биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка

Родительство

Полезное

Смотреть что такое «Родительство» в других словарях:

родительство — род ительство, а … Русский орфографический словарь

Естественное родительство — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

ПРОИЗВОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО — См. запланированное родительство … Толковый словарь по психологии

ПЛАНИРУЕМОЕ РОДИТЕЛЬСТВО — Произвольная регуляция размера семьи посредством планирования времени рождения и числа детей. Она включает в себя ряд процедур, проводимых для того, чтобы предотвратить нежелательные рождения детей. Также называется произвольным родительством … Толковый словарь по психологии

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Детство (общественная программа) — «Детство» общественная программа, инициированная Благотворительным фондом поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» при поддержке Международной методологической ассоциации с целью пересмотреть отношение в обществе к теме детства. В… … Википедия

Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга) … Википедия

Вальдорфское образование — Урок в классе вальдорфской школы «Ступени», Одесса, Украина Вальдóрфское образовáние альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно сверхчувственном познании, на образном… … Википедия

Источник

Родительство

Биологически мужчины становятся отцами, а женщины — матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка (см. Материнство, Отцовство). Но только благодаря повседневному уходу за ребёнком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь матери и отцы по-настоящему становятся родителями. Мы живём в такой культуре, которая, идеализируя мать, представляет её так, будто она интуитивно знает, что нужно делать для ребёнка, что она наделена врождённым спокойствием и терпением, внимательна к нуждам других и принимает на себя заботу о своих близких без колебаний и затруднений. Действительно, мать для ребёнка — первый объект обожания, причём объект первостепенной важности. А другой родитель — отец — предстаёт и как друг, и как человек, который вклинивается в отношения «мать — ребёнок», и уже в самом раннем возрасте ребёнок может ощущать ревность к отцу.

Предполагается, что способность и желание растить и воспитывать ребёнка являются врождёнными, к тому же исключительно женскими качествами. Эта абсолютизированная идея о женской незаменимости оказывает родителям плохую услугу, так как воспитание детей связано не только с природными задатками. Воспитание детей взаимопереплетено с целым рядом чувств и умений, которые требуют развития как у женщины, так и у мужчины. По-видимому, некоторые женщины действительно являются «врожденными матерями», а для некоторых мужчин уход за детьми также является чем-то естественным. Однако большинству женщин и мужчин приходится на практике обучаться искусству ухода за детьми, и чувства и умение общения с детьми развиваются по мере роста детей.

Родительство. Воспитание

Родители обязаны воспитывать у ребёнка здоровое отношение к вопросам пола и половой жизни, физиологическим и нравственным основам брака и семьи, причём это надо начинать делать задолго до вступления детей в период полового созревания, а по некоторым его аспектам — уже в самом раннем детстве. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители должны своевременно и правильно отвечать на вопросы своих подрастающих детей.

Также по теме: Психологически давят?

Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин, выбор, благодаря которому лица обоего пола могут испытывать радость и который в каждой семье должен реализовываться, исходя из темперамента родителей, заинтересованных в воспитании, а значит, на основе большего разнообразия воспитательных средств по сравнению с традиционными моделями.

Элементы естественного родительства

Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи. Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.

Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)

Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности. По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.

Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.

На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:

Вышеуказанные принципы воспитания детей возникли из-за того, что в педиатрии 1950-х годов было не принято поддерживать тактильные контакты между родителями и детьми, имелось пренебрежительное отношение к нуждам детей по сравнению с потребностями взрослых.

Источник

Сознательное родительство: что это такое и как его применять

биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка

Биологически мужчины становятся отцами, а женщины — матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка (см. Материнство, Отцовство). Но только благодаря повседневному уходу за ребёнком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь матери и отцы по-настоящему становятся родителями. Мы живём в такой культуре, которая, идеализируя мать, представляет её так, будто она интуитивно знает, что нужно делать для ребёнка, что она наделена врождённым спокойствием и терпением, внимательна к нуждам других и принимает на себя заботу о своих близких без колебаний и затруднений. Действительно, мать для ребёнка — первый объект обожания, причём объект первостепенной важности. А другой родитель — отец — предстаёт и как друг, и как человек, который вклинивается в отношения «мать — ребёнок», и уже в самом раннем возрасте ребёнок может ощущать ревность к отцу.

Также по теме: Родители парня: как их расположить к себе. 8 правил. Отношения. Любовь

Предполагается, что способность и желание растить и воспитывать ребёнка являются врождёнными, к тому же исключительно женскими качествами. Эта абсолютизированная идея о женской незаменимости оказывает родителям плохую услугу, так как воспитание детей связано не только с природными задатками. Воспитание детей взаимопереплетено с целым рядом чувств и умений, которые требуют развития как у женщины, так и у мужчины. По-видимому, некоторые женщины действительно являются «врожденными матерями», а для некоторых мужчин уход за детьми также является чем-то естественным. Однако большинству женщин и мужчин приходится на практике обучаться искусству ухода за детьми, и чувства и умение общения с детьми развиваются по мере роста детей.

Также по теме: Готовы ли вы стать родителями?. Психология

Родительство. Воспитание

Родители обязаны воспитывать у ребёнка здоровое отношение к вопросам пола и половой жизни, физиологическим и нравственным основам брака и семьи, причём это надо начинать делать задолго до вступления детей в период полового созревания, а по некоторым его аспектам — уже в самом раннем детстве. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители должны своевременно и правильно отвечать на вопросы своих подрастающих детей.

Также по теме: Психологически давят?

Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин, выбор, благодаря которому лица обоего пола могут испытывать радость и который в каждой семье должен реализовываться, исходя из темперамента родителей, заинтересованных в воспитании, а значит, на основе большего разнообразия воспитательных средств по сравнению с традиционными моделями.

Элементы естественного родительства

Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи. Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.

биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Смотреть картинку биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Картинка про биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка. Фото биологические и социальные связи между супругами и детьми включающие рождение и воспитание ребенка

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Островская Ю.Н.,студентка 5 курса

(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

Научный руководитель – Горленко В.П., кандидат педагогических наук, доцент

Феномен родительства представляет собой самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и социально-психологическое здоровье личности последующих поколений. На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство отсутствовало, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община. Позже в среде раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.

В XV–XVI вв. внимание к детям заметно меняется, возрастая в сторону требовательности и строгости. Документы того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и не упоминают о родительских обязанностях [1]. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII – началу XIX в. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [2]. Сегодня позитивное родительство рассматривается как постоянное доброжелательное отношение родителей к детям, которое основано на ответственности за их содержание, воспитание, полноценное развитие и которое предполагает заботу, защищенность, любовь, уважение, понимание и принятие каждого ребенка таким, каков он есть.

Родительство – многогранный феномен, который обычно рассматривается на двух уровнях: во-первых

, как сложное интегральное субъективно-личностное образование;
во-вторых
, как надындивидуальное целое, которое, как правило, совокупно, то есть включает двух человек – отца и мать. Эти уровни и формируют родительство. Качественной границей, их разделяющей, является рождение ребенка.

Первый уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства. С этой точки зрения родительство – это интегральное социально-психологическое образование личности (отца и/или матери), которое включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [3].

Второй уровень родительства рассматривается как надындивидуальное образование. Иногда говорят, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Однако, если бы в действительности это было так, то в речи закрепились бы дублирующие друг друга понятия. Чтобы развести значение понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо отметить следующее: «родительство» представляет надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются, прежде всего, отдельной личности. Рассматривая соотношение понятий, следует отметить их относительную самостоятельность. Понятия «материнство» и «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, то есть не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство» как надындивидуальное понятие подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», касающимися индивида.

Существует целый ряд тенденций развития института родительства в условиях трансформации семьи в современном обществе. Одна из таких тенденций – нарастание вариативности родительских практик, усложнение взаимоотношений между социальным родительством и биологическим [4]. Так, в настоящее время многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (когда, например, детей воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь от родительских прав), так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства в полной мере, в этом случае мы имеем дело с феноменом социального родительства. Основные виды (типы) современного родительства можно объединить в три группы.

Первый тип родительства сочетает признаки биологического и социального родительства

. Среди полных семей – это нормативные, нормальные, биологические первобрачные семьи, в которых ребенок (дети) воспитываются обоими супругами, состоящими в первом браке и являющимися для ребенка биологическими родителями. У супругов нет помимо данного ребенка других родительских обязательств. В такой семье оба родителя одновременно исполняют как биологические, так и социальные роли.

К подгруппе полных семей также относятся такие, которые западные ученые обозначают понятием бинуклеарная семья – это семьи разведенных родителей. В данном случае подчеркивается тот факт, что развод обрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но необязательно между матерью и отцом, матерью и детьми или отцом и детьми. Бывшие мужья и жены могут продолжать общаться друг с другом и с детьми, хотя уже по-другому. Согласно семейному законодательству, матери и отцы, если они не отказываются от своих родительских прав, после развода имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей. Однако в реальности подавляющее большинство детей остается жить с матерью. Фактически это «одиночная» опека, предполагающая ответственность одного родителя. Развод супругов в Беларуси означал и до сих пор предполагает развод детей с отцом. Культура родительства после развода практически отсутствует.

Еще одним видом полных семей являются сводные, т.е. такие, в которых жена или муж уже имели ребенка до заключения брака. Ребенок от предыдущего брака (включая нерегистрируемые сожительства) не обязательно проживает в новой семье, но имеются в виду юридические обязательства и практика их реализации, которые сохраняются за мужем или женой по его воспитанию. Если же ребенок живет в новой семье, то один из супругов приходится ему отчимом или мачехой.

Анализируя семьи с одним родителем, важно различать источник их формирования. Семьи внебрачных или незамужних, разведенных и вдовых матерей (материнские семьи) существенно отличаются, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Следует проводить такие же различия при изучении «отцовских» семей, которые могут образоваться в результате развода или овдовения. При этом реализация социальных родительских ролей супругами, видимо, будет качественно различаться при отказе или лишении родительских прав одного из родителей, проживающего отдельно от ребенка, или при их сохранении.

В современных условиях возможен еще один вариант сочетания биологического и социального родительства, когда зачатие осуществляется путем искусственного (экстракорпорального) оплодотворения (ЭКО) с использованием отца-донора, а вынашивание ребенка суррогатной биологической матерью. Точных сведений о распространении подобной практики нет, однако в сети Интернет имеются сайты, целью которых является просвещение будущих родителей относительно юридической стороны суррогатного материнства, а также помощь в поиске женщин, желающих и способных стать суррогатной матерью.

Второй тип родительства – это социальное родительство

. Он реализуется в семьях с усыновленными (удочеренными) детьми, без обоих биологических родителей. Обычно в таких семьях у супругов есть и собственные, кровнородственные дети. Согласно ст. 118 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью), а при отсутствии такой возможности в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, и др.

Усыновлениеявляется одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. В 2008 г. в Беларуси был усыновлен 561 ребенок. При этом гражданами Республики Беларусь усыновлены 539 детей, иностранными гражданами – 22. Большая часть усыновителей – отчимы и мачехи: ими усыновлено 493 ребенка. По статистическим данным по состоянию на 1.01.2008 г. в семьях усыновителей на территории Беларуси проживало 6192 ребенка [5].

Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 169–171 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание. Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства и приемными родителями. Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Республики Беларусь. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В данном типе семьи социальное родительство реализуется в «чистом виде». В 2008 г. в приемные семьи было устроено 968 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в приемных семьях проживало 5845 детей.

К социальному родительству относятся и опекунские семьи. Опекунами чаще всего являются бабушки или другие родственники, фактически возложившие на себя функции родителей. В этом случае дети и праро­дители (выполняющие роль социальных родителей) только опосредованно (через поколение) являются биологическими родственниками. Согласно ст. 145 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. В 2007 г. в Беларуси в опекунские семьи было устроено 1979 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в опекунских семьях проживало 11038 детей.

Патронатное (лат. patronatus – покровительство) воспитание также одна из форм социального родительства. Это форма устройства детей – воспитанников детских интернатных учреждений – в семью патронатного воспитания. В такую семью ребенок помещается на основании трудового договора. Эта форма социального родительства основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между биологическими родителями (если они живы и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание – это самая «гибкая» форма устройства ребенка на любой срок (от 1 дня до достижения им 18 лет). В 2007 г. в Беларуси в детские дома семейного типа было устроено 63 ребенка.

Выделяется еще один вид социального родительства – «квази-родительство». Имеется в виду ситуация, когда в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в роли «квази-родителя» выступает государство, в лице работников детских домов, интернатов, социальных приютов. В ХХ в. эта форма социального сиротства имела широкое распространение. К настоящему времени в Беларуси в этих учреждениях воспитывается незначительное количество детей. По состоянию на 5.09.2007 г. в Беларуси в 28 детских домах воспитывалось 2023 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 117 школах-интернатах – 6129, в 137 детских социальных приютах – 641, в профессионально-технических учебных заведениях – 4872 ребенка.

Третий тип родительства – биологическое родительство

. О чисто биологическом родительстве, которое впоследствии не приобрело социальных проявлений, можно говорить в том случае, когда женщина, выносившая и родившая ребенка, отказывается от него, передавая его либо под опеку государства, либо, в случае суррогатного материнства, его биологическим родителям, поскольку, согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь, материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае вне медицинского учреждения на основании документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Как видим, родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Социальные, психологические и особенно педагогические проявления феномена родительства имеют непреходящее значение, поскольку характер родительства отражается на качестве подрастающих поколений. Следовательно, состояние родительства сегодня – это будущее общества.

Список цитированных источников:

1. Новик, О. Брачно-семейные отношения в процессе исторического развития / О. Новик // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 70–72.

2. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психоло­ги­че­ский аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск: ВГУ, 2005. – 104 с.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства: социология семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2000. – № 11. – С. 90–97.

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь / редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск: Информстат М-ва стат. и ан. Респ. Беларусь, 2008. – 73 с.

Источник

Курс лекций по медицинской психологии. курс лекций по Психологии. Учебное пособие для студентов специальности 31. 02. 01 Лечебное дело 31. 02. 02 Акушерское дело 31. 02. 03 Лабораторная диагностика

Лекция № 4. Психология семьи
Брачный союз – первая ступень человеческого общества.

Цель: Познакомить учащихся с психологией семьи. Дать понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство». Сформировать представление о семье как системе. Дать представление о различных типах семьи. Познакомить с возможными семейными кризисами.
План:

2. Семья как система.

3. Классификация семьи.

4. Семейные кризисы.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. По мере того, как общество поднималось по ступеням развития, семья эволюционировала от промискуитета (беспорядочных половых связей), до моногамии.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологию семей, структуру и формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

— Что же такое семья? Какое определение дали бы вы?

Семья – сложное социальное образование, которое определяется, как исторически-конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми. Это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. Важными условиями существования семьи является совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии или государства.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак.

Брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся социальным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов). В настоящее время институт брачно-семейных отношений претерпевает большие изменения в связи с изменившимися социально-экономическими отношениями в стране.

— Но в психологическом плане здесь требуется внести некоторые существенные уточнения.

Супруги – это не просто двое в одной упряжке, а двое, тянущие в этой упряжке общий груз, идущие в одном направлении, объединенные едиными целями и задачами. В таком случае действительно жизнь в супружестве приводит к получению разного рода благ.

— А если двое «спряжены» только пресловутым штампом о браке, а цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, и в результате их связанность им только мешает – получается не супружество, а басня про лебедя, рака и щуку (в которой, как известно, «воз и ныне там»)…

— Но при этом не каждая семья есть супружество, даже если она состоит из мужчины и женщины, вроде бы живущих вместе, и вроде бы идущих по жизни рядом. А тем более «полного супружества» не обеспечивает сама по себе никакая регистрация брака.

Родительство – это биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества. Биологически мужчины становятся отцами, а женщины – матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка.

Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, однако, в целом, родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Существуют различные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, которые представлены разными психологическими школами. В последние годы в нашей стране и за рубежом усилился интерес к так называемой народной психологии развития. Она представлена нетрадиционными системами воспитания, представленными неформальными объединениями семей. В основе их лежат философские и педагогические концепции, помогающие родителям ощутить истинное счастье и радость от общения с ребенком, понять его уникальность. При этом предлагаются различные приемы воспитания, средства и способы реализации воспитательного процесса.

— В качестве домашней внеаудиторной работы следующие задания: найти литературу и подготовить сообщение о наиболее популярных психолого-педагогических движениях – «сознательное родительство», педагогика Б.Н.Никитина, «Нравственная психология и педагогика», православное семейное воспитание.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы и члены вашей семьи похожи на единый организм? Между вами существует огромное количество незримых связей, и именно они объясняют то, что семья как система является целостной. Если что-то происходит с одним из вас, то это отражается на всех. И это не какая-то там магия, а вполне себе научный факт, который лег в основу целого направления в семейной психологии. Многие семейные консультанты используют системный подход в своей работе, и это действительно помогает многим семьям решить их проблемы.

Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. В нее могут входить мама, папа, ребенок и другие члены, но она ими не исчерпывается: есть еще отношения между ними, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. От всех этих вещей зависит качество жизни вашей и ваших домочадцев.

Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев. Семья очень сильно влияет на жизнь и состояние ее членов. Это влияние настолько сильно, что каждый из них поодиночке может иметь одно намерение, а по факту получать что-то совершенно другое – что-то, что подчиняется законам данной конкретной семьи. Например, родители могут хотеть детям исключительно добра, но строить свои отношения с ними так, что дети вырастут несчастными или инфантильными.

Семье необходимо взаимодействие с окружающей средой. Согласитесь, современная семья просто не выживет, если мама не будет ходить за продуктами, отец – на работу, а дети в школу. В семьях, которые пытаются отделиться от общества и являются закрытыми, всегда полно различных проблем: наркомания, нервные расстройства, неудачи в личной жизни ее членов и многое другое.

Очень интересным является тот факт, что на вашу семью оказывает влияние не только реальность вокруг вас, но и семьи ваших с мужем родителей. Например, многие порядки и правила, которые, казалось бы, сами возникают в вашей жизни, на самом деле идут оттуда. На этой почве в молодых семьях часто возникают конфликты: жена привыкла, что в ее семье были одни традиции, а муж привык к совершенно другим. И каждому из них его способ жизни кажется единственно правильным. Разобраться в такой ситуации порой бывает очень нелегко даже со стороны.

Но это еще не самый страшный вариант. Гораздо хуже, если по наследству от родителей вашей семье достались такие неприятные явления как алкоголизм или психосоматические болезни.

Все семьи по большому счету подчиняются двум законам – закону развития и закону равновесия. Парадоксально, но они противоположны по направленности действия. Закон равновесия способствует сохранению существующего порядка вещей в семье любым путем. Даже если всем членам семьи очень плохо, они бессознательно будут вести себя так, чтобы сохранить этот порядок. Каждому может казаться, что лучше худая стабильность, чем внезапные перемены. Именно из-за этого во многих семьях, где есть очевидные проблемы, эти проблемы могут сохраняться годами, все сильнее и сильнее изматывая членов семьи. А закон развития состоит в том, что семья как функциональная система не стоит на месте, а пытается прожить свой собственный жизненный цикл. На стороне закона развития работают такие неизбежные вещи, как вступление в брак, рождение детей, процессы старения и умирания.

— Очень много книг по семейной психологии написано зарубежными авторами, и советы, озвученные в них, могут показаться очень и очень эффективными. Однако при чтении подобных работ нельзя забывать о специфике российской семьи, которая способна свести на нет многие теории западных психологов. В чем же заключаются особенности семьи, живущей в России?

1. На Западе принято считать, что семья – это мама, папа и дети. Бабушки, дедушки, дяди и тети живут отдельными семьями, и их влияние оказывается весьма ограниченным. У нас же, в большинстве случаев, всё происходит по-другому: эти родственники живут вместе, под одной крышей, да еще и на очень маленькой территории. Во главе семьи нередко стоят не отец или мать, а бабушка или дедушка, и все еще больше запутывается из-за материальной зависимости друг от друга.

2. Во многих поколениях наших семей отсутствуют мужчины. Они умирали на войне, гибнут от алкоголизма или же попросту бросают свои семьи. Из-за этого в российских семьях обычно преобладает женский тип воспитания, что, в частности, накладывает свой отпечаток на характер детей.

3. Благодаря советской идеологии, любые проявления индивидуальности долгое время были под запретом. Это нашло отражение и в семейном укладе: быт, ценности, нормы и правила построены так, что в семье становятся невозможными комфортная жизнь и удовлетворение своих личных нужд.

4. Из-за социальной нестабильности и общественных кризисов, в российской семье отсутствует ощущение безопасности и защищенности. Мы живем как на пороховой бочке, с мыслью о том, что завтра все может рухнуть. Из-за такого постоянного стресса нередко возникает агрессия друг к другу и стремление забыться в алкоголе.
3. Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам:

1) По семейному стажу супругов:

— семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

— молодая семья – следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

— семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

— семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

— семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

— пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2) По количеству детей:

— бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

— однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

— малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

— многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3) По составу семьи:

— неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

— отдельная, простая семья (нуклеарная). Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

— сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

— большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *