бабушкин подарок зощенко рисунок к рассказу
Бабушкин подарок: для читательского дневника
Зощенко: Бабушкин подарок: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок» и их характеристика
План пересказа рассказа «Бабушкин подарок»
Кратчайшее содержание рассказа «Бабушкин подарок» для читательского дневника в 6 предложений
Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»
Быть хорошим тяжело, но нужно постоянно к этому стремиться.
Чему учит рассказ «Бабушкин подарок»
Рассказ учит не жадничать и делиться тем, что имеешь. Учит не выделять среди детей любимчиков. Учит всем дарить одинаковые подарки. Учит справедливости. Учит не хвастать добрыми поступками. Учит стремиться к идеалу.
Отзыв на рассказ «Бабушкин подарок»
Мне понравился этот рассказ, хотя не очень понравилась бабушка. Мне тоже было бы обидно, если бы меня обделяли подарками. И главное в этом рассказе то, что Минька понял, как важна в жизни справедливость. Ведь тогда не будет повода для ссор и обид.
Пословицы к рассказу «Бабушкин подарок»
Читательский дневник — 2
У Мини и Лели была бабушка. Она любила внука, и приехав в гости со сладостями, давала внуку их выбпрать, а Леле давала сама. Однажды бабушка приехала с пирожными, без игрешек в подарок. Леля спросила о подарках, бабушка разозлилась и дала Мине 10 монет по 10 копеек, а внучке не дала ничего.
Девочка расстроилась, ударила брата по руке, монетки рассыпались. Все родственниуи сбежались помогать, но одну монетку не нашли. Боясь выговора, Леля сидела на дереве. Отец объяснил Мине, что если кто-то остался без подарка, с ним надо делиться. Тогда мальчик подарил сестре две монетки и рассказал о том папе. Отец в ответ сказал, что добрыми делами не надо хвастаться. Тогда Миня подарил еще одну монетку. Леля нашла потеряную монетку, купила на все деньги мороженое, и неделю проболела.
Этот случай показал герою, что надо делать добрые дела, не ожидая за них благодарности.
Главная мысль рассказа Зощенко «Бабушкин подарок» заключается в том, что следует внимательнее оценивать поведение детей. Бабушка обратила внимание на несдержанность Лели и лишила ее подарка, отдав все деньги Миньке. Но Минька, по мнению его папы, не заслужил этих денег. Папа постарался объяснить сыну, кто может считаться лучшим мальчиком, и что для этого следует делать.
Рассказ учит быть сдержанным и не завидовать другим. Если бы Леля была более сдержанной, она бы тоже получила подарок от бабушки.
В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который посоветовал сыну поделиться подаренными монетками с сестрой и при этом не хвастать окружающим подобным деянием.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Бабушкин подарок»?
Читательский дневник — 3
Краткое содержание рассказа Зощенко «Бабушкин подарок».
Бабушка очень любила Миньку и часто дарила ему подарки. При этом бабушка не любила Лелю и давала ей подарки много хуже. В тот день бабушка приехала на дачу и принесла пирожные. Но Леля огорчилась, и спросила про другие подарки. Тогда бабушка назвала Лелю жадной девочкой и подарила Миньке десять монет. Леля дождалась, пока бабушка уйдет и выбила монеты из рук Миньки. Сбежались взрослые и стали ругать Лелю, а та залезла на дерево.
Бабушка сказала, что не будет больше приезжать на дачу и пусть лучше к ней привозят хорошего мальчика Миньку. Но папа сказал, что Миньке не очень хороший, потому что он не поделился монетами с сестрой.
Минька отдал Леле две монеты и стал хвастать, что он очень хороший. Все ахали, но папа сказал, что хороший мальчик не стал бы хвастать.
Тогда Минька отдал Леле еще монету, а еще одна та нашла в траве. Леля купила мороженого, объелась и у нее боле живот.
В читательский дневник можно записать такое краткое содержание:
Главные герои небольшого рассказа под названием»Бабушкин подарок», написанного автором Зощенко мальчик, Леля и Минька, которые являются сестрой и братом, а также бабушка. Леля старше брата. Она искренняя, непосредственная девочка. Она все, что хочет, делает, говорит правду всегда. Бабушка ее брата больше девочки любила, баловала его.
Привезя угощение (пирожные), она сначала разрешала Миньке выбирать лучшие. А что оставалось, отдавала Леле. Это очень обижало девочку. Когда бабушка подарила Миньке монеты, Леля повела себя нехорошо, стукнув его по руке. Лишь когда папа объяснил сыну, что нужно делиться с сестрой, он поступил правильно. Рассказ содержит главную мысль о необходимости равного и справедливого отношения к детям. И еще рассказ учит делиться с другими.
Читательский дневник — 4
Коротко о содержании рассказа:
Автор рассказывает о том, как у одной бабушки были внуки Минька и Леля, но почему-то бабушка любила Миньку больше, чем Лелю. Бабушка всегда дарила внуку подарки лучше чем девочке.
Однажды бабушка на вопрос Лели о том привезла ли бабушка им подарки очень рассердилась и сказала что привезла подарки только Миньке, потому что он не задаёт лишние вопросы. Девочку очень обижало то, что бабушка их подразделяет и больше любит Миньку.
Однажды бабушка подарила Миньке монетки а Леле нет и папа сказал бабушке что зря она балует Миньку, ведь если бы Минька был хорошим мальчиком, то поделился бы монетками со своей сестрой, Минька тогда подарил сестре две монетки и похвастался родителям. Отец опять сделал замечание сыну о том, что сделав кому-то что-то хорошее не стоит хвастаться и Минька подарил сестре ещё одну монетку и никому об этом не рассказал. Минька на всю жизнь запомнил урок, который преподал ему отец.
Главные герои рассказа:
план рассказа «Бабушкин подарок»
Бабушка в рассказ «Бабушкин подарок» очень злая женщина, разжигает ненавись и зависть, она любит Миньку, но не любит его сестренку Лельку, это из-за бабушки дети ругаются Рассказ учит не завидовать чужим подарком, главная мысль рассказа «Бабушкин подарок» заключается в словах папы, хорошими делами не хвастаются, хороший человек о хороших делах молчит.
Пословица к рассказу «бабушкин подарок» такая Доброе дело самом себя хвалит, потому что Лелька подружилась с Минькой, когда он ей просто так отдал монетки, Лелька поняла, что брат не жадничает и хочет сделать ей хорошее, дарит не для того, чтобы все увидели. а дарит просто так.
Читательский дневник — 5
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок»:
Главная мысль рассказа.
Быть хорошим очень трудно, но зато необыкновенно приятно.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Зощенко М. «Бабушкин подарок» Читательский дневник, краткое содержание
Зощенко М. «Бабушкин подарок» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Михаил Михайлович Зощенко
Название: «Бабушкин подарок»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Справедливость и бескорыстие
Число страниц: 3
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Бабушка любит Миньку больше, чем Лёлю. Однажды девочке не достаётся подарка, и она со злостью бьёт брата и убегает. Мудрый папа даёт нужный совет Миньке и Лёле.
Сюжет — краткое содержание:
Бабушка всегда любила Миньку больше, чем Лёльку, всегда его жалела. Однажды женщина дала подарок (монеты) только Миньке. Это очень разозлило Лёлю, она ударила брата и залезла на дерево. Бабушка начала вычитывать девочку за поведение, но вмешался папа. Он сказал, что виновата не только Лёлька. Он дал мудрый совет Миньке, и тот поделился с сестрой монетами. Лёля купила на эти деньги мороженое и заболела.
Понравившийся эпизод:
Я была рада, что папа не начал кричать на Лёльку. Хоть она и поступила неправильно, она не заслужила презрения бабушки. Всех детей в семье нужно любить одинаково.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Часто злость со стороны близких приводит к ссорам с братьями и сёстрами, ощущению, что ребёнок не нужен.
Чему учит этот рассказ:
Нужно быть бескорыстным и внимательным, ко всем членам семьи относиться одинаково.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Бабушка очень неправильно поступает! Лёля ещё ребёнок, также как и Минька. Мне очень обидно за девочку, хоть она и ведёт себя неправильно.
Новые слова и выражения:
Тактичный – обладающий тактом, умением вести себя пристойно, уважительно, внимательно по отношению к другим людям
Канава – неглубокий и неширокий ров.
Пословицы к произведению:
Всем сестрам по серьгам.
Где семья дружна, не страшна беда.
Семья крепка ладом.
Бабушкин подарок
Читать рассказы Михаила Зощенко: «Бабушкин подарок»:
М.Зощенко. Бабушкин подарок
У меня была бабушка. И она очень горячо меня любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных. Из всех пирожных она мне позволяла выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестренку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придется. И от этого сестренка моя Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.
В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идет по саду. В одной руке у нее корзинка с пирожными, в другой — сумочка.
И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.
И тогда моя сестренка Леля сказала бабушке:
— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:
— Принесла, но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете, благодаря своему тактичному молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь положила 10 новеньких монеток по 10 копеек.
И вот я стою, как дурачок, и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит.
Только у нее глазенки сверкают недобрым огоньком.
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх так, что все мои монетки подпрыгнули на ладони и попадали в канаву.
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка.
И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
— Видите, как я правильно поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа: «Если, думает, не мне, так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?
Чтобы избежать трепки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком. Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять ее с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на нас всех, и на бабушку в том числе, и издали стрельнул в нее из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
— Как вам это нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше привозите мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.
Папа сказал:
— Хорошо. Я так и сделаю. Но, только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нет. И этим он не довел бы свою сестренку до злобы и зависти.
Сидя на своем дереве, Лелька сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные!
Бабушка не пожелала больше оставаться в саду. И все взрослые ушли пить чай на балкон.
Тогда я сказал Леле:
— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.
Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на балкон и сказал взрослым:
— Все-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-то хорошее и после этим не будет хвастаться.
И тогда я побежал в сад, нашел свою сестренку и дал ей еще монетку. И ничего об этом не сказал взрослым. Итого у Лельки стало три монеты, и четвертую монетку она нашла в траве, там, где она ударила меня по руке. И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и еще у нее осталось. А к вечеру у нее заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.
Урок литературного чтения М. Зощенко «Бабушкин подарок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: М. М. Зощенко. Бабушкин подарок
Цель: Познакомить с произведением М. М. Зощенко «Бабушкин подарок»
На материале произведения формировать умение работать с текстом: находить по заданию учителя цитаты, определять основную мысль произведения, понимать авторский замысел, оценивать поступки персонажей, ставить перед собой задачи урока и добиваться их выполнения, умение работать в группах, оценивать свои ответы и ответы своих товарищей.
Развивать навык познавательных процессов, устной связной речи, выразительного чтения и чтения по ролям, умение обобщать и делать выводы.
Содействовать формированию умения устанавливать причинно- следственные отношения персонажей, этических норм поведения, пробуждать эмоциональный отклик к прочитанному произведению и поступкам героев.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Проверка готовности к уроку
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться творчеством М. М. Зощенко.
Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
Какое по характеру это произведение?
Назовите главных персонажей рассказа?
Проверка домашнего задания:
Чтение по ролям диалога Лёли и Миньки у ёлки ( оценивание чтения) .
Учитель: Часто при чтении по ролям мы опускаем авторский текст и читаем только реплики персонажей, вот такой пересказ нам подготовили ребята. А вы скажите, удалось ли им передать настроение и замысел автора.
2. Инсценировка диалога Миньки и Лёли у ёлки:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Учитель: чему научила автора эта новогодняя история?
Постановка задач урока:
Учитель: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством М. М. Зощенко. На материале его произведения будем учиться работать с текстом, Как вы думаете, что мы будем учиться делать?
Ученики: понимать, что хотел сказать автор, оценивать поступки персонажей, учиться читать выразительно по ролям, оценивать свою деятельность.
Учитель: А также будем учиться работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
-вовремя оказывать помощь друг другу;
-выполнять указания учителя и капитана группы;
— своевременно выполнять задания;
— уметь защищать общее дело и отстаивать свою точку зрения;
— выслушивать мнение другой группы и дополнять их ответы товарищей;
На партах у детей находится текст, который читает учитель.
Знакомство с новым материалом.
Задание: вставьте пропущенные буквы и тогда вы прочтёте название рассказа, с которым мы познакомимся на уроке.
Учитель: Итак, мы познакомимся с произведением М. Зощенко «Бабушкин подарок». Как Вы думаете, что могла подарить бабушка? А как надо дарить подарки? А как правильно себя вести, когда получаешь подарок? Можно ли высказывать недовольство подарком, который ты получил?
Знакомство с текстом ( чтение текста учителем и хорошо читающими учениками)
Учитель: какое настроение вызвало это произведение? Что вызвало у вас улыбку? Почему? Какое по характеру это произведение?
1.Повторное чтение с вопросами:
Учитель: Читаете в группе по полстраницы, оцениваете чтение товарищей, и в конце урока учтёте это чтение при выставлении оценок.
2. Работа над содержанием. Ответы на вопросы.
Задание для 1 группы
Как бабушка относилась к Миньке? Почему?
Задание для 2 группы
Как бабушка относилась к Лёле? Почему?
Задание для 3 группы
Как вёл себя Минька? Почему?
Задание для 4 группы
Как вела себя Лёля? Почему?
3.Беседа после выполнения задания:
Так как же бабушка относилась к Миньке? Почему?
Как бабушка относилась к Лёле? Почему? А вы бы как поступили на месте Лёли?
Кто помогает исправить ситуацию? Что папа говорит в первый раз? Исправляется ли Минька? Почему папа опять недоволен? Что говорит он второй раз?
Вывод: чему научила Миньку эта история? Лёлю? А нас с вами? Какова основная мысль произведения.
4.Работа по формированию навыка выразительного чтения.
Учитель: в произведении много диалогов. Постараемся с помощью слов автора находить нужную интонацию для чтения:
И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:
— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.
2. Бабушка, ахнув, сказала:
— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.
3.И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.
4. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.
5.Работа по иллюстрациям:
Учитель: найдите в тексте предложение, которое, можно было бы написать под иллюстрацией.
Учитель: с каким произведением познакомились? Кто его написал? Что мы учились делать?
Учитель: какие задачи мы ставили в начале урока? Какие задачи нам удалось выполнить?
1.Сегодня продолжили знакомство с творчеством М. М. Зощенко.
2. На материале его произведения учились работать с текстом, понимать, что хотел сказать автор, оценивать поступки персонажей, учились читать выразительно по ролям, оценивали свою деятельность;
3. Учились работать в группах.
Учитель: оцените в группе деятельность своих товарищей.
Домашнее задание: подготовиться к диалогическому чтению рассказа.
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
История создания произведения
Прежде чем говорить об истории создания рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).
Но самое страшное случилось 5 мая 1954 года: на встрече с английскими студентами М.Зощенко открыто заявил, что не согласен с обвинениями в свой адрес. После этого имя писателя перестало упоминаться. За него вступились К. Чуковский, Каверин, В.С.Иванов, Н.Тихонов. Зощенко удалось выпустить в 1957 году сборник «Избранные рассказы и повести». Но здоровье было подорвано, и 22 июля 1958 года писателя не стало. Даже тело его после смерти подверглось опале: не разрешили хоронить в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.
Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.
Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.
Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
— В каком направлении будет развиваться человек?
— Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
— Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?
Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.
Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.
Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.
Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.
Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.
Композицию рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.
В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.
Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.
Система образов: мир взрослых и детей в произведении.
В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.
Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).
Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.
Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.
Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.
Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).
Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.
Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.
Речь героев, её особенности.
Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.
Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).
Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!
Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.
Средства художественной выразительности, их роль в произведении.
Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»
Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: « И мы с Лёлей…», « И тогда моя сестренка…»
В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.
В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.
Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…
Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.
В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.
Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.
В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.
Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».