Краткое содержание Айтматов И дольше века длится день
С тех пор прошло уже около тридцати лет. После контузии Едигей забрав жену отправился на железную дорогу, готов был на любую работу. Так они знакомятся с Казангапом, тот помог найти работу и жилье. С тех пор Едигей с женой жил на разъезде, они хорошо общались с Казангапом, тот всячески помогал семье.
Шла подготовка к похоронам, Едигей направлялся домой и увидел вдалеке, как запустили ракету. Запуск ракеты был в результате экстренного происшествия на станции «Паритет». Тело Казангапа было отправлено на захоронение. В этот день Едигей очень много вспоминал своего покойного друга.
В это же время проводят обследование станции «Паритет». В результате исследования было выяснено, что космонавты, следившие за станцией бесследно пропали. Была найдена записка, в которой писалось о неком контакте с другой цивилизацией. Теперь земляне описывали свое пребывание на новой планете, они рассказывали, что там совсем другая жизнь, намного лучше и спокойней, чем на Земле. Жители планеты Лесная Грудь изъявили желание посетить Землю и готовы были предоставить для этого самое современное оборудование.
Едигей в это время находится в пути, чтобы похоронить друга. Но они натыкаются на препятствие окруженное колючей проволокой. Солдат, который стоял на посту сказал, что они не имеют права пропустить без разрешения, и никакие уговоры не помогли. В итоге Казангапа похоронили в другом месте. Комиссия, которая занималась вопросом возвращения паритет-космонавтов, приняла решение не пускать их обратно, исключить все возможные контакты с новой планетой и её жителями, а также защитить Землю от возможного проникновения инопланетных ракет.
Едигей отправляет участников похорон домой, а сам хочет пойти на пост и добиться справедливости. Но только он подошел к шлагбауму, тут же услышал шум и увидел в небе ракеты, которые запускали чтобы защитить земное пространство. Едигей, испугавшись, бежал прочь. На следующий день Буранный Едигей снова отправился на космодром
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Айтматов. Все произведения
И дольше века длится день. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На собрании класса в начале года, учительница обвиняет семиклассника Кирилла Векшина в том, что он украл кошелек у студентки-практикантки.
Денис Иванович Фонвизин – знаменитый русский драматург, переводчик и публицист. Он родился в семье со средним достатком в середине апреля 1745 года в Москве.
Аленушка очень хотела быть царицей. Так хотела, что привиделось ей море цветов. Обступили они девочку, переговариваются между собой. Стали они предполагать, кто из них больше подходить на роль царицы
Начала повествование ведётся с описания главного персонажа, а именно с ценной статуи изумительного принца, которая расположилась над городом. Люди восторгались статуей принца. Девушки сравнивают статую с ангелом
Чингиз Айтматов «И дольше века длится день…»: описание, герои, анализ произведения
Дебютный роман Чингиза Айтматова иллюстрирует самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний человека, по мнению автора, — отнятие у живого человека его памяти. К ней же относится и забвение народом своих культурных традиций, что непременно приводит к его упадку.
Параллельно путешествию главного героя и его моральной деградации, при соприкосновении с современной цивилизацией, Чингиз Айтматов демонстрирует, как эти действия отражаются на самом народе, — родной деревне Едигея.
История создания
«И дольше века длится день» — это не только строка из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни», но и дебютный роман русско-киргизского писателя Чингиза Айтматова. Впервые произведение было издано в 1980 году, в журнале «Новый мир». Затем публиковалось под названием «Буранный полустанок».
В 1990 году, в дополнение к основному роману, вышла повесть «Белое облако Чингисхана», которое впоследствии стало частью главного произведения. В начале 2000-х роман стал вновь выходить под именем «И дольше века длится день». А в 2013 был включен министерством образования РФ в список «100 книг для школьников».
Описание произведения
В центре сюжета — небольшой железнодорожный разъезд, расположенный в глухой степи средней Азии. Местные жители ведут здесь спокойную, размеренную жизнь. Единственная связь с внешним миром — разъезд, на котором время от времени проносятся громыхающие поезда.
Начинается произведение с описания переезда, где читатель знакомится с главным героем романа — Едигеем, который везет тело своего мудрого друга Казангапа на древнее родовое кладбище, дабы исполнить последнюю волю умершего и отдать дань заветам предков.
Прибыв на место, герой обнаруживает, что на месте кладбища, на прахе многих поколений народа Едигея, построен ракетный полигон. Те, кто задумал и осуществил его строительство, были далеки от того, чтобы уважать чужие могилы и уж тем более традиции. На обнесенный колючей проволокой космодром, Едигея не пускают. Так и начинается повествование романа, органично переплетающегося с древними притчами и легендами.
Главные герои
Едигей Буранный — главный герой романа. Всю свою жизнь он работает на заброшенном железнодорожном полустанке. Будучи персонажем, полностью связывающим свою жизнь с окружающей действительностью, он видит своей судьбой, своим предназначением всеобщее благо. Поэтому полностью готов взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за все происходящее вокруг. Всеми своими действиями и желаниями стремится сохранить в мире гармонию и добиться того, чтобы никому в мире не было плохо.
Казангап — друг Едигея. Главный мудрец всего села, из-за чего его знали не только местные жители, но и близлежащих деревень.
Каранар — верблюд Едигея, которого он воспитал и который сопровождает его на протяжении всего пути. Вместе с Едигеем объединяют в себе свое природно-родовое миропонимание, столько тесно переплетающееся с мифологией средней Азии.
Анализ произведения
Структура
Роман удивительным образом сочетает в себе черты магического реализма, глубокое повествование и философские раздумья, которые сопровождают читателя на протяжении всего произведения.
Сюжет развивается плавно, поэтому всего можно выделить четыре главных уровня:
Первый знакомит читателя с главным героем романа, описывает похороны Казангапа и окружающую природу.
Второй уровень, как раз в стиле магического реализма, начинает развиваться параллельно с первым. Здесь Едигей впервые знакомиться с чуждой для себя цивилизацией, прибывает на место древнего родового кладбища, на котором теперь построен Космодром.
На третьем уровне читатель знакомится с легендами о манкуртах, древними притчами и сказаниями. Проводится параллель между реальностью и мифологией. Показывается переход от традиций к современности, через строительство космодрома на древнем родовом кладбище.
Четвертый уровень повествует о дальнейшей судьбе Едигея и всей деревни по возвращению в родные края. Основное действие здесь разворачивается в послевоенные годы.
Заключение
Так, всего за несколько этапов, на протяжении которых читатель знакомится с мифологией средней Азии, Айтматов иллюстрирует изменение моральных нравов общества и закат народа через уход и отказ от традиционных ценностей своей культуры.
«И дольше века длится день» — первый роман Ч. Айтматова. Вышел в 1980 году под названием «Буранный полустанок». В 1990 году в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.
Содержание
Сюжет
Начинается роман с описания лисицы, следующей по железнодорожным путям:
С наступлением ночи лисица вышла из овражка. Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железно-дорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. Здесь она выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов. Долго ей пришлось бежать вдоль откосов, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась на что-то мало-мальски пригодное. Весь путь следования поездов был засорен обрывками бумаги и скомканных газет, битыми бутылками, окурками, искореженными консервными банками и прочим бесполезным мусором. Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок — разило дурманом. После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух. Фыркала, отскакивала сразу в сторону.
Далее, пожилая женщина бежит сказать о смерти человека, известного всему селу (Казангапа), друга главного героя — Буранного Едигея. Устраиваются похороны, но прибыв на кладбище семья и односельчане узнают, что его нет — там построен космодром, запуск с которого навсегда окутает Землю занавесом (операция «Обруч») [1] [2]
Г. Гачев пишет о том, что в романе фактически два героя — Буранный Едигей и Каранар, воспитанный им верблюд:
Важным является и место, где живут герои романа — Сары-Озеки — бесплодная пустыня, поэтому, героям терять уже нечего:
Едигей начальника нарочно называл на «ты», чтобы тот понял, что Едигею нечего лебезить и бояться, дальше сарозеков гнать его некуда [3] [4]
— Гад такой, сволочь, выкрутился (Абуталип бросился под поезд) — выругался он (Тансыкбаев — один из авторов клеветнического доноса, у Ч. Айтматова — персонификация манкурта). — Все дело сорвал! А? Надо же! Ушел ведь, ушел! — и отчаянно налил себе стакан водки [5]
Сказания о манкуртах
Одним из основных моментов романа является история о манкуртах. Впервые читатель сталкивается с ним во время похорон Казангапа:
У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами…Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири [6] [7]
Само название кладбища символично — «Ана Бейит» — Материнский упокой. Случайно, купцы и погонщики стада встретили одного из манкуртов, среди них оказалась и его мать — Найман-Ана, которая не знала покоя после этой встречи, старалась разыскать пастуха-манкурта. Разыскав его, она каждый раз спрашивала сына об отце, откуда он родом, но тот молчал.
Особый смысл имеют слова, сказанные ею в отчаянии (во многом тут проявилась и позиция писателя):
Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! О Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого? [9]
Сын не вспомнил её… спросив у хозяев, получил ответ, что у него нет матери… ему были вручены лук и стрелы, которыми он убивает свою мать.
Рассказ о манкуртах имеет важное значение для всего романа. К ним относится семья Тансыкбаевых, которые желанием выделиться нарушили все человеческие нормы и мораль. Для того, чтобы узнать о судьбе Абуталипа Буранный Едигей едет в Алма-Ату, где через русского ученого находит хоть какую-то правду — именно человечность является главным в романе, не родство и национальные признаки.
Даже окончание романа связано с этой темой — прибыв на кладбище, персонажи видят кордон, где главным является лейтенант Тансыкбаев (сын). Неслучайно приводится история на посту, где служит солдат из Вологды, который с должным уважением обращается с прибывшими на похороны людьми, чувствуя себя неловко. [10] Это важно, когда на пост приходит Сабитжан Тансыкбаев, который обращается нарочито невежливо, именует Буранного Едегея и других «посторонними».
Долго думая над словами Сабитжана, о его идеи о радиоуправляемых людях, о том, что образование делает человека Человеком, все больше Едигей приходит к выводу, что «может быть его и обучали для того, чтобы он оказался таким, каким оказался… что если им самим уже управляют по радио?», он произносит:
Манкурт ты, самый настоящий манкурт!
Историческая ценность романа
Ещё до выхода романа «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Ч. Айтматов пользовался популярностью как у советских читателей, так и за рубежом. Г. Гачев пишет:
Что ж: один общий день длится больше века и веков — от Чингисхана до Чингиза-поэта. Непрекращающаяся брань между силами Добра и Зла. Выбирай сторону, человече! и вот творчество Чингиза Айтматова помогает нам, вооружает выбрать Благо: его и подвиг, и труд — и красоту и счастье.
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 23
Классика мировой литературы! Читал и плакал (серьёзно плакал). Так передать словом чувства, может только Мастер. Читал почти все произведения Ч. Айтматова. Кланяюсь великому Таланту. Рекомендую? Нет. Обязываю прочитать.
Классика мировой литературы! Читал и плакал (серьёзно плакал). Так передать словом чувства, может только Мастер. Читал почти все произведения Ч. Айтматова. Кланяюсь великому Таланту. Рекомендую? Нет. Обязываю прочитать.
На меня книга произвела такое впечатление, что хочется прочитать все книги Айтматова и его автобмографию. Столько исторических фактов, столько судеб раскрываются в одной книге…Захватывает и не отпускает до конца строк. Книга без срока давности!
На меня книга произвела такое впечатление, что хочется прочитать все книги Айтматова и его автобмографию. Столько исторических фактов, столько судеб раскрываются в одной книге…Захватывает и не отпускает до конца строк. Книга без срока давности!
Очень красивый, образный язык. Персонажей представляешь живыми, переживаешь за них. Простые, живые, честные люди в сложный период истории своей страны.
Немного странным показалось только про инопланетян… классика, которую нужно читать
Очень красивый, образный язык. Персонажей представляешь живыми, переживаешь за них. Простые, живые, честные люди в сложный период истории своей страны.
Немного странным показалось только про инопланетян… классика, которую нужно читать
Это глубокое произведение о человеке, человечестве и Вселенной, наполненное красочными описаниями природы пустыни и оригинальными размышлениями о природе человеческой. Для себя почерпнул многое о психологии людей, которых называют власть имущими, о том, насколько мало для них значит чужая жизнь в сравнении со своей собственной, так лелеемой и поощряемой самой историей. Скажу честно – читал долго, с большими перерывами, но удалять с устройства никак не хотелось: уж больно обязательной к прочтению кажется мне эта книга.
Это глубокое произведение о человеке, человечестве и Вселенной, наполненное красочными описаниями природы пустыни и оригинальными размышлениями о природе человеческой. Для себя почерпнул многое о психологии людей, которых называют власть имущими, о том, насколько мало для них значит чужая жизнь в сравнении со своей собственной, так лелеемой и поощряемой самой историей. Скажу честно – читал долго, с большими перерывами, но удалять с устройства никак не хотелось: уж больно обязательной к прочтению кажется мне эта книга.
Замечательная книга! Прекрасный стиль. Содержание. Заставляет мыслить. О судьбе России, о человеческой жизни, о влиянии русского языка, а через него и русского мира на другие республики СССР. Что мы потеряли с падением СССР. И много еще о чем… Обязательна для чтения всем думающим людям.
Ч. Айтматов, «Буранный полустанок»: краткое содержание
Степь и железная дорога
Один из лучших романов Ай. За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью. Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью – почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.
«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг. В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага. Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.
Новая планета
Не гнушается неизведанного и обращается к фантастическому Ай восходит к теме космоса и существования внеземных цивилизаций.
Начинается обследование «Паритета», выясняется, что космонавты, здесь бывшие, исчезли. Зато осталась запись, в которой говорится о контактах с обитателями планеты Лесная Грудь. Инопланетяне предложили космонавтам посетить их планету, те согласились, но никому об этом не сообщили.
Возвращается экипаж «Паритета», космонавты рассказывают, как живет другая, более развитая в техническом плане цивилизация. На их планете никогда не было войн, сами обитатели ее крайне доброжелательны. Лесногрудцы просят разрешения посетить Землю и построить на ней межпланетную станцию, которую земляне пока не в состоянии создать самостоятельно.
Об этом предложении было доложено в специальную комиссию, которая и должна дать ответ.
Главные персонажи
После описания арены будущих событий писатель знакомит нас с героями романа «Буранный полустанок». Краткое содержание следующих страниц связано с образом Едигея. Он работает обходчиком путей на Буранном полустанке много лет. Ему 61 год. Свой труд он начал сразу после войны. Живет Едигей в поселке из восьми домов, среди которых есть глинобитные мазанки. Его жена Укубала так же стара, как и он. Едигей – человек твердого характера, ведь только сильные люди выживают в сарозеках.
В романе «Буранный полустанок», краткое содержание которого вы читаете, мало действующих лиц. Едигей – настоящий труженик. Работал всегда только на совесть. Когда метели и вьюги заметали железнодорожные пути, он со своим другом Казангапом лопатами очищал десятки метров снежных заносов. Молодые путейщики смеялись над таким героизмом, называли стариков дураками. В начале книги Казангап умирает.
Окончание
Подходит к концу произведение «И дольше века длится день». Краткое содержание рассказывает о постановлении комиссии. После нескольких заседаний было решено космонавтов с «Паритета» на Землю не пускать, инопланетян не приглашать, а околоземное пространство защитить от вторжений обручем из ракет.
Едигей в клубах дыма и пыли убегает прочь, но на следующий день вновь хочет вернуться.
Противопоставление природы и цивилизации
Интересный штрих добавил в свой роман писатель Ай, краткое содержание которого связано с единством человека и природы, имеет в списке действующих лиц верблюда. Каранар – образцовое животное. Писатель явно любуется им и описывает со знанием дела. По образованию Айтматов был зоотехником.
На похоронах Казангапа появляется его сын Сабитжан. Он – воплощение нового векаи технического прогресса — времени, когда люди забыли о Боге, разучились молиться и потеряли душу. Сабитжан хочет только одного – быстрее похоронить отца и уехать в город. Он пытается поразить односельчан своими знаниями, но люди испытывают лишь неприязнь – так пишет Чингиз Ай, краткое содержание которого включает еще одну тематическую линию, следует за сюжетом далее.
Манкурты
Обращается не только к настоящему, но и к прошлому в своем произведении Чингиз Ай — роман, изобилующий историческими вставками. Так читатель узнает о манкуртах. Когда-то в здешних местах хозяйничали жуаньжуаны, которые очень умело лишали памяти своих пленных. На голову им надевали шири – шапку из кожи. Изначально кожа была сыромятной. На солнце же она постепенно высыхала и сжимала голову несчастного. После этой процедуры человек лишался памяти и назывался манкуртом. Такие рабы получались послушными и безвольными.
Однажды женщина по имени Найман-Ана, чьего сына угнали в рабы, отыскала свое чадо, но его уже успели сделать манкуртом. Он пас скот, когда мать подошла к нему, умоляя ее вспомнить, но память не вернулась.
Женщину заметили, но она успела сбежать. Тогда жуаньжуаны сказали рабу, что это незнакомка прибыла, чтобы «отпарить ему голову» (не было для манкуртов страшнее угрозы). Перед тем как уйти, они оставили стрелы и лук.
Мать возвращается вновь, желая убедить сына. Но она не успела до него доехать, как получила смертельную рану стрелой в грудь. Белый платок Найман-Ана превратился в белоснежную птицу, которая должна была рассказать сыну правду.
Будущее и прошлое
Это фантастический мотив, связанный с космосом. Первый контакт землян с иной цивилизацией! Такого хода от советского писателя Айтматова никто не ожидал. Два космонавта (советский и американский) на орбитальной станции «Паритет» отправились в неизвестность вместе с пришельцами. Такова фантастическая сюжетная линия в романе «Буранный полустанок». Краткое содержание (по главам разбивать его не обязательно, потому как повествование представляет единую канву) поведает о следующих событиях.
Пока Едигей везет хоронить своего умершего друга, перед его внутренним взором проходит вся жизнь на Буранном полустанке. Вспомнил он первую встречу с Казангапом, который уговорил контуженного больного отправиться в сарозеки. А когда на полустанок прибыла семья Куттыбаевых, почувствовал Едигей всю несправедливость сталинско-бериевского режима. Главу семьи Абуталипа арестовывают.
И дольше века длится день
Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…
А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли жёлтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.
Тридцать лет назад, в конце сорок четвёртого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог. И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдётся для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный. Конечно, место тяжёлое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.
Продолжение после рекламы:
Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь… Не знал тогда, что на месте этом проведёт всю остальную жизнь. Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от неё, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе. Стали как родные.
И хоронить Казангапа придётся им. Едигей шёл домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась. И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета. То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско-американской космической станции «Паритет». «Паритет» не реагировал на сигналы объединённого центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов. И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.
Брифли существует благодаря рекламе:
…Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца… «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твоё имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.
Продолжение после рекламы:
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала…
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем…
Рано утром все было готово. Наглухо запелёнутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Предстояло тридцать километров в один конец, столько же обратно, да захоронение… Впереди на Каранаре ехал Едигей, указывая путь, за ним катился трактор с прицепом, а замыкал процессию экскаватор.
Разные мысли навещали Едигея по пути. Вспоминал те дни, когда они с Казангапом были в силе. Делали на разъезде всю работу, в которой возникала необходимость. Теперь молодые смеются: старые дураки, жизнь свою гробили, ради чего? Значит, было ради чего.
…За это время прошло обследование «Паритета» прилетевшими космонавтами. Они обнаружили, что паритет-космонавты, обслуживавшие станцию, исчезли. Затем обнаружили оставленную хозяевами запись в вахтенном журнале. Суть её сводилась к тому, что у работавших на станции возник контакт с представителями внеземной цивилизации — жителями планеты Лесная Грудь. Лесногрудцы пригласили землян посетить их планету, и те согласились, не ставя в известность никого, в том числе руководителей полёта, так как боялись, что по политическим соображениям им запретят посещение.
Брифли существует благодаря рекламе:
И вот теперь они сообщали, что находятся на Лесной Груди, рассказывали об увиденном (особенно потрясло землян, что в истории хозяев не было войн), а главное, передавали просьбу лесногрудцев посетить Землю. Для этого инопланетяне, представители технически гораздо более развитой цивилизации, чем земная, предлагали создать межзвёздную станцию. Мир ещё не знал обо всем этом. Даже правительства сторон, поставленные в известность об исчезновении космонавтов, не имели сведений о дальнейшем развитии событий. Ждали решения комиссии.
…А Едигей тем временем вспоминал об одной давней истории, которую мудро и честно рассудил Казангап. В 1951 г. прибыла на разъезд семья — муж, жена и двое мальчиков. Абуталип Куттыбаев был ровесник Едигею. В сарозекскую глухомань они попали не от хорошей жизни: Абуталип, совершив побег из немецкого лагеря, оказался в сорок третьем среди югославских партизан. Домой он вернулся без поражения в правах, но затем отношения с Югославией испортились, и, узнав о его партизанском прошлом, его попросили подать заявление об увольнении по собственному желанию. Попросили в одном месте, в другом… Много раз переезжая с места на место, семья Абуталипа оказалась на разъезде Боранлы-Буранный. Насильно вроде никто не заточал, а похоже, что на всю жизнь застряли в сарозеках. И эта жизнь была им не под силу: климат тяжёлый, глухомань, оторванность. Едигею почему-то больше всего было жаль Зарипу. Но все-таки семья Куттыбаевых была на редкость дружной. Абуталип был прекрасным мужем и отцом, а дети были страстно привязаны к родителям. На новом месте им помогали, и постепенно они стали приживаться. Абуталип теперь не только работал и занимался домом, не только возился с детьми, своими и Едигея, но стал и читать — он ведь был образованным человеком. А ещё стал писать для детей воспоминания о Югославии. Это было известно всем на разъезде.
К концу года приехал, как обычно, ревизор. Между делом расспрашивал и об Абуталипе. А спустя время после его отъезда, 5 января 1953 г., на Буранном остановился пассажирский поезд, у которого здесь не было остановки, из него вышли трое — и арестовали Абуталипа. В последних числах февраля стало известно, что подследственный Куттыбаев умер.
Сыновья ждали возвращения отца изо дня в день. А Едигей неотступно думал о Зарипе с внутренней готовностью помочь ей во всем. Мучительно было делать вид, что ничего особенного он к ней не испытывает! Однажды он все же сказал ей: «Зачем ты так изводишься. Ведь с тобой все мы (он хотел сказать — я)».
Тут с началом холодов снова взъярился Каранар — у него начался гон. Едигею с утра предстояло выходить на работу, и потому он выпустил атана. На другой день стали поступать новости: в одном месте Каранар забил двух верблюдов-самцов и отбил от стада четырёх маток, в другом — согнал с верблюдицы ехавшего верхом хозяина. Затем с разъезда Ак-Мойнак письмом попросили забрать атана, иначе застрелят. А когда Едигей вернулся домой верхом на Каранаре, то узнал, что Зарипа с детьми уехали насовсем. Он жестоко избил Каранара, поругался с Казангапом, и тут Казангап ему посоветовал поклониться в ноги Укубале и Зарипе, которые уберегли его от беды, сохранили его и своё достоинство.
Вот каким человеком был Казангап, которого они сейчас ехали хоронить. Ехали — и вдруг наткнулись на неожиданное препятствие — на изгородь из колючей проволоки. Постовой солдат сообщил им, что пропустить без пропуска не имеет права. То же подтвердил и начальник караула и добавил, что вообще кладбище Ана-Бейит подлежит ликвидации, а на его месте будет новый микрорайон. Уговоры не привели ни к чему.
Казангапа похоронили неподалёку от кладбища, на том месте, где имела великий плач Найман-Ана.
…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет.
Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма… Едигей и сопровождавшие его верблюд и собака, обезумев, бежали прочь. На следующий день Буранный Едигей вновь поехал на космодром.
Борьба за правду
Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.
Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.
Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.
В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Похороны
К утру приготовления к похоронам Казангапа закончились. Тело было плотно закручено в ткань и положено в телегу, прицепленную к трактору. Из описания обряда погребения можно заключить, что большое внимание традициям степных народов уделил Ай — очень достоверное произведение).
До кладбища путь неблизкий – тридцать километров. Едигей ехал впереди процессии и указывал путь. В голове главного героя постоянно всплывали воспоминания о прошлом, работе вместе с Казангапом. Нынешнее поколение не ценило заслуг стариков (и ради чего только здоровье растратили?), но сам Едигей ни о чем не сожалел.
Ай: анализ
Основным носителем всех идей и замыслов автора стал главный герой – Едигей, человек проживший в пустыне почти сорок лет. Но ценен его жизненный опыт, который вобрал все перипетии и горести, принесенные ХХ веком, и человеческие печали: Вторую мировую войну, трудности в послевоенные годы, горькую неразделенную любовь. Но самым тяжелым для него стало испытание памяти.
Память и совесть, воплощенные в Едигее, стали идейной основой романа «И дольше века длится день». Анализ текста свидетельствует об изобилии в произведении метафорических образов, несущих философский смысл. Таким образом, темы одиночества, ответственности, памяти, страха, моральных принципов поднимает Айтматов со свойственной ему легкостью и лаконичностью.