б а макарова абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней
Презентация к уроку
Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:
— достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.
Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
2) умение анализировать слово с фонетической стороны;
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографический, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.
Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1-2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм.
Есть алгоритмы, в которых содержится по 3-4 «шага», позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.
Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).
Чтобы писать без ошибок,
— объясни выбор букв;
Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?
Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.
«Подбери буквы»: Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу.
Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Применяю в своей деятельности различные письменные работы:
— диктант «Для друга» (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;
— составление словосочетаний и предложений.
Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.
При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.
Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.
Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.
Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М.М.Разумовской, высокий (30-50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.
Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.
Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна моим коллегам.
Библиографический список
Запомни!
Результативные методики улучшения грамотности школьников
В течение 2017-18 учебного года мне довелось трижды вести для педагогов дистанционные курсы повышения квалификации в онлайн-школе «Фоксфорд».
Курс «Эффективные способы повышения детской грамотности в рамках реализации ФГОС», лектором которого я была в феврале-марте 2018 г., собрал около двух тысяч учителей русского языка и учителей начальных классов. Это был очень интересный и полезный опыт!
Мы полтора месяца работали с коллегами в режиме онлайн: вебинары шли в прямом эфире, домашние задания присылались в течение недели после каждой лекции.
Письма «прилетали» со всей России и даже из-за рубежа (от слушателей с Украины, из Болгарии), и это было невероятно захватывающе! Бывали дни, когда я получала по 70 писем от педагогов, родителей, студентов — а всего получила более тысячи писем. Ответила на все письма, выслала всем
своим слушателям подарки — филологические сувениры.
Я очень благодарна руководителям и сотрудникам онлайн-школы «Фоксфорд» за то, что мне довелось работать с умными, активными учителями, неравнодушными родителями, любознательными студентами педагогических вузов.
Конечно же, только онлайн-формат даёт такие потрясающие возможности.
Я очень благодарна ответственным, болеющим за дело коллегам, которые щедро делятся собственным опытом, стараются внедрить лучшие методические находки в свои уроки, стремятся сделать занятия полезными и интересными для учеников.
25 лет назад мы с Мариной Сорокиной, два филолога, открыли в Перми учебный центр «Современное образование», в котором русский язык преподаётся необычно. Наши находки основаны на оригинальных способах подачи материала в виде схем, опорных сигналов с использованием зрительных образов, моторики, речевой и слуховой памяти.
| Цитирую слова Марины Сорокиной: «Преподавать русский язык — увлекательный процесс. Могу сказать эти слова с полной ответственностью, как человек, проработавший учителем 25 лет. Наоборот, мы всё время искали новые формы, которые помогли бы «внедрить» в умы учеников все сложности нашего «великого и могучего». Схемы составляли, викторины придумывали, таблицы на стенах кабинета вывешивали… Уверены, что каждый филолог, увлечённый процессом преподавания, перепробовал многое». |
В этой статье хочу обобщить опыт моих слушателей — ответы учителей на вопрос «Какие результативные методики улучшения грамотности Вы применяете на своих уроках?» — и создать своеобразную методическую копилку для учителей, интересующихся темой борьбы с детской безграмотностью.
Каждую методику и каждого автора мы максимально попытаемся в этом обзоре проиллюстрировать: комментариями, ссылками на первоисточник, примерами и фотографиями интересных методических находок.
Наша задача — сделать доступными и наглядными рассказы педагогов о тех идеях, которые они считают действительно результативными в преподавании русского языка, о том, что, по их опыту, «работает».
Безусловно, далеко не все эффективные методики освещены в этой статье.
Буду благодарна всем, кто продолжит разговор и расскажет о своём опыте — о том, что помогает ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности».
По традиции, каждому откликнувшемуся — филологический сувенир (авторские словесные и лингвистические игры, упражнения, варианты творческих заданий на уроках русского языка).
Желаю Вам радостных эмоций от узнавания нового!
Копилка результативных методик улучшения грамотности школьников
Рассказываю о замечательной методике по системе И.Т. Федоренко (И.Г. Пальченко) «Зрительные диктанты», которая не только развивает оперативную память, способствует быстрому запоминанию текста, но и формирует навыки беглого чтения.
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8 букв. Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18-м наборе уже 7 слов и 46 букв.
Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора.
В результате ежедневной работы по программе дети легко осмысливают различные тексты, заинтересовываются чтением, быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма, после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Начинать работать по системе рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения.
Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.
Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика И.Т. Федоренко рассчитана на 54 дня.
Несмотря на то что данная методика рассчитана на учащихся начальной школы, сегодня она успешно может применяться как в 5-х, так и в 6-7-х классах — при условии усовершенствования текстов, поскольку зрительная память у современных школьников развита слабо.
Ещё лет 10-15 назад дети писали зрительные диктанты на «пятёрки» всем классом, сейчас они могут запомнить в четверостишии только первые две строки, а выучить стихотворение наизусть для многих детей становится большой проблемой.
Орфографическое чтение по методике П.С. Тоцкого применяю постоянно: орфографически читаем всё и на каждом уроке, ученики привыкли «ловить ошибку на слух», таким образом, количество орфографических ошибок уменьшается (особенно у безграмотных детей, детей с дисграфией — здесь требуется медленное проговаривание).
Есть методики, которые обещают абсолютную грамотность «за двадцать минут в день» или всего за 20-30 уроков.
Наталия Сычева. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100% грамотность за 20 минут в день.
Методика предполагает контроль со стороны родителей, обязательные ежедневные занятия.
В пособии правила даны очень кратко, но имеются алгоритм нахождения орфограммы, далее — тренировочные упражнения с ответами.
Плюс — занимательные задания.
Минус — ответы без пояснений, ограниченность информации в правилах.
Пособие для самостоятельной работы. Даны таблицы и подробный разбор орфограмм.
Но можно ли за такое короткое время повысить грамотность ученика?
Предлагаются различные способы изучения материала: занимательные задания (орфографический лабиринт, опорные выражения, путешествие с птичьими врагами), лингвистические сказки, литературный вариант компьютерной игры — всё это способствует повышения интереса, развивает творческие способности.
Использование стихотворных форм помогает школьникам запомнить правила.
В сжатой форме, ясно и чётко даются самые необходимые правила русской грамматики, а также объясняется, как правильно произносить и употреблять в речи слова. Весёлые мнемонические запоминалки в стихах и прозе помогут быстрее запомнить сложные правила. Для учащихся средних и старших классов.
Авторы подобрали типичные ошибки в речи, письменной и устной, объяснили их простым языком и упаковали в понятную для читателя форму — с помощью забавных и запоминающихся иллюстраций любой научится отличать «вообще» от «в общем», «одеть» от «надеть» и даже «вследствие» от «впоследствии».
«Какая методика лучше? Какая хуже? — задаёт вопрос Марина Александровна Аскарова. — Спорный вопрос, так как большую роль играет личность учителя, его предпочтения, его понимание методик.
А пока в программах нашего телевидения, в рекламе, в СМИ будет допускаться большое количество различных ошибок (в произношении, написании, постановке знаков препинания), грамотных детей воспитывать будет сложно!»
Кто рекомендует: Карпушкина Олеся Юрьевна, учитель начальных классов, г. Коломна Московской области.
«Редактирование текстов — это королевская дорога к грамотности», —писал Селестен Френе. И хотя многие педагоги считают, что видение детьми неверно написанных текстов (текстов с ошибками) — это плохо, я использую этот метод регулярно и не проигрываю! Мы называем это игрой в учителя или редактора.
Конечно, начинаю с упражнения «Вставь букву». В первом классе это может быть, например, текст сказки «Курочка Ряба».
«Ж(и,ы)ли-были де(т,д) и баба, и была у них куроч(ь)ка (р,Р)яба. Сн(и,е)сла куроч(ь)ка (я,е,и)ич(ь)ко, не пр(а,о)стое, а з(о,а)л(а,о)тое.»
Дальше, с увеличением изученных орфограмм, тексты усложняются или остаются теми же, но количество пропущенных букв увеличивается.
Постепенно ввожу предложения, а потом и тексты с ошибками. Это упражнение называем «Зоркий глаз». Сначала просто исправляем буквы и объясняем орфограммы, а затем делаем это на время: кто быстрее и точнее.
У детей такой азарт появляется, что Френе с благодарностью вспоминаешь. И главное — количество исправленных ошибок увеличивается, хотя тексты усложняются. Вот вам и развитие орфографической зоркости в действии.
Затем эти же тексты пишем под диктовку. Здесь уже и орфографический слух включается. После проверки каждый ученик свои ошибки прорабатывает.
Чтобы не быть обвинённой в плагиате, сразу скажу, что 20 прекрасных «безграмотных» и поучительных текстов можно найти в замечательной тетради «Тематический контроль знаний учащихся, русский язык, 3 класс», В.Т. Голубь.
Представляю первый и самый лёгкий текст из тетради.
Представляю первый и самый лёгкий текст из тетради.
«Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные красавицы!
Ель — очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель паёт в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели. Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители».
Олеся Юрьевна Карпушкина обращается ко всем: «Дорогие коллеги, не надо ничего бояться. Просто надо всё делать с умом, постепенно и главное — в системе!»
Кто рекомендует: Ледова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, зам. директора по научно-методической работе МБОУ «Нахабинская гимназия №4» (Московская область, Красногорский район).
На протяжении 15 последних лет на уроках русского языка использую ментальные карты, писала диссертацию по Интеллект-картам и их использованию в практике.
Кто рекомендует: Третьякова Любовь Викторовна, учитель начальных классов.
Родители учащихся помогают сделать тетрадь-перфокарту для проверки слов с непроверяемыми гласными и согласными. Тетрадь используется все 4 года.
Что касается интереса детей и результативности, безусловно, он есть, главное, чтоб была система.
Любой урок начинаю с «жужжащего» чтения: дети читают 3-5 минут свою художественную книгу.
Каждую четверть принимаем участие в сетевых проектах на сайте http://www.nachalka.com/ — выбираю проекты, которые предполагают знакомство с писателями, чтение произведений, эти книги и читаем на пятиминутках.
В проектах выполняем задания, которые развивают критическое мышление — составляем синквейны, ментальные карты, ребусы, кроссворды.
Стараюсь разнообразить уроки и тогда вижу «огонёк в глазах».
Сейчас каждый набор детей идёт всё слабее, проблемы у многих с произношением, поэтому только нестандартные, увлекательные задания позволяют прививать интерес к знаниям.
Кто рекомендует: Манджеева Наталья. О себе Наталья пишет так: «Я живу в ХМАО-Югре, работаю в маленькой сельской школе. Преподаю русский язык и литературу».
В работе использую многомерную дидактическую технологию В.Э. Штейнберга (в основе лежит создание логико-смысловых моделей), ментальные карты позволяют мне донести учебный материал в доступной форме. ЛСМ дают возможность ученику запоминать материл легко и быстро.
Применение ЛСМ возможно не только на уроках русского языка.
Много лет работала в начальных классах. Очень хорошо зарекомендовал себя приём, который я применяю при изучении словарных слов. Во-первых, слова я делю на группы (3-5 слов) так, чтобы они были связаны по какому-либо признаку (по смыслу, написанию, из них можно составить предложение, рифмуются и т.д.). Затем прорабатываю способы запоминания каждого слова.
Часто прошу детей поделиться способом, с помощью которого можно запомнить изучаемое слово.
Например, возьмём слово «девочка». Дети предложили вариант: буква О напоминает середину бантика. А бант носит девочка. Попутно мы поработали над ударением в слове «банты». Когда дети являются партнёрами, результат запоминания намного эффективнее.
Кто рекомендует: Морозова Татьяна, учитель русского языка и литературы.
В своей работе опираюсь на систему повышения грамотности Журавлёвой Л.И. Она преподавала в Челябинском пединституте и работала в общеобразовательной школе, создала великолепные алгоритмы по орфографии и пунктуации. Эти книги — наши хорошие помощники. По её же методике учу распознавать орфограммы.
Астахова Татьяна, учитель Белореченской ООШ Луганской области ЛНР.
Существует ещё одна интересная методика. Называется она «Методика интенсивного обучения правописанию».
Татьяна Яковлевна разработала оригинальную методику обучения русской орфографии, которая оказалась чрезвычайно востребована среди школьных учителей, преподающих русский язык в Республике Крым.
Дидактический потенциал предложенной ею методики преподавания был полностью реализован в комплексе учебников по русскому языку, подготовленных в соавторстве с другими выдающимися крымскими лингвистами, для школ Украины (по ним и сегодня обучаются украинские школьники). Именно за учебники по русскому языку Т.Я. Фроловой была присуждена в 2013 году Государственная премии Украины в области образования, что является беспрецедентным случаем для стран СНГ.
Татьяна Яковлевна Фролова создала пособия для учеников, написала книгу для учителя, сборник рифмованных правил и т.д.
Вот какие яркие и образные рисунки из пособий Т. Фроловой мы нашли в Интернете:
Можно посмотреть учебное пособие Татьяны Фроловой «Грамотность за 12 занятий»
Кто рекомендует: Налапкина Наталия Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6», Ханты-Мансийский АО, г. Югорск.
Чтобы запоминать слова-исключения, словарные слова, использую приём «Рисование Истории». Скучное орфографическое правило благодаря фантазии детей становится ярким, осязаемым и, самое главное, запоминающимся.
Например, надо запомнить 6 существительных, имеющих в форме родительного падежа множественного числа окончание –ов.
Моя задача – связать эти слова в один небольшой рассказ. Это позволит запомнить их.
Правило правописания окончания –ов в учебнике выглядит так: «Форму родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных надо запоминать:
апельсины — (нет) чего? апельсинов
помидоры — (нет) чего? помидоров
бананы — (нет) чего? бананов
метры — (нет) чего? метров
носки — (нет) чего? носков
килограммы — (нет) чего? килограммов».
Предлагаю ребятам нарисовать и придумать историю про зайчика ОВ.
Дерево рисуется на доске по мере поступления предложений и идей от учеников. После обсуждения рисунка на доске ребята срисовывают его к себе в тетрадь, дополняют, уточняют. Вот что получается: «Зайчик ОВ жил под деревом, которое называется «Много чего?» На дереве росло много помидоров, много апельсинов, много метров бананов, много килограммов носков, много бананов».
Конечно, подобные истории веселят детей, они с удовольствием придумывают детали, сочиняют историю.
Использование и рисунка, и рассказа позволяет задействовать два канала восприятия информации.
Кто рекомендует: Абдулхаликова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 67 г. Магнитогорска.
Не знаю, можно ли назвать мой опыт повышения безграмотности методикой, но я использую следующий способ.
Связываю изучение правил русского языка с творческими способностями детей.
Например, конкурс представления правил в пиксельных рисунках (это сейчас модно), в арте и т.д. Дети активно участвуют в конкурсах, работают с правилом и закрепляют его в памяти лучше, чем при прочтении и заучивании.
Или ребята получают задание пропеть правило на любой мотив, особенно любят читать рэп (это сейчас модно). Так у них появляется желание выучить трудный материал, а потом с лёгкостью и вспомнить, и воспроизвести.
Иногда мы даже можем использовать хореографию, театр, прикладное искусство. Своей целью ставлю разнообразить способы изучения правил и преодолеть у детей вечную скуку в учёбе.
Кто рекомендует: Полянина Любовь Александровна, г. Вичуга Ивановской области, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11.
В своей работе я пользуюсь материалами сайта «Могу писать».
Очень богатый материал и необычная подача позволяет заинтересовать учеников во время урока.
А ещё в работе использую серию «Весёлые учебники. Здесь живут части речи» Татьяны Рик. Книг у писательницы много, вот её сайт:
Кто рекомендует: Вдовина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, директор малокомплектной сельской школы из Карелии.
Автор методики — Ольга Александровна Строк, учитель русского языка и литературы Пиндушской школы Медвежьегорского района Республики Карелии, победитель республиканского конкурса «Учитель года Карелии-2011».
Суть: изучаем русский язык в движении. Действия с объектами — это авторский приём работы, который основан на организации объяснения материала через двигательную деятельность (работа с предметами, движение тела, работа руками). Слова, понятия (на карточках), двигаются, раскладываются по коробочкам (корзинкам).
При изучении причастия, например, дети совершают действия с картинкой (допустим, с кленовым листком): сгибают, разрывают и т. п. Каким лист стал: согнутый, разорванный и т.п.
Так же изучается деепричастие: надо встать и при этом совершить ещё какое-то действие: я встал, подняв руки; я встал, скрестив руки; я встал, закрыв глаза и т.п.
Как и любая авторская методика, она очень многое теряет в пересказе. Была на мастер-классе у самой Ольги Александровны.
Кто рекомендует: Кретова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы.
В 5 классе каждый урок начинаю с мини–диктанта. Дома (после моей проверки) каждый выписывает слова, в которых он сделал ошибку. Прописывает каждое слово в строчку, выделяет морфему, в которой находилась ошибка, в скобке указывает название орфограммы и условия ее выбора.
Данная форма работы над ошибками дает конкретные результаты. За год качество письменной речи (её орфографическая составляющая) увеличивается на 25%.
Кто рекомендует: Иванов Артём Игоревич, учитель из города Шуи Ивановской области.
Артём Игоревич рассказывает о себе: «Учитель в третьем поколении, преподаю филологию, историю и обществознание (специальность по диплому позволяет). Тружусь в основной школе, однако есть и небольшой опыт работы в начальном звене, так как у нас (как и везде) кадровый голод. Кроме основных обязанностей, выполняю функции педагога-библиотекаря».
Другой пример. Рассматривая сонорные, я предлагаю школьникам выучить вымышленное слово «лимонарий», в котором есть все необходимые сонорные звуки.
Когда ребята заняли свои места, им было предложено обратить внимание на доску, где был записан ряд слов: изложение, излагать, росли, выращенный, расти. Учащиеся должны были объяснить их написание. С первой парой они справились без труда, потому что уже изучили этот материал, а вот обосновать выбор гласных в трёх других словах они не смогли. Тогда я попросил их предположить, чем обусловлено правописание в этих лексемах. Некоторые сказали, что это словарные слова, другие попытались подобрать проверочные. Так был задействован визуальный канал.
Затем я попросил их открыть учебники и прочитать вслух правило, в котором содержатся условия выбора. После разбора учебного материала мы вновь закрыли учебники и постарались самостоятельно сформулировать закономерность выбора гласных в корне, объяснив по ходу правописание слов на доске. Таким образом я активизировал аудиальный канал восприятия.
В конце урока в ходе проведения небольшого среза с последующей взаимопроверкой я выяснил, насколько ребята усвоили материал. Практически все выполнили работу безошибочно. В качестве рефлексии на заключительном этапе учащиеся составили опорную схему.
Я видел, что дети чувствовали себя достаточно уверенно, поэтому с заданием справились быстро. Считаю, что в целом эксперимент удался.
Кто рекомендует: Царева Галина, учитель русского языка и литературы, г. Самара.
Я 28 лет работаю в школе и в последнее время всё чаще задумываюсь о причинах детской безграмотности, о том, как же надо учить современных детей. Эта проблема становится одной из самых важных.
Много лет готовлю выпускников к ЕГЭ, подготовила 11 стобалльников, в этом году их было у меня 5, средний балл выше 90.
В плане методик повышения грамотности знакома с ИКГ Сергея Штильмана, использую её для индивидуальных занятий, очень нравится.
Но использовать её в работе с классом, в котором 30 человек, не получается.
Зная о 3-х основных каналах восприятия информации, стараюсь на уроках использовать разные способы их активации: пишу разноцветными мелками, выделяя главную информацию, при объяснении выделяю её интонационно.
Когда принимаю пятиклассников, родителям тех детей, у которых есть проблемы с грамотностью, советую орфографическое письмо, когда слово чётко проговаривается по слогам.
При работе со словарными словами (хотя это, наверное, лучше работает в начальной школе, там детям интереснее так заниматься) советую писать их пальчиком по рассыпанной на столе манке (вот и тактильное восприятие). Написали, разровняли слой и опять написали, так можно сколько угодно. И нудное заучивание словарных слов превращается в игру.
Кто рекомендует: Василиади Галина Николаевна, учитель начальных классов, г. Москва.
Я познакомилась с программой «Движение. Логика. Грамотность» (преподавание русского языка с помощью нейропсихологических методик).
Поняла, что это то, что помогает в работе учителя, помогает детям в учёбе, это эффективно (а порой — даже эффектно).
Детям нравятся эти упражнения, у них очень много радости, когда упражнения начинают получаться так, как надо, в нужном темпе.
Каков эффект? Самыми показательными были перемены у моего ученика — мальчика, который писал так, что у него на строчке помещалось только одно слово. Сейчас Федя пишет реально красивые буквы, и слова пишет отдельно, и точки ставит, и стал внимательнее и собраннее, а главное — перестал утверждать, что у него никогда не будет «четвёрок» (потому что они у него появились, и это не предел).
В детей действительно надо верить и применять все возможные методы, если они полезны.
Такое впечатление, что после работы по методике «Движение. Логика. Грамотность» у некоторых детей стали появляться какие-то невидимые связи.
Вы скажете, что это похоже на рекламу. Совершенно верно, я готова рекламировать то, во что я верю и что имеет смысл применять, потому что это эффективно.
В Интернете много различных упражнений. Но «ДЛГ» привлекает тем, что это система, которая развивается и совершенствуется.
А ещё, может быть, для меня на сегодняшний день самое важное — это присутствие любви и радости в этой методике и в людях, которые это делают. Я наконец-то увидела в себе эти лучики света и готова отдавать их детям.
Моё внутреннее состояние и отношение к себе, к ученикам, к целям и возможностям стали светлее и радостнее. И за это спасибо!
Кто рекомендует: Порохина Анна, молодой специалист, работает в школе второй год.
Я с детьми учу словарные слова, придумывая к ним ассоциативные картинки.
Ребята собирают словари из этих картинок.
Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.
Кто рекомендует: Елена Борисовна Соколова. Работает учителем начальных классов 27 лет.
Могу подтвердить своим опытом действенность некоторых приёмов улучшения грамотности.
Для начальных классов методики П. Тоцкого и В. Шаталова переработала Софья Николаевна Лысенкова. Именно по её методике работаем со словарными словами.
На весь учебный год составляю тематические группы слов, работаем с каждой группой неделю.
В понедельник слова читаем орфографически и записываем в специальный блокнот-словарик.
Во вторник пишем эти слова с проговариванием (могу дать задание записать по алфавиту, по родам, частям речи).
Среда и четверг — образуем однокоренные слова, пишем словосочетания, предложения со «словами недели». Кроме этого, в домашней работе дети ежедневно записывают эти слова.
В пятницу — словарный диктант.
Те, кто выполняет всё полностью, пишут словарные диктанты с лёгкостью.
Кроме этого, считаю, что очень важно как можно раньше обращать внимание детей на состав слов и их этимологию. Именно это помогают осознанно грамотно писать, так легче запоминается написание слов.
Так как мои ученики знакомы только с малой частью орфограмм, использую не опорные схемы, а карточки-опоры, обозначающие орфограммы. По ним прошу определить вид орфограммы, вспомнить правило проверки, сравнить способы проверки разных орфограмм (например, безударные гласные в корне, приставке, окончании; разные орфограммы в корне слова). Опоры, в отличие от Шаталова, не даю в готовом виде, а прошу создать детей. В процессе совместного «мозгового штурма» рождается опорный знак орфограммы.
Предложения, насыщенные орфограммами на уроке для работы с комментированием использую часто. Создала небольшую копилочку предложений для своей работы в разных классах и буду её пополнять.
Кто рекомендует: Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов, г. Наро-Фоминск.
На уроках я провожу игру-конкурс на «Точное определение». Приношу 4-5 предметов и прошу детей написать самые точные прилагательные, по которым можно узнать предмет. Здесь включается и литературная тема, как этот предмет называют писатели или художники (например, береза кудрявая, плакучая, русская). Естественно, в таком конкурсе есть победители, но нет побеждённых.
Есть ещё парная игра «Допиши словечко». На листочках друг другу дети пишут существительное, передают друг другу, сосед должен дописать к нему прилагательное, затем меняются и дописывают глагол. Условие: должно получиться «Умное предложение».
Кто рекомендует: Сёмочкина Мария, учитель русского языка.
Я применяю такой интересный приём на уроках: беру словарные слова, записываю их на доске или вывожу на экран, а дети из букв одного слова составляют новые слова и записывают их рядом с исходным словом. Обязательное условие — не добавлять лишние буквы, а использовать только те, которые есть в слове, разрешаю пользоваться словарями.
Детям нравится это задание, вовлекаются в игру все, устраивают соревнование «Кто быстрее». Этот приём даёт положительный результат: за словарные диктанты увеличилось количество положительных оценок, а ещё (считаю, что это очень важно) дети всё чаще стали обращаться к словарям, что обогащает словарный запас.
Кто рекомендует: Констанц Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, г. Енисейск Красноярского края.
Думаю, что некоторым учителям может пригодиться такой приём. Перед началом урока на слайд вывожу интересные, необычные памятники со всего мира (конечно же, связанные с уроком). Ничего не говорю и начинаю урок. Два или три урока почти никто не обращал на это внимание, потом всё же спросили: «А зачем этот слайд?»
И здесь началось самое интересное. Например, памятник Вадима Сидура «Взывающий». Работали над фразой «Как же можно взывающе молчать?» и т.д.
Считаю этот приём эффективным перед началом урока, хотя и не совсем новым.
Кто рекомендует: Филяевских Ольга Евгеньевна, «35 лет работаю учителем русского языка и литературы в небольшом уральском городке Невьянск Свердловской области».
Использовала тетрадь «Мои ошибки», куда каждый ребёнок выписывал допущенные им ошибки и запоминал их, орфографически проговаривая слова. Через некоторое время дети сдавали мне зачёт по своим ошибкам. Конечно, нужна система в применении подобных приёмов.
Пользуюсь тетрадями для опор, начиная с 5 класса, которые пишем вместе с детьми. К сожалению, не у всех они сохраняются к 9 классу, но у самых ответственных есть. Ребята к ним обращаются постоянно.
Кто рекомендует: Сенник Оксана, учитель начальных классов МБОУ «Новопетропавловская ООШ» Гайского городского округа Оренбургской области.
Перейдя в связи с производственной необходимостью из милой сердцу начальной школы к преподаванию в основном звене, я по привычке рисовала схематичные рисунки, напоминающие мультфильмы, — своеобразные опоры, помогающие запоминанию определённых правил, за что получила упрёк от посетивших первый мой открытый урок коллег-филологов из других школ. Мне объяснили, что мои «мультики» — пережиток «началки», сейчас я должна опираться на интеллект своих взрослых учеников и развивать его.
При этом ученики 7-9 классов (не все, но многие) обладали очень низким словарным запасом, не могли понять смысла лингвистического текста. Даже те, кто, обладая хорошей памятью, заучивал правила, допускали ошибки на них. Пунктуация вообще была лютым врагом моих учеников.
Кто рекомендует: Котова Светлана, учитель начальных классов, город Киселёвск, Кемеровская область.
Хочу поделиться своим интересным опытом. Как показала моя практика, большой проблемой в изучении курса русского языка начальной школы является изучение слов с непроверяемыми написаниями, так называемых «словарных слов». В связи с наличием данной проблемы во время своей учебной практики я предлагала учащимся нестандартные мнемонические приёмы. Детьми были освоены следующие методы запоминания правописания: метод графических ассоциаций и метод смысловых ассоциаций «Кроссворд».
Суть метода графических ассоциаций заключается в том, что необходимо увидеть сходство формы непроверяемой буквы и предмета, который обозначает данное словарное слово.
Дети должны самостоятельно искать взаимосвязь и подбирать ассоциации, на основе этого делать рисунки. Таким способом запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа — картинки, что позволяет легче запомнить и быстрее вспомнить её в нужный момент.
Для данного вида работ мы заводили блокноты и собственноручно создавали иллюстрированные словарики.
Сначала дети фантазировали сами, а потом я при помощи мультимедийного оборудования демонстрировала им свой вариант картинки.
Графическую ассоциацию к слову воссоздавала на компьютере в виде изображения созданного в программе Microsoft PowerPoint.
Дети были в восторге, у них появился особый интерес к словарным словам, метод помог достичь желаемого результата.
Идея метода смысловых ассоциаций «Кроссворд»: найти слово, которое, во-первых, будет подходить по смыслу, а во-вторых, помогать запоминать правильное написание.
Метод основывается на том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Удачно подобранное слово-ассоциация становится «проверочным» для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. Хотя подобранное «проверочное слово» и не является однокоренным или родственным словарному слову, но выделить и запомнить в нём нужную орфограмму данный метод очень помогает. Всё потому, что ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: формой, цветом, материалом, действием, назначением, количеством, местом расположения и т.д.
Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения, явно произносимую букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Для лучшего зрительного восприятия словарное слово объединяется по типу кроссворда с его ассоциативным образом путём пересечения этих слов через сомнительную орфограмму.
В данном случае слово «Слишком» не является проверочным словом к слову «чересчур», зато оба слова отлично связываются по смыслу.
Этот метод подошёл не всем детям, но нескольким учащимся он очень понравился, и они совместно с родителями составили множество таких пар.
На мой взгляд, такое занятие очень увлекательно, помогает формировать у детей нестандартное мышление, позволяет не только запомнить, но и полюбить трудные для запоминания слова.
Использую мнемонические приёмы на уроках литературы, окружающего мира и математики. Мы опробовали с детьми «Метод первой буквы» и «Метод пиктограмм» при изучении стихотворений и составляли «Интеллектуальные карты» для пересказа текстов.
Моим вдохновителем на пути знакомства с мнемотехникой стал Шамиль Ахмадуллин и его книга «Развитие памяти у детей. Как научитьребёнка запоминать легко и надолго»
Благодаря нестандартным подходам, несмотря на недолгое взаимодействие с учащимися, ограниченное временными рамками моей учебной практики, мне удалось найти общий язык со всеми детьми класса, а ребятам запомнились наши необычные уроки. Спустя год дети всё ещё ждут моего возвращения к ним в качестве их учителя, это окрыляет меня и вдохновляет на дальнейшую работу над собой.
«Типичный учитель не интересен никому! Нужно делать что-то, что не делает никто!» — теперь эти слова являются моим кредо.
Кто рекомендует: Ильиных Галина Николаевна, учитель начальных классов, посёлок Чистоозёрное Новосибирской области.
Кто рекомендует: Магдалена Ерменкова, преподаватель русского языка как иностранного и болгарского языка, г. София, Болгария.
У нас в Болгарии на экзаменах нет диктанта, а даются задачи на редактирование текста. Ребята должны найти и исправить ошибки правописания и пунктуации.
Чтобы подготовить учеников, в начале урока болгарского языка пишу на доске предложение с ошибками. На первом этапе все списывают с доски и пишут сразу правильный вариант. Обычно даю текст, в котором примерно 70% — это легкие случаи правописания, поэтому каждый делает с удовольствием и верит, что задание сделал правильно.
Всегда есть 1-2 примера, которые более трудны и которые позволяют отличникам проявить свою абсолютную грамотность.
Когда все закончат работу, на доске исправляем ошибки и объясняем правила. Эти задачи отнимают не больше 10 минут, и ребята делают их с удовольствием.
Главное, чтобы было желание работать, позитивный настрой и приятие учителя как личности. Думаю, что очень часто учит не только учитель как профессионал, но учитель как личность, с которой хочется общаться, идти вперед, решать задачи.
Думаю ещё, что «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Для меня слова этой детской песенки стали своеобразным девизом в работе. Именно поэтому стараюсь в работе использовать и методику орфографического чтения, и работу с карточками, но больше всего мои ребята любят все правила, которые зарифмованы.
Очень много слов, которые надо запомнить к экзаменам, легко выучить, пользуясь книгой «Культура речи в рифму». Не думаю, что это ноу-хау, но делюсь тем, чем пользуюсь сама.
Моим ребятам ещё очень нравится работать с карточками набора «Ударник» и «Ударник второй».
Учим слова с орфоэпическими нормами — на уроке проговариваем слова с ударениями, затем произносим их, читая по карточке, проверяем себя, перевернув карточку, где это же слово записано с ударением.
Думаю, что ребятам это здорово помогает в подготовке к итоговой аттестации.
Кто рекомендует: Зуева Людмила, учитель начальных классов, Смоленская область.
Особенность курса: формирование орфографической зоркости обучающихся. Методика очень сложная, но результат очень хороший. Ребята учатся определять ошибкоопасные места, если они не уверены в той или иной букве, то во время диктанта могут её пропустить.
Приём сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко; М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». (В последнем из них консультантом выступает П.С. Жедек.)
В двух первых из названных учебников знакомство с орфограммами слабых позиций происходит во 2-м классе, при этом термины позиция, чередование, сильная и слабая позиция используются в работе с учащимися. В этих учебниках в том же классе довольно длительный период отводится на письмо с «дырками» (так уже давно назвали приём дети, обучавшиеся по учебнику В.В. Репкина), оставляемыми по объективному критерию — на месте всех орфограмм слабых позиций.
Вот пример упражнения из учебника:
После обсуждения поставленного вопроса ребятам предлагается выполнить несколько учебных действий:
1) списать названия предметов в столбик, сохраняя «окошки»;
2) над «окошками» показать буквы, из которых предстоит выбрать правильную;
3) с помощью словаря узнать нужные буквы; неверные зачеркнуть, а правильные вписать в слово и подчеркнуть.
В «Методических рекомендациях» дается совет: вести работу в парах; один смотрит слово с первой буквой, другой — со второй, коллективно находят ответ.
Кто рекомендует: Надежда Журавлева, учитель начальных классов, г. Павловский Посад Московской области.
Закон на уроках русского языка: чтение только орфографическое.
Многие первоклассники не улыбаются: недостаточно развита эмоциональная сфера ребёнка. Невозможно определить по лицу учащегося, какие эмоции ощущает он от прожитых моментов: на лице — «маска».
Стараемся это исправить, читая фразы, четверостишия с разной интонацией. Помогают занятия внеурочной деятельности по программе «Театральнаямастерская» на основе авторской программы для начальной школы И.А. Генераловой «Театр».
Повышается интерес к изучаемому предмету, нет страха перед новым днём. Дети бегут в школу, даже если пока что-то не получается.
Мои ученики любят учиться!
Кто рекомендует: Егорова Наталия, учитель русского языка и литературы МБОУ Сергеихинская СОШ д. Лубенцы Владимирской области.
Кто рекомендует: Идрисбаева Светлана, учитель начальных классов из н.п. Африканда, Мурманская область.
Использую методикуН.А. Зайцева «Русский для всех». Планы занятий по коррекции дизорфографии у детей
Нравятся методики пообучению чтению, письму, математике Пятибратовой Наталии Владимировны — логопеда-дефектолога, Монтессори-педагога, основателя коррекционного направления.
Кто рекомендует: Гладкова Ольга, учитель начальных классов.
Использую в своей практике приёмы смыслового чтения. Считаю, что понимая смысл слов, учащиеся допускают меньше орфографических ошибок.
Нравится методикаВеры Александровны Мельниковой «Хочу быть грамотным» (г. Казань). По этой методике работаю со слабыми учащимися, отрабатывая одновременно технику чтения и письмо.
Кто рекомендует: Шабалова Наталья, учитель начальных классов.
Кто рекомендует: Абакумова Ирина Викторовна, учитель начальных классов.
С первоклассниками мы выполняем упражнение «Паучок», но при этом не просто пальчики передвигаем, а проговариваем, например, гласные (запоминают лучше).
Ещё вариант: вверх паучок ползёт — называем гласные, обозначающие твёрдость предшествующих согласных, а вниз — мягкость предшествующих согласных.
На физминутках играем в игры «Зеваки» и «Условный сигнал», играем и закрепляем материал. Отрабатываем гласные и согласные, звуки и буквы. Движения каждый раз меняю.
Многим детям трудно совместить движение на определённое задание, но игра проходит весело, и после её окончания дети легко включаются в работу.
Вы прочитали обзор результативных методик, улучшающих грамотность наших учеников.
Огромное СПАСИБО тем педагогам, которые поучаствовали!
Мы с Вами сделали очень хорошее дело.
Получилась даже не статья, а мини-книга, наполненная Вашим уникальным опытом.
Я очень старалась успеть к началу нового учебного года. Уверена, что рекомендации методик, игр, упражнений, авторских программ Вам пригодятся, новые идеи станут теми направлениями профессионального развития, которые Вы с удовольствием выберете.
Чем хороши электронные книги — так это тем, что их можно бесконечно исправлять и дополнять!
Буду ждать ответов от всех, кто прочтёт до конца эту статью. Начинаю готовить вторую часть — присылайте отклики и новые рекомендации на мою почту 5splusom@list.ru.
Пусть Ваши уроки приносят Вам только радость, удовлетворение от результатов и гордость от того, что всё получается!
Наталья Полыгалова, филолог, учредитель учебного центра «Современное образование»
Обратите внимание на методические пособия, разработанные центром «Современное образование»: