армения корабль на дне
Злой рок «Армении»: какие тайны трагедии 1941 года скрывает Черное море
7 ноября 1941 года в Черном море недалеко от Ялты самолеты люфтваффе потопили советский теплоход «Армения». Гибель судна — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Об этом пишет на страницах журнала «Профиль» Александр Митрофанов.
На борту находилось от 7 до 10 тысяч человек. Главным образом — раненые, медперсонал нескольких госпиталей, гражданские лица, бежавшие от наступавших немецких частей. Спаслось всего несколько человек. Таким образом, гибель «Армении» по масштабам сопоставима с катастрофой флота фашистской Германии. На лайнере «Вильгельм Густлофф», потопленном советской подводной лодкой в январе 1945 года на Балтике, погибло от 5 до 10 тысяч человек.
Черное море и белый теплоход
«Армения» строилась специально для перевозок по Крымско-Кавказской линии. В общей сложности в 1926—1931 годах были построены шесть однотипных почтово-товаропассажирских теплоходов. Названия всех судов — «Аджария» (первый в серии), «Абхазия», «Армения», «Украина», «Грузия» и «Крым» — подтверждали их приписку к черноморским портам. За ними закрепилось и общее неформальное название — «крымчаки».
Четыре теплохода были построены на Балтийском заводе в Ленинграде, а два на верфи фирмы Круппа в Киле. Проект, разработанный ленинградским Центральным бюро по морскому судостроению (ЦБМС), оказался удачным. Настолько, что немцы взяли его за основу, выполняя испанский заказ по созданию теплоходов для сообщения с Канарскими и Балеарскими островами.
«Крымчаки» постройки Балтийского завода имели следующие главные измерения: длина 112,5 метра, ширина 15,55 метра, высота борта 7,84 метра, осадка с грузом 5,95 метра. Полное водоизмещение — 5 770 тонн. Теплоходы могли принять на борт 980 пассажиров. Спасательные средства состояли из 6 шлюпок вместимостью 48 человек каждая.
Любопытный факт — на суда этого проекта положило глаз Управление ВМС РККА (такой статус имел ВМФ в 1926—1937 годах). В апреле 1933 года было утверждено оперативно-тактические задание на создание теплоходов, которые можно было бы использовать в качестве вспомогательных крейсеров.
Предлагалось, помимо повышения скорости хода до 17,5−18 узлов, предусмотреть возможность частичного бронирования, установки пяти шестидюймовых (152-миллиметровых) орудий, а также 76-миллиметровых и 45-миллиметровых зенитных установок.
Планы так и остались на бумаге. Однако наработки пригодились уже после войны. На основе этого проекта были созданы теплоходы типа «Киргизстан» — они пришли на смену пяти «крымчакам», которые при разных обстоятельствах погибли в ходе боевых действий. Победную весну 1945-го встретил чудом уцелевший «Крым».
Рабочие «лошадки» войны
В августе 1941 года все суда типа «Абхазия» были переданы медицинской службе Черноморского флота и переоборудованы в санитарные транспорты. Какое-то время они носили знаки Красного Креста, но потом были перекрашены в защитный шаровый (серый) цвет и вооружены зенитными пушками и пулеметами.
Командовать «Арменией» доверили опытному капитану торгового флота Владимиру Плаушевскому. Штатная эвакоемкость транспорта составляла 400 раненых. На нем были оборудованы операционная и четыре перевязочных. Численность медперсонала — девять врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
До 7 ноября 1941-го, ставшего для нее роковым днем, «Армения» совершила 15 эвакорейсов. Сначала из Одессы, потом из Севастополя на Кавказ было доставлено около 15 тысяч раненых и беженцев.
Порожняком санитарные транспорты не гоняли. Например, в Одессу с 30 августа по 1 сентября на них морем перебросили 10 пехотных батальонов. А в период с 15 по 17 октября «Армения» участвовала в эвакуации частей Приморской армии из Одессы в Севастополь.
Последний рейс
Официальная информация о гибели теплохода скудна и противоречива. Документально подтверждено, что 4 ноября 1941 года в 05.40 «Армения» и «Абхазия» в сопровождении эсминца «Способный» и базового тральщика вышли из Туапсе и взяли курс на Севастополь.
Примерно в 11 часов на «Армении» вышел из строя главный двигатель. Судно вернулось в порт для устранения поломки. Ремонт занял немного времени, и вскоре теплоход снова вышел в море под охраной эсминца «Сообразительный».
Утром 6 ноября судно вошло в Севастопольскую бухту. Пополнение — около 4,5 тысячи человек — начали переправлять на берег. Одновременно катера доставляли на борт раненых.
Затем «Армению» перевели в Корабельную бухту к причалу артиллерийских мастерских. Здесь раненых поднимали по узкому трапу, спущенному с правого борта, и с катеров, подходивших к левому борту.
После завершения погрузки «Армения» в сопровождении сторожевого катера СКА-041 взяла курс на Ялту. Однако неожиданно поступил приказ — сначала зайти в Балаклаву, чтобы оттуда эвакуировать раненых и медперсонал госпиталей.
Таким образом, в Ялту теплоход прибыл глубокой ночью 7 ноября. Незамедлительно была организована погрузка раненых и беженцев, включая партийный актив Южного берега Крыма и руководство пионерского лагеря «Артек».
Есть сведения, что сотрудники НКВД доставили на «Армению» несколько десятков запечатанных ящиков. В них могли быть золото из хранилища Симферопольского областного банка и наиболее ценные экспонаты крымских музеев.
Решение командования Черноморского флота отправить «Армению» в Балаклаву и Ялту оказалось роковым. У судна был реальный шанс, выйдя вечером 6 ноября из Севастополя, к утру следующего дня благополучно достичь одного из портов Кавказа.
В тот период подводных лодок у немцев на Черном море не было, а единственная румынская субмарина не покидала пределы своих территориальных вод. Бомбардировщики люфтваффе не имели на вооружении радиолокационных прицелов, что исключало возможность эффективно использовать их ночью против морских целей.
Во время захода в Ялту Владимир Плаушевский получил категорический приказ командующего Черноморским флотом не выходить в море до 19.00. Основание — отсутствие авиационного прикрытия.
Но командир «Армении» ослушался и вывел судно в 8 утра. Винить его сложно — сухопутный фронт рухнул, и враг мог ворваться в город. Так оно и случилось сутки спустя. Впрочем, оставаться на день в порту, не прикрытом зенитной артиллерией, тоже было безумием.
В списках не значатся
По официальным данным, на борту «Армении» утром 7 ноября находилось примерно 5 тысяч человек. Цифра более чем условная. По факту раненых, медиков, беженцев было раза в полтора, а то и в два больше. Погрузка и в Севастополе, и в Балаклаве, и в Ялте проходила стихийно, поднимавшихся на борт никто не регистрировал.
По свидетельству очевидцев, от нижних палуб до ходового мостика люди стояли буквально плечом к плечу. Даже носилки с пристегнутыми тяжелоранеными ставили почти вертикально, чтобы дать место для размещения других.
45-миллиметровая пушка на борту «Армении». Иллюстрация: wikipedia.org
«Армения» покинула Ялту в сопровождении двух сторожевых катеров. На каждом — две 45-миллиметровые пушки и два крупнокалиберных пулемета ДШК. Воздушное прикрытие все-таки постарались обеспечить — на выходе из порта над судном барражировали две «Чайки» — устаревшие истребители И-153.
Теплоход имел свои средства ПВО — четыре 45-миллиметровые пушки 21К. Если правы официальные советские источники, утверждавшие, что на бортах и палубе «Армении» были нанесены знаки Красного Креста, то наличие зенитной артиллерии следует считать грубым нарушением положений Гаагской конвенции 1907 года «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 года».
Впрочем, иллюзий относительно «гуманизма» военной машины фашистской Германии быть не может. В Атлантике, например, немецкие подводники взяли за правило всплывать и расстреливать из пулеметов экипажи потопленных транспортов союзников, пытающиеся спастись на шлюпках.
До недавнего времени существовало две версии гибели «Армении». Согласно первой, можно сказать, канонической, в 11.25 на расстоянии примерно 25 миль от берега на траверзе Гурзуфа и Медведь-горы теплоход подвергся атаке самолета-торпедоносца He-111H-6.
Незамеченный советскими истребителями, одинокий «Хейнкель» якобы зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, вторая попала в носовую часть судна, и оно затонуло за четыре минуты. Катера спасли всего восемь человек.
Жительница Ялты Анастасия Попова, которой в этой катастрофе удалось спастись, вспоминала:
«Теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в воду и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».
Кажется невероятным, что женщина смогла проплыть 25 морских миль в ледяной ноябрьской воде. Как бы то ни было, но, согласно этой версии, до берега добралось только пять пассажиров санитарного транспорта, в том числе беременная женщина.
Глубинная правда
Поисками места гибели «Армении» вплотную занялись только весной 2005 года. Крым тогда был украинским. Возглавил экспедицию начальник департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины Сергей Воронов.
Ученые надеялись не только найти судно, но и поднять на поверхность шкаф из каюты главврача, в котором могли храниться важные документы, в том числе списки пассажиров последнего рейса.
Для поиска на глубине использовали многоцелевой обитаемый подводный аппарат «Лангуст», оснащенный гидролокатором. Однако экспедиция Сергея Воронова «Армению» не нашла.
Тем временем в архивах Черноморского пароходства обнаружили новую информацию о возможных местах гибели судна. Одно — на траверзе мыса Аю-Даг, это напротив «Артека» (глубина моря там около 250 метров). Второе — на траверзе мыса Сарыч в 93 километрах от берега (глубина моря — до 1,2 тыс. метров).
Район Аю-Дага обследовали суда Ялтинского порта с использованием гидролокатора бокового обзора. На глубине 182 метра были обнаружены крупные металлические обломки. В дальнейшем было установлено, что они принадлежат пассажирскому судну «Ленин», погибшему на минах в 1941 году.
Украинские специалисты не располагали оборудованием, чтобы вести поиски на больших глубинах, поэтому обратились за помощью к Роберту Балларду — директору Род-Айлендского института океанографии штата Массачусетс.
Тот согласился не только участвовать в поисках, но и профинансировать совместный проект. В итоге был обследован обширный участок морского дна — от мыса Херсонес до мыса Меганом.
«Армению» не обнаружили, зато нашли 494 ранее неизвестных подводных объекта. Среди них 141 объект идентифицировали как затонувшие суда различных эпох — от античности до Второй мировой войны.
Специалисты Миноброны РФ и Центра подводных исследовании РГО проводят исследование места гибели корабля «Армения». Иллюстрация: Центр подводных исследований РГО/ РИА Новости
Поиски «Армении» продолжились после возвращения Крыма в состав России. В 2017 году экспедиция Минобороны РФ наткнулась в районе, где, по расчетам, могло погибнуть судно, на магнитную аномалию. Точка была поставлена 27 апреля 2020 года, когда Русское географическое общество распространило сообщение следующего содержания:
«На дне Черного моря найден теплоход „Армения“. Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья».
Для обнаружения и идентификации теплохода «Армения» применили телеуправляемый необитаемый подводный аппарат серии «РТ». При осмотре судна было установлено, что оно погибло от прямых попаданий нескольких авиабомб, таким образом, версия о торпедной атаке не подтвердилась.
А вот добраться до шкафа с документами в каюте главврача и до запечатанных ящиков НКВД не получится — лежащий на дне корпус «Армении» объявлен воинским захоронением. Это исключает проведение каких-либо работ.
На дне Черного моря нашли затопленный в 1941 году теплоход «Армения»
6 ноября 1941 года транспорт вышел из Севастополя в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту, по пути следования зашел в Ялту для эвакуации раненых.
7 ноября 1941 года в 11 часов 25 минут на траверсе Гурзуфа был атакован немецкой авиацией, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна.
Регулярно в Севастополе у причальной стенки госпиталя Черноморского флота имени Пирогова проходят траурные церемонии, на которых вспоминают погибших на теплоходе «Армения». Поиски теплохода продолжались несколько десятилетий и при СССР, и при Украине. Несколько раз различные экспедиции объявляли об успехе и обнаружении координат гибели судна, но эти сведения ни разу не подтверждались. Оставались не обследованными лишь несколько глубоководных квадратов.
. Над местом гибели «Армении» священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду. На воду был спущен венок, произведены три залпа траурного салюта.
Зашли с кормы
«Армению» искали долго. Очень долго.
На поиск потопленного фашистами судна отправлялся даже директор американского Института океанографии Роберт Баллард. Который славен тем, что нашел на дне Атлантики «Титаник». Баллард и его команда обнаружили на дне Черного моря почти полтысячи артефактов: от древнегреческого судна до противолодочного вертолета с погибшим экипажем внутри. Но «Армения» словно не желала быть найденной. Да, глубина очень большая, но ведь теплоход лежит всего в 15 морских милях от берега, в переводе на привычные сухопутные расстояния это чуть больше 27 км. Некоторые ветераны даже утверждали, что с гор в районе Ялты 7 ноября 1941 года наблюдали гибель судна. Вряд ли это возможно, но десятилетиями трагедия будоражила сердца, многим хотелось хоть как-то быть причастными к расследованию.
Специалисты Министерства обороны РФ на завершающем этапа для обследования и классификации находки пригласили Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).
Несколько десятилетий преобладала версия о том, что «Армению» атаковал немецкий самолет-торпедоносец. Теперь появилось возможность проверить старые версии. Так что же реально послужило причиной гибели теплохода? Этот вопрос я задал исполнительному директору Центра подводных исследований РГО Сергею Фокину.
Очень большие разночтения по количеству погибших людей. Пишут, что от 5000 до 7000. Все из-за того, что на берегу не знали, сколько народа погрузилось на «Армению». Но на ее борту могли знать. Возможно, что такие документы хранятся в каком-то сейфе?
Сергей Фокин: Капитан тоже мог не знать: учитывая условия, в которых проходила эвакуация. Нет уверенности, что вообще составляли какие-то списки. Грузили на борт столько, сколько можно было разместить. Это было страшное время.
Во-вторых, надстройка «Армении» сильно разворочена. На глубине 1,5 км эффективно работать по проникновению в замкнутое пространство могут только телеуправляемые аппараты. За которыми тянется кабель, который имеет очень высокую вероятность запутаться во фрагментах разрушений. И там остаться.
Даже если гипотетически предположить, что были списки пассажиров, то они находятся во внутренних помещениях. Проникнуть в которые мы технически не можем.
Читал, что перед роковым рейсом «Армению» вооружили 45-мм орудиями. Судно вело бой с атакующими бомбардировщиками?
Сергей Фокин: Пушек мы не нашли. Если они и были установлены, как утверждается в некоторых документах, то это не то вооружение, которое может оказать серьезный отпор атакам с воздуха. Есть основания считать, что теплоход затопили буквально с первого захода.
Рядом на дне не лежат ли фрагменты сбитых самолетов?
Сергей Фокин: Домой. В Финском заливе работаем на месте самой серьезной победы надводных сил нашего флота на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Советские катера торпедировали немецкий эсминец Т-31. Наши торпеды разорвали его на две части, лежит на глубине 60 метров в окружении разных судов и артефактов.
Исследуем, детально все изучаем, ведем съемку.
Бушует пандемия: у вас в Центре подводных исследований Русского географического общества все здоровы?
Сергей Фокин: Наша работа и есть самоизоляция: погрузились на судно, вышли в море. Очень ограниченный круг общения. Все здоровы.
Куда пропали люди с утонувшей «Армении»
Темнота рассеивается лучом фонаря. И когда он проходит по верхней палубе, вспыхивает огоньками отраженный свет от остекления. Оно цело. Ни одной каюты с выбитыми стеклами, все иллюминаторы закрыты. Свисают канаты, а шлюпок нет. Тут как будто бы не было паники, тщетных попыток спастись за считанные минуты — до того, как огромный теплоход из-под ног его невольных пассажиров и вместе с ними уйдет под воду. И будет погружаться в вечную темноту, на глубину в полтора километра, где нет ничего живого. Зато сероводородный слой законсервирует и сохранит металл, дерево, останки, и даже белый медицинский халат, привязанный на ограждение палубы да так и оставшийся там.
До того, как полтора года назад был найден теплоход «Армения», знания об обстоятельствах его гибели были скудными. Уходил из Ялты, был атакован немецким самолетом, затонул за четыре минуты, катер сопровождения подобрал несколько человек. Сегодня историки могут предложить другие гипотезы гибели теплохода. Например, что с него спаслось гораздо больше пассажиров.
Исчезли шлюпки «Армении»: открытие второй экспедиции
Видели триста тонущих
Вытащили из воды шестерых. А потом катер ушел в Балаклаву.
Справка
Теплоход «Армения» погиб 7 ноября 1941 г. Он вышел из Туапсе, чтобы принять в Ялте раненых, сотрудников нескольких учреждений, партработников и их семьи. Из-за неверно переданного сообщения о том, что Ялта занята противником, санитарный транспорт ушел в Севастополь, потерял там несколько драгоценных часов.
Тайна гибели «Армении». «Случай тяжелый, но судить не за что»
«В различных публикациях мелькает разное количество уцелевших: один, два, шесть, семь, восемь, одиннадцать человек, — перечисляет руководитель специальных проектов Центра подводных исследований Русского географического общества Роман Евтюков. — Но документально подтверждены только две цифры. Шесть спасенных — это из того самого доклада командира СКА 0122. А в архиве военно-медицинских документов упоминается человек, которого вытащил из воды экипаж катера: старшина Бочаров».
Родственники погибших и не попавших на теплоход рассказывали друг другу, что жил в Ялте человек, который знал о семерых спасшихся. Это были матросы-подводники, имевшие навыки всплытия с большой глубины без специального снаряжения. Они добрались до берега и попали в Севастополь.
«Их очень хотели расспросить жены тех пассажиров «Армении», которые сели на теплоход в Севастополе: возможно, военных медиков, — рассказывает Роман Евтюков. — Но женщинам почему-то запрещали это делать. Некоторые все-таки с моряками встретились. И узнали: сначала спасшихся было восемь. Восьмая — девочка».
Обследование «Армении», которая исключительно удачно «встала» килем на грунт в подводном каньоне, дало данные, которые перечеркивают все, что было известно ранее. На теплоходе отсутствуют шлюпки по обоим бортам. Две из них разбиты в результате попадания бомбы. Но остальные-то спущены! Это значит, что «Армения» тонула от двадцати до сорока минут, а значит, у пассажиров и экипажа было какое-то время на спасение.
Строящийся теплоход на стапелях
Теплоход «Армения». Открытка, 30-е гг.
Агентурное донесение из уголовного дела по гибели «Армении»
В этом документе упоминается, что с теплохода сбрасывали шлюпки
Эта справка определяет количество пассажиров «Армении» примерно в 4,4 тысячи человек
Прогулочная палуба теплохода. Довоенное фото
Виден судовой колокол с названием судна
Кстати
Шлюпки «Армении» вмещали 47-48 человек каждая. Если теплоход сохранил по восемь лодок с каждого борта, туда могло бы сесть больше 750 человек. А вот добраться вплавь в условиях шторма — намного меньше.
Чудесные спасения
Лимов — один из так называемого «народного списка» погибших, который уже больше года собирают на сайте «Армения: вспомнить всех». Не исключено, что в суете эвакуации он и не смог попасть на судно. А мог после гибели теплохода сесть в одну из уцелевших шлюпок, добраться до берега, выдать себя за рядового красноармейца, крымчанина. Таких в первые месяцы оккупации немцы отпускали.
«Армения»: вспомнят всех
В «народном списке» есть целая семья: женщина с сестрой и шестимесячным младенцем, их вроде бы подобрал катер.
Кстати, о гибели «Армении» в Ялте узнали вечером 7 ноября. Как? Историк, сотрудник Центра подводных исследований Русского географического общества Александр Скробач предполагает: от тех, кто на шлюпках самостоятельно добрался до берега.
«В 13:22 над квадратом, соседнем с местом гибели корабля, находился наш авиаразведчик, выполнял плановый полет, — сообщил Александр Скробач. — И здесь летчик видел буксир, две баржи, «четыре катера с людьми и шлюпку с людьми». Все они были в дрейфе. Я внимательно просмотрел все документы по переходу судов и выяснил, что это мог быть только буксир СП-16, который тащил две баржи. Он совершал переход в Туапсе в составе большого каравана. Но, видимо, вместе с одним из катеров охраны, отстал от него. А шлюпка, учитывая время и направление ветра, вполне могла быть с «Армении».
Не учли, не спасли…
Александр Скробач отыскал сообщение немецкого самолета-разведчика, который видел утром 7 ноября четыре судна недалеко от Ялты. Получается, что утром 7 ноября здесь находилось несколько судов. Одно из них атаковал немецкий самолет-торпедоносец, именно оно «переломилось пополам» и затонуло за считанные минуты. И как раз его могли видеть свидетели, описывавшие нападение. Но это была не «Армения». Она позже попала под авиаудар другого вражеского самолета.
«Мы с коллегами под руководством Сергея Фокина тщательно просматривали видео обследования «Армении», снятое подводным аппаратом. Есть основания предполагать, что судно было более-менее организованно оставлено, — считает историк. — На палубе не наблюдается множества останков. Возможно, с левого борта, у разбитой пушки — двое погибших. Но где остальные жертвы?»
Десятки или даже сотни человек могли выбраться с гибнущего теплохода. И не всех, конечно, море отпустило.
Сейчас, через 80 лет, мы продолжаем спрашивать: почему так мало известно о выживших? Потому что шла война. Тогда «Армения» была одной из многих её жертв.
Гибель теплохода «Армения»
Теплоход «Армения» – грузопассажирский теплоход типа «Аджария». 1941 год, 7 ноября – возле крымского побережья был потоплен авиацией немцев. Численность погибших, согласно различных данных, составило от 4500 до 10 тыс. человек.
Характеристика
Основные данные: водоизмещение – 5770 т; длина 107,7 м; ширина – 15,5 м; высота борта – 7,84 м; два дизельных двигателя мощностью 2 x 1472 л. с.; скорость около 14,5 узлов; экипаж – 96 человек; пассажировместимость – 950 чел; грузоподъемность – 1000 т.
Из истории
Гибель теплохода «Армения» в 1941 году на Черном море считается одной из наиболее крупных морских катастроф периода Великой Отечественной войны. Судно относилось к так называемой серии «крымчаков» – первых советских лайнеров, 4 из которых построили на Балтийском заводе (в том числе «Армению»), а 2 – в Германии во второй половине 1920-х годов.
Новые почтово-товаро-пассажирские теплоходы были предназначены для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано более 500 пассажирских мест 1, 2 и 3 го классов, а для экипажа – 2-х местные каюты с одноярусными койками, находящиеся в средней части судна над машинным отделением.
В годы войны
С началом Второй мировой войны теплоход «Армения», как и другие корабли, занималась военными перевозками, оставаясь при этом в составе Черноморско-Азовского государственного морского пароходства. 1941 год, август – в конце месяца теплоход доставил из Севастополя и портов Кавказа отряд моряков-добровольцев, и армейское пополнение для войск Одесского оборонительного района. 16—20 сентября судно, вместе с другими кораблями, участвовало в переброске из Новороссийска в Одессу частей 157-й стрелковой дивизии.
Последний поход
1941 год, 6 ноября – около 17:00 теплоход «Армения» вышел в свой последний поход, эвакуируя госпитали и городских жителей. Командовал кораблем капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский. Сразу после того как теплоход вышел из Севастополя поступил новый приказ – зайти в Балаклаву. Там к судну подошло несколько катеров, и сотрудники НКВД загрузили на корабль деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталиным был подписан указ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с чем предположительно, в ящиках перевозили золото и ценности из крымских музеев (существует версия, что таинственный груз мог быть погружен в Ялте).
7 ноября – в 2:00 корабль прибыл в Ялту, где взял на борт еще много людей (достоверной информации нет, называю цифры от нескольких сотен до нескольких тысяч). Пунктом назначения был Туапсе. На корабле находились персонал Севастопольского морского и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерского лагеря «Артек», часть крымского партийного руководства, эвакуируемые гражданские лица. Погрузка проходила в полном беспорядке, садившиеся на судно не переписывались по фамилиям, не было даже известно точного их числа.
Вот что об этом вспоминает Вера Чистова, которой в 1941 г. было девять лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой собирались эвакуироваться из Ялты на теплоходе “Армения”. Ночью 6 ноября на молу собралось множество народа. Первыми погрузили раненых, затем начали пускать гражданских. Билеты никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на корабль по вантам. В суете с борта скидывались чемоданы, вещи. К рассвету погрузка была закончена. Но на корабль мы так и не смогли попасть. Сотни людей оставались на молу. Мы с бабушкой отправились в мастерскую отца на набережной. Там я заснула».
Е.С. Никулин, человек, не попавший на корабль, вспоминает о его прибытии:
«С вечера мы о корабле «Армения» ещё ничего не слышали. В часа два ночи, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял огромный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы смешались с этой толпой. Посадка на судно шла медленно; за 2 часа мы с пристани смогли продвинуться на мол. Давка неимоверная! Погрузка продолжалась приблизительно с 2-х часов и до 7 утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пускали только женщин и детей. Иногда удавалось прорываться через оцепление и мужчинам».
Тогда остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. В действительности всё обстояло в точности до наоборот.
А тем временем немецкая армия быстро продвигалась по крымской территории, и над Ялтой нависла угроза ее захвата. Потому оставаться в порту было довольно опасно, и Плаушевский решил пренебречь предписанием о том, что переходы у берегов Крыма необходимо совершать в темное время суток.
08:00 – корабль сопровождаемый двумя сторожевыми катерами и двумя истребителями И-153, вышел из порта.
11:25 (истребительного прикрытия уже не было) – «Армения» была атакована немецким самолетом-торпедоносцем «Хейнкель He-111» из состава 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28. В журнале боевых действий, у немцев, имеется запись об этой атаке.
«Хейнкель» зайдя со стороны берега, с дистанции 600 м сбросил 2 торпеды. Одна из которых угодила в носовую часть судна. Спустя 4 мин. корабль затонул. Спасти удалось лишь 8 человек. Имеются воспоминания жительницы Ялты Анастасии Поповой, одной из выживших:
Тайна гибели теплохода «Армения»
С катастрофой «Армении» связан ряд загадок, ответы на которые по сей день не найдены. Точное число погибших неизвестно. В советские времена в разных источниках указывались цифры от 5 тыс. человек, в XXI веке появились цифры от 7 до 10 тыс. человек. Хотя реальное их число скорей всего в значительной степени больше.
Есть и расхождения и в определении координат гибели теплохода «Армения». Не исключено, что судно направлялось не в Туапсе, а в Севастополь (возможно, приказ об изменении пункта назначения был получен перед выходом). Есть версия, что причиной трагедии стали преступные ошибки командования Черноморским флотом. Переполненное судно вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был направлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных кораблей, которые бы могли эвакуировать людей из этого города.
Как результат погрузка продолжалась всю ночь, и командир корабля был вынужден выйти в море из Ялты уже утром. Его решение было оправдано, потому как в Ялте не имелось никаких средств противовоздушной обороны, и в случае налета вражеской авиации корабль превращался в неподвижную мишень. Кроме этого, в любой момент Ялту могли захватить наступающие немецкие части, о чем было сказано выше. В море же у теплохода была возможность уклоняться от атак маневрированием, да и осенняя погода оставляла надежду на то, что удастся избежать обнаружения неприятелем.
В поисках «Армении»
Ответить хотя бы часть этих вопросов можно было бы в случае обнаружения теплохода «Армения» на дне Черного моря. В 2000-х годах Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы на предполагаемом месте гибели корабля, которые не увенчались успехом. 2006 год – по просьбе украинской стороны к поисковым работам присоединился Институт океанографии и океанологии США под началом Роберта Балларда который в 1985 г. нашел «Титаник», а в 1989 г. — обломки немецкого линкора «Бисмарк». Американцами было найдено в предполагаемом районе гибели теплохода много чего, но «Армению» так и не нашли.
Но еще до того, как к поискам теплохода был привлечен Баллард (который, следует заметить, был больше заинтересован в поисках у берегов Крыма подтверждений теории о Великом потопе), следы затонувшего судна были обнаружены другими исследователями в 2005 г. По крайней мере об этом было сказано в статье «Армения найдена!», которая вышла в 6 номере журнала «Нептун». В статье, в частности, рассказывалось о том, что благодаря уникальному поисковому комплексу группа российских и украинских ученых обнаружила в районе гибели «Армении» (в 15 км от берега между Ялтой и Гурзуфом) три затопленных корабля разных размеров. Один из них, согласно результатов дистанционного зондирования, был опознан как «Армения».
Сообщалось также, что на затопленном корабле, который находится под семиметровым слоем ила на глубине 520 метров, ученые смогли «дистанционно обнаружить признаки нахождения значительного количества изделий из драгоценных металлов». В статье было упомянуто множество косвенных признаков, с помощью которых исследователи идентифицировали судно, как то: большое количество человеческих останков в виде костей, расположение корпуса носом на юго-восток (то есть в том направлении, куда шел теплоход перед гибелью) и так далее.
Казалось бы, в поисках «Армении» можно ставить точку. Но позднее руководитель группы украинских археологов Сергей Воронов заявил, что после получения отчета о вышеупомянутой экспедиции на место, где вроде как находится затонувшая «Армения», отправили подводный аппарат «Лангуст» (глубина погружения — до 600 м.), который ничего не смог обнаружить. С другой стороны, отмечалось специалистами, у «Лангуста» не было аппаратуры, которая бы позволила обнаружить объект под толстым слоем морского ила.
Военная цель?
Следует отметить, что историки по сей день не смогли определиться, можно ли считать «Армению» законной военной целью.
По законам военного времени санитарный корабль, несущий соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни уверяют, что судно было обозначено красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление фашистов. Другие возражают: свой статус теплоход «Армения» нарушил наличием на борту 4-х 45-мм зенитных пушек. Третьи утверждают, что судно, занимавшееся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного корабля.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов