белая гвардия булгаков и дни турбиных разница

«Белая гвардия» или «Дни Турбиных»: какая экранизация лучше?

Автор kbaott, 24.09.2017 | Просмотров: 4 359 | Печать

Здравия желаю! Недавно я общался с несколькими своими знакомыми, которые читали роман Булгакова «Белая гвардия» и пьесу «Дни Турбиных» и видели две самых известных экранизации романа и пьесы. В ходе диспута мы выели некоторое определение: дух Булгакова не сохранился ни в одной из этих двух экранизаций. Проще говоря, что советская экранизация плохая, что современная. Но здесь нужен более развернутый обзор. Коим я сейчас и займусь.

Для начала информация о фильмах:

Поискав по сети рецензии на «Белую гвардию», я нашел из вменяемых только текст Олеся Бузины, ныне покойного, с которым почти полностью согласен. Приведу здесь некоторые выдержки из оригинала под номерами, чтобы в последствии дать на них комментарий или опровержение:

В самом начале сериала звучит закадровый текст: «Декабрь стремительно подходил к половине… 18-му году скоро конец… Что в это время происходило в Киеве, никакому описанию не поддается. Пока что можно сказать одно: по счету киевлян, у них уже было 18 переворотов». Какая глупость! Этот текст бездумно передран с некоторыми «усовершенствованиями» из очерка Булгакова «Киев-город». […] О 18 переворотах Булгаков писал, имея в виду ВСЮ гражданскую войну. На момент же подхода к Киеву Петлюры переворотов в городе было только шесть — в феврале 17-го царя сменило Временное правительство, власть Временного правительства в Киеве, как и по всей России, свергли большевики, их — Центральная Рада, Центральную Раду — снова большевики, большевиков — выгнали немцы, вернув Центральную Раду, а ту, с разрешения тех же немцев, сверг Скоропадский. Вот в этот момент к городу и подошел Петлюра!

«Под конец года плотными серыми шеренгами в город вошли немцы… К власти пришел Павел Петрович Скоропадский»… Но немцы пришли в Киев не в КОНЦЕ 18-го года, а в его НАЧАЛЕ — в марте! Большим специалистам по фентези супругам Марине и Сергею Дяченко следовало бы понимать, что они имеют дело все-таки с историей, а не сказкой, где действие происходит в некотором царстве, некотором государстве в незапамятные времена.

Почему, скажите, в начале сериала в доме Турбиных наряжают елку? Елена спрашивает: «Я не помню, звезду в начале надо надевать или в конце, когда елка уже убрана? Мама как делала?». Лена, звезду вообще еще рано надевать — до Нового года почти месяц! Петлюра взял Киев с 13 на 14 декабря 1918-го, а у вас он еще только стоит на подступах к городу! И во дворце Скоропадского елку тоже наряжать пока рано, как это придумали плохо разбирающиеся в датах создатели фильма. И адъютанты гетмана не могут на елку цеплять шары — это не адъютантское дело, а лакейское! Не по чину им!

Полной глупостью звучат слова, вложенные Дяченками в уста гетмана о 400-тысячном войске Петлюры, подступившем к городу. В реальности под Киевом оно не насчитывало и 40 тысяч! Не было у гетмана «батальона личной гвардии». Был — конвой. Не мог сказать докладывающий гетману генерал: «Полковник Болботун вместе с 1-й дивизией сечевых стрельцов перешел на сторону Петлюры», так как в армии гетмана был только ОДИН ОТРЯД сечевых стрельцов, с восстания которого в Белой Церкви и началась петлюровщина. С какой радости некий забулдыга, похожий на бородатого дворника, обращается к полковнику Най-Турсу с очередным фентезийным спичем: «Разрешите представиться, лейб-гвардии Ее Величества 16 уланского Нижегородского полка поручик Заманский»? Нижегородский полк был не уланским, а драгунским, в гвардии никогда не состоял (располагался вообще на Кавказе вдали от любых столиц!), носил не 16-й, а 17-й номер и был не «Ее Величества», а «Его Величества» — то есть имел шефство не императрицы, а императора. Всего одна фраза, и сразу четыре глупости. Не нужно экономить на военных консультантах! Смеяться будут!

И уж совсем бредом выглядит сцена, в которой полковник Козырь-Лешко с петлюровской кавалерией смотрит на Киев с левого берега через Днепр и объясняет своему ординарцу расположение звезд на небе. Петлюровцы пришли в Киев не с Востока, а с Запада. Они брали город через Брест-Литовское шоссе (теперь проспект Победы), Куреневку и Демиевку (нынешняя Московская площадь), а единственная речка, которую им нужно было форсировать, это Ирпень, а не Днепр. Стороны света перепутали, «астрОномы»! Так у вас скоро немцы в поход на Украину из-за… Урала начнут вылезать.

Петлюровцы, показанные в сериале, не имеют отношения к булгаковским. Это просто злобные «орки» на конях. Они говорят и делают то, чего ни в романе, ни в пьесе не говорили и не делали. Это не Булгаков, а его извратители вложили Козырю-Лешко фразу: «Церкви оставить, а все остальное — снести. Нельзя в городе воевать. Воевать надо в степи». И они же в ответ на вопрос стенографистки: «На каком языке мне дальше стенографировать?» заставили гетмана орать: «На собачьем, сударыня! На собачьем!». Это не Булгаков, а, видимо, главный продюссер сериала так самовыразился! А чего стоит шутовская сцена обязательного исполнения украинского гимна в кинотеатре перед показом (не было такого в гетманской Украине!) и фраза (тоже не булгаковская!), вложенной Елене: «Какая страшная страна Украина!».

Вот так, десять крупных пунктов. По всей видимости — это полстатьи Бузины. Но так надо. Теперь приступим к мои комментариям, которые никак не претендуют на истинность, а являются лишь моим собственным мнением:

Закончим обсуждение мнения Олеся Бузины. Теперь отсебятина.

Итак. Как я уже говорил, в «днях Турбиных» нет искорки, нет эмоций. Актеры, замечательные актеры подобраны плохо:

Остальных не буду перечислять, это не так важно. Главное то, что в телепостановке «Дни Турбиных» совершенно нет жизни, здесь все очень искусственно. В «Белой гвардии», напротив, сцены более живые.

Снова предлагаю посмотреть (или досмотреть) ролик, выложенный выше. И обратить внимание на последнюю сцену. В «Днях Турбиных» юнкера поначалу показывают выправку и дисциплину, а когда намечается бунт превращаются в шайку школьников, которые вообще не знают, что такое дисциплина и по очереди выкрикивают какие-то гадости в сторону офицера, который, на минуточку, полковник! В «Белой гвардии» хотя бы построение держат и «безобразную выходку» позволяет себе один офицер, у которого сдали нервы и один юнкер, которого вовремя угомонили. Полковник Турбин (Мягков) совершенно неубедителен, вот я слушал бы его и сомневался, а полковник Малышев (Гуськов) более чем убедительно рассказывает кто когда бежал.

Вот так. В обоих этих экранизациях есть много несуразностей, ляпов и косяков. Но выбирать приходится из двух или отвергнуть в целом. Я выбираю «Белую гвардию», так как «Дни Турбиных» фильм скучный и нужно выдержать 2 с половиной часа самой зеленой тягомотины.

Не согласны со мной? Замечательно, давайте пообщаемся! Милости просим в комментарии.

Прихожу я домой с работы и вижу, как муж стирает носки в ванной и напевает: «Я енотик полоскун, полоскун, я стираю свой костюм, свой костюм…» Мужику 30 лет.

Метки: белая гвардия, Булгаков, дни турбиных, экранизация
Писано 24.09.2017
белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Смотреть фото белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Смотреть картинку белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Картинка про белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Фото белая гвардия булгаков и дни турбиных разница

Источник

«Дни Турбиных» и «Белая гвардия»

Два произведения Михаила Булгакова, посвященные Киеву, вызывают огромнейший интерес у читателей. И было бы странно, если бы их не попытались экранизировать.

«Дни Турбиных»

Классическая постановка Владимира Басова 1976 года – по сути киноспектакль. На природе снималось не так много сцен. Роль дома Турбиных играл дом 20б по Андреевскому спуску, который показался Басову более кинематографичным (сейчас у этого дома надстроена крыша, а располагается в нем администрация и гостиная Театра на Подоле).

«Дни Турбиных» сняты очень близко к тексту пьесы, есть только несколько нововведений, вроде фразы Басова-Мышлаевского «как же вы селедку без водки есть собираетесь?» (это была его импровизация).

Что интересно в басовском фильме, так это неожиданный подбор актеров.

Нет, некоторые, понятно, как по трафарету.

Басилашвили традиционно играл Мерзяева (впрочем, Мерзляева он сыграл позже, так что может все наоборот – он тальбергов всегда играл…).

Иванов получил то, что он должен был получить при его внешности и голосе (правда, сам М.А. видел в роли Лариосика актера толстого и неповоротливого, но так не сложилось даже в прижизненной постановке МХАТа).

А вот три главные мужские роли, конечно, крышесносные.

Сам Басов, вроде бы вписался правильно. Кто он вообще на нашей памяти? Комедийный злодей из детских фильмов. Дуремар, да и только.

«Белая гвардия»

Пьеса – пьесой, но роман – значительно масштабнее и, во многих отношениях, интереснее (хотя пьеса, конечно, динамичнее). Однако снять по нему фильм труднее, потому что даже экранизация пьесы получилось трехсерийной. Итог – Сергей Снежкин снял восьмисерийный фильм, довольно существенно отличающийся и от пьесы, и от романа, с количеством разнообразных авторских нововведений (не всегда логичных и оправданных). Я, однако, режиссеру готов отсебятину простить за совершенно феерическое завершение ленты.

Пожалуй, неудачей можно считать Михаила Пореченкова в роли Мышлаевского. Собственно, ничего особенно плохого в Пореченкове нет, но мы-то сравниваем его Мышлаевского с басовской ролью. Ну что тут сказать? У меня нет для вас другого исполнителя этой роли, закончившего Великую Отечественную в должности помощника начальника оперативного отдела штаба артиллерийской дивизии прорыва Резерва Ставки верховного главнокомандования…

Режиссер ухитрился отправить коту под хвост две очень своеобразные роли, весьма значительные и для романа, и для пьесы.

Лариосик был просто убит. Скорее всего, не нашли подходящего актера, но… Вообще оказались «зарезаны» все сколько-нибудь интересные сцены, связанные с этим персонажем. Честно говоря, если режиссер собирался так с ним поступить с самого начала, то зачем его было вообще вводить в картину? Мебели там и так хватает.

С Шервинским же расправились буквально с садистской жестокостью. Дело в том, что фамилию Шервинского в фильме носит какой-то самозванец – неШервинский. Да, он поет и носит черкеску, а потом – фрак. Но он вовсе не «смазлив как херувим». И он практически не врет (во всяком случае, врет не так, как врал бы Шервинский, явно родственный Хлестакову). Это вообще человек чести, который готов пойти на дуэль с Тальбергом.

Но с этим неШервинским все общаются так, как будто перед ними Шервинский! Его возражения выглядят вполне естественными – «за кого вы меня принимаете», но с ним никто говорить-то не хочет! Говорят с Шервинским, которого попросту нет. Театр абсурда какой-то. За что? Боги, яду мне, яду…

В результате, кстати, сцена признания любви, которая так отлично удалась у Ланового и Титовой, оказалась совершенно провальной у Дятлова и Раппопорт.

Собственно, удач у режиссера было значительно больше.

Очень органичен оказался Стычкин в роли Карася. Прекрасен Серебряков в роли Най-Турса.

Бесподобен Сергей Гармаш в роли Козыря-Лешко. Кстати, роль выдумана практически полностью. У Булгакова Козырь никакого богатого внутреннего мира не имеет от слова «вообще». Так – пара биографических фактов. А тут – какой размах, да еще и с идеологией. Идеология, кстати, прописана довольно странная (видимо по неграмотности), но можно и простить. Главное, чтобы вела к лозунгу «москалей на ножи». А она ведет.

Неплохо выглядела Студилина в роли Анюты. У актрисы может быть большое будущее, если она встретит неинтеллигентного режиссера, который будет ее бить, когда ей надо будет плакать в кадре.

Но основная удача, конечно, это две главные роли.

Первой удачей режиссера было приглашение на роль Алексея Турбина Константина Хабенского. Во-первых, это просто сильный актер, во-вторых, он идеально подходит под эту роль. Хабенский не оплошал, его роль оказалась одной из наиболее удачных в картине.

Исключением может быть, пожалуй, только сцена с убийством Козыря-Лешко. Она, кстати, вполне булгаковская – М.А. долго вспоминал сцену с убийством еврея (кстати, огрех режиссера – в закадровом тексте еврей поминается, а в фильме его нет…), свидетелем которой он был в Киеве. И, в конечном итоге, написал рассказ «Я убил». Ничего из этого не получилось. И Булгаков, и Турбин убивали только в своих мечтаниях. Книга отомстила – эпизод не получился.

И, ах, да… Очень интересна роль досталась Екатерине Вилковой. Я даже не понял, получилась ли у нее роль Юлии Рейсс (скорее получилась, раз я обращал внимание не на ее огрехи, а на режиссерские).

Кстати, никто не задумывался, а как получилось, что Рейсс спасла Турбина? Что она вообще делала около калитки, за которой бегают и стреляют петлюровцы? Да она там Шполянского ждала… Но дождалась – Турбина. И действовать стала не по программе, начав деятельно спасать совершенно ей незнакомого офицера. Врага, собственно (правда, из книги прямо не следует, что она большевичка).

Евангелие от Шполянского

А теперь мы дошли до персонажа, который, собственно, показывает перед нами режиссерский замысел. Большевик и футурист Михаил Шполянский, в роли которого снялся Федор Бондарчук. Очень удачно, кстати, снялся.

В фильме демоничность Шполянского (в немалой степени – благодаря игре Бондарчука) превознесена до небес. Это вообще олицетворение злой силы, которая рушит ту самую нормальную жизнь, о необходимости защищать которую говорит Турбин офицерам…

Это ради него была искалечена сцена на площади (я, кстати, видел, как она снималась). Ведь сцену парада и митинга Булгаков, что называется, с натуры писал – он, наверняка, сам был в толпе. Казалось бы, не трожь своими очумелыми ручонками живой артефакт эпохи, но нет – режиссеру надо столкнуть демоничного Шполянского с другим демоном – Козырем-Лешко, так же последовательно уничтожающим «нормальную жизнь»…

Интересующиеся историей творчества Булгакова, наверное знают о письме Сталина драматургу Билль-Белоцерковскому, в котором Великий Вождь и Учитель тонко намекнул, что Булгакову стоило бы вставить в «Бег» несколько эпизодов, показывающих революционное творчество народных масс. Кстати, экранизаторы «Бега» потом так и сделали, накрошив в фильм эпизодов из булгаковского же либретто оперы «Черное море» и исполнив, таким образом, пожелание вождя. Сам Булгаков, будучи бесконечно далеким от народа, ничего такого делать не стал. Но (домысливает за мастера Снежкин), почему бы не вставить демонического интеллигента Шполянского, который, собственно, олицетворяет собой вот эту вот стихию, ломающую привычный ход жизни?

Справиться с этой стихией невозможно, но и она отступает, столкнувшись с настоящими чувствами… Точнее, отступает-то Шполянский, подарив Турбину жизнь и выбравшую Турбина Юлию. Но это – романтическое допущение вполне в духе Булгакова.

Потому что 10 лет спустя Михаил Семенович Шполянский, никем не узнанный, в час небывало жаркого заката встретится на Патриарших прудах с двумя литераторами…

Источник

«Белая гвардия» и «Дни Турбиных»

«Белая гвардия» и «Дни Турбиных»

В первые месяцы 1923 г. Булгаков начал работать над романом «Белая гвардия», а 20 апреля он вступил во Всероссийский союз писателей.

«Белая гвардия» – первое крупное произведение Булгакова, очень важное для него самого. Это «роман о трагедии людей долга и чести в моменты общественных катаклизмов и о том, что самое ценное на свете – не идеи, а жизнь» [13, с. 105].

Безусловно, произведение это автобиографично. Дружная семья Турбиных – это, конечно, семья Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых. Ни отца, ни матери к моменту событий уже нет в живых, но выросшие дети выживают потому лишь, что их поддерживает атмосфера семьи, дух рода. Словно желая навеки запечатлеть в слове любимые детали быта, одно воспоминание о которых вызывает ощущение счастья и боли, Булгаков описывает квартиру своих героев:

«Много лет до смерти [матери], в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади „Саардамский Плотник“[2], часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. …Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и „Саардамский Плотник“, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

– Дружно… живите» [1, с. 55, 56].

Исследователи нашли прототипы каждого из героев «Белой гвардии». Всех друзей юности Булгаков запечатлел на страницах своего романа, не позабыв никого, всем подарил бессмертие – не физическое, конечно, но литературное, художественное. И, благо события той зимы не отошли еще к 1923 г. в дальнее прошлое, автор заново поставил те вопросы, которые мучили его тогда. И первый среди них: стоит ли политика, стоят ли глобальные перемены в жизни народов хотя бы одной человеческой жизни? Счастья одной семьи?

«Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям:

А им придется мучиться и умирать» [1, с. 56].

Какую цену каждый из Турбиных, каждый из киевлян в 1918 г. заплатил за амбиции Скоропадского, Петлюры, Деникина? Что может образованный, культурный человек противопоставить хаосу и разрушению. И в нэпмановской России, поднимавшейся после голода, холода и смертной тоски Гражданской войны, стремившейся, как казалось тогда, прочно забыть пережитое, эмоции автора нашли живейший отклик.

«Белая гвардия» публиковалась в журнале «Россия» (№ 4 и 5 за 1925 г.). Увы, журнал закрыли, поскольку идеологически он не соответствовал политике Советской власти. У сотрудников журнала провели обыск, в частности у Булгакова изъяли рукопись «Собачьего сердца» и дневник.

«Но и недопечатанный роман привлек внимание зорких читателей. МХАТ предложил автору переделать его „Белую гвардию“ в пьесу. Так родились знаменитые булгаковские „Дни Турбиных“. Пьеса, поставленная во МХАТе, принесла Булгакову шумную и очень нелегкую славу. Спектакль пользовался небывалым успехом у зрителей. Но печать встретила его, как говорится, в штыки. Чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись негодующие статьи. Карикатуристы изображали Булгакова не иначе как в виде белогвардейского офицера. Ругали и МХАТ, посмевший сыграть пьесу о „добрых и милых белогвардейцах“. Раздавались требования запретить спектакль. Десятки диспутов были посвящены „Дням Турбиных“ во МХАТе. На диспутах постановка „Дней Турбиных“ трактовалась чуть ли не как диверсия на театре. Запомнился один такой диспут в Доме печати на Никитском бульваре. На нем ругательски ругали не столько Булгакова (о нем, мол, уже и говорить даже не стоило!), сколько МХАТ. Небезызвестный в ту пору газетный работник Грандов так и сказал с трибуны: „МХАТ – это змея, которую Советская власть понапрасну пригрела на своей широкой груди!“» [9, с. 166].

Театр не сразу принял текст драмы, принесенный Булгаковым. В первом варианте действие казалось размытым. Константин Сергеевич Станиславский, бессменный руководитель МХАТа, слушавший авторское чтение, не выказал никаких положительных эмоций и предложил автору радикально переделать пьесу. На что Булгаков, разумеется, не согласился, хотя от доработок не отказался. Результат оказался ошеломительным: убрав нескольких главных героев, изменив характеры и судьбы оставшихся, драматург достиг небывалой выразительности каждого образа. И самое главное, пожалуй, вот что. В последней сценической редакции Алексей Турбин, главный герой драмы, твердо знал: монархия обречена, а любые попытки реставрировать прежнюю власть приведут к новым катастрофам. То есть, по сути говоря, пьеса отвечала всем возможным требованиям советского театра – идеологическим в первую очередь. Премьера, состоявшаяся 5 октября 1926 г., сулила успех.

Не стоит думать, будто Булгаков сосредотачивал свое внимание лишь на вышеупомянутых произведениях, – нет, в журналах и газетах по всей стране появлялось огромное количество его рассказов и фельетонов. Не следует также считать, будто его пьесы ставились только в столичных театрах – они приобретали широчайшую популярность по всей стране. Ну и конечно, Булгаков с женой много путешествовали. Писатель становился все более востребованным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

70. Почему проиграла Белая гвардия

70. Почему проиграла Белая гвардия Главная причина — белогвардейцев было попросту очень мало. Сопоставьте цифры хотя бы в двух наивысших точках их успехов.Март-апрель 19-го, пик побед Колчака: у него было 130 тыс. чел., в это же время у Деникина было 60 тыс., у Юденича около

Гвардия и дворянство

Гвардия и дворянство Таким образом, повторю, почти все правительства, сменявшиеся со смерти Петра I до воцарения Екатерины II, были делом гвардии; с ее участием в 37 лет при дворе произошло пять-шесть переворотов. Петербургская гвардейская казарма явилась соперницей Сената

Преторианская гвардия

Преторианская гвардия Римская империя имела в своем распоряжении не только легионы, расквартированные в провинциях. Для поддержания порядка в самой Италии и охраны императора Август создал 9 когорт преторианской гвардии (cohortes practoriae) обшей численностью 4500 человек.

На сцене гвардия

На сцене гвардия Наш читатель уже знаком с краткой историей образования гвардейских частей и их участия в дворцовых переворотах середины XVIII века. Здесь же мы рассмотрим охранные функции гвардии. Начнем же с «лейб-компанейцев» Елизаветы Петровны. Единственной прямой

Глава 1 Белая гвардия на Кавказе

4. Гвардия в походе

4. Гвардия в походе Теперь мы можем логично объяснить странное решение императора Александра I, сообщенное им Васильчикову в мае 1821 года.Накануне возвращения в Россию Александр по-прежнему не доверял гвардии и опасался переворота — как это было и в прошедшую осень, и в

Национальная гвардия

Национальная гвардия Приказом от 13 (25) июля Наполеон распорядился создать национальную гвардию Вильни и утвердил ее штат: штаб — 22 человека (6 офицеров, 2 унтер-офицера, 3 рабочих, 2 медика, 9 музыкантов); 2 батальона по 6 рот, в каждой — 119 человек (3 офицера, 14 унтер-офицеров, 2

Оранжевая гвардия

Старая гвардия

Старая гвардия 8 июля, 23 часа 15 минут К сведению редакции. Выслали непроявленную пленку со снимками героев последних боев, в частности экипажа гвардии лейтенанта Георгия Ивановича Бессарабова, который уничтожил за один день три «тигра». Он представлен к званию Героя

Мятежная гвардия

Мятежная гвардия «Но перед вами отличался Семеновский прекрасный полк. И кто ж тогда не восхищался, Хваля и ум его и толк…» Так через тридцать шесть лет после произошедшего писал в «Стихах о бывшем Семеновском полку» Федор Глинка, участник войн с Наполеоном, историк и

Глава тринадцатая Белая гвардия

Глава тринадцатая Белая гвардия Волна массовой эмиграции, последовавшая вслед за революцией и Гражданской войной, разными путями привела на Лазурный Берег Франции огромное количество офицеров Белой армии.Через Турцию, Сербию и Болгарию настоящий поток

«Се — гвардия папы»

«Се — гвардия папы» «. Иезуитская недобросовестность повсюду вошла в пословицу; имя иезуита сделалось почти синонимом названия мошенника. Иезуитизм подавляет личность, стесняет, умерщвляет; учение иезуитов останавливает свободное развитие, это есть смерть

2. «Молодая гвардия»

2. «Молодая гвардия» В ноябре 1968 года я уже работал в редакции журнала. Через неделю или две собрал совещание критиков, прозаиков, искусствоведов, чтобы обсудить перспективный план редакции на будущий, 1969 год. В совещании приняли участие Олег Михайлов, Виктор Чалмаев,

Источник

М.А. Булгаков Роман Белая гвардия и пьеса Дни Турбиных

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Смотреть фото белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Смотреть картинку белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Картинка про белая гвардия булгаков и дни турбиных разница. Фото белая гвардия булгаков и дни турбиных разница

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Роман
«Белая гвардия»
и пьеса
«Дни Турбиных»
М.А. Булгаков
Материалы к урокам литературы в 11 классе

Описание слайда:

Меню:
1. Работа над романом
2. Время и место действия в романе
3. Автобиографичность произведения
4. Символический смысл начала романа
5. Особенности концовки
6. Эпиграфы к роману
7. Проблематика романа
8. Тематика романа
9. Нравственные ценности в романе
10. Отрицательные герои
11. Образ дома
12. От романа к пьесе

Описание слайда:
Описание слайда:

Время и место действия
Киев начала XX века
Роман охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919, показаны драматические события в Киеве.
В момент, избранный Булгаковым для изображения, в городе были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере – пребывали большевики, а на Дону – Деникин. Писатель не охватывал всей панорамы исторических событий: действие было сосредоточено в городе и на подступах к нему.

Описание слайда:

Автобиографичность романа
Киев. Андреевский спуск, 13
В основе романа – личные впечатления писателя о событиях, происходящих на Украине в 1918 – 1919 годах. Октябрьская революция застала Михаила Афанасьевича в Вязьме. Только в феврале 1918 года Булгакову удалось освободиться от службы врача
и вернуться в Киев, в тот самый дом на Андреевском спуске (в романе Алексеевский), где по-прежнему жили его мать, сёстры и младшие братья.
Алексей Турбин, один из главных героев романа, молодой врач, в котором нетрудно узнать самого Булгакова, также «после тяжких походов, службы и бед» вернулся на Украину.

Описание слайда:

Обстановка в Киеве
Братья М.Булгакова
Коля
Ваня
За полтора с небольшим года, проведённые Булгаковым в Киеве, шесть или семь раз в городе менялась власть. Большевики, петлюровцы, немцы с гетманом, вновь петлюровцы, опять большевики, деникинцы… Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием. Нередко трупы убитых валялись вблизи булгаковского дома. Младшие братья Михаила, Николай и Иван, оба юнкера военных училищ, участвовали в боях, и однажды Николай лишь чудом избежал расстрела (в романе Николка – тоже младший брат).

Описание слайда:

Мобилизация…
В декабре 1918 года Булгаков как врач был мобилизован в гетманскую армию и сутки в ней прослужил. Как свидетельствует первый биограф М.А. Булгакова П.С. Попов, 14 декабря писатель был на улицах Киева и пережил близкое тому, о чём пишет в романе. Что же случилось с ним в этот день? То же, что и с Алексеем Турбиным, только ранен он не был. И Юлии Рейсс не было.

Описание слайда:

Политические взгляды Булгакова
Известно, что в молодости М. Булгаков был бескомпромиссным монархистом. Спустя два десятилетия в письме к правительству писатель выделит важную черту своего мировоззрения: «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции…».
Монархия для Булгакова – символ сравнительно благополучного прошлого, разрушенного революцией, принесшей жестокость и человеческие страдания.

Описание слайда:

Мысли героев романа
Алексей Турбин:
«Я, к сожалению, не социалист, а… монархист»».
Виктор Мышлаевский:
«На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!»

Описание слайда:

Особенности мирочувствия Булгакова
С одной стороны,
М. Булгаков – материалист, врач, с другой – воспитан как верующий человек. Эти особенности мирочувствия воплотились прежде всего в главном герое романа Алексее Турбине.
М.А. Булгаков
Алексей Турбин

Описание слайда:

Елена Турбина
В.М. Булгакова
Елена Турбина
Елена – сестра Алексея. Прототипом героини была не младшая сестра писателя Леля (Елена), а Варвара Булгакова, их мать: в романе указан её возраст, кроме того, Елена Турбина, как и она, выходит замуж за офицера.

Описание слайда:

Атмосфера в доме Турбиных
В доме Турбиных – уютно, тепло, забота друг о друге, высокая культура и духовность. Атмосфера дома Турбиных напоминает ту, которая царила в семье Булгаковых. После смерти мужа (отца писателя) Варвара Михайловна воспитывала семерых детей и заботилась об их образовании.
В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались литературой, поэзией, театром, много читали. Сестра писателя Надежда Афанасьевна вспоминала: «Мы все очень дружны… Семья воспитала в нас чувство дружбы и долга, научила работать, научила сочувствию, научила ценить человека».
Мать Турбиных, Анна Владимировна, умирая, завещала детям:
«Дружно… живите».

Описание слайда:

Отношение героев к литературе
Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгой в руках: Алексей читает «Бесов» Достоевского, Елена увлечена Буниным, на книжных полках стоят томики Пушкина, Толстого и других классиков.

Описание слайда:

Отношение Булгакова к петлюровщине
Симон Петлюра
Петлюровская вольница в романе изображена страшной в своей стихийной, разнузданной жестокости. Писатель социологически точен в изображении массовых движений в Гражданской войне. Петлюра – «просто миф, порождённый на Украине в тумане страшного восемнадцатого года». Петлюра оставил кровавые следы в Городе. Мы видим трупы офицеров с выколотыми глазами и вырезанными погонами на плечах, труп замученного еврея у Цепного моста, груды трупов в анатомическом театре, где Николка Турбин ищет тело Най-Турса. Тысячи жертв подтверждают реальность насилия со стороны обуреваемой стихийной ненавистью массы. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? – спрашивает автор и тут же отвечает: «Нет. Никто.»

Описание слайда:

Символический смысл начала романа
Марс – звезда войны
Венера – звезда любви
Роман начинается торжественно-эпическим описанием, глобально охватывающим события во времени и пространстве: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Второй эпиграф
Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апока́липсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение).
В книге Откровения описываются cобытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Тематика романа
Главная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
М.А. Булгаков в этом романе через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.

Описание слайда:
Описание слайда:

Отношение Турбиных к революции
Привыкшие считать интеллигенцию солью земли, Турбины боятся революции, потому что страшатся разрушения культуры, семьи, быта, того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи.

Описание слайда:

Алексей Турбин
Старший в семье Турбиных, 28-летний врач. Бритый и светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Один из заблудившихся в революционной метели. В первых главах – убеждённый монархист и белогвардеец, считает долгом защитить Город от петлюровцев (доброволец дружины – доктор). В конце романа – смертельно раненный испытывает крушение веры: «Надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь, а не воевать, заливая кровью родную землю»
Именно этому герою снится вещий сон (часть I глава 5).

Описание слайда:

Николка Турбин
Младший в семье Турбиных. Голубые глаза. Длинный птичий нос. Вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринёва, Петю Ростова из романа-эпопеи «Война и мир». Человек чести: поведение в бою, желание отдать долг умершему Най-Турсу. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».

Описание слайда:

«Лена ясная»
Рыжеватая голова, «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд – мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены – печальные складки.
Елена Турбина – хранительница семейного очага и семейных традиций. Излучает любовь, свет, добро. Несёт религиозное начало: молитва Богородице о спасении Алексея. Трагедия – в предательстве мужа.

Описание слайда:

Друзья Турбиных
Мышлаевский
Бывший студент, поручик. Громадные плечи, «голова… была очень красива странной и печальной, и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, «один уголок рта приспущен печально», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».
Карась (Степанов)
Бывший студент, подпоручик, артиллерист. «Маленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».

Описание слайда:

Шервинский
Бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант в штабе князя Белорукова. «наглые глаза», «маленький», великолепный голос («Всё вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского»).
Лариосик
«Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и жёлтые.

Описание слайда:
Описание слайда:

Нравственные ценности,
утверждаемые Булгаковым
Автор заставляет думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. «Всё пройдёт, меч исчезнет, а вот звёзды останутся…» Звёзды – это вечность жизни, вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит всё, любовь есть жизнь. (Алексей Турбин – Юлия Рейсс, Николка – сестра Най-Турса, Елена – Шервинский).
Музыка – тоже одна из незыблемых ценностей.

Описание слайда:

Подполковник Тальберг
Муж Елены Турбиной: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечно патентованная улыбка», «поджарая фигура… как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом.
Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести!» Тальберг – это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нём. Расчётливый, циничный Тальберг не обременён понятием о чести: он высматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. Ему неплохо при любой власти. Убегающий Тальберг – позор, бесчестье и бесславие белой гвардии.

Описание слайда:

Лисович ( Василиса )
Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) – «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Всё, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича лишением «сокровищ»

Описание слайда:
Описание слайда:

Гимназия
Покою, радости и чувству защищённости турбинского Дома противопоставляется умерший, опустелый дом – гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мёртвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть I глава 6). В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.

Описание слайда:

От романа к пьесе
В апреле 1925 года Булгаков получил предложение инсценировать роман «Белая гвардия» для Художественного театра. К сбору трупы – 15 августа – автор представил пьесу. Это была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев. В ходе многочисленных переделок, которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название «Дни Турбиных», было оставлено только 7.
Роман «Белая гвардия» охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919 года.
События, отобранные для пьесы «Дни Турбиных», по продолжительности совпадают с романными: первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвёртое действие – в начале 1919 года. Но в сценическом варианте этот срок сжимается примерно до трёх суток, а точнее сказать, до трёх вечеров и одного утра, что соответствует четырём действиям драмы.

Описание слайда:

Пьеса сохранила признаки исторической хроники, но её композиционным центром стал дом Турбиных.
В центре системы персонажей в «Днях Турбиных» оказались, в отличие от романа, не молодые Турбины, а три белогвардейских офицера: Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути в условиях революции: гибель, освобождающую от выбора, шаг навстречу большевикам и третью дорогу, ведущую в тупик. Выбирающий её Студзинский из эпизодического персонажа становится одним из главных действующих лиц.

Описание слайда:

В пьесе, в отличие от романа, звучит идея обречённости старого мира вообще и белогвардейского движения в первую очередь. У персонажей появляется уверенность в неизбежности рождения «новой России». Лучшие представители белой гвардии признают историческую правоту большевиков.
Поэтому не кажется странной точка зрения Сталина по поводу того, что «Дни Турбиных» «дают больше пользы, чем вреда», оставляя у зрителя впечатление, «благоприятное для большевиков»: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие… значит, большевики непобедимы».
Но «просоветский» идеологический план, столь прямо обозначенный в пьесе, смягчается её особой жанровой природой: постоянная корректировка идеологического начала вторжением лирического и комического.

Описание слайда:

В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков, обратившись к изображению «русской усобицы», сумел подняться над настроением классовой розни и утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей.
Наследуя завоевания чеховской драматургии, Булгаков создал оригинальное в жанровом отношении произведение, соединившее историческую хронику с психологической драмой, органично включившей в себя трагикомическое начало.

Описание слайда:

I. Источники:
а) И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина
«Открытый урок по литературе»
Пособие для учителей
Москва «Московский Лицей» 2001
б) Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва
Поурочные разработки по русской
литературе. XX век. 11 класс. II полугодие
Москва «ВАКО» 2002
II. Автор-составитель
презентации – учитель русского языка
и литературы
ГОУ СОШ № 518
Вахтурова М.Н.
Сведения о презентации:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *