биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению детей
Талалаева Г. Социальная демография
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА 5. РОЖДАЕМОСТЬ, РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. ВАРИАНТЫ РЕПРОДУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
План лекции
5.1. Рождаемость: определение, показатели; баланс естественной и регулируемой рождаемости в современном обществе.
5.2. Репродуктивное поведение: определение, репродуктивные стратегии, основные тренды, фиксируемые в XXI в.
5.3. Эволюция рождаемости: суть концепции, направления эволюции рождаемости при переходе от индустриального общества к информационному.
5.1. Рождаемость: определение, показатели. Баланс естественной и регулируемой рождаемости в современном обществе
Рис. 16. Критические периоды для деторождения с точки зрения их последующей социализации
Подведем промежуточный итог вышесказанному. Плодовитость – это потенциальная возможность деторождения, а рождаемость –воплощение этой возможности в условиях реального социума. Наличие свободы выбора и воли, сплав биологических, психологических и социальных мотивов поведения, конфликт личных и общественных интересов и многое другое определяют реальную готовность населения продолжить себя в потомстве. Эта готовность наряду с фактическими социально-экономическими и финансовыми ресурсами воспитания и социализации подрастающего поколения лежит в основе репродуктивного поведения жителей планеты, отдельных стран и территорий.
Из социально значимых проблем рождаемости, снижающих уровень стабильности социума, повышающих демографический груз и уменьшающих конкурентоспособность будущих поколений, можно назвать несколько основных. Это рождение детей у несовершеннолетних, массовое рождение детей у женщин зрелого возраста, дисбаланс между естественной и регулируемой рождаемостью, между ответственным и безответственным родительством.
Все вышеперечисленные феномены имеют однонаправленные социальные последствия. Они закономерно повышают демографический груз населения, увеличивают риск социального сиротства и недостаточной социализации подрастающего поколения. Все это чревато формированием неконкурентоспособного социума в среднесрочной перспективе. Чтобы избежать подобных негативных явлений и их последствий, необходимо осуществлять адресную работу с молодежью, вырабатывая у нее устойчивые навыки ответственного поведения и осознанного родительства.
Принципиально важным является понимание того, что модели рождаемости не только зависят от социальной инфраструктуры общества, но и меняются вослед их динамике. Не удивительно, что рождаемость первобытного, аграрного, промышленного, индустриального и информационного общества отличается. Эти отличия имеют социальную природу. Они обусловлены различной социальной инфраструктурой общества, неодинаковыми сроками социализации молодежи, а также различиями в актуальных потребностях населения и объективной вероятностью полноценного удовлетворения последних.
Для целей социального менеджмента имеет значение исторически возрастающий разрыв между уровнем натуральной (естественной) и искусственной рождаемости, а также признание того факта, что современное нам общество является обществом искусственной (регулируемой) рождаемости. И в регуляции рождаемости все большую роль играет субъективный фактор − решение супругов (партнеров по браку) относительно рождения или отказа от рождения ребенка. С учетом стремительного процесса дифференциации российского общества по социальным, экономическим и финансовым критериям необходимо подчеркнуть, что модели регулирования рождаемости у разных слоев и социальных групп проявляются по-разному. Сегодня они не только отражают уровень развития социальной инфраструктуры общества в целом, но и специфику молодежной субкультуры, особенности стереотипов группового поведения отдельных этнических групп и неодинаковых в социальном плане слоев населения.
Под естественной рождаемостью понимают брачную рождаемость при условии отсутствия всякого вмешательства в репродуктивный цикл. Эта ничем не ограничиваемая «спонтанная» рождаемость стала предметом специальных демографических исследований в 60-е гг. прошлого столетия, когда французский демограф Л. Анри (L. Henri, 1961) предложил термин «естественная рождаемость». Однако естественную рождаемость нельзя считать исключительно биологическим феноменом. Несмотря на свое название (естественная или натуральная), она социально обусловлена и зависит от возраста вступления в брак, длительности грудного вскармливания и других поведенческих факторов.
Стремление человечества измерить величину естественной рождаемости имеет более давнюю историю, чем введение указанного термина в теорию демографии. Так, еще в XVII веке Дж. Граунт предложил свой алгоритм подсчета возможного максимума рождаемости. Дж. Граунт исходил из того, что в современном ему обществе на каждую 1000 жителей приходилось 300 женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет), способных с учетом периода вынашивания и кормления рожать с частотой «один ребенок в два календарных года». Опираясь на эти допущения, несложно посчитать, что величину общего коэффициента рождаемости, которая составит 150 ‰, или 150 случаев рождений на 1000 населения в год.
Через два столетия, в XIX веке, указанный максимум рождаемости был откорректирован в сторону понижения с учетом реальных условий жизни промышленного общества. Это сделал И. Ваппеус, обозначив как теоретически возможный, но практически недостижимый максимум рождаемости, равный 100 %.
В XX веке усилия по поиску реального коридора нормы рождаемости были активизированы. Л. Анри предложил оттитровать нормативы рождаемости, используя для этого в качестве стандарта рождаемость некоторых африканских стран, отличавшихся особо высокими уровнями рождаемости на рубеже 50-6-х гг. прошлого столетия.
Примерно в это же время Э. Коул обосновал иной подход к выбору стандарта рождаемости. Он отметил несопоставимость образа жизни африканского населения и населения экономически развитых стран по таким показателям, как уровень социально-экономического развития, санитарно-гигиенической культуры, внутриутробной и младенческой смертности, показателям половозрастной рождаемости. Э. Коул предложил принимать за стандарт XX века рождаемость секты гуттеритов, члены которой характеризовались высоким уровнем социально-экономического развития, высокой санитарно-гигиенической культурой, поголовной брачностью, полным отсутствием контрацепции, относительно коротким периодом грудного вскармливания, а также низкими уровнями внутриутробной и младенческой смертности. В итоге своих работ Э. Коуэл счел необходимым разделять общую, брачную и внебрачную рождаемость. Для подсчета им предложены соответствующие формулы. В историю демографии эти показатели вошли как индексы Коуэла (индекс общей рождаемости, индекс брачной рождаемости, индекс внебрачной рождаемости). Кроме того, была выстроена номограмма – график, отражающий повозрастную динамику естественной рождаемости у населения экономически развитых территорий середины XX века. Этот график известен как стандарт рождаемости гуттеритов. Он представлен на рис. 17.
Рис. 17. Стандарты естественной рождаемости и фактическая повозрастная рождаемость населения России в 1998 г. (Цит. по: В.М. Медков, 2003. С. 229, рис. 5.2.)
Закономерным продолжением перечисленных работ стали исследования, направленные на определение нижней границы естественной рождаемости у жителей промышленно развитых стран. Оценка минимальных значений естественной рождаемости проведена В.А. Борисовым на основе анализа массовых фактических данных на примере населения, условия жизни которого находятся в пределах санитарной нормы, но внутри нее относятся к наименее благоприятным. Выявленный на этой основе стандарт соответствует минимальному уровню естественной брачной рождаемости, ниже которого он не может опуститься в нормальных санитарных условиях при отсутствии каких-либо экстремальных социально-экономических (форс-мажорных) обстоятельств. Данный стандарт известен как стандарт гипотетического минимума естественной рождаемости или ГМЕР. Повозрастная динамика данного стандарта также приведена на рис. 17.
Примечательно, что реальная рождаемость в России конца XX века (периода перестройки и социально-экономических реформ) существенно отличается в сторону уменьшения как от стандарта гуттеритов, так и от стандарта ГМЕР по всем возрастным группам (см. рис. 17). Это является доказательством того, что в реальных условиях жизни современной России реализуется не естественная, а искусственная (регулируемая) рождаемость. Выдвинутый тезис документируют статистические данные табл. 6.
Данные таблицы 6 свидетельствуют, что во все периоды наблюдения, т.е. всю вторую половину XX столетия, в России репродуктивный потенциал населения не реализовывался в полной мере. Даже гипотетический минимум естественной рождаемости (ГМЕР) превосходил реальную рождаемость в стране (ОКР) в несколько раз: от 1,7 раза у сельского населения в 1958-1959 гг. до 5,3 раз у городского населения в 1993-1994 гг.
Таблица 6.
Общие коэффициенты рождаемости (ОКР), гипотетический минимум естественной рождаемости (ГМЕР) и степень реализации ГМЕР в России
(Цит. по: В.М. Медков, 2003. С. 228, табл. 5.7.)
Биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению детей
Измеряется числом потенциально возможных живорождении у женщины, которое зависит от генетических качеств и состояния здоровья обоих супругов, а также от сочетания их физиологических свойств в браке (иногда у здоровых супругов беременность не наступает вследствие их биологической несовместимости).
В отдельных случаях число возможных рождений в одноплодных родах может варьироваться в очень широких пределах, от 0 до 35. Однако плодовитость редко реализуется полностью. Средняя видовая плодовитость, т. е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10-12 живорождении за всю жизнь, или 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически же показатели итоговой брачной рождаемости в больших массах населения никогда не достигали такой величины и редко превышали 8 живорождении за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.
В прошлом весьма распространенными были представления, будто плодовитость различается в зависимости от климата, расы, культурного уровня людей и т.п. Считалось, что в жарком климате половое созревание наступает раньше и плодовитость выше, чем в умеренном климате, что у «диких» народов плодовитость выше, чем у «цивилизованных». Даже в XIX в. выдающиеся ученые (Т. Садлер, П.Ж. Прудон, Г. Спенсер, А. Дюмон и др.) считали, что плодовитость снижается от умственного напряжения, или трудностей восхождения по общественной лестнице, или от излишней полноты человека. Подобные представления были основаны чаще на впечатлениях и предрассудках, чем на результатах специальных исследований. Современные исследования не подтверждают каких-либо географических, этнических или социальных различий в плодовитости. Поэтому высокие показатели рождаемости, наблюдавшиеся когда-либо в прошлом или наблюдаемые ныне у отдельных народов или в отдельных этнических или религиозных группах населения, не ограничивающих искусственно свою рождаемость, могут использоваться в качестве базы сравнения хотя бы для грубой оценки плодовитости населения экономически развитых стран с низкой, искусственно ограничиваемой рождаемостью. Правда, следует иметь в виду, что подобные оценки плодовитости, основанные на каких бы то ни было показателях рождаемости, занижают ее действительные размеры. Во-первых, у большинства народов с высокой рождаемостью всегда существовали и существуют различные обычаи и другие социальные нормы, косвенно ограничивающие рождаемость (в частности, нормы, регулирующие условия вступления в брак и его расторжения; запреты на половые сношения в браке в определенные периоды в связи с обычаями хозяйственной деятельности; нормы, регулирующие продолжительность кормления ребенка грудью и т.п.). Во-вторых, рождаемость у многих народов занижается плохим питанием и различными болезнями, снижающими плодовитость (туберкулез, малярия, венерические болезни и т.д.). Наконец, в-третьих, у всех народов, хоть и в разной степени, практикуются противозачаточные меры и искусственные аборты.
Биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению детей
Адрес: г.Москва, улица Советской армии, 7 (м. Достоевская)
Причины неудач имплантации более чем в 80% случаев заключаются сложных иммунологических процессах
Зачатие и рождение новой жизни есть величайшая тайна на Земле, над разгадкой которой трудились прославнейшие умы прошлых столетий, гении современной науки и будут трудиться ученые и практики будущих тысячелетий. Достижения современной репродуктологии позволили не только приоткрыть завесу таинства живорождения, но и добиться появления на свет миллионов желанных и долгожданных малышей, родителям которых не суждено было бы испытать счастье материнства и отцовства не будь у лучших представителей мировой науки безудержного стремления к познанию механизмов сохранения жизни на Земле.
Читателям этой статьи, как страстно желающим стать родителями, так и уже познавшим радости и трудности рождения детей, конечно известно сколь большое место в последние десятилетия приобрело экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) в лечении бесплодия и сколько малышей, благодаря этому методу, получило возможность появиться на свет. Однако даже такой, казалось бы, абсолютно эффективный метод лечения бесплодия, не позволяет в ряде случаев достичь зачатия и, что не менее важно, благополучного вынашивания долгожданной беременности.
Среди причин неудач ЭКО выделяют доимплантационные, имплантационные и постимплантационные осложнения. Если первые зачастую бывают связаны с недостаточно правильной подготовкой супружеской пары к программе ЭКО, погрешностях на этапе стимуляции овуляции, заборе ооцитов и переносе эмбриона в полость матки, то остальные подчас невозможно ни полноценно изучить, ни преодолеть. И поэтому наибольшие усилия сегодняшней репродуктивной науки направлены как раз на изучение механизмов имплантации эмбриона в матке и условий, при которых развитие плода будет наиболее благоприятным. В этом отношении репродуктологи всего мира едины во мнении, что разгадка причин неудач имплантации более чем в 80% случаев лежит в изучении сложных иммунологических процессов, которые стоят у истоков зарождения жизни.
Совершенствование иммунных механизмов в процессе эволюции призвано обеспечить биологическое сохранение вида и рождение здорового потомства. Однако «продолжительность благополучного существования вида не гарантирует виду благополучного существования в будущем» (Ли Ван Вален). Процессы «иммунологического скрининга» стоят в основе механизмов естественного отбора, известного нам еще из курса школьной биологии, согласно постулатам которого, выживают лишь сильнейшие представители вида, слабые же обречены на вымирание.
По этим же законам работает и женский организм, несущий на себе основную физиологическую нагрузку, связанную с беременностью, родами и грудным вскармливанием. Иммунные механизмы в матке работают таким образом, чтобы обеспечить выбор и успешную имплантацию эмбриона, имеющего оптимальные биологические характеристики.
Драма человеческого организма состоит в том, что, являясь венцом творения природы, человек имеет самый высокий риск получить при слиянии половых гамет продукт аномального зачатия, т.е. эмбрион, развитие которого привело бы к рождению больного ребенка. На пути появления на свет таких детей природа поставила особую иммунологическую защиту материнского организма, главная задача которой не ошибиться в выборе «правильного зародыша».
Известно, что в ходе репродуктивного процесса у человека оплодотворение яйцеклетки лишь в 20-35% случаев приводит к развитию беременности даже у абсолютно здоровых молодых супружеских пар. В остальных случаях происходит самопроизвольное прерывание беременности на очень ранних этапах, когда женщина еще даже не ощутила объективных признаков беременности. Так обеспечивается закон сохранения здоровья вида.
Однако существуют причины, по которым материнский организм может отторгать генетически здоровый эмбрион. Иммунологическая система женщины всегда стоит на страже биологических интересов матери. Если в ее организме есть причины, по которым беременность является фактором риска, ведущим к ухудшению общего состояния женщины и провоцирующим развитие заболеваний, то иммунологические процессы в матке могут заблокировать развитие данной беременности. Не зря иммунологи называют организм матери «крепостью, которую героический эмбрион должен взять штурмом».
Для успеха имплантации в полости матки должны в определенный момент времени создаться абсолютно идеальные с иммунологической точки зрения условия для обеспечения развития попавшего туда эмбриона. Французский ученый Шарль Тибо предложил обозначить этот период термином «имплантационное окно».
Экспериментальные исследования системы «мать-плод» показали, что важнейшим фактором отсутствия отторжения эмбриона является его анатомическая обособленность от организма матери. Эмбрион находится в плодном пузыре и сам по себе не имеет непосредственного контакта с материнскими тканями. Границей раздела между организмами матери и плода являются клетки трофобласта – пограничного с материнскими тканями слоя плаценты, в пределах которого и происходят все многогранные иммунологические процессы, определяющие в дальнейшем судьбу данной беременности. Наличие трофобласта позволяет эмбриону существовать в иммунологической безопасности от организма матери.
Выделяют несколько типов иммунологических нарушений, имеющих место при бесплодии и привычном невынашивании:
Бурное развитие вспомогательных репродуктивных технологий, увеличение использования метода ЭКО для лечения бесплодных пар и неустанные поиски способов повышения процента удачных попыток определило резкое возрастание интереса как репродуктологов, так и самих пациентов к системе HLA, которой первично заинтересовались в рамках трансплантологии (науке о пересадке органов и тканей).
Целью написания этой статьи явилась попытка объяснить загадку предотвращения иммунного отторжения эмбриона материнским организмом, которая напрямую связанна с особенностями главного комплекса гистосовместимости.
Наука, изучающая особенности HLA-системы и ее участие в иммунологических процессах в организме, называется иммуногенетикой. HLA-гены кодируют выработку специфических белков, расположенных в виде антител на поверхностях лимфоцитов (белых клеток крови) и некоторых других ядросодержащих клеток. Эти белки напрямую участвуют в реакциях иммунного ответа.
Драма гомозигот в том, что по законам сохранения вида они выводятся из репродуктивного процесса всеми возможными способами. Это может проявляться на первый взгляд ничем не связанными с иммуногенетикой причинами. Например, женщина может перенести воспаление придатков, осложнившееся спаечным процессом в маточных трубах и, как следствие, внематочной беременностью. Далее такая женщина будет предпринимать попытку забеременеть с помощью метода ЭКО, полагая, что причиной ее бесплодия является только трубно-перитонеальный фактор и, надеясь на получение положительного результата с 1-2 попытки, т.к. известно, что трубно-перитонеальный фактор бесплодия очень успешно лечится с помощью программ ЭКО. Когда же беременность не наступит по прошествии 3-4 попыток и будет проведено обследование на иммунологические причины бесплодия, окажется, что женщина гомозиготна по системе HLA. Таким образом, развитием воспалительного процесса в трубах природа просто лишила такую женщину возможности продолжения рода, как менее жизнеспособного индивидуума.
Причиной снижения жизнеспособности гомозиготных индивидуумов является то, что с HLA-антигенами I и II класса ассоциируется предрасположенность ко многим аутоиммунным и иммунопатологическим заболеваниям (антиген HLA-B27- с болезнью Бехтерева, HLA-DR4- с ревматоидным артритом тяжелого течения, HLA-D8-с болезнью Аддисона, HLA-B35-с инфекционным мононуклеозом, HLA-B7- с аллергией к пыльце растений, HLA-DR3,-DR4,-DQ3-с сахарным диабетом I типа и т.д., этот список можно было бы продолжать до бесконечности). Если же человек является носителем двух одинаковых HLA-антигенов, то вероятность развития болезни, к которой этот человек предрасположен, многократно увеличивается и природа различными способами лишает этого человека способности к деторождению либо резко уменьшает его шансы воспроизвести потомство. Подобная ситуация возникает у возможного эмбриона, когда родители являются совместимыми друг с другом более, чем по трем локусам HLA-комплекса.
В настоящее время существует генетическая гипотеза, согласно которой главный комплекс гистосовместимости сцеплен с так называемыми рецессивными летальными генами, что ведет к нарушению репродуктивного процесса, внутриутробной гибели плода, порокам развития потомства и повышает риск развития злокачественных заболеваний. Это проявляется у гистосовместимых родителей хроническими самопроизвольными выкидышами на самых разных сроках (от 7 дней с момента зачатия, что и определяет неудачи ЭКО, до практически доношенной беременности).
Доказанная множеством исследований иммунологическая гипотеза включает аргументы, подтверждающие, что идентичность HLA-антигенов у супругов вызывает снижение иммунного ответа матери, ведущее к нарушению процессов имплантации и хроническим спонтанным абортам.
Известно, что важнейшим аспектом формирования нормальных взаимоотношений между материнским организмом и эмбрионом является генетически детерминированная антигенная несовместимость матери и плода. Через 96 часов после оплодотворения развивающийся эмбрион начинает экспрессировать HLA-антигены отцовского происхождения. Казалось бы, чужеродные антигены, попадая в кровоток матери должны вызывать реакцию иммунного отторжения плода, но в норме этого не происходит. «Иммунологический парадокс беременности» обусловлен наличием на уникальной ткани трофобласта (пограничного слоя между слизистой оболочкой матки и собственно тканями эмбриона) дополнительных антигенов HLA-комплекса, идентифицированный как HLA-G-локус I класса. Благодаря наличию этого антигена, клетки трофобласта могут индуцировать защитные иммунные реакции, такие как образование клеток-супрессоров классического иммунного ответа и блокирующих антител (MLR-Б-АТ), защищающих эмбрион от иммунной атаки материнского организма. Наличие достаточной выработки организмом матери MLR-Б-АТ является необходимым атрибутом нормальной беременности, отсутствие этих антител четко связано с развитием выкидышей. У супружеских пар, имеющих 2 и более одинаковых локусов HLA-антигенов, продукция этих антител резко снижена из-за генетической «похожести» организмов матери и эмбриона. Иными словами, большое число совпадений по антигенам HLA приводит к тому, что организм матери распознает эмбрион как свою собственную мутированную (раковую) клетку, против которой начинает работать механизм иммунологического уничтожения.
В последние годы учеными разработан достаточно эффективный метод лечения этой патологии, который широко используется при привычном невынашивании и подготовке HLA-совместимой пары к программе ЭКО. Суть его заключается в иммунизации женщины лимфоцитами мужа или донора, если на иммунолимфоцитотерапию кровью мужа нет адекватного увеличения выработки блокирующих антител. Однако следует помнить, что иммунолимфоцитотерапия показана только тем пациенткам, у которых снижен в крови уровень MLR-Б-АТ и нет других иммунологических причин нарушения имплантации эмбриона (АФС-синдрома и других аутоиммунных заболеваний), при которых применяются диаметрально противоположные способы терапии. Поэтому выбор метода лечения иммунологического бесплодия должен осуществляться только врачом-иммунологом или репродуктологом на основании результатов полноценного обследования супружеской пары на все иммунологические причины нарушения фертильности.
Итак, уважаемые настоящие и будущие мамы и папы, подведем итог нашему краткому экскурсу в зазеркалье рождения новой жизни. Совершенно очевидно, что генетический иммунологический код системы HLA оказывает самое непосредственное влияние на способность человека воспроизводить потомство. HLA-гистосовместимость супружеской пары, гомозиготность каждого отдельного индивидуума ассоциируются со снижением способности к нормальному зачатию и вынашиванию беременности. Однако большинство открытий в данной области на сегодняшний день остаются дискуссионными и не позволяют четко прогнозировать репродуктивные возможности супружеской пары. Врач может лишь с известной долей вероятности предположить наличие проблемы и рекомендовать соответствующее обследование и лечение, опираясь на знание мировой науки. Но нет на Земле ничего более непознанного и непредсказуемого, чем человеческий организм. И еще многие-многие века и тысячелетия человек будет познавать самого себя.
Тесты по курсу «Семьеведение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕСТЫ по программе дополнительного образования «Семьеведение»
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
1. На Ваш взгляд, семья – это:
а) исходная, заранее данная, стабильная микромодель общества,
б) структура, видоизменяющаяся исторически,
в) социально-психологическая общность,
г) пара совместно живущих мужчины и женщины.
2. Патриархальная семья – это семья:
а) материнская, где реализуются властные позиции матери,
б) отцовская, где высшей властью является отец,
в) совместное руководство семьёй;
г) соблюдение этнических обычаев и традиций общества.
3. Что происходит с семьёй сегодня?
а) семья дезорганизована, находится в кризисе,
б) семья развивается, эволюционирует,
в) справедливы и сосуществуют обе названные позиции,
г) семьи фактически нет.
4. Как Вы понимаете социальные функции семьи?
а) это её обязанности по отношению к обществу,
б) это её структура,
в) это ролевые позиции членов семьи,
г) это интересы каждого члена семьи.
5. Семья есть определённый тип отношений:
а) парные отношения,
б) индивидуальные отношения,
в) групповые отношения,
г) социальные отношения.
6. С чем, на Ваш взгляд, связано деторождение в семье?
а) с демографической ситуацией в целом,
б) с социально-экономической ситуацией в обществе,
в) с этническим фактором,
г) с традиционной культурой (многодетности-малодетности).
а) наличие чувства любви к одному партнёру,
б) долговременное совместное проживание мужчины и женщины,
в) появление детей у сожительствующей пары,
г) пожизненный союз мужчины и женщины.
8. Альтернатива моногамии в современном российском обществе
а) была, но постепенно отвергается,
в) существует де факто,
г) существует де юре.
9. Свобода в выборе формы брачного союза имеет следствием
а) достижение индивидом полноценного счастья,
б) появление детей у пары,
в) дезорганизацию института брака,
г) успешную социализацию мужчины и женщины.
10. Современный феминизм на Западе – это
а) мужское политическое движение,
б) любовь женщины к самой себе,
в) борьба женщины за политические права и свободы,
г) попытка привлечь внимание к представительницам женского сообщества.
11. Нуклеарная семья состоит из:
а) одного представителя,
в) родителей и их ребёнка или детей,
г) родителей, прародителей и детей.
12. Расширенная семья – это семья:
а) состоящая из родителей и двоих детей,
в) с родственниками по боковой линии,
г) с временно проживающими членами рода.
13. Сожительство мужчины и женщины – это:
а) совместное ведение хозяйства, сексуальные отношения,
б) организация праздников, посещение развлекательных учреждений,
в) планирование и рождение детей,
г) накопление совместного имущества.
а) средство повышения качества жизни,
б) фактор дезорганизации семейной жизни,
в) фактор социализации ребёнка,
г) способ повышения социального статуса индивида.
а) естественная и исторически обусловленная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
б) попытка женской части общества получить законный статус в сожительстве,
в) вариант внедрения идеологии многожёнства,
г) поиски в сферах права, культуры, брака и семьи.
16. Супружество, родительство, родственные отношения являются:
а) соперничающими структурами в семье,
б) альтернативами служебной карьере, профессиональному росту,
в) основными типами семейных отношений,
г) традиционными социальными структурами, изжившими себя.
17. Какое из данных утверждений правильно?
а) экзогамия – запрет на браки внутри рода,
б) экзогамия – разрешение на брак внутри данного рода,
в) экзогамия – сексуальные отношения пары,
г) экзогамия – предпочтение собственной культуры всем иным.
18. Эндогамия есть брак:
а) внутри одного племени,
б) внутри одного рода,
в) внутри одной группы,
19. Семьи в повторном браке – это семьи, которые возникают:
а) в отсутствие законных мужа, жены,
б) после развода или смерти одного из супругов,
в) в фиктивном браке,
г) параллельно с существующим браком.
20. Среднедетная семья – семья, которая состоит из
б) трёх-четырёх детей,
в) пяти и более детей,
г) десяти и более детей.
а) с прогрессирующей многодетностью,
б) с тенденцией к среднедетности,
в) с преобладанием малодетности,
г) с нарастающей бездетностью.
22. Социальные функции семьи представляют собой:
а) направленность деятельности семейной группы по реализации её потребностей,
б) определённые действия члена семьи,
в) отношение общества к семье как социальному институту,
г) заботу государства о семье.
23. Специфическими называются те функции семьи, которые:
а) отличают одну семью от другой,
б) отвечают её глубинным интересам и потребностям,
в) характеризуют на данный момент состояние общественного сознания,
г) может качественно выполнить только она сама.
24. Неспецифические функции семьи – это функции:
а) социализации подрастающих поколений,
в) воспитания детей,
г) отдыха и досуга, образования, оздоровления, создания материальной базы и т.д.
25. Семья как микрогруппа выполняет индивидуальные функции. К их числу относятся:
а) формирования самооценки, ценностно-ориентационная,
в) накопления семейного богатства,
г) организации досуга семьи.
26. В настоящее время российская семья является в большей степени опорой:
а) для государства и общества,
б) для составляющих её индивидов,
г) для родственного окружения.
27. Семья воспринимается как более надёжное убежище от социальных бурь, если она существует:
а) на основе официального брака,
б) как свободный союз двух равноправных сексуальных партнёров,
в) в виде фактического сожительства мужчины и женщины,
г) как пробный брак.
28. Чаще не имеют детей те мужчины и женщины, чей брак:
а) не зарегистрирован,
б) имеет сакральный, религиозный характер,
в) стабилен и счастлив,
29. Высокий статус семьи в сознании людей поддерживается преимущественно её способностью:
а) создавать материальные условия для жизни человека,
б) удовлетворять его самые интимные личностные потребности,
в) сохранять в общественном мнении имидж семейного человека,
г) сохранять здоровье индивида.
30. Малодетность семьи:
а) облегчает развод,
б) благоприятствует сожительству,
в) уменьшает влияние других родственников,
г) увеличивает период социализации ребёнка
31. Семейная социализация означает:
а) подготовку ребёнка к исполнению им семейных ролей,
б) освоение будущей профессиональной деятельности,
в) обретение устойчивого мировоззрения,
г) адаптацию в различных социальных слоях.
32. Первичная социализация в семье длится до достижения ребёнком возраста:
а) 5 лет, б) 10 лет, в) 17-18 лет, г) 20-25 лет.
33. Брак – это социально подтверждённый и юридически закреплённый союз между:
а) взрослыми мужчиной и женщиной, изъявившими желание заключить его,
б) индивидами, чьи родители приняли решение породниться,
в) двумя любящими людьми, вступившими в половые отношения,
г) парой, у которой появился ребёнок.
34. Брачное поведение – поведение, целью которого является:
а) удовлетворение потребности в браке, связанное с выбором партнёра,
б) удовлетворение сексуальной потребности индивида,
г) повышение социального статуса индивида.
35. Брачный возраст – это:
а) возраст окончания средней школы,
б) средний возраст вступления в брак отдельно для женихов и невест,
в) возраст полового созревания индивида,
г) минимальный возраст вступления в брак, дозволенный законом.
36. Гражданский брак – это брак, который:
а) заключается по церковным канонам,
б) фиксируется в соответствующих органах государственной власти,
в) представляет собой фактическое сожительство брачных партнёров,
г) связан с наличием гражданства той или иной страны.
37. Сожительство, не оформленное в соответствии с законом, называется:
а) морганатическим браком,
б) неформальным браком,
38. Эндогамия и экзогамия являются факторами:
а) культуры, б) политики, в) экономики, г) религии.
39. Разводимость – явление, обусловленное:
а) субъективными причинами,
б) объективными условиями жизни семьи,
в) объективными и субъективными факторами супружества,
г) особенностями образа жизни семьи.
40. Разводы свидетельствуют:
а) о продолжающемся росте уровня потребностей индивидов,
б) о социальном неблагополучии в обществе,
в) об отсутствии семейной политики в российском социуме,
г) об индивидуализации как процессе изменения общества.
Биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению живых детей называется:
а) плодовитостью, б) продуктивностью, в) репродукцией г) экзогамией
42. Репродуктивные нормы каждая семья определяет исходя из:
а) социальных норм, существующих в данном обществе,
б) установок супругов на контрацепцию,
в) социально-экономических условий функционирования семьи,
г) все ответы верны.
43. Среднее число детей, рождённых российскими женщинами детородного возраста, в настоящее время остановилось на отметке:
а) 2,1, б) 1,9, в) 0,9, г) 1,7.
44. Современная ситуация в семье говорит о том, что она:
а) по-прежнему выполняет роль посредника между индивидом и обществом,
б) ориентирована на удовлетворение личностных потребностей индивида,
в) семья и общество обрели автономность по отношению друг к другу,
г) все ответы верны.
45. Альтернативные формы семейной жизнедеятельности (гомосексуальные семьи, многобрачие, сожительства вне брака) представляют собой:
а) результат ускоренной социализации личности,
б) следствие снижения привлекательности сексуальных партнёров друг для друга,
в) пример негативного отношения к собственной семье,
г) пример дезорганизации семьи как малой группы.
Ответы: 1 б, 2 б, 3 а, 4 а, 5 в, 6 г, 7 г, 8 в, 9 в, 10 г, 11 в, 12 б, 13 а, 14 б, 15 в, 16 в, 17 а, 18 а, 19 б, 20 б, 21 в, 22 а, 23 г, 24 г, 25 а, 26 в, 27 а, 28 а, 29 б, 30 а, 31 а, 32 в, 33 а, 34 а, 35 г, 36 б, 37 б, 38 а, 39в, 40 г, 41 а, 42 г, 43 г, 44 г, 45 г.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Номер материала: ДБ-1025883
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.