алкоголь в исламе 40 дней

Принимается ли намаз в течение 40 дней после пьянки?

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

К огромному сожалению, встречаются мусульмане, позволяющие себе употреблять спиртное. В тоже время радует тот факт, что подобные лица не оставляют главное деяние верующего – молитву. Но принимается ли она после выпивки? Об этом в предлагаемой фетве Муфтията РД.

Вопрос:

Правда ли, что после употребления алкоголя намаз и благие деяния не засчитываются в течение сорока дней?

Ответ:

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

1. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Не бывает такого, чтобы кто-то из моей уммы (общины) выпил алкоголь, а Аллаh принял его намаз в течение сорока дней» (Сунан ан-Насаи, №5664).

2. В другом изречении Пророка ﷺ говорится: «Того, кто выпил алкогольный напиток, из чего бы он ни был произведен, Всевышний лишит вознаграждения за совершенную им молитву на сорок дней» (Аль-Джами’ ас-сагир, №8769).

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

Во-первых, в хадисах говорится не о действительности намаза, а о вознаграждении, получаемом за совершение самого намаза. Следовательно, в них не говорится о том, что намаз такого человека недействителен, и уж тем более не имеется в виду, что ему не положено молиться. Напротив, он обязан совершать молитву.

Во-вторых, ученые полемизируют насчет вознаграждения за само совершение намаза. Часть ученых считает, что Всевышний полностью лишает употребившего спиртное вознаграждения за совершаемые им молитвы в течение сорока дней, а другие утверждают, что подобные хадисы подразумевают только возможность получения дополнительного вознаграждения, которым Бог одаривает того из мусульман, кого пожелает.

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

В-третьих, некоторые ученые посчитали, что, если человек лишается вознаграждения за самое важное деяние человека — намаз, другие его деяния также не примутся. Другие считают, что ограничение в вознаграждении касается только намаза, поскольку молитва — опора Ислама.

Так, исходя из вышесказанного, можно подытожить, что Господь может лишить употребившего алкоголь либо всего вознаграждения за намаз, либо возможности получения дополнительного вознаграждения за его совершение. Что касается других благодеяний, то тут нет однозначности.

Аргументация:

قال رسول الله ﷺ : «من شرب مسكرا ما كان لم يقبل الله له صلاة أربعين يوما». الجامع الصغير
رسول الله ﷺ يقول: «لا يشرب الخمر رجل من أمتي فيقبل الله منه صلاة أربعين يوما». سنن النسائي.
عبارة شرح صحيح مسلم: وأما عدم قبول صلاته فمعناه أنه لا ثواب له فيها وإن كانت مجزئة في سقوط الفرض عنه، ولا يحتاج معها إلى إعادة، ونظير هذه الصلاة في الأرض المغصوبة مجزئة مسقطة للقضاء، ولكن لا ثواب فيها، كذا قاله جمهور أصحابنا، قالوا: فصلاة الفرض وغيرها من الواجبات، إذا أتي بها على وجهها الكامل ترتب عليها شيئان، سقوط الفرض عنه، وحصول الثواب. فإذا أداها في أرض مغصوبة حصل الأول دون الثاني. شرح صحيح مسلم،(1)

عبارة ملا علي القاري في مرقاة المفاتيح بعد طرد الكلام النووي هذا: قلت: وجوب تأويله مسلّم، لكن تأويله المذكور غيره متعين، فإن مذهب أهل السنة «إنّ الحسنات لا تبطلها السيئات إلا الردة» مع الإجماع على لزوم الإعادة حتى في الردة إذا عاد إلى الإسلام إلا الحج، فإنه فرض العمر، ثم مفهوم التأويل السابق أنه لو صلى النفل يكون له ثواب، وكذا الفرض لأنه تعالى <لا يضيع أجر من أحسن عملا>. نعم، التضاعف من فضله سبحانه وتعالى، فإذا فعل العبد ما يوجب غضبه تعالى، فله إسقاط المضاعفة الزائدة على مقتضى العدل، والله أعلم، ثم تخصيص الصلاة من بين الأعمال يحتمل أن يكون لكونها عماد الدين، والأحسن أن يفوّض علمه إلى الشارع.(2)

(1) См.: Аль-минхадж шарх сахиху Муслим, т. 14, с. 389.
(2) См.: Миркат аль-мафатих, т. 8, с. 410.
(3) См.: Файд аль-кадир, т. 6, с. 28, 194.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

О запретности употребления спиртного

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

«Каждое опьяняющее – хамр, а каждый хамр – запрет» (хадис)

В наше время очень сильно распространилось питьё спиртного. Нередко увидишь позорное зрелище, как здоровый мужчина валяется пьяный на тротуаре или у дороги, весь в грязи. Питьё спиртного наносит вред не только пьющему, но и обществу: сколько из-за этого случается разводов, драк и тому подобного!

Когда видишь пьяного, невольно начинаешь думать: «Если Аллаха * не боится, неужели не стыдно ему от такого образа жизни?» и «Как, наверно, тяжело его семье, детям!»

Некоторые люди их оправдывают, мол, «жизнь, наверно, заставила». Я на это ответил бы так:

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждое опьяняющее – это хамр (спиртное), а каждый хамр (спиртное) – это запрет…» (аль-Бухари, № 5575). Из этого хадиса понятно, что каждая вещь, замутняющая разум, – это спиртное, и каждая вещь, содержащая спирт, – запрет.

Но появились люди, которые говорят: «по праздникам можно» или «пью немного, для настроения».

Во-первых, из этих слов вытекает, что по праздникам запрет уходит, что ли? И какой такой праздник у мусульман, во время которого мусульманину дозволяется выпивка? Во-вторых, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве и малом, является запретным» (Абу Давуд, Тирмизи, Ахмад). В этом запрете есть большие мудрости:

Поклонение пьющего человека не принимается сорок дней после выпивания спиртного. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек выпил спиртное первый раз, то не принимаются его молитва, пост и другие благие дела сорок дней, а если выпил второй раз – Аллах * не принимает его молитву, пост и другие деяния восемьдесят дней, а если в третий раз выпил, то Аллах * не принимает его молитву, пост и другие дела сто двадцать дней» (Тирмизи, имам Хаким).

В этом хадисе не имеется в виду, что сорок дней молитва становится необязательной, а имеется в виду, что воздаяние за эту молитву, пост и другие деяния он не получает. Однако обязательство остаётся даже до тех пор, пока он буквы чтения в молитве не будет путать.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «В день Суда пьющего приведут, и у него будет чёрное лицо, синие выпученные глаза, а язык будет свисать на груди, и будет течь изо рта рвота, и он будет мерзок для каждого мимо проходящего из-за запаха от него. Не здоровайтесь с пьющим алкоголь, не навещайте при болезни и не совершайте молитву (заупакоенную) за него».

Кабуль Ахбар, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я лучше выпью бокал огненной лавы, чем стакан вина».

Источник

Почему в Исламе запрещён алкоголь?

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

Алкоголь широко распространён в нашем обществе. Он занимает самое видное место на полках магазинов, его реклама крутится на телевидении, улицы городов пестрят наружной рекламой алкоголя, помимо специальных заведений везде установлены огромные палатки для его распития, социальные сети в Интернете напоминают нам о нём.

Индустрия производства и продажи алкоголя так раскручена, что даже трезвенник заинтересуется им. Это всё больше напоминает гипноз.

Мы все знаем о последствиях распития алкогольных напитков и о том, к чему это приводит, поэтому Ислам запрещает алкоголь и всё, что связано с ним, ведь наша религия остерегает нас от всего пагубного. Тем не менее, огромное количество людей не могут удержаться от соблазна. Однако стоит отметить, что искренне верующему человеку намного легче справиться с этим соблазном.

Ислам против алкоголя

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

الْخَمْرُ ‌أُمُّ ‌الْخَبَائِثِ فَمَنْ شَرِبَهَا لَمْ تُقْبَلْ مِنْهُ صَلَاتُهُ أَرْبَعِينَ يَوْمًا، فَإِنْ مَاتَ وَهِيَ فِي بَطْنِهِ مَاتَ مَيْتَةً جَاهِلِيَّةً

«Вино (то есть всё, что опьяняет разум) – мать всех пороков. И у того, кто его выпил, молитва не будет принята в течение сорока дней, а если он умрёт, когда оно будет в его чреве, то он умрёт смертью времён доисламского невежества (джахилии)». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Авсат», 3667)

Опьянение влечёт за собой ряд других грехов, поэтому Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) и назвал его матерью пороков и мерзостей, а в другой версии этого хадиса он назвал вино (алкоголь) ключом, который открывает путь ко всему дурному.

От Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

‌كُلُّ ‌مُسْكِرٍ ‌حَرَامٌ

«Всё опьяняющее запретно». (Бухари, 4343; Муслим, 1733)

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее, [всё, что затмевает разум], аль-майсир (азартные игры), идолы, которым поклоняются многобожники, и стрелы (гадание по стрелам) являются мерзостью из деяний сатаны, [грехом, который он украсил]. Сторонитесь же этого, чтобы стать счастливыми и получить воздаяние». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 90)

Медицина о вреде алкоголя

Священные писания запретили употребление алкоголя даже в медицинских целях. От Ваиля Аль-Хазрами передаётся, что однажды Тарик ибн Сувайд аль-Джу’фи (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о вине, и он запретил ему (или: выразил порицание) изготовлять его. Тогда [Тарик ибн Сувайд] сказал: «Но я изготовляю его для лечения (в медицинских целях)», на что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил:

إِنَّهُ لَيْسَ بِدَوَاءٍ وَلَكِنَّهُ دَاءٌ

«Поистине, нет в нём исцеления и лекарства, но есть в нём болезнь». (Муслим, 1984; Ибн Маджах, 3500)

Врачи указывают на множество заболеваний, которые возникают у человека в результате злоупотребления алкогольными напитками. Приведём некоторые болезни, которые упоминает доктор Хасан Шамси: рак гортани и пищевода, рак прямой кишки, трахеи и печени; нарушение функций пищеварения желудка и кишечника; язва желудка; обострение язвы желудка; частая диарея; геморрой (алкоголь расширяет сосуды, в том числе магистрали кишечника, в результате кровь застаивается в геморроидальных узлах, они воспаляются и возникает геморрой) и нарушение функций пищевода.

У человека, употребляющего алкогольные напитки, печень хуже выполняет свои основные функции по очищению крови от алкоголя, впоследствии это вызывает тяжёлое заболевание – цирроз.

Кроме того, употребление алкоголя приводит к бесплодию у женщин, импотенции у мужчин, панкреатиту, инсульту, инфаркту, сердечно-сосудистым заболеваниям. Непоправимый вред алкоголь наносит желудку, что говорит о том, что его употребление может привести к гастриту, язве.

Исследования показали, что 180 граммов алкоголя в сутки достаточно, чтобы вызвать появление жира в печени (жировой гипотез в конечном итоге может привести к циррозу [раку печени] и печёночной недостаточности).

В народе бытует мнение, что небольшое количество алкоголя полезно для организма. Давайте посмотрим, что об этом говорит известный учёный, советский и российский врач-кардиохирург, изобретатель, организатор медицинской науки, профессор Леонид Бокерия.

На вопрос журналиста: «Бокал вина в день – это польза для организма, правда это или нет с медицинской точки зрения?», Леонид Антонович ответил: «Вы знаете, это абсолютное вранье. Любое количество алкоголя, какое бы оно ни было – белое вино, красное вино, водка, коньяк – неважно, в конечном итоге приводит к образованию соляной кислоты в желудке. Соляная кислота для нервных окончаний желудка предельна губительна, что соответствующим образом вызывает влияние на нервную систему».

Последствия потребления алкоголя явственно свидетельствуют о его вреде.

Как мы упомянули, потребление этого мерзкого напитка приводит ко многим опасным заболеваниям. Для разумного человека, чтобы отвернуться от этого зла, достаточно и того, что он лишает его разума – того, чем человек отличается от животных.

Если посмотреть на статистику убийств, изнасилований, побоев, аварий, конфликтов, домашнего насилия, расправ над детьми и жёнами и т. д., которые произошли по пьянке, их количество невозможно счесть. Для разумного человека, даже если не учитывать медицинские показатели и религиозные догмы, наличие этих проблем указывает на явный вред этой смертоносной жидкости.

Можно долго писать и говорить о вреде алкоголя. Какой вред приносит распитие алкоголя человеку и обществу, очевидно. Трудно найти большее зло, которое бы так упорно и безжалостно отнимало здоровье у миллионов людей, так быстро разрушало все ткани и органы человека (в особенности кору головного мозга), доводя до распада ум и личность человека и приводя его в конце концов к ранней смерти.

Коварство этого яда заключается в том, что тяжёлые последствия от употребления алкоголя наступают не сразу, а постепенно, незаметно. Спиртное убивает человека ещё при жизни, а после смерти его в мире вечном ждёт страшная кара и суровое наказание.

Будем благодарны за репост!

Абдулла Магомедов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Принимается ли намаз, если человек выпил спиртное?

алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть фото алкоголь в исламе 40 дней. Смотреть картинку алкоголь в исламе 40 дней. Картинка про алкоголь в исламе 40 дней. Фото алкоголь в исламе 40 дней

Ислам предостерегает человека от всего, что вредит его разуму и здоровью. Одной из таких вредных привычек, от которых категорически остерегает Ислам, является выпивка. Всевышний Аллах в Священном Коране категорически запретил любые опьяняющие напитки и вещества:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее, [всё, что затмевает разум], аль-майсир (азартные игры), идолы, которым поклоняются многобожники, и стрелы (принятие решения по стрелам) являются мерзостью из деяний сатаны, [грехом, который он украсил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы стали счастливыми и получили воздаяние». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 90)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لاَ يَزْنِي الزَّانِي حِينَ يَزْنِي وَهُوَ مُؤْمِنٌ، وَلاَ يَشْرَبُ الخَمْرَ حِينَ يَشْرَبُهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ، وَلاَ يَسْرِقُ السَّارِقُ حِينَ يَسْرِقُ وَهُوَ مُؤْمِنٌ

«Когда прелюбодей прелюбодействует, он не является верующим, и когда кто-нибудь пьёт вино, он не является верующим, и когда вор совершает кражу, он не является верующим». (Имам Ахмад, 14731; Бухари, 5578; Муслим, 57; Абу Дауд, 4689; Тирмизи, 2625; Ибн Маджах, 3936)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ زَنَى وَشَرِبَ الْخَمْرَ نَزَعَ اللَّهُ مِنْهُ الْإِيمَانَ كَمَا يَخْلَعُ الْإِنْسَانُ الْقَمِيصَ مِنْ رَأْسِهِ

«С того, кто совершит прелюбодеяние или выпьет вино, Аллах снимет веру, подобно тому, как человек снимает рубашку через голову». (Хаким «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 57)

Хадисов, которые указывают на мерзость этого греха, так много, что ни у кого не возникнет сомнений в запретности алкоголя. Если же, несмотря на этот категорический запрет, мусульманин выпьет спиртное, признавая его недозволенность, то он считается грешником.

Что касается совершения намаза человеком, который выпил спиртное, то ему не разрешается оставлять намаз. Будет ещё хуже, если вдобавок к тяжкому греху, который он совершил, он ещё и оставит намаз.

Такой человек должен принести покаяние. А если он не успеет покаяться до своей смерти, его постигнет проклятие Всевышнего Аллаха, ибо он совершил грех, который считается матерью (основой) всех мерзостей.

Если человек, выпивший алкоголь, совершил полноценный намаз, его молитва считается действительной, но он не получает награды за этот и другие намазы, которые он совершил в течение сорока дней с того момента, как выпил. Если же у выпившего возникнет злая мысль оставить намаз, потому что за это ему не положена награда, он впадёт в ещё один тяжкий грех.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ وَسَكِرَ، لَمْ تُقْبَلْ لَهُ صَلَاةٌ أَرْبَعِينَ صَبَاحًا، وَإِنْ مَاتَ دَخَلَ النَّارَ، فَإِنْ تَابَ تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ، وَإِنْ عَادَ، فَشَرِبَ، فَسَكِرَ، لَمْ تُقْبَلْ لَهُ صَلَاةٌ أَرْبَعِينَ صَبَاحًا، فَإِنْ مَاتَ دَخَلَ النَّارَ، فَإِنْ تَابَ، تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ

«Намазы того, кто выпил вино и опьянел, не будут приниматься в течение сорока дней, а если он умрёт в этом состоянии, то войдёт в адский Огонь. Но если такой человек покается, то Аллах примет его покаяние. Если этот человек снова примется за своё, выпьет опьяняющее и опьянеет, то его намаз не будет приниматься в течение сорока дней, а если он умрёт в этом состоянии, то войдёт в адский огонь. Но если он покается, то Аллах примет его покаяние». (Ибн Маджах, 3377; Ибн Хиббан, 5357)

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا يَشْرَبُ الْخَمْرَ رَجُلٌ مِنْ أُمَّتِي فَيَقْبَلُ اللَّهُ مِنْهُ صَلَاةً أَرْبَعِينَ يَوْمًا

«Если человек из моей уммы выпьет вино (алкоголь), то Аллах не принимает его намазы в течение сорока дней». (Ан-Насаи, 5664)

В этих хадисах говорится, что намаз не принимается, но это не является разрешением тому, кто выпил алкоголь, не совершать молитвы в течение сорока дней, ведь оставление одного намаза хуже прелюбодеяния, воровства и питья алкоголя, а каков же будет грех за оставление намаза на сорок дней?

Человек, выпивший алкоголь, вместо того, чтобы принести искреннее покаяние и обращаться к Всевышнему за прощением своих грехов, «исправляет» своё положение ещё большим пренебрежением. Ведь, не совершив ещё и намаз, он усугубляет своё положение. Такой человек подобен тому, кто бежит из огня в полымя.

Эти хадисы подразумевают, что человек, выпивший алкоголь, не получает награды за свой намаз в течение сорока дней, несмотря на то, что ему приказано его совершать. Если он совершал намазы в эти дни, они считаются действительным и с него снимается обязанность возмещать эти намазы.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:

«Что касается непринятия намаза у того, кто выпил алкоголь, то это подразумевает, что ему не будет дана награда за этот намаз, несмотря на то, что этого намаза достаточно, чтобы считать его обязанность совершить намаз выполненной, и он не должен заново совершать (возмещать) этот намаз.

Подобное решение принимается и относительно намаза на захваченной территории. Обязанность снимается, но награды за намаз не будет. Это мнение большинства крупных учёных нашего мазхаба (асхаб).

Они сказали: «Если человек полноценно совершил фарз-намаз и другие религиозные обязанности, из этого вытекает два решения: снятие с него обязанности и получение награды. Если он совершил намаз на захваченной территории, то с него только снимается обязанность»».

Поэтому человек, употребивший алкоголь, несмотря ни на что, должен совершать все намазы, даже если они не получает за них награду. Вместе с этим он также должен оставить эту скверную привычку и совершить искреннее покаяние. Возможно, благодаря баракату этих намазов человеку удастся отказаться от этого греха.

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Алкоголь в Исламе

«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219).

Ответы на вопросы об употреблении спиртного в Исламе

Меня интересует, о какой пользе спиртного и азартных игр идет речь в 219-м аяте суры «аль-Бакара»?

1. «…И польза для людей». В чем польза? Спиртное, на первый взгляд, расслабляет, снимает стресс (хотя наносит непоправимый урон здоровью), способствует увеселению; от его специфического вкуса и запаха кто-то может получить наслаждение. Скупого алкогольное опьянение превращает в щедрого, а труса — в храбреца. Азартные игры пробуждают задор, увлеченность, страсть, также это и возможность выиграть крупную сумму денег.Греха же и вреда в них значительно больше как для одного человека, так и для общества в целом. Научных да и житейских (особенно в России) доказательств тому предостаточно.

2. Этот аят (2:219) является промежуточным (вторым из четырех) в порядке ниспослания относительно запрета употребления спиртного.

Вот цепочка этих аятов:

«Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вино)» (см. Св. Коран, 16:67);

«Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219);

«Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (см. Св. Коран, 4:43);

«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).

3. Достоверный хадис ко всему прочему ясно указывает на то, что опьяняющее запретно и в большом количестве, и в малом[2]. Все понимают, что «спиртное — корень скверного, нечистого и мерзкого»[3], но сколь мало людей осознают это.

Употребление алкоголя относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

«Говоря об алкоголе, чаще всего имеют в виду этиловый алкоголь, хотя алкоголей (спиртов) существует много. Этиловый алкоголь — бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Часто его называют просто этанолом, этиловым, или винным, спиртом.

Вредоносное действие алкоголя определяют его различные физико-химические свойства, это, например, гидрофильность (способность вбирать в себя воду). Жадно отнимая воду у всех живых тканей, с которыми приходит в соприкосновение, алкоголь обезвоживает их. В результате в клетках тканей нарушаются процессы обмена веществ.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки человека. Так, когда концентрация алкоголя в крови доходит до 0,5–0,6%, наступают грубые нарушения деятельности клеток дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга.

Показательно, что для усвоения алкоголя не требуется действия пищеварительных соков. Всасывание алкоголя в основном происходит в желудке и тонком кишечнике. Однако в связи с тем, что поверхность тонкого кишечника значительно больше поверхности желудка, всасывание в кишечнике происходит быстрее, чем в желудке.

