бабушкин подарок зощенко о чем рассказ
Краткое содержание Бабушкин подарок Зощенко для читательского дневника
Рассказ ведется от лица мальчика Миньки и автора. У мальчика есть бабушка, которая его сильно любит. К его сестре Леле относится более холодно.
Бабушка всегда привозила подарки и вкусные пирожные. Мине она разрешала выбрать пирожные, все которые ему понравятся, а Леле давала сама, какие остались. Леля переживала и часто плакала от несправедливости.
Мальчик очень сильно расплакался, прибежали все домочадцы, и начали ругать Лёлю, а она залезла на дерево и дразнилась.
Бабушка была возмущена поведением Лёльки. И говорила, какой Миня хороший. Взрослые спорили. Папа говорил бабушке, что если бы Минька был такой хороший, как рассказывает бабушка, то поделился бы с сестрой монетами. Минька услышал и дал Лёле две монетки. Потом вышел на балкон и рассказал взрослым. Папа его не похвалил. Сказал, что хороший мальчик не стал бы этим хвастаться. Мальчик пошел и дал сестре еще монетку, никому об этом не рассказал.
Леля на все монетки купила мороженое. Ела его два часа, никому не предложила, и все съела сама. К вечеру у нее заболел живот, и Лёлька несколько дней пролежала в постели.
Прошло много лет, мальчик Миня стал взрослым. Он помнил папины слова, и в жизни стремился стать хорошим.
Рассказ учит быть добрыми и правдивыми в жизни. Не выставлять свое добро на показ, а просто делать его.
Читать краткое содержание Бабушкин подарок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Зощенко. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Бабушкин подарок
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок
На одной из летних дач собралась компания русских интеллигентов, уставших от светской жизни, стремящихся к покою и тишине.
Творение автора по праву можно назвать летописью Москвы того периода. Писатель на протяжении полувека изучал быт и обычаи горожан – от времен Александра II до эпохи Сталина
Нищий лесоруб притащил в дом малыша с янтарным украшением на шее, укутанного в мантию с яркими звездами. Нашел младенца в зимнем лесу, там, где упала звезда. Жена не с большим восторгом приняла эту весть
В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину.
Зощенко «Бабушкин подарок», кто главные герои, какая главная мысль?
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок» мальчик Минька и его сестра Леля. Рассказ учит читателей сдержанности. Главная мысль в том, что нужно одинаково относиться к детям и никого не выделять. О добрых делах не нужно кричать, они говорят сами за себя. Добро всегда видно.
Рассказ «Бабушкин подарок», написанный писателем Михаилом Зощенко, рассказывает о том, какими должны быть хорошие дети. В нем говорится о том, что хороший ребенок всегда поделится тем, что имеет и не станет хвастать своим поступком.
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок»:
Главная мысль рассказа.
Быть хорошим очень трудно, но зато необыкновенно приятно.
В рассказе Зощенко «Бабушкин подарок» много героев, но главными являются дети: брат и сестра Минька и Леля. Дети хотя и приходятся друг другу ближайшими родственниками, но отличаются характерами.
Бабушку тоже можно назвать главной героиней рассказа, она добрая и щедрая. Но она любит больше Миньку и даже не пытается это скрыть, чем обижает Лелю.
Главная мысль рассказа состоит в том, что к процессу воспитания детей нужно подходить серьезно. Для того чтобы дети выросли достойными людьми подарков недостаточно, нужно постоянно подправлять их слова и действия. Умное слово, сказанное в нужный момент, способно оказать влияние на маленького человека. Вот и повзрослевший Минька, рассказывающий эту историю из своего детства, до сих пор помнит все папины фразы.
Главные герои небольшого рассказа под названием»Бабушкин подарок», написанного автором Зощенко мальчик, Леля и Минька, которые являются сестрой и братом, а также бабушка. Леля старше брата. Она искренняя, непосредственная девочка. Она все, что хочет, делает, говорит правду всегда. Бабушка ее брата больше девочки любила, баловала его.
Привезя угощение (пирожные), она сначала разрешала Миньке выбирать лучшие. А что оставалось, отдавала Леле. Это очень обижало девочку. Когда бабушка подарила Миньке монеты, Леля повела себя нехорошо, стукнув его по руке. Лишь когда папа объяснил сыну, что нужно делиться с сестрой, он поступил правильно. Рассказ содержит главную мысль о необходимости равного и справедливого отношения к детям. И еще рассказ учит делиться с другими.
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок»:
Главная мысль: не нужно кого-то из детей выделять, нужно одинаково уделять им внимание, хвалить.
Начнем с главных героев. И конечно это бабушка. Ведь и рассказ называется «Бабушкин подарок». Ну естественно и папа, и мама и лети, а именно Минька и Леля. Подарки это хорошо. Но как и в данном рассказе подарок бабушки создает проблемы. И мне кажется, что главная мысль, что в семье должен быть нормальный и справедливый папа, который и сможет все расставить по своим местам и научить детей справедливости и не быть жадными и естественно делиться с близкими. И плохо когда нет папы или он не уделяет воспитания детям. А вот бабушка и мама порой не в силах навести в семье порядок. И в этом рассказе показано, что любовь бабушки в Миньке и создает проблему.
Папа сказал, что не стоит Миньку нахваливать: он сам вызвал у сестры зависть, потому что не поделился тем, что есть. Минька после этих слов дал Леле две монетки из четырех, которые подобрал из рассыпанных. Этим он похвалился вслух перед взрослыми: бабушка была довольна щедростью внука, а папа сказал, что добрыми делами не хвалятся. Тогда Минька еще монетку дал Леле, никому об этом не сообщив. Еще одну девочка отыскала, среди травы. На вырученные деньги ела мороженое, а потом у нее разболелся живот, всю неделю больная в кровати была.
Минька вырос и стал взрослым, но до сих пор помнит тот случай.
Главная мысль, что надо быть щедрым, думать не только о себе, стреимиться стать вежливым, воспитанным, а не хвалиться добрыми делами, не выпрашивать подарков, как это прямо сделала Леля, во всем меру знать.
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
История создания произведения
Прежде чем говорить об истории создания рассказа «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).
Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.
Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.
Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
— В каком направлении будет развиваться человек?
— Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
— Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?
Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.
Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.
Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.
Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.
Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.
Композицию рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.
В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.
Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.
Система образов: мир взрослых и детей в произведении.
В рассказе М. Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.
Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).
Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.
Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.
Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.
Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).
Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.
Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.
Речь героев, её особенности.
Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.
Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).
Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!
Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.
Средства художественной выразительности, их роль в произведении.
Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»
Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: «И мы с Лёлей…», «И тогда моя сестренка…»
В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.
В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.
Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…
Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М. Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.
В рассказе М. Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.
Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.
В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.
Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
История создания произведения
Прежде чем говорить об истории создания рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).
Но самое страшное случилось 5 мая 1954 года: на встрече с английскими студентами М.Зощенко открыто заявил, что не согласен с обвинениями в свой адрес. После этого имя писателя перестало упоминаться. За него вступились К. Чуковский, Каверин, В.С.Иванов, Н.Тихонов. Зощенко удалось выпустить в 1957 году сборник «Избранные рассказы и повести». Но здоровье было подорвано, и 22 июля 1958 года писателя не стало. Даже тело его после смерти подверглось опале: не разрешили хоронить в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.
Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.
Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.
Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
— В каком направлении будет развиваться человек?
— Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
— Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?
Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.
Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.
Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.
Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.
Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.
Композицию рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.
В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.
Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.
Система образов: мир взрослых и детей в произведении.
В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.
Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).
Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.
Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.
Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.
Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).
Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.
Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.
Речь героев, её особенности.
Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.
Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).
Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!
Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.
Средства художественной выразительности, их роль в произведении.
Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»
Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: « И мы с Лёлей…», « И тогда моя сестренка…»
В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.
В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.
Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…
Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.
В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.
Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.
В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.
Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».