анимация в наши дни
Тенденции современной мультипликации
Сегодня мультипликация является одной из самых быстрорастущих, развивающихся и прибыльных мировых индустрий. Со времени создания первого мультфильма прошло уже почти сто лет. За это длительное время анимация претерпела самые разные формы развития, а современные технологии сделали её совершенно не похожей на самый первый мультфильм. За всю история существования мультипликация прошла сложный путь от плоских и черно-белых изображений до реалистичных объемных кадров, которые, порой, тяжело отличить от настоящего фильма.
Всего несколько десятилетий назад в арсенале у мультипликаторов был незамысловатый набор инструментов: карандаши, краски, пластилин, пленка, кисточки и бумага. На создание короткого мультфильма тратились недели, и даже месяцы. Процесс был настолько трудоемким, что для рисования 10-минутного мультфильма нужно было задействовать несколько десятков художников-мультипликаторов. С развитием кукольной мультипликации, родиной которой стала Россия, процесс упростился не намного. Для каждой куклы нужно было сшить костюмы, обувь, снять каждое движение персонажа для последующей склейки мультфильма. Прорывом того времени стала графическая мультипликация Уолт Диснея, которая многие десятилетия оставалась главным принципом создания мультфильмов.
Новая эра индустрии наступила с появлением современных компьютерных технологий. Процесс максимально ускорился и упростился, и теперь большинство мультфильмов создаются при помощи электронных технологий. Сегодня, скорее, исключением становится появление на экране произведений в «старой технике»: прорисованные на пленке или вылепленные из пластилина герои. Ранее мультиндустрия была нацелена на детей до 9-ти лет, современная же подача с использованием компьютерных технологий и спецэффектов делает это направление все более популярным не только среди детей, но и среди подростков, и даже взрослых. А развитие интернета и спутникового телевидения делает их просмотр доступным для любой семьи.
Одной из последних тенденций мира мультипликации является стремление к предельной степени натурализации. Если раньше зритель максимально задействовал свое воображение для оживления персонажей, то современные технологии делают эту работу за него. Отвечая на этот тренд, сегодня активно развиваются трехмерные технологии. 3D графика является одной из последних и самых популярных тенденций в мире мультипликации. Ни один кассовый мультфильм больше не обходится без эффектов трехмерного изображения. 3D оживляет рисованных персонажей и погружает зрителя в мир фантазии и иллюзий.
В связи с появлением новых технологий современному мультипликатору уже не достаточно уметь только хорошо рисовать. Ему нужно быть уверенным пользователем компьютера и ряда графических программ, с помощью которых и создается современный мультфильм.
За почти 140 лет своего существования мультиндустрия претерпела коренные изменения, но одно остается неизменным. Технологии важны, но главным всегда остается душа, индивидуальность и характер мульт-персонажей, которыми их наделяет художник-мультипликатор. Основными задачами мультфильмов всегда были и остаются донесение до своего зрителя ценности и стремление к добру и справедливости, которые остаются незыблемыми в самые разные эпохи развития общества и мультипликации.
Багз Банни, Даффи Дак и Рик Санчез: как развивалась мировая анимация
Анимация — это то, что заставляло нас в детстве поверить в волшебство, переместиться из реальности в мир, где добро всегда побеждает зло, а границы действительности стираются. Даже с возрастом интерес к мультфильмам не угасает, но с наивных историй мы перешли к более взрослым сюжетам.
Так все начиналось
«То, что происходит между кадрами, важнее, чем сам кадр. Следовательно, анимация — это искусство управления невидимыми промежутками», — такое объяснение дал аниматор Норман Макларен.
Мультфильм начал свое развитие на целых полвека раньше кинематографа. Первым коммерчески успешным изобретением стал фенакистоскоп Жозефа Плато в 1832 году. Он представлял собой вращающийся картонный диск, создававший иллюзию движения при просмотре в зеркало. Два года спустя Уильям Джордж его усовершенствовал, расположив на барабане изображения, которые можно было менять. Через 40 лет французский изобретатель Эмиль Рейно стал предтечей мультипликации, после того как значительно улучшил агрегаты своих предшественников. Рейно стал рисовать постоянные декорации для разных персонажей, что придало им ощущение тепла.
С изобретением кинопленки анимация сделала большой шаг вперед. Первопроходцев установить непросто, однако первым аниматором считается Джеймс Стюарт Блэктон и его серия анимационных фильмов компании Vitagraph, вышедшая в 1906 году.
Среди первых иллюстраторов-аниматоров самым заметным исключением был Уинзор Маккей. Он создал короткометражный фильм полностью вручную. Его персонаж — элегантный и сюрреалистичный Маленький Немо — стал вершиной искусства в то время. М астерство, плавные движения, чувства персонажа дали зрителям живое существо со своей индивидуальностью. Так родилась первая мультипликационная звезда.
Уолт Дисней
Ажиотаж вокруг анимации не обошел стороной молодого Уолта Диснея. В то время он работал в своей студии Laugh-O-gram Films в Канзас-Сити, штат Миссури. Его первый персонаж — Кролик Освальд — стал прямой трансформацией Кота Феликса авторства Отто Мессмера, когда последний потерял свои права на персонажа. Дисней внес некоторые корректировки и произвел на свет всеми любимого и известного сейчас Микки Мауса.
Революционным решением Уолта было создать мультфильм с синхронным звуком. Так, «Пароход Вилли» — третья лента с участием Микки Мауса — покорил всю страну. Позже он использовал этот прием в работах «Танец скелетов», «Цветы и деревья», а потом добавил иллюзию глубины с помощью многоплоскостной камеры.
Главным шагом для Уолта стала картина «Белоснежка и семь гномов». Хотя она и не была первым полнометражным фильмом, но в ней впервые использовались современные на тот момент технологии, — так мультфильм получил широкий прокат в Голливуде. Дисней хотел через анимацию подарить миру глубокий драматический опыт, он словно погрузился в собственное тяжелое детство и интерпретировал его в сказку.
Другие аниматоры и соперники Уолта Диснея не поддались его искушению слишком сильно имитировать жизнь и уходить в реализм. Каждый из них двигался в своем собственном направлении и стилизованном хаосе.
Братья Флейшеры
Макс и Дэйв Флейшеры стали успешными нью-йоркскими аниматорами, когда Дисней еще жил в Канзас-Сити. Братья изобрели процесс ротоскопирования, который используется до сих пор. С его помощью отрезок мультипликации создавался путем покадровой перерисовки. Эту технику они использовали в серии мультфильмов «Из чернильницы» в 1919-1920 годах. Дисней изо всех сил пытался имитировать эту технику в своей работе про Алису.
Если Дисней был Матушкой Гусыней и Норманом Роквеллом в одном лице, то Флейшеры стали олицетворением прокуренного бара, старого пианино и стакана виски. Их урбанистические работы с сексуальным подтекстом и инфантильные персонажи проложили извилистый путь сквозь американское подсознание.
Termite Terrace
Менее резкой, но не менее анархической анимацией занималась студия Warner Bros., известная поначалу как Termite Terrace. Она была основана Фрицем Фрилингом, Рудольфом Изингом и Хью Хармоном, однако не начинала работу до тех пор, пока Текс Эйвери не присоединился к команде в качестве директора. Эйвери был слишком молод и не отличался почтительностью, тем не менее быстро увидел скрытый талант в художниках Чаке Джонсе (создатель анимационного сериала «Безумные мотивы») и Бобе Клэмпетте (создатель «Бини и Сесил»). Вместе они привнесли в работу Warner дух оперативности. Чуть позже к ним присоединился режиссер Фрэнк Тэшлин, голосовой переводчик Мел Бланк и музыкальный директор Карл Сталлинг. Команда была готова создать новый вид мультипликационного персонажа: циничного, остроумного, жесткого. Так появился Багз Банни в фильме Текса Эйвери «Дикий кролик». Затем Даффи Дак, Порки Пиг, Твити, Хитрый койот и Дорожный бегун. В 1942 году Эйвери покинул компанию и присоединился к анимационному подразделению Metro-Goldwyn-Mayer.
Что делали в Европе
В Европе анимация развивалась в другом направлении. Там избегали линейных рисунков — создатели активно экспериментировали с самыми разными техниками. В России, а затем во Франции Владислав Старевич создал покадровую кукольную анимацию. Среди его самых знаменитых работ — фильм «Месть кинематографического оператора», история, которая основана на немецких сказках.
Лотта Райнигер — немецкий режиссер, девушка, вдохновленная театром кукол в Таиланде, — использовала анимированные силуэты для создания детально проработанных сцен из народных сказок и детских книг. Своим трудом «Приключение принца Ахмеда» она заслужила прозвище Повелительница теней.
Развитию анимации в Восточной Европе значительно помешала Вторая мировая война, однако некоторые страны, такие как Польша, Румыния, Венгрия, к 1960-м годам стали самыми настоящими лидерами в этой области. Галина Белинская и Влодзимеж Хаупе были ведущими аниматорами. Их «Яношик» — первый анимационный фильм в Польше, а в труде под названием «Смена караула» они использовали уловку с остановкой движения.
Анимация в наши дни
Прошли столетия, а жанр продолжает развиваться. Аниме и мультфильмы в прайм-тайм оказались наиболее интересными. Американские картины в течение многих лет были синонимом примитивных техник. Но с дебютом сериала «Симпсоны» телевизионная анимация стала «домом» для едких социальных комментариев и откровенного абсурдизма. С тех пор мультсериалы начали набирать популярность. Их жанры были максимально разнообразными: здесь мы можем найти как сюжеты для детей, так и исключительно взрослые. Визуальная составляющая с появлением компьютерных технологий действительно достигла огромных высот. Что же случилось с истоками анимации, с мультфильмами The Walt Disney Company или Warner Bros. начала прошлого века? Да ничего. Они все так же вызывают восхищение и служат вдохновением для современных создателей. Именно братьям Флейшерам и Уолту Диснею мы благодарны за появление Диппера Пайнса, Рика Санчеза, Тимоти Тернера и Шрека.
Международный день анимации
Мы смотрим любимый мультик — не мешайте! (Фото: Larisa Lofitskaya, Shutterstock)
Международный день анимации (International Animation Day) или Всемирный день мультфильмов, который отмечается ежегодно 28 октября, был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино (The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии.
В этот знаменательный день — 28 октября 1892 года — в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно (Emile Reynaud) созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище — «оптический театр» (theatre optique). Талантливый изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Сейчас мы бы назвали это событие рождением прообраза современных мультфильмов, и именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.
Во многих странах праздничные события начинаются за несколько дней до обозначенной даты. В преддверии Международного дня анимации профессионалы и любители анимационного кино со всего мира обмениваются программами своих фильмов, проводят фестивали и устраивают премьерные просмотры бестселлеров для благодарной публики, целый год ждущей этого события. Сейчас подобные сеансы мультфильмов одновременно проходят уже в 104 странах мира!
Сегодня технические возможности анимации поражают — это двухмерная анимация (традиционная и цифровая), трехмерная анимация, анимация Flash, Stop Motion и VFX.
Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев (1867-1941), балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм в 1906 году, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. А в 1912 году состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида», когда широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. В честь этого события отмечается День российской анимации.
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Б.Савинков), «Советские игрушки» (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Белякова).
Одним из первых всемирно известных советских полнометражных мультипликационных фильмов стал «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935).
В июне 1936 года в Москве была основана киностудия «Союзмультфильм». Не одно поколение детей выросло на добрых и умных историях, анимированных на «Союзмультфильме», таких как: «ДоРеМи», «Маугли», «Винни Пух», «Самый маленький Гном», «Бегемот и Солнышко», «Буренка из Масленкино», «Волк и Семеро козлят», «Козленок, который считал до десяти», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Крокодил Гена», «Котенок Гав», «Простоквашино» и многих других.
В 2006 году ветераны студии Союзмультфильм открыли уникальный проект «Музей анимации». Первоначально музей не имел своего постоянного помещения, а лишь представлял собой передвижную экспозицию, которая знакомила посетителей с процессом создания мультипликационных лент, преимущественно созданных в период 1960-1980 годов на киностудии «Союзмультфильм».
Сегодня музей находится в Москве, его фонды насчитывают порядка 9000 экспонатов. С 2008 года он располагался на территории ВВЦ, но в 2015 году помещение музея закрылось на реконструкцию. В настоящее время основная экспозиция «Музей анимации» расположена на территории Измайловского Кремля.
Международный день анимации – это праздник не только профессионалов, создающих мультфильмы, но и, конечно же, взрослых и детей. Ведь мультфильмы любят все.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
Международный день анимации: история создания мультфильмов и признанные шедевры мультипликации
Сегодня, 28 октября, во всём мире отмечают День анимации. Дата была выбрана не случайно: именно в этот день 127 лет назад во Франции появилось первое подобие мультфильма. Теперь этот праздник отмечают аниматоры во всех странах, а любят его не только дети, но и взрослые. Рассказываем, кто первым создал подобие современного мультфильма и как развивалась эта яркая, интересная и такая манящая к себе детей всего мира индустрия.
История праздника
В 1892 году французский изобретатель и художник Эмиль Рейно собрал почтенную парижскую публику в зале «Кабинет фантастики» музея Гревен, чтобы показать им своё изобретение — «светящиеся пантомимы». На экране перед изумлёнными зрителями с помощью изобретённого Эмилем праксиноскопа ожили нарисованные картинки. Публика повосхищалась, поаплодировала и. забыла об изобретении аж на два года.
Вспомнили о мультфильмах в 1894 году. Тогда братья Люмьер изобрели кинематограф, и по какой-то причине идею движущихся рисунков соединили именно с ним. И движущиеся нарисованные герои быстро вернули себе популярность, особенно среди детей. Примечательно, что сейчас ведутся споры о том, что праздником анимации следует считать 30 августа, потому что именно в этот день в 1877 году Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп, своё изобретение, собранное из коробки из-под печенья, зеркального барабана и позволяющие на прозрачной ленте просматривать фазовые картинки, создающие иллюзию движения. Но эта дата так и не прижилась, и днём создания мультфильмов утвердили 28 октября. Произошло это, кстати, в 2002 году во Франции по инициативе «Международной ассоциации анимационного кино». Таким образом, мультфильмы старее даже кинофильмов.
Мультипликация в России
Мультипликация в Америке
Позднее Уолт Дисней создал такие мировые шедевры мультипликации, как «Золушка», «Спящая Красавица», «101 далматинец», «Леди и бродяга» и многие другие. Мультфильмы до сих пор любимы детьми и взрослыми по всему миру, и, кажется, превзойти их так никто и не смог.
После смерти Уолта Диснея управлять компанией начал его брат Рой. Вышедшие в прокат мультфильмы в годы его «правления» компанией только подтвердили превосходство «Disney Cartoon Studio» над остальными анимационными компаниями. Например, «Книга джунглей», «Коты-аристократы» и «Фольксваген-жук», ставший самым кассовым фильмом года.
С наступлением 21 века компания всё ещё остаётся лучшей в мире. В разные годы выходят такие мультфильмы, как «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Король Лев», ставший опять же самым кассовым и подтвердившим превосходство компании, а также «Тачки», «Рататуй» и другие. До сих пор мультфильмы компании «Disney» не теряют популярности и приносят баснословные кассовые сборы.
Интересные факты
Лучшие мультфильмы всех времён и народов
Конечно же, мнения у всех разные, и кто-то считает для себя лучшей «Золушку», кто-то «Тачки», а кто-то вообще предпочитает японские анимэ. Но топ-10 фильмов, собравшие многомиллионные кассовые сборы и побившие все рекорды по просмотрам, всё-таки следующие:
А вот 10 лучших мультфильмов по мнению редакции сайта «Телефакт»:
Как отмечают праздник
8 самых крутых анимационных фестивалей
Как живут братья «Мультимира» в других странах
Лето — это всегда праздник. А в самом его начале детей и родителей ждет праздник двойной, ведь 30 мая стартует фестиваль анимации и развлечений «Мультимир». До него уже начался обратный отсчет, а чтобы ждать было веселее, мы расскажем, как проходят похожие детские анимационные фестивали в других странах.
Заметим, что список получился довольно пестрый и необычный. Дело в том, что чисто детских фестивалей по всему миру проходит очень много. Но они — не анимационные. Анимационных тоже хватает, но на них показывают различные редкие и авторские мультфильмы без какой-либо развлекательной части. Выставки с активностями, посвященные детскому контенту, тоже проводятся, но на них не пускают… детей, это только для профи. А таких, как «Мультимир», чтобы все сразу, не так и много. Знакомьтесь, удивляйтесь и планируйте отпуска — здесь есть, на что посмотреть вместе с ребенком!
Мультимир
Где: Москва, Россия
Когда: ежегодно, ближайший 30 мая — 3 июня
Для кого: для любителей анимации всех возрастов
Пожалуй, самый главный детский фестиваль в России! Совсем скоро павильон № 75 на ВДНХ откроет свои двери для всех детей и родителей, интересующихся мультиками и не только. Огромное количество площадок и любимых мультгероев, большой концерт, премьеры мультфильмов, конкурсы и даже вручение премии! 4 дня детской радости. 4 дня анимационного безумства. 4 дня мультиков.
ANNECY
Где: Анси, Франция
Когда: ежегодно летом, ближайший 11−16 июня 2018
Для кого: для любителей анимации всех возрастов
Проводится аж с 1960-го года, вручает ворох престижных премий, и, разумеется, держит в своей программе множество интереснейших мероприятий помимо очевидных кинопоказов. Кстати, часть из них продоходит в том числе на свежем воздухе. Приятно, что наши мультфильмы регулярно попадают в списки номинантов и даже лауреатов. В этом году, например, две своих работы отправил «Союзмультфильм».
Animasyros
Где: Эрмуполис, Греция
Когда: ежегодно осенью, ближайший 26−30 сентября 2018
Для кого: любителей анимации всех возрастов
Праздник мультипликации с греческим акцентом. За свою десятилетнюю историю выбился из локального мероприятия «для своих» в крупный международный анимационный фестиваль. Конечно же, здесь показывают мультфильмы. А еще долго обсуждают все, что с ними связано, проводят мастер-классы, концерты и далее по внушительной насыщенной программе. И главное, что сюда приходят с детьми. Их учат создавать мультики самыми разными способами, от древнейших до современных, и заряжают самым концентрированным творческим вдохновением. Все это великолепие проходит в неоклассическом городе на греческом острове.
Cinekid
Где: Амстердам, Нидерланды
Когда: ежегодно осенью, ближайший 20−28 октября 2018
Для кого: для киноманов от 4 до 14 и профессионалов
Огромный фестиваль детского кино с 30-летней историей. Конечно, это прежде всего про кино, но анимацию тут тоже очень любят, почитают и отдельно номинируют. Здесь есть все: и обширные спецпоказы (150 представленных лент — обычная цифра), и всевозможные программы, мероприятия, игры и инновации, ориентированные на детей от 4 до 14 лет. Отдельно по Нидерландам катается «Cinekid on tour», отдельно проводится большой блок для профессионалов отрасли, отдельно под эгидой фестиваля пополняют крупнейшую в Европе цифровую площадку контента MediaLab. Все вместе это Cinekid. По слухам, в Амстердаме его ежегодно посещает каждый 4-й ребенок города. Вот бы «Мультимиру» так же!
Pixar Fest
Где: Диснейленд в Анахайме, Калифония
Когда: с 13 апреля по 03 сентября 2018
Для кого: для поклонников Disney всех возрастов
Разумеется, во всех Диснейлендах мира постоянно что-то да происходит — не могут эти ребята сидеть и делать вид, что они только парк аттракционов в мультяшном стиле. Но отдельно на регулярной основе проводятся красочные фестивали, которые однозначно стоят вашего внимания. Например, крупный Pixar Fest, радующий поклонников студии этим летом. В программу входит умопомрачительный фейерверк, яркое ночное шоу и персонажи Pixar во всех их многочисленных проявлениях. Конечно же, они проходят великолепным парадом. Если вы расстраиваетесь из-за того, что не можете поехать в США, приходите на «Мультимир». Там тоже будет парад мультгероев!
The Ottawa Parent & Child Expo
Где: Оттава, Канада
Когда: ежегодно в апреле, следующий уже в 2019
Для кого: для продвинутых родителей и детей
Мы старались не брать выставки, но большой фестиваль детства в Оттаве обойти никак не получалось. Пока интересующиеся родители со всех сторон просвещаются, обсуждают, смотрят и щупают все то, что хоть как-то касается их детей, дети по максимуму развлекаются в многочисленных игровых зонах. «Мит-энд-грид» с Дашей-путешественницей? Пожалуйста. Концерт Боба-строителя? Не вопрос. Наша Маша и Медведь, там, в Канаде? Легко. Настоящий праздник жизни для родителей и детей, обожающих мультфильмы.
Xiamen International Animation Festival (XIAF)
Где: Сямэнь, Китай
Когда: ежегодно в октябре, следующий осенью 2018
Для кого: для любителей анимации всех возрастов
Сказать, что всевозможные фестивали медиаиндустрии в Китае и Японии процветают — это немного преуменьшить их величие. Ассортимент и разброс велик, так что мы остановились конкретно на анимационных мероприятиях. В Сямэне проходит эпичное мульт-празднество, в котором есть и традиционная часть со спецпоказами, и премия, и выставка, и косплееры, и все на свете, что вы можете увидеть у нас в лучшем случае на Комик-Коне. Кстати, премию «Кибер Суза» (суза — это редкий горбатый дельфин на логотипе) регулярно получают наши герои, такие как «Бумажки», «Джинглики» и «Сказочный патруль». И здесь нам действительно есть, чем гордиться!
China International Cartoon & Animation Festival (CICAF)
Где: Ханчжоу, Китай
Когда: ежегодно в конце апреля, следующий в 2019
Для кого: для любителей анимации всех возрастовЕще один грандиозный китайский мультпраздник с примерно десятилетней историей. Позиционируется как крупнейший в стране, и у нас есть все основания этому верить. На CICAF ежегодно приходит более миллиона посетителей, выставляются тысячи компаний и проводится невероятное количество активностей, где массовые красочные парады — самое обычное дело. Это квинтэссенция всего, посвященного анимации и призванного поразить ваше воображение.
Ещё больше интересного в нашем канале в Яндекс.Дзен