автор высказывания душа при рождении есть tabula rasa чистая дощечка
«Табула раса» — это целая философия?
Перевод «табула раса» с латыни наиболее известен (в дословном своем варианте) как «чистая доска». Однако его можно очень часто встретить в научных, художественных и публицистических текстах, а так же в речи людей, знакомых с латинским языком. Оно стало устойчивым выражением много веков назад, значительно изменило свой смысл с тех пор, вобрало в себя новую семантику, однако в языке осталось, уселось прочно и — более того, понимается всеми странами, причастными к европейской культуре и сегодня, либо ее так называемыми «наследниками» (страны Американских континентов).
Вам будет интересно: Почему бойницы Китайской стены направлены на Китай? История Великой Китайской стены
История выражения
История возникновения выражения «табула раса» (для простоты будем писать русскими буквами) уходит своими корнями в античную литературу и философию. Впервые оно встречается в знаменитом трактате Аристотеля «О душе». У него «табула раса» — это просто-напросто покрытая воском дощечка, используемая для письма. Какие были, несомненно, знакомы каждому грамотному человеку тех далеких времен. С ней мыслитель сравнивает человеческий ум.
Не стоит забывать: значение выражения, как уже было сказано, меняется с развитием истории. Словосочетание не раз употребляется в Средние века (в частности — персидским врачом и философом, восточным последователем идей Аристотеля, Авиценной). Но наиболее значительное распространение оно получает в эпоху Просвещения благодаря знаменитому английскому культурному деятелю Джону Локку (1632—1704).
Термин в философии Просвещения
В трудах Локка «табула раса» — это чистый, не замутненный идеями и знаниями ум только родившегося человека. Будучи сенсуалистом, сторонником идей эмпиризма, Локк выступал против идей о врожденных знаниях у человека; таким выражением он называет любую душу до приобретенного ею жизненного опыта. Он считал, что все, что составляет личность и характер человека, багаж его навыков и груз комплексов — все это формируется исключительно по мере накопления им собственного жизненного опыта.
У Локка термин «табула раса» впервые используется в его философском трактате 1690 года под названием «Опыт о человеческом разумении». Важно отметить, что в эпоху Просвещения, в отличие от традиций Средневековья, подобные труды уже пишутся на языке автора (в данном случае, соответственно, на латинском). Таким образом, «табула раса» латынь, как среду своего зарождения, уже умершую и потерявшую свою былую актуальность, преодолевает, вторгаясь вместе с интеллектуальной и идеологической революцией, в разные страны и их языки.
Tabula rasa как фразеологизм наших дней
Несмотря на то, что выражение «табула раса» — это целая история с собственными перипетиями (изменением семантики), именами и упоминаниями, выражение используется и по сей день, причем далеко не в столь пафосных контекстах, как у наших предшественников-философов.
Например, кроме возвышенно-поэтического смысла, уже поясненного в статье, оно может употребляться и в ироническом контексте. В этом случае «табула раса» — это, возможно, шутливое поименование студента или ученика, которому только что объяснили целую тему подробно и с разжеванными примерами, и который вскоре все тут же забыл. Само собой, бедному преподавателю или учителю приходится начинать объяснения, как говорится, «с чистого листа».
Употребление
Однако даже упомянутое шутливое наречение — явно не слово-обитатель вашего активного словарного запаса. В ироническом смысле употребить такой фразеологизм уместно разве что в университетской среде либо же в кругу образованных людей, изучавших латынь в университете.
Так, сегодня «табула раса» — это своего рода архаизм, но архаизм с присущим ему вкусом: увидеть его можно в таких текстах, где наряду с этим употребляются и такие латинизмы, как «ad hoc», «nota bene», «et cetera» и другие.
Tabula rasa Чистая доска
TABULA RASA (Чистая доска)
Человек приходит в жизнь без каких-либо знаний и умений. Его сознание – TABULA RASA (чистая доска). И кажется, что на ней можно написать, что угодно.
Но каждый вид живых существ, в течение жизни, может реализовать только свои видовые возможности, в чём-то отличающиеся от возможностей других видов.
Личностно люди отличаются друг от друга не меньше, чем разные виды животных. Поэтому, на «чистую доску» сознания человека можно «нанести» только то, что позволяют «свойства» этой «доски», а не всё, что хотелось бы.
На TABULA RASA человека отпечатывается его время: культура, люди, события. Но отпечатывается случайным образом.
Кто только ни пишет на «чистой доске» человеческого сознания! Как много тех, кто совсем не умеет писать! Как много недобрых и пустых слов написано и усвоено напрасно! И множество следов совершенно случайных событий…
И сегодня сознание человека формируется стихийно. Поэтому так стихиен сам человек, мятущийся в поисках смысла своего существования.
Чтобы человеческое общество постоянно не «штормили» вероятностные стихии, сама Жизнь «выравнивает» крайности человеческого бытия при обычном ходе событий.
Талантливы все люди. Но из-за «расточительности» общества не за каждым признаётся талант. Но когда за человеком признавался талант, он стремился стать «учеником» какой-нибудь школы. С древних времён школы оказывали огромное влияние на формирование мастерства творческого человека: в школах были традиции, методики и умение формировать мастерство. Иногда, школы влияли и на личность мастера.
Но за большинством людей таланты не признавались, и люди оставались вне школ.
И всё же, всегда были «люди-шедевры», на TABULA RASA которых была начертана нелёгкая судьба хорошего человека.
Но к «доскам» большинства из нас не подходил гениальный художник.
Наверное, сегодня Человечество – всё ещё условное понятие. Очень не едины люди в ощущении мира, в котором живут. И ещё очень влиятельны силы, заставляющие их смотреть друг на друга недобрыми глазами. И всё же, несмотря на все различия, понятие «хорошего человека», практически, одинаково у всех.
Поэтому, даже сегодня на миллионах TABULA RASA можно начертать много доброго. Это позволяет TABULA RASA человека. Это меняет мир. Духовные и политические лидеры сделать этого не могут: они крепче любого из нас скованы цепями несовершенных отношений, на которых держится сегодняшний мир. Сделать это можем только мы сами. Было бы в нас стремление к добру и понимание того, что жизнью каждого из нас вершится часть общей судьбы нашего мира.
А! Концепция Чистая Доска
Разве мы уже избавились от сложности взаимодействия, когда мы говорим, что в уме находится в каком-то смысле потенциально все, что мыслимо, хотя на самом деле ничего сначала нет, пока не додумались? Что он думает? То, что должно быть в нем так же, как символы на бумаге, на которой пока не стоит письменно еще ничего: это именно то, что происходит с умом.
Восприятие, опять-таки, это впечатление, произведенное на ум, его соответствующим образом заимствованного, впечатанного в сознание; и восприятия делятся на понятные и непонятные: Приемлемые они называют фактами. Непонятные, которые не имеют никакого отношения к какому-либо реальному объекту, или же, если это имеет какое-либо такое отношение, не соответствующее этому, будучи лишь расплывчатым и нечетким представлением.
Tabula rasa
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2018; проверки требуют 5 правок.
Перейти к навигации
Перейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Tabula rasa (значения).
Tabula rasa (с лат.;—;«Чистая доска») — латинское крылатое выражение, которое используется для обозначения гносеологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.
Сравнение ума с покрытой воском дощечкой для письма, которой пользовались уже в Древней Греции, появляется в сочинении Аристотеля «О душе»[1].
У древних римлян в переносном смысле tabula rasa обозначало пустое место, а выражение «сделать из чего-либо tabula rasa» — «свести что-либо на нет». В буквальном смысле — чистая, выскобленная доска, то есть пустая доска.
Идея о том, что человеческий интеллект при рождении представляет собой «чистую доску» высказывается, в частности, Авиценной[2].
Широкую известность латинское словосочетание tabula rasa получило благодаря английскому философу Джону Локку, воспринявшему наследие предшествующей философской традиции и использовавшему данный термин для критики теории врождённых идей в своём трактате «Опыт о человеческом разумении» (1690)[3].
Со временем, значение этой фразы приобрело переносный второстепенный смысл «с чистого листа», имея в виду события, чувства, философию.
В теории познания
Понятие Tabula rasa использовал английский философ Джон Локк в своем сочинении «Опыт о человеческом разумении»[4]:
Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта[5].
Оригинальный текст (англ.)[показать]
Термин Tabula Rasa используется в психоанализе Зигмунда Фрейда. Фрейд изобразил личностные черты как сформированные семейной динамикой (Эдипов комплекс). Теории Фрейда подразумевают, что у людей нет свободы воли, генетическое влияние на человеческую личность минимально, а основным параметром, определяющим развитие человека, является воспитание.
Концепция tabula rasa стала популярной в социальных науках в двадцатом веке. Ранние идеи евгеники предполагали, что человеческий интеллект сильно коррелирует с социальным классом, но позднее эти утверждения были отвергнуты, и разговоры о том, что гены (или просто «кровь»), определяют характер человека, перешли в разряд расистских. К 1970-м годам такие ученые, как Джон Мани, стали воспринимать гендерную идентичность как социально построенную, а не генетически заданную[7].
Примечания
Аристотель. О душе. III, 4. 429b30—430a5.
О взглядах Авиценны на природу знания (англ.) (недоступная ссылка). Internet Encyclopedia of Philosophy. Архивировано 2 июня 2012 года.
Tabula Rasa // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 162. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
Пинкер, 2018, 19.
Джон Локк. Сочинения в 3-х т. / Ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; Ред. I т., авт. вступит. статьи и примеч. И. С. Нарский; Пер. с англ. А. Н. Савина. — М.: Мысль, 1985. — Т. I. — С. 154. — (Философское наследие. Т. 93).
John Locke. Book 2. Chapter I. § 2. // An Essay Concerning Human Understanding. — 25th Edition. — London, 1825. — P. 51.
Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. — М.: АСТ, 2003. — С. 65. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2..
Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
TABULA RASA
Полезное
Смотреть что такое «TABULA RASA» в других словарях:
Tabula Rasa — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom … Wikipédia en Français
tabula rasa — rasa / tabula raza/ locuz. f., lat. (propr. tavola raschiata ), usata in ital. come s.f., solo al sing. [solo nell espressione fare tabula rasa ] ● Espressioni: fig., fare tabula rasa (di qualcosa) 1. [distruggere interamente: il sisma ha fatto… … Enciclopedia Italiana
tabula rasa — (n.) 1530s, the mind in its primary state, from L. tabula rasa, lit. scraped tablet, from which writing has been erased, thus ready to be written on again, from tabula (see TABLE (Cf. table)) + rasa, fem. pp. of radere to scrape away, erase (see… … Etymology dictionary
tábula rasa — tábula rasa. (Loc. lat.). f. tabla rasa (ǁ entendimiento sin cultivo ni estudios). || hacer alguien tábula rasa de algo. fr. hacer tabla rasa. * * * ► femenino En la ant. Roma, tableta de cera, blanca y alisada … Enciclopedia Universal
tábula rasa — (Loc. lat.). f. tabla rasa (ǁ entendimiento sin cultivo ni estudios). hacer alguien tábula rasa de algo. fr. hacer tabla rasa … Diccionario de la lengua española
tabula rasa — [tab΄yə lə rā′sə] n. [ML < L tabula (see TABLE) + rasa, fem. pp. of radere, to scrape, ERASE] a blank tablet; clean slate: used esp. of the mind when regarded as blank until impressions are recorded upon it by experience … English World dictionary
tabula rasa — <
Tabula rasa — Tabula Tab u*la, n.; pl.
Tabula Rasa — (лат. «очищенная табличка» или «чистая грифельная доска») используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, одним словом, чистым, и… … Википедия
Tabula rasa
TABULA RASA (лат. – гладкая, чистая доска для письма) – термин сенсуализма, означающий состояние сознания человека, еще не располагающего никакими знаниями, поскольку он не обладает внешним чувственным опытом (например, новорожденный). Это понятие появилось еще в античной философии – у Платона (Theaet. 191 с; рус. пер., М.–Л., 1936) и у Аристотеля (De An., 429в–430а; рус. пер., М., 1937), в стоицизме; термин встречается в различных значениях у Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и других. У Гоббса и Гассенди можно встретить сравнение человеческого сознания с «доской», на которую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Локка, который употребил его в авторизованном латинском переводе «Опыта о человеческом разуме» (кн. II, гл. 1, § 2). В английском подлиннике «Опыта» этому термину соответствуют выражения «пустая комната» (empty cabinet) и «чистый лист белой бумаги» (white paper). Этим термином Локк оперировал, критикуя теорию врожденных идей. Лейбниц выступил с критикой учения о Tabula rasa и утверждал наличие в человеческом сознании врожденных потенций знания, добавив к формуле Гассенди и Локка: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) оговорку: nisi ipse intellectus (кроме самого разума) (см. «Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128).
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.