авианосец акаги на дне
Akagi нашёлся
Дело Пола Аллена живёт и после его смерти. На этот раз обнаружен японский авианосец Akagi. Вчера, 20 октября, на сайте Военно-морского института ВМС США появилась информация о том, что исследовательское судно R/V Petrel нашло и идентифицировало корабль Императорского флота Японии.
Akagi был обнаружен в акватории Национального морского памятника Папаханаумокуакеа (Papahanaumokuakea Marine National Monument) возле атолла Мидуэй. В 1942 году здесь произошло крупное морское сражение, завершившееся победой американцев и ставшее переломным в войне на Тихом океане. В ходе сражения Япония потеряла 4 тяжёлых авианосца, тяжёлый крейсер, 248 самолётов морского базирования, а также около 2500 человек. Исследовательская группа не раскрывает точного местонахождения останков авианосца Akagi, указывая, что он стоит на ровном грунте на глубине порядка 5400 м. Кроме того, исследователи осмотрели останки авианосца Kaga, обнаруженные ранее и лежащие неподалёку.
Экспедиция, организованная Полом Алленом, даже после его смерти продолжает поиск кораблей, затонувших в годы Второй мировой войны. Среди находок судна R/V Petrel и его команды — американские авианосцы USS Lexington (CV-2), USS Wasp (CV-7) и USS Hornet (CV-8), американские крейсеры USS Juneau (CL-52) и USS Helena (CL-50); японский авианосец Kaga, японский линейный крейсер IJN Hiei, а также ряд других кораблей.
Сразу три судна нашла экспедиция по поиску затонувших в годы второй мировой кораблей, организованная Полом Алленом (ВИДЕО)
После успеха этой спецоперации японское командование приказало увеличить число атак с помощью пилотов-камикадзе. Это привело к гибели более 4 тысяч человек.
В ходе того сражения Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 248 самолетов морского базирования, а также около 2500 человек.
20 октября на сайте Военно-морского института ВМС США появилась информация о том, что исследовательское судно R/V Petrel нашло и идентифицировало корабль Императорского флота Японии Akagi.
Точное его местонахождение на раскрывается. Известно, что авианосец стоит на ровном грунте на глубине около 5400 метров.
Этот тяжелый авианосец Императорской Японии в составе 1-й (авианосной) дивизии ВМС страны принимал участие в китайском конфликте и боевых действиях первого периода войны на Тихом океане (ударе по Тихоокеанскому флоту ВМС США и Дальневосточному Флоту ВМС Великобритании и наступательной операции у атолла Мидуэй). В ходе боевых действий летом 1942 года авианосец был поврежден пятью прямыми попаданиями авиабомб и уничтожен торпедной атакой охранения.
Обнаружен японский авианосец Kaga
Исследователи обнаружили обломки авианосца японского Императорского флота, который играл ключевую роль при атаке на Перл-Харбор и затонул в битве при Мидуэе.
IJN Kaga был найден экипажем судна R/V Petrel, ведущего корабля в продолжающейся экспедиции, которая профинансирована покойным соучредителем корпорации Microsoft Полом Алленом. Ее целью является поиск кораблей и самолетов, которые были потеряны во Второй мировой войне. Место обнаружения находится в сотнях милях от атолла Мидуэй на глубине примерно 5,4 тыс. метров.
«Кага» был изначально заложен в 1921 году как линкор класса Tosa, но подлежал утилизации после того, как Вашингтонский военно-морской договор ограничил число линкоров у подписавших его стран. Однако он был переоборудован и вошел в 1929 году в состав флота в качестве авианосца.
Корабль принимал участие в операциях против китайских войск в 1930-х годах, атаке на Перл-Харбор в 1941 году и нападениях на Австралию и Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия) в 1942 году.
В июне 1942 года четыре японских авианосца – «Кага», «Акаги», «Сорю» и «Хирю» – были атакованы американской авиацией, базировавшейся на кораблях. Пикирующие бомбардировщики с «Энтерпрайза» нанесли «Кага» серьезный урон и японцы намеренно потопили авианосец, чтобы он не попал в руки противника. Сейчас его имя носит вертолетоносец DDH-184.
— заявили в ВМС США в пятницу по случаю обнаружения корабля.
R/V Petrel нашел многочисленные обломки кораблей времен Второй мировой войны: авианосцев USS Lexington (CV-2), USS Wasp (CV-7) и USS Hornet (CV-8); крейсеров USS Juneau (CL-52) и USS Helena (CL-50); японского корабля IJN Hiei.
Новое в блогах
Легенды Тихого океана. Авианосцы адмирала Нагумо. Акаги.
Акаги на пути в Пёрл-Харбор. (художник Том Фримен)
IJF Akagi (рус. Акаги, яп. 赤城 — в честь спящего вулкана Акаги в долине Канто) — японский тяжёлый авианосец времён Второй мировой войны.
Первоначально проектировался как линейный крейсер, однако проект был изменен и корабль перестроили в авианосец.
Перестройку линейного крейсера «Акаги» начали на верфи в Куре 9 ноября 1923 года. «Акаги» получил вдоль главной палубы бронепояс толщиной 79 мм. Остальные части корпуса были защищены броней толщиной 57 мм. Броня той же толщины защищала противоторпедные були. Вдоль нижней части булей проходил дополнительный бронепояс, который не только защищал днище корабля от торпед, но и был силовым элементом в конструкции корабля. Толщина брони главного пояса уменьшили с 254 до 152 мм. Дальнейшая перестройка корабля прибавила головной боли для конструкторов. Существовавшая в то время технология постройки авианосцев была явно недостаточной. Отсутствие каких бы то ни было прототипов заставляло разработчиков создавать экспериментальную конструкцию, в которой неизбежно появлялись ошибки. Авианосец «Акаги» стал экспериментальным полигоном для всех последующих кораблей этого класса. Все конструктивные ошибки учитывались при постройке авианосца Кага, который стал первым прототипом, в конструкции которого нашли свое отражение все основные принципы японского авианосца.
«Акаги» спустили на воду 22 апреля 1925 года. 25 марта 1927 года на корабле торжественно подняли военно-морской флаг. Командование новеньким авианосцем принял капитан 1-го ранга Йоитаро Умицу.
В процессе достройки и оснащения авианосца японские кораблестроители получили огромный опыт, связанный с конструированием самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещением орудий главного калибра и расположением палуб. Удалось успешно модернизировать некоторые составляющие корабля, но, в целом, результат оказался неудовлетворительным. Самыми большими и вместе с тем самыми трудноразрешимыми проблемами были система отвода выхлопа и конструкция летной палубы.
Можно смело сказать, что «Акаги» был экспериментальным и единственным в своем роде кораблем. Вместе с авианосцем Кага, он стал одним из первых кораблей Императорского ВМФ, которых можно было бы назвать ударными авианосцами.
«Акаги» был спущен на воду 22 апреля 1925 года. Он являлся одним из первых авианосцев Императорского ВМФ.
Флагман первого авианосного флота «Кидо бутаи» Императорского флота Японии.
Возглавлял корабли в атаке на Пёрл-Харбор.
Бест атаковал с почти вертикального пикирования. Как правило американские пилоты начинали вывод самолёта с высоты 600 метров. Японцы начинали вывод с 300 метров. Бест сбросил бомбы с высоты не более 200 метров и никто из пилотов его группы не верил, что командиру удастся выйти из пикирования.
Как ни странно, на Акаги пропустили момент начала атаки-сигнальщики были заняты последними торпедоносцами американцев. остальные-обеспечением процедуры экстренного взлёта. Уже пикирую, бест видел в визире прицела взлетающий истребитель-единственный самолёт который успел выпустить Акаги.
Командные посты оказались изолированными. Эвакуация штаба адмирала Нагумо оказалась непростой.
Вентиляторы гнали в машинное отделение воздух насыщеный продуктами горения, но вахта оставалась на своих постах. Там она целиком и погибла. На авианосце горели механики, артиллеристы, горели лучшие в мире пилоты морской авиации. Личный состав авиагруппы Акаги погиб почти целиком.
Взрывы на ангарной палубе сорвали противопожарные переборки. Ангарная палуба была захламлена бомбами, которые не успели спустить в погреба боезапаса. Кроме того, через всю палубу были проложены шланги заправки. Они были полны бензина. Всё это взрывалось и горело.
Едва оказавшись на палубе Нагары Нагумо спросил-могут ли эсминцы буксировать корабль?
Едва ли, учитывая его состояние, печально ответил контр-адмирад Абэ.
В 18-00 была отдана команда об оставлении Акаги. Людей подбирали из воды эсминцы.
В 19-20 командующий отказал в затоплении Акаги-Ямамото искал пути спасения своего любимого корабля. Получив отказ главкома командир авианосца капитан 1 ранга Аоки вернулся на горящий авианосец и поднялся на маневровую палубу свободную от огня.
Адмирал Ямамото медлил с приказом о затоплении «Акаги». Он не видел в этом необходимости, поскольку главные силы японского флота шли на восток, чтобы к ночи встретиться с противником. Когда стало ясно, что бой проигран, адмирал больше не колебался. 5 июня 1942 года в 3:50 Ямамото приказал затопить агонизирующий авианосец.
Вице-адмирал Нагумо приказал командиру 4-го дивизиона эсминцев капитану 1-го ранга Косаку Арига потопить авианосец Все четыре эсминца выпустили торпеды по беззащитному кораблю. В 4:55 «Акаги» скрылся в волнах Тихого океана. В момент погружения изнутри корабля раздавались взрывы. Официально авианосец был исключен из списков флота 25 сентября 1942 года. Всего из 1630 членов экипажа «Акаги» погибло и пропало без вести 221 человек.
До модернизации:
25900 тонн (стандартное)
34364 тонн (полное)
После модернизации:
36500 тонн (стандартное)
41300 тонн (полное)
Длина 249 м
Ширина 31 м
Осадка 8 м
Бронирование Пояс: 152 мм (наклон наружу 14 градусов),
обшивка корпуса: 14,3 мм,
броневая палуба: 31,7—57 мм,
скосы: 38,1 мм
19 котлов типа «Канпон-Б»
4 турбины «Тихон»
Мощность 133 000 л. с. (97,8 МВт)
Винты 4 трёхлопастных
Скорость 31 узел (57,4 км/ч)
Дальность плавания 8200 морских миль на 16 узлах
Экипаж 2000 человек
До модернизации:
10 (2 × 2+6 × 1) 200-мм/50;
12 (6 × 2) 120-мм/45
После модернизации:
6 (6 × 1) 200-мм;
12 (6 × 2) 120-мм
Зенитная артиллерия 28 (14 × 2) 25-мм/60 тип 96 (добавлены при модернизации 1935—1939 гг.)
Авиационная группа 91 самолёт (66 на линии, 25 разобранных) (1941)
18 истребителей А6М
18 пикирующих бомбардировщиков D3A
27 торпедоносев B5
IJN Akagi (1925)
6 декабря 1920 года Заложен |
22 апреля 1925 Спущен на воду |
25 сентября 1942 Выведен из боевого состава |
5 июня 1942 Гибель |
36500 / т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
260 / 31 / 8 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
4 турбины типа Гидзуцу-Хомбу / 133000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
4 ед. Количество валов |
31,2 / 16 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
4200 / 8200 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
5775 т. Запас топлива |
4 турбины типа Гидзуцу-Хомбу / 131000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
4 ед. Количество валов |
31 / 16 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
4200 / 8000 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
5775 т. Запас топлива |
6х1 203-мм, 12х2 120-мм, 14х2 25-мм, 6х2 4,7-мм, 6 8-мм
Содержание
Общие сведения
Авианосец IJN Akagi был символом японских авианосных соединений. Флагманский корабль адмирала Тюити Нагумо и «меч» адмирала Ямамото — знаменитейший авианосец, результат перестройки одноименного линейного крейсера. В результате модернизаций IJN Akagi лишился своей неповторимой черты в виде трех палуб, но к 1941 году это был достаточно современный авианосец длиной 260 метров, шириной 31 метр, осадкой 8,7 метров полным водоизмещением 42750 тонн, способный развивать скорость в 31 узел и дальностью плавания 13 000 км.
Авиагруппа корабля доходила до 91 самолета. Самолеты IJN Akagi уничтожали корабли США в Пёрл-Харборе, участвовали во всех знаменитых сражениях в конце 1941 и первой половине 1942 годов. Если бы не приказ адмирала Тюити Нагумо во время битвы за Мидуэй, возможно, этот авианосец еще не раз бы сокрушал своей палубной авиацией корабли ВМС США, но 5 июня 1942 года стал последним днем существования IJN Akagi.
История создания
Предшественники
Для Японии одним из путей внедрения авиации в военно-морской флот являлась постройка специальных кораблей, оборудованных сплошной полётной палубой по типу британского авианосца HMS Argus. В кораблестроительную программу 1919 года были внесены изменения, которые предусматривали создание двух авианосцев, ставших предшественниками всех авианесущих кораблей японских ВМС. Первым кораблем стал авианосец IJN Hiryu, заложенный в 1919 года как танкер.
Предпосылки к созданию
В программе строительства Императорского флота «8-4» от 1917 года планировалось построить: 3 линкора (IJN Mutsu, IJN Kaga, IJN Tosa), 2 линейных крейсера (IJN Akagi, IJN Amagi), 9 крейсеров, 27 эсминцев, 18 подводных лодок и 3 вспомогательных корабля. IJN Akagi, заложенный 6 декабря 1920 года, на верфи в Куре должен был стать самым мощным кораблем Императорского военно-морского флота полным водоизмещением в 41000 тонн, вооруженный орудиями калибра 410-мм, расположенными в 5 двухорудийных башнях и скоростью 30 узлов.
Вашингтонская конференция 1922 года положила конец амбициозным планам японского командования и готовый на 40 % IJN Akagi должны были пустить на слом, но японцы отстояли корабль и решили достроить его как авианосец.
Проектирование
Проблема для Японии заключалась в том, что до этого не было проектов перестройки линейных крейсеров в авианосцы. Главным конструктором этого проекта был капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото и он решил обратиться к английскому проекту авианосца HMS Furious на который в конечном счете и стал похож японский авианосец. Стоит отметить, что IJN Akagi был своего рода испытательным полигоном для ВМС Японии в том плане, что на нём проводились различные эксперименты при проектировке, постройке и последующей модернизации. Все недостатки выявленные при этом устранялись при проектировке и строительстве других авианосцев.
Постройка и испытания
19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку IJN Akagi и IJN Kaga в качестве авианосцев. Процесс перестройки корабля проходил в 3 этапа и являлся сложным т.к. приходилось перестраивать линейный крейсер в авианосец. Одним из наиболее сложных процессов было расположение броневых поясов. IJN Akagi был спущен на воду 22 апреля 1925 года. В процессе оснащения и достройки корабля японские инженеры и конструкторы получили большой опыт по проектированию и постройке самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещению орудий, расположению палуб. Однако, большими проблемами оставалась полетная палуба и система отвода выхлопа. 25 марта 1927 года на нем торжественно подняли военно-морской флаг.
Описание конструкции
При вступлении в строй Akagi был крупнейшим авианосцем мира с водоизмещением более 30000 тонн, мощным вооружением и относительно мощными броневыми поясами, как воспоминание о том, что это линейный крейсер. На корабле имелись 3 полетные палубы, 2 ангара для хранения самолетов. Дымовая труба корабля состоящая из двух дымоходов, один из которых загибался вниз, а другой вверх была его характерной особенностью. При выполнении взлета и посадки самолетов действовала только большая (нижняя) труба. На IJN Akagi было установлено два, а после модернизации 3 самолетоподъемника.
Корпус
При постройке было решено создать поверх корпуса линейного крейсера 2 ангара и накрыть их сверху большой палубой. Общая вместимость ангаров — 66 самолётов готовых к вылету и 21 самолёт в разобранном виде. Для сохранения остойчивости корабля все надстройки должны были иметь минимальный вес. Для этого ангары сделали без стен, а верхнюю палубу изготовили из древесины и обшили стальными листами толщиной 10 мм. Впоследствии из-за нескольких аварий ангаров, когда их просто заливало водой стены все-таки установили. Чтобы превратить процесс взлета и посадки в один непрерывный цикл и избавить технические команды от необходимости поднимать подготовленные самолеты на верхнюю палубу были сооружены две небольшие площадки в передней части каждого ангара.
Верхняя палуба (по проекту посадочная) имела длину 190,2 м и максимальную ширину 30,48 м. Она закреплялась на корпусе на ферменных столбах и состояла из пяти частей (сегментов), которые соединялись между собой при помощи подвижного сочленения, что придавало палубе некоторую гибкость во время качки корабля. Для дополнительного торможения самолетов в кормовой части палубы был сделал подъем в 1,5°.
На верхней палубе изначально был смонтирован аэрофинишёр продольного типа английской конструкции из 60 стальных тросов диаметром 12 мм и длиной 100 метров для остановки севших самолетов. Крючки, установленные на шасси самолетов цеплялись за тросы и самолет уже немог упасть за борт или из-за бокового ветра двигаться юзом. Данный аэрофинишер оказался неудачным т.к. при посадке самолеты часто ломали винты, пилоты получали травмы поэтому в 1931 году был установлен новый, разработки японского инженера Сиро Кабая.
Средняя палуба как и ангар предназначался для размещения истребителей и имел взлетную часть 15 метров, что было конечно очень мало, поэтому вскоре пользоваться этой палубой перестали. Нижняя палуба вместе с ангаром предназначалась для торпедоносцев и бомбардировщиков. Длина взлетной площадки составляла 55 метров. Поскольку планировалась подготовка самолетов к вылету только в ангарах, то оборудование, топливо и боеприпасы на верхней палубе не размещались. На средней и нижней палубах были также размещена улекислотная противопожарная система.
Бронирование
IJN Akagi изначально строился как линейный крейсер, поэтому не удивительно, что в процессе перестройки его в авианосец необходимо было решить вопрос бронирования корпуса. Для авианосца тяжелая и мощная броня не нужны т.к. он не предназначен для ведения артиллерийских дуэлей, и IJN Akagi не стал исключением, поэтому главный вертикальный пояс брони уменьшили с 254 до 152 мм, при этом все жизненно важные элементы корабля находились в бронированной цитадели занимавшей 60% корпуса корабля. Внешняя броня корпуса толщиной 152 мм была расположена под углом 14°, днище корпуса прикрывал двойной бронированный пол толщиной 24 мм и 22 мм. Толщина брони противоторпедных булей была равна 57 мм. Крыша цитадели была единственной бронированной палубой, толщина брони от 31 мм до 57 мм. Все остальные палубы и части корабля бронированны не были, все стенки изготовлялось из стали толщиной до 14 мм, палубы были изготовлены из тикового дерева и прикрыты листами стали толщиной 10 мм.
Энергетическая установка и ходовые качества
Для движения авианосца на нем были установлены 8 малых котлов и 11 больших, которые работали для 4 турбин (две турбины высокого давления, две низкого). На IJN Akagi были установлены 4 трехлопастных гребных винта, соответственно каждая турбина работала на свой гребной винт. Большие котлы работали на мазуте, малые котлы работали на угле. Дым из главной трубы, расположенной под углом в 120 градусов обеспечивал минимальную задымленность, малая труба направленная вертикально вверх использовалась только для розжига топок. Давление пара при работе составляло 20 кг/см2. Общая мощность при работе всех турбин составляла 131000 л.с., что позволило кораблю развивать скорость в 30 узлов. Для заднего хода пар подавался только в турбины высокого давления. Дальность плавания составляла 13 000 км при скорости 16 узлов.
Вооружение
Главный калибр
Перестраивая Akagi из линейного крейсера в авианосец конструкторы решили сохранить 10 203-мм орудий главного калибра с длиной ствола в 50 калибров. Четыре орудия находились в 2 двухорудийных башнях расположеных в передней части, ближе к носу корабля и 6 орудий находились в казематных установках на корме. Орудия выпускали снаряды массой 110 кг, скорострельность составляла 5 выстрелов в минуту. Возможно, японские конструкторы при строительстве авианосца учитывали возможность его участия в артиллерийских сражениях, но со временем, при проведении модернизации носовые башни с орудиями демонтировали.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Для защиты корабля от атак с воздуха на корабле разместили 12 120-мм орудий в двухорудийных башнях, которые совершали 11 выстрелов в минуту. Башни распологались в барбетах по бортам судна. В 1935-1938 годах, когда IJN Akagi находился на модернизации было принято решение усилить зенитную артиллерию и на авианосце были установлены, в дополнение к 120-мм пушкам, 14 спаренных 25-мм автоматов, а также 6 спаренных 4,7-мм пулеметов, 6 одинарных 8-мм пулеметов. Для управления зенитной артиллерией на корабле находилось 2 поста, расположенных по правому и левому борту. При помощи электромеханической системы угловая информация передавалась на каждое орудие. Поправки на скорость хода, погодные условия, качку корабля, скорость ветра позволяло вводить прицельное устройство.
Авиационное вооружение
Основная мощь корабля заключалась в его авиационной группе. После модернизации и до самой гибели в 1942 году на Akagi размещались до 91 самолета из которых 66 были готовы к вылету, а 25 хранились в разобранном виде в качестве резерва. В период с 1928 по 1938 год на корабле размещались 16 истребителей A1N1 Type 3, 28 бомбардировщиков-торпедоносцев B1M2 Type 13, 16 разведчиков C1N1 Type 10. В 1938 году после проведенной модернизации на корабле разместили: 16 истребителей A5M4 Type 96 (из них 4 в резерве), 21 пикирующий бомбардировщик D1A2 Type 96 (из них 5 в резерве), 54 бомбардировщика-торпедоносца B4Y1 Type 96 (из них 16 в резерве) всего 91 самолет.
Перед нападнием на Перл-Харбор в 1941 году на IJN Akagi снова заменили состав авиагруппы на самые современные на тот момент самолеты, а именно: 21 истребитель A6M2 Type 0 (из них 3 в резерве), 21 пикирующий бомбардировщик D3A1 Type 99 Val (из них 3 в резерве), 30 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2 Type 97, всего 72 самолета, в том числе 9 самолетов резерва.
На авианосце имелись КВ и ДВ радиостанции для связи с самолетами. Мачты, на которые закреплялись антенны передатчиков и приемников могли откидываться в горизонтальное положение.
Истребитель A6M Zero
Aichi D3A Пикирующий бомбардировщик
Бомбардировщик — торпедоносец B5N2 Kate
Модернизации и переоборудования
Модернизация корабля началась с демонтажа всех полетных палуб. Вместо средней и нижней взлетных полос были сделаны ангары для увеличения количества самолетов, топлива и боеприпасов для них. В силовой установке заменили 8 малых котлов, работавших на угле на более мощные потреблявшие только мазут. В результате этого увеличилась общая мощность до 133 тыс. л.с., а емкость топливных цистерн составила 5775 тонн, что увеличило запас хода до 13 000 миль. Изменили форму и размер дымовой трубы, для противовеса которой на левом борту корабля соорудили небольшую надстройку.
Авианосец Akagi до модернизации
Авианосец Akagi после модернизации
Демонтаж палуб на Akagi во время модернизации
Технические характеристики Akagi до и после модернизации | ||
---|---|---|
Технические параметры | IJN Akagi в 1927 | IJN Akagi в 1938 |
Стандартное водоизмещение, т | 26900 | 36500 |
Полное водоизмещение, т | 34364 | 41300 |
Полная длина, м | 261 | 260 |
Длина по ватерлинии, м | 248 | 250 |
Полная ширина, м | 31 | 31 |
Ширина по ватерлинии, м | 28 | 28 |
Средняя осадка, м | 8 | 8 |
Длина полетной палубы, м | 190 | 249 |
Ширина полетной палубы, м | 30 | 30 |
Запас топлива, т | 3900 – мазут |
История службы
Соединению Тюити Нагумо, в которое входил IJN Akagi была поставлена задача по уничтожению британского Азиатского флота, который мог помешать продвижению японских войск в Бирме и к побережью Бенгальского залива. В составе британского флота было 3 авианосца, 5 линкоров, 7 крейсеров, 16 эсминцев и несколько подводных лодок. Во время бомбардировок острова Цейлон в апреле 1942 года и последующих воздушных атаках японцы потеряли всего 17 самолетов, уничтожив у англичан авианосец, 2 крейсера, 2 эсминца, корвет и несколько торговых и вспомогательных кораблей. Потери англичан в самолетах составили 33 истребителя и 6 бомбардировщиков. После таких интенсивных боевых действий IJN Akagi вернулся в Японию и 22 апреля прибыл в порт Йокосука.
Последней операцией, в которой он принял участие стало сражение за Мидуей. К лету 1942 года преимущество полученное Японией в результате налета на Пёрл-Харбор постепенно улетучивалось и среди японских военных возникла мысль о необходимости генерального сражения между флотами США и Японии. Для реализации этого плана адмирал Исороку Ямамото принял решение силами Объединенного флота захватить атолл Мидуей и уничтожить американский флот. Для захвата крошечного атолла Япония выступила силами, невиданными доселе в военно-морской истории. Флот адмирала Ямамото состоял из 8 авианосцев, 10 линкоров, 21 крейсера, 9 эсминцев и 15 крупных подводных лодок. На палубах авианосцев стояло 352 истребителя и 277 бомбардировщиков. Ранним утром 4 июня 1942 года началось сражение, которому было суждено стать одним из крупнейших поражений Японии, и последним днем IJN Akagi. После налета на Мидуей японские пикирующие бомбардировщики возвращались на свои авианосцы, в это время истребители прикрытия уничтожали американские торпедоносцы. Примерно в 09.00 адмирал Нагумо получил сообщение о том, где находятся американские корабли и уверенный в окончании воздушных налетов отдал роковой приказ, перевооружить самолеты торпедами и уничтожить американский флот.
Гибель
На палубе был настоящий ад, горящие и взрывающиеся самолеты, бомбы, торпеды, разорванные шланги с топливом. Противопожарная система вышла из строя, потушить горящий авианосец было невозможно. Внутри корабля все было в дыму и огне, все стоящие на вахтах матросы погибли. Из состава авиагруппы корабля погибло 6 пилотов, остальные приводнились и были спасены. У адмирала Нагумо, еще были надежды спасти корабль, и он спросил о возможности буксировки IJN Akagi эсминцами у контр-адмирала Абэ. Но корабль с заклиненным рулем, описывающий на полном ходу циркуляцию в 20 градусов, из которого постоянно раздаются взрывы, спасти было невозможно.
В 18:00 поступила команда оставить корабль, люди спасались, как могли. Вокруг горящего авианосца постоянно кружились эсминцы, подбирая людей из спасательных шлюпок, а также тех, кто добирался вплавь. В 19:20 пришел ответ от Ямамото, который запрещал затопление корабля. Адмирал надеялся, что его любимый корабль удастся спасти. Но все надежды были напрасны, и 5 июня в 3:50 Ямамото приказал затопить корабль. Эсминцы выпустили 4 торпеды, и в 4:55 IJN Akagi пошел ко дну. 25 сентября 1942 года корабль исключили из списков флота. Из 1630 членов экипажа погиб и пропал без вести 221 человек. На этом закончилась история самого знаменитого авианосца Японии.
Командиры
С 1927 по 1942 годы 20 человек стояли на капитанском мостике Akagi. Перед Вами полный список людей возглавлявших корабль в разные годы.
Командиры служившие на IJN Akagi | ||
---|---|---|
Фамилия, имя командира | Вступление в должность | Сдача должности |
Reyutaro Kaizu | 25.03.1927 | 01.12.1927 |
Seizaburo Kobayashi | 01.12.1927 | 10.12.1928 |
Isoroku Yamamoto | 10.12.1928 | 01.11.1929 |
Kiyoshi Kitagawa | 01.11.1929 | 26.10.1930 |
Goro Hara | 26.10.1930 | 01.12.1930 |
Hideho Wada | 01.12.1930 | 28.08.1931 |
Jiro Onishi | 28.08.1931 | 01.12.1931 |
Baron Masaki Shibayama | 01.12.1931 | 01.12.1932 |
Eijiro Kondo | 01.12.1932 | 20.10.1933 |
Nishizo Tsukahara | 20.10.1933 | 01.11.1934 |
Rokuro Horie | 01.11.1934 | 15.11.1935 |
Toshio Matsunaga | 15.11.1935 | 01.12.1936 |
Kokichi Terada | 01.12.1936 | 27.08.1937 |
Shinichi Moizumi | 27.08.1937 | 01.12.1937 |
Junichi Mizuno | 01.12.1937 | 15.11.1938 |
Kinpei Teraoka | 15.11.1938 | 15.11.1939 |
Ryunosuke Kusaka | 15.11.1939 | 15.10.1940 |
Ko Ito | 15.10.1940 | 25.03.1941 |
Kiichi Hasegawa | 25.03.1941 | 25.04.1942 |
Taijiro Aoki | 25.04.1942 | 05.06.1942 |
Этот корабль в искусстве
Все игры для игровых приставок, для компьютеров связанные с тематикой сражений на Тихом океане, также дают нам возможность управлять этим кораблем. Несколько игр, в которых есть авианосец IJN Akagi: