авианосец граф цеппелин на дне

Авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

В 1938 году в Германии был спущен на воду первый авианосец, получивший имя знаменитого конструктора — «Граф Цеппелин». К началу войны общая готовность корабля оценивалась в 85%, однако выйти в море ему было не суждено. Лётчики формировавшейся авиагруппы «Цеппелина», которая должна была включить 42 самолёта, воевали на суше, а сам корабль только укрывался от налётов союзников.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

После окончания войны посаженный немцами при отступлении на грунт корпус «Графа Цеппелина» достался Советскому Союзу по репарациям, однако и здесь судьба корабля не стала более счастливой. Недостроенный авианосец стал учебной целью для самолётов авиации Балтийского флота и упокоился в 1947 году на дне моря недалеко от побережья Польши. Теперь найденный на дне корабль — интересный объект интереса для дайверов.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

В 1938 году в Германии был спущен на воду первый авианосец, получивший имя знаменитого конструктора — «Граф Цеппелин». К началу войны общая готовность корабля оценивалась в 85%, однако выйти в море ему было не суждено. Лётчики формировавшейся авиагруппы «Цеппелина», которая должна была включить 42 самолёта, воевали на суше, а сам корабль только укрывался от налётов союзников.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

После окончания войны посаженный немцами при отступлении на грунт корпус «Графа Цеппелина» достался Советскому Союзу по репарациям, однако и здесь судьба корабля не стала более счастливой. Недостроенный авианосец стал учебной целью для самолётов авиации Балтийского флота и упокоился в 1947 году на дне моря недалеко от побережья Польши. Теперь найденный на дне корабль — интересный объект интереса для дайверов.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

История

Гибель суперкорабля Гитлера

Водолазы называют Балтийское море «морем остатков кораблекрушений». Трудно найти какое-либо другое место в мире, где бы находилось больше затонувших судов. Эксперты предполагают, что их было несколько десятков тысяч. Холодная, относительно спокойная вода законсервировала ганзейские торговые судна и парусники из шведского периода, советские подводные лодки, немецкие миноукладчики, польские рыболовные катера и автомобильный паром «Эстония».

Эти остатки кораблей являются одновременно историческими памятниками и кладбищами. Там на дне моря ржавеет «Вильгельм Густлофф», «Штойбен» и «Гойя», все это судна с беженцами, потопленные в последние дни второй мировой войны — памятники трагедий, при которых погибло больше людей, чем при гибели «Титаника».

«Граф Цеппелин», единственный авианосец Адольфа Гитлера, лишь на шесть метров короче, чем тот роскошный пароход. Он никогда не использовался и был затоплен в 1947 году Советами на 55° 31′ 03″ северной широты и 18° 17′ 09″ восточной долготы — это огромная груда металла на глубине 80 метров.

«Граф Цеппелин» покоится в зоне вечной темноты, омываемый холодной водой в четыре градуса тепла. Долгое время он считался пропавшим. Согласно одной легенде, Сталин приказал отбуксировать его в Китайское море.

Лишь в 2006 году польские искатели нефти обнаружили остатки этого корабля с помощью гидролокатора. Этим летом к кораблю спустились члены экспедиции с прекрасной киноаппаратурой и доставили мрачные снимки, которые готовятся сейчас для одной теледокументации канала Spiegel Geschichte, которая выйдет в эфир предположительно в конце этого года («Суперкорабль Гитлера — экспедиция в Балтийское море»).

Так глубоко могут погружаться лишь профессионалы. Для этого требуется газовая смесь для дыхания и специальные толстые костюмы из неопрена с электрообогревом. Выравнивание давления при всплывании требует несколько часов.

«Граф Цеппелин» великолепно сохранился. Он лежит слегка накренившись вправо на дне Балтйского моря, можно различить отдельные доски палубы. Под ними находятся огромные помещения — ангары для «мессершмиттов» и «юнкерсов», которые должны были размещаться на корабле. Орудия исчезли. Их демонтировали еще немцы и установили затем в Норвегии.

Эти остатки корабля повествуют о мании величия и идеологическом ослеплении, о технических достижениях, хаотичном планировании и гибели. Они рассказывают об истории Третьего рейха.

Контекст

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

На «Титанике» погибших было меньше

Генерала Гитлера спас сумасшедший дом

Почему Гитлер остановился под Дюнкерком

Кремль усугубляет кризис на Балтике

Вся правда о любовнице Гитлера

Поскольку британцы наравне с французами уже располагали авианосцами, немцы не хотели отставать в этом виде кораблей. Уже 16 ноября 1935 года поступил заказ на закладку «авианосца А» на верфи Deutsche Werke в Киле.

При этом руководство военно-морского флота было уверено, что «в ближайшем будущем» Германия будет не в состоянии построить достаточное количество кораблей «для решительных морских сражений с Англией», отметил в своих записках капитан второго ранга Хельмут Хейе (Hellmuth Heye). Он призывал задуматься над тем, что авианосец обходится дорого и уязвим.

Тем не менее «Граф Цеппелин» был сконструирован. Идея заключалась в том, чтобы он со своими истребителями защищал морское соединение вокруг берегов Шотландии, преследовал конвои и отрезал англичан от судов снабжения.

Берлин запланировал на это строительство 93 миллиона рейхсмарок. Корабль был длиной 262,5 метра и шириной 36 метров. Со своим двигателем мощностью в 200 тысяч лошадиных сил он должен был развивать скорость до 63 километров в час и нести на себе около 40 самолетов: пикирующие бомбардировщики, истребители, разведывательные и торпедные самолеты типа Fi 167.

Для использования на борту авианосца самолеты должны были быть снабжены складными крыльями. Кроме того они получили выдвижной захватный крюк. С его помощью пилоты могли при посадке подцеплять стальной трос, который останавливал их самолеты. Как они должны были взлетать, было еще неясно, инженеры испытывали катапульту с применением сжатого воздуха.

Утром 8 декабря 1938 года на кильский вокзал прибыл спецпоезд из Берлина. Гитлер хотел присутствовать с большой свитой в тот момент, когда огромный корабль будет спущен со стапелей. Графиня Хелене фон Бранденштайн-Цеппелин (Helene Gräfin von Brandenstein-Zeppelin), дочь пионера воздухоплавания, получила право разбить бутылку шампанского о нос корабля, речь на крестинах произнес шеф люфтваффе Герман Геринг (Hermann Göring): «Будь всегда счастлив в плавании, гордый корабль, будь оплотом смелого духа летчиков и стойких моряков и умножай мощь и престиж рейха».

Тщеславный Геринг не хотел упустить возможность блеснуть на честолюбивом военном проекте. Он и без того претендовал на право командовать летным персоналом и их самолетами.

Сам корабль с орудиями и машинным отделением подчинялся военно-морским силам, в то время как люфтваффе командовало на палубах — причудливая ситуация: ведь самолеты не могли действовать независимо от корабля, который должен был осуществлять свои маневры во время стартов и посадок с учетом их потребностей.

С началом войны для люфтваффе и военно-морского флота вскоре стало ясно, что силы «третьего рейха» перенапряжены. Первым делом военные распустили предназначенные, собственно говоря, для «Графа Цеппелина» воздушные подразделения, чтобы восполнить нехватку в люфтваффе.

Весной 1940 года поступил приказ демонтировать зенитные пушки со все еще строящегося авианосца. В этой артиллерии срочно нуждались в других местах. Некоторое время спустя появилось предложение вообще прекратить работы на «Графе Цеппелине», Гитлер был согласен.

В июле военно-морские силы отбуксировали авианосец на восток. Безоружный корпус в кильской верфи мог, как опасались, стать жертвой бомбардировщиков союзников.

Тогда решили продолжить строительство «Графа Цеппелина». В Бремерхафене экскаваторщики выкопали для этого колосса портовый бассейн. В январе 1943 года строительство судов стало одной из тем совещаний в ставке Гитлера «Волчье логово». Лишь несколько дней тому назад немцы потеряли в сражении за союзнический конвой JW 51B один эсминец. Гитлер сомневался в военном значении «тяжелых надводных соединений». Боевые корабли и эсминцы являются, мол, легкой целью для британцев. В конечном счете, он окончательно запретил в 1943 году строительство кораблей, куда попал также и «Граф Цеппелин».

Корпус вновь был отбуксирован на восток и встал на якорь в Штеттине. Престижный объект деградировал до склада запчастей, военно-морской флот распорядился демонтировать пригодные металлические части.

Когда в апреле 1945 года Красная Армия вступила в Штеттин, немецкая команда подрывников отправила «Графа Цеппелина» на дно в месте его стоянки. В 1947 году специалисты советского ВМФ подняли корпус. В их руки попали планы и чертежи, которые были отправлены на оценку в Москву. После объединения Германии многие из них вновь вернулись в эту страну. На большинстве оригинальных документов были печати и пометки на русском языке.

Некоторое время Красная Армия использовала свой трофей в качестве судового общежития. Теперь он назывался по-советски уныло — «PB10». В конечном счете судно деградировало до военно-морской мишени и было затоплено в 50 километрах севернее польского местечка Владыславово, скорее всего в результате обстрела торпедами.

Хаотичность, некомпетентность и просто перенапряжение привели к тому, что армия Гитлера даже после шести с лишним лет строительных работ не смогла завершить создание «Графа Цеппелина».

Однако такие военные эксперты, как историк Ульрих Израэль (Ulrich Israel) считают, что этот авианосец не смог бы изменить исход войны. Даже хорошо, мол, что он никогда не использовался в боях — прежде всего для команд: на борту «Графа Цеппелина» должны были служить свыше 1 700 человек. Все они погибли бы. Ибо, как пишет Израэль: «Англичане провозгласили бы его потопление вопросом престижа и со 100%-ной уверенностью обнаружили бы и уничтожили его».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Graf Zeppelin (1938)

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

28 декабря 1936 Заложен
8 декабря 1938 Спущен на воду
16 августа 1947 Гибель
23 200 / 29 720 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
250 / 27 / 7,6 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ПТУ / 200 000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
4 ед. Количество валов
34,5 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 8 000 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
5 187 т. Запас топлива
ПТУ / 200 000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
4 ед. Количество валов
35 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 8 000 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
5 187 т. Запас топлива

Содержание

Общие сведения

Graf Zeppelin — головной корабль серии из 2 кораблей, строившихся для Кригсмарине. Был назван в честь немецкого конструктора дирижаблей Фердинанда фон Цеппелина.

Корабль был спущен на воду в 1938 году, но достроен не был из-за начала Второй мировой войны. В 1945 году был передан СССР в качестве трофея и впоследствии был потоплен.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

Постройка и испытания

Головной корабль типа Graf Zeppelin имел обозначение при проектировании A. Он был заказан 16 ноября 1935 года верфи Deutsche Werke в Киле.

На церемонии спуска на воду, проходившей 8 декабря 1938 года, командующий Люфтваффе Герман Геринг произнёс речь, а графиня Хелла фон Цеппелин исполнила ритуал крещения корабля.

К сентябрю 1939 года корабль был готов на 85%, предполагалось провести первые испытания зимой 1940-1941 годов. С началом Второй мировой войны корабль продолжал достраиваться, но ему был отдан меньший приоритет.

29 апреля 1940 года был отдан приказ остановить строительство авианосца. Все 150-мм орудия были демонтированы и отправлены в Норвегию, а зенитные орудия были установлены на другие корабли.

12 июля 1940 года корабль был отбуксирован в Готенхафен, где служил как склад для твёрдой древесины флота.

21 июня 1941 года корабль был отбуксирован в Штеттин из-за угрозы ответных авианалётов со стороны Советского Союза. Корабль был пришвартован у Хакенштрассе.

10 ноября 1941 года авианосец отправился в Готенхафен, куда прибыл 17 ноября. Угрозы авианалётов больше не было.

Достройка в разгар войны

16 апреля 1942 года в ставке Адольфа Гитлера обсуждалась возможность достройки авианосца Graf Zeppelin, которая была возможна по 3 причинам:

13 мая 1942 года OKM издало директиву о достройке авианосца Graf Zeppelin по изменённому проекту.

30 ноября 1942 года началась операция «Перелётная Птица»: авианосец планировалось отбуксировать под эскортом [2] для достройки в Киль, на верфь Deutsche Werke.

5 декабря 1942 года корабль прибыл в Киль и был переведён в сухой док. Авианосец необходимо было достроить к осени 1943 года.

30 января 1943 года Адольф Гитлер распорядился запретить выход в море всех крупных кораблей и прекратить их постройку в пользу эсминцев и подводных лодок. Эрих Редер прокомментировал это решение так:

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на днеЭто была самая дешевая в истории победа Англии на море.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

2 февраля 1943 года была остановлена постройка авианосца Graf Zeppelin. К этому моменту выполнить успели немного:

20 апреля 1943 года операция «Перелётная Птица» продолжилась: корабль вышел из Киля и прибыл в Штеттин 23 апреля, пройдя через Готенхафен. Авианосец бросил якорь у причальной стенки на реке Парнитц, в 3 км от Штеттина.

Описание конструкции

Если бы корабль был достроен по проекту от 1942 года, то он бы имел отличия от первоначального проекта:

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

ПараметрПроект от 1939 г.Проект от 1942 г.
Длина по КВЛ, м.250250
Длина максимальная, м.262,5262,5
Ширина, м.2731,5
Осадка, м.7,68,5
Водоизмещение стандартное, т.23 20024 500
Водоизмещение полное, т.29 72033 500

Вооружение

Артиллерийское вооружение корабля должно было состоять из:

Авиационное вооружение должно было состоять из 43 самолётов:

Модернизации и переоборудования

Установлено несколько зенитных установок: (после буксировки демонтированы)

Установлено несколько зенитных установок: (после буксировки демонтированы)

На корабле были проведены следующие модернизации:

Установлено несколько зенитных установок: (после буксировки демонтированы)

Источник

Авианосец «Граф Цеппелин». Бесславная и бесполезная гибель.

Вскоре после подписания акта капитуляции Германии во Второй мировой войне состоялась Берлинская конференция трех Держав-победительниц. Среди решений этой конференции было и такое: «Годные к использованию надводные суда германского флота, включая суда, которые могут быть приведены в состояние годности в течение установленного времени, вместе с тридцатью ПЛ будут поровну разделены между тремя Державами. Остаток германского флота будет уничтожен.» 23 января 1946 г. газета «Правда» опубликовала англо-советско-американское коммюнике, известившее о назначении тройственной военно-морской комиссии.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

Комиссия, в работе которой с советской стороны участвовал начальник ЦНИИВК инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев, закончила свою деятельность 6 декабря 1946 г. Она установила, что более 50% корабельного состава ВМФ Германии погибло во время войны, около 13% было потоплено в базах в период капитуляции, то есть разделу между союзниками подлежало всего около одной трети списочного состава флота. Среди боевых кораблей: 1 тяжелый и 1 легкий крейсер, 13 эсминцев, 17 миноносцев, 30 ПЛ, 132 тральщика, 17 эскортных кораблей, 8 кораблей ПВО и канонерских лодок, 89 торпедных катеров и 144 катерных тральщика. Зарегистрированные комиссией более 2100 вспомогательных судов вызвали при обсуждении их судьбы самые горячие споры.

Все боевые корабли и вспомогательные суда немецкого флота распределили по трем группам. В группу «А» — самую немногочисленную — вошли корабли, готовые к выходу в море. Группу «В» составили корабли, требующие ремонта продолжительностью менее шести месяцев. Доставшийся СССР в результате жеребьевки «Graf Zeppelin» попал в группу «С» — затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей, на приведение в готовность которых средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода. Всего СССР получил 155 боевых кораблей и более 500 вспомогательных судов [«Морской Сборник», 1946, №7, с. 33-40].

Тройственная комиссия выработала рекомендации, в соответствии с которыми все боевые корабли группы «С» в установленные сроки подлежали уничтожению путем затопления на большой глубине или разборки на металл.

Отношения между бывшими союзниками к этому времени уже оставляли желать лучшего, поэтому каждый искал способы с наибольшим эффектом использовать все предоставляющиеся возможности для усиления своих сил и ослабления сил соперников. Советские представители приложили немало усилий для того, чтобы получить большую часть немецкого вспомогательного флота и, главное, «плавучего тыла» — плавучих доков, кранов, плавмастерских и т.п. Но здесь «победа» осталась за Великобританией. Она же отдала СССР всю причитавшуюся ей по результатам жеребьевки долю танкеров за один морской танкер-снабженец большой грузоподъемности. В части недостроенных боевых кораблей Советский Союз имел больше возможностей и испытывал большую в них необходимость, чем англичане и американцы. Уже в конце 1945 г. на территории Германии в нашей оккупационной зоне создается специальное КБ, которому ставится задача с привлечением немецких специалистов обеспечить достройку ПЛ XXI серии. Позднее это КБ было переориентировано на создание ПЛ с турбинным двигателем. НКВМФ рассматривается вопрос о возможности достройки тяжелого крейсера «Таллин» и однотипного «Seydlitz», серийного строительства немецких тральщиков. Предпринимались и попытки проанализировать возможность и целесообразность достройки тяжелого крейсера «Seydlitz» в качестве АВ, а по поводу ремонта и дальнейшего использования АВ «Graf Zeppelin» в качестве своеобразного «испытательного стенда» при создании собственных АВ адмирал Н.Г. Кузнецов обращался в НКСП, получил принципиальное согласие Балтийского заводе на выполнение необходимых работ.

Ранее, 3 февраля 1947 г., «Zeppelin», переклассифицированный в несамоходную опытовую плавучую базу «ПБ-101», передается в распоряжение ЦНИИВК [С.С. Бережной «Трофеи и репарации ВМФ СССР», Якутск, 1994, с. 7, 8]

Осуществление программы испытаний возлагалось на 4-й ВМФ.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

К моменту принятия этого решения (точнее, на момент захвата советским войсками) АВ находился далеко не в лучшем своем состоянии — даже от незавершенного построечного. К 17 августа 1945 г. корабль был обследован в ВМБ Штеттин 77-м отрядом АСС КБФ. АВ лежал (вернее, «стоял») на грунте без дифферента с незначительным креном (0,5 град.) на правый борт (ПрБ). По ПрБ имелось 36 снарядных и осколочных пробоин размерами до 1,5*1,0 м. Все турбины, вспомогательные котлы и электрогенераторы корабля оказались подорванными немцами, причем в местах взрыва были разрушены и водонепроницаемые переборки. Имелась пробоина в подводной части размерами 0,8 на 0,3 м с трещиной длиной около 0,3 м. Гребные винты были сняты с валов и уложены на полетной палубе. Самолетоподъемники также были подорваны, причем в районе кормового подъемника в полетной палубе имелась большая вмятина со стрелкой прогиба 0,2 м. В настиле полетной палубы оказались и другие, менее обширные вмятины от попаданий снарядов.

Подъем АВ производился простой откачкой воды мотопомпами с предварительной заделкой подводной пробоины и трещины. Напомним, что корабль к указанному моменту «стоял» на грунте с глубиной всего 7 м, а уровень воды в его турбинных отделениях был на треть ниже забортного. Для восстановления непотопляемости потребовалась герметизация десяти поперечных и двенадцати продольных переборок. Надводные пробоины в корпусе и неисправные иллюминаторы заварили, однако нарушенную водонепроницаемость палуб из-за большого объема работ и нехватки времени восстановить так и не удалось.

После этого АВ отбуксировали в Свинемюнде. 14 августа 1947 г. в 14:45 четыре портовых буксира и морской буксир МБ-44 вывели АВ (он же — «ПБ-101») на внешний рейд Свинемюнде, откуда вооруженный ледокол «Волынец», буксиры МБ-44 и МБ-47, а также обеспечивавшие переход тральщики Т-714, Т-742 и судно ВМ-902 доставили его в отведенный для опытов пятимильный квадрат морского полигона. К моменту выхода на испытания АВ имел осадку 6,5 м, был удифферентован на ровный киль, но крен на левый борт (ЛБ) из-за осушения булей трех отсеков ПрБ составлял 3 град.

Когда в ночь с 15 на 16 августа корабль прибыл заданный квадрат, выяснилось, что на становой якорь из-за обрыва якорь-цепи (в которой оказалось дефектное звено) его поставить не удастся, а поставленный адмиралтейский легкий якорь (малый стоп-анкер) лишь ограничивает дрейф АВ в незначительной степени. Это обстоятельство, как увидим, оказало решающее влияние на всю программу испытаний.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

После первой серии взрывов была проведена авиационная бомбардировка АВ самолетами. Для выполнения этой задачи выделялись 39 экипажей 12-го Гвардейского авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии и 25 самолетов Пе-2 — все имевшиеся исправные самолеты полка. Экипажи более современных самолетов Ту-2 не назначались, так как в течение 1946 и 1947 гг. они имели незначительную тренировку (понятное дело: война закончилась, можно и слегка «расслабиться». Однако как это все же напоминает июнь 1941 г.! — прим. авт.). К моменту выполнения задания во всех ВВС 4-го ВМФ вместо потребного количества в 156 авиабомб П-50 имелось только сто. Поэтому с учетом выполнения условий бомбометания и наличия боезапаса в ударе по АВ смогли принять участие только 24 экипажа Пе-2. Две девятки самолетов бомбили по сигналу ведущего в звене, а часть Пе-2 атаковали цель индивидуально. Удары обеспечивали два самолета типа «Каталина», один из которых, находясь над целью, наводил на нее ударную группу, а второй работал в поисковоспасательном варианте. Кроме того — неслыханная на войне роскошь! — управление ударными группами осуществлялось еще и с «Волынца», а на палубе «жертвы» был нарисован белый крест 20 на 20 м с шириной полос пять м.

Разрушения, произведенные второй серией «статических» подрывов, точнее, одним взрывом ФАБ-1000 на полетной палубе, оказались незначительными: палуба была деформирована в радиусе семь м со стрелкой прогиба около 1,2 м, но пробоина получилась очень маленькой — около трех см в диаметре. Забегая вперед, следует заметить что последние сильно огорчило испытателей. Отсутствие «авианосного» восприятия выразилось в сожалениях по поводу незначительной пробоины, однако при этом совершенно игнорировалось то обстоятельство, что семиметровая впадина для АВ гораздо «вреднее», чем любая пробоина.

Третий подрыв вызвал пробоину в палубе от ФАБ-250 диаметром 0,8 м. В районе пробоины в радиусе 1,3 м был деформирован набор палубы, но стрелка прогиба составила всего 0,12 м. Взрывы 180-мм снарядов дали примерно тот же результат, что и при первом подрыве.

авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть фото авианосец граф цеппелин на дне. Смотреть картинку авианосец граф цеппелин на дне. Картинка про авианосец граф цеппелин на дне. Фото авианосец граф цеппелин на дне

Подведем краткие итоги. В течение испытаний на корабле взорвали 24 (!) боевых заряда: две ФАБ-1000, две ФАБ-500, три ФАБ-250, пять ФАБ-100, четыре 180-мм артснаряда (весом 92 кг), при бомбометании в него попало шесть учебных авиабомб, при атаке катеров и эсминцев — две 533-мм торпеды. Необходимо подчеркнуть, что корабль до испытаний был сильно поврежден: разрушенные водонепроницаемые переборки заделали наспех, а нарушенная водонепроницаемость палуб вообще не восстанавливалась. На корабле отсутствовал личный состав и по понятным причинам не функционировали технические средства борьбы за живучесть. Конечно, определенную роль сыграло и отсутствие на борту топлива, боезапаса и самолетов. Но, во-первых, корабль не оборонялся и практически не двигался и не маневрировал, в противном случае в реальных боевых условиях такого количества «попаданий», тем более одновременных, допущено бы не было даже теоретически. Во-вторых, полученные разрушения и повреждения практически не затронули внутренних жизненно важных помещений корабля: погребов боезапаса, топливных цистерн, энергоустановки и т.п. Таким образом, можно утверждать, что АВ продемонстрировал изумительную живучесть. Можно было бы использовать и определение «удивительную», если не помнить, что речь идет о корабле бывшего германского флота. Традиционно высокие боевые и технические качества германских кораблей не требуют особых доказательств. В данном случае речь пойдет о другом. В свое время немецкие специалисты очень внимательно изучили русский опыт при разделке проданных им (по недомыслию или с умыслом) линейных крейсеров «Бородино», «Наварин» и «Кинбурн». Этот опыт пригодился им при проектировании и постройке линкоров типа «Scharnhorst», а затем и «Bismark».

Поразительно, но факт. После войны наши специалисты, обнаружив значительное отставание в ряде ведущих военно-технических областей (ракетостроение, реактивная авиация, вертолетостроение, радиолокация, гидроакустика, подводное и надводное кораблестроение и др.) с огромным энтузиазмом, можно сказать, с жадностью принялись изучать, использовать, в ряде случаев просто копировать и воспроизводить трофейные или ленд-лизовские образцы (боевые ракеты Фау-1 и Фау-2, бомбардировщик Ту-4, ПЛ пр. 613 и др.), что позволило нам впоследствии довольно быстро или очень быстро выйти на мировой уровень или занять лидирующее положение в мире. К сожалению, с АВ — принципиально новым, совсем неизвестным нашему флоту кораблем — такого не случилось. Даже самый неудачный, варварский вариант его «утилизации», описанный выше, давал обильный материал для раздумий, анализа и прямого использования в проектировании. Именно так поступили специалисты ЦНИИ военного кораблестроения (ЦНИИ ВК или 1-го института ВМФ) при разработке проекта отечественного АВ в начале 1950-х гг. Но он по известным причинам (см. «Морской Сборник», 1991, №7) остался невостребованным. В какой-то степени, но уже в меньшей, материалы по «Цеппелину» учитывались и при разработке более позднего проекта АВ №85, который «зарубили» уже при Н.С. Хрущеве.

Когда же началась эпоха строительства «океанского ракетно-ядерного» флота, об АВ «Граф Цеппелин» уже и не вспоминали. Есть основания предполагать, что в Невском ПКБ — проектанте тяжелых авианосных крейсеров пр. 1143 — материалов по нему и не имелось. Во всяком случае, на испытаниях и при потоплении АВ специалистов ЦКБ-17 (будущее НПКБ) не было, да и вообще от КБ-проектантов в составе комиссии присутствовал только один сотрудник из ЦКБ-32 (будущее Западное ПКБ, специализировавшееся после войны по проектированию тральщиков, вспомогательных судов и т.п.). Думаем, что если бы упомянутые материалы в бюро и были (а получить их хотя бы из ЦНИИ ВК труда не составляло), то наши конструкторы 1960-х — 1970-х гг. не удосужились бы их даже взять в руки. В те годы опыт 1940-х — начала 1950-х гг. высокомерно отвергался как анахронизм, а напрасно. В противном случае никому и в голову (кроме, конечно, дурной) не пришла бы совершенно безграмотная и дикая идея, кстати, безропотно «проглоченная» заказчиком, создать 45-тысячетонный АВ (или, пускай, «авианосный крейсер»), набитый самолетами, ракетами и другим боезапасом буквально выше полетной палубы БЕЗ ВСЯКОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ НАДВОДНОЙ И ПОДВОДНОЙ ЗАЩИТЫ. Наверное, невозможно представить себе линкор, идущий в бой, на котором все содержимое погребов боезапаса выложено на верхней палубе, хотя бы даже в металлических коробках (Авторы теперь совершенно открыто могут об этом говорить, поскольку наши «флотоводцы» спокойно «загнали» за смехотворную цену в Южную Корею всю авианосную мощь Тихоокенского флота — «Минск» и «Новороссийск», даже не удосужившись разоружить их перед постыдной сдачей. Наверное, им сильно мешали корабли именно этого класса. Позорная глава в нашей истории — мрачнее сдачи Небогатова).

Возьмем еще один пример. Наши хитроумные, малопонятные здравому смыслу зигзаги вокруг способа взлета самолетов с АВ сегодня также известны (см. «Морской Сборник», 1992, №7). В результате АВ с катапультным взлетом самолетов мы так и не построили. А на «Цеппелине» был предусмотрен ТОЛЬКО КАТАПУЛЬТНЫЙ ВЗЛЕТ, хотя с других, даже меньших по размерам АВ периода Второй мировой войны самолеты взлетали свободным разбегом. Почему? Ответ на существенную и принципиальную «загадку» нами был найден слишком поздно. Кстати, Генеральный конструктор ОКБ им. П.О. Сухого М.П. Симонов до сих пор этого не понял (или как бы «не понял»). Можно было бы продолжить обширный список «подсказок» немецких конструкторов, но история не терпит сослагательных наклонений и, как говорится, «поезд давно ушел». Хотя учить уму-разуму история обязана — это ее основное предназначение.

Результаты испытаний, проводившихся с трофейными немецкими кораблями, были засекречены, союзникам сообщили лишь факт уничтожения АВ. Отсутствие официальной информации породило несколько версий о его судьбе. Наибольшую известность получило высказанное в книге немецкого адмирала Ф. Руге предположение о том, что во время буксировки из Германии в советский порт «Graf Zeppelin» перевернулся в результате смещения палубного груза листовой стали и затонул. Существовали и другие, более правдоподобные версии — но лишь версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *