Чем должны быть оснащены транспортные средства используемые для перевозки опасных грузов
Чем должны быть оснащены транспортные средства используемые для перевозки опасных грузов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 7 октября 2020 г. № 413 “Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS”
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4037; 2016, N 47, ст. 6640; 2018, N 52, ст. 8297), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
И.о. Министра | И.С. Алафинов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 7 октября 2020 г. № 413
Виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
I. Автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров
1. Транспортные средства категории М2 1
2. Транспортные средства категории М3 1
II. Автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III 2
2. Транспортные средства категории FL 2
3. Транспортные средства категории AT 2
4. Транспортные средства категории MEMU 2
III. Автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов
1. Транспортные средства категории N1 1
2. Транспортные средства категории N2 1
3. Транспортные средства категории N3 1
1 Подпункт 1.1 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15 декабря 2011 г.; является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
2 Подраздел 9.1.1.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), официальный сайт Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций http://www.unece.org; вступило в силу для Российской Федерации 28 апреля 1994 г.; постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Обзор документа
Минтранс определил категории автотранспорта для перевозки пассажиров, опасных грузов и твердых коммунальных отходов, подлежащие оснащению системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Приказ вступает в силу с 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Чем должны быть оснащены транспортные средства используемые для перевозки опасных грузов
20. Дополнительные требования к транспортным средствам
для перевозки опасных грузов
Заднее защитное устройство не требуется на транспортных средствах с цистерной-самосвалом с разгрузкой через заднюю стенку, предназначенных для перевозки порошкообразных или гранулированных грузов при условии выполнения функции защиты корпуса цистерны задней арматурой корпуса.
20.2. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью защитного устройства (от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым грузом) должно быть не менее 100 мм.
20.3. Установка на транспортном средстве для перевозки опасных грузов дополнительных топливных баков, не предусмотренных изготовителем транспортного средства, запрещается.
20.4. Применение в кабине водителя топливных обогревательных приборов (в том числе, работающих на газообразном топливе) и их размещение в грузовых отделениях транспортного средства запрещается.
20.5. В качестве тента допускается применение прочного к разрыву, непромокаемого и трудновоспламеняющегося материала. Тент должен быть натянут, перекрывать борта кузова со всех сторон не менее чем на 200 мм и удерживаться фиксирующими приспособлениями.
20.6. Прицепы для перевозки опасных грузов должны иметь рабочую тормозную систему с функцией автоматического торможения.
20.7. Транспортные средства должны комплектоваться переносными огнетушителями количеством и емкостью, не менее следующих значений:
20.7.6. При наличии на транспортном средстве системы автоматического пожаротушения двигателя допускается применение переносного огнетушителя, не приспособленного для тушения пожара в двигателе.
20.8. Транспортное средство для перевозки опасных грузов комплектуется:
20.8.1. Не менее чем двумя противооткатными упорами на каждое транспортное средство (звено автопоезда), размеры которых соответствуют диаметру колес;
20.8.2. Двумя знаками аварийной остановки;
20.8.3. Средствами нейтрализации перевозимых опасных грузов;
20.8.4. Набором ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
20.8.5. Двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета;
20.8.6. Лопатой и запасом песка для тушения пожара;
20.8.7. Одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа;
20.8.8. Карманными фонарями для каждого члена экипажа;
20.8.10. Специальными средствами для обеспечения безопасности, указанными в аварийной карточке.
20.10. На транспортном средстве должны иметься элементы защиты от случайного срабатывания, а также обозначение выключателя для отсоединения аккумуляторной батареи от электрооборудования транспортного средства.
20.11. Номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В.
20.12. Сопротивление заземляющего устройства вместе с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
20.14. Не допускается:
20.14.1. Использование для перевозки опасных грузов транспортных средств с более чем одним прицепом или полуприцепом в его составе;
20.14.2. Комплектование транспортного средства огнетушителями, огнетушащие составы которых выделяют токсичные газы;
20.14.3. Разрушение панелей и досок кузова, щели и проломы в закрытых и крытых тентом кузовах;
20.14.4. Нагрев при работе, нарушение крепления и демонтаж элементов защиты на транспортном средстве для перевозки легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ и изделий;
20.14.5. Изменение предусмотренного конструкцией транспортного средства места выведения выпускной трубы с глушителем;
20.14.6. Демонтаж съемного искрогасителя с выпускной трубы;
20.14.7. Изменение размещения топливного бака, сокращающее его удаление от аккумуляторной батареи, двигателя, электрических проводов или выпускной трубы с глушителем;
20.14.8. Демонтаж защитной непроницаемой перегородки между топливным баком и аккумуляторной батареей;
20.14.9. Изменение размещения топливного бака и других узлов системы питания, создающее возможность попадания топлива не на землю, а на перевозимый груз, детали электрооборудования или системы выпуска двигателя;
20.14.10. Демонтаж защитного кожуха под днищем и с боков топливного бака;
20.14.11. Демонтаж или ослабление крепления защитного экрана между цистерной или грузом и расположенными за задней стенкой кабины агрегатами, нагревающимися при эксплуатации (двигатель, трансмиссия, тормоз-замедлитель);
20.14.12. Установка на транспортном средстве деревянных деталей без огнестойкой пропитки и установка элементов внутренней обшивки кузова без такой пропитки или из материалов, вызывающих искры;
20.14.13. Демонтаж или неработоспособное состояние замков дверей и тентов на бортовых кузовах;
20.14.14. Демонтаж, неработоспособное состояние, изменение места размещения или ограничение видимости специального светового сигнального прибора с излучением желтого (оранжевого) цвета на крыше или над крышей транспортного средства;
20.14.15. Демонтаж или неработоспособное состояние выключателя для отсоединения аккумуляторной батареи от электрооборудования транспортного средства, а также его приводов прямого или дистанционного из кабины водителя и снаружи транспортного средства;
20.14.16. Вынесение аккумуляторных батарей, расположенных вне подкапотного пространства двигателя, из вентилируемого отсека с изолирующими внутренними стенками;
20.14.17. Применение на транспортном средстве ламп накаливания с винтовыми цоколями;
20.14.18. Применение электрических разъемов между автомобилем-тягачом и прицепом (полуприцепом), не снабженных защитой от случайных разъединений;
20.14.19. Замена на транспортном средстве аппаратов электрооборудования в пыленепроницаемом и взрывобезопасном исполнении на аппараты в незащищенном исполнении;
20.14.20. Замена аппаратов электрооборудования во взрывозащищенном исполнении в отсеке технологического оборудования и в его пульте управления на оборудование в менее защищенном исполнении;
20.14.21. Прокладка электропроводки вне металлической оболочки, наружной электропроводки внутри кузова или с нарушением мер по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием;
20.14.22. Нагрев электрических проводов, нарушение их изоляции, крепления, повреждение или удаление деталей защиты;
20.14.23. Демонтаж оградительных сеток и решеток вокруг ламп накаливания внутри кузова транспортного средства или прокладка наружных электропроводок внутри кузова;
20.14.24. Нарушение электропроводности соединенной с шасси (сосудом, рамой) заземляющей цепочки, обеспечивающей при ненагруженном транспортном средстве соприкосновение с землей проводника (металлической цепи) длиной не менее 200 мм, и заземляющего троса со штырем-струбциной на конце для заглубления в землю или подсоединения к заземляющему контуру;
20.14.25. Демонтаж или неработоспособное состояние элементов защиты трубопроводов и вспомогательного оборудования, установленного в верхней части резервуара, от повреждений в случае опрокидывания автоцистерны;
20.14.26. Демонтаж или повреждения кронштейнов для крепления таблиц системы информации об опасности, расположенных спереди (на бампере) и сзади транспортного средства.
Чем должны быть оснащены транспортные средства используемые для перевозки опасных грузов
РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработано специалистами Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом*, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
* Утверждены Минтрансом России приказом N 73 от 08.08.95 г. Зарегистрированы Минюстом России N 997 от 18.12.95 г.
«Руководство» является практическим пособием для работников автомобильного транспорта, связанных с перевозкой опасных грузов; грузоотправителей и грузополучателей; инженерно-технических работников, занимающихся производством опасных грузов: учебных заведений.
Настоящее «Руководство», являясь комментарием к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разъясняет принципы и порядок их применения.
Введение
Широкий, постоянно меняющийся ассортимент опасных грузов, а также большие объемные и весовые показатели их перевозок во внутреннем и международном сообщении являются специфическим видом перевозок на автомобильном транспорте.
Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологий перевозочного процесса в центре внимания специалистов автомобильного транспорта остаются вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.
Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха. Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.
В ряде стран уже многие годы действуют правила безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами, основным элементом которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства. Существуют информационные центры, обеспечивающие квалифицированную консультацию при авариях с опасными грузами, что позволяет более эффективно ликвидировать последствия аварийных ситуаций.
Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок. Условно их можно подразделить на следующие: организация перевозочного процесса; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий аварий.
Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту и обучению обслуживающего персонала.
Задачами управления перевозками являются маршрутизация, выбор подвижного состава и специализация подразделений по перевозке опасных грузов и обеспечение информации об опасности.
Общая характеристика опасных грузов и их классификация
Как известно, к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.
Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства, перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки, кули).
Отмечается быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено большим преимуществом их по сравнению с доставкой тарно-штучных грузов мелкими отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента, минеральных удобрений и т.д.
Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных механизмов.
Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (нематоциды), грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (лимациды), возбудителей грибковых болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды). К пестицидам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и развития растений (гиберремины), отпугивающие вещества (репелленты).
По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические, фосфорорганические, элементоорганические (ртутьорганические, мышьякосодержащие, медьсодержащие и т.п.). Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде (в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.
Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.
Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.
Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные свойства которых давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.
В «Рекомендациях по перевозке опасных грузов» (Издание ООН на русском языке, Нью-Йорк, 1987 г.) сказано относительно сферы их применения, сущности, целей и значения: они предназначаются правительствам и международным организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Помимо других аспектов, рекомендации включают принципы классификации и определения классов, перечень основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них содержатся специальные предписания, относящиеся к конкретным классам грузов.
Названные Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов содержат наиболее полную классификацию и краткое определение опасных грузов.
а) взрывчатые вещества (вещество, которое само по себе не является взрывчатым, но может образовать взрывоопасную атмосферу газа, пара или пыли, в класс 1 не включаются*), за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки или с точки зрения вида основной опасности относятся к другому классу;
б) взрывчатые изделия, кроме устройств, содержащих взрывчатые вещества в таком количестве или такого характера, что их непреднамеренное или случайное воспламенение или возникновение инициирующего действия при перевозке никак не проявится внешне по отношению к устройству в виде разбрасывания, огня, дыма, нагрева, громкого шума;
в) вещества и изделия, не упомянутые выше в подпунктах а) и б), которые изготовлены с целью достижения практического взрывного или пиротехнического эффекта.
1.I. Перевозка особо чувствительных взрывчатых веществ или взрывчатых веществ настолько активных, что они подвержены спонтанной реакции, запрещается.
1.II. В рекомендациях (ООН) используются следующие определения:
1.III. Класс 1 подразделяется на пять подклассов:
Подкласс 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Подкласс 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но создают опасность взрыва в массе:
а) которые выделяют значительное количество лучистой теплоты;
б) которые, возгораясь друг за другом, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием, или тем и другим.
Подкласс 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
К этому подклассу относятся вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность в случае воспламенения или возникновения инициирующего действия при перевозке. Результаты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброс осколков значительных размеров или выброс на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
Примечание. Вещества и изделия данного подкласса относятся к группе совместимости, если они упаковываются или конструируются таким образом, что любые опасные эффекты, возникающие в результате случайного срабатывания, ограничиваются данной упаковкой, а при повреждении упаковки в случае пожара весь эффект взрыва или разбрасывания ограничивается в такой степени, что почти не препятствует принятию противопожарных или других экстренных мер в непосредственной близости от упаковки.
Подкласс 1.5. Вещества очень малой чувствительности, представляющие опасность взрыва в массе.
К этому подклассу относятся взрывчатые вещества, которые обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. Минимальным требованием к ним является отсутствие взрыва при внешнем огневом испытании.
Примечание. Вероятность перехода от горения к детонации значительно больше при перевозке таких веществ в больших количествах на транспортном средстве.
Примечание: взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
I.IV. Уникальный характер класса 1 заключается в том, что тип упаковочного комплекта нередко имеет решающее значение с точки зрения включения данного опасного груза в определенный подкласс.
Веществами класса 2 считаются вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
абсолютное давление паров при температура 50 °С равно или 300 кПа (3 бар)*;
критическая температура ниже 50 °С.
По физическому состоянию газы делятся на:
сжатые, критическая температура которых ниже минус 10 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше минус 10 °С, но ниже 70 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 °С;
растворенные под давлением;
глубокоохлажденные сжиженные газы, например, жидкий воздух, кислород и т.п.;
аэрозоли и разовые баллоны со сжатым газом, попадающие под действие специальных предписаний.
По своим химическим свойствам вещества и изделия класса 2 подразделяются на подклассы:
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом: правила, маркировка
Что такое опасный груз?
Вещества и изделия, чьи химические свойства или технические особенности обусловливают опасность для человека и окружающей среды, относятся к категории опасных грузов. ЗАО Автоколонна 1989 осуществляет перевозку опасных грузов по СПБ, России, Европе и Азии.
Классы опасных грузов
ПОГ осуществляется в соответствии с их классом. Каждый класс требует соблюдения особых условий перевозки. Поэтому существует классификация опасных веществ. В ней присутствуют следующие классы и их подклассы:
Класс 1 – вещества, способные взрываться и гореть. Сюда же относится большинство видов взрывчатых изделий или устройств, применимые в пиротехнике:
1.2 – материалы, неспособные взрываться массой.
1.3. – соединения, горящие без взрыва.
1.4. – химикаты, способные могут взорваться при воспламенении во время перевозки, но при этом не произойдёт повреждения упаковки и иных грузов. Вероятность их взрыва крайне мала.
1.5 – вещества, которые практически не могут взорваться при транспортировке даже при возгорании.
1.6 – химические соединения, никогда не взрывающиеся массой или это очень маловероятно.
Класс 2 – опасные вещества в газообразном виде в сжиженном путём охлаждения и растворения под давлением состоянии. Требования:
Газы бывают в следующих состояниях:
2.1. – не способные к воспламенению;
2.2. – ядовитые, но невоспламеняющиеся газы;
2.3 – газообразные соединения, загорающиеся крайне легко;
2.4 – газообразная химия ядовитая и легко загорающаяся;
2.5 – имеющие химически неустойчивый состав;
2.6. – газы с химически неустойчивым ядовитым составом.
3.2 – химикаты в жидком состоянии, температура вспышки которых не превышает 23 градуса;
3.3 – жидкие вещества, которые воспламеняются при температуре до 61, но выше 23 градусов.
Класс 4 – опасные вещества, возгорание которых может случиться весьма легко во время, когда осуществляют перевозку, но не взрываются при этом.
Подклассы:
4.1 – вещества, горящие в твёрдом виде;
4.2 – соединения, которые самостоятельно нагреваются и горят;
4.3 – химсоставы, способные выделить горючий газ под действием воды.
Класс 5 – вид опасных грузов, способных окисляться и воспламеняться, взрываться в определённых условиях.
Подклассы:
5.1 – негорючие соединения, провоцирующие горение других материалов или вещей;
5.2 – пероксиды, загорающиеся при трении, взаимодействии с чем – либо.
Подклассы:
6.1 – средства, отравляющие при вдыхании, попадании на кожу или проглатывании;
6.2 – материалы, имеющие в составе вызывающие серьёзные болезни микроорганизмы.
Класс 7 – радиоактивные соединения, обладающие удельной радиоактивностью от 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Класс 8 – вещества с едкими или коррозионными свойствами. Они могут вызывать повреждение слизистой человека, коррозию грузовых транспортных средств, в которых осуществляется перевозка, наносить вред иным вещам.
8.3 – другие химикаты, обладающие коррозионными или едкими качествами.
Класс 9 – опасные грузы, не отнесящиеся к иным категориям, но требующие производить безопасную транспортировку с соблюдением специальных условий.
Подкласс 9.1 – жидкости или твёрдые предметы, которые могут загореться при определённых условиях при крайне высокой температуре;
Подкласс 9.2 – материалы, изделия или химсоединения, вызывающие коррозию при некоторых, весьма редких условиях.
Девять классов ОГ с примерами веществ
Что такое ДОПОГ?
ДОПОГ или ADR (дорожная перевозка опасных грузов) регламентирует правила перевозки всех вышеперечисленных материалов и веществ. Документ был принят в 1957 году. С тех пор ежегодно выходят новые редакции. С ДОПОГ 2019 вы можете ознакомиться на сайте Министерства транспорта. Ссылка на материалы: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/dangerous-goods/documents/
Как получить разрешение на перевозку?
Допуск на транспортирование можно получить в аккредитованных Минтрансом компаниях. Транспортное средство должно соответствовать нормам перевозки. Водителю необходимо пройти обучение и аттестацию ДОПОГ. Очевидно, что высокая ответственность за перевозимый опасный груз (ОГ) накладывает и серьезные требования к транспортному средству (ТС).
Структура ДОПОГ
Сам по себе документ весьма объемный – один лишь первый том содержит около 700 страниц. Он разделен на два части. В первой семь разделов, во второй два.
Первые семь разделов посвящены:
Второе приложение описывает требования к водителю и транспортному средству.
Два объемных тома ДОПОГ
Требования к транспорту: как оборудовать автомобиль для перевозки опасных грузов?
Предъявляются следующие требования к оборудованию спец техники для транспортировки ОГ:
Дабы обеспечить безопасность перевозки, запрещено брать на буксир свыше одной машины с ОГ и перевозить более одного полуприцепа с опасными грузами.
Бланк разрешения на ПОГ:
Маркирование – стандарты шрифтов и изображений
Перевозчик ОГ должен нанести на транспортное средство специальную маркировку для обозначения типа опасного груза. Знак представляет собою ромб, в верхней части которого обозначен класс вещества или материала, в нижней номер по классу ООН.
Все надписи на транспортном средстве не менее 15 см в высоту. Важнейшим условием маркировки является её долговечность и устойчивость к огню и прочим внешним факторам. Это необходимо, чтобы в случае ЧП, прибывшие на место спасатели, могли сразу сориентироваться в нейтрализации огня. Ведь тушение пламени водой при утечке ряда опасных химических веществ пагубно повлияет на ситуацию.
Образцы знаков маркировки для каждого класса ОГ
Маркировка
Организация перевозки опасных грузов проводится в соответствии с их маркировкой. Поэтому каждый такой предмет или вещество необходимо промаркировать в установленном порядке и по определённым правилам. На их основании перевозчик осуществляет транспортировку, не отступая от данных требований.
Категорию опасных химикатов нужно наносить на каждую тару или упаковку. Маркировать следует и остатки перевозимых предметов и составов, транспорт, упаковочные материалы, неочищенные от опасных отходов в установленном порядке. Разрешено не помечать пакеты для перевозки, если сбоку или торца можно увидеть основную метку на грузе.
В зависимости от типа транспортируемых веществ или изделий маркировка содержит:
На пакете или упаковке нанесён знак опасности, номер ООН, наименование груза для перевозки, а также шифр класса;
На упаковочной таре больших размеров и контейнерах следует наносить знаковый символ опасности, номер ООН. Если транспортировка осуществляется по железной дороге, то также необходимо указать номер аварийной карточки. Если она не пронумерована, то карточка находится вместе с документацией.
Специальные маркировки, указывающие на степень опасности перевозимых веществ, должны обязательно быть на:
Знак опасности перевозимого груза может совмещаться с другими маркировочными грузовыми обозначениями. При этом символ разрешается уменьшать до 25 мм. А сам ярлык необходимо увеличить на такую величину, чтобы в него помещались все требуемые обозначения.
Материалы и способы для осуществления маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192. Если осуществляется морская перевозка, то обозначения делают так, чтобы они не стёрлись от нахождения в морской воде за три месяца.
В транспортных документах указывают:
Подготовка водителя: как получить разрешение
Помимо подготовки транспортного средства, необходимые разрешения и знания должны быть и у водителя. В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ ДОПОГ могут получить лица, у которых:
Для получения ДОПОГ требуется пройти специальные обучающие курсы. Их длительность составляет, как правило, от трех до восьми дней. Курсы отличаются в зависимости от категории перевозимых материалов и веществ. После водитель сдает экзамен комиссии. По итогу обучения он приобретет знания о видах маркировки, способах предотвращения чрезвычайных ситуаций и поведения в случае их возникновения. Отметим, что до 2013 года ДОПОГ в России можно было получить за один день, но практика показала, что такой поверхностный подход недостаточен.
Срок действия разрешения ДОПОГ 5 лет. После требуется снова обратиться в ДОСААФ. При наличии релевантного опыта, водителю не придётся заново сдавать экзамен. Если же в течение пяти лет он по каким-либо причинам не занимался дорожной перевозкой ОГ, то необходимо прослушать курс с нуля.
Так выглядит разрешение на перевозку ОГ
Где получить ДОПОГ?
На сегодня существует множество компаний, проводящих обучение и выдают разрешение ДОПОГ. Перед тем, как отправить сотрудников на обучение, удостоверьтесь, что фирма имеет соответствующие лицензии. Если же вы нанимаете водителя с уже имеющимся сертификатом, то резонно проверить его подлинность. Это можно сделать, обратившись в Минтранс через форму подачи заявлений на официальном сайте министерства.
Перед тем, как погрузить тару в транспортное средство, нужно удостовериться в её целостности. Проверить наличие маркировки, её соответствие грузу.
С другой стороны грузоотправитель должен убедиться, что прибывший в пункт погрузки автомобиль, имеет разрешение к перевозкам ОГ, у водителя есть допуск ДОПОГ, прочие сопроводительные документы действуют к настоящему моменту.
Очевидно, что процесс погрузки ОГ проходит с соблюдением всех норм, предъявляемых к перевозимому грузу в тексте ДОПОГ.
Что касается поведения водителя в дороге, то тут нужно отметить следующие моменты:
Согласование маршрута
Отправлять в путь транспортное средство с опасным грузом можно, только имея заранее составленный маршрут. При составлении маршрута автомобильной перевозки учитывайте, что он должен пролегать через объездные трассы и безлюдные места.
Копий маршрута транспортировки всего три – у водителя, в инспекции и в логистическом отделе компании-перевозчике.
Согласовывать путь необходимо в той же инстанции, где был получен ДОПОГ. Уровень согласования напрямую зависит от значений трасс – если маршрут пролегает между регионами, то и обращение будет направлено в Ространстнадзор. Будьте готовы к тому, что изначальный маршрут следования придется поменять – собственник дороги или администрация имеют право, как отказать вам, так и внести коррективы. В том числе, они вправе назначить сопровождение автомобилю вашей компании.
Отметим, что разрешение на перевозку выдают не только разовое, но и на несколько поездок сразу. Длительность его действия до одного года.
Перечень необходимых для согласования маршрута перевозки ОГ документов:
При верном выполнении всех подготовительных операций компания-перевозчик получает свидетельство о разрешении на перевозку. В этом документе содержатся данные:
Требования к таре для перевозки наливных опасных грузов
Каждый тип опасных веществ обязывает перевозчика использовать специальную тару. Жидкие грузы, такие как нефть, дизель, мазут, бензин перевозятся в цистернах. Для темных видов топлива необходимо поддерживать определенный температурный режим, чтобы избежать затвердевания. Бензин, керосин и т.п. можно перевозить в разделенной на секции цистерне одновременно.
Иные грузы перевозятся в таре. Выделяют следующие типы тары:
На таре указан код типа, знак опасности и номер груза по классу ООН.
Когда ДОПОГ не нужен
Когда осуществляют перевощку малых количеств ОГ требования ДОПОГ распространяются частично или не действуют вовсе. Все зависит от объема перевозимого вещества или материала. Речь идет о так называемых освобожденных и ограниченных количествах.
Ограниченные количества ОГ
Ограниченные количества опасных веществ могут перевозиться в таре общей массой не более 30 кг. Глава 3.4 ДОПОГ раскрывает нюансы перевозки ограниченных количеств. Там представлена масса нетто для каждого вещества, которая попадает в категорию «ограниченных».
Ряд веществ не может быть определен как «ограниченное количество» независимо от перевозимого объема. Это:
Освобожденные количества ОГ
В главе 3.2 ДОПОГ в таблице А находится код, соответствующий освобожденному количеству опасного груза. Массу нетто можно найти в приложении. Для ряда веществ и материалов не существует освобожденных количеств. Им присваивается код Е0.
Освобожденные количества упаковываются в три тары: внутреннюю, промежуточную и наружную. Требования к материалу тары следующие:
Также требования ДОПОГ не имеют силы в случаях:
Штрафы за нарушения
Транспортные перевозки опасных грузов требуют серьезного подхода. Важно понимать, что требования ДОПОГ — не рекомендации, а обязательные к выполнению правила. В случае аварии, урон будет кратно выше, чем при рядовом ДТП. Это оправдывает то, что и штрафы за несоблюдение правил ДОПОГ кратно выше обычных.
Нарушения правил маркировки, неполная комплектация инвентаря и т.п. обойдутся:
— Компании перевозчику от 150 000 до 250 000 рублей
— Ответственному лицу от 5000 до 10000 рублей
— Водителю от 1000 до 1500 рублей
Более серьезные нарушения, таки как:
1) Отсутствие свидетельства ДОПОГ на транспортное средство или водителя
2) Конструктивное несоответствие транспортного средства нормам ДОПОГ
3) Нарушение условия перевозки ОГ
4) Отсутствие инвентаря необходимого для ликвидации возможной аварии
Облагаются штрафами в размере:
— От 400 000 до 500 000 для компании
— От 15000 до 20000 для ответственного лица
— От 2000 до 2500 для водителя ТС
Как видите, наибольшие финансовые потери несет компания-перевозчик. Поэтому в интересах организатора транспортировки соблюдение всех установленных правил ДОПОГ.
Форму для извещения о ДТП, соглавании маршрута и допуске ТС к перевозке опасных грузов можно скачать здесь http://docs.cntd.ru/document/499077350
Надежные перевозки с Автоколонной 1989
Компания «Автоколонна 1989» уже 55 лет занимается автомобильными перевозками. Мы возим опасные грузы маршрутами, связывающими Россию, Европу и Азию. В автопарке шведские тягачи VOLVO, за рулем которых водители с многолетним стажем. Опыт работы позволяет избежать проблем с оформлением разрешений на перевозку, таможенными и другими сертификационными документами. Если вам нужно перевезти опасный груз, обращайтесь в «Автоколонну 1989». Звоните или оставьте заявку, и мы свяжемся с вами! Стоимость услуги рассчитывается индивидуально.
Автор статьи:
специалист отдела логистики АО Автоколонна1989
Андрей Федосик