айтен юран биография дата рождения

Айтен юран биография дата рождения

Описание: Авторский анонс лекции:

С опорой на психоанализ Зигмунда Фрейда, Жака Лакана и Франсуазы Дольто мы попробуем уловить, каким образом ребенок оказывается сопричастным к вопросам жизни и смерти, любви и сексуальности. Показать полностью. Посредством схватывания фрейдовского понятия «влечение к познанию» подберемся к связи мысли и тела. Сконцентрировавшись на стадии зеркала, зададимся вопросом – каким образом для юного субъекта приходит переживание пространства и времени и как данное переживание задает множество «экзистенциальных» вопрошаний субъекта.

Другое

Действия

13 записей

Мы — айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рожденияюношеская айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рожденияфилософская студия айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения«МЫСЛИ МИРА»айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения— уникальное образовательное пространство (первое в Петербурге!), созданное философами для тех юношей и юных леди, которым жизненно необходимо прорываться за пределы бессвязного потока информации, Показать полностью. обыденной болтовни никуда не ведущих стереотипов, к таинственной природе человека и мира. Для тех, кто хочет мыслить айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождениятворчески, айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождениясвободно, айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождениястрого и быть внутри культуры, а не вне её!

Записаться к нам на занятия можно по ссылке: https://clck.ru/YSdbN

Единомышленники и коллеги! Мы (организаторы Philosophia iuvenalis: Сияна Витальевна и Никита Константинович) хотели бы с волнением представить вам наш собственный образовательный проект: Юношеская философская студия «Мысли Мира». Показать полностью. Мы наконец-то изыскали образовательную площадку, открытую к новому. И теперь набираем группы! Так что, мы настоятельно просим вас распространять о нашем предприятии информацию. Чтобы всем глубокомысленным юным мыслителями было, где реализовать свою творческую силу и поделиться с нами своей юной мудростью.

Мы решили, что будем детально держать вас в курсе (в формате небольшого блога), чтобы вы могли наблюдать, как же в принципе рождается юношеская философская студия и вдохновляться. Именно, что вдохновляться и черпать понимания, силы и уверенность на свои собственные свершения. Берите все, что сможете.

Обратите внимание на наши тексты, на наши презентационные материалы. Они скромны, но продуманны, и созданы нами на основе нашего (совместного с вами) знакомства с единичными специалистами по нашему образовательному направлению.

Добро пожаловать в новый мир!
А что, разве не так?

Источник

Кабинет психоанализа RSI

Айтен Юран

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Всматриваясь в процессы, происходящие в современности, все больше осознаю для себя практически ни с чем не сравнимую ценность психоанализа. Можно говорить о различных аспектах этой ценности: об аналитической, позволяющей препарировать многие процессы и продукты человеческой активности, а значит приближаться к их осмыслению, о клинической, позволяющей не потеряться в огромном количестве существующих пси-практик, о ценности эстетической, в смысле безмерного интеллектуального удовольствия от самой логики построения этого дискурса, ценности этической, касающейся поддержания субъекта в современном нам мире.

Последний пункт предстает наиболее ценным, а именно: психоанализ в строгом смысле и есть этика. Хотя сказать это недостаточно, ведь само слово этика со времен аристотелевской «Никомаховой этики» обросло большим количеством коннотаций. Психоаналитическая этика — это этика желания субъекта, суть которой в поддержании субъективности как единичности. Последнее бесконечно важно в доминирующих сегодня дискурсах, замешанных на позитивистской научности. Лакан как-то заметил, что выработанные аристотелевской философией представления о душе современная ему наука помещает в нервную систему. Сегодня мы можем продолжить этот список, вспомнив идеи генетической предрасположенности, мозговых локализаций и прочих форм когнитивистской натурализации, достигших в современном нам мире своего апогея. Поэтому дополню это высказывание: психоанализ — это еще и этика сопротивления тем формам объективации субъекта, который проявлен в разных формах современного нам дискурса.

Образование:

РХТУ им. Менделеева, химический факультет.

РХТУ им. Менделеева, аспирантура.

Философский факультет Московского Государственного Университета.

Восточно-Европейский Институт Психоанализа (Санкт-Петербург) по специальности «клиническая психология».

Дополнительное образование:

Cпецкурсы организуемые университетом психопатологии РЕН-2 (Франция) в рамках программы «Психоанализ лакановской ориентации»: «Клиника психозов», «Детский психоанализ».

Работа и область интересов:

С 2001 преподаватель кафедры теоретического психоанализа Восточно-Европейского Института Психоанализа (СПб).

С 2003 преподаватель кафедры психологии Русской Христианской Гуманитарной Академии (СПб),

С 2008 преподаватель Международного Института Глубинной Психологии (Киев).

С 2013 преподаватель магистратуры в Восточно-Европейском Институте психоанализа

До 2008 ведущая программы работы с родителями и детьми при Институте Раннего Вмешательства (СПб)

Читает совместно с Виктором Мазиным авторский курс «Психоанализ Лакана» (144 ч.).

Читает авторский курс специализации «Детский психоанализ»(90 ч.)

Участница «Лакановских семинаров» в Музее сновидений Фрейда с 2001 года; участница проекта «Зеленый остров» в Санкт-Петербурге по модели «La Maison Verte» Paris, F.Dolto; со-организатор международной французско-русской культурной программы «Зеленая Гравитация», со-организатор Школы Психоанализа Фрейда-Лакана.

Участвовала в международных конференциях: «Современные психоанализы», СПб, 2006; «Психоанализ— невозможная профессия», Киев, 2008; «Свободные ассоциации», Киев 2009; «Эстетика добра зла: психоанализ современного кинематографа и литературы», Санкт-Петербург, 2009»; «Междисциплинарное пространство поддержки раннего детства», Санкт-Петербург, 2009; «Мазохизм», Киев, апрель 2010, «Homo interruptus»,Киев, май 2011, Политика счастья, Киев, май 2012, «Ценностные миры другого», СПб, ноябрь 2011, «Философский анализ трансформации сознания», СПб, июнь 2012, «Пост памяти: Браха Лихтенберг-Эттингер», ПроАрте, СПб, сентябрь 2013, «Новые психоаналитические подходы в работе с психозами», СПб, июнь 2015; «Родина. Что это значит для нас сегодня?», Киев, май 2016; «Модальности психоза», июнь 2016.

Организатор и со-организатор ряда семинаров, конференций, в том числе международной конференции к 100-летию Ф.Дольто, ежегодных лакановских конференций; сокуратор художественной выставки «Дети и дети детей», галерея ART re.FLEX, 2009; редактор журнала «Психоаналiз Часопис» (Киев); редактор сетевого журнала Лаканалия, автор рубрики «По ту сторону психоанализа», сетевого журнала Эксперт (до 2013).

Автор множества статей по различным проблемам психоанализа.

Область теоретических интересов лежит в поле лакановского психоанализа:

проблем пространства и времени в становлении субъекта, теории психозов, ранних детских нарушений, аутизма.

Публикации:

2. Пространство и время в психоанализе // Вестник Психоанализа, №2,2001.

3. Образ/Взгляд/Глаз или психоаналитическая оптика // Психоанализ, Киев, №2,2004.

4. Утраченный аффект психоанализа // Психоанализ, Киев, №7,2005.

5. Лакан и космос / Айтен Юран, Владимир Рисков, Виктор Мазин, Александр Черноглазов; под ред. Виктора Мазина и Гарриса Рогоняна; Музей сновидений Фрейда.— Санкт-Петербург: Алетейя, 2006.

6. Психоанализ тела или тело в поле языка // Психоанализ, Киев, №11,2008.

7. Психоанализ и «Конец определенности» // Инерция и искусство. Кабинет «И». Под редакцией В.Мазина и Э.Хагорта. СПб: Скифия-принт, 2008.

8. Этика невозможного в психоанализе // Психоанализ, Киев,№12,2009.

9. Психоанализ как воздействие символического на реальное // выступление на IX Летней школе НФП «Символическое и реальное в психоанализе» (клинические и прикладные аспекты), Психоаналитический вестник, 2008.

10. Психоанализ любви или о башмаках Ван-Гога, спичечных коробках Превера и о любви // Психоанализ, Киев,2009,2(13).

11. Возможна ли встреча с Дольто сегодня? // От Зеленого острова к Зеленому дому. Продолжение истории. Сборник статей. Институт раннего вмешательства, СПб, 2009. 150с.

12. Поверхности памяти // Кабинет «Ю». Под редакцией В.Мазина. СПб: Скифия-принт,2010

13. Психоанализ любви // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина/ Научный журнал,№ 1 (Том 2).2010

14. В потоке ассоциаций: Фрейд, Лакан, Винер, Шеннон, Марков // Психоанализ, Киев, 2010, 1(14)

15. Мазохизм: сборка сцены // Психоанализ, Киев, 2011, 1(15).

17. Сокрытие взгляда // Психоанализ, Киев, 2012, 1(16)

18. Прерывание случаем // Психоанализ, Киев, 2012, 1(16)

19. Этико-эстетические модальности Другого: Лакан, Бахтин // Ценность другого. СПб.: Санкт-Петербургское филос офское общество,2012.С.7-21.

21. Парадигма визуального в сновидении с волками // Критика и клиника. Психоанализ между индивидуальными травмами и социальными симптомами. Топос, №3,2011.

22. Об аффекте в психоанализе // Пленэр: журнал. Челябинск. Изд-во ОАНО ДПО «Челябинский институт психоанализа», 2012. С. 112.

23. Историчность истерического тела, или от стигм Шарко к «иероглифической надписи» Фрейда // Зигмунд Фрейд Собр. сочинений.Фобические расстройства. Маленький Ганс.Дора. Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа,2012. С.327-345.

24. Взгляд в оконный проем, или По ту сторону собственного «я»//Кабинет Я. Скифия-принт. СПб, 2012, С.219-241.

26. Ещё о Брахе Лихтенберг-Эттингер //Кабинет Ш. Скифия-принт. СПб, 2014, С.112-132.

30. Юран А. Экстимность субъекта, Психоанализ, Киев, 2017. (в печати).

1. Лаканалия повседневности, «Диалектика», 2009, №1.

2. О мяснике, его женщинах и психоанализе, «Жена мясника», 2010, №2.

3. Информация об информации, «Жена мясника», 2010, №2.

4. О книге Наталии Автономовой «Открытая структура: Якобсон-Бахтин-Лотман-Гаспаров», «Жена мясника», 2010, №2.

5. Неэкономные траты психического или к вопросу об «энергетическом вампиризме», «Капитал-Вампир», 2010, №3.

6. Путешествие образа в сетях означающих, «Капитал-Вампир», 2010, №3.

7. Взгляд на выставку «Sexuality Transcendence», «Капитал-Вампир», 2010, №3.

8. Сбой в повседневности или о 10`58« секундах фильма Вёрджела Видриха «Копировальная лавка», «Капитал-Вампир», 2010, №3.

9. Повседневность и интерпассивность, Плюшевый мишка, 2010, №4.

10. Окно и взгляд художника, Плюшевый мишка, 2010, №4.

11.Впечатления (Герман Нитч в Музее сновидений Фрейда), Плюшевый мишка, 2010, №4.

12. В защиту любви, Природа человека, 2011, №5.

13. Сокрытие взгляда, Природа человека, 2011, №5.

14. Преодоление излишка, Природа человека, 2011, №5.

15. О природе женского, Природа человека II или похищение субъекта, 2011, №6.

16. Франсуа Федье, Природа человека II или похищение субъекта, 2011, №6.

17. Пустоты субъекта, или S/?a, Природа человека II или похищение субъекта, 2011, №6.

18. Три истории о встрече с буквой, Знаки, 2011, №7.

19. Знаки природы, Знаки, 2011, №7.

20. Татуировки, пирсинги и зернышки красоты по Лакану, Тревога, 2011, №8.

21. Лакан и «веки Будды». Часть 1, Тревога, 2011, №8.

23. Повседневность: Путешествие в Индию, Космос, 2012, №9.

24. Лакан и «веки Будды». Часть 2, Космос, 2012, №9.

25. Счастливый субъект психоанализа, Счастье и наслаждение, 2012, №10.

26. Тунис, или о женском наслаждении, дверях и живописи, Счастье и наслаждение, 2012, №10.

27. Оптика и топология Аниш Капур, Счастье и наслаждение, 2012, №10.

28. От кругов Лакана к круглому столу в ПроАрте, Круги, 2012, №11.

31. Автопортрет в ореоле «IP», Меланхолия, 2013, №12.

32. Алеф Лакана или о множествах, бесконечности и о женском наслаждении Часть 1, Меланхолия, 2013, №12.

33. «Из Петербурга в Париж» через Катманду, 2013, Стыд, №13.

34. Второе имение Человека-Волка. Стыд, №13.

35. О телах Спенсера Туника сквозь спичечный коробок Жака Превера, Стыд, №13.

36. Алеф Лакана или о множествах, бесконечности и о женском наслаждении Часть2, Стыд, №13.

37. Почему кожа, Кожа, 2014, №14.

38. О фильме «Отражающая кожа», Кожа, 2014, №14.

39. Умозрение, запечатленное в камне или храм «Тысячи Ликов» в Камбодже, Матрица, 2014, №15.

40. Ещё о Брахе Лихтенберг-Эттингер, Матрица, 2014, №15.

42. Еще одна заметка о двух храмах в Камбодже, Ещё, 2014, №16.

43. Голос как объект а или пятый элемент Лакана, Голос, №18, 2015, №18.

44. Заметка на тему клинических проявлений голоса как объекта а в психозах, Голос, 2015, №18/

45. Влечение смерти или модель становления в психоанализе, Todestrieb, 2015, №19.

46. В направлении лакановских теорий психозов через случай Шребера, 2016, №20.

47. Дора-Мадонна, Дора-Мадонна, 2016, № 21.
48. Топология стадии зеркала, Лаканалия, Сетевой психоаналитический журнал, Дора-Мадонна, 2016, № 21.
49. О возможной фигуре кастрации и фаллическом объекте, Дора-Мадонна, 2016, № 21.
50. Вплетение-3: Нити или «Roter Faden», Нити, 2016, № 22.
51. Аутизм: точка не-начала, Нити, 2016, №22.
52. Экстимность субъекта, Нити, 2016, №22.

Источник

Айтен Юран. Несколько историй о встрече с буквой

Поделиться «Айтен Юран. Несколько историй о встрече с буквой»

1,797 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рожденияАйтен Юран. Философ, практикующий психоаналитик. Окончила философский факультет Московского государственного университета и Восточно-Европейский институт психоанализа. Преподаёт на кафедре теоретиче­ского психоанализа Восточно-Европейского института психоанализа, кафедре пси­хологии русской христианской гуманитарной академии, в Международном институте глубинной психологии (Киев). Читает совместно с Виктором Мазиным авторский курс «Психоаналитическая теория и клиника Фрейда — Лакана». Участница Лакановских семинаров в Музее сновидений Зигмунда Фрейда, участница проекта «Зелёный остров» по модели «La Maison Verte» (Парило Ф. Дольто), соорганизатор Школы психоанализа Фрейда —Лакана. Автор множества статей по различным проблемам психоанализа.

НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ О ВСТРЕЧЕ С БУКВОЙ 1

Но разве теперь, когда в поисках фрейдовской истины мы вступили на путь буквы, не чувствуем мы, что нам всё теплее и теплее, что истина уже прямо-таки обжигает нас?

Жак Лакан. «Инстанция буквы»

История первая: V, W

В этой небольшой зарисовке мне хотелось бы напомнить хорошо известную историю, которая произошла с маленьким Сергеем Панкеевым, в будущем знаменитым пациентом Фрейда, вошедшим в историю психо­анализа как Человек-Волк. Итак: маленький Панкеев бежит за прекрасной большой бабочкой с яркими жёлтыми полосками на крыльях, но в один миг эта идиллического плана картина рушится, трансформируясь в ужасающую для него в момент опускания бабочки на цветок. Этот миг буквально разры­вает для него полотно видимого мира, по отношению к которому ещё было возможно спокойное созерцание. Что происходит? Сквозь видимое в этот момент проступает нечто, что ввергает его в состояние сильнейшего страха.

Что это означает в поле психоанализа? На что намекает Лакан? О каких граничащих областях может идти речь? Многие рассуждения подталкивают к мысли, что речь идёт о реальном и символическом, о прибрежной полосе наслаждения и знания — и о букве в качестве самой прибрежной полосы, которая принадлежит обеим сторонам, остающимся при этом абсолютно чуждыми друг другу. Буква разрывается между разнородными несмеши­ваемыми регистрами. Не буква ли в таком случае составляет видимость их сосуществования, прошивая своим присутствием и тот и другой порядок?

На встрече 12 мая 1971 года Лакан произносит несвойственную ему фразу, которая звучит почти как формула: «Поскольку я неуверен, конечно, что хоть кто-то здесь мою речь понимает, не худо было бы зафиксировать сказанное, противопоставив письмо — означающему. Так вот, письмо, буква — это в реальном, а означающее — в символическом».

Напомню: в апреле 1971 года Лакан второй раз посещает Страну вос­ходящего солнца. И если в первую поездку он воодушевлён посещением древних буддийских монастырей, то в эту поездку, по его же словам, он пережил встречу с прибрежной полосой. Эту встречу он смог осознать бла­годаря тому, что Япония сделала с ним своей буквой, а именно, по словам Лакана, слегка пощекотала так, чтобы он эту встречу восчувствовал.

В пятом семинаре Лакан приводит интересную аналогию, говоря о про­странстве бессознательного как о типографическом пространстве, кото­рое складывается по законам топологическим. Он пытается представить разрыв в цепочке означающих, отсылающий к механизму отбрасывания (Verwerfung), говоря о том, что в цепочке всегда может случиться так, что литеры в типографии не найдётся. Литера, которой нет на месте, предстаёт местом прорыва реального, разрыва означающей цепочки, нарушения порядка символического, что делает невозможными те функции означаю­щего, которые Лакан сравнивает с плугом, прокладывающим в реальности борозды означаемого (метонимия и метафора).

Связное типографическое пространство, в котором буквы, слоги, слова сочленяются в двух измерениях — в том, что Лакан называет сочетанием, преемственностью и логической связкой самих звеньев цепочки, с одной стороны, и замещением и подстановкой, с другой,— позволяет состояться возможной творческой функции означающего по отношению к озна­чаемому. Иногда это невозможно — и тогда наслаждение просачивается сквозь букву, производя особый тип письма в порождении означающих, не нацеленных на смысл или не участвующих в его производстве, подобно письму Джойса, привлёкшему внимание Лакана.

В скольжении по этим выписанным Джойсом цепочкам означающих, в их хитросплетениях нам остаётся доступно лишь наслаждение письмом, относительно смысла которого мы остаёмся в полном неведении. По сути, производя своё письмо, Джойс играет не с означающим, а с буквой, не ставя в качестве цели эффект означаемого, а оказываясь в стихии наслаждения. В семинаре «Ещё» Лакан скажет о Джойсе так: «он наступает сновидению на горло». Письмо Джойса представляет собой не поддающийся толкова­нию симптом (синтом), с помощью которого ему удаётся связать то, что в других образованиях бессознательного навязывает истину в повторе­нии. В логике наслаждения буквой как реального означающего становится понятным само построение психотического текста.

В связи со всеми этими размышлениями вспомнилась работа Гонса­леса «Женщина, расчёсывающая волосы» (1931). Если быть точнее, речь идёт не об одной работе, а о двух, её удвоении — в карандашном эскизе и в металлической скульптуре, которые предстают точными копиями друг друга. При этом между карандашным наброском и скульптурой — пропасть. Что имеется в виду? Вот как об этом говорит Розалинда Краусе:

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Металлические линии не читаются привычным и понятным обра­зом, не имея возможности вписаться в смысловые понятные ориентиры. На рисунке же эти линии укрощены в понятном образе карандашного контура. Линия, штрих, явленные в карандашном наброске, и штрих как материально осязаемая, выпукло проступающая линия металлических стержней демонстрируют глубокую двойственность формы W. Мы имеем дело с пространством перевода, транскрипции — линии начертанной, явленной в карандашном наброске в линию в форме металлических пру­тьев. Эта двойственность линии предстаёт хорошей иллюстрацией буквы как прибрежной полосы, принадлежащей абсолютно разнородным поряд­кам, при этом имеющей возможность и вписывания в смысловой порядок, «потерявшись» в карандашных линиях волос, и быть выпукло проявленной и «непрочитываемой» в выступающих металлических прутьях в операции перевода с одного языка на другой. Интересно с этой точки зрения то, что рисунок Человека-Волка, если к нему внимательно присмотреться, по сути своей предстаёт плетением из этих двух линий, пересечение которых даёт буквенный образ V.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

История вторая: БУКВЫ, БОРОЗДЫ И ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Вернёмся ко второй поездке Лакана в Японию в апреле 1971 года. По возвращении на семинарской встрече 12 мая Лакан говорит, что готов представить аудитории маленькое эссе о сибирэтике. В описании Лакана перед нами предстаёт зрелище голой сибирской равнины, изрезанной линиями, в котором взгляду Лакана из иллюминатора самолёта удалось прочесть не столь рельеф местности, сколь нанесённую на равнину штри­ховку. Важно также то, что Лакан подчёркивает, что зрелище это возникло среди облаков. К этому моменту мы ещё вернёмся.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Попробуем прояснить этот непростой пассаж. Первое же, что можно сказать — это то, что сама операция стирания всегда состоит из двух тактов: «зачёркивание следа, которого прежде не было, — вот что явля­ется почвой, территорией литорального». Здесь мы оказываемся в серд­цевине психической темпоральности, или логического времени, когда только последующий такт делает возможным разговор о предшествую­щем. Нет следа, пока нет того, что его перечёркивает. Это чрезвычайно важный момент, позволяющий уйти от любых форм онтологизации субъ­екта бессознательного.

Далее вспоминаются рассуждения Лакана в «Пятом семинаре» о следе и о том, что этот след стирает. След не есть означающее, это отпечаток. К примеру, обнаруженный Робинзоном отпечаток ноги Пятницы не есть означающее. Этот след может обрести достоинство означающего в момент, когда след стирается. Именно поэтому, проясняя, что именно представ­ляет собой означающее на элементарном уровне, Лакан не раз отмечает, что имея дело с означающим, мы всегда имеем дело с возникновением, или, памятуя о механизме последействия, с миновавшим присутствием. Сама же операция стирания довольно тривиальна — это черта.

На этом ассоциативная связка Лакана не останавливается, он движется дальше, к японской живописи, отмечая, что заме­тил недавно её родство с каллиграфией.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

История третья: РЕБЁНОК, БУКВА, АЛФАВИТ

В психоанализе много говорится о травме рождения в язык посред­ством речей, звучащих вокруг, при этом практически ничего не ска­зано о той травме, через которую прошёл каждый из тех, кто читает эти строки. Я имею в виду встречу с буквой в момент освоения алфавита и чтения. Пожалуй, только у Дольто мне встретился небольшой пассаж, в котором она говорит об этом опыте, очень ярко описывая то, как «на ложе страданий и разочарований открыла для себя счастье читать». Этот опыт Дольто описывает как ослепляющий прорыв, как вспышку, сопровождаемую ощущением прикосновения к чуду,— и в то же время она очень ярко говорит о мучительности рождения в этой новой ипо­стаси. Для маленькой девочки этот переход в пространство, обладаю­щее загадочной властью сворачивать привычные образы в вереницу букв, непонятных в своём оплотнённом присутствии, представал очень болезненным. Каким-то неимоверным ощущался разрыв между «пло­ским текстом» и образами, в изобилии порождаемыми детским вооб- ражением. Слишком сильным оказывалось сопротивление букв, апо­строфов, тире, трем, аксантов и прочих знаков, которые перескакивали с места на место, сопротивляясь складыванию в слова.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

В этом опыте маленький ребёнок «зависает» в пропасти между взглядом, который скользит всё дальше и дальше по веренице букв, пальцем, который водит по строчкам, как будто пытаясь тщетно затормозить взгляд. И это ещё не всё. Смысл запаздывает настолько, что понимания прочитанного не про­исходит: надо, оказывается, ещё слу­шать произносимое — и только тогда фраза, быть может, обретёт смысл. Попытки согласовать разные порядки, разрывающиеся между созвездием букв и образами, между опережаю­щим взглядом и запаздывающим смыслом, между ничего не значащим монотонным голосом и возможностью сложить звуки в слово, пред­стают как отголосок всей сложности рождения субъекта в символиче­ский порядок.

В 1891 году Фрейд, говоря о различных видах афазий, отмечал возмож­ные сбои в чтении — к примеру, когда смысл улетучивается и составле­ние слова из букв оказывается невозможно. Фрейд поясняет это опытом, хорошо знакомым каждому из нас: «если я читаю корректуру и при этом намерен уделить особое внимание зрительным образам букв и другим шрифтовым символам, то смысл прочитанного ускользает от меня настолько, что для стилистических исправлений мне потребуется специ­ально прочесть её ещё раз». И наоборот, «если я читаю книгу, которая меня заинтересовала, например роман, я не замечу никаких опечаток, и может случиться так, что в моей голове ничего не останется от имён действующих там персонажей, кроме беспорядочной вереницы и вос­поминания о том, длинные они или короткие и что они содержат запо­минающиеся буквы X или Z»

В семинаре «Этика психоанализа» Лакан говорит о ране (разрезе), которую наносит человеческой жизни само присутствие языка. Вхож­дение в алфавит оживляет другую травму — травму нашего рождения в мир говорящих других, в голоса, которые звучали вокруг, будучи ещё неразличимыми в своей смысловой составляющей. В связи со сказанным вспоминается короткометражный фильм Линча «Алфавит», в котором гениальным образом удалось визуализировать эту травму мучительного и кошмарного втискивания маленькой девочки в порядок букв. Кадры сопровождаются звуками навязчивого повторения алфавита а, b, с, а, b, с… — в тональности музыкального напева; при этом демонстрируется артикуляционный аппарат — рот, в котором рождаются звуки. Буквы вбиваются в голову, в тело, разбрызгиваются по белоснежной постели, в которой лежит девочка; слишком близкими они оказываются к плоти, которая выворачивается наизнанку в рвоте, слишком явно говорящей обо всей сложности этого рождения. Буквы произрастают на разграфлённом, разлинованном пространстве.

В связи с этим думается на тему опространствления субъекта в означи­вании плоти, опыта наслаждения у эрогенных зон, скрепляемом означаю­щим порядком. Само членение пространства, в котором прорастают буквы, отсылает нас вновь к психоаналитическому пониманию того, что функ­ция пространства берёт своё начало в теле. Буквы буквально прорастают на плоти, складываются из черт, которые предстают напоминанием о затя­гивающихся означающим порядком разрезахтелауего кромок. Кромка, край в некотором смысле предстаёт поставщиком черты, палочки как элемента буквы, письма. Черта вмонтирована в букву, буква собрана из черт. Черта сохраняет в себе память о вторжении наслаждения. Всё тело предстаёт как палимпсест, разворачивающий идею многослойных записей на нём, уто­пленных в следах боли, восприятий и иных событий, выжигающих метки, шрамы на поверхности тела. Материя буквы включается в систему письма, в формирующие психическую реальность означающие цепочки.

История четвёртая: Н

Это история об образе, одним штрихом преобразующемся в букву. При том, что образ всегда уже прошит означающим порядком, включён в ребусные ряды, в которых нет наивных отсылок к видимому, в данном случае интересен сам миг этой трансформации из понятного образа в букву. Я имею в виду рисунок из знаменитого случая маленького Ганса, на котором изображён жираф. Обо всём по порядку.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Из предыдущих рассуждений очевидно, что речь идёт о черте, которая своим появлением вводит измерение возникновения. Можно в связи с этим вспомнить гегелевское снятие (Aufhebung), которое содержит в себе логическую операцию упразднения, аннулирования — и в то же время воз­ведения в новое достоинство. Результат перечёркивающей черты — это то, что Лакан называет продуктом символической функции, эффектом уза­конивания в новом измерении. На первый план выходит нечто такое, что заграждает, упраздняет субъект, обеспечивая вхождение в означающий порядок через помеченность ярмом закона.

Черта появляется и в других фантазиях Ганса. Похоже, что она разме­чает для него дозволенное и недозволенное пространство, границу непо­зволительного, незаконного пересечения. Можно вспомнить фантазию о том, как он вместе с отцом пробирается в запретное место, очерченное почти символически — верёвкой, за что они оказались наказаны сторо­жем. Ещё одной чертой, ощутимой, но невидимой для глаза, оказывается оконное стекло, которое Ганс в своих фантазиях разбивает вместе с отцом (при этом, они вновь оказываются наказаны властной фигурой — поли­цейским). Фрейд обращает наше особое внимание на то, что в этих дей­ствиях уже присутствует представление о запретности происходящего, о нарушении некоей черты дозволенного. По сути, это черта, маркирую­щая субъекта вины, которая раскалывает субъекта, размечая зону инцестуозной сексуальности, становящейся отныне запретной, той, путь к кото­рой напрямую закрыт. Речь идёт о рождении субъекта перечёркнутого как расщеплённого между двумя областями психического — сознательной и бессознательной.

Что производит этим перечёркиванием Ганс? Быть может, это пере­чёркивание и есть продукт символической функции, той самой черты, которая предстаёт способом возведения себя в новую символическую позицию?! Примечательно, что эта буква, существующая только в письме и неслышимая в звучании, навязывает свой закон, свой порядок произне­сения. Буква маленького Ганса, явленная перечёркиванием образа, — это не буква Панкеева, нарочито выставляющая свою беззаконность и ввер­гающая в страх: напротив, это буква, получившая своё законное место в символическом порядке.

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Ещё немного о письме, букве и путях к Единому

Недаром говорят, конечно, что буква убивает, а дух животворит Но тем не менее нам интересно: а как всё-таки дух собирается выжить без буквы?

Жак Лакан. «Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда»

Айтен Юран. Несколько историй о встрече с буквой. // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 7, страницы 150-167

Скачать текст

айтен юран биография дата рождения. Смотреть фото айтен юран биография дата рождения. Смотреть картинку айтен юран биография дата рождения. Картинка про айтен юран биография дата рождения. Фото айтен юран биография дата рождения

Примечания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *