блюхер крейсер на дне

Ошибки германского кораблестроения. Броненосный крейсер «Блюхер». Ч.3

Начнем с Балтики, а точнее – с неудачной попытки «Блюхера» перехватить два русских броненосных крейсера, состоявшейся 24 августа 1914 г. «Баян» и «Паллада» находились в дозоре у Дагерорта, обнаружив там германский легкий крейсер «Аугсбург», традиционно попытавшийся увлечь за собой русские корабли в ловушку. Тем не менее, «Баян» и «Паллада» столь любезного «приглашения» не приняли, и, как вскоре выяснилось, поступили совершенно правильно, потому что в 16.30 на расстоянии 220 кабельтов обнаружился германский отряд, во главе с крейсером «Блюхер». Надо сказать, что русские сигнальщики приняли его за «Мольке», что неудивительно в силу известного сходства их силуэтов, но разницы для «Баяна» и «Паллады» не было никакой.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Имея в бортовом залпе восемь 210-мм орудий, «Блюхер» на большой дистанции вдвое превосходил оба русских крейсера вместе взятые (четыре 203-мм пушки), тем более что управлять огнем одного корабля проще, чем соединением из двух кораблей. Конечно, имея весьма солидное бронирование, «Паллада» и «Баян» могли бы какое-то время держаться под огнем «Блюхера», но победить его не могли, и никакого смысла ввязываться с ним в бой для русских крейсеров не было.

Поэтому «Баян» и «Паллада» повернули к горлу Финского залива, а «Блюхер» бросился в погоню. Во всех источниках отмечается высокая скорость «Блюхера», которую он демонстрировал не только на мерной миле, но и в повседневной эксплуатации и этот балтийский эпизод – хорошее тому подтверждение. Судя по описаниям дело было так – В 16.30 русские, следуя со скоростью 15 узлов, увидели немцев. Какое-то время корабли продолжали сближаться, а затем, когда на «Палладе» и «Баяне» опознали противника, русский отряд развернулся для отступления. В то же время «Блюхер» развил полный ход (указывается, что это произошло к 16.45) и довернул наперерез русским. Дистанция между противниками быстро сокращалась, и спустя 15 минут (к 17.00) расстояние между кораблями составляло 115 кабельтовых. Понимая опасность дальнейшего сближения, русские крейсеры увеличили скорость до 19 улов, но в 17.22 «Блюхер» все же сблизился с ними на 95 кбт и открыл огонь.

«Блюхер» действовал очень близко к базам русского флота, который вполне мог выйти в море, и его командир во всяком случае ожидал встретить русские дозорные крейсеры. Это говорит о том, что «Блюхер» следовал в полной готовности дать полный ход, что, впрочем, на паровом корабле все же занимает некоторое время. Поэтому неудивительно, что «Блюхер», по мнению русских наблюдателей, пошел полным ходом спустя 15 минут после визуального контакта, хотя нельзя исключить, что ему на это понадобилось немного больше времени. Но во всяком случае он за 22 минуты (с 17.00 до 17.22) сблизился с идущими на 19 узлах русскими крейсерами примерно на 2 мили, что требовало от «Блюхера» скорости в 24 или даже более узлов (для того, чтобы точно рассчитать скорость «Блюхера», требуется прокладка курсов кораблей во время этого эпизода).

Впрочем, высокая скорость «Блюхеру» не помогла – русские крейсеры успели отступить.

Налеты на Ярмут и Хартлпул малоинтересны по той простой причине, что сколько-то серьезных боевых столкновений в ходе этих операций не произошло. Исключение составляет эпизод противостояния береговой батареи Хартлпула, имевшей на вооружении аж целых три 152-мм пушки. Сражаясь с «Мольтке», «Зейдлицем» и «Блюхером», батарея израсходовала 123 снаряда, добившись 8 попаданий, что составило 6,5% общего количества израсходованных снарядов! Конечно, этот блестящий результат не имел никакого практического значения, так как шестидюймовки могли разве что поцарапать германские крейсеры, но все же они это сделали. Шесть из восьми попаданий пришлись на долю «Блюхера», убив девять человек и ранив троих.

А затем состоялось сражение при Доггер-Банке.

Но неожиданно распогодилось, и командование хохзеефлотте все же рискнуло совершить вылазку к Доггер-Банке. Это было опасно, потому что против пяти линейных крейсеров англичан, о присутствии которых знали немцы, 1-ая разведгруппа контр-адмирала Хиппера располагала всего тремя, и еще – «Блюхером», который для боя с линейными крейсерами англичан совершенно не годился. Все же командующий германским Флотом открытого моря контр-адмирал Ингеноль посчитал вылазку возможной, потому что знал, что британский флот накануне германского рейда выходил в море, и теперь, очевидно, нуждался в бункеровке, т.е. пополнении запасов топлива. Ингеноль не считал нужным выводить основные силы флота для осуществления дальнего прикрытия своих линейных крейсеров, так как полагал, что масштабный выход флота не останется незамеченным и насторожит англичан.

Германский план стал известен в Англии благодаря работе «комнаты 40», представлявшей собой британскую службу радиоразведки. Это было тем проще, что англичане в начале войны получили от русских копии шифровальных таблиц, кодов и сигнальных книг с крейсера «Магдебург», потерпевшего аварию на камнях у острова Оденсхольм. Но во всяком случае британцы знали о немецких намерениях и подготовили ловушку – у Доггер-Банки эскадру контр-адмирала Хиппера ждали те самые пять линейных крейсеров, встречи с которыми он опасался, но до сих пор успешно избегал.

Хиппер не принял боя – обнаружив противника, он начал отступать, опрометчиво поставив наиболее слабозащищенный «Блюхер» замыкающим колонну германских линейных крейсеров. Здесь, как правило, вспоминают японцев, которые знали, что в бою и у головного, и у концевого броненосца или крейсера колонны всегда есть хорошие шансы попасть под сильный неприятельский огонь, и потому в сражениях русско-японской войны стремились ставить замыкающими достаточно мощные и хорошо защищенные корабли. Контр-адмирал Хиппер этого не сделал, а значит, совершил большую и труднообъяснимую ошибку.

В результате огонь британских кораблей сосредоточился на «Блюхере», он получил роковое попадание, отстал и был обречен на гибель. Однако флагманский корабль Битти, линейный крейсер «Лайон» получил повреждение и вышел из боя. Из-за неправильно понятого сигнала флагмана британские линейные крейсера, вместо того чтобы преследовать отступающие «Дерфлингер», «Зейдлиц» и «Мольтке», со всей силы обрушились на отставший «Блюхер» и тот, получив 70-100 попаданий снарядов и 7 торпед, пошел на дно, не спустив флага. В итоге последний бой «Блюхера» стал свидетельством не только героизма германских моряков, который совершенно неоспорим, потому что крейсер, оставшись в одиночестве, сражался до последней возможности и погиб, не спустив флага перед неприятелем, но и высочайшего профессионализма германских корабелов, спроектировавших и построивших столь живучий корабль.

Вроде бы, все просто и логично, но на самом деле сражение у Доггер-банки изобилует множеством вопросов, на которые едва ли стоит ожидать ответы, в том числе – и в этой статье. Для начала рассмотрим решение контр-адмирала Хиппера поставить «Блюхер» замыкающим, т.е. в конец строя. С одной стороны, вроде бы и глупость, но с другой…

Дело в том, что «Блюхер», куда ни ставь, а хорошо не получалось от слова «совсем». В морском бою и англичане, и немцы не стремились сосредотачивать огонь всех кораблей на одной цели, а предпочитали сражаться «один на один», т.е. их головной корабль сражался с головным неприятельским, следующий за головным должен был драться со вторым кораблем во вражеском строе и т.д. Сосредоточение огня двух и более кораблей обычно осуществлялось тогда, когда противник уступал в численности либо в случае плохой видимости. Англичане располагали четырьмя линейными крейсерами с 343-мм артиллерией и в случае «правильного» боя «Блюхеру» предстояло драться против одного из «Лайонов», что должно было закончиться для него самым плачевным образом.

Вести решительный бой тремя линейными крейсерами против пяти командующему 1-ой разведгруппой было совершенно не с руки. Это тем более верно, что Хиппер не мог знать, кто идет за кораблями Битти, в то время как он совершенно точно знал, что его самого линкоры Ингеноля не прикрывают. С другой стороны, отступать имело смысл именно в том направлении, откуда могли прийти вызванные по тревоге дредноуты открытого моря, что, в общем, и предопределило тактику Хиппера. Обнаружив неприятеля, он отвернул, вроде бы подставляя «Блюхер» под огонь английских крейсеров, но… не вдаваясь в детали маневрирования, обратим внимание на то, в какой конфигурации отряды Битти и Хиппера вступили в бой.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Ну да, Хиппер повернул домой, но, сделав это, он развернулся строем пеленга. В результате этого, действительно, в завязке сражения огонь головных английских кораблей должен был сконцентрироваться на «Блюхере». Однако дело в том, что с сокращением расстояния (а в том, что британские крейсеры быстроходнее, Хиппер вряд ли сомневался) наиболее опасные головные «343-мм» крейсеры Битти переносили бы огонь на «Дерфлингер», «Мольтке» и «Зейдлиц». Иными словами, Хиппер действительно выставил «Блюхера» под фокус вражеского огня, но – ненадолго и с предельных дистанций, потом же огонь наиболее страшных британских «Лайона», «Тайгера» и «Принцесс Ройал» должен был сосредоточится на его линейных крейсерах. Кроме того, существовала определенная надежда, что дымы головных кораблей Хиппера, по мере приближения 1-ой эскадры линейных крейсеров Битти, хоть немного прикроют «Блюхер» от назойливого внимания британских артиллеристов.

А теперь давайте вспомним действия англичан в том бою. В 07.30 с линейных крейсеров Битти обнаружили главные силы Хиппера, при этом они находились по левому борту англичан. Теоретически ничто не мешало британскому адмиралу «врубить форсаж» и сблизиться с концевым германским «Блюхером», после чего последний не спас бы никакой строй уступа, исполненный Хиппером. Но англичане этого не сделали. Вместо этого они, по сути, легли на параллельный немцам курс и добавили скорости, как бы приняв правила игры, предложенные германским контр-адмиралом. Почему так? Неужели английского командующего, контр-адмирала Дэвида Битти поразило внезапное помутнение рассудка?

Ничуть, Битти сделал все совершенно правильно. Следуя параллельным курсом немецкому отряду и реализовав свое превосходство в скорости, Битти имел надежду отрезать Хиппера от его базы, а кроме того, направление ветра при таком маневре обеспечивало бы наилучшие условия стрельбы для линейных крейсеров англичан – и все эти соображения были куда весомее, чем возможность «раскатать» германского концевого. Поэтому, подойдя к германскому отряду на 100 кабельтов, в 08.52 Битти также перестроил свои крейсеры строем уступа – таким образом дым его кораблей сносился туда, где он не мог помешать следующему британскому кораблю.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Судя по описаниям боя, до того момента, как три «343-мм» линейных крейсера англичан сосредоточили свой огонь на «Дерфлингере» и «Зейдлице», «Блюхер» получил всего одно попадание – в корму, вероятно, с «Лайона». Некоторые источники указывают, что данное попадание не причинило существенных повреждений, но другие (такие, как фон Хаазе) пишут, что «Блюхер» после этого заметно сел кормой – по всей видимости, разрыв 343-мм снаряда вызвал затопление. Но во всяком случае, корабль сохранял ход и боеспособность, так что указанное попадание ничего не решало.

Совершенно невозможно сказать, руководствовался ли германский командующий вышеизложенными соображениями, или же это получилось само по себе, но в результате избранной им тактики, начиная примерно с 09.27 и до 10.48, т.е. на протяжении почти полутора часов «Блюхер» не находился в фокусе британского огня. Как можно понять, по нему периодически стреляли «Тайгер» и «Принцесс Ройал», при этом «Принцесса», вероятно, добилась одного попадания. Соответственно, нет никаких оснований считать ошибочным решение Хиппера поставить «Блюхер» в хвост колонны.

1) Возник сильный пожар, личный состав двух передних бортовых башен погиб (аналогично повреждению кормовых башен «Зейдлица» в том же бою;

2) Рулевое управление, машинный телеграф, система управления огнем выведены из строя;

3) Поврежден главный паропровод котельного отделения №3, отчего скорость крейсера упала до 17 узлов.

Почему такое произошло? Для того, чтобы крейсер мог развить 25 узлов, на него потребовалось установить сверхмощную паровую машину, но она занимала большой объем, оставляя слишком мал места для прочих помещений корабля. В результате «Блюхер» получил в высшей степени оригинальное размещение погребов башен главного калибра, расположенных по бортам.

Обычно погреба боеприпасов расположены непосредственно у подачных труб (барбетов) башни, глубоко внутри корпуса корабля и ниже уровня ватерлинии. Однако подобное размещение на «Блюхере» реализовать не удалось, в итоге из четырех башен, размещенных в середине корпуса, две носовые не имели артиллерийских погребов, а снаряды и заряды к ним подавались из погребов кормовых башен через специальный коридор, расположенный непосредственно под броневой палубой. Согласно данным источников, в момент попадания английского снаряда в коридоре находилось и загорелось от 35 до 40 зарядов, что и вызвало сильнейший пожар, перекинувшийся в носовые башни и погубивший их личный состав.

Итак, в 10.48 англичане выбили из немецкой линии «Блюхер», но спустя какие-то четыре минуты очередное попадание в флагманский «Лайон» вывело его из строя – его скорость упала до 15 узлов. И здесь произошел ряд событий, важных для понимания того, что случилось с «Блюхером» впоследствии.

В этот момент германский контр-адмирал сделал попытку спасти «Блюхер», а может быть, заметив повреждение головного британского корабля, счел этот момент подходящим для торпедной атаки. Он доворачивает на несколько румбов в сторону догоняющих его британских линейных крейсеров, и отдает соответствующий приказ своим эсминцам.

Британского адмирала такое поведение немцев полностью устраивает. К 11.03 Битти уже знает, что повреждения его флагмана не удастся отремонтировать быстро, и ему следует перейти на другой корабль. Поэтому он распоряжается поднять флажные сигналы (радио к тому времени уже вышло из строя): «атаковать хвост колонны неприятеля» и «сблизиться с неприятелем», а затем, во избежание недоразумений, еще и третий сигнал, уточняющий курс британских линейных крейсеров (северо-восток). Таким образом Битти приказывает своей эскадре идти прямо на довернувшие наперерез ее курсу линейные крейсера Хиппера.

Ну а дальше начинается оксюморон. Перед тем, как поднимать новые сигналы, флагманский связист Битти должен был спустить предыдущий («поворот на 8 румбов влево»), но он забыл это сделать. В результате на «Тайгере» и других линейных крейсерах англичан увидели сигналы: «Повернуть на 8 румбов влево», «Атаковать хвост колонны неприятеля» и «Сблизиться с неприятелем», а вот приказ о новом курсе на северо-восток (навстречу Хипперу) не увидели. Первый приказ отдаляет британские корабли от линейных крейсеров Хиппера, но сближает их с «Блюхером», который к этому времени смог как-то справиться с неполадками в рулевом управлении и пытался идти за остальными германскими кораблями. Как еще могли истолковать приказ Битти командиры линейных крейсеров и адмирал Мур? Наверное, никак. Хотя… тут есть еще нюансы, однако их имеет смысл разбирать в отдельном цикле статей, посвященных сражению у Доггер-банки, а здесь мы все же рассматриваем боевую устойчивость «Блюхера».

И вот тут получается совсем интересно. На протяжении более чем полутора часов три британских линейных крейсера обстреливали преимущественно «Зейдлиц» и «Дерфлингер» и добились при этом по три попадания в каждый, кроме того «Принцесс Ройал» дважды попала в «Блюхер». А затем, четыре британских крейсера, стреляя по одной цели, за 55 минут добиваются 67-97 попаданий?!

Но в любом случае, никакой британский линейный корабль или крейсер в бою не добивался процента попаданий в 12-18 %.

Теперь же вспомним, что в иностранных источниках нет единого мнения по данному поводу и наряду с «70-100 попаданий + 7 торпед» присутствуют и куда более взвешенные оценки – например, Conway пишет о 50 попаданиях и двух торпедах. Проверим эти цифры по нашему методу – если считать, что «Блюхер» до 11.10 получил только 3 снаряда, то получается, что в последующие 55 минут он получил 47 попаданий, что составляет 8,85% от исчисленных нами 531 снаряда. Иными словами, даже и это количество устанавливает абсолютный рекорд точности стрельбы Королевского флота, при том что именно крейсеры Битти во всех прочих случаях (Ютланд, стрельба у Доггер-банки по «Дерфлингеру» и «Зейдлицу») демонстрировали многократно худшие результаты.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

И если автор прав в своих допущениях, то приходится признать, что никакой поражающей воображение «сверхживучести» германский «большой» крейсер «Блюхер» в своем последнем бою не продемонстрировал – он сражался и погиб так, как этого и следовало ожидать от большого броненосного крейсера в 15 000 т водоизмещением. Английским крейсерам, безусловно, хватало и меньшего, но их подводил британский кордит, склонный к детонации при возгорании, а кроме того, никогда не надо забывать, что немцы обладали превосходными бронебойными снарядами, а вот англичане – нет.

Список использованной литературы
1. Виноградов С. Федечкин А. «Броненосный крейсер «Баян» и его потомки»
2. Мужеников В.Б. Броненосные крейсера «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Блюхер»
3. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Часть 1-2.
4. Паркс О. Линкоры британской империи Часть 5. На рубеже столетий.
5. Пахомов Н.А. Броненосные крейсера Германии. Часть 1.
6. Феттер А.Ю. Линейные крейсеры типа «Инвинсибл».

Источник

Blücher (1937)

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

15 августа 1936 Заложен
8 июня 1937 Спущен на воду
27 ноября 1939 Выход на испытания
20 сентября 1939 Введен в строй
9 апреля 1940 Гибель
14 470 / 18 500 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
202,8 / 21,3 / 5,8 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
1 400 чел. Общая численность
42 чел. Офицеры
76 чел. Мичманы
1 282 чел. Матросы

Артиллерия главного калибра

Содержание

Общие сведения

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher — второй корабль серии из 5 кораблей, строившихся для Кригсмарине. Был назван в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера.

Постройка и испытания

В конце 1934 года проект новых тяжёлых крейсеров был утверждён Эрихом Редером. Предполагалась постройка 5 кораблей.

Второй корабль типа Admiral Hipper имел 2 обозначения при проектировании: G и Ersatz Berlin. Он был заказан 30 октября 1934 года верфи Deutsche Werke в Киле.

На церемонии спуска на воду, проходившей 8 июня 1937 года, командующий военно-морской станцией Ostsee Конрад Альбрехт произнёс речь, а фрау Эрдманн, вдова последнего командира крейсера SMS Blücher, исполнила ритуал крещения корабля.

Blücher официально вступил в строй 20 сентября 1939 года, его командиром был назначен 47-летний Генрих Фольдаг.

С сентября до октября на корабле велись различные доделки и исправления. В ноябре велись испытания у причала, которые выявили неполадки в машинах.

27 ноября 1939 года Blücher покинул верфь и направился в район Готенхафена, где приступил к окончательным испытаниям энергетической установки. Официальные результаты испытаний не регистрировались, ввиду военного времени.

30 ноября 1939 года корабль находился на якорной стоянке в Гданьской бухте.

С 1 до 15 декабря 1939 года корабль находился в Готенхафене, откуда 16 декабря вернулся в Киль, где на нём продолжились различные доработки и улучшения энергетической установки.

Описание конструкции

Крейсер имел небольшое количество отличий от других кораблей серии:

ПараметрBlücherAdmiral HipperPrinz Eugen
Длина по КВЛ, м.194,2194,2194,2
Длина максимальная, м.202,8202,8202,8
Ширина, м.21,321,321,3
Осадка, м.5,835,836,37
Водоизмещение стандартное, т.14 47014 25016 230
Водоизмещение полное, т.18 50018 21018 960

У крейсера Blücher главная энергетическая установка [1] состояла из:

Вооружение

Вооружение крейсера Blücher также не отличалось от первоначального вооружения его систершипов:

Модернизации и переоборудования

Из-за короткой истории службы корабль больше никаких модернизаций не проходил.

История службы

Начало карьеры

7 января 1940 года Blücher покинул верфь, но он не мог являться готовым к ведению боевых действий. 8 января корабль прибывает на восточную Балтику, где он мог бы безопасно провести различные испытания и пробные стрельбы.

С 9 до 15 января 1940 года Blücher проходил только ходовые испытания, так как из-за плохой погоды и сильного обледенения нельзя было вести учебные стрельбы. Через 3 дня крейсер возвращается в Киль, где находится на мёртвом якоре, быстро вмерзая в лёд.

С 27 января до 23 марта Blücher находился у построечной стены верфи Deutsche Werke, на корабле продолжались мелкие работы и улучшения. С 23 до 29 марта корабль находился в сухом доке верфи.

5 апреля 1940 года Blücher проходил совместные учения с лёгким крейсером Emden.

Операция «Везерюбунг»

Для операции «Везерюбунг» были необходимы все силы военно-морского флота, поэтому OKM также включило Blücher в списки участников операции. Соединение 5, которое состояло из крейсеров Blücher, Emden, Lützow и нескольких миноносцев должно было высадить десант, захватить столицу Норвегии и взять в плен королевскую семью.

6 апреля 1940 года на борт крейсера Blücher поднялся командующий группой «Осло» Оскар Кумметц и сделал его своим флагманом. Корабль отправился в Свинемюнде.

Поскольку в погребах корабля находилось большое количество учебных снарядов, а времени на разгрузку не было, то во всех штатных хранилищах находились боеприпасы, заряды и патроны.

7 апреля 1940 года Blücher и Emden вместе с несколькими миноносцами покинули Свинемюнде и отправились в Киль, чтобы там встретиться с остальной частью группы вторжения. Всего в соединение входило: 3 крейсера, 3 миноносца, 8 тральщиков и 2 вооруженных китобойных судна.

8 апреля в 19:00 соединение было обнаружено подводной лодкой HMS Triton, которая была засечена одним из миноносцев и была вынуждена дать торпедный залп из неудобного положения. Blücher увернулся от всех торпед.

Немного позднее соединение было обнаружена ещё одной подводной лодкой: HMS Sunfish, которая сообщила об этом командованию.

В 23:00 соединение было обнаружено норвежским патрульным судном Pol III, которое открыло предупредительный огонь. После приказа с флагмана, оно было захвачено миноносцем Albatros, но судно уже успело поднять тревогу.

Соединению предстояло преодолеть около 100 километров по узкому Осло-фьорду и преодолеть 2 укрепрайона, в состав которых входили по батарее тяжёлой артиллерии и несколько более лёгких батарей.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

9 апреля в 0:50 с флагмана поступила команда остановиться и пересадить часть десанта (150 человек) на 6 сторожевых катеров и в сопровождении 2 миноносцев отправить к берегу, чтобы захватить Хортен.

Дальше отряд пошел на скорости 7 узлов, так как фьорд начинал сужаться.

В 4:00 отряд достиг 2 укрепрайона, состоявшего из тяжёлой 280-мм орудийной батареи на острове Кахольм и 150-мм батареи в Дробаке.

Крейсер увеличил скорость до 32 узлов и проскочил через сектора обстрела 280-мм орудий, но по нему начали вести огонь 150-мм орудия из Дробака: в течение 5-7 минут они выпустили 25 снарядов, большая часть которых попала в цель.

В центральной части корабля вспыхнул пожар, был уничтожен зенитный КДП правого борта и ещё одна 105-мм зенитка. Также была выведена из строя рулевая машина и потеряна связь с машинным отделением.

Руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу. Фольдагу пришлось отдать приказ застопорить правую машину и дать «полный назад» левой, чтобы как можно скорее проскочить мимо острова Северный Кахольм.

После первого попадания был отдан приказ открыть огонь, но из-за плохой видимости все 105-мм орудия вели беспорядочный огонь по берегу и не нанесли никакого урона.

Экипажу удалось быстро установить временную связь с машинами через центральный пост и ввести в действие аварийное рулевое управление. Крейсер шел со скоростью 15 узлов и быстро выходил из секторов обстрела батареи в Дробаке.

В 4:34 Blücher получил 2 торпедных попадания с береговой торпедной батареи на острове Северный Кахольм, но смог выйти из под обстрела всех батарей.

Гибель

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Норвежские орудия продолжали вести огонь по кораблю ещё в течение 2-3 минут, позже был отдан приказ прекратить огонь.

Средняя часть корпуса была в огне, по всему кораблю детонировали как армейские, так и корабельные снаряды, а разрывающиеся гранаты представляли большую опасность для аварийных команд.

Во избежание усугубления ситуации, экипаж предпринимал попытки избавиться от боеприпасов: часть выбросили за борт, часть занесли на нижние помещения, также был произведён торпедный залп с правого борта.

Осколками были перебиты почти все пожарные рукава, утрачена связь между носовой и кормовой оконечностью, что свело эффективность действия аварийных команд к минимуму.

Из-за затопления отказали носовые турбины, отключилось электричество, а большое количество отсеков было задымлено.

Вскоре была остановлена и кормовая турбина. Фольдаг принял решение поставить корабль на якорь, так как ему сообщили, что носовые турбины можно будет запустить через час.

Когда крен равнялся 18°, группе моряков удалось отдать якорь с правого борта.

При взрыве переборки между котельными отделениями оказались разрушенными, а из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть.

После взрыва распространение воды стало неконтролируемым, и крен начал быстро увеличиваться. Были затоплены 1 и 2 котельные отделения, переднее турбинное отделение и генераторы. Крейсер дать ход уже не мог.

Фольдаг приказал спустить катер с правого борта и единственную шлюпку, которую можно было использовать. Катер смог сделать только один рейс, а при втором напоролся на скалу и не смог вернуться к кораблю.

Спасательных жилетов хватало только на 800 человек [3] (из-за пожара их число сильно сократилось), многие матросы добровольно отдавали свои жилеты солдатам.

В 7:00 утра крен достиг 45° и Фольдаг отдал приказ покинуть корабль. В 7:30 утра Blücher перевернулся и стал медленно уходить под воду носом вперёд. После погружения раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности несколько часов продолжала гореть нефть.

Было спасено 38 офицеров, 985 матросов и 538 военнослужащих. 125 моряков и 122 военных погибли вместе с кораблём.

Место гибели

Крейсер перевернулся и затонул возле острова Аскенхольм в точке с приблизительными координатами: ( 59.701919° с. ш. 10.591855° в. д. )

В 1953 году с корабля сняли винты и 2 якоря, с 1963 года неоднократно предлагалось поднять корабль, но это так и не было осуществлено.

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

В 1994 году с корабля было откачано [4] свыше 1 000 тонн нефти, а 9 ноября 1994 года был поднят один из 2 гидросамолётов Arado Ar 196, который сейчас находится в местном музее.

Командиры

Единственным командиром корабля являлся капитан цур зее Генрих Фольдаг, который служил на нём с 20 сентября 1939 до самой гибели своего корабля 9 апреля 1940 года.

Он очень тяжело переживал гибель своего корабля, даже намеревался застрелиться, но его отговорил от этого генерал-майор Энгельбрехт.

16 апреля 1940 года Фольдаг погиб в авиакатастрофе: пассажирский самолёт Junkers Ju.52, на котором летел Фольдаг, упал в Осло-фьорде при невыясненных обстоятельствах, неподалёку от того места, где затонул и сам крейсер Blücher.

Этот корабль в искусстве

В норвежско-ирландском фильме «Выбор короля» есть сцена потопления крейсера Blücher.

Примечания

Источники

Литература

Koop, Gerhard; Schmolke, Klaus-Peter The Heavy Cruisers of the Admiral Hipper Class. — Barnsley: Seaforth Publishing, 2014. — 208 с. — ISBN 978-1-84832-195-3

Whitley, Michael J Deutsche Kreuzer im Zweiten Weltkrieg. — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1985. — 210 с. — ISBN 3-613-01207-3

Кофман В. Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер». — Москва: Цитадель, 1996. — 50 с. — ISBN 0-00-280837-0

Кофман В. Принцы Кригсмарине. Тяжёлые крейсера Третьего рейха. — Яуза, 2008. — ISBN 978-5-699-31051-7

Патянин С.В; Дашьян А.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. — Москва: Яуза, 2007. — 352 с. — ISBN 5-699-19130-5

Веб-сайты

Галерея изображений

Фото военного периода

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Строительство на верфи Deutsche Werke. 1936

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Спуск корабля на воду. 8 июня 1937

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Спуск корабля на воду. 8 июня 1937

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Достройка корабля на верфи. 1937-1938

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Достройка корабля на верфи. 1937-1938

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Достройка корабля на верфи. 1939

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Ввод корабля в строй. 20 сентября 1939

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher на испытаниях. Ноябрь-декабрь 1939

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher на испытаниях. Ноябрь-декабрь 1939

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

На пути в Свинемюнде. 6 апреля 1940

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher с десантниками. 7-8 апреля 1940

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher и Lützow. 7-8 апреля 1940

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Угол крена 18°. Пробиты ёмкости с дымом

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Угол крена 45°. Экипаж покидает корабль

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher уходит под воду носом вниз

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

На острове Аскенхольм. 9 апреля 1940

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

На острове Аскенхольм. 9 апреля 1940

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Караул на острове Аскенхольм. 1940

Современные фото

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Один из якорей корабля

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Другой якорь с корабля

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Артиллерийская батарея острова Кахольм

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Торпедная батарея острова Кахольм

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Blücher после первых попаданий

блюхер крейсер на дне. Смотреть фото блюхер крейсер на дне. Смотреть картинку блюхер крейсер на дне. Картинка про блюхер крейсер на дне. Фото блюхер крейсер на дне

Видео


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *