анархические коммуны в наши дни
10 примеров успешных и не очень примеров государств и общин, созданных на анархических принципах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Революционная Каталония
В результате испанского переворота в июле 1936 года, когда фашисты пытались получить контроль над Испанией, анархистская партия в Каталонии под названием CNT-FAI или Федерация анархистов Иберии (ультраправое крыло Национальной конфедерации труда) возглавила народное восстание путем организации ополченцев против Националистических сил.
В целом, силы этих ополченцев состояли из 18 000 работников (в том числе Джорджа Оруэлла, который воевал за каталонцев). Они сумели победить националистические силы и добиться независимости Каталонии. Хотя организацию подвергли впоследствии критике за присоединение к национальному правительству, она сделала многое, чтобы увеличить шансы на победу в войне против диктатуры в Испании.
CNT-FAI также сумела добиться ряда реформ, а именно коллективизации земли и ресурсов. Правительство также смогло поощрить добровольную коллективизацию. Заводы были «конфискованы и контролировались комитетами выборных работников». В конце концов, анархическое правительство пало в 1938 году.
2. Парижская коммуна
3. Вольная территория
С 1918 по 1921 год Вольная территория была анархистским государством, созданным в Украине Нестором Махно. Вольная территория считается одним из немногих государств, основанных исключительно на анархистской идеологии, чему явно соответствует его флаг, на котором было написано «Смерть всем, кто стоит на пути обретения свободы трудящимися».
С армией в 100 000 человек Махно захватил юго-восточную часть Украины, где проживало 7 миллионов человек. Его анархистское общество было структурировано путем создания рабочих и крестьянских Советов, члены которых голосовали по важным вопросам. Махно также выступал против централизованного правительства любого рода. В конце концов, Красная Армия вторглась на Вольную территорию и смогла победить армию Махно в 1921 г.
4. Свободный город Христиания
Созданный в 1971 году свободный город Христиания является одним из немногих анархистских сообществ, которое активно по сей день. Также примечательно то, что оно сумело остаться автономным на протяжении более 40 лет. Город был основан поселенцами-хиппи в датском Копенгагене в заброшенных военных казармах. Вскоре хиппи объявили Христианию свободным городом, жители которого не обязаны платить налоги и могут открыто продавать-покупать марихуану.
5. Коммуна Твин Оукс
В 1967 году небольшая группа коммунитаристов решила построить общество, основанное на ценностях эгалитаризма и устойчивости окружающей среды. Основанное на 160 гектарах акров земли в штате Вирджиния сообщество живет за счет садоводства и сельского хозяйства, а также производства гамаков, которые затем идут на продажу. Все велосипеды, автомобили, компьютеры и рекреационные объекты, приобретенные общиной, принадлежат не кому-то определенному, а всей общине и доступны для общего пользования.
6. Коммуна Странджа
Коммуна Странджа в Болгарии была анархистским обществом, которое было провозглашено 18 августа 1903 года Михаилом Герджиковым, командиром Внутренней Македонско-Одринской Революционной Организации. Армии Герджикова, которая насчитывала всего 2 000 человек, удалось установить временное правительство в горах Странджа после противостояния с турецкой оппозицией, насчитывающей 10 500 солдат.
В коммуне, была создана коммунитарная система, где ресурсы распределялись равномерно в соответствии с необходимостью. Недолговечная коммуна была побеждена османскими войсками всего один месяц спустя, 8 сентября 1903 года.
7. Автономная область Шинмин
8. Сирийский Курдистан
Хотя технически это не анархистское общество, Сирийский Курдистан (ака Федерации Северной Сирии) является де-факто автономной зоной, которая имеет право на самоуправление, независимо от официального сирийского правительства. Хотя официальная политическая система Сирийского Курдистана, который объявил автономию в ноябре 2013 г., описывается как либертарианский социализм, государство также находится под влиянием анархистских принципов.
Сирийский Курдистан перенял свои идеалы от вермонтского философа Мюррея Букчина, который утверждал, что в идеале национальное государство должно принимать форму «либертарного муниципализма». По сути, это обозначает собрания людей, которые голосуют при необходимости решения каких-либо проблем на местном уровне.
9. Зомия
Простирающаяся от вьетнамской горной местности до Тибетского плато в Афганистане, Зомия представляет собой географический регион с населением в 100 миллионов человек, чье название было придумано нидерландским исследователем Виллемом ван Шенделем в 2002 году. Зомия рассматривается некоторыми политологами, как пример отказа от современного государства и действующего анархистского общества. В данном регионе мира такие государства, как Китай и Вьетнам, не имеют контроля над этими «труднодоступными» районами, вследствие чего, они в значительной степени находятся на самоуправлении.
10. Бир Тавиль
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Анархизм, который смог: Гуляйполе, Испания, Курдистан
Анархизм, который смог: Гуляйполе, Испания, Курдистан
«Весь ваш анархизм — утопия, человек человеку волк!» — уверен, что многие из вас слышали что-нибудь подобное, когда с тем или иным собеседником речь заходила о левом движении или вашем мировоззрении (анархизм, коммунизм, социализм — нужное подчеркнуть).
«Ну, и где-то это вообще работало?» — на этом вопросе мы уже и остановимся подробнее, чтобы вы всегда могли назвать несколько примеров и дать краткую характеристику таким местам. И да, таких примеров наберется минимум с дюжину (от Франции 1871 года и до Курдистана наших дней), но говорить мы будем о самых «ярких» представителях, общины которых были построены на анархических принципах «горизонтали власти», на принципах прямого действия.
Вольная территория «батьки» Махно
Фамилия и прозвище этого человека уже давно стали именами нарицательными, и это неудивительно, ведь первый о ком вспомнит обыватель (или причастный к левому движению) при упоминании об анархизме — это Нестор Иванович Махно. Но откуда такая популярность, несмотря на все попытки его демонизировать в советское время и сейчас? Чем так интересен феномен «махновщины» и можно ли назвать опыт Вольной территории удачным? Обо всём по порядку.
Именно здесь и начнется история создания одной из самых известных анархических общин в Мире.
В родных краях ему очень быстро удается завоевать авторитет и местное население закономерно избирает его председателем крестьянского совета. Вскоре «Батька» начинает экспроприацию помещичьей земли и раздает ее населению уезда, призывает к объединению крестьянских коммун, создает вооруженное ополчение республики –– повстанческую армию. Активно ведет партизанскую борьбу против интервентов и «самостийной» армии, охотно сотрудничает с большевиками выступая против петлюровцев, а потом и против белых войск. Даже в тяжелый 1919 год, когда Деникин оккупирует Екатеринославщину и стремится прорваться к Москве, несмотря на напряженные отношения с советской властью, Нестор Иванович выступает с призывом ударить по Деникинским войскам и помочь красным в трудную минуту. Незамедлительно он выдвигает свою армию на Донбасс и Приазовье, попутно расширяя границы Вольной территории на 72 волости (около 2 миллионов человек населения) повстанцам «батьки» удается задержать неприятеля и фактически остановить поход на Москву.
Чтобы понимать всю важность этих событий и значимость комбрига Махно для советской России нужно отметить, что за эту операцию (конкретно за освобождение Мариуполя) он был награжден орденом Красного Знамени за номером ЧЕТЫРЕ, главным и единственным на тот момент орденом страны советов.
Важно следующее: это реальный пример из истории, это реальная модель анархического общества, такая модель доказывает возможность самого существования подобного строя и возможность воплощения теории в практику. Важно и то, что люди это все видели и понимали, поэтому добровольно пополняли ряды повстанческой армии, добровольно погибали за свои идеалы и свободу.
No pasarán! Испания в 1936 году
Вот мы и подошли к еще одному примеру из мировой истории, где в едином порыве люди пытались создать бесклассовое общество, построить его на фундаменте анархизма. Интересна и преемственность от анархической мысли начала века: в начале 30-х именно в Испанию звали Махно местные анархисты, и именно его хотели видеть одним из лидеров своей революции. Кто знает, как бы сложилась судьба Испании в это трудное время, если бы не дали о себе знать старые раны и тяжелые болезни Нестора Ивановича. Смог бы он принять этот вызов? Я думаю невозможно ответить на такой вопрос, ведь мы с вами знаем лишь то, что история не терпит сослагательного наклонения.
События в Испании 30-х годов прошлого века — интересная страница мировой истории, как и история Гуляйполя, но в контексте анархической мысли и перехода от теории к практике испанцам удалось приблизиться к созданию бесклассового общества лучше всех других «коллег» по свободе, равенству и братству. Но каковы были предпосылки?
В начале прошлого века ветер перемен пронесся по Европе и оставил после себя руины ряда империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской. Изменения пришли и в колонизаторскую Испанию начала 30-х годов. Монархия пала, последний из Бурбонов покинул Испанию в 1931 году и новая республиканская власть взяла прогрессивный курс на удовлетворение запросов общества и создание социального государства. Стоит отметить, что были и противники таких изменений, несмотря на общую симпатию населения к левым и либеральным взглядам. В 30-е годы, как мы помним из истории, все больше обретают популярность фашизм и нацизм, а взгляды правого, националистического толка считаются «современными и прогрессивными». Во многом, благодаря помощи гитлеровской Германии и фашистской Италии конфликт в Испании закончится поражением Республики и левых сил по всей стране, но об этом немного позже.
Нам придется разобраться в том, что происходило в период гражданской войны в Испании, к чему это привело и как анархо-коммунистические взгляды большинства населения легли в основу социального устройства их новой жизни, а затрагивать исторический контекст Второй Испанской Республики 1931–1939, к сожалению, не получится из-за жестких рамок во времени, да и цель у нас совсем другая. Поэтому сейчас я коротко расскажу о том, что происходило до самого важного анархического эксперимента в истории людей и при каких обстоятельствах этот эксперимент смог начаться. Началось все с того, что реформы нового правительства и антицерковная политика не принесли никаких успехов и уже в 1933 году были назначены новые выборы. Ко власти, что закономерно, приходят правоцентристские и даже радикально правые силы фашистов, получая абсолютное большинство голосов. Интересный факт: левым силам не хватило ровно столько голосов, сколько могли бы дать анархисты, которые участвовали в электоральной стачке и не пошли на эти выборы. Но ситуация с новой властью накаляется и вот наступает 1936 год, оставшиеся на свободе социалисты и левые либералы собираются в один кулак, чтобы ударить по фашиствующему режиму, даже анархисты, несмотря на бойкот выборов, организованно идут на участки и отдают свои голоса за Народный Фронт (объединение всех левых организаций Испании того времени). Во многом благодаря анархистам объединенные левые силы одерживают победу на этих выборах, ведь для победы над консерваторами три года назад левым силам как раз не хватало полмиллиона голосов (именно столько человек и насчитывали все испанские организации анархистов в 30-е годы) [1], [2], [4].
В контексте Испании обязательно нужно упомянуть про главного «игрока» на анархическом поле — это Национальная Конфедерация Труда (НКТ) [4]. Именно им удастся создать благоприятные условия для построения общества на самых настоящих принципах анархизма. Наиболее серьезных успехов НКТ достигнет в Арагоне (из-за сельскохозяйственного уклона этих территорий) и в Каталонии, но здесь в меньшей степени, и еще меньше в столице Каталонии –– Барселоне.
Кстати, известный писатель Джордж Оруэлл смог побывать именно в Арагоне и именно во время становления там анархического общества. Наверное, эти слова отлично смогут описать дух того времени и суть идей тех людей:
«Более или менее случайно я попал в единственный во всей Западной Европе массовый коллектив, в котором политическая сознательность и неверие в капитализм воспринимались как нечто нормальное. На Арагонском фронте я находился среди десятков тысяч людей, в большинстве своем –– хотя не исключительно –– рабочих, живших в одинаковых условиях, на основах равенства. В принципе, это было абсолютное равенство, почти таким же было оно и на деле. В определенном смысле это было неким предвкушением социализма. Многие их общепринятых побуждений –– снобизм, жажда наживы, страх перед начальство и т. д. –– просто-напросто исчезли из нашей жизни. В пропитанном запахом денег воздухе Англии нельзя себе даже представить, до какой степени исчезли на фронте обычные классовые различия. Здесь были только крестьяне и мы –– все остальные.»
Хорошее описание! Но вот еще немного фактов, которые могли бы качественно охарактеризовать положение дел в таком обществе. Началась добровольная коллективизация земель, крестьяне выполняли и перевыполняли всевозможные планы по сбору урожая и огромными «излишками» помогали фронту, благодаря такой ударной работе на территории подконтрольной анархистам и другим левым силам практически не было голода (в отличие от тех мест, где фашиствующий режим попросту отбирал все и не оставлял практически ничего для самого населения). Да, в 1937 году положение сильно ухудшилось, но связано это лишь с тем, что ухудшилось и положение дел на фронте, не было времени выращивать и собирать хлеб, не было времени обустраивать быт.
К слову, многие пытаются обвинить СССР в том, что из-за уменьшения поставок вооружения (почти вдвое) левые силы и потерпели поражение в гражданской войне. Однако стоит вспомнить о том, что в 1937 году началась Японо-Китайская война и СССР просто обязан был помогать своим китайским товарищам, ведь война шла уже не «где-то там, на задворках Европы», а у самой советской границы.
Итак, продолжаем. Проходит коллективизация земель в подконтрольных анархистам районах Испании, рабочие берут под свое управление заводы и фабрики, начинается то самое «прямое действие», хоть и совсем недолго, но люди становятся хозяевами собственного труда и земли. Интересный и неоспоримый факт: сразу же после перехода рабочих к самоуправлению своими организациями, повсеместно и очень значительно начинает расти статистика производства этих предприятий. Заводы и фабрики выпускают в разы больше товаров, чем выпускали до всех этих событий [2], [4]. Что это? «Шоковая ситуация» или результат прямого действия? Коллективизировались, кстати, не только фабрики и заводы: отели, места общественного питания, развлекательные учреждения и даже парикмахерские –– повсеместно комитеты брали власть в свои руки и управляли своими организациями на самом низовом уровне [1]. По разным оценкам в таких революционных изменениях приняли участие до 8 миллионов жителей Испании. Цифры впечатляют, добавить и нечего. Во многих районах отменяются товарно-денежные отношения, деньги становятся атавизмом, который заменяют на продовольственные карточки или книжки с отметками о приобретении необходимых товаров, теперь существует только прямой обмен товарами и услугами. Женщины Испании (в частности организация «Мухерес Либрес») начинают вести борьбу за равноправие полов в обществе, борьбу против ущемления женщин как класса, которым занималось правительство все предшествующие годы. Им становятся доступны ранее запрещенные тяжелые работы, вместе с мужчинами они сражаются на фронтах гражданской войны и рушат вековые патриархальные заветы. Изменения несут массовый характер и касаются абсолютно всех сфер жизни испанского народа [3].
Всего год суждено было процветать новому анархическому обществу в Испании. Как и в случае с Вольной территорией, глупо было бы надеяться на то, что можно противостоять таким государственным силам и такому европейскому «прогрессивному фашизму» в лице Италии и Германии. Да, положение дел ухудшилось после урезания помощи от СССР, но и не стоит забывать, о том, что ухудшилось оно с молчаливого согласия «социалистической» Франции и миролюбивой Великобритании, которые попросту не хотели становиться на пути Гитлера и быть возможными соучастниками новой мировой войны. Но даже за этот год анархисты и весь фронт левых сил смогли создать то, что еще не удавалось никому в мире и не удалось до сих пор –– они смогли доказать то, что анархия –– работает!
Курдистан. Наши дни
Несмотря на такие тяжелые условия, в этих реалиях проживают около 2 миллионов человек, которые не только защищают рубежи своей территории, но и налаживают все сферы жизни. Они строят школы и детские сады, обустраивают работу предприятий по переработке нефти и производству текстильной продукции, даже ведут культурно-просветительскую деятельность. Основным органом принятия решений является народный совет. Советы представляют интересы районов, различных организаций, кооперативов и в свою очередь такие представительства объединяются в большую федерацию советов, с помощью которой можно решать более глубокие вопросы (например, касающиеся водоснабжения города или поставок вооружения в отдельные районы). Характерной особенностью такой представительской демократии является то, что женщинам выделяется минимум 40 процентов мест в собраниях (зачастую их оказывается даже больше) и спикером каждого совета избирается женщина и мужчина.
Кстати, добровольных отрядах самообороны женщины составляют примерно п и на данный момент курдская народная милиция насчитывает около 20 тысяч человек (по данным турецких спецслужб –– около 150 тысяч, по усредненным –– 60 тысяч).[5]
интересен тем, что несмотря на все сложности этот регион привлекает огромное количество людей со всего мира, которые готовы ехать «в один конец», чтобы просто увидеть и остаться, остаться и защищать тот «другой мир». Привлекает тем, что именно там может зародиться новый цветок свободы, той самой свободы к которой веками стремились приверженцы левой мысли, пытаясь сбросить оковы капиталистического и патриархального гнета. Кто знает, может быть именно на плечи курдского народа и добровольцев со всего мира легла ноша вновь зажечь огонь Прометея, впитав весь предыдущий опыт предшественников из Франции, Гуляйполя, Испании. Время покажет!
Анархические коммуны в наши дни
Образовательная коммуна держится уже много лет в буквальном смысле на плаву: ее члены живут на дебаркадере. По словам основателя коммуны Михаила Кожаринова, в 1990-е годы они, выпускники педагогических вузов, открыли в Москве частную школу. Школа росла, классы стали не помещаться в здании, кроме того, с квартирами было тяжело, и тогда, в кризис 1998 года, за 2 тысячи долларов они купили дебаркадер, за столько же пригнали его из Касимова и еще на 3 тысячи купили строительного материала. Первые два года дебаркадер стоял в Южном порту, потом его перегнали в Строгино, где он стоит и сейчас. Какое-то время на дебаркадере не только жили коммунары, но и занимались старшеклассники, а потом «началась борьба Лужкова с дебаркадерами, и классы отсюда убрали». Теперь здесь живут десять человек, которые так или иначе связаны с образовательными проектами. Здесь разрабатывают программы для вузов, проводят семинары. Если кто-то из коммунаров меняет деятельность, то съезжает отсюда.
Дебаркадер представляет собой дом с отдельными комнатками для жилья, общими — для работы и столовой. Он во многом автономный: отапливается соляркой и снабжается электричеством при помощи бензинового генератора. По словам участницы коммуны студентки Виктории, особенностью жизни на дебаркадере, в частности, является то, что немного качает летом.
Последнее время у коммуны существует конфликт с водноспортивной базой, около которой находится плавучий дом. Коммунары говорят, что их держат в блокаде (отключили от электричества, не дают подъезжать машинам. ). Но поскольку дебаркадер принадлежит негосударственному образовательному учреждению, убрать его по закону непросто.
Анархо-сельскохозяйственная коммуна “Новый Путь”
Частное Молодежное Общежитие “Поваровка”
Коммуна действует в Воронеже в арендованном доме в частном секторе. В основном здании имеются три комнаты, также на территории коммуны располагается летний домик с одной комнатой и сараем.
Коммуне близки идеалы альтруизма и благотворительности, силами коммунаров организуются бесплатные кормежки бездомных, собирается теплая одежда для них, была организована акция по покупке фруктов для детских домов. Общество представляет собой культурный, политический и творческий центр.
У коммуны имеется общий бюджет для оплаты аренды, ЖКХ и закупки продовольствия. Территория коммуны часто используется путешественниками для ночлега. Члены коммуны разделяют анархистские и автономные убеждения, имеют значительный опыт активистской деятельности.
Коммуна базируется в центре Москвы, является экспериментом по уменьшению экологического следа при жизни в мегаполисе и на пропаганду экологичного образа жизни. В коммуне уже внедрен ряд мер (раздельный сбор отходов, энергосбережение, отказ от химических средств и др.), планируются усовершенствования (солнечные батареи).
В связи с большим количеством вопросов от слушателей, связанных с непосредственным внедрением экологических практик в быт других коммун и отдельных домохозяйств, в адрес жителей ЭкоЛофта принята рекомендация подготовить методологическую памятку и распространить ее, в том числе выложить в свободном доступе в интернете.
Коммуна «Дом Шаляпина»
В этом особнячке в 3-м Зачатьевском переулке с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин. По одной из версий, он выиграл этот дом в карты, по другой — купил. Здесь родились трое из его детей. Часто устраивали званые обеды, на которых бывали композитор Рахманинов, художники Коровин и Серов. Несколько лет назад дом купила частная компания, и, пока в здании не началась реставрация, в нем живут коммунары.
Коммуна «Дом Шаляпина» образовалась стихийно: въехавшие сюда знали друг друга прежде если не лично, то через общих знакомых. Объединила коммунаров принадлежность к творческим профессиям: дом населяют художники, дизайнеры, студенты художественных вузов, фотографы. Отдельной комнаты для проведения общих мероприятий здесь нет, поэтому ею служит самая большая комната в доме, гостиная площадью 70 квадратных метров, в которой живет фотограф, критик и куратор выставочных проектов Дмитрий Нестеров. В гостиной устраиваются перформансы, ночные вечеринки, выступления музыкантов. Здесь, к примеру, отмечали день рождения художника Кирилла Преображенского, устраивали выставку молодых графиков, концерты музыканта и художника Дмитрия Теселкина, экспериментального музыканта Алексея Таруца.
С прежних (хотя неясно, каких именно) времен в доме остался рояль. На нем есть табличка, что он подарен императором Александром в конце XIX века. К сожалению постояльцев и гостей, рояль расстроен, и вызванный настройщик сказал, что безнадежно.