английский с рождения нужно ли
Почему не стоит начинать изучение английского с рождения
Многие родители уверены: чем раньше начать учить язык, тем лучше для ребёнка. Это не всегда так. Наш блогер, преподаватель иностранных языков Екатерина Захаренко, объясняет, почему начинать изучать английский в четыре года не поздно.
Сегодня на бедных мам, только вышедших из роддома со свёртком, в котором мирно спит новый житель планеты, обрушивается лавина непомерных обязательств. Кроме непосредственной заботы о жителе кулька и о себе, нужно не забывать читать книги, вести домашнее хозяйство, быть привлекательной, заниматься саморазвитием и пить воду, желательно два литра в день. Ах да, ещё учить розового младенца английскому языку.
Иногда становится страшно от того, насколько сильно пропагандируется раннее развитие. «После трёх уже поздно», — переживают некоторые мамы. И ничего, что они не читали одноименную книгу, в которой на самом деле больше о том, чтобы прививать ребёнку с детства культуру пищевого поведения и любовь к красивой музыке, чтобы развивать фантазию малым количеством простых игрушек, а не большим количеством пищащих, светящихся и самостоятельно движущихся дорогих подарков. И ничего, что книга была опубликована в 1970-х, и с тех пор появились новые исследования нейробиологов и других специалистов, которые изо всех сил стараются объяснить молодым мамам, что ребёнку до трёх лет важно двигаться и играть, и крупная моторика не менее важна, чем мелкая. Перебирать фасоль замечательно, если ребёнок до этого налазился, напрыгался и набегался. Нас с вами тоже воспитывали по Споку. Хотя в его книге много ценного и важного, есть ряд положений, от которых современные мамы уже давно и категорически отказались.
Если вы ещё хотите обучать ребёнка английскому с рождения, вот о чём нужно помнить:
Почему я за изучение английского с четырёх лет
Во-первых, маме уже не так тяжело. Она может найти время несколько раз в неделю позаниматься с ребёнком.
Во-вторых, если мама сама занимается английским, а ребёнок это видит, ему уже становится интересно и хочется тоже попробовать.
В-третьих, ребёнок уже, возможно, побывал в других странах и у него есть понимание того, что такое иностранный язык и почему его здорово знать. То есть в этом возрасте уже есть мотивация. Остаётся только подогреть интерес. Одна моя маленькая ученица мечтала отправиться в Англию и увидеть королеву. И это замечательно.
Кроме того, когда вы начинаете заниматься английским с дошкольником, ваш уровень не важен. Вы можете пройти этот путь вместе с ним.
Доктор Спок был кумиром наших мам и пап, а сейчас его ругают. Почему?
Я во всем за золотую середину. Если ребёнок бежит к вам с вопросами, его интересуют буквы, перевод слов, то, безусловно, нужно дать ему эти знания. Но если он бежит от вас и умоляет не говорить с ним на незнакомом наречии, есть повод задуматься как минимум от двух вещах. Первая: не лучше ли подождать пару месяцев, полгода, год и начать занятия, когда ребёнок будет готов, проявит интерес? Вторая: верно ли вы организуете занятия, знаете ли методику преподавания английского детям такого возраста, не следует ли проконсультироваться со специалистом?
Я тоже, безусловно, считаю, что мама знает лучше. Но лучше избегать крайностей. Бывает, что мама хочет сама научить ребёнка английскому, но не знает, с чего начать. Тогда в ход идут цвета и счёт до десяти. Совершенно бесполезные слова, если вы не можете составить с ними ни одного предложения. Сам по себе набор этих слов хорош, только чтобы продемонстрировать родственникам знания ребёнка. В жизни мы же общаемся фразами, а не словами.
Другая крайность — вообще не учить английский до школы. Так можно, но до школы у вас есть отличный шанс сформировать у ребёнка позитивное отношение к изучению языка. Организовать занятия так, чтобы ему было интересно, чтобы для него это было игрой и он с нетерпением ждал следующего раза.
Интерес и любовь к языку, которую вы заложите ему с детства, невозможно будет потом перебить
В четыре года важнее именно это, а не то, чтобы летом на курорте он сам мог заказать апельсиновый фреш или спросить дорогу. Безусловно, есть англомамы, которые проделывают огромную работу изо дня в день общаясь с ребёнком на английском. Но уверяю вас, что в четыре года тоже не поздно начинать.
Любопытно, что когда я проводила интервью с мамами четырёхлеток, которые хотели с рождения заниматься со своими детьми, а «пошло» только после четырёх лет, они старались найти другие причины неудач в более раннем возрасте: болезни, смена садика, нехватка времени. Я опросила пять разных мам, и у всех был один результат: получилось после четырёх лет.
Решать вам, но не забывайте, что учить языки никогда не поздно. Это замечательное упражнение для мозга и в четыре года, и в 60 лет.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
За и против раннего изучения английского языка
Многие родители хотят, чтобы их дети выучили английский язык в раннем возрасте. Самих малышей редко спрашивают об их желаниях: кто-то капризничает и залезает под стол, чтобы не заниматься, а кто-то через год уже пересказывает сказки и участвует в театральных постановках.
Продуктивны ли уроки с дошкольниками настолько, чтобы тратить драгоценное детское время на английский? Не лучше отдать чадо в танцевальный кружок или записать на занятия с логопедом?
Сегодня мы расскажем вам о преимуществах и недостатках раннего изучения английского языка.
Аргументы за
«Маленькие повторюшки»
Детям, конечно, намного легче выучить новый язык, чем подросткам и взрослым — и это огромный плюс. Как и при изучении родного языка, дети имитируют то, что слышат. Хорошие слух и память помогают легко уловить и скопировать произношение, и, следовательно, малыши довольно быстро начинают разговаривать на английском, как носители языка.
«Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко»
Детство скоротечно: не успеем оглянуться, как тот, кто еще вчера ходил пешком под стол, подаст документы в университет. А дальше что? Мир будет на пике глобализации, конкуренция на рынке труда только окрепнет — может, стоит с самых первых лет жизни подарить малышу серьезное преимущество? Свободный английский ему точно пригодится. Сани готовят летом.
«Ваш ребенок — вундеркинд?»
Изучение любого иностранного языка развивает память, мышление и внимание. Дети привыкают совершать сознательное усилие для запоминания лексики, стараются использовать изученное на предыдущих уроках. Прослушивая сказку на английском языке, ребята сосредотачиваются, чтобы понять смысл по знакомым словам. Таким образом развивается устойчивость, объем и концентрация внимания.
О том, как развить эти навыки у детей можете прочитать в наших предыдущих статьях:
Александра Лунева, методист и постоянная ведущая воркшопов для преподавателей Skyeng, разговаривает со своим ребенком на английском практически с рождения и минусов раннего изучения английского не видит:
«Мой сын в 3 года и 7 месяцев всe понимает на английском языке, мы читаем книги, он выполняет действия, о которых я прошу, понимает много фраз. В речь пока не получается вывести в полной мере, но мы живём в русскоязычной среде, так что это объяснимо: нет необходимости разговаривать только на английском — мама все равно поймёт. Но при взаимодействии с англоговорящими людьми он легко переключается на английский.
Неоднократно слышала мнение: «Пусть сначала русский выучит, а то будет задержка речевого развития». По моему опыту общения с детьми-билингвами и монолингвами могу сказать, что задержку речевого развития у монолингвов встречала существенно чаще. Билингвы очень хорошо для своего возраста разговаривают на русском языке. Ребёнок получает знания о культуре англоговорящих стран с раннего возраста, а это существенно расширяет кругозор.
Обучение иностранным языкам должно быть привычным. Например, мама всегда говорит с ребенком на английском, а папа на русском. Или каждый вечер вы начинаете говорить с ребенком на иностранном языке, соблюдая «ритуалы»: достаем книгу, игрушку или общаемся только в определенном месте (в квартире/на площадке) и так далее. Чтобы у ребенка было мягкое погружение.
Возможно ребенок не заговорит на английском так быстро, как вам бы хотелось, но нейронные связи в мозгу, влияющие на его развитие, будут построены».
«Уверенность в себе — второе счастье»
Знание более одного языка помогает ребенку легко адаптироваться к разной языковой среде, тем самым повышая его самооценку и уверенность в себе. Конечно, это больше касается детей, которые часто бывают за границей, но и для остальных английский язык открывает дорогу к академическим успехам, в учебе у них появится преимущество.
«Легкий старт»
Ребенок, который познакомился с английским языком в раннем возрасте, воспринимает его как целостный «организм», систему, а не как набор скучных грамматических правил. Он, конечно, не сможет рассказать, чем action verbs отличаются от non-action, зато легко сможет использовать их в речи на уровне автоматизма. Преподаватель, кстати, может облегчить ему задачу, используя в речи chunks. Подробнее об этом вы можете почитать в статье Language chunks for teaching young students.
Сертифицированный преподаватель (CELTA, TKT, TESOL, CPE) Юлия Белоног за то, чтобы дети изучали английский в раннем возрасте:
Аргументы против
Языковая путаница
У детей билингвов может замедляться языковое развитие. Известно, что иногда такие ребята временно смешивают языки, путают звуки, а в школе сталкиваются с проблемами чтения и письма. По мнению психолога Л.С.Выготского «в развитии речи ребенка могут возникнуть затруднения, когда условия воспитания не гарантируют образования более или менее самостоятельной сферы приложения каждого языка». То есть, добавляя второй язык, не упускайте развитие родного: беседуйте с ребенком на разные темы, читайте и разучивайте стихотворения.
«Мама, зачем мне это?»
Взрослые, давайте уже признаемся себе: у детей нет внутренней мотивации к изучению языка: для них слова о преимуществах английского в нашем мире слишком абстрактны. Главное для малышей — играть, общаться с друзьями и родителями. Однако мотивацию можно создать искусственно: показывать на языке интересные мультфильмы, устраивать праздники, на которых говорят только по-английски, читать книги с красивыми картинками на языке и т.д.
«Какой ценой?»
Изучение нового языка требует много времени и усилий. Часто из-за этого у учеников не хватает времени и желания даже на толковое изучение родного языка. Следовательно, прежде чем взяться за английским, нужно проследить за тем, чтобы у ребёнка осталось достаточно энергии и времени для себя самого и для решения базовых задач.
Антон Макаров, руководитель Teacher Training Center в Skyeng, предпочитает традиционный старт обучения со второго класса школы:
«Изучение первого и второго языка — это разные виды когнитивной деятельности. Первый — это «нативное» научение, извлечение языковых категорий из говорящей среды, эпифеномен. Второй — это «инструктированное обучение», то есть обучение с опорой на определенный уровень представлений о мире, сформировавшихся у человека. Исключение составляет обучение билингв, которые узнают два языка одновременно и с неизбежной интерференцией, особенно если для таких детей нет четкого разграничения сфер употребления разных языков.
Известно, что для освоения первого языка существует «критический период», который определяется, например, P. Andrew в книге «The Social Construction of Age: Adult Foreign Language Learning» как “an optimal interval of time in which circumstances are favorable for developing a particular type of behavior, and after which efficiency gradually declines” (оптимальный временной интервал, благоприятный для развития определенного поведения, после которого эффективность обучения снижается).
Возможно, тень «критического периода» оказывает влияние на родителей, и создаёт иллюзию, что если сейчас не начать, потом будет поздно. Не будет! При этом существуют технологии, основывающиеся на доминировании лексического подхода, которые позволяют проводить обучение совсем маленьких детей вполне эффективно. Но я бы активно своего ребенка учил иностранному языку либо одновременно с родным, либо уже лет с 8-9, но не раньше».
Невозможно дать однозначный ответ на вопрос «Хорошо ли учить детей английскому в раннем возрасте?». Но можно определенно сказать, что дети, начавшие изучать язык в раннем возрасте, более мотивированы в дальнейшем, имеют лучшее произношение и не боятся говорить на иностранном языке.
Напишите в комментариях, с какого возраста, по вашему мнению, нужно изучать английский язык?
Speaking activities are, obviously, essential for English language speaking classes. A lot of students join classes particularly to develop their communicative competence, become more fluent, versatile, adaptable, and confident communicators in English. However, designing speaking activities might be time-consuming and nerve-wracking for any teacher. We have prepared a memo with superb ready-made speaking tasks that will make your student talking. Download it here
Со скольких лет и как учить ребенка английскому языку
Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки — это принесет огромную пользу. Причем некоторые родители просто одержимы идеей начать обучение как можно раньше. В этой статье мы расскажем, со скольких лет, где и как начать учить ребенка английскому языку, а также как правильно это делать дома.
Со скольких лет учить ребенка английскому языку
Когда лучше начинать учить ребенка английскому языку? Скажем прямо: точного ответа на этот вопрос не существует. Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» начала обучения обозначить практически невозможно. Мы рассмотрим два варианта, их плюсы и минусы. Кроме того, вы увидите экспертные мнения наших преподавателей по этому вопросу, они основаны на их личном опыте, ведь эти учителя и сами мамы. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому сможете решить, какой именно из указанных вариантов вам подходит.
Теория №1. Ребенка следует учить английскому языку как можно раньше
Приверженцы этой теории говорят, что дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Они учат свой родной язык естественным путем, без всяких школ, поэтому и английский смогут освоить точно так же.
Достоинства это подхода:
Недостатки этого подхода:
Мнения наших преподавателей по вопросу «С какого возраста лучше учить английский ребенку?»
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 4 года
Моя дочка начала проявлять интерес к различным видео с песнями и стишками на английском с 2,5 лет (естественно, именно я их для нее выбрала и предложила). Она сразу выбрала определенные и потом просто требовала включать их по 20-30 раз подряд. Буквально через пару недель начала их напевать. В этом возрасте дети способны впитывать новые слова и произношение с поразительной скоростью. Но, естественно, пришло время, когда все ее любимые видео на английском ей надоели, появился интерес к мультикам на русском, и время просмотра, конечно, увеличилось. И сейчас, когда ей уже 5, я пробовала включать ей те же самые видео, она сразу узнавала картинку, мотив и даже напевала отрывки, но полностью воспроизвести, как раньше, уже не могла. Что опять подтверждает всем давно известный факт: без постоянной практики язык забывается.
Мне кажется, чем раньше ребенка хотя бы просто познакомить с новым языком (и в этом задача родителей изначально), тем легче ему будет его учить в будущем. Очень важно также желание самого ребенка, родителям нужно поймать момент, когда ребенок сам заинтересуется и попросит. И не пытаться навязывать в раннем возрасте то, что им неинтересно, потому что тогда результат будет негативный.
Что касается непосредственно изучения языка как вида деятельности, то, наверное, с 3-4 лет деток можно отдавать на курсы, но обязательно в группу, а никак не индивидуально (это мое субъективное мнение, конечно). При этом стоит очень хорошо взвесить все за и против, учитывая характер ребенка, его готовность к обучению и общению с новыми сверстниками и учителем. Первый опыт самый главный!
Опыт работы преподавателем: 8 лет
Опыт работы в Englex: 1 год
Начинать обучать языку можно с пеленок, ведь именно так происходит в двуязычных семьях. И результат великолепен — ребенок говорит на двух языках, как на родных. Но это, конечно, исключительный вариант. Я для себя самым главным принципом выбрала «не навредить», то есть:
Поэтому до недавних пор сын с английским никаким специальным образом не соприкасался. Только когда сыну было где-то полтора и я убедилась, что он развит, общителен, жизнерадостен и уже говорит словосочетаниями на родном языке, я позволила себе добавить в наш «рацион» nursery rhymes, мультфильмы и песенки на английском. Все это он до сих пор воспринимает очень положительно! Это из личного опыта.
Если вернуться к общему, то родителям я бы кроме принципа «не навреди» посоветовала бы найти возможность для ребенка соприкасаться с языком приблизительно так, как это происходит с родным, то есть сперва пассивно и непринужденно. До 6-8 лет я бы рекомендовала только считалки, песенки, мультфильмы и игры с родителями или в языковых клубах. Важно также помнить, что произношение в этих аудио и видео или у преподавателя должно быть на уровне. Иначе исправить заученное будет архисложно! Естественно, ни о каком письме и грамматике не может быть и речи с такими крохами.
Когда можно начинать учить ребенка языку сознательно, пусть весело, но все же системно и с какими-то аналитическими приемами? — вопрос индивидуальный. Есть дети более усидчивые и менее усидчивые, кто-то начинает разговаривать в год – полтора, а кто-то и в три немногословен. Есть много нюансов, и прежде всего нужно самим родителям осторожно оценить, к чему их ребенок сейчас готов.
Таким образом, учить ребенка английскому с младенческого возраста стоит в том случае, если:
Теория №2. Ребенка следует учить английскому языку не ранее чем с 7 лет
Приверженцы этого мнения считают, что иностранные языки нужно учить в осознанном возрасте, а не мучить малыша непонятными для него словами. Сторонники обучения с 7 лет согласны с тем, что ребенок до 5-6 лет легко усваивает язык, который постоянно слышит, то есть русский. Если ребенок не находится в англоговорящей стране или его родители не говорят по-английски так же часто, как и по-русски, то иностранный язык не сможет усвоиться «сам по себе», поэтому нет смысла учить его ранее 7-8 лет.
Достоинства этого подхода:
Недостатки этого подхода:
Мнения наших преподавателей по вопросу «В каком возрасте учить ребенка английскому?»
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 2 года