битва за донецкий аэропорт сколько дней
Темная башня войны в Донбассе. Что скрывается за историей обороны аэропорта в Донецке
В понедельник, 20 января, президент Украины Владимир Зеленский вместе с членами семей погибших во время боев за аэропорт Донецка украинских военных возложил цветы к подножию Памятного колокола, который находится у здания Генерального штаба. Пожавший руку Мотороле киборг стал главным охранником Зеленского
Мероприятия были приурочены ко Дню защитника Донецкого аэропорта, который отмечается на Украине 20 января. Именно в этот день в 2015 году произошел последний и наиболее кровопролитный бой для украинских военных — бой за Донецкий аэропорт, в котором погибли 44 военнослужащих Вооруженных сил Украины.
За четыре дня до этого в Facebook Зеленский вспомнил о живых и погибших участниках боев за аэропорт.
«У несокрушимости, храбрости, героизма и сверхчеловеческих усилий украинского воинства есть имя — «киборги». Вы — живые и павшие — настоящие легенды и лучший пример для тех, кто когда-либо защищать Украину. Каждый знает, что «киборг» — это не персонаж компьютерной игры или американского блокбастера, а наш, украинский воин-герой. Вы выстояли там, где не выдержал бетон, и даже враг признал вашу несокрушимость. Две сотни «киборгов» заплатили жизнью за свой подвиг и за то, чтобы доказать: мы не отдадим ни одного клочка украинской земли», — писал Зеленский в Facebook.
Спустя пять лет после тех боев для многих украинцев то, что происходило в аэропорту Донецка, по-прежнему остается стержневыми событиями войны в Донбассе, вокруг которых нанизано всё остальное, что произошло в регионе. Для ДНР, с другой стороны, бои за аэропорт стали очередной вехой в летописи, посвященной легендарным командирам этой войны, среди которых особо выделялись два друга — Гиви (Михаил Толстых) и Моторола (Арсен Павлов).
Темная башня
В цикле романов Стивена Кинга «Темная Башня» речь идет о Темной Башне — оси миров, здании, на котором держится все мироздание. Её разрушить пытается главный антагонист цикла — Алый Король, которому подчиняются все злые силы. В сознании многих украинцев такой Темной Башней стала диспетчерская вышка Донецкого аэропорта. Несмотря на то что она, в отличие от башни из романов Кинга, в конце концов пала 13 января, до сих пор этот символ подчас используется украинскими национал-патриотами. Ложь и профанация: «Киборги» подали в суд за обвинения в проплаченной поддержке Тимошенко
Особый статус приобрели бойцы в общественном сознании украинцев и у тех военных, кто воевал в аэропорту. Даже в официальной риторике они именуются киборгами. Название это произошло следующим образом: якобы украинские военные перехватили переговоры бойцов ДНР, в которых те восторгались противниками, называя их за стойкость и выносливость киборгами.
Сама длительность боев за аэропорт — 242 дня, по официальной украинской версии, — вызывает особую гордость украинцев. Бои за Донецкий аэропорт сравнивают с осадой Трои, боями за Сталинград и прочими знаменитыми битвами в истории человечества.
«Россия дошла бы до Ла-Манша за трое суток, только по пути встретила Донецкий аэропорт. И уперлась на 242 дня. И сегодня украинская армия стоит на окраинах столицы «ДНР», что, мягко говоря, не красит полководческие таланты полководцев «молодой республики», читай — путинских генералов», — пафосно заявил 16 января популярный на Украине самопровозглашенный военный эксперт Алексей Арестович.
На деле же «242-дневная оборона» проходила в несколько этапов. После майской трагедии, когда 26 мая ополченцы попали под огонь своих же во время отступления из аэропорта, он не был первостепенной целью. На него не хватало сил и средств. Тем временем украинцы получили шанс укрепиться в здании старого терминала, нового терминала и у диспетчерской вышки. В этом немало помогло наследие хаемого нынешней Украиной Советского Союза — подземные коммуникации в аэропорту, рассчитанные чуть ли не на ядерную войну. Кроме того, выбить ополченцев из аэропорта весной-летом 2014 года помогла украинская авиация.
Согласно первым Минским соглашениям, украинцы должны были передать аэропорт ДНР. Однако этого так и не произошло. И с октября 2014 года за аэропорт развернулись полномасштабные бои, в которых прославились отряды «Спарта» и «Сомали» под командованием Моторолы и Гиви. К командирам приезжал и глава ДНР Александр Захарченко.
Такая важность аэропорта для ДНР была обусловлена тем, что та же вышка и аэропорт в целом использовались для корректировки огня и непосредственно для ведения обстрелов по Донецку и прилегающим поселкам. И это несмотря на то, что официально действовало перемирие.
В конце концов в январе украинцы вынуждены были признать свое поражение. При этом в последний день боев за аэропорт погибло 44 украинских военных. В основном это были бойцы 79-й и 95-й аэромобильных бригад — одних из наиболее боеспособных формирований украинской армии. Донецкий аэропорт — братская могила украинских киборгов
Так окончилась история боев за Донецкий аэропорт, но не окончилась история легенды об этих боях, которая продолжила жить и сделала заложниками тех, кто эту легенду создал, — украинских бойцов, воевавших в аэропорту.
Киборг — это звучит гордо?
В конце декабря народный депутат, пятый президент Украины Петр Порошенко и его жена Марина присоединись к акции по сбору денег на залог для киборга, генерал-майора ВСУ Дмитрия Марченко, которого обвиняют в закупке некачественных бронежилетов для Вооруженных сил.
«Кто-то ожидал, что в условиях тотального террора, который организован против волонтеров, добровольцев, наших воинов, которые защитили Украину против российской агрессии, имена которых навсегда вписаны в историю Украины, нас сломают. Но мы не дадим им ни одного шанса нас сломать. Потому что правда с нами, Господь с нами Есть святые вещи. Есть ДАП, есть имя «киборг». Их ничего не остановило», — заявил Порошенко, когда присоединялся к акции.
Марченко — не единственный киборг, которого подозревают в преступлениях. Целый ряд воевавших в Донецком аэропорту украинских военных подозревают и в вещах гораздо худших, чем закупка некачественных бронежилетов.
Хрестоматийным примером здесь является такой киборг, как Владислав Грищенко, известный под позывным Буча. Его задержали в начале ноября 2019 года по подозрению в изготовлении взрывного устройства, с помощью которого должен был быть убит один из предпринимателей в Ивано-Франковской области. При этом следствие выяснило, что такое же устройство использовалось и при убийстве журналиста Павла Шеремета. Собственно, Буча и его жена Ирина Грищенко, известная под позывным Пума, и стали первыми задержанными по делу Шеремета.
Подобных примеров — когда прославленные украинской пропагандой бойцы, участвовавшие в боях за Донецкий аэропорт, становятся на преступный путь, — с избытком. Одной из причин этого является отсутствие работы по социализации бывших участников боевых действий. Прославленные СМИ бойцы «на гражданке» быстро осознали, что за пределами телестудий они никому не нужны. А их навыки слабо применимы в мирной жизни. В итоге все чаще в уголовной хронике украинских СМИ мелькает такое слово, как «киборг». Но на живучести мифа о «самой большой победе в военной истории мира» это никак не сказывается.
Гибель донецкого аэропорта. Провал ополчения. Часть 1
Аэропорт Донецка, построенный к «Евро-2012», стал, без преувеличения, визиткой карточкой не только региона, но всей Украины. Он сразу же вошел в тройку крупнейших в стране и был способен принимать даже такие гигантские самолёты, как Ан-225 «Мрия». Его взлетно-посадочная полоса достигала в длину 4 км и в ширину более 60 м.
Аэропорт Донецка во всей красе
Схема аэрогавани Донецка
В качестве транспорта использовали несколько бортовых КамАЗов, лишенных даже минимального бронирования. Против них выступали полторы сотни бойцов 3-го полка специального назначения из Кировограда. Это, безусловно, боеспособное подразделение занимало позиции в старом терминале и вышке диспетчеров. К штурму бойцы Ходаковского приступили в 3.00 утра, имея на руках лишь план здания нового терминала аэропорта и 80 человек личного состава. Отсутствие у штурмующих планов остальных строений и подземных коммуникаций стало упущением командования, которое позже выльется в катастрофу. Первое время все шло хорошо – подразделения ополченцев фактически без боя вошли в новый терминал, заняли позиции внутри и на крыше. Предварительно пассажиров аккуратно эвакуировали из здания.
Бойцы штурмовой группы батальона «Восток» в КамАЗах перед захватом аэропорта
Всего же в окрестностях аэропорта 26 мая вели бои: 1) тактическая группа (батальон) «Восток» Ходаковского и отряд бывшей «Альфы» из Донецка; 2) подразделение Бородая; 3) бойцы Здрилюка; 4) отряд Пушилина; 5) подразделение «Оплот». Все эти группы были слабо скоординированы, несли потери как от огня противника, так и от дружественного обстрела.
Новый терминал не был полностью блокирован и небольшое «бутылочное горлышко» давало возможность отступить батальону «Восток». Из грузовиков оставались в удовлетворительном состоянии только два КамАЗа. На них и решено было прорываться. В 18.30 КамАЗы, битком набитые вооруженными ополченцами, на полной скорости вылетели из нового терминала. В книге Евгения Норина «Падение донецкого аэропорта: как это было» приводится рассказ выжившего бойца, оказавшегося в одном из КамАЗов:
По роковой ошибке в расстреле своих братьев по оружию участвовали 80 человек из батальона «Восток» — первый КамАЗ они подбили на Киевском проспекте Донецка около магазина «Магнолия», а второй изрешетили на улице Стратонавтов в районе Путиловского моста. В результате уничтожения двух грузовиков погибло около пятидесяти ополченцев, которые позже были выставлены на всеобщее обозрение в донецком морге. До сих пор неизвестно, кто решился на столь отвратительный шаг и разрешил фотографировать тела погибших. В дальнейшем фото разлетелись по сети в сопровождении гадких замечаний «патриотов» Украины.
Стоит также помнить, что среди погибших 26 мая 2014 года было не менее тридцати граждан России, пришедших на Донбасс добровольцами.
Эта трагедия не поставила точку в битве за аэропорт. Впереди была ещё не менее масштабная мясорубка со своими героями и «киборгами».
Украинский Сталинград: 242 дня обороны донецкого аэропорта
Битву за взлетку начал снайпер
Фактически бой за Международный аэропорт им. Прокофьева начался в мае 2014 года. Командование АТО получило задачу взять аэропорты Донецка, Краматорска и Луганска под усиленный контроль. Опасались, что противник может забросить свой десант прямо в наш тыл. Но руководство порта, не воспринимая угрозу всерьез, попросило украинских военных не заходить в здание нового терминала, чтобы не пугать пассажиров. В результате уже через пару дней новый терминал заняли солдаты противника: батальон «Восток», отряды Пушилина, Бородая и «Оплот».
Сдавать аэропорт не собирались
За все время обороны аэропорта и поселка Пески (рядом со взлеткой) новый терминал защищали больше 700 человек. Здесь побывали десантные бригады и добровольцы из «Правого сектора». Бои вели подразделения батальона МВД «Днепр-1», артиллеристы и танкисты 93-й бригады. Уже осенью прибыли бойцы 95-й и 79-й аэромобильных бригад, добровольческий батальон «ОУН».
К сожалению, подсчитать точное количество убитых и раненых пока невозможно. Если проследить за официальными сообщениями, в аэропорту погибло более 30 украинских военных, еще около двух сотен ранено. Потери противника, согласно официальным данным, около 800 человек убитыми, еще 1500-2000 получили ранения. Количество сожженной техники идет на сотни.
По словам самих «киборгов», аэропорт до сих пор оставался бы нашим, но подвела конструкция терминала.
«Питались адреналином, спали стоя»
Каждый солдат, который хотя бы пару дней провел в аэропорту, запомнит этот ад на всю жизнь. Любая минута могла стать последней. Чтобы попасть в аэропорт, нужно было пройти три испытания: «дорога смерти», разгрузка и выживание.
— Там холодно очень. Света нет. Согреться невозможно. Только чай на примусе. Туалет везде. Правда, мало кто ходил, ведь никто ничего не ел. Еда была, но никто не хотел. Мы питались адреналином. Когда постоянно все это бурлит в тебе, есть не хочется. Спали прямо на бетоне, кто на матраце, кто в спальных мешках, а кто и сидя с автоматом.
Сказка с плохим концом
Зачем удерживать здание, которое полностью разрушено, а сама взлетная полоса превратилась в решето? Бойцы сознаются: осенью у них был приказ покинуть аэропорт, но они отказались. Боролись за своих погибших товарищей. Затем объект превратился не просто в терминал, а в национальный символ.
К сожалению, как у любой истории о героях, счастливой концовки не вышло. Под завалами разрушенного терминала, по разным оценкам, остаются от 14 до 55 солдат. Шансов на их спасение практически нет. Еще 16 человек попали в плен, включая комбата 90-го батальона Олега Кузьминых.
КСТАТИ
Почему защитников терминала прозвали «киборгами»
Киборгом в медицине называют организм, который содержит механические или электронные компоненты. Такой себе человеческий гибрид, а-ля Арнольд Шварценеггер из кинофильма «Терминатор». Мало кто знает, что прозвище «киборг» прилипло к защитникам аэропорта после поста в Фейсбуке одного из «днровцев».
Этот пост появился в Сети в конце сентября. Спустя пару месяцев «киборгами» назвал бойцов сам президент Петр Порошенко.
В ТЕМУ
Откуда у «киборгов» белый кролик
В конце 2014 года популярность приобрел настенный календарь «Киборги». На первой странице суровый боец держит в руках нежного белого кролика. Это не постановочный кадр. Это реальная история!
Почему пять лет назад пал Донецкий аэропорт и для чего родилась легенда о киборгах
Эти воины стали непременными гостями всех мероприятий, посвященных войне на Донбассе. В их честь снимали фильмы и писали книги. Что как-то задвинуло в тень историю поражения в донецком аэропорту.
И уже тем более, никто не расследовал официально, что произошло пять лет назад и почему так долго удерживаемый объект пришлось оставить. Как и другие территории вслед за тем.
«Страна» вспомнила, как начинались и чем окончились бои за аэропорт.
Первый бой за аэропорт
Брать воздушные ворота Донбасса под контроль сепаратисты попытались еще в конце мая 2014 года. Им нужно было перекрыть возможность переброски туда военных грузов.
Ночью 26 мая отряд экс-руководителя донецкой «Альфы» СБУ Александра Ходаковского 9к тому времени уже передшего на сторону так называемой «ДНР»), усиленный приезжими из России (в первую очередь из Чечни) частично занял новый терминал аэропорта. Старое здание и его окрестности контролировал кировоградский спецназ. Стороны не вступали в боестолкновения и даже вели переговоры.
В уже образованной тогда «ДНР» вспыхнул конфликт: глава «республики» Александр Бородай обвинил в провале операции Александра Ходаковского.
Сразу после этих событий Госавиаслужба закрыла аэропорт для гражданских судов. А в Донецке началась длинная эпопея боев за этот стратегический объект.
ДАП под контролем ВСУ. Лето и осень
При этом объект находится фактически в черте города, и с него простреливаелся весь мегаполис.
То есть совсем недалеко от густонаселенных жилмассивов находился эпицентр ожесточенных боестолкновений.
Ситуация вокруг аэропорта летом постоянно менялась: сепаратисты периодически брали ДАП в кольцо, однако деблокирующие удары ВСУ с северо-запада помогали группировке, расположенной в аэропорту, проводить ротацию и пополнять боеприпасы.
В конце июля коридор был пробит окончательно, и в ДАП начали завозить тяжелое вооружение. Представители «ДНР» отступили ближе к черте Донецка.
Однако в конце августа они возобновили атаки на аэропорт. Причем уже с применением «Градов» и тяжелой артиллерии. По времени это совпало с формированием Иловайского котла, когда впервые на территорию Донецкой области зашли российские войска. То есть уровень поддержки «ДНР» со стороны Москвы вырос.
После обстрела загорелось здание нового терминала, а сепаратисты заявили, что смогли зайти на территорию аэропорта и захватить часть летного поля и сооружений.
В начале сентября Киев и Москва подписали первые Минские соглашения. По ним аэропорт входил в зону контроля сепаратистов. Об этом свидетельствует документ с координатами линии разграничения сил, согласно этим соглашениям, который еще в январе 2015 года опубликовало издание «Зеркало недели».
Однако украинская сторона не стала уходить из аэропорта.
Как заявил экс-начальник Генштаба Муженко в 2019 году, «если бы мы делали так, что если есть угроза, то нам надо отойти, возможно, бы мы остановились в Киеве, а возможно, даже за Киевом. Бойцы боролись за каждую пядь украинской земли, чтобы эту заразу не допустить на подконтрольную нам территорию».
Впрочем, более близко к истине пояснение, которое дал в декабре 2014 года представитель Генштаба генерал-майор Александр Розмазнин: «в стратегическом плане это выгодная позиция, потому что аэропорт находится практически в Донецке. Больше деталей я не раскрою, чтобы не навредить нашим ребятам там».
При этом, по неофициальным данным, сыграли свою роль и чисто политические причины. После поражения под Иловайском и подписани Минских соглашений украинскую власть обвинили в предательстве и проигранной войне. И если б еще сдали аэропорт, то тогда уровень зрады был бы вообще запредельным.
А на носу были выборы в парламент.
Поэтому аэропорт отдать «ДНР» просто не решились.
После чего сепаратисты попытались захватить его силой. Но первые атаки были отбиты. И уже с конца сентября начались долгие ожесточенные бои.
Украинские власти использовали это для того, чтоб смыть позор Иловайского разгрома. Стойкость украинских бойцов при обороне аэропорта должна была стать «моральной сатисфакцией» для общества за предыдущие поражения.
Именно тогда и родилась история о «киборгах».
Последняя зима
В начале декабря в боях за аэропорт произошел перелом: «ДНР» захватила старый терминал, пожарную вышку и ряд сооружений (что в Киеве отрицали). Украина же удерживала новый терминал.
То есть ситуация поменялась с точностью до наоборот со времен первого боя в ДАП.
Более того, сепаратисты по сути заблокировали сообщение между ВСУ и силами, защищавшими аэропорт. После чего Украина и Россия договорились о новом прекращении огня. А «ДНР» даже разрешила украинцам провести ротацию личного состава, которая прошла 12 декабря.
Именно тогда командир батальона сепаратистов «Спарта» Арсений Павлов с позывным «Моторола» обменялся рукопожатием с замкомбрига 93-й ОМБР Алексеем Оцерклевичем («Купол»).
На видео «Купол» сказал «это братская война, которая никому не нужна».
Оцерклевич, напомним, летом 2019 года стал начальником Управления госохраны Украины, но потом был уволен с этой должности.
Падение аэропорта
После новогодних праздников на фронте возобновилась активная фаза войны.
Сепаратисты, при поддержке России, атаковали сразу по нескольским направлениям. И одним из важнейшим из них был Донецкий аэропорт.
14 и 15 января сначала Пушилин, потом Захарченко заявили, что выбили украинских силовиков из нового терминала, и аэропорт полностью перешел под их контроль. Однако это было не так, и на следующий день бои продолжались. Хотя уже тогда было понятно, что дни украинской группировки в аэропорту были сочтены.
При этом ВСУ пытались наносить контрудары для деблокады аэропорта. Их даже зачем-то анонсировал у себя в Facebook советник Порошенко Юрий Бирюков.
Большое контрнаступление на ДАП произошло уже 20 января. Однако оно закончилось разгромом. Многие солдаты попали в плен к группировке «Сомали», которую возглавлял Михаил Толстых («Гиви»).
Среди них оказался десантник Олег Кузьминых, командир 90-го батальона 81-й аэромобильной бригады. Видео, как Гиви ставит солдат ВСУ на колени и заставляет их есть погоны, облетело тогда весь интернет.
В самом здании аэропорта, тем временем, оставались блокированы несколько десятков «киборгов», которые все еще продолжали держать позиции в надежде, что к ним пробьются свои.
Окончательный перелом произошел 21 января, когда штурмовые отряды сепаратистов подорвали и обрушили третий этаж. После этого сопротивление закончилось.
В последующие отдельные украинские подразделения еще оставались в районе аэропорта, но и они постепенно отходили. А 29 января начальник Генштаба Муженко заявил, что украинские войска отведены на расстояние полутора километров от аэропорта, фактически признав потерю контроля над ДАП.
Значение и причины поражения в аэропорту
Бои за аэропорт продолжались 242 дня. Стороны потеряли по несколько сотен людей убитыми. И это не считая жертв среди мирного населения Донецка, которое регулярно попадало под обстрелы.
Аэропорт стал вторым болезненным поражением Киева в этой войне после Иловайска. Параллельно разворачивались события на дебальцевском выступе, который завершились в феврале 2015 года падением города и новым отступлением ВСУ.
И аэропорт, и Дебальцево показали, что выиграть эту войну на поле боя Украина не может. Что и стало причиной появления вторых Минских соглашений. Уже куда более невыгодных для Киева, чем первые.
Что же до причин поражения непосредственно в аэропорту, то здесь можно выделить следующие позиции.
1. К концу лета вооруженные силы сепаратистов укрепились за счет прямой помощи от России и наведения внутреннего порядка в отрядах «республиках».
Военные формирования уже более четко координировались между собой и получили тяжелое вооружение. То есть возможности «ДНР» и ВСУ на тот момент примерно уравнялись (тем более, что на Донбассе к тому моменту почти перестала летать украинская авиация, которую сбивали переносными ЗРК).
Украинская армия даже с разрозненными отрядами «ДНР» сражалась с большим трудом. А когда они превратились в более-менее сформированные силы, то ситуация для Киева стала еще тяжелее. Особенно с появлением у сепаратистов пушек и РСЗО, которыми начали «поливать» аэропорт с конца лета.
Тогда как со стороны Песок и Опытного, откуда шла связь с ВСУ, нужно было двигаться по открытым пространствам. То есть были очень уязвимые коммуникации.
Однако это объяснение в общем-то упирается в первое: пока в чисто военном отношении ВСУ более-менее превосходили сепаратистов, фактор коммуникаций не имел столь решающего значения. Но потом ситуация поменялась: у «ДНР» массово появилась артиллерия, танки и противотанковые средства. И при относительно равных позициях противников падение аэропорта стало вопросом времени.
Спасти ситуацию могло бы радикальное наращивание украинских резервов на донецком направлении. Однако этого не произошло.
Однако реально помочь защитникам ДАП Киев не мог или не хотел. Но и бросать аэропорт боялись, ожидая «зрады». Которая, впрочем, и так наступила.
Последствия поражения пытались заретушировать мифологизацией битвы за аэропорт. И это во-многом удалось. Сейчас все говорят о «киборгах», но мало кто вспоминает, чем именно закончилась битва за аэропорт.
И, в отличие от Иловайска, не проводилось даже попыток расследований по тому, как сдали аэропорт и зачем его удерживали больше месяца после того, как сепаратисты его окружили.
Адвокаты власти заявляли, что ДАП отвлекал огромные силы противника от других направлений. Однако это не выдерживает критики: одномоментно в аэропорту находилось обычно не более нескольких сот человек. И силы штурмующих также не могли быть настолько большими, чтобы «рухнул фронт» на других направлениях. Война в развалинах не требует массовых армейских перемещений.
Тем более, что и на других направлениях ВСУ в тот момент отступали.