человек начинает молиться о другом человеке, он начинает его чувствовать, обязательно возникает взаимное духовное общение. А если не молиться, то появляется страшная опасность тоски, горя, страха, которые могут вылиться либо в алкогольно-наркотическую зависимость, либо в психические заболевания. Нужно молиться хотя бы для того, чтобы избавить себя от этих страшных духовных последствий. И своими молитвами вы не только спасете себя, но и заодно окажете драгоценную помощь усопшему.
Когда человек пьет, он жалеет себя, пытается уберечься от психотравмы. Алкоголь – это наркоз. Но наркоз не решает саму проблему. Саму проблему с помощью алкоголя не решишь, смерти не познаешь и от психологической травмы не уйдешь. Душе покойного этим нем более не поможешь.
И не секрет, что зачастую питие на поминках ведет еще и к антиобщественным проявлениям. Вроде все тихо-мирно садятся за поминальный стол, а потом выпьют, что-то припомнят друг другу, поругаются. Наши страсти не позволяют терпеть мнение другого человека, обязательно нужно свой взгляд на вещи высказать, обязательно нужно кого-то осудить. А если человек еще и алкоголем свой язык развязал, то последствия поминок могут быть совсем неожиданными.
И вот когда все должны вроде объединиться в общем молитвенном воздыхании и помощи усопшему, ради которого-то и собрались, всё получается наоборот: разругались, осудили друг друга, а то и подрались. И это вполне естественное следствие, ведь пьянство – это добровольное безумие… Надо ли говорить, что душе усопшего через такие «поминки» доставляется не радость и утешение, а величайшая скорбь.
Хотелось бы сказать и по поводу поминального меню. Яства на столе – повод для удовлетворения собственного тщеславия. И ничего более. Часто мы пытаемся из кожи вон вылезти, выложиться так, как будто принесем этими явствами пользу усопшему, но это ему не нужно совсем.
По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. Крупа – это символ будущего возрождения, а ее сладость в кутье символизирует сладость будущей вечной жизни. Над кутьей читается особая молитва. С нее обычно начитается поминовение усопшего: дается по ложечке всем, кто присутствует на поминках. Дальнейшая часть трапезы не имеет обязательного характера, кроме, конечно, времени поста, который и на поминках желательно не нарушать.
Очень важно, чтобы в постное время на столе была постная трапеза. Это очень важно. Соблюдение поста – одна из заповедей Божьих. И когда мы исполняем заповеди Божии, усопшему Господь дает утешение, видя, что ради любви к нему люди приносят жертву ( а пост – это тоже жертва). И Господь принимает эту любовь. Но даже если поминки не выпали на время поста, какие-то кулинарные изыски все равно не только не нужны, но и вредны. Помните, что поминки – это повод для молитвы, как мы говорили, а не повод для чревоугодия, лакомства. Разнообразие блюд, деликатесы отводят от молитвы, простая же пища настраивает на нее. Именно поэтому пост благоприятствует молитве, потому что в это время мы едим более простую пищу.
Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не удовлетворить свои страсти, то трапеза должна выстраиваться по таким правилам: минимум алкоголя; в постные дни желательно постная пища; в другие дни наиболее простая пища. Ту сумму, которую мы сэкономили, отказавшись от богатой трапезы, гораздо разумнее потратить на дела милостыни и милосердия ради усопшего.
Очень важно помнить, что главный смысл поминальной трапезы – это именно молитвенное воспоминание об усопшем… А не собирание родственников и знакомых, не обжорство, не гулянка.
Еще важный момент. Если мы хотим доставить усопшему наибольшее утешение, то помимо молитвы важнейшей частью является приуготовление к этой молитве Тайнами Церковными. Это значит, что перед молитвой нам необходимо исповедаться и причаститься. Для усопшего это величайшее утешение. Более сильной молитвы за усопшего невозможно представить, чем когда мы приходим в храм, исповедываемся в грехах, причащаемся и молимся. После того, как мы примирились с Богом и ближними, наша молитва становится намного сильнее. После исповеди и причастия мы наиболее близки к Богу, и потому наша молитва может принести усопшему наибольшую пользу и радость.
И поскольку исповедаться значит, по сути, покаяться и отречься от грехов, то лучше всего ради усопшего отказаться от какого-то греха. Например, ради него перестать вовсе пить хотя бы 40 дней. И в случае если человек не может молиться, такие действия с его стороны будут приняты Богом как жертва, как молитва.
И еще – часто говорят: «Батюшка, а надо ли зеркала завешивать?» Да смысла в этом-то особенного и нет, а вот телевизор завесить хотя бы дней на сорок – вот это дело! После просмотра телевизора невозможно молиться. У телевидения есть свой дух, своя атмосфера. Даже в том, как ведущие ведут информационную программу, прослеживается напыщенность и тщеславие. Вот включил даже те же новости, посмотрел на телеведущих, и ты уже не молитвенник за усопшего. А уж когда начинаются развлекательные программы, реклама и нелепые фильмы, то все духовное в человеке начисто истребляется на долгое время. И для души усопшего мерзко видеть нас перед телевизором, когда мы должны за него усердно молиться. Теряется та самая связь, которую все мы так хотим обрести, но сами же и разрушаем. То же можно сказать о всякого рода увеселениях. Ведь раньше в течение 40 дней траура не было никаких развлекательных мероприятий: в театр не ходили, старались пребывать в особом молитвенном состоянии, чтобы не терять духовную связь с усопшим и возможность ему помочь.
Насколько нужна траурная одежда на похоронах?
Форма одежды просто ставит человека в определенные рамки, делает более строгим его поведение. Подобно тому как схимник через одеяние ограждается от внешнего мира, так и для мирянина траурная одежда несет воспитательную и ограждающую функцию. Одежда – это один из важных факторов, влияющих на наше духовное устроение. Однако траур не должен быть только внешним. Наше тело все же связано с душой. Здесь как и в случае с молитвой – есть разница между тем, молиться ли человек, лежа на кровати, сидя в кресле, или стоя на коленях перед иконой. Вроде одно и то же происходит, а душа в разном устроении. Человек есть единство души и тела, поэтому положение тела влияет на душу, и одежда соответственно тоже влияет на душу. В связи с этим одежда для поминовения должна быть строгой, не соблазняющей. Да и когда человек одевает нечто неподобающее, он и сам уже не может молиться. Черный платок с мини-юбкой как-то нелепо выглядит. Такие одежды можно считать неуважением к усопшему. Ведь он ждет от нас одного – молитвенной строгости, а мы приносим противоположное, дух нечистый, и тем не помогаем ему, а вредим.