апостолы в наши дни
Печать апостольства в нашей жизни
Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите, научите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).
Конечно, это не значит, что мы должны бежать на улицу с Библией в руках и бросаться на прохожих. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно просто осознать то, что к проповеди призвана вся Церковь, а не только клир. Как это призвание будет исполняться в жизни конкретного верующего, вопрос уже отдельный.
Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее, такое название она носит по своему основанию. Апостол Павел писал, что Церковь утверждена на основании Апостолов и пророков (Еф.2,20). Это значит, что святые апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Именно апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями для других Поместных Церквей.
Церковь называется апостольской также потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через таинства, и проповедуется правильное учение о домостроительстве нашего спасения. После Крестной Жертвы Христа, что еще нужно человеку для спасения? Покаяние, правильная вера и благодать Божия. Приходит человек в Церковь, и слышит слова истины. Приходит, и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дает человеку то, что никто и ничто не даст: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.
Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, и наличию в ней апостольского Предания.
К чему все это говорится? Кажется, вышеперечисленные истины должны расположить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жития. Однако в нашей церковной жизни есть существенная проблема в переживании апостоличности своей веры.
Есть ли апостолы в наши дни?
ЛЖЕУЧЕНИЯ ОБ АПОСТОЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ.
В неопятидесятнической (харизматической) среде распространён культ, так называемых, «апостолов», представителей Иисуса Христа, от которых нужно получить помазание через возложение рук и стать под их духовную власть.
Эти «апостолы» «благословляют» новообразованные организации, передавая им своё «помазание». На самом деле так происходит прикрепление к этим организациям демонического управления. Поэтому, все, кто имеют отношение к таким организациям, находятся в поле действия этих сил.
«Апостолы – представители Бога», «Апостолы назначены Господом представлять Тело. Пусть Господь даст нам откровение, чтобы мы подчинились Христу – Главе, равно, как и Его представителям» – учат в такой среде.
Но мы знаем, что в Теле Христовом нет Его представителей! И никто никого не больше и не выше. Глава Тела – одна, все остальные – равнозначимые члены. Культ особенных людей, лидеров – это типичная особенность сект.
Посредничество людей. Обратите внимание на этот момент.
Они учат, что духовная жизнь передаётся от одних людей к другим. Передача помазания (как трактуется «духовной силы, божественной жизни») – это типичная практика передачи духов от человека к человеку. В оккультной среде совершается переход демонов и заражение ими людей, приобщение одних и других общему духовному источнику.
В такой среде человека убедят, что он не может получить благодати от Бога иначе, как только через таких посредников. Однако, никакого посредничества людей в передаче благодати не существует.
Библейское возложение рук является только молитвой к Богу о ниспослании благодати человеку, с символическим изображением этой передачи и духовного отождествления, поручительства.
Божья благодать даётся БЕЗ посредников. Это ключевой принцип, о котором нужно знать! Люди не могут передавать Духа Святого. Распоряжаться Духом Божьим никто не может.
Апостолов в истории было только двенадцать. Других апостолов – нет. Потому что, апостолы – это лично избранные Иисусом Христом двенадцать человек, заложивших фундамент в домостроительстве исторической церкви (1 Коринф.3:10). Двенадцатый, вместо Иуды Искариота, – Павел. И это всё (Деян.ап. 1:20-21, 1 Коринф. 4:9).
Их служение было уникальным, и оно не повторяется. Также, как патриархов, основоположников ветхозаветного народа Божьего Израиля было двенадцать, так и апостолов, основателей новозаветного народа Божьего – двенадцать, и других нет.
Зато ложных апостолов во все времена достаточно. «Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» 2 Коринф.11:13.
Есть ли апостолы в наши дни
ЛЖЕУЧЕНИЯ ОБ АПОСТОЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ.
В неопятидесятнической среде распространён культ, так называемых, «апостолов», представителей Иисуса Христа, от которых нужно получить помазание через возложение рук и стать под их духовную власть.
Эти «апостолы» «благословляют» новообразованные организации, передавая им своё «помазание». На самом деле так происходит прикрепление к этим организациям демонического управления. Поэтому, все, кто имеют отношение к таким организациям, находятся в поле действия этих сил.
Но мы знаем, что в Теле Христовом нет Его представителей! И никто никого не больше и не выше. Глава Тела – одна, все остальные – равнозначимые члены. Культ особенных людей, лидеров – это типичная особенность сект.
Посредничество людей. Обратите внимание на этот момент.
Они учат, что духовная жизнь передаётся от одних людей к другим. Передача помазания (как трактуется «духовной силы, божественной жизни») – это типичная практика передачи духов от человека к человеку. В оккультной среде совершается переход демонов и заражение ими людей, приобщение одних и других общему духовному источнику.
В такой среде человека убедят, что он не может получить благодати от Бога иначе, как только через таких посредников. Однако, никакого посредничества людей в передаче благодати не существует.
Библейское возложение рук является только молитвой о послании Богом благодати человеку, с символическим изображением этой передачи.
Божья благодать передаётся БЕЗ посредников. Это ключевой принцип, о котором нужно знать! Распоряжаться Духом Божьим никто не может.
Апостолов в истории было только двенадцать. Других апостолов – нет. Потому что, апостолы – это лично избранные Иисусом Христом двенадцать человек, заложивших фундамент в домостроительстве исторической церкви (1 Коринф.3:10). Двенадцатый, вместо Иуды Искариота, – Павел. И это всё (Деян.ап. 1:20-21, 1 Коринф. 4:9).
Их служение было уникальным, и оно не повторяется. Также, как патриархов, основоположников ветхозаветного народа Божьего Израиля было двенадцать, так и апостолов, основателей новозаветного народа Божьего – двенадцать, и других нет.
Зато ложных апостолов во все времена достаточно. «Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» 2 Коринф.11:13.
Православная Жизнь
Вот мы, дорогие братья и сестры, с Божьей помощью и вошли в Петров пост.
Окончились дни Цветной Триоди, дни, когда Жених был с нами, теперь Господь призывает нас потрудиться для достижения Царствия Небесного. Не случайно этот пост назван Петровым, апостольским. Ведь в экклесиологическом смысле Святой Дух сошел именно на апостолов, соделав их живыми камнями и фундаментом, на котором зиждется Церковь. Если сообщество верующих христиан не имеет апостольской преемственности, т. е. священники этого общества не могут проследить свои хиротонии до святых апостолов, такое сообщество не может называться Церковью. Их хиротонии или различные ритуалы «возведения в сан» являются недействительными. Почему? Потому что силу рождать новых священников – епископов, иереев, диаконов – Святой Дух даровал именно апостолам и в последующем их правопреемникам – епископам канонической Церкви.
Ведь не случайно в одном из главных сводов канонического права Православной Церкви, именуемого «Правила святых апостолов» и содержащего каноны, преподанные нам именно от апостолов – непосредственных учеников Христовых, первым правилом является следующее: «Епископа да поставляют два или три епископа».
Почему же именно это правило является первым правилом, преподанным нам от апостолов?
Оно показывает непрерывность благодати Святого Духа, которая преподается от святых апостолов епископам и в последующем всем тем, на кого они законно возложат руки. Святые апостолы тем, что вышеупомянутое правило, касающееся священнической иерархии в Церкви, разместили первым, словно бы говорят нам о том, что апостольская преемственность священников является фундаментальным принципом церковной жизни.
Именно вокруг этой темы сегодня разворачиваются главные богословские дебаты, связанные с легализацией Константинопольским Патриархом украинских раскольников. Некоторые политики пытаются пустить пыль в глаза, перевести внутрицерковный конфликт на идеологические «рельсы», вмонтировать его в очередной этап «холодной» войны, пытающейся поляризовать мир вокруг двух всем известных государственных центров.
Но факт остается фактом. И его никуда не денешь. И именно из-за него еще ни одна Поместная Православная Церковь (кроме Константинопольской) не признала «ПЦУ». Что же это за факт? У украинских раскольников нет апостольской преемственности. И соответственно нет законной (канонической) священнической иерархии.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий когда-то сказал интересную фразу о том, что диавол никогда не оставляет Церковь в покое. Он старается оторвать от нее как можно большее количество христиан. И действительно, Церковь не знала мирных времен: либо гонения со стороны государственных структур и различных враждебных Православию групп, либо во время относительного социального покоя и благоденствия Ее сотрясали страшные ереси да расколы.
Так было во времена апостольские. Так есть и сейчас. И в чем-то, дорогие братья и сестры, мы должны быть благодарны Богу за это, потому что Он дает нам возможность прикоснуться хоть на йоту к исповедническому подвигу святых. А одно исповедничество Христа посреди враждебного мира покрывает множество грехов.
Господь и сегодня нам дает возможность быть современными апостолами. Не в экклесиологическом, не в иерархическом смысле. Нет. Но в морально-нравственном.
Ведь назвал же святой первоверховный апостол Петр нас, православных христиан, царственным священством и родом избранным (см. 1 Пет. 2:9), а первоверховный апостол Павел в Первом Послании к Тимофею самого Тимофея именовал своим сыном, а в Послании к Филимону он написал об апостоле Онисиме, что родил его в узах (т. е. крестил его и наставил на путь православного христианина) (см. Фил. 1:10). Почему эти два Павловых личных послания с вполне конкретными адресатами включены в канон книг Нового Завета? Потому что в лице святых Тимофея и Филимона святой апостол обращается ко всем православным христианам всех времен и народов. Все мы – православные христиане – дети апостолов, всех нас они родили, все мы их наследники, как и наследники всего Нового Завета.
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) когда-то назвал нас, православных журналистов, современными апостолами. Мне кажется, что сегодня каждый православный христианин является в чем-то апостолом, потому что он свидетель Христов. Его жизнь – это свидетельство встречи человека и Бога. Это союз человека и Бога. И он послан Богом в мир еще и для того, чтобы и для других послужить дорожным указателем к Христу.
Будем же с Божьей помощью, дорогие братья и сестры, вчитываться в жития святых апостолов, вдохновляться их примером. Времена у них были сложные, но и у нас непростые. Тьма диавольская и сейчас пытается поглотить Божественный свет.
Но этого не случится никогда. Божественный свет идет через нас. Мы проводники. Мы апостолы Бога. На нас лежит священная обязанность – хранение веры православной. Нам дана эта великая радость жизни во Христе, как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, который также был «апостолом» для своего времени.
Лишь бы только мы сами с помощью церковных проверенных средств предоставляли свои души, тела, уста и руки в распоряжение Святому Духу, Который будет светить и действовать через нас. Лишь бы мы, как и святые апостолы, любили Христа и Его Церковь больше жизни. Ведь мама у нас одна. И Церковь тоже одна. И надо любить Церковь, как собственную маму.