аллах спускается на нижнее небо в день арафа
Дни хаджа: 9-е зуль-хиджа — день Арафа
Ясер Бирьяс (Yaser Birjas)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Хадж – это Арафа».
Это короткое изречение значит, что весь хадж и его ценность заключаются именно в дне Арафа, т.е. хадж является действительным только при соблюдении дня Арафа в присутствии остальных людей, проделывающих то же духовное путешествие, т.е. паломников. Независимо от того, сколько паломник пробудет в Мекке, если он пропустит этот день, значит, он пропустит весь хадж.
Название «Арафат» упоминается во многих хадисах, например, в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Хадис — это Арафат», переданном имамом Ахмадом и другими. Название «Арафат» фигурирует и в суре «Аль-Бакара»:
«На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших» (Коран, 2:198).
Почему этот день называется «Арафа (Арафат)», объясняют по разному, впрочем, ни одно объяснение не подтверждается каким-либо убедительным текстом, восходящим к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Тем не менее, ученые прошлого отнесли это понятие к категории «ахбар», или относящееся к преданию, поэтому мы приводим несколько возможных вариантов толкования:
Несмотря на различные мнения относительно этимологии слова, которым называется этот день, никто из ученых не отрицает важность и значимость дня Арафа для паломника и паломничества.
Действия, которые следует совершать паломнику в этот день
Выше мы перечисляли достоинства этого благословенного дня, а теперь поговорим о том, какие же действия следует совершать паломнику в этот день.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) по прибытии в Арафат располагался в палатке на границе долины, в месте с названием вади Урана, там, где позже была построена мечеть Намира. Фасадная часть мечети расположена в вади Урана, а задняя — в Арафате, там, где Посланник Аллаха произнес свою хутбу (проповедь). По окончании проповеди он возглавил паломников в намазе, объединив при этом зухр и аср, после чего отправился в долину Арафат и оставался там до конца дня.
В глазах Аллаха нет дня лучше, чем день Арафа. В этот день Аллах спускается на нижнее небо, смотрит на Своих рабов на земле и гордится ими, говоря обитателям небес:
«Посмотрите на Моих рабов, которые растрепанные и запылённые пришли ко мне. Нет ни одного дня, в котором от огня Ада освобождается столько рабов, как в день Арафа» (Ибн Хузайма, аль-Баззар, Ибн Хиббан).
Передает Абу ад-Дарда, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Ни в какой другой день шайтан не чувствует себя столь посрамленным и униженным, и не злится так, как в день Арафа».
Причина в том, что шайтан видит, как в этот день на людей нисходит милость Аллаха и прощение даже серьезных грехов — большую милость Аллаха, нисходящую на Его рабов, он видел только в день битвы при Бадре, и это вызывало в нем великую печаль.
Аллах спускается на нижнее небо в день арафа
Хадис о снисхождения Аллаха на ближайшее небо в последней треть ночи.
Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”, и так до появления зари». [1]
А в другой версии сказано: «…нисходит Аллах Всевышний…».
[1] аль-Бухари, 1145; Муслим, 758.
сообщается со слов Сухейля ибн Аби Салиха, который передает со слов своего отца, а тот передаёт от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении первой трети каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит, пока не займётся заря: «Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»» [2]
Также передаёт Рифа′а ибн ′Ураба аль-Джухани, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении половины (или трети) ночи Аллах Всевышний нисходит к ближнему небу и говорит: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя. Кто станет молить Меня о прощении, Я прощу его. Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему. Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), Я дарую ему это», пока не наступит утро». [3] Передал имам Ахмад.
[3] Ахмад, 4/16; ибн Маджа, 1367.
Эти два хадиса полностью преграждают пути к искажению для каждого искажающего и опровергают аргументы каждого изрекающего ложь.
И подкрепим словами саляфа Ат-Табари из книги Ат-табсир фи ма’аалим ад-дин
страницы 142-147 опровержению тех, кто отрицает буквальное снисхождение Аллаха:
«И Он спускается каждую ночь на небеса этого мира.
И тот, кто отрицает что-либо из того, что мы только сказали, мы скажем ему:
Аллах сказал: «И придет твой Господь, и Его ангелы, ряд за рядом» (Аль-Фаджр, 22), и он сказал «Неужели они ждут, пока Аллах явится к ним, осененный облаками!» (аль-Бакара, 210), и Он сказал: «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?» (аль-Анам, 158) Так верите ли вы в эти аяты или вы неверуете в них?
Если он скажет, что он неверует в них, тогда наш спор с этим человеком закончен по этому вопросу.
Если он скажет, что он верит в них, то мы скажем ему: Тогда во что из того, что было передано от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ты не веруешь: «Он спускается на небеса этого мира»?
Если он скажет: Я не верую в это, воистину, пришествие является движением и воистину, не возможно (не постижимо), чтобы Он двигался с одного места на другое, потому что это из атрибутов созданных тел.
Мы ответим: Аллах сказал: «И твой Господь придет, и Его ангелы, ряд за рядом», так может ли Он прийти?
Если он скажет: Не возможно для Него прийти, и это означает лишь то, что Его приказ придет.
Мы ответим ему: Аллах сообщил нам, что Он придет и придут ангелы. И ты утверждаешь, что только Его приказ придет, а не Он Сам? Основываясь на этом ты также должен сказать: «Ангелы не придут, а только приказ ангелов придет, но не они сами, так же как и то, что пришествие Аллаха у тебя означает, что приходит только Его приказ».
Если он скажет: Я не говорю это относительно ангела, я говорю это только относительно Аллаха.
Мы скажем ему: Повествование о пришествии Аллаха и пришествии ангелов — это одно повествование. Ты утверждаешь, что пришествие Аллаха — это пришествие Его приказа, однако когда речь идет об ангелах, ты утверждаешь, что придут они своими сущностями. Тогда в чем различие между тобой и тем, кто возразит тебе в этом и скажет, что Господь Сам придет, а ангелы не придут сами, но придет их приказ?
Если он скажет, что различие в том, что ангелы — творения Аллаха, и передвижение и исчезновение возможны для ангелов, но невозможны для Аллаха.
То мы скажем ему: Каково твое доказательство на то, что снисхождение и спускание означает движение и исчезновение, и особенно, что утверждают некоторые из вас относительно Аллаха, пресвяты будут Его Имена, находится всюду?
И почему с твоей точки зрения невозможно, что значение снисхождения и исчезновения заключается в противоположном тому, что ты понимаешь в отношении передвижения и исчезновения Вечного Создателя, так же как и возможно с твоей точки зрения, что есть иное значение у Знающего и Могущего, отличное от того, что ты понимаешь в том, что Он Знающий без знания и Могущий без мощи? (примечание: ашариты не верят в это, это убеждения муатазилитов или возможно джахмитов.)
И если ты не можешь постигнуть того, кто знает, кроме как обладающего знанием, и того, кто могущий, кроме как если он обладает мощью, тогда будет неправильным для тебя утверждать о пришествии без пришествия, снисхождении без снисхождения и спускания, и том, что значение этого в том, что Он там (в этом месте), наряду с твоим утверждением, что Он всюду.
И если кто-то из них скажет нам: Тогда какой же смысл у этого по-вашему?
Мы скажем ему: Значение этого в том, что на что указывает внешний смысл повествования, и в отношении шариатских текстов мы не делаем ничего иного, кроме как подчиняемся им и веруем в них. Так что мы говорим: Наш Господь придет, да будет он Возвеличен, в День Суда, и придут ангелы рядами, и Он спускается на небеса этого мира, и Он спускается на них каждую ночь, и мы не говорим: значение этого — это снисхождение Его приказа. Напротив, мы говорим: Его приказ спускается к нам каждую минуту, и каждый час, и так далее, ко всем Его творениям, которые существуют и пока они будут существовать. И не проходит и часа независимо без Его приказа. И нет основания, чтобы выделять какое-то время для спускания Его приказа, помимо другого времени, потому как он всегда постоянно спускается.» конец цитаты
Как провести день Арафа
День Арафа – самый ценный из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину. Равно как и величина грехов в этот день увеличивается в несколько раз.
Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа – это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём.
Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самых важных поступков, которые приближают нас к Аллаху, – это пост в день Арафа.
Пост в День Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку (да будет доволен им Аллах): «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, Табарани).
Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.
Достоинство стояния на Арафате
Все паломники, совершающие хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной частью хаджа. Без этого хадж недействителен.
Стоянием на Арафате считается нахождение на горе Арафат хоть один миг девятого дня зуль-хиджа, т. е. дня Арафата, в промежутке от полудня до рассвета следующего дня.
Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.
Здесь собираются разнообразные приближённые любимцы Аллаха, будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение) мусульмане.
Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.
В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в День Арафа и в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего и смываются их грехи» (Малик).
Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. Есть хадис: «Самый большой грешник – тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хатиб, Дайлами).
В этот день поминают Аллаха так, как никогда и нигде не поминают. Больше Ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слёз, много читают Коран, поминают Аллаха, восхваляют Его.
В этот день мольба (дуа), в которой содержится просьба о хороших людях, принимается даже у тех людей, которые имели грехи. Благодать (баракат) и хорошее дуа праведников также получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: «Это ваше собрание (маджлис) наделён баракатом, и плохой человек подарен хорошему (т. е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь» (Ибн Мажах).
Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате
1. «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает столько Своих рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят» (Муслим, Насаи).
2. «Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь присутствует, и говорит ангелам: «Вы посмотрите на Моих рабов, которые, нерасчёсанные и запылённые в дороге, пришли ко мне»» (Ахмад, Табарани).
3. «Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются грехи, в том числе те, которые он совершит до наступления следующего Арафата» (Байхаки).
4. «Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8-я, 9-я, 10-я ночи зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай» (Ибн Асакар).
5. «Самое лучшее дуа – это дуа в день Арафата» (Тирмизи).
6. «Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры» (Дайлами).
7. «Всевышний ниспосылает на рабов, находящихся на Арафате, блага, гордится ими и говорит ангелам: «Вы посмотрите на рабов, как они, нерасчесанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы – Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой». Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: «О Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы – Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохому отдаю бесплатно хорошего человека, что их хорошему Я даю всё, что просят, и то, что Я их долги беру на Себя»» (Хатиб).
8. «К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: «Вы посмотрите, Мои рабы, запылённые и нерасчёсанные, пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи»» (Это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу.) (Абу Шайх).
9. «К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса, и, гордясь, Творец говорит ангелам: «Это Мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне. О Мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или капель дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите»» (Хаким).
10. «Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов» (Табарани).
Один из салафунов сказал: «Если день Арафат и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на Арафате. Этот день является самым достойным днём в мире».
В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят (смысл): «Ваша религия усовершенствовалась, Я доволен тем, что Ислам – ваша религия. Я вам благо тоже завершил».
Ахл уль китабы (люди Писания) (те, к которым ниспосланы книги, т. е. христиане, иудеи) говорят, что если этот аят был бы ниспослан им, то они этот день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я свидетельствую, что этот аят ниспослан в двойной праздничный день – в пятницу и в день Арафат».
Смыслы всех хадисов взяты из книги «Канз уль умаль», т. 5, стр. 25–29.
Значение стояния на Арафате
Когда увидишь множество людей на Арафате и услышишь, как они следуют своим предводителям, нужно вспомнить Арасат (место, где все соберутся в Судный день). Представить, как там будут толпиться люди, и как они группами пойдут за своими пророками, и как одних примут, других отвергнут. Помня об этом, постоянно держи сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Это очень ценно, ведь это день, когда сердца любимцев Аллаха направлены к Аллаху. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Аллах смилуется и поднимет тебя в Судный день счастливым. Всевышним ниспосылаются блага через сердца праведников, валиев, будалаев, автадов и т. д.
Когда мысли их будут направлены к Аллаху, когда в мольбе и просьбе сердца всех будут направлены к Аллаху, когда все с возведёнными руками, благоговея и пьянея от любви к Аллаху, обратят свои взоры к небесам, когда в надежде на милость их шеи вытянутся, когда раздадутся плачущие голоса, когда все вместе будут просить о милости Аллаха, – ты никогда не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду несбывшейся, что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, труд окажется бесполезным и что Всевышний на них не ниспошлёт блага и милости, в которых они будут погружаться.
В хадисе говорится: «Самый большой грех – стоять на Арафате и думать, что его грехи не смыты». Там, когда люди соберутся со всеми праведниками вместе, прошение о ниспослании благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом хаджа. («Ихя», т. 1, стр. 401)
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Хадж – это стояние на Арафате» (Ахмад, Хаким, Байхаки).
Нет человека глупее и несчастнее, чем проводящий этот день безалаберно – в поисках еды, в разговорах или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это самое большое собрание людей в мире; время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его; пора, когда паломниками гордится Аллах; пора, когда сатане сломят спину; когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.
Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб, не араб, белый, чёрный – не различая никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, протягивая вперёд руки, они будут просить Аллаха об отпущении грехов. Нет другого равноправия в истории человечества. Такой соблюдающей равенство народов религией является Ислам.
Этикет проведения дня Арафа
1. В день выхода из долины Мины в Арафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно искупаться, ещё будучи в Мине. Можно также искупаться по прибытии на Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. («Хашиятуль жамаль», т. 4, стр. 70.)
2. По возможности желательно с Мины на Арафат идти пешком. Если это затруднительно, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т. е. всюду желательно отправиться пешком.
3. По пути на Арафат читают «Лаббайка», зикру-тасбих, Коран и это дуа:
Смысл: «О мой Аллах! Сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству, самым отдаляющим меня от Твоего гнева. О мой Аллах! Я с утра вышел к Тебе в путь. На одного Тебя я полагаюсь. Я захотел Твоего довольства. Ты сделай меня тем, кем Ты будешь гордиться перед ангелами. О мой Аллах! Я повернулся к Тебе. Я захотел Твоего довольства мной. Ты сделай мой грех смывшимся, сделай принятым мой хадж, мой труд тоже сделай заслуживающим вознаграждение. Не оставляй меня без ничего».
Затем читают «Лаббайка» и салават: «Аллахумма салли ала набийина Мухаммадин ва ала алиhи ва сахбихи ва салим» («Ифсах», стр. 270.).
4. В день отправления на Арафат как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и надевать халяль. Ибо дуа, прочитанное после того как съедено запретное, трудно будет приниматься. Если нет другой еды, чем харам и сомнительное, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафата паломнику не предписано поститься – это для сохранения сил в поклонении. Из этого тоже становится понятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата для паломников является нежелательным.
5. В этот день нужно мало есть (и халяльное тоже), употреблять лёгкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.
6. В этот день не надо откладывать всякие дела на послеобеденное время (еда, питьё – всё готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся поклонением (ибадатом).
7. При ибадате на Арафате садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.
8. Нужно много читать «Лаббайка», много поминать Аллаха, читать дуа, салават, Коран.
9. При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.
10. Не надо пытаться подняться на гору Джабалул Рахмат. В этом нет никакой необходимости. Поднятие на неё является новшеством. Более того, порицательно подниматься на неё: зря уходит время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет человека и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.
11. Желательно сидеть, повернувшись лицом к Кибле.
12. Пребывание на Арафате должно пройти в поклонении Аллаху. Человеку следует просить Всевышнего, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид, что плачешь).
13. Нельзя в этот день никого считать униженным, нельзя кричать на просящих. Как можно больше раздают милостыню. Во всех нужно видеть любимцев Аллаха (валиев).
14. Говоря вкратце, в этот день, начиная с обеда, нужно, уберегая тело от всего противоречащего Шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к поклонению Аллаху, читать тасбих (субханаллах), тахмид (альхамдулиллях), зикру, такбир (Аллаху акбар), «Лаббайка», Коран, салават Пророку (мир ему и благословение), прося смывание грехов, всего себя отдавать этим деяниям. Арафат – очень восхвалённое место. Не всем достаётся благо находиться там. Возможность пребывания на Арафате является величайшим благом, за которое и нужно воздать хвалу (хотя в полной мере мы никогда не сможем этого сделать). Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного ценнее всего мира и всего, что в нём есть. Упущение одного мига равноценно потере всего мира.
15. На Арафате нужно надеяться на жалость, прощение и милость Аллаха, на то, что Всевышний смоет грехи наши.
Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:
– Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их ни с чем обратно?
– Нет, не отправил бы, – ответили ему.
– Клянусь Аллахом, Всевышнему дать всем просящим на Арафате всё, что они просят, легче, чем тому человеку дать монету.
16. Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.
В книге «Умдат уль абрар» пишется, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Это у подножья горы Джабалу Рахмат, где большие камни. Стоять следует так, чтобы между человеком и Киблой оказалась гора Джабалу Рахмат.
Не стойте на проходе. Много читайте дуа родителям, своим устазам и другим мусульманам. Следует воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просите добро или отвести грядущие беды. Но если просите об освобождении от уже наступившей беды, руки следует держать ладонями вниз. Тысячу раз читайте суру «аль-Ихляс» и один раз – суру «аль-Хиджр», увеличивайте чтение Корана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте «вахдаху…». Много плачьте, усердно просите Творца, надеясь на то, что примутся мольбы, просите, стоя под солнцем, а если это затруднительно, то просите в тени.
17. По наидостоверному слову имама Шафии, желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть учёные (алимы), которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.
18. При возвращении с Арафата вечером нужно быть очень вежливыми, и в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать «Лаббайка», салават, Коран или дуа.
Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафате, поэтому ниже мы приводим пояснения о добродетели в этот день.
Имам Навави в книге «Изах» пишет, что на Арафате после намаза сразу переходят на вукуф, т. е. стояние. Если возможно, можно постараться встать на том месте, где стоял Посланник (мир ему и благословение). Это место у подножия горы Джабалу Рахмат возле больших камней. Говорят, если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы Джабалу Рахмат оказалась между тобой и Каабой, то можно встать на место, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Можно и в другом месте стоять. Необязательно находящемуся вдалеке человеку туда идти. В этот день не надо поститься, даже если это не ослабляет тело. Надо держать себя в чистоте и стоять лицом в сторону Киблы, будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы. Много читайте дуа, зикру, Коран. Стояние на Арафате является основной частью хаджа. И тот, кто упускает зря время в этот день, потеряет очень многое. Дуа читается стоя и сидя. Руки тоже не возносятся выше головы. Нужно увеличить прошения, плакать перед Аллахом, выражая перед Ним свою бедность, слабость, низость и нищету. Не надо ожидать немедленного ответа на дуа. Надо просить Аллаха усердно. Должна быть очень большая надежда на принятие дуа.
Обращайте ко Всевышнему ваши просьбы, повторяя их три раза. Дуа начинают с воздаяния хвалы Всевышнему, чтения салавата Пророку (мир ему и благословение), этим и завершают. В конце дуа говорится «Амин». В этот день надо остерегаться от употребления в пищу греховного и сомнительного, а также от облачения в такую одежду. Следует часто читать «Субханаллах», «Альхамдулиллях», «Ла иляха илля лла», «Аллаху акбар». («Изах», стр. 283–285).