Попадая в желудочно-кишечный тракт, алкоголь сразу же начинает всасываться через слизистые оболочки. Его молекулы в неизменном виде проникают затем в кровеносные сосуды, насыщая собой кровь. С кровью они разносятся по всему организму, задерживаясь на определенное время в клетках всех органов и тканей.

Установлено, что 90–95% поступившего в кровь алкоголя окисляется, а 5–10% выделяется из организма в неизмененном виде почками, легкими и кожей…

Проникая непосредственно в клетки и нарушая в них нормальное течение обменных процессов, алкоголь в большей или меньшей степени токсически воздействует на все органы и ткани организма. Под его влиянием изменяется деятельность головного мозга, сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, органов внутренней секреции, мышц. Алкоголь изменяет частоту, силу, а иногда и ритм сердечных сокращений, тонус и наполнение кровеносных сосудов, частоту дыхания, значительно искажает процесс обмена веществ. При этом расстраиваются все виды обмена. В наибольшей мере страдает углеводный обмен.

Окисляясь в тканях печени и других органов, алкоголь насыщает биологические жидкости организма так называемыми кислыми продуктами. Подавляются окислительно-восстановительные процессы в тканях. На восстановление нормального функционального состояния тканей после полного выведения алкоголя из организма требуется порой значительное время.

Чувствительность каждой из тканей к токсическому действию алкоголя различна. В наибольшей мере свое пагубное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему, в связи с чем его относят к «нервным ядам».

До сих пор среди любителей спиртного можно услышать ложное мнение о безвредности и даже о мнимой пользе алкоголя. Так, нередко говорят о якобы лечебных, питательных свойствах алкоголя, его способности снимать усталость и повышать работоспособность. Так ли это?

В настоящее время медицинская наука считает «лечебное» применение алкоголя не только неэффективным, но и вредным для здоровья. Это мнение было сформулировано уже в 1915 году на Пироговском съезде русских врачей, в резолюции которого сказано:

«. нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

За истекшие со времен Пироговского съезда годы отношение врачей к алкоголю не изменилось. В настоящее время этиловый алкоголь применяют в медицинской практике только в составе отдельных средств для наружного применения (растирания, ушные капли), для дезинфекции и стерилизации и при приготовлении лекарств из растительного и биологического сырья. Во всех случаях этиловый спирт входит в состав лекарств в незначительных количествах, не оказывающих вредного влияния на организм.

Версия о пищевой ценности спиртных напитков также несостоятельна. Для энергетического обеспечения организма необходимы вполне определенные вещества: белки, углеводы, жиры и витамины. Именно эти вещества, а никоим образом не алкоголь, обеспечивают восстановление энергетических запасов, рост и развитие тканей и органов человеческого тела. В некоторых спиртных напитках (например, наливках, ликерах, винах, пиве) содержится сахар, белки и витамины. Но это совсем не значит, что их можно употреблять в качестве продуктов питания, так как содержание в них питательных веществ в сравнении с токсическим действием алкоголя относительно невелико.

Ложно и представление о том, что алкоголь является средством снятия усталости, повышения работоспособности. В настоящее время убедительно доказано, что чувство бодрости и прилива сил, появляющееся после употребления спиртного напитка, обманчиво. Исследования показывают, что при употреблении алкоголя у усталого человека отмечается снижение качества его деятельности»[4].

Я студент-медик и хотел бы вам (только с благими намерениями) сказать, что нейроны (нейроциты) взрослого человека относятся к стационарной клеточной популяции, то есть они не могут делиться. Хотелось бы привести цитату из учебника «Общая гистология» В. Л. Быкова: «Их общее количество [нейронов] в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество не увеличивается, а напротив, в силу естественной убыли клеток, постепенно снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

«Гибель нейронов при дегенеративных заболеваниях нервной системы (болезнях Альцгеймера, Гентингтона, Крейцфельда-Якоба, паркинсонизме и др.) происходит вследствие ненормально высокой активности апоптоза[5], что приводит к резкому снижению их содержания в определенных участках ЦНС. Развитие неврологических нарушений, которые выявляются у 90 % больных СПИДом, связано с потерей 40–50 % нейронов в коре головного мозга, которые также погибают в результате апоптоза». Ильдар.

В своем письме вы приводите следующую цитату из учебника В. Л. Быкова «Общая гистология»: «Их [нейронов] общее количество в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

А теперь давайте более широко посмотрим, каковы последние научные данные по этому вопросу.

«В начале ХХ века самый выдающийся мировой специалист по нейроанатомии, лауреат Нобелевской премии Сантьяго Рамон-и-Кахаль, заложил основы знаний о структуре нейронов и обратил внимание на одну из самых досаждающих ученым проблем в сфере анатомии человеческого мозга. Считалось, что в отличие от мозга простых животных мозг человека не способен регенерировать после повреждения. Подобная беспомощность типична далеко не для всех человеческих органов. Наша кожа при порезе может излечиться сама, утраченная кровь восполняется, сломанные кости срастаются.

В 1998 году Фредерик Гейдж и Питер Эриксон из Швеции обнаружили в гиппокампе нейрональные стволовые клетки. На эти клетки долгое время не обращали внимания, отчасти из-за того, что их существование противоречило представлению о том, что мозг похож на сложный автоматический механизм, а машины не могут отращивать новые части.

В 1965 году Джозеф Альтман и Гопал Д. Дас из Массачусетского технологического института обнаружили нейрональные стволовые клетки у крыс, но к их работе отнеслись с большим сомнением. Затем в 1980-х годах орнитолог Фернандо Ноттебом был поражен тем фактом, что каждый сезон певчие птицы поют новые песни. Он обследовал их мозг и обнаружил, что каждый год в течение того сезона, когда птицы поют больше всего, у них образуются новые клетки мозга в той его части, которая отвечает за разучивание песен.

После этого был произведен ряд исследовательских работ над животными. Затем Эрикссон и Гейдж открыли гениальный способ помечать клетки мозга с помощью специального маркера, называемого БДУ (бромдезоксиуридин), который проникает в нейроны только в момент их создания и светится под микроскопом. Эрикссон и Гейдж получили у смертельно больных пациентов разрешение сделать им инъекцию молекул-маркеров. После того как эти люди умерли, Эрикссон и Гейдж исследовали их мозг и обнаружили в их гиппокампе новые, недавно сформировавшиеся нейроны. Благодаря этим пациентам стало известно, что живые нейроны формируются в нашем мозге до самого конца жизни.

К настоящему времени найдены активные нейрональные стволовые клетки в обонятельной луковице мозга, а также дремлющие и неактивные клетки в перегородке (обрабатывающие эмоции), в полосатом теле (отвечающем за движение) и спинном мозге.

Работая над тем, чтобы активировать эти стволовые клетки, коллеги Гейджа проводили опыты над стареющими мышами, содержа одних в стимулирующей среде, заполненной «мышиными игрушками» (мячи, тубы, «беличьи» колеса), а других стареющих мышей в стандартных клетках. После вскрытия стареющих мышей выяснилось, что объем гиппокампа мышей из первой группы в сравнении с мышами второй группы увеличился на 15%, а количество новых нейронов составило 40 тысяч, что также соответствует росту на 15%.

В дальнейшем ученые выяснили, что новая среда (стимулирующая) может приводить в действие нейрогенезис. Таким образом, изучая что-то новое, а не просто повторно используя имеющиеся у нас навыки, а также занимаясь физическими упражнениями, мы способствуем росту новых нейронов и продлению жизни уже имеющихся в нашем мозге.

При этом ученые отмечают, что частичное сохранение процессов нейрогенезиса в пожилом возрасте вовсе не опровергает того факта, что в этот период жизни работа нашего мозга, как и других органов, постепенно ухудшается. Но даже на стадии этого ухудшения мозг претерпевает масштабную пластическую реорганизацию, которая, возможно, нацелена на приспособление к его потерям»[6].

Научные данные, приведенные Норманном Дойджем в книге «Пластичность мозга», подтверждает Пол Э. Бэндхейм: «Мозг начинает формироваться на ранних сроках развития плода и растет с удивительной быстротой в первые два года жизни: около 250 000 новых клеток добавляются каждую минуту, 15 млн — в час, 360 млн — в день. А затем скорость роста новых клеток немного снижается, но мозг продолжает расти — в основном за счет создания новых синапсов, что стимулируется поступлением новой информации и обучением.

Мозг продолжает увеличиваться в размерах примерно до 20-летнего возраста[7].

Между тем по ходу нашей жизни некоторые клетки, достигшие конца своего генетически запрограммированного периода жизни (или неиспользуемые в полной мере[8]), уничтожаются вместе с их синапсами. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни, но потери в определенной степени компенсируются рождением новых клеток и созданием новых синапсов. Вы можете частично контролировать процесс воспроизводства новых клеток мозга и синапсов и заметно стимулировать его путем изменения образа жизни»[9].

Относительно обсуждаемой темы известный нейробиолог, нейропсихиатр, руководитель знаменитой во всем мире Клиники Амена, автор 20 книг Дж. Амен пишет: «Мозг обладает собственным механизмом ремонта повреждений, получаемых в результате естественного износа в процессе жизни. Исследования двух последних десятилетий продемонстрировали, что мозг взрослого человека способен создавать новые клетки. Теперь ученые интенсивно изучают вытекающие из этого факта последствия.

Нейрогенез означает рождение новых нейронов, но цикл рождения начинается смертью. Нейрогенез за счет замены нейронов, которые были убиты или повреждены, поддерживает и развивает функциональные возможности мозга. Сам факт гибели нейрона запускает производство определенных факторов роста, стимулирующих формирование новых нейронов. Однако нейрогенез «не знает», когда следует остановиться. Если предоставить его самому себе, он будет создавать новые нейроны, пока мозг не взорвется. Мозгу необходима саморегуляция, чтобы поддерживать именно то количество нейронов, которое ему требуется.

Когда количество новых нейронов достигает определенного уровня, запускается процесс клеточной гибели, которая вновь снижает их количество. И этот механизм тоже «не знает», когда следует прекратить уничтожение клеток, и тогда опять запускается процесс формирования нейронов. Все это позволяет процессу росту клеток мозга оставаться в определенных рамках, а нейрональным цепям функционировать нормально (при нормальных прочих условиях).

Старение начинается тогда, когда клеток умирает больше, чем рождается. Рак начинается тогда, когда происходит перепроизводство клеток»[10].

Процесс, описанный Дж. Аменом, отчасти необходим и для повышения функциональных возможностей мозга. В подростковом возрасте происходит масштабный процесс «сокращения» нейронов, когда утрачиваются синаптические связи и отмирают нейроны, не подвергавшиеся интенсивному использованию. Продолжая снабжать неиспользуемые нейроны кровью, кислородом и энергией, организм просто расходует резервы впустую, а избавление от таких нейронов повышает сфокусированность и эффективность мозга. Таким образом, подобный процесс реорганизации мозга является ярким доказательством одного из законов пластичности мозга: «не использовать — значит потерять»[11].

Зимой мы с друзьями выезжали на охоту. В тот день мороз усилился и достиг 40 градусов. Чтобы не замерзнуть и согреться, мы с другом (оба читаем намаз) выпили по стакану водки. Является ли это грехом? Раимбек.

Если вы и могли использовать водку для чего-то полезного, так это, например, для растирания обмерзших частей тела.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.

[2]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 645.

[3]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 647.

[5] Апоптоз — процесс генетически запрограммированной гибели клеток, который приводит к «аккуратной» разборке и удалению клеток.

[6] Подробнее см.: Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 393–411.

Норманн Дойдж — доктор медицины, психиатр, психоаналитик и научный сотрудник Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто. Четырежды становился лауреатом престижной «National Magazine Gold Award».

[7] Здесь уместно привести выводы Д. Дж. Амена, который в своей книге «Великолепный мозг в любом возрасте» пишет: «Как известно, более всего делает человека человеком лобная (или префронтальная) кора. Эта часть головного мозга отвечает за предвидение, суждение, контроль над побуждениями, способность учиться на собственных ошибках. Так вот, она полностью формируется только приблизительно к 25-летнему возрасту. По мере взросления мозга нервные клетки обрастают белым жирным веществом — миелином. Миелинизация начинается с затылочной части мозга и продвигается вперед. Лобная кора полностью обрастает миелином, когда мы становимся уже значительно старше, т. е. в возрасте приблизительно 25 лет. Благодаря исследованию 6300 томограмм наших пациентов, проведенному в Amen Clinics, мы убедились, что, действительно, активность лобной коры приходит в стабильное состояние только в середине третьего десятка жизни». См.: Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте.

[8] Подробнее об этом процессе см. в книге «Пластичность мозга».

[9] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 88–90.

Пол Э. Бэндхейм — доктор медицины, невролог, член Американской ассоциации неврологии, Американской академии неврологии и научного наблюдательного совета Института изучения старения. Исполнительный директор и главный врач основанной им компании BrainSavers, которая исследует работу мозга.

[10] Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте. М.: Эксмо, 2011. С. 39–40.

[11] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 404–405.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *