беседа день славянской письменности и культуры

Тематическая беседа «День славянской письменности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКӦЙ ТЕХНИКУМ»

УДЖСИКАСӦ ВЕЛӦДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическая разработка мероприятия

Тематическая беседа «День славянской письменности»

воспитатель общежития Ерох Л.Г.

Цель: Раскрыть значение праздника День славянской письменности и культуры и познакомить с его историей.

Задачи: Прививать студентам любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. Познакомить студентов с истоками создания славянской азбуки. Воспитать уважение к родному языку азбуке, вызвать чувство национальной гордости за язык.

Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Cвятые Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку.

Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым (читайте об этом на стр. 8–9).

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги.

Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Праздник славянской письменности

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако, позже, празднование было забыто, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память славянских первоучителей. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Год за годом наши культуры обогащали и дополняли друг друга, к языковой общности славянских народов присоединились духовная и культурная общность, давшая миру выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности».

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры.

В пасхальную ночь 1991 года от свечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была зажжена свеча Славянского хода, цель которого объединение творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

Источник

Конспект беседы с детьми старшей группы на тему «День славянской письменности и культуры»

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культуры Ляна Даллакова
Конспект беседы с детьми старшей группы на тему «День славянской письменности и культуры»

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культуры

ель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

— дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

— познакомить со старославянским алфавитом;

— формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

— формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение

Познавательное развитие :экскурсия в библиотеку, рассматривание книг

Речевое развитие : разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия

Ход НОД:

(Показывает детям Азбуку.)

— что это? (книга, Азбука, учебник)

— Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

— Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

— зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

— Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

— вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

-Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Послушайте историю появления азбуки.

Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)

Каждая буква в старорусскомалфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах,как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

— Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.

«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Вот каким пером писали –

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Если б не было букв,

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

— Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыКонспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыФотоотчет «День славянской письменности и культуры» Все дети очень любознательны и пытаются найти ответ на многие вопросы самостоятельно. Однажды в уголке книги я услышала спор детей » о русских.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыДень славянской письменности и культуры Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается один из важных праздников – День славянской письменности и культуры. Праздник пришел к нам из.

День славянской письменности и культуры (начальные классы) (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев) (Слайд 1) Возникновению славянской письменности исполняется 1153 года. В 863 году, согласно.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыДень славянской письменности и культуры в подготовительной группе Завтра, 24 мая в России будут отмечать День славянской письменности и культуры. Этот праздник принято проводить не только у нас, но и.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть первая Все Славяне с давних пор Вели древний разговор, Говорить кому и как, И как правильно писать. А Мефодий и Кирилл Азбуку нам подарил, Чтоб.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третья В этой публикации я расскажу о третьей, заключительной, не менее интересной части праздника «День славянской письменности и культуры».

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культурыФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть вторая 24 мая в России ежегодно празднуется день св. Кирилла и Мефодия, день славянской письменности как государственный праздник. День славянской.

Источник

Классный час «Славянская культура и письменность»

Цель: Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.

Оборудование: презентация “Славянска письменность”, презентация к песне, плакаты: Глаголица, Кириллица, Кирилл и Мефодий, книги с славянскими буквами для сказки, декорация леса, мелодия “Звуки леса”, музыкальная подборка для оформления сказки, гимн Кириллу и Мефодию, карточка с заданием по Глаголице, маски сказочных героев,

Звучат звуки леса, природы.

Прекрасно однажды в России родиться. (Слайд 1)
Под утренний звон золотого овса!
Твоё появленье приветствуют птицы, (Слайд 2)
Сверкают, на солнце, искрясь, небеса.
Пока озабочены снами твоими, (Слайд 3)
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя –
Кукушка пророчит бессмертье тебе. (Слайд 4)
Ещё и усы не подкручивал колос –
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеёк предлагает свой голос, (Слайд 5)
А лён зацветающий – дарит глаза, (Слайд 6)
Свой смех-колокольчик, (Слайд 7)
Роса – свои слёзы,
Причёску – густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает берёза: (Слайд 8)
Когда пожелаешь,–
Тогда и возьмёшь.
Спешит к тебе каждый с особенным даром: (Слайд 9)
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата. какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным
России своей.

Исполняется песня: “У моей России длинные косички…”. (Презентация к песне.)

Учитель: “Ученье – свет, а не ученье – тьма” – эта известная всем пословица как нельзя лучше подходит для описания событий, происходящих на Руси после принятия христианства. Новая, светлая вера принесла с собой иную культуру и главное – образование и грамотность.

Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство. Как называется наше государство?

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Учитель: Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.

Учитель: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. А вы любите веселиться?

Карусель для малышей
Это приключение!
Карусель для малышей –
Это – развлечение!
Мы закружим карусельку
И получится веселье!
С песней, с музыкой, с игрой!
Как нам весело с тобой!

Учитель: Все у славян складывалось хорошо. Но одно огорчало их – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Учитель: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Учитель: Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие “письма” на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами.

Учитель: Первая знаковая письменность называлась Глаголицей. Как вы думаете, почему она так называлась? (От ст. – славянского глаголь – слово, речь) одна из двух славянских азбук, более древняя, чем кириллица. Так зародилась письменность. Посмотрите на глаголицу. На что похожи эти буквы? (на значки). У меня есть пословица зашифрованная Глаголицей. Вам интересно, что это за пословица? Давайте попробуем её расшифровать.

Дети расшифровывают пословицу.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Дети: “Сначала аз да буки, а там и науки”.

Учитель: О чем говорится в этой пословице?

Учитель: Что помогло вам понять, о чем там написано? (Знание букв и умение читать.) А вот наши предки грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Учитель: И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии из славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянские книги, чтобы славянам было что читать. Это казалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука?

Учитель. А почему она так названа?

Дети: По имени Кирилла, одного из её создателей.

Учитель: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, земля, люди, покой.

Сначала славяне писали на бересте – березовой коре. Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками.

(Слайд 22) Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудились много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной.

Учитель: А какие же раньше были школы? Как вы думаете? Чему в них учили?

(Слайд 24) В Древней Руси школы появились принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать “на книжное учение” детей “лучших людей”. Учились дети при церкви. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли “книжными мужами”. Дети заучивали буквы, многократно повторяя их, также они заучивали и молитвы.

(Слайд 25) Дети учились один год, потому что главной задачей было научить их читать и писать. Дети учились прилежно, а те кто не выполнял урок, ленился, наказывали физически. (ставили в угол на колени, на горох, били по рукам и спине специальными розгами). Со временем школы стали общественными организациями и преподавали в них учителя. Обучение было четырехгодичным. С развитием науки и просвещения школы стали развиваться, в них появились дополнительные предметы и обучение проходило дольше. Сколько лет сейчас вы учитесь? Какие у вас предметы? А что вам помогает получать знания? (Книги.)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, те6я берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!

Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг!

Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

Учитель: Какие самые первые произведения слышит маленький ребенок? (Сказку.) Предлагаем вашему вниманию сказку “Колобок”.

Дети одевают головные уборы.

беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть фото беседа день славянской письменности и культуры. Смотреть картинку беседа день славянской письменности и культуры. Картинка про беседа день славянской письменности и культуры. Фото беседа день славянской письменности и культуры

В деревеньке у опушки
Старичок жил со старушкой.
Попросил он как-то раз,
Чтобы испекла сейчас
Ему бабка колобка.
Взяв немного молока,
Да еще муки, сметаны,
Бабка тесто без изъяна
Замесивши, колобка
Испекла для старика.
Положила на окошко,
Остудился чтоб немножко.

Колобок же скок, да скок,
Прыгнул прямо за порог,
По дорожке – наутек,
Покатился во лесок.

Вскоре видит он: вприпрыжку
Зайчик скачет, в лапках – книжка.
Тут румяный испугался,
Зайцу песню петь собрался:

Не губи ты жизнь мою!
Хочешь, – песенку спою?

Ты морковка, иль капуста?
Я их сразу съел бы с хрустом.
Ну, а колобков совсем
Я давно уже не ем!
В школе я учусь, глупышка,
Вот, смотри, какая книжка!

Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой.

Ой, какие тут значки,
Точки, палочки, крючки!

Это буквы, колобок!
Например, такой значок
Называют буквой “Аз”,
“А” – читается. Сейчас
Надо дальше мне идти,
Ты попозже приходи!

Подожди чуток, зайчишка,
Покажи еще мне книжку
И скажи, зачем она,
Для чего тебе нужна?

Это – азбуки славянской
Буквы, чтоб уметь читать.
Нужен сей язык прекрасный,
Чтобы Бога прославлять.
Вот “Глагол”, а вот “Добро”,
Это – “Веди” и “Зело”,
А вот это – “Малый юс”…
Ну, прощай, я тороплюсь!

Дальше поскакал зайчонок,
А навстречу, – медвежонок!

Колобок (со страхом).

Ты меня не ешь, медведь,
Могу песенку я спеть!

Ты не бойся, колобок,
У меня есть пирожок,
Да и очень я спешу,
В школу я теперь хожу.

И ты, Миша, учишься?
С вами не соскучишься!
Буквы ваши хороши,
Покажи их, не спеши!

Покажу я для науки:
Вот “МыслЕте”, это – “Буки”,
Это – “Ижица” и “Пси”,
Вот “Земля”, “Живете”, “Кси”.
Ладно, тороплюсь, бегу…

Крикнул Миша на бегу.
Покатился колобок
Дальше, дальше во лесок,

Страшно стало вдруг, темно,
И тропинки нет давно…
Закатился на пенек
И заплакал колобок.

Заблудился, видно, я…
Ох, горька судьба моя!

Видит, в темноте горящий
Взгляд, – крадется волк из чащи.

Ох, я бедный колобок,
Слопает меня злой волк!

И совсем я волк не злой!
Хочешь, подружусь с тобой?
В школе я теперь учусь,
Учат там добру! Не трусь!

Буквы, волк, ты учишь тоже?
Мне покажешь ты их, может?

Что же, можно показать,
Например, вот это – “Ять”,
Это – “Слово” и “Покой”,
Это – “Рцы”… А ну, постой!
В школе ты учиться сам
Может хочешь? Адрес дам!
Вон, иди до той сосны,
Там направо ты сверни…
И увидишь ты дорожку,
Прокатись по ней немножко,
Поднимись на бугорок,
Там увидишь теремок.
Школа там для всех зверей,
Ты иди туда скорей,
В школе мудрая сова
Учит всех, о ней молва
Добрая всегда идет,
Любит совушку народ.
Ласкова ко всем она,
Рассудительна, умна.
Ты, румяный, к ней ступай,
Ну, а я – домой, прощай!

Волк убежал, показалась сорока.

Когда волк уж был далёко,
Стала стрекотать сорока.

Ну, какой же волк нахал!
Ведь он все тебе наврал!
Лучше слушай ты меня:
В этой школе – западня,
Если вдруг туда пойдешь,
Ломаный не дам я грош
Я тогда за жизнь твою.
Возвращайся, говорю!

Нет, домой мне хода нет,
Ведь съедят же на обед!

Хорошо, пойдем со мной,
Колобочек милый мой,
Звала меня к себе лиса,
К ней дойдем за полчаса!

Что ж, давай тогда пойдем
Мы с тобою в лисий дом.

Уходят, сорока отстала немного и рассуждает:

Вот иду себе, не чаю,
Что же нам сегодня к чаю…
Оказалось, – колобок!
Ох, доверчивый, дружок!
Справимся, ведь, с колобком
Мы с лисицею вдвоем!

Уходят, прибегает зайчик.

Я все слышал! Ах, сорока!
С колобком она жестоко
Хочет нынче обойтись,
Болоболка! Берегись!
Побегу сову искать,
Друга надо выручать!

Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик.

Ох, сова! Беда стряслась,
Расскажу я все сейчас!
Та болтливая сорока,
Что ты выгнала с урока,
Обманула колобка,
Съест его наверняка!
Они сейчас к лисице в дом
Направляются вдвоем.

Время нам нельзя терять,
Надо к ним скорей бежать!

Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню.

Колобок и сорока (поют).

Где ты, глупая сова,
Нас догонишь ты едва!
Колобок не дурачок,
Не попался на зубок!

Их догоняют сова и заяц.

Погоди, постой, сорока!
Ты куда спешишь? Далёко?

Вот лиса придет сейчас,
Не останется от вас
Ни пера, ни даже пуха,
То-то! Будет вам наука!
Будешь, совушка, ты знать,
Как с уроков выгонять!

Эх, сорока-белобока,
Выгнала ведь я с урока,
Потому, что ты болтала
И учиться не желала!
Я простить тебя готова,
Коль учиться будешь снова,
Всем ведь интересней жить,
Если с грамотой дружить!
В школе станем мы добрее,
Образованней, умнее.
Да и веселей у нас,
Возвращайся ты в свой класс!
А лиса, как я узнала,
За границу убежала.
Ей в другом лесу милей,
Здесь никто не дружит с ней!

Что-то не пойму никак,
Кто мне друг, а кто мне враг?

Верить болтунам нельзя!
Мы с совой твои друзья!

Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове).

Ты прости меня, сороку,
Что тебя я сбила с толку,
Слопать я тебя хотела!
Вот такое, братец, дело…
И тебе, сова, я каюсь,
Вот увидишь, я исправлюсь!
Я молчать теперь сумею,
Клюв я пластырем заклею.
Уроки буду я учить,
Не хочу невеждой жить!

Я хочу учиться тоже,
И меня возьмете, может?

Ну конечно, колобок!
Завтра в школу на урок
Ты с рассветом приходи,
Не опаздывай, гляди!
Очень, очень рада я, –
Вместе мы теперь, друзья!
Появляются медведь и волк

Вот хотели я и волк
Вас спросить, – как колобок?
Он лисице и сороке
Не попался на зубок?

Нет, сорока с нами снова,
Искупить она готова
Всю вину… А колобок
Завтра тоже – на урок.

Снова дружно лес живет,
Веселись лесной народ!
Нашу песню запевай,
Колобок нам подпевай!

Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию “Улыбки”:

Рано утром солнышко встает,
Отправляется в свой путь по небосводу,
Мы ж в лесную школу для зверей
Отправляемся в любое время года!

В нашей школе нам тепло,
Нам со школой повезло,
Здесь так весело и дружно всем зверятам,
И учиться нам легко,
Если на душе светло,
Медвежатам, и волчатам, и зайчатам!

Нас славянской учат азбуке,
Стать добрее эти буквы нам помогут,
Ведь на этом чудном языке
Обращаются в молитвах люди к Богу!

Учитель: 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству.

Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благословлённый иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.
И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!

Звучит гимн Кириллу и Мефодию.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Учитель: Уважаемые гости и дети наш классный час подошел к концу, спасибо за внимание!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *