армянские традиции после рождения ребенка
Традиции при рождении ребенка в Армении
Традиции, связанные с рождением ребенка в Армении, отражают центральную роль семьи и детей в армянской культуре. Некоторые из нижеперечисленных исторических обычаев все еще соблюдаются в Армении в измененной форме, а отдельные больше не практикуются. Однако, какие бы изменения ни произошли в культуре армянского народа в течение последних столетий, рождение детей и создание семьи всё еще являются центрообразующими в сознании большей части населения страны.
Одним из главных событий в жизни новорожденного были крестины, которые проводились на восьмой день после появления на свет. Крестный отец тщательно выбирался среди близких к семье людей и после особенно почитался, становясь важной фигурой и для самого ребенка, и для его родителей. Дни рождения детей в старину не отмечались.
Ожидая появления малыша на свет, родители просили бога, чтоб он послал им мальчика. Счастье при рождении девочки было неполноценным, однако родственники, как могли, утешали мать и отца, уверяя, что главное – здоровье новорожденного. Мальчики были предпочтительнее, поскольку девочка в последствии должна будет выйти замуж и уйти в другую семью, а сын всегда будет рядом с родителями. Поэтому и имена детям давались соответствующие. Если рождалась первая девочка, ее обычно называли Бавакан, что в переводе с армянского значит «достаточно». Вторую девочку называли Херик – «хватит». В случае рождения третьей подряд дочери, ей доставалось имя Элчка – «больше нет». Если же в семье, наконец, появлялся мальчик, его могли назвать Паргев («награда») или Нвер («подарок»).
Существовали и определенные традиции, касающиеся пуповины новорожденного. В случае появления девочки, пуповину закапывали во дворе отчего дома. Если рождался мальчик, пуповина хоронилась во дворе храма. По преданию, такой ритуал помог бы девочкам сохранить верность отчему дому, а мальчикам стать сильными ораторами или церковными деятелями.
А вы знали? По традиции в зимнее время детей укутывали в несколько слоев ткани, а последний слой посыпался теплой просеянной землей. Считалось, что это помогает согревать малыша и дольше удерживать тепло.
Первые 40 дней после рождения малыша, видеть его и мать могли только самые близкие родственники. По истечение этого срока в дом допускались все, кто хотел поздравить молодых родителей. Отец малыша во время прихода гостей мог символически поделиться своим счастьем, совершив следующий ритуал. Он клал руку на голову гостя, произнося фразу: «Таросе кес!», что означает «Передаю это тебе!»
Народные традиции: Армения
Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Погребальные обычаи
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7‑й день, на 40‑й день и в годовщину смерти.
Свадьба
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.
Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Рождение ребенка
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.
Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него.
Армянское гостеприимство
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.
Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.
Традиции виноделия и изготовления коньяка
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.
Армянское вино
Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.
У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.
Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.
Армянский коньяк
У большинства из нас Армения ассоциируется с коньяком. Процесс изготовления коньяка, на самом деле, сложнее, чем вина. Промышленное производство коньяка Армения наладила только в XIX веке. Армянский коньяк производится из высококачественных отборных виноградных сортов, выращиваемых в Араратской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насыщают напиток необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом родной земли. В процессе первого сбраживания винограда получается вино, которое затем подвергают трёх- четырёх разовой дистилляции, в результате которой и получается 60–70-градусный спирт. Полученный спирт разливается по дубовым бочкам.
Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3‑, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.
Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.
Традиции армянских народных праздников
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Традиционное жилище
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
Традиционная армянская одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
Традиции армян при рождении ребенка, или Зачем малышей пеленали с помощью земли
Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Знаете ли вы, что в старину армяне не отмечали дни рождения, а также предпочитали пеленать новорожденных с помощью теплой, просеянной земли? Это, по мнению наших предков, позволяло ребенку дольше находиться в тепле.
Рождение мальчика в те времена считалось большой удачей. В случае с девочкой, счастье было неполноценным. Близкие спешили утешить чету, говоря, что главное – здоровье, а Бог даст, и следующим ребенком будет мальчик. Об этом этнограф Светлана Погосян рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
По ее словам, в старину верили в сакральную силу слова. Когда в семье рождалось много девочек, одну из них нарекали Бавакан (в переводе с армянского это слово означает «достаточно»), Херик («хватит»), Элчка («больше нет»). Если после многих попыток рождался мальчик, то его называли Паргев (Награда) или Нвер (Подарок).
Захоронение пуповины
Различия в отношении к мальчикам и девочкам возникали с момента рождения. Обрезать пуповину доверялось опытным женщинам. Если рождалась девочка, то обрезанную пуповину зарывали во дворе дома, а если мальчик – то во дворе церкви. Считалось, что это влияет на будущее детей: девочка будет расти домашней, преданной семье. Ну, а мальчик станет активным деятелем, оратором.
«Особое внимание уделяли пеленанию детей. В старину считали, что от пеленания зависит осанка ребенка, стройность его ног. Малышей купали старшие в семье. Они же делали специальные упражнения и массаж, чтобы шея ребенка была длиннее, а лоб – шире», – рассказывает Погосян.
При этом зимой детей укутывали в несколько слоев пеленок. В самом конце ткань посыпали просеянной теплой землей. Это позволяло держать ребенка в тепле дольше обычного.
По армянской традиции малышей называли в честь бабушек и дедушек. Предки верили, что дети тем самым позаимствуют от взрослых лучшие черты характера, их удачу и силу.
Крестины
Крестины – одно из главных событий в жизни ребенка, оно считалось чуть ли не важнее, чем само рождение. Кстати, в старину армяне не отмечали дни рождения.
Детей обязательно крестили на восьмой день после появления на свет. Крестного выбирали тщательно: им мог стать успешный и счастливый в браке мужчина. К нему в семье крестника было особое отношение: крестного почитали и к его слову всегда прислушивались. Когда он входил в дом, мать крестника обязательно вставала в знак почтения.
Традиции Армении
Армянские обычаи насчитывают многовековую практику. Культура народа предписывает соблюдать традиции, чтобы в семье был достаток и спокойствие.
Мужчина – глава семьи
Армянская семья строится на принципе главенства мужчины. Он принимает важные решения, касающиеся жены и детей, обеспечивает достаток в доме, приглашает гостей, сохраняет культурное наследие и христианские обычаи. Патриархальное общество с многовековыми традициями строится на уважении к старшим, женам, матерям, веровании к святости брака, преданность национальным традициям. Остаются принципы взаимовыручки, помощи друзьям и родственникам. Дети воспитываются в строгости, по церковным канонам.
Яндекс картинки
Это нация целеустремленных, энергичных, преданных людей. Способных побороться за свое достоинство и благосостояние. Им присуща вспыльчивость, поэтому следует осторожно разговаривать с ними, они не любят подчиняться, хорошие ремесленники, трудолюбивые.
В семье с авторитетом мужа никто не спорит. Женщина занимается домашним хозяйством, посвящает себя воспитанию детей.
В отношении гостей
Армяне очень гостеприимные хозяева. Любой гость является посланником Бога, к нему относятся с уважением, усаживают за стол, выставляют кушанья, угощают. Даже, если вы с ним не знакомы. В Армении вам всегда придут на выручку, помогут найти дорогу затерявшемуся путнику, предложат ночлег и еду, вытащат застрявшую в горном ущелье машину. Местные с удовольствием проведут экскурсию, расскажут о достопримечательностях, обрядах и традициях.
В больших городах все очень заняты, но радушие можно встретить на каждом шагу. В деревнях это распространенная черта характера. В Армении невозможно заблудиться, остаться голодным и без ночлега. Даже, если у вас нет денег.
Яндекс картинки
Для гостей накрывают щедрый стол с разнообразными яствами, вино льется рекой, хозяин произносит тосты в честь желанного гостя. К каждому встречному ласково обращаются «джан», что означает дорогой. Туристы отмечают искренний интерес и радушие. Хозяин делится всем, что у него есть, оказывает посильную помощь. Во второй раз к вам отнесутся как к родственнику. По христианским верованиям хлеб, разделенный с путником, является символом единства. Вы всегда будете радушно встречены в этом доме.
Между соседями складываются почти родственные отношения, когда можно запросто попросить продукты, постельные принадлежности. На праздники ставятся общие столы, а любые проблемы решаются сообща. В деревнях не принято закрывать двери.
Армяне верят, если угощать каждого путника, то благополучие придет в твой дом и счастье поселится навсегда.
Однако следует помнить, что народ отличается обидчивостью. И отказ от приглашения может послужить поводом для серьезной ссоры.
Погребальные
В последний путь отправляют согласно христианским канонам. Приглашают священника, омывают тело. У дома ставят крышку гроба, чтобы сообщить о прискорбной новости и попросить окружающих не шуметь и не веселиться.
Похороны назначают на третий день после смерти. В руки вкладывают кусочек просфоры, крестик, обматывают саваном. На погребение собираются родственники, друзья, знакомые, чтобы отдать последний долг. В доме ставят специальную коробочку для сбора денег и каждый желающий оставляет посильную материальную помощь. Кража денег в этот день является смертельным грехом. Если у покойного остались с кем-то незавершенные дела, то вторая сторона должна рассказать об этом родным и стараться вернуть долг или попросить его исполнения.
Традиции Армении предписывают, прежде чем выносить гроб трижды ударить по крышке, прося впустить душу в небесный рай. Женщины не идут на кладбище, а готовят поминальный обед. В гроб можно положить пачку сигарет, любимую трубку, очки. Священник совершает обряд и покойника опускают в яму, засыпают землей.
Поминальный стол готовят из национальных блюд из баранины, говядины. Подают хашламу, куркут, овощи. Родственники обязательно собираются на 3, 7, 40 день после смерти. Поминают на годовщину, вспоминают на праздниках, свадьбах.
Яндекс картинки
Сватовство, обручение, свадьба
Армянская семья создается один раз и надолго. Современная молодежь придерживается национальных традиций, но более свободна в своих решениях. Девушек для сына рассматривает мать. Внешняя привлекательность не является главным критерием отбора. Важно, чтобы невеста была трудолюбива, скромна, целомудренна. Особое значение придавалось вероисповеданию будущей жены. Армянские традиции заключают браки между христианами и обязательно освящаются в церкви. Если свекрови приглянулась невестка, она советовалась с мужчинами из своего клана, а затем засылали сватов.
Из ближайших родственников, женщин, выбирали миджнорд кин, которая представляла интересы жениха. Она окольными путями узнавала, как относятся к семье парня, как отнесутся к сватовтсву, заходила в дом по любым мелочам, интересовалась благосостоянием, домашним бытом. Если девушка подходила, то по традиции армян приходил кавор, крестный отец жениха с мужчинами, и просил руки невесты. В Армении не принято сразу давать согласие на руку девушки. В первый раз отказывают, показывая какая она у них замечательная и требовательная. Лишь с третьей попытки сватов молодые обручались. Парень надевал на руку девушки кольцо.
Яндекс картинки
По древним обычаям жених и невеста могли встретиться только на свадьбе. Многие родители искали пару своим детям, начиная с их рождения. До момента свадьбы могло пройти несколько лет. В Армении девушку могут выдать замуж с 12 лет, а парень должен состояться как мужчина, самостоятельно обеспечивать будущую семью. Средний возраст вступления в брак 24 года. Главы семейств собираются вместе, обсуждают смету мероприятия, назначают дату, определяют количество гостей. Расходы делятся пополам. Интересный обычай между мужчинами разных кланов проводит священник. Скручивают лаваш в трубочку и дают его разорвать с разных сторон. Каждый тянет на себя. Обряд символизирует единение семей.
Сейчас помолвка и свадьба проводятся в один день. Длятся празднования 1-3 дня, а раньше могли гулять и две недели. Гостей приглашают по 100-500 человек. В день свадьбы богатый кортеж от дома жениха с подарками, которые несут над головами, песнями, плясками отправляются к дому невесты, где разыгрывается небольшое действо с выкупом. Всю церемонию ведет тамада, назначаемый из родственников. Он проводит конкурсы, говорит тосты, следит за соблюдением всех традиций.
Наряд невесте обязательно покупает свекровь. Чем пышнее платья, тем выше ценится будущая жена. Подружки девушки помогают ей одеться, поют вместе печальные песни, танцуют узундару. Этот танец наполнен скорбью о разлуке с отеческим домом, о скорой встрече с возлюбленным, о новых переменах в жизни.
Яндекс картинки
Когда молодых благословляет отец, они отправляются в храм для венчания, затем регистрируют брак в ЗАГСе. Обряд в церкви считается очень важным. Именно тогда рождается армянская семья. Чтобы отогнать злых духов, над головами молодоженов аззбаши держат металлические мечи и ножны. А родственники внимательно следят, чтобы между парой никто не прошел.
После церемонии гости отправляются в банкетный зал, где накрыт шикарный стол с ароматными яствами, национальными блюдами. Невеста танцует обязательный танец жениху, собирает шабаш. Это традиционный обряд, когда все мужчины подходят по очереди к девушке и вручают ей денежные купюры, осыпают монетами. Выкуп составит приданное молодых.
Ни один праздник не обходится без шашлыка. Хоровац выносят под звуки веселой мелодии в сопровождении танцующих девушек в национальных костюмах. На свадьбе обязательно произносятся длинные тосты с пожеланиями счастья, здорового потомства, богатства. Культура народа не позволяет новобрачным публично выражать свои эмоции. На свадьбе они не целуются, не слышно за столом выкриков «горько». Жених может кратко прикоснуться к щеке невесты, оказывает ей всякие почести, помогает.
Яндекс картинки
Холостым гостям в конце пиршества преподносят небольшие сувениры в коробочках. Это могут быть сладости, украшения, драгоценности в зависимости от достатка семьи.
Рождение и воспитание ребенка
Армянские традиции и обычаи в случае рождения малыша соблюдаются неукоснительно уже несколько веков. Создание семьи является центральным действием всей жизни. Малыша обязательно крестят по христианским обрядам на восьмой день после рождения. Крестные выбираются среди ближайших родственников и сопровождают его на протяжении всей жизни. Помогают советами, деньгами, выбирают пару. Иногда кавор становился важнее отца. Появление мальчика всегда было предпочтительнее, так как он останется в семье и будет помогать стареющим родителям, а дочка уйдет в другую семью. Армянские традиции накладывают отпечаток и на детские имена. Мальчиков часто называют Нвер (подарок), Паргев (награда), а девочек Херик (хватит), Элчка (больше нет).
Интересный обычай: пуповину новорожденного закапывают во дворе дома или храма. Это дает дополнительную защиту, наделяет мудростью и целомудрием, способствует развитию ораторских способностей.
В первые сорок дней малыша не показывают посторонним людям, чтобы уберечь дитя от скверного глаза и проклятий. В холодный период года ребенка укутывали в несколько слоев материи, а последний пересыпали землей, чтобы сохранить ее тепло и передать малышу. Женщин, молодых матерей очень почитают и оказывают уважение вплоть до глубокой старости.
Яндекс картинки
Когда малыш немного подрастал, в дом приглашали родственников, гостей. А отец семейства совершал небольшой ритуал. Клал на голову посетителя руку и кратко оглашал «Передаю его тебе». Это означало, что он вверяет судьбу сына гостю и надеется на его поддержку в будущем.