армения на дне черного моря
На дне Черного моря нашли затопленный в 1941 году теплоход «Армения»
6 ноября 1941 года транспорт вышел из Севастополя в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту, по пути следования зашел в Ялту для эвакуации раненых.
7 ноября 1941 года в 11 часов 25 минут на траверсе Гурзуфа был атакован немецкой авиацией, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна.
Регулярно в Севастополе у причальной стенки госпиталя Черноморского флота имени Пирогова проходят траурные церемонии, на которых вспоминают погибших на теплоходе «Армения». Поиски теплохода продолжались несколько десятилетий и при СССР, и при Украине. Несколько раз различные экспедиции объявляли об успехе и обнаружении координат гибели судна, но эти сведения ни разу не подтверждались. Оставались не обследованными лишь несколько глубоководных квадратов.
. Над местом гибели «Армении» священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду. На воду был спущен венок, произведены три залпа траурного салюта.
Зашли с кормы
«Армению» искали долго. Очень долго.
На поиск потопленного фашистами судна отправлялся даже директор американского Института океанографии Роберт Баллард. Который славен тем, что нашел на дне Атлантики «Титаник». Баллард и его команда обнаружили на дне Черного моря почти полтысячи артефактов: от древнегреческого судна до противолодочного вертолета с погибшим экипажем внутри. Но «Армения» словно не желала быть найденной. Да, глубина очень большая, но ведь теплоход лежит всего в 15 морских милях от берега, в переводе на привычные сухопутные расстояния это чуть больше 27 км. Некоторые ветераны даже утверждали, что с гор в районе Ялты 7 ноября 1941 года наблюдали гибель судна. Вряд ли это возможно, но десятилетиями трагедия будоражила сердца, многим хотелось хоть как-то быть причастными к расследованию.
Специалисты Министерства обороны РФ на завершающем этапа для обследования и классификации находки пригласили Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).
Несколько десятилетий преобладала версия о том, что «Армению» атаковал немецкий самолет-торпедоносец. Теперь появилось возможность проверить старые версии. Так что же реально послужило причиной гибели теплохода? Этот вопрос я задал исполнительному директору Центра подводных исследований РГО Сергею Фокину.
Очень большие разночтения по количеству погибших людей. Пишут, что от 5000 до 7000. Все из-за того, что на берегу не знали, сколько народа погрузилось на «Армению». Но на ее борту могли знать. Возможно, что такие документы хранятся в каком-то сейфе?
Сергей Фокин: Капитан тоже мог не знать: учитывая условия, в которых проходила эвакуация. Нет уверенности, что вообще составляли какие-то списки. Грузили на борт столько, сколько можно было разместить. Это было страшное время.
Во-вторых, надстройка «Армении» сильно разворочена. На глубине 1,5 км эффективно работать по проникновению в замкнутое пространство могут только телеуправляемые аппараты. За которыми тянется кабель, который имеет очень высокую вероятность запутаться во фрагментах разрушений. И там остаться.
Даже если гипотетически предположить, что были списки пассажиров, то они находятся во внутренних помещениях. Проникнуть в которые мы технически не можем.
Читал, что перед роковым рейсом «Армению» вооружили 45-мм орудиями. Судно вело бой с атакующими бомбардировщиками?
Сергей Фокин: Пушек мы не нашли. Если они и были установлены, как утверждается в некоторых документах, то это не то вооружение, которое может оказать серьезный отпор атакам с воздуха. Есть основания считать, что теплоход затопили буквально с первого захода.
Рядом на дне не лежат ли фрагменты сбитых самолетов?
Сергей Фокин: Домой. В Финском заливе работаем на месте самой серьезной победы надводных сил нашего флота на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Советские катера торпедировали немецкий эсминец Т-31. Наши торпеды разорвали его на две части, лежит на глубине 60 метров в окружении разных судов и артефактов.
Исследуем, детально все изучаем, ведем съемку.
Бушует пандемия: у вас в Центре подводных исследований Русского географического общества все здоровы?
Сергей Фокин: Наша работа и есть самоизоляция: погрузились на судно, вышли в море. Очень ограниченный круг общения. Все здоровы.
Гибель «Армении»
«Рысак» Черного моря
7 ноября 1941 года ассоциируется прежде всего с историческим парадом на Красной площади. И это правильно: военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции стал торжеством нашего духа, ведь бои шли уже на подступах к Москве.
В 8.00 выехавший на вороном коне из ворот Спасской башни Семен Буденный принимал парад у командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта Павла Артемьева. С речью выступил Сталин.
Парад продолжался менее часа. Войска с Красной площади уходили прямо на фронт.
А в это же время из порта Ялты выходил теплоход «Армения».
После выхода из акватории порта «Армения» берет курс на Туапсе. В 11.25 судно атакуют немецкие бомбардировщики. Штормило, и сопровождавший сторожевой катер (согласно другим данным: два катера класса «малый охотник») не мог вести эффективный зенитный огонь.
Данные о воздушном прикрытии тоже противоречивые. Есть сведения, что «Армению» прикрывала пара истребителей И-153 «Чайка». Или должны были прикрывать. Но боевых донесений о воздушном бое в том районе нет.
И почему капитан «Армении» вышел в море днем? Хотя были инструкции, требующие совершать переходы исключительно ночью?
На глубине 1,5 км
А в 1941-м все было не так.
Давайте мысленно перенесемся в то ноябрьское утро.
Итак, Ялта: 7 ноября 1941 года. Битва за Крым уже пошла по самому скверному сценарию. 11-я армия вермахта под командованием Эриха фон Манштейна прорвала нашу оборону в районе Перекопа, преодолела «Татарский ров» и вышла на оперативный простор.
После полудня 7 ноября немецкую мотопехоту уже видят в Верхней Ялте. И как мог капитан «Армении» выходить в море строго по инструкции: в темное время суток? Когда спустились сумерки, Ялта была уже оккупирована.
Большинство из ялтинских санаториев стали госпиталями, город был переполнен ранеными, которые и устремились в порт. А куда им было еще бежать? Утром подразделения 124-го пехотного полка 72-й дивизии вермахта перерезали дорогу на Севастополь.
А в порту стоит та самая «Армения». Лучше уходить на переполненном судне, чем попасть немцам в плен. Это понимали все: и на берегу, и на судне.
Что же касается катеров и истребителей для прикрытия. Да какие были, такие им и выделили.
«Армению» атаковали с воздуха: немецкие бомбардировщики зашли с кормы. Судно в тот момент находилось в 15 морских милях от берега. Бомбы упали в районе надстройки. Тысячи людей и внутри, и на верхней палубе были обречены. Там был ад.
«Армения» затонула всего за 4 минуты: в 11.29 теплоход уже скрылся под водой. Затопление было настолько быстрым, что часть иллюминаторов оказались не разбиты, а вдавлены внутрь: внутри гибнущего судна оставались «воздушные карманы».
Значит ли это, что люди могли жить какое-то время под водой?
Кто бомбил Крым
Спросите любого: где и когда разыгралась самая страшная морская трагедия? 9 из 10 скажут, что это гибель «Титаника».
«Титаник» утонул 15 апреля 1912 года, погибли около 1,5 тысячи человек. Мир о них помнит. Вспомните: многие рыдали, когда смотрели знаковый фильм-катастрофу Джеймса Кэмерона. Некоторые и сейчас смахнут слезу при звуках трогательного саундтрека в исполнении Селин Дион.
И разве пассажиры нашего санитарного судна не пережили страшные мучения? Немногие выжившие (раненые при бомбежке, обожженные) оказались в холодной воде. Где и погибали: до берега 27 км. Не доплыть.
Несколько человек спас сторожевой катер.
К тому же «Титаник» погубили айсберг и халатность капитана. То есть сочетание обстоятельств непреодолимой силы и человеческого фактора. А «Армению» уничтожали целенаправленно, игнорируя красные кресты на бортах и флаг Международного Красного Креста на мачте.
За это военное преступление, кстати, никто так и не рискнул взять на себя ответственность.
Крым бомбил авиационный корпус генерала Курта Пфлюгбейля, который входил в состав 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера.
В корпусе Пфлюгбейля было две бомбардировочных и одна истребительная эскадры.
Истребители Bf-109 отметаем. Потому что они в 1941 году не были способны нести бомбы, которые могли за считаные минуты отправить на дно судно водоизмещением 5700 тонн. «Мессер», способный нести под фюзеляжем две бомбы весом до 250 кг или одну 500 кг, скоро появится. Это Messerschmitt Bf 109G-2 («Густав-2»), но немцы его впервые применили под Сталинградом в конце лета 1942 года.
Поэтому остается бомбардировщики «Хейнкель» Не-111 из эскадры KG 27 и «Юнкерсы» Ju-88 из KG 51.
Одно время потопление «Армении» приписывали именно экипажам «Хейнкелей», которые якобы использовали торпеды. Но в боевых донесениях в тот день фигурируют немецкие атаки лишь на транспорт в районе Керчи.
Фриц в луже крови
Манштейн тоже оставил описания кампании в Крыму. Довольно обстоятельные. Но в воспоминаниях о действиях авиации, находившейся у него в оперативным подчинении, нет ни слова об атаке на «Армению».
У Манштейна во время крымских сражений проскальзывает только одна морская трагедия: в эпицентре которой он сам оказался. В книге «Утерянные победы» вспоминает, как перед вторым штурмом Севастополя (лето 1942-го) выехал на южный берег, где совершил поездку на итальянском торпедном катер».
Этот катер заметили советские летчики-истребители.
Далее Манштейн подробно рассказывает об этом водителе, цитирует свою собственную речь над его могилой.
Важно помнить, что мемуары и летчика Дириха, и фельдмаршала Манштейна писались уже после войны. С немецкой сентиментальностью. Но для погибших на «Армении» у немецких офицеров, задним числом «все осознавших и раскаявшихся», сентиментальности так и не хватило.
Координаты, где наши асы атаковали катер Манштейна, в книге не сообщаются. Но фраза «у самой Ялты» пробуждает воображение. Хорошо бы, если это было там, где 8 месяцами ранее подчиненные Манштейна потопили санитарный теплоход.
Эрих фон Манштейн в мае 1945 года был арестован и до лета 1948 года содержался в спецлагере для офицеров высшего ранга в Великобритании. В Германии как военный преступник в 1950 году был приговорен к 18 годам тюрьмы. Освобожден в 1953 году по состоянию здоровья.
Версия
Экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества установила:
«Армения» стоит на твердом грунте на ровном киле курсом 220.
Судно не разломилось, как утверждали некоторые источники.
Корпус покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед.
Идентификация судна произведена по прямым и косвенным признакам: по габаритам, характерным элементам надстроек, конструкций и ограждений, отмеченным в чертежах и архивных данных. Во время третьего спуска подводного робота (использовался необитаемый подводный аппарат серии «РТ») удалось найти судовой колокол, на нем четко читается слово «Армения».
Обилие висящих тросов и торчащих металлических фрагментов не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть наличие на момент гибели на борту четырех 45-мм универсальных пушек «21К».
Степень разрушения судна такова, что не представляется возможным определить и количество погубивших его взрывов.
Центр подводных исследований РГО запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании «Армении».
Страшнее, чем на «Титанике»: спустя 79 лет после гибели найден теплоход «Армения»
На дне Чёрного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией в 1941 году. Гибель судна считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории: на борту, по разным подсчётам, находилось от 6 до 10 тысяч беженцев и раненых. Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В изучении и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований РГО. Почему затонувшее судно так долго искали, и как удалось его обнаружить — в нашем материале.
Конец поиску, начало изучению
15 морских миль от Ялты, полтора километра вглубь — здесь покоится теплоход «Армения». Для того чтобы его обнаружить, поисковики из года в год прочёсывали Чёрное море. Только за последние 20 лет исследовали более 300 квадратных километров. В одной из операций даже участвовал знаменитый американский океанолог Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году — обломки немецкого линкора «Бисмарк». Дорогое оборудование ему не помогло: «Армения» никак не проявила себя.
Такая «неуловимость» судна породила ряд конспирологических теорий. Говорили, будто бы «Армения» возвращалась в Севастополь, что на борту были не люди, а ценный груз, что шла не так и не туда. Иначе, почему же в известных координатах ничего нет?
sea-2585016_960_720.jpg
В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было понять, ни что за объект находится на дне, ни точные координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее.
В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции, район тщательно исследовали гидролокатором. И уже это исследование показало, что на дне, действительно, находится объект, очертаниями напоминающий «Армению». Однако, стопроцентной уверенности не было. С начала 2000-х затонувший теплоход «находили» четырежды, но в итоге эта информация не подтвердилась. Для идентификации найденного судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_4.jpeg
Как случилась одна из крупнейших морских катастроф в истории
С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё глубже проникали вглубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не осталось.
5 ноября в Севастополе началась паника. Руководство города решило эвакуировать в Туапсе госпитали, лазареты, артистов театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма, персонал пионерлагеря «Артек», их семьи и часть мирного населения. Для этих нужд выделили самое крупное санитарное судно «Армения».
До войны по Чёрному морю ходили прогулочные «крымско-кавказские» теплоходы: «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения». Летом 1941 года их переделали в санитарно-транспортные суда и отдали медицинской службе Черноморского флота.
Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Водоизмещение — около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, пассажировместимость — около тысячи человек. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых. На бортах нарисовали красные кресты — международное обозначение госпитального судна.
В течение августа-сентября «Армения» под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского 15 раз сходила на большую землю и перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы.
woennajamedsestranatashamihalewa.jpg
6 ноября с раннего утра до позднего вечера на борт теплохода поднимались люди. Подсчётов беженцев никто не вёл.
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание. госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — вспоминал участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники. Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Тысячи людей правдами и неправдами попадали на уходящее судно, жители города видели в нём последний шанс на спасение. На берегу возникла давка.
На маршруте Севастополь – Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. В итоге в Ялту судно прибыло только в 2 часа ночи 7 ноября.
«В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин, человек, которому не удалось попасть на борт. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.30.jpeg
Гибель «Армении» ещё и обескровила медицинскую службу Черноморского флота: погиб руководящий состав, опытные врачи, медсёстры, фельдшеры из четырёх севастопольских и ялтинских госпиталей.
Это точно «Армения»!
В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО прибыли на место обнаружения судна. На дно спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ». Он и делает первые подводные кадры. Устройство манипулятора снимает вмятины и трещины. В операторской рубке весь процесс погружения можно наблюдать в режиме прямого эфира.
Осмотр найденного корпуса начинается с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Ещё при первом подходе к судну на дне обнаруживают фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта отмечают характерные признаки теплохода «Армения»: расположение палуб и своеобразные проёмы в леерных ограждениях.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.32.jpeg
Еще один спуск подводного аппарата. Робот осматривает нос судна, где когда-то было название. Он повреждён не так сильно, и название могло бы сохраниться. Но, нет: вероятно, его нанесли краской, которую быстро разъела агрессивная морская вода. Хотя и без названия признаков более, чем достаточно, чтобы подтвердить, что это она, «Армения». Робот движется дальше. И вдруг самая счастливая находка: на носу стойка судового колокола, а на палубе — и он сам! Рында упала надписью вверх, и на ней чётко читается надпись «Армения». Колокол изготовлен из цветного металла и не подвергся коррозии. На такую удачу участники экспедиции даже не рассчитывали. «Мы не оставили простора фантазии ни одному лжеисторику. Подобные находки, как паспорт», — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
whatsapp-image-2020-04-26-162132-2.jpeg
Завершающее погружение. Робот возвращается на левый борт, но теперь в район ходового мостика, куда пришлись основные удары авиабомб. Именно здесь могли располагаться орудия, если их, действительно, установили, нарушив конвенцию о санитарных судах. Но, увы, узнать, были они там или нет — не удастся. Степень разрушения судна такова, что не понять даже количество взрывов, погубивших «Армению».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.29_1.jpeg
По признанию участников экспедиции, обследование судна «Армения», объекта на сверхбольшой глубине, требовало большой концентрации внимания и аккуратности.
«Нам надо было собрать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это дремучий лес, в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки».
Одного исследования оказалось достаточно, чтобы сделать важные выводы: объект не раскололся на части, стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чём сообщала официальная версия.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_3.jpeg
И всё-таки, почему теплоход «Армения» так долго не могли найти?
«В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход «Армения» в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО. — Главная сложность обнаружения «Армении» в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить».
Участники экспедиции говорят, что новых погружений к «Армении» не предвидится. И дело не только в сверхглубине. «Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично, — говорит Сергей Фокин. — Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
«Все смешалось в неописуемом кошмаре» В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет
На дне Черного моря обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад — 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские — по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий, и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении». «Лента.ру» вспомнила трагическую историю теплохода и его пассажиров.
Морской рысак
В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».
Материалы по теме
Как три «Титаника»
Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам времени было универсальным грузопассажирским. Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми.
С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.
С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились упоминания об установке пушек на борту теплохода.
Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ):
На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости.
Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную.
На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — девяти врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненых бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.
Остановка по требованию
После Одессы в плане эвакуации раненых и беженцев стоял Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе.
4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.
На этот раз вместе с ранеными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория — такую директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек».
Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток.
Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на рейде порта Балаклава.
По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских музеев и архивные документы, по другой — экспонаты передвижной выставки в Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из коллекции Государственного Русского музея.
Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море — при сильном ветре, волнах и в абсолютной темноте.
При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников» подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью, учитывая «особо ценный груз».
Они [чекисты] не могли не только передать груз, но и просто подойти к теплоходу. Кто имеет опыт бункеровки в открытом море, тот поймет, о чем идет речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы в щепки раньше, чем они успели бы сказать «мяу». Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава не упоминается как перевалочное место [«Армении»].
А вот то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом. Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось критике — в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые вполне могли вывезти жителей.
Но выбор пал почему-то на и без того перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города раненых, сотрудников НКВД и партактив.
«Бойцы НКВД пропускали только женщин и детей»
После того как всех пассажиров из особого списка доставили на теплоход в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу.
Несмотря на то что некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь, что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы.
Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины.
Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше: по одной из версий, адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ — дождаться семи вечера. На деле же никакого приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части.
Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту с гор из пулеметов. Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время [«Арменией»] получено было приказание оперативного дежурного Черноморского флота выходить из Ялты.
В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла: порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.
В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051.
Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось открыть ответный огонь.
Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.
Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды. Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»:
«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца.
Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».
«Ушел под воду за четыре минуты»
Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87, прозванными в Красной армии «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.
Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что теплоход ушел под воду за четыре минуты.
Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше — 1496 человек).
Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:
«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (. ). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (. ). По правому борту плавает большая коробка».
Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном порядке призывать врачей из запаса, в том числе — непризывных возрастов.
Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой.
«Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха»
Долгие годы вся информация, связанная с судном, была засекречена. В книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году, были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки.
Долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — с 2000 года было исследовано более 300 квадратных километров дна Черного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.
К поискам лайнера подключали и зарубежных специалистов: теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард, который обнаружил знаменитый «Титаник» и немецкий линкор «Бисмарк».
В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.
Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — рынды — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.
Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха. И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что «Армения» была атакована звеном из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в ее среднюю часть.
Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Между тем, несмотря на обнаружение места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся нераскрытыми — новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.
Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ.