беломорканал в наши дни

О реконструкции Беломорканала

Одной из величайших строек СССР, безусловно, стал Беломорско-Балтийский канал, введённый в строй в 1933 году. Однако он же остаётся предметом острой критики за использование принудительного труда заключённых и большие жертвы. Тем интереснее узнать, что сегодня власти не только вновь обсуждают идею привлечения осуждённых к строительству инфраструктуры, но и планируют большую реконструкцию Беломорканала. Об этом и не только – в сегодняшнем выпуске.

Старая проблема

Идея строительства канала впервые была высказана ещё Петром I, когда во время Северной войны ему пришлось по земле волоком тащить два фрегата из Белого моря на Онежское озеро. Канал дал бы возможность быстро перебрасывать военный флот и это понимали и все последующие правители, но ни у кого не находилось денег на сверхдорогую стройку.

Точно такая же проблема встала и перед молодой советской властью. Отсутствие водного пути тормозило хозяйственное освоение Севера, планы разработки нефтяных и горнорудных месторождений в которых отчаянно нуждалась страна. А в 20-ые годы начало резко расти и военно-стратегической значение канала. Расскажем о нём после сводки позитивных новостей.

Время новостей

Первый полёт совершил очередной серийный поисково-спасательный самолёт-амфибия Бе-200ПС, а также тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А.

На Иркутском авиазаводе открыт цех окончательной сборки самолёта МС-21.

Завершён первый этап испытаний газогенератора ПД-8 для новых самолётов «Суперджет-100».

На «Звезде» заложен новый газовоз, на Камчатке – рыболовный сейнер, а в Санкт-Петербурге спущен на воду патрульный корабль проекта 22120.

Челябинский механический завод запустил в производство новую модель автокрана на шасси «УРАЛ», а ЧЕТРА – бульдозеры с новым экономичным двигателем ЯМЗ-536.

На Ямале запущен новый нефтегазовый промысел.

В Тверской области – логистический комплекс компании «АвтоВАЗ».

В Курской – новый торгово-распределительный центр.

В Нижнем Новгороде – производство трубопроводных систем.

В Новосибирске – производство аэрозольных баллонов.

В Удмуртии – новое мебельное производство.

В Ярославской области открыта фабрика мороженого.

«Тюленья война»

Уже в 30-ые годы у советского руководства было понимание неизбежности большой войны. И срочной необходимости создавать Северный флот. А для этого предстояло перебросить с Балтики в Белое море корабли малого и среднего водоизмещения, что можно было сделать только с помощью канала. К тому же все 20-ые годы в Белом море шла т.н. «тюленья война» между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в наши воды и варварским методом били тюленей и китов под прикрытием своего военного флота. Советская морская погранохрана на малых судах не могла этому препятствовать, а все дипломатические запросы Норвегия игнорировала. Это нужно было срочно прекращать.

Однако проект канала оценили в фантастическую по тем временам сумму – 535 млн рублей. У страны её не было, занимать валюту у иностранцев в то время уже было сложно и рискованно. И именно поэтому, а не по причине какой-то особой кровожадности власти, было решено использовать труд заключённых что позволило сбить стоимость до 60 млн рублей.

280 тыс. человек днём и ночью вгрызались в горную породу, валили лес и строили плотины, умирали, но дали стране одно из величайших сооружений – Беломорканал.

Его стратегическое преимущество проявилось мгновенно.

Значение канала

Как только по открытому каналу в Белое море прошли советские подлодки, Норвегия сразу же изменила свою позицию и прекратила браконьерство. Всего в период с 1933 по 1941 год по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. Это сыграло важную роль в обороне в годы Великой Отечественной Войны, недаром нацисты изо всех сил пытались бомбами стереть канал с лица земли.

После войны сооружения канала были восстановлены, а потом он неоднократно претерпевал модернизацию и в итоге стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Канал продолжает функционировать и в наши дни. На нём действует пять гидроэлектростанций, который снабжают регион электричеством. Помимо грузовых по каналу курсируют и туристические суда, всё это даёт больше 1000 рабочих мест, делая Беломорканал крупнейшим местным работодателем.

Но сделать можно намного больше.

Условия роста

Хотя последние годы объём перевозок по Беломорканалу растёт и даже в 2020 году он временно снизился всего на пару процентов, потенциал его гораздо больше. Однако для кратного роста необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, расширить габариты канала. Суда конструкции 60-ых годов прошлого века он обслуживает без проблем, но современные не проходят ни по ширине, ни по осадке. Это касается как грузовых судов, так и круизных лайнеров.

В частности, в Карелии находятся большие запасы камня, который необходим стране для дорожного строительства и в качестве крупного заполнителя для бетона. Но вывозить его автомобильным и даже железнодорожным транспортом слишком дорого, в том время как расширение габаритов канала могло поставить дело на поток.

Во-вторых, для насыщений канала грузами необходимо и дальше развивать промышленный потенциал Карелии, которая пока считается отстающим регионом.

В-третьих, развитие канала неразрывно связано с развитием Севморпути и Арктического региона.

Принимая во внимание всё вышесказанное, вырисовывается отдельная концепция.

Часть системы

Мероприятия по развитию Беломорканала были включены в индивидуальную программу социального экономического развития республики Карелия до 2024 года. Однако местные власти просят включить её в Транспортную стратегию РФ на период 2035 года. Это позволит рассматривать канал как часть большой системы, ведь его развитие не имеет смысла без развития прилегающих к Белому морю портов, автомобильных, железнодорожных дорог и аэропортов. В частности в этом году начнётся проектирование морского грузопассажирского порта в городе Кемь.

На прошлой неделе подписано соглашение о строительстве в Сегеже целлюлоза-бумажного промышленного кластера за 178 млрд руб.

Таким образом, сегодня развитие легендарного Беломорканала – это часть большого промышленно-логистического проекта, каждый элемент которого призван усиливать друг друга. Вопрос использования труда заключённых на стройках страны остаётся открытым и хотя, судя по свежим опросам общественного мнения, 70% сограждан поддерживает такое решение, полагаем, что оно едва ли станет массовым. Просто потому, что в наши дни это дорого и если мыслить стратегически, то лучше вкладываться в подготовку квалифицированных кадров и растить для страны достойную рабочую смену, начиная со школьной скамьи. И не забывать, что массовое привлечение заключённых – это крайняя мера, к которой, надеемся, возвращаться нам уже никогда не придётся.

Будем следить за развитием большого проекта в следующих выпусках, теперь о героях.

Время Человека

В Костроме, оставшиеся без присмотра взрослых дети играли с зажигалкой и случайно подожгли диван. Заметившие пожар соседи вызвали спасателей и попытались взломать дверь, но не смогли. Тем временем удушливый дым уже охватил всю квартиру, и дети выбежали на балкон. Тогда один из соседей и двое прохожих решили действовать самостоятельно – забрались по водосточной трубе и начали эвакуацию детей, младшему из которых было всего два года. Как рассказали потом герои – в момент спасения думали только о том, чтобы труба выдержала. К счастью, крепления оказались прочными, и все дети были успешно спущены на землю, а прибывшие работники пожарной охраны ликвидировали горение.

Настоящие герои Станислав Смирнов, Джамал Гассоян и Иван Потемин – получили награды от местных властей и будут представлены к ведомственным наградам МЧС России.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

15 аварийных домов, мыться ходим друг к другу: как сейчас живет Беломорканал, при строительстве которого 85 лет назад погибли десятки тысяч человек

беломорканал в наши дни. Смотреть фото беломорканал в наши дни. Смотреть картинку беломорканал в наши дни. Картинка про беломорканал в наши дни. Фото беломорканал в наши дни

Нынешнее состояние канала делает все эти жертвы еще более неоправданными, отмечает «Руна». Сейчас объект почти не востребован – суда на Беломорканале появляются крайне редко. Доставлять грузы теперь удобнее железнодорожными путями и автомобильными дорогами.

Несмотря ни на что, ББК все еще работает. Его сотрудники обитают в полузаброшенных поселках рядом со шлюзами, жизнь вокруг здесь как будто впала в кому.

Ни у одного из поселений вдоль Беломорканала нет названия. О каждом из них говорят «поселок при таком-то шлюзе». Например, рядом с седьмым шлюзом небольшое поселение раскинулось на Чертовом острове. Поселок зарос деревьями, и днем на улицах, заваленных снегом, никого не встретишь. Повсюду слышится лай собак. В глаза бросается покосившаяся деревянная автобусная остановка и невдалеке натянутая волейбольная сетка.

Сегодня здесь живут около 30 человек, в 1980-х годах их было в 10 раз больше. В поселке всего 15 жилых домов, большинство из них официально признаны аварийными. Жильцы платят только за свет, поскольку государство эти здания больше не обслуживает.

Водопровода в домах нет. Печь топить приходится по несколько раз в день, а воду возят из колодца или из канала на ржавых финских санях.

