беседа вежливость на каждый день
«Вежливость на каждый день»
Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;
научить правильно, употреблять слова вежливости;
научить различать вежливое поведение и вежливую речь;
научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.
Ход классного часа.
— Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
— Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?
Но кем бы вы, ни работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское слово «вежа» – «знаток». Старинное «вежа» еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.
— Какие же вежливые слова рождает тепло души?
(Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Вежливость»)
Перечислите вежливые слова, которые вы знаете:
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
Классный час «Вежливость на каждый день» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Вежливость на каждый день.docx
Комитет по образованию и делам молодежи администрации
г.Камень-на- Оби, Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби Алтайского края
«Вежливость на каждый день»
Составитель: Устюжанина Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
стаж в данной специальности, 6 лет
Тема: «Вежливость на каждый день»
— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
— учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.
— развитие речи учащихся.
— воспитывать привычку соблюдать нормы нравственности при общении с окружающими.
Оборудование: Проектор, интерактивная доска, видеофильм из ералаша «День вежливости», презентация, бумага для теста, ручки, лепестки из бумаги
Музыкальное сопровождение: Песня о доброте.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.
2. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить. )
— Как вели себя дети в школе?
— Какие слова употребляли в своей речи?
— О каком дне говорится в фильме?
— Нам предстоит провести мероприятие для 7-х классов, посвящённое теме «Вежливость». Чтобы подготовиться к данному мероприятию и говорить с другими о вежливости, мы должны вспомнить, что же за качество «вежливость» и можем ли мы себя назвать вежливыми. Для этого задумаемся над вопросом:
— Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?
— Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
6. Сообщение темы кл.часа
— Итак, тема сегодняшнего классного часа « Вежливость на каждый день!».
Наша задача: выяснить что такое вежливость, какого человека можно назвать вежливым, и каких правил надо придерживаться, чтобы быть вежливым.
— Что же такое «Вежливость» и когда появилось это понятие?
До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия.
Толковый словарь даёт такое определение вежливости:
8.Составление «Дерева вежливости»
— Какого человека называют вежливым? Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека? Давайте составим с вами собственное дерево вежливости в процессе игры «Закончи фразу»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
— Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
— Когда нас бранят за шалости, говорим. (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
— И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (ДО СВИДАНИЯ)
— Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю. (ПОЖАЛУЙСТА)
— Какие ещё вежливые слова вы знаете?
— Как надо произносить вежливые слова? (с уважением к человеку)
1-е правило: При общении всегда необходимо говорить друг другу вежливые слова . Слова приветствия, слова благодарности и т.д.
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, В парке,
Слова эти очень И очень важны.
Без них невозможно
читает подготовленный ученик
Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. При любом общении нужны правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:
“ В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,
“ Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,
“ К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,
“ Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,
“ В гости ходить – надо и к себе водить”,
“ Умей в гости звать, умей и встречать”,
— Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. ( Ответы учащихся).
10.Конкурс Знатоков этикета
Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета?
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? ( да)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус )
С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )
· Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному )
Слово учителя: Вот видите, мнения ваши не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь.
Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти страшно, то юноша или девушка должен идти первым?
Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:
· Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….
· Навещая заболевшего друга, не задерживайтесь долго, потому что…..
· Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….
Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
Методическая разработка классного часа » Вежливость на каждый день»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
классного часа – игры
«Вежливость на каждый день»
«Вежливость на каждый день»
Классный час в старших классах школы проводится после цикла бесед и встреч с психологам школы по теме « Психологические аспекты общения « и после проведения и анализа теста « Этикет светского человека». Можно использовать и как отдельное мероприятие в классе. Школьникам рекомендовано ознакомится с книгами ;
Хазакова М.С. « Как не надо вести себя»,
Ян В. «Вежливость на каждый день».
« Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт»
Вступительное слово ведущего.
Попытка раскрыть понятие « хорошие « манеры предпринималась не единожды. Однако сделать это оказалось нелегко, несмотря на кажущуюся простату.
Цели и задачи классного часа ;
— обсуждение проблемам поведения человека и формирование у школьников доброго отношения к людям, расширение знаний о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, через игру.
Выбирается жюри из присутствующих или приглашенных гостей или педагогов школы.
До начала игры определяются болельщики за каждую клманду.
Представляются команды участников игры. Команды формируются заранее или накануне игры.
Ведущий может быть избран ученик из класса или два ведущих, например девушка и юноша. Выбирают и помощника ведущего.
Вступительное слово ведущего.
Разминка ( оценка до з баллов )
— Вы хотите познакомиться с девушкой, но вокруг её много поклонников. Как вы это сделаете?
— Нужно ли помогать нести сумку и зонтик девушке?
Девушка и лесовик ( сказка- шутка)
На старой осине в глуши лесной
А тот протянул ей в косматых лапах
Букет из фиалок и хризантем.
И так был прекрасен их свежий запах,
Что страх у девчонки пропал совсем.
Свиданья у девушки в жизни были.
Но если по-честному говорить,
То, в общем, ей редко цветы дарили
И радостей мало преподносили,
Больше надеялись получить.
Из мха и соломки он сплел ей шляпу.
Был ласков, приветливо улыбался.
И хоть и не руки имел, а лапы,
Но даже «облапить» и не пытался.
Прощаясь у вырубки обгоревшей,
Он грустно потупился, пряча вздох.
А та вдруг подумала: «Леший, леший,
А вроде, пожалуй, не так и плох!»
Мужчины, встревожьтесь! Ну кто ж не знает,
Что женщина, с нежной своей душой,
Сто тысяч грехов нам простит порой,
Простит, может, даже ночной разбой!
Но вот невнимания не прощает.
Вернемся же к рыцарству в добрый час
И к ласке, которую мы забыли,
Чтоб милые наши порой от нас
Не начали бегать к нечистой силе!
Предлагается разыграть ситуации. Для этого каждая команда (Х и У ) должна выставить
Команда Х представляет друг другу девушку и юношу.
Команда У представляет двух женщин разного возраста.
к одному из правил этикета :
Я слухам нелепым не верю.
Мужчины теперь, говорят,
В присутствии сильных немеют,
В присутствии женщин сидят.
Вам необходимо познакомить совершенно незнакомых между собой людей,
А) поприветствовать друг друга.
Г) выразить благодарность.
Е) обратиться с просьбой.
Для объявления результатов разминки и первого конкурса слово предоставляется жюри.
Второй конкурс – « ПРИВЕТСТВИЕ».
Команды должны разыграть ситуации приветствия-по два участника от команды.
Задание команде «Х»: Старший и младший по возрасту.
Устные вопросы командам ( по жребию ).
как они должны приветствовать друг друга?
мероприятия ближайшего по времени )
Для объявления результатов конкурса « Приветствие», слово жюри.
Третий конкурс – « ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ».
( оценка-10 баллов ) От каждой команды приглашаются два участника ( юноша и девушка).
Задание 1. Вы собрались в театр. Нужно хорошо выглядеть. Сейчас мы посмотрим умеют ли наши девушки завязывать галстук ( бабочку ) Критерии оценки –быстро и качественно.
Задание 2. Для выполнения этого задания приглашаются по одному юноше от команды.
Для чего нужно молодому человеку два носовых платка? Как вы ими распорядитесь?
Задание 3 Конкурс блиц-вопросов :
Четвертый конкурс – « ЧАША МУДРОСТИ».
Нелегок путь заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей,
Работа эта- быть среди людей.
Командам предлагаются вопросы из теста « Этикет светского человека» по 15 вопросов
( тест прилагается ) Оценка за один правильный ответ-1 балл.
И чаще говорите « Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру-
Классный час: «Азбука вежливости или этикет на каждый день».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
или этикет на каждый день».
Подготовила: Ермекова Г.Я.
Хорошими манерами обладает тот, кто
наименьшее количество людей ставит
в неловкое положение. Дж. Свифт.
Цель : Сформировать представление учащихся об основных этических нормах
и навыках культурного общения.
Форма : Брейн – ринг.
Подготовительный этап : Для организации и проведения классного часа
необходимо разделить класс на 3 команды
Каждая команда выбирает название, капитана.
Необходимо выбрать жюри и оценивать в баллах.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Существуют различные виды этикета:
этикет в общественных местах;
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:
Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.
не вытирать ботинки о штанину брюк;
признавать всё то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.
Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:
Игра идёт до шести очков.
Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой.
На обсуждение даётся 1 минута.
Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.
Что такое вежливость?
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
Что принять считать хорошими манерами?
В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
Кто первым здоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
Кого кому представляют?
Младшего – старшему, мужчину – женщине, менее известного – более известному.
Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
Можно ли входить в магазин с собакой?
Нет, даже если собака небольшая.
Как обратиться к продавцу?
По имени – отчеству, которое указано на бейдже, со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
На улице, в транспорте:
С какой стороны обходят прохожих?
Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа.
При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе наоборот.
Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
Надо встать и уступить место.
Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идёт первым?
Идёт и ведёт к месту мужчина, причём лицом к сидящим.
Чего нельзя делать во время спектакля?
Разговаривать, шуршать бумажками, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.
Поведение за столом:
Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочками бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
Как выйти из-за стола? Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
Как вести себя на уроке?
Слушать учителей, не вертеться, не разговаривать, помогать слабым.
Как вести себя в библиотеке?
Не перебивать, говорить тихо, выслушивать мнение взрослых.
Как вести себя должен ученик во время перемены?
Подготовиться к уроку, помочь слабым, дискуссировать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
или этикет на каждый день».
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Дж. Свифт.
Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах
и навыках культурного общения.
Форма: Брейн – ринг.
Подготовительный этап: Для организации и проведения классного часа
необходимо разделить класс на 3 команды
Каждая команда выбирает название, капитана.
Необходимо выбрать жюри и оценивать в баллах.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Существуют различные виды этикета:
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:
Примерные вопросы:
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
Младшего – старшему, мужчину – женщине, менее известного – более известному.
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
Нет, даже если собака небольшая.
По имени – отчеству, которое указано на бейдже, со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа.
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе наоборот.
Надо встать и уступить место.
Идёт и ведёт к месту мужчина, причём лицом к сидящим.
Разговаривать, шуршать бумажками, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
Кусочками бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
Слушать учителей, не вертеться, не разговаривать, помогать слабым.
Не перебивать, говорить тихо, выслушивать мнение взрослых.
Подготовиться к уроку, помочь слабым, дискуссировать.
Классный час «Вежливость на каждый день»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)
Подготовила кл.руководитель: Кирилина Е.А.
Цель: привитие этических норм поведения.
· научить правильно, употреблять слова вежливости;
· научить различать вежливое поведение и вежливую речь;
· научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу;
· Развивать умения вести себя в соответствии с нравственными нормами;
· Развивать понимание важности вежливого отношения к окружающим людям;
· воспитывать умение видеть красоту в простом и обыденном;
· воспитывать умение дарить тепло и доброту;
· воспитывать у детей чувство толерантрости, вежливости, внимания и дружбы;
Оборудование : ноутбук, интерактивная доска, карточки с заданиями, костюмы, семицветик, атрибутика.
Ход классного часа.
Кл. руководитель: Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
— Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?
Но кем бы вы, ни работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское слово «вежа» – «знаток». Старинное «вежа» еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
«Волшебное небо, вежливых слов»
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
Здравствуйте!
Будьте добры.
Спасибо.
Будьте любезны.
Извините.
Доброе утро!
Благодарю.
Спокойной ночи!
Пожалуйста.
Добрый день!
До свидания!
Добрый вечер!
Скажите, который час?
Извините за беспокойство.
— Кл.руководитель: Ребята, как вы думаете, откуда взялись правила поведения? Может быть, их кто-то выдумал?
Ребята, никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.
Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет». Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано. А откуда же появились вежливые слова?
Стихи детей и истории появления вежливых слов
Обучающийся №1 (Криницкий П.)
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Обучающийся №2 (Котлярова Диана)
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
— Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Не стесняйтесь громко, смело
Обучающийся №3 (Белаенко Вика)
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».
Обучающийся №4 (Лукашов Саша)
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».
Просмотр Видео-ролика
(Что такое этикет, речевой этикет, служебный и т.д.)
Задачи не на сложение – задачи на уважение!
1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?
(Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)
4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик?
(Поднять книгу и помочь прохожему)
Частушки ( Толстокоров Денис, Писаренко Денис)
1)Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.
2)В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!
3)Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.
4)Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.
5)Говорит лентяйке мать;
— Убери свою кровать!
— Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.
6)Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазам
Не уступить место в транспорте-
Не заметить недовольство мамы –
Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)
— Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо.
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Катя сказала Теме доброе слово».
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Кл.руководитель : А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Обучающиеся: Вежливо, с улыбкой.
Кл.руководитель : Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
— Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
Советы на память от «волшебного цветочка»
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
В школе, в классе не сори.
Ты труд другого уважай.
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательны м!
Кл.руководитель : Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь. (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове. («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал. («Извините, пожалуйста».)
Кл.руководитель : Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
— Давайте, постараемся, чтобы и наш класс в школе был самый вежливый.
— Ребята, вам понравился наш классный час?
Если вам было интересно, радостно и понравилась наш классный час, то поднимите зеленый смайлик, если же «нет» и вам было скучно и грустно, поднимите красный смайлик.
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и вежливые слова. Давайте постараемся быть вежливыми каждый день и везде.
(Играет музыка «Если добрый ты…»)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.