башкирские национальные праздники и традиции
Традиции и Обычаи Башкирского Народа
АНОНС СТАТЬИ! В статье пойдет речь о традициях и обычаях, а также главных праздниках башкирского народа.
Семейные обычаи
Многоженство мужчинам разрешается, но прежде чем взять в жены вторую, глава семейства должен предварительно обсудить это с первой женой, которая должна в свою очередь дать на это свое согласие. В случае если женщина становится вдовой, то для сохранения её честного имени она может выйти за родственника покойного мужа (младший брат, племянник или сын брата). Если же мужчина становится вдовцом, то тогда отец покойной обязан сватать ему её сестру. Данное условие сохраняется если за жену до её смерти мужем был полностью уплачен выкуп (калым).
Юноши и девушки, достигшие половозрелого возраста, как правило, должны знать свой род вплоть до седьмого колена, чтобы избежать брака с родственниками.
Существует ещё одно правило, которого должны придерживаться в каждой семье. Молодожены должны избегать встречи с родителями жены, при этом учитывалось оплачен калым или нет.
Почитание старших в семье тоже было обязательным правилом. Старейшины разрешали семейные конфликты, а также давали свое благословение молодым на удачный исход дела. Порядок передачи наследования был определенный. После смерти родителей, все их имущество переходило во владение старшей дочери или сына.
Традиции, связанные с запретом
Существует ряд обязательных правил, которые данному народу следует соблюдать – это обусловлено исторически. Самые распатроненные и главные из них:
Свадебный обычай
На данную тематику у башкир есть следующие пословицы: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и другие.
К свадьбе родители готовят своих детей ещё в раннем возрасте, начиная с 5 лет до достижения подросткового периода. Между будущими сужеными проводится обряд помолвки именуемый как «сыргатуй».
Традиционно обряд проводился дома. Приглашенный Мулла (священнослужитель из мечети) официально регистрировал брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон.
Существует общая поэтапная схема свадебного обряда:
Калым и приданное
Его значение и необходимость заключались в начальном обеспечении совместной жизни молодоженов. Величина выкупа для каждого района Башкирии была разная. Главное, чтобы он был доступный и не доставляющий излишних хлопот. Это могла быть, например, шуба из меха дикого животного либо из мелкого рогатого скота (овечья шкура). Есть вид и малого калыма для невесты, это, как правило, бытовые повседневные предметы гардероба (платки, халаты, обувь). Выкуп вручался отцу невесты, соответственно в ответ отдавал приданное, которое по своей ценности превосходило в стоимости. В качестве имущества могли выступать несколько видов крупного и малого рогатого скота, женские предметы гардероба повышенной стоимости (верхняя одежда и головные уборы) и прочее.
Обмен подарками
Зачастую данное мероприятие проводится в доме жениха. Специально назначенный юноша ходит по гостям и знакомым с обеих сторон и собранные подарки передает жениху (деньги, платки, нитки). Но ему строго-настрого воспрещается трогать их руками. В свою очередь мама невесты организует чайную церемонию для родственников, которые приносят ей дары в виде иголок, тканей, материи.
Малая свадьба и Туй
Малая как раз и является регистрацией брака молодоженов в книге Муллой. Священнослужителю полагалась небольшое вознаграждение, которое рассчитывалось от общей стоимости выкупа за невесту. Далее проходила свадебная церемония, и размер её пиршества определялся по состоянии полной либо частичной уплаты калыма. Проходило данное торжество в течении от 2-х до 3 дней (от рассвета и до заката солнца). Гостей на свадьбе развлекали танцами, различными играми и скачками на лошадях.
Борьба за невесту
Данный обычай представлял собой перечень препятствий для жениха, которые сами придумывали их друзья. После успешного прохождения данного ритуала, жених дополнительно одаривал невесту, и та в свою очередь отправлялась в дом своего новоиспеченного супруга на лошади в компании женщин, состоящих из родственников мужа.
Обживание дома мужа
Этот последний этап является очень насыщенным своими правилами и порядками. Невеста должна была показать свое почтение родителям жениха, становясь на колени перед ними около 3 раз и вручала им небольшие подарки. Те же в свою очередь тоже одаривали свою будущую сноху презентами. Далее невеста шла на речку с ведрами, и сопровождающие её люди бросали в нее монетами – так откупались от водяного. После чего невеста подходила к жениху и впервые открывало ему свое лицо.
После свадьбы невеста меняла свой образ: её прическа состояла из двух кос, а головной убор заменялся на кашмау (красного цвета с монетками, проходящими по окружности овала лица и на макушке). Также она надевала пояс, являющийся символом благополучия и счастья.
Традиционные национальные праздники
Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время:
Ураза-байрам
Данный праздник связан с религией мусульманства. В начале люди отправляются в мечеть на молитву, затем дома накрывают пышные и огромные столы для пиршества. Обязательным моментом является раздача небольшой части еды нуждающимся и бедным людям – таким образом башкиры прославляют единого бога и творца мира Аллаха. Примечательно, что среди блюд очень много мясных (говядина и конина). Наряжаясь праздничные костюмы люди танцуют и радуются, ибо в данный праздник создает атмосферу позитивного настроения и является завершением месячного поста.
Курбан-байрам
Празднуется осенью (сентябрь) и своего рода является обрядом жертвоприношения и паломничеством в священный город Саудовской Аравии (Мекка). Как и первый, данное мероприятие начинается с богослужения в мечети, и около ее территории приносят в жертву в основном барана. Глава семейства, купив тушу данного животного, отдает его нуждающимся. Конечный этап данного ритуала – это поход в гости, где накрыты столы со всевозможными угощениями. Главное не забывать восхвалять Господа за дары и благополучие в семье.
Каргатуй
Есть и другое название данного торжества – «Грачиная свадьба». Люди в праздничных нарядах выходят на улицу, поют национальные песни и танцуют весь день. В этот день принято наряжать деревья украшениями (лентами, бусами и серебром). Так как праздник проводится в весенне-летний период, то люди обращаются к природе при помощи молитв о хорошем и большом урожае. В завершении семья садится за стол и наслаждается трапезой из национальных блюд.
Сабантуй
Этот праздник означает завершение посевных работ на полях в весенний период. Мероприятие проводится на больших площадках, где собирается вся деревня или село. Проводятся шуточные состязания, бег в мешках, спортивные соревнования. Победителю достается приз – живой баран. Люди поют специальные песни, в которой просят у богов благословения на хороший урожай.
Йыйын
Исконно и исторически является башкирским праздником и знаменует летнее солнцестояние. Причина возникновения – это необходимое проведение собрание общин по важным вопросам, в котором участвуют только мужчины. Мероприятие проводится на территории, где устанавливается площадка округлой формы. Настоящее время данный обычай больше похож на ряд состязаний среди юношей, которые готовы доказать свою самостоятельность и перешедшие на серьезную ступень взросления. Иногда по окончанию данного праздника принимались решения по проведению будущих свадебных торжеств.
Анализируя лишь половину обычаев и традиций и башкир, можно сказать, что в основном все они тесно связаны с поддержанием семейных ценностей. Благополучие, хороший урожай и помощь друг другу в тяжелые времена очень сильно сплачивают людей и народ в целом. Есть чему поучится и традиции, которых стоит придерживаться в наши дни.
Видео: Кто такие Башкиры и как они живут
Башкирские национальные праздники и традиции
Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.
Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.
Календарь праздников Башкирии 2021
Для жителей Башкирии праздники — самая красочная и увлекательная часть истории, традиций и культуры. Наибольшую ценность из них имеют те, корни которых уходят далеко в прошлое. Они несут в себе след памятных событий, вековых исторических свершений, а также демонстрируют менталитет и традиции этноса. Сегодня национальные праздники не просто сохраняют свою значимость, объединяют народ и делают его единым целым, но и претворяются в новых форматах.
Цифры и даты
В текущем году в Башкирии насчитывается 244 рабочих дня, выходных, соответственно, 121 день. В отличие от ряда других регионов страны в республике на три праздника больше. Так, 13 мая будет отмечаться Ураза-байрам, 20 июля — Курбан-байрам, 11 октября – День Республики Башкортостан.
Все официальные праздники Республики Башкортостан правительство региона утверждает в производственном календаре, в 2021 году он выглядит следующим образом:
Национальная культура Башкирии в других праздниках
Йыйын — один из древнейших башкирских праздников, который сохранился до нашего времени. Его название переводится как «сход», «сбор». Нетрудно догадаться, в чем была главная идея этого мероприятия: представители родов собирались вместе, чтобы обсудить решение насущных вопросов. Йыйын проводился вне зависимости от времени года, а также не входил в календарь традиционных праздничных дат. Он проходил, когда это было необходимо.
Что обсуждалось? В произведении «Башкиры» Рима Янгузина и Фирдаус Хисамитдиновой говорится, что йыйын был своего рода органом родоплеменного самоуправления общины. Его задачами называли решение вопросов войны и мира, уточнения границ территорий, проведения перекочевок и многое другое. На йыйынах поднимались вопросы земельных отношений. Также на мероприятии подводили итоги каких-либо событий, определяли лидеров родов, устраивали пир. Порой даже свадьба становилась центральным событием и поводом для йыйына. Но при условии, если ее проводил какой-нибудь знатный человек.
Получается, этот праздник был и общественно-политическим, и в то же время имел развлекательный характер. Сначала решались важные дела, а затем наступала торжественная часть.
Для его проведения выбирали просторную и красивую местность. Ученые утверждают, что праздничная площадь была оформлена в образе круга, символизирующего равенство членов рода. Важным составляющим мероприятия была совместная трапеза, сохранившая штрихи первобытного уклада.
На празднике проводились соревнования, которые определяли самых сильных батыров. Победивших юношей уважали и выдвигали в число выдающихся людей. Если начиналась война, их ставили возглавлять отряд воинов своего рода.
Йыйын сохранил свои традиции празднования и по сей день. Сейчас название праздника принято переводить как «форум, съезд». Его организуют представители различных родов: тамьянцы, катайцы, минцы и др. Популярный праздник проводится и в честь Салавата Юлаева. «Салауат йыйыны» собирает на одной площадке представителей руководства Республики Башкортостан, известных личностей, почетных гостей и включает в себя большую культурную и спортивную программы, множество интересных состязаний.
Самый любимый башкирский праздник
Говоря о башкирских праздниках, невозможно не упомянуть Сабантуй — он знаменует конец посевных работ и начало лета. Проводится, как правило, в первой половине июня. Название состоит из двух слов «һабан» («сабан»), что означает «плуг», и «туй» — «праздник». Это праздник в честь окончания весенних полевых работ. В прошлые века он помогал сохранять целостность и единение башкирской общины, укреплять межродовые связи.
Празднование Сабантуя всегда считалось масштабным событием, к нему тщательно готовились. Целую зиму девушки и женщины подготавливали подарки, ткали, вышивали. А в весенний период, когда праздник уже был на носу, молодые люди собирали дары для будущих победителей в состязаниях и народных забавах по всей деревне. Это могли быть и вышитые платки, и рубашки и даже куриные яйца. А самым ценным и почетным считалось полотенце, на котором был вышит национальный узор.
Праздник охватывал каждую деревню, соседи приходили друг к другу в гости. Открытую площадь около населенных пунктов застилали паласами разного цвета и ткаными скатертями, собирали навесы и шатры, деревья украшались разноцветными лентами, а в самом центре вколачивали столб.
Конечно, к 2021 году торжество утратило свое сельскохозяйственное значение, однако Сабантуй стал крепкой и доброй традицией. Он помогает сохранить национальные корни и ценности. Сегодня торжество сопровождается всеобщим весельем, обилием угощений, музыкой и спортивными соревнованиями. Чем больше Сабантуя, тем лучше — в Уфе регулярно проводятся мероприятия, навеянные этим древним праздником. Свой Сабантуй есть у начинающих бизнесменов, байкеров, молодежи и детей.
Интересные факты о народе Башкирии
Россия – многонациональная страна, на ее территории проживают разные народности. Каждый этнос имеет богатую историю, собственные традиции и обряды. Один из самых многочисленных народов – башкиры. Основная часть людей, принадлежащих к этой нации, проживает в Башкортостане (столица – Уфа). На сегодняшний день в стране насчитывается более полутора миллионов башкир. Примерно сто тысяч человек выехали за пределы Российской Федерации.
Кто такие башкиры?
Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел».
Основная часть народности вела кочевой образ жизни, специализируясь на разведение коней и занимаясь соколиной охотой. Остальные представители нации предпочли оседлый быт и поселились в деревнях, возделывая земельные участки и разводя пчёл.
В зимнее время года обитали в избах, летом дома кочевников пустели. Они перебирались на пастбища и жили в кибитках. Народ не платил налогов, податей. В рекруты башкиры отправлялись в исключительных случаях. Большинство людей придерживаются мусульманства.
История народа
Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.
Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.
В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма. |
Тенгрианство
До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.
Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.
Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.
Принятие ислама
Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.
На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.
В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.
Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.
Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом. |
Процесс соединения с Россией
В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.
Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.
Традиционный костюм и тип внешности
Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.
Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.
Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.
Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.
Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности. |
Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.
Язык и письменность
Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.
В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.
Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.
В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.
Обычаи гостеприимства
Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.
Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.
Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки. Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье. С помощью подарков их задабривали.
Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища. Также перед едой требуется прополоскать рот. |
Семейные традиции башкир
Женщины занимали стандартное положение, принятое во всех мусульманских семействах. При этом супруг благосклонно относился к своей второй половине и практически никогда не поднимал руку. Девочек воспитывали в кротости и скромности.
Определить в толпе замужнюю женщину можно было по головному убору. Каждая барышня, связанная семейными узами, носила платок. Запрещались разговоры с посторонними мужчинами. Интересоваться у супруга, где он был и как провел день, также не принято.
Если в избе появлялась молодая невестка, все домашние хлопоты возлагали на ее плечи. Наибольшее уважение проявляли к людям преклонного возраста. Молодежь обязана знать свое семейное древо, вплоть до седьмого колена. Это позволяло исключить риск заключения брака с родственником.
Отношение к детям
Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.
Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.
Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.
После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.
Запреты башкир
Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:
Свадебные обычаи
У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.
Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.
Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.
О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.
После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.
Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.
После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня. |
В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.
Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.
После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.
Родильные обряды
Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.
На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.
Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.
После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения. |
Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.
Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.
Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).
Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.
Как провожали умершего?
Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:
К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.
Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.
Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим. |
В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.
Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.
Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.
После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.
Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.
Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?
Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.
На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.
В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.
На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости. |
Национальные блюда
Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.
Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).
Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).
Культура и праздники
Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.
Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.
Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.
Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы. |
Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.
Заключение
Башкиры являются колоритной и самобытной нацией, отличающейся гостеприимством. Они тщательно оберегают свое культурное наследие, хранят старинные обычаи и ритуалы. В большинстве башкирских семей соблюдается патриархат, обязанности супругов четко разделены. Народность с большим почтением и уважением относится к старикам, любит детей и всегда рада их появлению.
Из видеоролика вы узнаете о культуре и традициях жителей Башкирии.