В поселке нет ни магазина, ни медпункта, ни школы – закрылись лет пять-шесть назад. Общественная баня горела три раза. После первых двух ее отстраивали общими силами, а потом сдались – мыться ходят друг к другу.

Поселение окружает еловый лес, поэтому дикие животные периодически заходят к жителям.

«Ночью я услышал, что на улице лают собаки, – рассказывает местный житель Николай Визитов. – Выбегаю в трусах и одной короткой куртке — там волки. Я начал кидаться в них снежками. А они соседской собаке шею грызли. Волк и на меня пытался полезть, но я как на него заорал — он испугался и убежал. Собака та выжила, но потом одичала и стала кидаться на хозяина. Он ее и пристрелил».

Скорая помощь сюда не приезжает – далеко. Чтобы попасть к врачу, надо добираться до Медвежьегорска. Это час на автобусе из Повенца, в котором, кстати, и магазин. Перед этим – 20 километров по ледяной дороге, но не на общественном автобусе (их отменили), а на «буханке», которая в шесть утра и в пять вечера возит рабочих на шлюз.

Местные трудятся или на ББК, или вовсе остаются безработными. Вакансий на канале сейчас нет, а другого места поблизости не найти.

Зарплаты на Беломорканале небольшие: сторож на третьем шлюзе Николай Вороновский получает 12 тысяч в месяц, его сын, начальник шлюза, – 20 тысяч. Мужчины спасаются ловлей ряпушки, которая приносит в разы больше денег. В поселке многие рыбачат, зарабатывая на жизнь.

Раньше, около 20 лет назад, недалеко от поселка при седьмом шлюзе работал лесозавод. Но он закрылся, и теперь нет никакой альтернативы.

Теперь развлечений не осталось, как нет большей части населения. Вечера местные жители коротают перед телевизором. Так живут все небольшие поселения возле каждого из шлюзов. В них остались лишь пенсионеры и работники ББК. Некоторые деревеньки и вовсе полностью заброшены.

Еще вдоль всего канала находится множество могил, погибших при строительстве. Так, у шлюза № 10, по словам историка Юрия Дмитриева, захоронено 10 тысяч человек. Всего Беломорско-Балтийский канал насчитывает 19 шлюзов, и могилы есть около каждого из них, говорит эксперт. Достоверно известно лишь о пяти кладбищах, остальные еще не нашли.

Когда-то Беломорканал повлиял на развитие близлежащих городов, включая Сегежу, Медвежьегорск и Надвоицы. Но начиная с 2000-х годов необходимость в нем исчезла. Бывают дни, когда здесь не проходит ни один корабль, хотя еще в 1984 году в сутки канал пропускал 25 судов.

За последние 30 лет объем грузоперевозок сократился в 16 раз. Канал загружен лишь на 15%, рассказывает исполняющий обязанности руководителя администрации Беломорско-Онежского бассейна Анатолий Серов.

По словам начальника 11-го шлюза Александра Малика, на работе он часто скучает и решает сканворды. Хотя изредка канал еще способен его удивить. Например, так случилось прошлым летом.

«Подходит белая блестящая яхта – шикарная, прям как у буржуев, – вспоминает Малик (в 1980-х в Беломорканал не пускали даже пассажирские суда с туристами, не то что яхты; теперь именно туристические корабли составляют значительную часть потока). – На палубе никого. Вообще никого. Только один пожилой мужчина, лет под 70, сидит. В сомбреро и белых чистых носках. И элегантно отвешивает мне поклон».

Тогда, в начале 1930-х, БКК, построенный за рекордные 20 месяцев, в четыре раза сократил путь от Архангельска до Ленинграда: 227 километров канала соединили Белое море и Онежское озеро. Стараниями заключенных прорыты 37 километров, построены 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб. Все делалось вручную, с помощью лопат, деревянных тачек и «беломорских «фордов» – деревянных платформ с четырьмя колесами для перевозки крупных валунов.

Десятки тысяч зэков (это слово появилось именно на ББК и является сокращением от «заключенный-каналоармеец») жили и трудились в рабских условиях, чтобы спустя 85 лет в деревеньках возле шлюзов работники некогда могучего Беломорканала жили без магазинов, больниц, школ, благоустроенных домов, воды и отопления.

Источник

Какая судьба ждёт легендарный Беломорканал?

Переключить канал

Недавно исполнилась очередная годовщина открытия знаменитого Беломорканала. В историю он вошёл сначала как первый крупный инфраструктурный объект, построенный советской властью, затем как место гибели тысяч заключённых, чьими руками и строился канал, под конец же стал символом бесполезно растраченных средств. Впрочем, у Беломорканала ещё остаётся шанс вернуться к жизни.

О строительстве подобного канала мечтал ещё Пётр I – после того как Россия вернула себе захваченное шведами побережье Финского залива, а на Неве была основана будущая столица империи, у самодержца-реформатора возникло желание связать Санкт-Петербург и крупнейший торговый порт страны того времени Архангельск. Однако технически подобный проект оказался тогда невозможен. Вернулись к нему только при советской власти. Любопытно, что впервые постройка канала упоминается в плане транспортного развития Северного района, принятом весной 1918 года.

С конца 1920-х годов советское руководство неоднократно обсуждало проект – канал должен был позволить установить хозяйственные связи между Северо-Западным промышленным районом и Сибирью, а также послужить базой для освоения Ухто-Печорского нефтеносного и Кольского рудного районов. Кроме того, канал позволил бы оперативно перебрасывать военные корабли с Балтики на Белое море.

Десятикратная экономия

Однако когда в Политбюро просчитали затраты на грядущую стройку, то волосы на голове зашевелились даже у самых решительных – стоимость строительства оценили в 535 млн рублей. Для сравнения – на финансирование всей сельскохозяйственной отрасли Советского Союза в 1929–1930 годах планировалось потратить всего

286 миллионов. Поэтому финансисты заговорили о том, что от идеи надо отказаться. Однако Сталину такой подход категорически не понравился. 7 сентября 1930 года он отправил негодующее письмо Молотову: «Говорят, что Рыков и Квиринг хотят потушить дело Северного канала вопреки решениям Политбюро. Нужно их осадить и дать по рукам».

Стоимость строительства канала оценили в 535 млн рублей. Для сравнения – на финансирование всей сельхозотрасли СССР в 1929–1930 годах планировалось потратить 286 миллионов

В итоге строить Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал – ББК) стали силами заключённых. Базой для такой работы послужил Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Новая смета, составленная с учётом фактически бесплатного труда советских каторжан, получилась гораздо привлекательнее – всего 60–70 млн рублей. С лета 1931 года начались подготовительные работы, а с начала 1932 года стартовало и само строительство. За два года заключённые (переименованные в прессе в «каналоармейцев») прорыли 37 километров, расширили русло множества речушек, построили 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб. Всё это – в рамках той же экономии средств – делалось практически вручную. Землю возили деревянными тачками, иногда используя «беломорские форды» – сколоченные из дерева платформы, на которые укладывали самые здоровенные валуны. Сваи вбивали при помощи деревянного колеса в человеческий рост. Заключённые ходили по нему, как белки в колесе, а привязанный молот долбил по скале со скоростью 10 ударов в час. Официально считалось, что заключённые во время строительства канала «перековываются» – до лагеря и стройки это были «урки» или «контра», а после – уже настоящие советские люди. Среди «каналоармейцев» были известные учёные – Лосев, будущий академик Дмитрий Лихачёв, деятели искусства – певица Русланова, создатель первого джаз-банда Теплицкий. После завершения строительства канала 12 484 заключённых, работавших на его строительстве, были освобождены, а для 59 516 узников ГУЛАГа сроки были сокращены.

беломорканал в наши дни. Смотреть фото беломорканал в наши дни. Смотреть картинку беломорканал в наши дни. Картинка про беломорканал в наши дни. Фото беломорканал в наши дни

Покупка сертификата о прохождении вакцинации от коронавируса чревата лишением свободы на срок до одного года. Продажи поддельных сертификатов активизировались после того, как в Москве ввели новые ограничения.

Впрочем, куда активнее советская власть использовала вместо пряника кнут. Основным средством воздействия и стимулирования заключённых стала так называемая котловка – неравное питание. Чем меньше заключённый работал, тем меньше он получал еды.

И это притом, что на день строителям-заключённым полагалось всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Не хватало бараков, многим приходилось ночевать прямо на снегу. Выходных дней не существовало. Люди мёрли как мухи, тем более что следить за порядком были приставлены «бригадиры» из вчерашних «блатных». В результате, согласно официальным данным, при строительстве ББК за полтора года погибли более 12 тыс., по неофициальным – от 50 до 100 тысяч. Зато строительство завершили в срок.

Со строительством канала связана одна из масштабнейших пиар-акций советской власти. На Запад активно просачивались слухи про ужасающие условия великой стройки. Чтобы их развеять, 17 августа 1933 года ББК посетила группа из 120 писателей и художников (среди них были Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Ильф и Петров и др.) для освещения строительства канала. Выезд был организован по инициативе Максима Горького, который пользовался за границей огромным авторитетом. Литераторам увиденное крайне понравилось. Писатель Александр Авдеенко признавался, что «ошалел от увиденного». Вся страна только-только оправлялась от голода и разрухи, а в тарелках «каналоармейцев» «под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины… в тарелках купались в жире кусочки тёши, сёмги, балыка… большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра». Не каторга, а дом отдыха! «Это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда», – заявлено в предисловии книги, изданной по итогам поездки.

Насколько искренни были писатели в восхищении увиденным, не известно. Впрочем, многие из них в недалёком будущем и сами смогли испытать всю гостеприимность ГУЛАГа.

Победа в «тюленьих войнах»

Насколько оправданно оказалось строительство канала? Что ж, определённую пользу он принёс. К примеру, почти сразу закончились так называемые тюленьи войны.

– Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в горло Белого моря и выбивали беломорского тюленя, беспрепятственно ловили рыбу. Попытки слабых судов нашей морской пограничной охраны вмешаться радикально пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Дважды норвежские боевые корабли обстреливали советскую территорию. Урегулировать этот затянувшийся и весьма убыточный для нас конфликт политическим путём было невозможно, поскольку Королевство Норвегия не признавало Советский Союз. Всё переменилось летом 1933 года – с переброской по каналу советских подводных лодок, – рассказывает историк Михаил Моруков.

Всего же с 1933 по 1941 год по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А 3 корабля – эсминцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404 – по Северному морскому пути перешли на Дальний Восток и вошли в состав Тихоокеанского флота. Активно использовался и хозяйственный потенциал ББК: в 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, а пик грузоперевозок пришёлся на 1985 год, когда перевезли 7 млн 300 тыс. тонн грузов. Подобные объёмы сохранялись вплоть до 1990 года, а потом последовал настоящий крах. Транспортные коридоры поменялись, промышленность Северо-Запада залихорадило, предприятия начали закрываться одно за другим – к 2010 году объёмы перевозок упали до 0,5 млн тонн, меньше, чем в предвоенные годы. На сохранение канала уже не хватало средств, и он начал медленно разрушаться.

На данный момент судьба ББК, построенного на костях тысяч «каналоармейцев», полностью зависит от того, насколько успешными и реализуемыми окажутся планы по освоению Арктики, которые декларирует правительство. Масштабные проекты потребуют и резкого увеличения числа перевозимых грузов, а «разморозка» одного из крупнейших в мире Штокманского месторождения газа в Баренцевом море привлечёт на Север тысячи специалистов. Но до той поры Беломорканалу грозит участь постепенно зарастающей тиной и грязью водной магистрали местного значения, по которой раз в день проходит грузовая баржа с досками для местного ЦБК.

Источник

Спустя 85 лет Беломорканал, где погибли десятки тысяч человек, оказался почти не востребован. Жители соседних деревушек остались без тепла, магазинов и медпомощи

В этом году исполняется 85 лет со дня запуска Беломорско-Балтийского канала. Объект по сути построен силами заключенных. По официальным данным, здесь погибли 12 300 человек. Но историки говорят о 50 тысячах. А глава карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев уверен, что эта цифра должна быть на отметке в 86 тысяч человек. Последний, 1933, год оказался самым смертоносным. Перед сдачей ББК невольных рабочих подгоняли пуще прежнего.

Нынешнее состояние канала делает все эти жертвы еще более неоправданными. Сейчас он почти не востребован. Жизнь вокруг объекта как будто впала в кому. Суда на Беломорканале появляются крайне редко. Чтобы доставить груз, куда удобнее пользоваться железнодорожными путями и автомобильными дорогами.
Несмотря ни на что, ББК все еще работает. Его сотрудники обитают в полузаброшенных поселках рядом со шлюзами. Как им удается существовать в отрыве от цивилизации, рассказала «Медуза».

Рядом с седьмым шлюзом раскинулось небольшое поселение. Названия у него нет, как и у других спутников Беломорканала. Поселок на Чертовом острове зарос деревьями. Днем на улицах, заваленных снегом, никого не встретишь. Повсюду слышится лай собак. Сегодня здесь живут около 30 человек, в 1980-х годах их было в 10 раз больше. В поселке всего 15 жилых домов, большинство из них официально признали аварийными. Во многих из них окна забиты доками. Жильцы платят только за свет, поскольку государство эти здания больше не обслуживает. Тут же на улице покосившаяся деревянная автобусная остановка и невдалеке натянутая волейбольная сетка.

Водопровода в домах нет. Печь топить приходится по несколько раз в день, а воду возят из колодца или из канала на ржавых финских санях. В поселке нет ни магазина, ни медпункта. Оба закрылись лет пять-шесть назад. Многие разъехались, потому дома заселены наполовину или на треть. Школы тоже больше нет. Общественная баня горела три раза. После первых двух ее отстраивали общими силами, а потом сдались. Мыться ходят друг к другу. Поселение окружает еловый лес, не обходится без визитов медведей и волков.

— Ночью я услышал, что на улице лают собаки, — рассказывает местный житель Николай Визитов. — Выбегаю в трусах и одной короткой куртке — там волки. Я начал кидаться в них снежками. А они соседской собаке шею грызли. Волк и на меня пытался полезть, но я как на него заорал — он испугался и убежал. Собака та выжила, но потом одичала и стала кидаться на хозяина. Он ее и пристрелил.

Скорая помощь сюда не приезжает — далеко. Чтобы попасть к врачу, надо добираться до Медвежьегорска. Это час на автобусе из Повенца, в котором, кстати, и магазин. Но сначала — 20 километров по ледяной дороге. Автобус до Повенца отменили. Альтернатива одна — «буханка», которая в шесть утра и в пять вечера возит рабочих на шлюз.

Найти работу местные могут только на ББК, остальные остаются нетрудоустроенными. Вакансий на канале сейчас нет, другого места не найти. По словам начальника 11-го шлюза Александра Малика, на работе он часто скучает и решает сканворды. Зарплаты на Беломорканале небольшие. Сторож на третьем шлюзе Николай Вороновский получает 12 тысяч в месяц, его сын, начальник шлюза, — 20 тысяч. Мужчины спасаются ловлей ряпушки. Это приносит куда больше денег. В поселке многие рыбачат, зарабатывая на жизнь. Так поступают и жители Медвежьегорска. Правда, копить у людей все равно не получается.

Раньше, около 20 лет назад, недалеко от поселка при седьмом шлюзе работал лесозавод. Но он закрылся, и теперь нет никакой альтернативы.

Теперь развлечений не осталось, как нет большей части населения. Вечера местные жители коротают перед телевизором. Так живут все небольшие поселения возле каждого из шлюзов. В них остались лишь пенсионеры и работники ББК. Некоторые деревеньки вовсе полностью заброшены. Их когда-то строили на месте лагерных пунктов. Отсюда могилы вдоль всего канала. Например, у шлюза № 10, по словам историка Юрия Дмитриева, захоронено 10 тысяч человек. Всего Беломорско-Балтийский канал насчитывает 19 шлюзов. Могилы есть около каждой из них. Лишь о пяти кладбищах известно достоверно. Остальные еще не нашли.

Когда-то Беломорканал повлиял на развитие близлежащих городов, включая Сегежу, Медвежьегорск и Надвоицы. Но начиная с 2000-х годов необходимость в нем исчезла. Бывают дни, когда здесь не проходит ни один корабль, хотя еще в 1984 году в сутки канал пропускал 25 судов. За последние 30 лет объем грузоперевозок сократился в 16 раз. Канал загружен лишь на 15%, рассказал исполняющий обязанности руководителя администрации Беломорско-Онежского бассейна Анатолий Серов.

В начале 1930-х великая стройка велась с прицелом на года, на десятилетия. 227 километров канала соединили Белое море и Онежское озеро. Объект, построенный за рекордные 20 месяцев, в четыре раза сократил путь от Архангельска до Ленинграда. Стараниями заключенных прорыты 37 километров, построены 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб. Все делалось вручную, с помощью лопат, деревянных тачек и «беломорских «фордов» — деревянных платформ с четырьмя колесами для перевозки крупных валунов.

Стройка Беломорканала стала первой, где массово использовали силы заключенных. Кстати, слово «зэк» появилось именно на ББК. Это сокращение от «заключенный-каналоармеец». На объект каждый год привозили десятки тысяч людей. Они жили и трудились в рабских условиях, чтобы спустя 85 лет в деревеньках возле шлюзов работники некогда могучего ББК жили без магазинов, больниц, школ, благоустроенных домов, воды и отопления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *