америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Америка России подарила пароход

Если посмотреть на эту историю ЮМОРИСТИЧЕСКИМ взглядом, то вспоминается фильм Волга-Волга с знаменитой песенкой:

Америка России подарила пароход
С носа пар, колёса сзади,
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход.

Подарок такой действительно был, пароход назывался «Севрюга»
Американский ленд-лиз нас тоже сильно выручил – техникой (радиолокация, транспорт), вооружением (танки, самолеты), сырье, продовольствие.
Наши летчики сложили даже своеобразную прибаутку:

Америка России подарила самолет,
Через ж… вал проходит,
А костыль – наоборот.

Это был знаменитый истребитель Р-39 «Аэрокобра», на котором летали Покрышкин, Речкалов и другие асы. Двигатель был позади летчика и вал проходил между ног пилота. Вместо костыля – носовое колесо. Американские летчики пересели на более совершенные Мустанги.

Исторический экскурс: наш авиаконструктор Гудков, один из случайных соавторов истребителя ЛаГГ, попытался построить такой самолет как Кобра, выпросил у Сталина миллион, но не получилось, летчик-испытатель погиб.
Гудкову запретили конструировать самолеты и направили работать технологом. До этого он одним из первых применил двигатель воздушного охлаждения АШ-82 на опытном истребителе. Это в скоростном темпе осуществил Лавочкин на Ла-5 и спас свое КБ от изгнания из Москвы в Тбилиси. Яковлеву не удалось «съесть» Лавочкина. Делалось это в условиях военного времени в пожарном темпе без чертежей по эскизам. Для этого на ЛаГГ-3 вместо дефицитного двигателя с водяным охлаждением ставили не дефицитные АШ-82. Как ни странно, заслуга в этом меньше всего принадлежит самому Лавочкину, который под конец опустил руки так как двигатель перегревался.
Дело завершили его зам и трудовой коллектив сборщиков. Слесари без разрешения Лавочкина стащили с участка Яковлева более мощный маслорадиатор, за ночь склепали новый обтекатель и поставили на самолет. Двигатель перестал перегреваться, летчик-испытатель приземлился и показал большой палец. Родился новый истребитель Ла-5. В его кабине от мощного двигателя всегда стояла жара как в сауне. Но пилоты это терпели, так как «мощный лоб» с двигателем метрового диаметра защищал пилота при лобовых атаках. Был надежен, даже с разбитыми цилиндрами привозил летчика на аэродром.
Ла-5 оказался лучше Як-3. Кожедуб на нем стал трижды героем. Позже летал на Ла-7, Ла-9, но на Кобру не пересел.

Источник

Америка России подарила пароход…

В веселой советской кинокомедии «Волга-Волга» есть такой эпизод: ее герои плывут по Волге в Москву на пароходе и распевают: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход». Пароход этот — «Севрюга» — и в самом деле на вид какой-то не такой, словно попавший к нам на Волгу из времен Тома Сойера. Две трубы расположены почему-то поперек корпуса, а большое гребное колесо — сзади. Но как же это чудо оказалось у нас, каким ветром занесло его на Волгу? Неужели действительно его подарили нам американцы? О том, как все это было на самом деле, сегодня наш рассказ…

Всему виной конкуренция

А было так, что бурное развитие рыночных отношений в России, наступившее после отмены крепостного права, привело к тому, что волжское судоходство стало быстро развиваться, и пароходы по Волге пошли один за другим. Сразу же начались попытки обойти «коллег по бизнесу», ну, скажем, путем удешевления стоимости билета за проезд. Добиться этого можно было, увеличив пассажировместимость, а для этого требовались пароходы не с одной, а двумя-тремя пассажирскими палубами. И вот тогда в 1881 г. волжский купец Альфонс Александрович Зевеке отправил своего сына в Америку посмотреть на заднеколесные пароходы на реке Амазонке, строившиеся по образцу североамериканских пароходов на Миссисипи и Миссури. Пароходы ему понравились, и компания Зевеке решила именно с их помощью разорить всех конкурентов на Волге. Сказано — сделано, и уже зимой 1881-1882 г. в Нижнем Новгороде был построен первый в России заднеколесный пароход «Амазонка».

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

И легкий, и грузоподъемный

Это было большое трехпалубное судно длиной 58 м, шириной 11 м, плоскодонное и чрезвычайно легкое. Порожняя «Амазонка» имела осадку всего 0,71 м, а с полной нагрузкой (393 т груза и 400 пассажиров) — 1,2 м. Скорость парохода вниз по течению при полной осадке составляла 20 км/ч. Малый вес и малую стоимость судна по сравнению с обычными колесными пароходами обеспечило применение легкого деревянного корпуса. Весь трюм и значительная часть палубы были отведены под груз. Пассажирские помещения всех трех классов располагались в верхнем (3-м) этаже, над которым (ближе к носу) высоко поднимались две узкие трубы, располагавшиеся поперек корпуса, из-за чего волгари прозвали новые суда «козами». Котлы и двухцилиндровая паровая машина были расположены прямо на палубе: котлы — в носу, а машина — в корме. Тем самым вся средняя часть судна освобождалась для груза, а его оконечности предохранялись от провисания.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Большое гребное колесо с двумя шатунами помещалось за кормой. И там же — не позади колеса, а перед ним — было установлено сразу четыре соединенных между собой руля, приводимых в действие двумя румпелями. В такой установке привода был определенный смысл, так как расположение колес сзади, а не с боков, позволяло уменьшить осадку, а главное — резко уменьшить сопротивление судна при движении. Пароход хорошо показал себя в маловодную навигацию 1883 г. на плесе Нижний Новгород — Саратов. Поэтому в 1883-1888 гг. по его проекту было построено еще несколько подобных пароходов большей грузоподъемности.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Хороший сервис — это главное!

В июле 1887 г. сам Зевеке умер, оставив наследникам капитал в миллион рублей и 13 больших заднеколесных пароходов, работавших на двух пассажирских линиях: Рыбинск — Нижний Новгород и Нижний Новгород — Астрахань. Причем, для того чтобы привлечь пассажиров на свои пароходы, Зевеке придумал целый ряд льгот: скидки на обратные билеты — в 1-ом классе до 25% и до 20% во 2-ом; введенные для туристов, по соглашению с железными дорогами, круговые железнодорожно-водные билеты. Была и такая услуга, как бесплатный провоз в городах пассажирского багажа от вокзала до пристани.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Пассажиры 1-го и 2-го классов на пароходах Зевеке путешествовали в роскошно обставленных каютах, к их услугам были прекрасные буфеты, хорошо подобранные библиотеки и даже салон с роялем! Пассажиры этих классов имели право попросить капитана причалить к любой пристани вне расписания, а при отсутствии причала с парохода спускалась шлюпка, доставлявшая пассажира на берег. Все это помогло справиться с недоверием публики к новым пароходам, о которых многие по невежеству говорили, что они, мол, слишком высоки и могут быть… опрокинуты ветром! Доходило до того, что в первые рейсы они уходили полупустыми, но… рассказы тех, кто всетаки рискнул, плюс умелая реклама сделали свое дело — и публика на пароходы Зевеке «пошла».

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Однако вскоре выяснилось, что обрезная форма кормы «заднеколесников» образует сзади водоворот, в котором находились рули, что вызывало ухудшение управляемости.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Вскоре, кроме судов Зевеке, на Волге были построены еще несколько заднеколесных пароходов: «Россия» (купца Петелина), «Бриллиант», «Яхонт», «Бирюза», «Изумруд», «Рубин», «Жемчужина» (компании «Дружина»). Для предупреждения зависания оконечностей (вызванного тем, что котлы располагались в носовой части судна, а машина в кормовой), нос и корму на них соединили металлическим тросом, проложенным на стойках в диаметральной плоскости и натянутым с помощью талрепов.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Затем в 1886 г. был построен пароход «Новинка», имевший грузоподъемность 740 т. Дешевые в постройке и эксплуатации, эти пароходы, кроме груза, возили и пассажиров четвертого класса. Правда, их скорость не превышала 13 км/ч, но провозная плата была почти вдвое ниже, чем на других грузопассажирских пароходах. Благодаря своей легкости и дешевизне, эти суда имели некоторые экономические преимущества, но недостатки конструкции, низкая скорость хода, плохая управляемость и довольно примитивное оборудование пассажирских помещений уже не удовлетворяли возросшим требованиям. Поэтому строительство заднеколесных пароходов на этом прекратилось.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Интересно, что на том же «Яхонте» паровая машина была погружена в корпус на половину высоты трюма (котлы находились на главной палубе), а передача от машины к заднему колесу осуществлялась при помощи длинного (несколько метров) деревянного шатуна! Кривошип при его вращении в нижней точке доставал до воды, особенно при загрузке на полную осадку. При этом подшипник погружался в нее целиком, а деревянный шатун по воде громко шлепал. Масленщики были довольны: не надо было постоянно проверять температуру подшипника (на ощупь), так как он охлаждался водой. Да и управлялись эти пароходы, в общем-то, не так уж и плохо, поскольку на них поставили по 3 руля огромной площади, не очень заглубленных, но длинных, как на баржах. Причем особенно хорошо они работали на заднем ходу, так как гребное колесо в этом случае гнало воду «под себя».

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Некоторые из пароходов компании «Дружина» плавали по Волге еще в довоенные годы, а пароход «Яхонт» дожил до 1955 года, когда был списан на слом. В кинофильме «Волга-Волга» как раз и снимался один такой заднеколесный пароход, получивший для этого название «Севрюга».

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

КОНЕЦ ПАРОХОДНОЙ ЭПОПЕИ

Впрочем, лучшие дни для этого пароходства уже миновали. Его активно теснили крупные конкуренты — «Кавказ и Меркурий», «Самолет», — которые к тому времени значительно обновили свой флот. Поток пассажиров на пароходы Зевеке заметно сократился; теперь на них брали билеты только люди среднего достатка, для которых решающее значение имела экономия. Не изменили ситуацию и введенные обществом новые льготы, как, например, увеличение скидок на обратные билеты. Стал иссякать и приток грузов; частые мелководья и обострившаяся конкуренция пароходчиков делали перевозки крупными судами менее выгодными, чем раньше. Крупной ошибкой нового хозяина было и принятие под опеку остатков разорившегося пароходства «Дружина» его свойственников Шиповых — нескольких тихоходных устаревших судов.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Вдобавок ко всему общество постигли три катастрофы: в конце июля 1890 года у села Широково (ныне город Балаково) на Нижней Волге наскочил на камень и затонул гордость пароходства — флагман «Колорадо» (бывший «Переворот»), той же осенью выше Царицына погиб пароход «Н. Бенардаки». Через два года на Верхней Волге, близ села Савинского (Ярославская губерния), сгорел пароход «Альфонс Зевеке». Пожар унес жизни двадцати человек, так что обществу пришлось выплачивать еще и крупные суммы по искам родственников потерпевших. К концу навигации 1899 года общество ликвидировало дела, продав флот со всем инвентарем петербургской страховой и транспортной компании «Надежда» за 2 миллиона 875 тысяч рублей. Так печально закончило свое существование одно из самых интересных пароходных предприятий на Волге, начатое некогда с блестящим успехом. Сам Александр Альфонсович, по-видимому, не слишком расстроился из-за этого, по молодости увлекшись велосипедными гонками и парусными регатами, выпивкой и лечением туберкулеза. Он умер в возрасте 53 лет 14 октября 1917 года, перед самым большевистским переворотом, но, к счастью, его жене удалось своевременно эмигрировать в Англию.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

В ОБЩЕМ-ТО СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА

Сестра Александра, Мария, вышла замуж за белого офицера, прошла с ним фронты Гражданской войны и эмигрировала в Египет, где и скончалась от болезни в 1920 году. Удачнее всего сложилась судьба ее брата Василия (1878—1941): окончив техническое училище, он работал инженером на Сормовском заводе, до революции неоднократно выезжал за границу для закупки техники и оборудования. В 1914 году ему удалось отплыть из гамбургского порта всего за сутки до начала Первой мировой войны и тем самым чудом избежать участи военнопленного поневоле. Он пережил эпоху «большого террора», но, как человек с немецкой фамилией, он был уволен с завода в 1941 году, почти сразу же после мобилизации, а через несколько месяцев умер от инфаркта. Его сын Александр, родившийся в 1923 году, прошел войну, стал ученым-биокибернетиком и всю жизнь занимался вопросами изучения мозговой активности.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Внук своего знаменитого деда, он стал фотолюбителем и хранителем уникального семейного наследия, которое в 2007 году было передано архиву аудиовизуальной документации Нижегородской области. То есть все Зевеке прожили положенный им Богом срок, не были репрессированы, в большинстве своем остались на родине, а их фамильный пароход даже был снят в кино!

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Статья была опубликована в августовском номере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник

Зачем Сталин подарил Рузвельту фильм «Волга-Волга»?

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Вышедшая на экраны страны в апреле 1938 «Волга-Волга» – одна из первых советских музыкальных комедий – на слуху до сих пор: фильм часто показывают по различным телеканалам. Картину режиссёра Григория Александрова с Любовью Орловой и Игорем Ильинским в главных ролях интересно пересматривать и сегодня: что-что, а тупые бюрократы вроде товарища Бывалова, сыгранного Ильинским, в нашей жизни ещё встречаются.

америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Смотреть картинку америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Картинка про америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход. Фото америка россии подарила пароход с носа пар колеса сзади и ужасно тихий ход

Александров рассказывал, что его фильм, удостоенный Сталинской премии 1-й степени, смотрел и президент США Франклин Делано Рузвельт. Случилось это после того, как в 1942 году в Москве трудно шли переговоры об открытии «второго фронта». По версии режиссёра, Сталин сначала посмотрел «Волгу-Волгу» в компании переговорщиков Рузвельта Аверелла Гарримана и Гарри Гопкинса, а потом распорядился отослать копию ленты за океан, в подарок американскому лидеру.

Смешного в фильме много, но ведь не для веселья Иосиф Виссарионович прислал его союзнику. В передаче Александрова Рузвельт всё понял, когда услышал перевод песни из фильма о пароходе:

Америка России подарила пароход:
С носа пар, колёса сзади,
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход!

Рузвельт якобы воскликнул: «Всё ясно! Сталин упрекает нас за затяжку с открытием второго фронта!». Ускорить открытие «второго фронта» подарок Сталина не смог – союзники затягивали процесс вплоть до 1944 года.

Источник

Америка России подарила пароход», а Британия Украине продала ледокол – но зачем?!

Украина – покорительница Антарктики

Сталин, неоднократно пересматривавший комедию «Волга-Волга» в компании президента США Рузвельта, всякий раз подтрунивал над своим компаньоном, когда начинала звучать песня «Америка России подарила пароход» с «колёсами сзади» (тонкий намёк на доисторическое происхождение подарка), у которого оказался «ужасно тихий ход». Но если американцы свой утиль России хотя бы подарили, то в Британии рассудили, что дарить старьё – контрпродуктивно, выгоднее продавать. Например, украинским партнёрам.

Владимир Зеленский в ходе одесской поездки почтил личным вниманием списанный англичанами ледокол, проданный ими украинскому правительству за 5 миллионов долларов. Интрига тут даже не столько в том, что Украина – отнюдь не антарктическая держава, а Чёрное море возле Одессы никогда не замерзает до такой стадии, когда требуется колоть льды посредством специализированного плавсредства. Казалось бы, ну зачем Зеленскому списанный в утиль британцами ледокол, если вокруг нет торосов и айсбергов? Да, так вот главная интрига – то, что на содержание удачной покупки казне придётся раскошелиться на 7 миллионов долларов ежегодно. Не торопитесь, однако, крутить пальцем у виска и насмехаться над комиком, тут не до смеха.

История эта берёт начало в девяностых, когда президент Украины Леонид Кучма, ради установления доверительных отношений с Британией, выкупил у неё отработавшую срок антарктическую станцию (сколько при этом было уплачено из бюджета, история умалчивает, – даже сам Кучма трижды называл разные суммы). Где Украина и где Антарктика?! Но Кучма счёл подобные рассуждения неуместными, когда на кону – дружба с Лондоном. Но вот беда-печаль – до купленной станции украинским полярникам не на чем было добираться! Какое-то время удавалось пользоваться расположением россиян, практически бесплатно пользуясь российскими ледоколами. Но в 2014-м вольница прекратилась. Между тем, бюджетное финансирование полярной станции не прекращалось (интересно, где деньги, кто их украл?) Но отсутствие коммуникации между станцией и полярниками следовало как-то налаживать. Ничего лучшего, видимо, не придумалось, кроме покупки собственного ледокола. Который едва ли дойдёт из Одессы до Антарктики без капитального ремонта (на который пока нет денег).

Источник

Америка России подарила пароход

(факты и мифы об американской программе ленд-лиз)

Цитата из довоенной комедии «Волга-Волга» вынесена автором в заголовок отнюдь не случайно. По воспоминаниям оргсекретаря Союза кинематографистов СССР Г. Марьямова, в 1942 г. И. Сталин подарил копию этой ленты президенту США Ф. Рузвельту через его посланника Г. Гопкинса. (1) Эта история получила известность в изложении и других советских публицистов. Правда, одни пишут, что Рузвельт был несколько озадачен сталинским подарком и никак не мог взять в толк, почему советский руководитель прислал ему эту кинокомедию. Другие же напротив, утверждают, что американский президент любил пересматривать эту картину в свободное время. И особенно, мол, ему нравилась песенка про то, как Америка подарила России пароход – настолько древний и ветхий раритет, что этот тихоходный колесный патриарх с берегов Миссисипи, помнивший, наверняка, еще проказы и шалости Тома Сойера и Геккельберри Финна, выйдя на волжскую пенсию, оказался настоящим недотрогой. Чуть топни по его палубе, сразу разваливался. А еще этот пароход ужасно боялся воды.

Говорят, что вновь и вновь слушая забавную песенку об этой самой первой, быть может, еще дореволюционной поставке из-за океана в Россию в качестве компенсации за Аляску, Франклин Делано Рузвельт забывал и о разбомбленной японскими летчиками в декабре 1941-го американской базе ВМФ в Перл-Харборе, и об одном из Алеутских островов, оккупированном тогда же самураями, и о войне в Европе, и об экономических проблемах в собственной стране, еще не вполне оправившейся после Великой депрессии 1929 г. Президент США, сидя в личном кинозале, так заразительно хохотал, утирая слезы, ронял на пол воздушную кукурузу, проливал пенящуюся кока-колу на ковер, что на душе у него, наверняка, воцарялась твердая уверенность в грядущей победе русских и англосаксов над фашизмом.

Огромную роль в Великой отечественной войне сыграла перегоночная дивизия ГВФ, пилоты которой переправляли самолеты из Аляски на Чукотку, далее через территорию Магаданской области и Сибирь прямо на фронт в Сталинград. Отсутствие запасных аэродромов, нехватка карт и аэронавигационного оборудования, бескрайние таежные просторы, сложные метеоусловия, недостаток горючего, отказ двигателя, полеты вслепую, всё это порой приводило к воздушным авариям. Так что наши летчики за свою работу в условиях Крайнего Севера по праву получали боевые ордена и медали. После войны американская сторона торжественно перезахоронила останки четырнадцати советских пилотов, разбившихся еще на территории Аляски, и первоначально похороненных в г. Ном и г. Фэрбенкс. С 1946 г. они покоятся на мемориальном кладбище в форте Ричардсон в г. Анкоридж. Американцы ухаживают за нашими могилами, так же, как и за своими. Кроме захоронений американских и советских участников войны на этом же кладбище лежат и японские военнопленные.

Вообще история российско-американских отношений берет свое начало с открытия Аляски и Алеутских островов русскими моряками в петровскую эпоху. Во второй половине того же восемнадцатого столетия императрица Екатерина Вторая оказала поддержку колонистам, сражавшимся за независимость от английской короны, отказав королю Георгу III в его просьбе одолжить 20 тысяч непобедимых суворовских чудо-богатырей для усмирения восставших американцев. В послании британскому монарху русская императрица ответила: «Недостойно двум великим державам соединиться своими силами, чтобы раздавить народ, лишенный каких-либо союзников, в его справедливой борьбе за независимость». Американский народ высоко оценил оказанную Россией поддержку. Будущий президент США Джордж Вашингтон писал: «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением». (3)

В 1854 г. более сорока американских врачей добровольцами участвовали Крымской войне на стороне России. Американское общество и государство тогда не просто симпатизировало России, когда британские дипломаты попытались завербовать волонтеров в свою армию, воевавшую в Крыму, правительство США проявило невиданную жестокость, всех активных вербовщиков арестовали и предали суду. Посланник Великобритании в США был объявлен персоной нон-грата и был вынужден вернуться на родину. А между тем американские врачи поду пулями и артиллерийскими обстрелами, рискуя своей жизнью, спасали раненых русских солдат и матросов, героических защитников Севастополя. Четверть из этих врачей погибла, защищая Севастополь. Россия высоко оценила вклад американских добровольцев. Все они были награждены «Севастопольской медалью» на орденской ленте Святого Георгия. (4)

Десять лет спустя император Александр Второй помог федеральному правительству США в вооруженном противостоянии Севера и Юга, послав две русские военно-морские эскадры к берегам Америки, чтобы помешать Англии и Франции поддерживать мятежных рабовладельцев-южан. Присутствие русских кораблей в американских территориальных водах способствовало победе Авраама Линкольна в гражданской войне с конфедератами. (5) Несколько десятилетий спустя, уже во время нашей гражданской войны, американский экспедиционный корпус поучаствовал в иностранной интервенции против Советской России, оккупировав Архангельск и Мурманск в 1918 – 1919 г.г. Затем, еще до 1933 г., когда правительство США признало СССР и установило дипломатические отношения с Москвой, из Америки в Россию переехало немало членов социалистической и коммунистической партий. В СССР эмигрировали квалифицированные строители и инженеры, потерявшие работу во время Великой депрессии 1929 г. По разным оценкам, в конце 1920-х, в начале 1930-х таких американских романтиков въехало в нашу страну больше десяти тысяч человек.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ЛЕНД-ЛИЗА

Меньше чем за год с начала боевых действий гитлеровская Германия оккупировала почти всю Европу. После падения Франции в июне 1940 г., возникла угроза поражения Великобритании. Пришедший к власти в мае того же года Уинстон Черчилль неоднократно обращался к президенту США Ф. Рузвельту с просьбами о помощи. Он просил предоставить во временное пользование «40 или 50 старых эсминцев», а кроме того «несколько сотен самолетов новейшего типа, которые вы сейчас выпускаете». При этом британский премьер оговаривался, что его страна пока не имеет возможности оплатить эти поставки. (7)

Для того, чтобы помочь Лондону политики в Вашингтоне извлекли на свет старый закон 1892 г., о котором и сами американцы уже успели к тому времени позабыть, и согласно которому Конгресс США имел право уполномочить военного министра передавать в аренду другим странам армейское и военно-морское имущество, в случаях, когда это делается «в интересах государства». В сентябре 1940 г. произошла передача американских эсминцев Англии. Но эта сделка состоялась не безвозмездно, а в обмен на временное предоставление ряда военно-морских баз на британских островах в Атлантике, прежде всего на Бермудах и в Вест-Индии. Кроме того, в ноябре 1940 г. США передали Великобритании несколько тысяч самолетов. В декабре того же года Рузвельт выступил с идеей передачи британцам вооружений по программе ленд-лиза (по-английски «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду). В феврале 1941 «Закон о ленд-лизе» был принят Конгрессом США и действовал до 30 июня 1943, и затем дважды продлевался.

Таким образом, общепринятая в нашей стране точка зрения, что программа ленд-лиза была создана американцами специально для помощи СССР, является заблуждением. Первыми, кому США оказали помощь, были британцы. Кроме них военные и денежные поставки были осуществлены и в другие страны, в частности, в Саудовскую Аравию, не имевшую никакого отношения ко второй мировой войне, и весьма удаленную от основных театров военных действий. Все дело в том, что еще в 1930-х несколько американских компаний приобрели в Саудовской Аравии за бесценок большие участки земли. Геологи, посланные для проведения разведочных работ, обнаружили там огромные запасы нефти, сулившие немалые барыши. Когда началась война, нефтяные промышленники убедили Рузвельта вложить деньги в Саудовскую Аравию с целью дальнейшего закрепления Америки в этом регионе. В результате из американской казны было передано сто миллионов долларов королю Ибн Сауду. Таким образом, США получили не только доступ к нефтяным месторождениям, но и верного союзника на Аравийском полуострове. (8)

НЕСОМНЕННАЯ ВЫГОДА ЛЕНД-ЛИЗА ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Согласно закону о ленд-лизе президент Ф. Рузвельт имел право «передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии жизненно важна для Соединенных Штатов». (9) Уже 11 сентября 1941 г. Ф. Рузвельт, выступая перед Конгрессом США, отметил: «Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности, а с целью защиты Америки». (10)
Подтверждая этот тезис Рузвельта, американский историк Дж. Херринг в книге «Хорошая война: устная история Второй мировой войны» писал: «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества. Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь». (11)

По сути, при помощи ленд-лиза администрация Рузвельта решила несколько внешнеполитический и внутренних задач. В первую очередь поставки союзникам по антигитлеровской коалиции позволили американцам создать новые рабочие места. В 1940 г. в США на производстве было занято 47,5 миллиона человек, а количество безработных превышало 8 миллионов. Однако уже в 1942 г. американская экономика вобрала в себя весь резерв рабочей силы и до самой победы в на рынке труда в США наблюдалась полная занятость и даже ощущалась нехватка рабочих рук.

Уже в двадцатых числах июня 1941 г., сразу же после вероломного нападения Германии на СССР, Черчилль и Рузвельт предложили помощь России. Месяц спустя в Москву прилетел представитель президента США Гарри Гопкинс, чтобы обсудить с И. Сталиным и В. Молотовым вопросы военных поставок. В августе было объявлено об очередном ежегодном продлении торгового соглашения между США и СССР от 1937 г. С американской стороны было заявлено, что это решение принято для того, чтобы оказать «экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии». (13)

Продление торговых отношений между нашими странами стало важной вехой в укреплении общей борьбы СССР и США против гитлеровской Германии. В конце сентября, в начале октября 1941 г. в Москве прошла конференция стран-союзниц, включая Великобританию, на которой было принято решение снабдить Советский Союз различной военной техникой, сырьем и продовольствием, о чем и был подписан секретный протокол. Согласно ему США и Великобритания обязались до конца июня 1942 г. поставлять в СССР ежемесячно по 400 самолетов (включая 100 бомбардировщиков и 300 истребителей), а также по 500 танков, по 765 орудий из США и по 500 орудий из Англии в течение следующих девяти месяцев. Кроме этого союзники обязались поставить 5000 грузовых автомобилей, кабель, телефонные аппараты, сталь, другие металлы, колючую проволоку, а также сырье и продукты питания. (14)

В августе 1941 г. было также подписано англо-советское соглашение о взаимных поставках, кредите и клиринге. По этому договору Великобритания предоставила СССР кредит в 10 миллионов фунтов стерлингов на 5 лет под 3 % в год, для оплаты военных поставок. Советское руководство взяло обязательство оплатить сорок процентов поставленных товаров наличными, долларами или золотом. (15) Однако вскоре выяснилось, что СССР не имеет возможности своевременно переводить крупные суммы, а Великобритания не может требовать оплаты за военную технику, которую сама получала из США бесплатно по ленд-лизу. И только в начале ноября президент Рузвельт сообщил Сталину о том, что Конгресс США принял решение распространить программу ленд-лиза и на СССР. Вместе с этим США предоставили Советскому Союзу беспроцентный заем в один миллиард долларов для оплаты вооружения, оборудования, продовольствие и сырьевых материалов. Формально закон о ленд-лизе в отношении СССР вступил в действие 7 ноября 1941 г.

Здесь все же надо отметить, что американцы не очень торопились с поставками Советскому Союзу. В самый разгар битвы за Москву, когда Красная армия отчаянно нуждалась в военной технике и боеприпасах, из США в СССР было поставлено только 0,5 % от обещанного объема танков, самолетов, других видов вооружений. То есть, материальная помощь союзников не соответствовала их промышленным мощностям и решающему значению советско-германского фронта. (16)
В своем послании Сталину Рузвельт высказал пожелание, чтобы СССР со своей стороны поставлял некоторые виды сырья, необходимые для промышленности США. И ответные поставки из СССР имели важное стратегическое значение для американской экономики. Советский Союз в форме «обратного ленд-лиза» поставил Соединенным Штатам за годы войны: 300 тысяч тонн хромовой руды, 32 тысяч тонн марганцевой руды, большое количество платины, золота, леса на общую сумму в 2 139 000 долларов. (17)

ЩЕДРОСТЬ И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ СОЮЗНИКОВ. ЧЕТЫРЕ ПРОТОКОЛА

В первые месяцы войны поставки из США и Великобритании в СССР осуществлялись не своевременно, бывали случаи не полной комплектации самолетов, которые приходили без пропеллеров, бортового вооружения и запчастей. То же самое касалось и поставок англо-американских танков, устаревших и с легкой броней. Это было обусловлено, в частности, тем, что американская промышленность тогда еще не успела наладить выпуск новейших тяжелых танков. Нападение Японии в декабре 1941 г. на США и Великобританию вызвало кратковременную приостановку поставок по ленд-лизу. Вместе с поражением союзников на Тихоокеанском театре военных действий произошло грандиозное сражение под Москвой, отбросившее гитлеровцев от столицы нашей родины, что в корне изменило ситуацию в войне, превратившейся к тому времени уже в мировую и сделавшей Америку одним из ее главных участников. 28 декабря 1941 г. Рузвельт распорядился возобновить военные поставки в СССР, а в феврале следующего года США выделили Москве второй миллиард долларов беспроцентного займа.

11 июля 1942 г. было подписано советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора», в тексте которого было отмечено, что «оборона СССР против агрессора жизненно важна для обороны США». (20) Тем самым была определена правовая база программы ленд-лиза. Ранее вопросы поставок решались односторонними действиями США. 27 июня аналогичное соглашение было подписано и с Великобританией.

Весной 1942 г. подводные лодки германских ВМФ обрушили все свои силы на англо-американские конвои, сопровождавшие транспортные суда, шедшие самым коротким путем в советские порты Мурманск, Архангельск и Северодвинск, и перевозившим самолеты, танки, артиллерийские орудия и другие товары для Советского Союза. По предложению Черчилля еще летом 1941 г. союзники стали прокладывать второй, менее опасный путь снабжения СССР военными и прочими материалами. Он пролегал через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. 8 сентября 1941 г. в Тегеране было подписано соглашение, положившие начало англо-советско-иранскому сотрудничеству в годы войны. Южный маршрут в полном объеме был задействован с мая 1942 г. Для этого специально выстроили Трансиранскую железнодорожную линию и автомобильную трассу до Азербайджана. Из Индии было доставлено пятьсот 20-тонных вагонов и полсотни паровозов. Объем ежедневных железнодорожных перевозок по программе ленд-лиза для СССР за период с осени 1941 г. до лета 1942 г. вырос с двухсот до семисот тонн груза. Таким образом, иранский маршрут стал вторым в общем грузопотоке для СССР.

Помимо США и Великобритании существенную помощь Советскому Союзу оказала и Канада, предоставившая нашей стране кредит в десять миллионов канадских долларов в 1942 г., который был использован для оплаты поставок пшеницы и муки в СССР.

Время действия Третьего протокола с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г., и в нем впервые наряду с США и Великобританией участвовала Канада, которая в мае 1943 г. приняла свой закон о ленд-лизе, выделив один миллиард долларов на помощь СССР. В этот период союзники поставили нашей стране более семи миллионов тонн военных грузов, а также часть недопоставленных вооружений и других товаров по Второму протоколу.
Четвертый протокол действовал с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Если Первый протокол был подписан в Москве, Второй в Вашингтоне, Третий в Лондоне, то последний был оформлен уже в Оттаве. Несколько позже к Четвертому протоколу было сделано дополнение, касающееся поставок военного снаряжения и продовольствия для Красной армии в связи с вступлением СССР в войну с Японией. (21)

МАРШРУТЫ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

В годы второй мировой войны существовало несколько маршрутов поставок в СССР по ленд-лизу. Северный путь из Исландии и Великобритании в Архангельск, Мурманск и Северодвинск, который был самым коротким, но и наиболее опасным и уязвимым со стороны германских ВМФ. Из 1530 транспортных судов, входивших в состав 78 конвоев немцами было потоплено 42 корабля, шедших с грузом в СССР, и еще 36 судов, шедших обратно. Однако за это же время союзники при участии советских кораблей и авиации потопили на Севере 27 немецких подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. (22) По этому пути союзники направили около четырех миллионов тонн груза, то есть, 22,7% общего количества поставок по ленд-лизу.
Второй маршрут, как уже было отмечено, пролегал через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Также использовались порты Ирака. А в Иране были построены сборочные авиазаводы, железнодорожные и автомобильные трассы. Советские летчики совершали облет собранных самолетов, а порой своим ходом доставляли их прямо на фронт. По этому пути было доставлено свыше 4,2 миллионов тонн груза, то есть, 23,8% поставок по ленд-лизу.

Третий, Тихоокеанский маршрут был менее известен, но наиболее эффективен. Несмотря на то, что с весны 1941 г. Берлин активно склонял Токио объявить войну СССР, японское правительство так и не решилось напасть на нашу страну. И в этом видится большая заслуга, как советской дипломатии, так и наших спецслужб, разведки и контрразведки. В силу того, что СССР не воевал с Японией в это время, то суда, предоставленные Соединенными Штатами по ленд-лизу под советским флагом и с советской командой на борту перевезли почти половину всех грузов, поставленных союзниками, а именно 47,15%. Но и на этом маршруте мы потеряли несколько судов, а именно «Колу», «Ильмень», «Трансбалт, «Ангарстрой», «Белоруссию», «Павлина Виноградова» и «Обь». В послевоенное время в советской прессе проскальзывали скупые сообщения о том, что эти корабли были потоплены японскими или «неизвестными» подлодками. Однако в последнее время и в России, и за рубежом опубликовано немало материалов, позволяющих приоткрыть завесу тайны гибели советских торговых судов Дальневосточного морского пароходства.

Прежде всего, необходимо отметить, что советский пароход «Павлин Виноградов» и 33 члена его экипажа погибли 22 апреля 1944 у побережья Аляски из-за внутреннего взрыва в трюме судна, перевозившего такой взрывоопасный груз, как ацетон в бочках. Причиной же гибели остальных перечисленных судов, равно как и рыболовного сейнера №20 стали атаки подводных лодок. Но это были не японские или «неизвестные» субмарины, а… американские. (23) Ниже приводятся краткие справки о судьбе этих судов и их экипажей:

Грузовой пароход «Ангарстрой» (построен в 1927 г., тоннаж – 4761 брт, дедвейт – 9800 т.) – потоплен 1 мая 1942 г. в Восточно-Китайском море в 32 милях юго-западнее острова Кюсю (в точке с координатами 31°55′ с.ш., 127°42′ в.д.) двумя торпедами подводной лодки SS-210 «Grenadier» (командир – лейтенант-коммандер Аллен Джойс), без жертв среди членов команды;

грузовые пароходы «Кола» (построен в 1919 г., 4997 брт) и «Ильмень» (ДГМП, построен в 1923 г., 2369 брт, 4200 т.) – оба потоплены 17 февраля 1943 г. в Тихом океане в 250 милях южнее острова Сикоку (в точках с координатами 30°45′ с.ш., 135°33′ в.д. и 30°35′ с.ш., 136°30′ в.д. соответственно) каждый уничтожен двумя торпедами, выпущенными подводной лодкой SS-276 «Sawfish» (лейтенант-коммандер Юджин Сэндс), на «Коле» погибло 60 членов команды из 64 и все 9 пассажиров, на «Ильмене» – 7 членов команды из 42;

рыболовный сейнер №20 (построен в 1936 г., 263 т.) – потоплен 9 июля 1943 г. в Японском море на траверзе острова Ребун (район Хоккайдо) артиллерийским огнем подводной лодки SS-178 «Permit» (командир – лейтенант-коммандер Чеппл), погибло 2 члена команды из 13. Спасенные рыбаки были доставлены в Датч-Харбор;

грузовой пароход «Белоруссия» (построен в 1936 г., 2920 брт, 4120 т.) – потоплен 3 марта 1944г. в Охотском море западнее острова Итуруп (47° с.ш., 146° в.д.) торпедой, выпущенной с подводной лодки SS-381 «Sandlance» (лейтенант-коммандер Малькольм Гаррисон), погибло 48 из 50 членов команды;
грузовой пароход «Обь» (построен в 1917 г., 2198 брт, 3200 т.) – потоплен 6 июля 1944г. в Охотском море у западного побережья полуострова Камчатка (51°27′ с.ш., 154°58′ в.д.) торпедой с подводной лодки SS-281 «Sunfish» (коммандер Р. Питерсон), погибло 14 из 40 членов команды;

грузовой пароход «Трансбалт» (построен в 1899 г., 11439 брт, 14000 т.) – потоплен 13 июня 1945г. в Японском море в 45 милях северо-западнее пролива Ла- перуза (45°43′ с.ш., 140°45′ в.д.) двумя торпедами подводной лодкой SS-411 «Spadefish» (коммандер Г. Андервуд), погибло 5 из 99 членов команды и практикантов. (24)

Таким образом, за период с 1941 г. по 1945 г. по вине американских подводных лодок на Тихом океане погибло шесть советских судов, пять из них грузовые общим тоннажем 28684 брт и 1 рыболовный траулер. В этих морских катастрофах погибло 128 советских граждан, в том числе 21 женщина и 3 детей.

ПЕРЕГОН ПО СЕКРЕТНОМУ МАРШРУТУ. АЛСИБ

Кроме трех указанных путей доставки грузов по ленд-лизу, существовал еще один, секретный маршрут. В феврале 1942 г. Рузвельт предложил перегонять самолеты своим ходом из Аляски в Сибирь. Американские пилоты доставляли их до аэродрома в г. Фэрбенксе на Аляске, а оттуда уже советские летчики перегоняли их по маршруту Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Керенск – Красноярск. Это была самая трудная и опасная трасса, но по ней на фронт было доставлено 7925 самолетов, то есть, более половины всех машин, поставленных Соединенными Штатами в СССР. О том, насколько тяжел был этот маршрут, свидетельствуют могилы советских летчиков, разбившихся при перегоне. Помимо кладбища в военном форте Ричардсон в г. Анкоридж (Аляска) имеются подобные захоронения и на территории Чукотки, Магаданской области, в г. Магадане и в разных городах Сибири.

СКОЛЬКО ВСЕГО ТЕХНИКИ И ВООРУЖЕНИЙ БЫЛО ПОСТАВЛЕНО СОЮЗНИКАМИ, А СКОЛЬКО ПРОИЗВЕДЕНО НА ВОЕННЫХ ЗАВОДАХ В СССР?

Поставки товаров по ленд-лизу шли и через Арктику. Колонны судов, в том числе, предоставленные американцами и англичанами, в сопровождении ледоколов перевозили различное оборудование и продовольствие в портовые города Северного морского пути, одновременно снабжая всем необходимым и жителей советского Крайнего Севера и Дальнего востока. Через Арктику за годы войны, а также через Черное море весной 1945 г. в СССР было доставлено свыше миллиона тонн груза, что составило 6,3% всех поставок по ленд-лизу.

Кроме военной техники, в трюмах кораблей, шедших под охраной военных конвоев, было немало товаров, столь необходимых для восстановления советского народного хозяйства. Так, в докладной записке Сталину в феврале 1945 г. сообщалось, что американские суда доставили в Одессу 1860 грузовиков, 40 судовых двигателей, 23 крана, 776 тонн железнодорожных рельсов, 734 тонны газопроводных и 256 тонн нефтяных труб, 11 100 автопокрышек с камерами, а также 51,2 тысячи пар обуви и 13 22 тонны продовольствия и другое. (25)

Нельзя не отметить вклад Великобритании и Канады в программу помощи Советскому Союзу. За годы войны из Англии в СССР поступило 7 400 самолетов, 4 292 танка, 5 000 противотанковых орудий, 4 000 радиостанций, 12 тральщиков и многое другое, включая продовольствие и медикаменты. (26)

Канада поставила в СССР 1 188 танков, автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, но прежде всего, пшеницу. (27)
Соединенные Штаты в течение 1941 – 1945 г.г. тратили на ленд-лиз примерно 13-14% своих ежегодных расходов на военные нужды. Стоимость всех поставок от наших союзников по ленд-лизу составила 11 200 344 000 долларов, в том числе из США на 9, 8 миллиардов долларов.

В послевоенных публикациях о военной помощи по программе ленд-лиз в годы Великой отечественной войны называлась цифра, равная четыре процентам валового продукта народного хозяйства СССР. То есть, несмотря на существенный вклад союзников в нашу общую победу над гитлеровским нацизмом и японским милитаризмом, большая часть вооружений, боеприпасов, продовольствия и медикаментов было произведено на советских заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. Если сравнивать по весу добытого угля, руды, леса, по общему количеству произведенных танков, самолетов, снарядов и прочего, можно отметить следующее:

Авиационная промышленность СССР с 1941 по 1945 г.г. выпустила 122 тысячи самолетов всех видов, а по ленд-лизу мы получили 22 195 тысяч самолетов, что составляет 18%;

Более значительными оказались поставки автотранспорта, США передали Советскому Союзу 427 тысяч автомашин всех видов. С 1943 г. знаменитые ракетные установки «Катюша» везли на себе американские «студебекеры»;
Кроме того союзники поставили нам 1981 паровоз и 11 156 железнодорожных вагонов различного назначения. В то же время в СССР было построено 92 паровоза и свыше 1 тысячи грузовых вагонов;

Также в годы войны СССР получил по программе ленд-лиз 560 судов различного водоизмещения. (28)

Руководство СССР высоко оценивало значение ленд-лиза в советско-американских отношениях. Так в частности, Сталин, произнеся тост в честь Рузвельта на Ялтинской конференции в феврале 1945 г., подчеркнул роль американского президента «как творца инструмента, который привел к созданию антигитлеровской коалиции». (29) Рузвельт в свою очередь считал, что установившееся партнерство трех великих держав следует сохранить и после окончания войны. В ноябре 1944 г. выступая с докладом о ленд-лизе в Конгрессе США, он заявил: «Ленд-лиз и обратный ленд-лиз являются системой комбинированного военного снабжения. Они должны будут окончиться вместе с войной, но партнерство Объединенных Наций должно оставаться и становиться все крепче». (30)

Но, к сожалению, высоким надеждам Франклина Делано Рузвельта не суждено было сбыться. 12 апреля 1945 г. его не стало. Преемник Рузвельта в Белом Доме Гарри Трумэн совершил резкий поворот в политике США. Впрочем, еще 26 июня 1941 г., спустя всего лишь четыре дня после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР именно Г. Трумэн, бывший тогда сенатором США, заявил, что следует помогать той стороне, которая будет терпеть наибольший урон. Если будет побеждать Германия, помогать надо Советскому Союзу, а если верх станет одерживать СССР, то следует встать на сторону немцев, и «пусть они убивают друг друга как можно больше». (31)

12 мая 1945 г. в посольство СССР в Вашингтоне поступила нота, в которой извещалось о прекращении поставок по ленд-лизу. Часть пароходов с грузами была возвращена назад. В Москве, как и ожидалось, этот демарш Вашингтона вызвал крайне негативную реакцию. Был проведен ряд переговоров, в результате чего поставки в СССР были продолжены, но только с западного побережья США и только до окончания войны с Японией. Тогда же произошел очередной инцидент между нашими странами. Как уже было отмечено выше, 13 июня 1945 г.
американская подводная лодка потопила советское судно «Трансбалт» между Сахалином и японским островом Хоккайдо. В трюме корабля находился ленд-лизовский груз: рельсы, кузова к грузовикам и продовольствие. Общая стоимость груза оценивалась в 1 471 129 долларов. 18 июня об этом инциденте было доложено Сталину. (32)

Официальная дата прекращения действия программы ленд-лиза для СССР – 20 сентября 1945 г. Все вопросы, касающиеся программы военной и иной помощи Советскому Союзу с 1941 по 1945 г.г. были переданы Госдепартаменту США. Дальнейшие переговоры и по выплате долга, и по возвращению ранее предоставленных судов продолжались с перерывами еще некоторое время. В декабре 1947 г. Советским Союзом были возвращены Америке семь танкеров и одно сухогрузное судно. (33) В сентябре 1949 Москва и Вашингтон подписали соглашение о возврате трех ледоколов и двадцати семи фрегатов. (34)

В то же время стороны пересмотрели и долг СССР перед США по ленд-лизу, который сократился с 2,6 миллиардов долларов в 1947 г. до 1,3 миллиардов долларов в 1948 и окончательно был установлен в размере одного миллиарда в 1949 г. (35) Сокращение размера советского долга за ленд-лиз было вызвано отнюдь не альтруизмом американской стороны, а твердой позицией И. Сталина на переговорах. Скорректировали эту сумму и с учетом поставок сырья из СССР по обратному ленд-лизу.

В 1954 г. СССР возвратил США 38 небольших военно-морских кораблей. В следующем году мы передали американцам еще 62 судна, в основном это были торпедные катера и десантные корабли. (36)

Новый виток урегулирования вопроса по выплате долга за ленд-лиз настал в 1972 г., когда наступил период разрядки международной напряженности, а между США и СССР был подписан ряд соглашений, в том числе и по задолженности за помощь во время войны. СССР обязался к 2001 г. выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973 г. было осуществлено три платежа на общую сумму в 48 миллионов долларов. (37)

Однако в 1974 г. Конгресс США принял поправку Джэксона-Вэника, как средство экономического и политического давления на СССР. Американцы тогда требовали разрешить беспрепятственную эмиграцию советских евреев в Израиль. Эта поправка лишала СССР, а впоследствии и Российскую Федерацию режима наибольшего благоприятствования в торговле с США. В знак протеста против этих не первых в истории российско-американских отношений экономических санкций СССР прекратил выплаты долга по ленд-лизу. В 1990 г. во время переговоров президентов СССР и США была достигнута договоренность о погашении задолженности в размере 674 миллионов долларов. (38)

И уже в 2003 г. задолженность России, как правопреемницы СССР, по ленд-лизу была включена в общий список долгов Парижскому клубу, где в результате взаимных расчетов и выплат она была полностью ликвидирована в 2006 г. (39)
Так разрешился вопрос о задолженности нашей страны по программе ленд-лиза, который периодически возникал в отношениях между Америкой и Россией на протяжении всего времени после окончания второй мировой войны. Тема эта щекотлива и малоизвестна широкой публике. До сих пор многие люди, как в США, так и у нас в стране считают, что Россия все еще должна Америке за ту помощь, которую наши заокеанские союзники оказывали нам в 1941-45 г.г. Но на деле Российская Федерация уже давно расплатилась за ленд-лиз, воздав должное мужеству американских, британских, канадских и австралийских солдат, летчиков и моряков, которые вместе с нами воевали против нацизма, и кого русские люди всегда считали и продолжают считать братьями по оружию, так же как и воинов всех остальных стран-участниц антигитлеровской коалиции. В нынешнем, 2015-м году, мы не просто отмечаем 70-летний юбилей Великой Победы над фашизмом, но снова, как и в 1941 г. протягиваем руку дружбы и взаимопомощи всем людям доброй воли, тем, чьи деды и уже прадеды воевали с самым страшным врагом в истории человечества.

В СУХОМ ОСТАТКЕ. НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО БИЗНЕС

Завершая обзор советско-американского партнерства в годы второй мировой войны, не могу не вернуться к теме сталинского подарка, вынесенного в преамбулу данной статьи. Несмотря на публикации разных авторов в советские и постсоветские времена, в архивах США не было обнаружено никаких подтверждений того, что копия фильма «Волга-Волга» была действительно подарена Сталиным Рузвельту. Среди версий, опубликованных отечественными журналистами, гуляет и такая, что на самом деле Сталин не посылал эту картину в подарок Рузвельту, а показал ее генералу Де Голлю и послу США А. Гарриману. Согласно воспоминаниям советского авиаконструктора А. Яковлева, случилось это событие 9 декабря 1944 г. во время визита лидера французского Сопротивления в Москву. После совместного обеда Сталин и показал свою любимую кинокомедию высоким гостям. Был ли у хозяина Кремля тайный умысел уязвить американского посла за медлительность в поставках по ленд-лизу, или же это было просто актом вежливости и желанием порадовать сотрапезников трудно сейчас сказать. Во всяком случае, забавные слова песенки капитана из картины «Волга-Волга» о том, что Америка России подарила пароход, а у того слишком много пара уходит в свисток, колеса расположены сзади и ужасно тихий ход, помогли бы ускорить поставки по ленд-лизу не в конце 1944 г., а в то время, когда немцы вплотную подошли к Москве, в ноябре-декабре 1941 г. И хотя помощь США, Великобритании и Канады была весьма существенной для СССР, но основную роль в разгроме Третьего рейха сыграли все-таки безграничные мужество и героизм советского солдата, что признавали все наши союзники.

И здесь нельзя не вспомнить еще один занимательный момент наших партнерских отношений с заокеанскими союзниками. 22 июня (!) 1991 г. в 50-летнюю годовщину нападения гитлеровской Германии на СССР и за два месяца до путча в Москве, положившего начало развалу СССР, было подписано соглашение о побратимстве между двумя важными точками на карте поставок по ленд-лизу. Российский Магадан и американский Анкоридж стали городами-побратимами. Двадцать лет спустя автору довелось оказаться участником празднования юбилея этого события, которое прошло весьма скромно в одном из центральных скверов Анкориджа. В беседах с американцами автор открыл для себя немало интересного. В частности, опрашивая аляскинцев, что они знают и помнят о советско-американском братстве по оружию в годы второй мировой войны, общее мнение интервьюируемых несколько обескуражило. Ответы оказались простыми и стандартными, мол, на самом деле, никакого «братства по оружию» у нас не было с русскими. С англичанами, да, а вот с русскими, нет. Было всего лишь деловое партнерство. Просто бизнес, ничего личного. Америка только поставляла военные грузы Советам. А те в свою очередь платили за них. Да так и не доплатили полностью. Возможно, эти настроения – наследия эпохи «холодной войны», а может быть, и нечто иное.

И здесь следует помнить еще об одном скользком моменте американского бизнеса в годы второй мировой войны. Одновременно с поставками Советскому Союзу американские промышленные корпорации торговали и с… нацистской Германией. Нефтяная корпорация «Стандард Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, при посредничестве немецкого химического концерна «И. Г. Фарбениндустри», того самого, который производил газ для умерщвления узников концлагерей, продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. А венесуэльский филиал «Стандард Ойл» ежемесячно поставлял в Германию по 13 тысяч тонн сырой нефти, которую химическая промышленность рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин.

Помимо столь нужного немецким автомобилям, танкам и самолетам горючего, из Америки нацистам поставлялись вольфрам и масса комплектующих для автомобильной промышленности, которыми Гитлера снабжал Генри Форд. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахта шло 30% всех покрышек, произведенных фордовскими заводами. Для фюрера Г. Форд был более, чем кумиром. «Он для меня — источник вдохновения», — заявил Гитлер в 1931 году в беседе с корреспондентом «The Detroit News», отвечая на вопрос, почему в его кабинете висит портрет американского автомобильного магната. Журналист из «New York Times», посещавший в тот период Берлин, рассказывал, что стена личного кабинета Гитлера украшена крупноформатным портретом Генри Форда, а стол в приемной был завален экземплярами «Der International Jude». (41)

Согласно американскому военному историку Генри Шнейдеру, Форд также помог нацистской Германии с технологией синтетического каучука, жизненно необходимого для военной промышленности. За эту помощь А. Гитлер наградил Г. Форда Большим крестом ордена немецкого орла. Орден на него надел немецкий консул, специально прибывший в Детройт. Произошло это 30 июля 1938 года на грандиозном праздничном обеде, организованном в день 75- летнего юбилея Форда, в присутствии свыше 1500 зрителей. (42)

Что же касается общего объема поставок нацистской Германии из США в годы второй мировой войны, то точных сведений на этот счет нет, поскольку это является строжайшей коммерческой тайной. Но даже те крохи информации, которые стали известны общественности, позволяют судить о том, что торговля с Берлином не прекращалась вплоть до разгрома нацизма. (43)

Помимо «Стандард Ойл» и Генри Форда активно торговали с Третьим рейхом и после вступления США в вторую мировую войну такие американские компании, как «Дженерал Моторс», которая производила на своем филиале «Опель» грузовики для вермахта, «Дженерал Электрик», телефонно-телеграфная корпорация «ИТТ», компания счетно-вычислительных машин «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола», «Рэндом Хаус». Интересен факт, когда началась война и немецкий филиал «Кока-Колы» перестал получать из-за океана необходимые ингредиенты для своего фирменного напитка, тогда и была изобретена «Фанта», ставшая любимой фруктовой газировкой нацистов. Фирма «Кодак» также продолжала действовать на территории Германии и в годы войны. Ее немецкий филиал использовал бесплатный рабский труд заключенных нацистских концлагерей. «Кодак» не только поставлял кинопленку для создания агитационных роликов и фильмов в ведомстве Геббельса, и для нужд люфтваффе. На каждом немецком военном самолете была установлена кинокамера с кодаковской пленкой. Также на заводах «Кодак» было налажено производство детонаторов и других изделий военного назначения для нужд вермахта. (44)

Следует знать и помнить обо всех сторонах наших союзнических отношениях с США, не закрывая глаза на отдельные негативные моменты российско-американского партнерства для лучшего понимания нашего прошлого, настоящего и вероятного будущего, которое не является предопределенным, но творится народами мира в соответствии с их приверженностью традиционным духовным ценностям, этическим нормам, национальному характеру и той миссии, которая возложена на всех нас свыше. Все это актуально и по сей день, особенно в свете напряженных отношений между Вашингтоном и Москвой, мирового экономического кризиса, различных локальных конфликтов, словом, в ситуации, которая очень напоминает 1930-е, предвоенные годы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *