булгаков дни турбиных проблематика

Драматический конфликт личности и истории в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» М. Булгакова

Самый мистический автор двадцатого века. Создатель острых сатир и тонких продуманных сюжетов. Его пьеса «Дни Турбиных» отражение событий начала прошлого века. Противостояние революции и интеллигенции. Благородства и новых политических веяний.

Тема жизни русской революции, в период гражданской войны, проходит красной линией через всё произведение Михаила Афанасьевича. При этом, взгляд сосредоточен не на панораме исторических событий, а на переживаниях людей, их судьбах.

Главные герои – семья Турбиных. Старшая сестра Елена, двое братьев, Алексей и Николка. Они живут в Киеве, во время перемены власти. Молодые люди, выращенные в идеалах благородства, чести и достоинства, вынуждены выживать в новом, одичавшем мире. Когда за окнами бушует гражданская война, а правительство меняется почти каждый день, маленькая квартирка и расписанная заметками печь служат настоящим укреплением, против злости мира.

Эта самая квартирка, выступает в пьесе практически самостоятельным персонажем. Хаосу за окном противопоставляются кремовые шторы, клубничное варенье и белоснежные скатерти. Здесь семья собирается вместе с самыми близкими друзьями (тоже военными-белогвардейцами). Они, как и в мирные времена играют на гитаре и пианино, пьют вино за ужином и точно знают цену дружбе и чести. Здесь встретят и помогут всем: и обмороженному Мышлаевскому и дальнему родственнику, неожиданно приехавшему в гости Лариосику из Житомира.

Несмотря на революционную и военную тематику, это произведение очень тёплое и человеколюбивое. Михаил Булгаков показывает, что простые человеческие радости не сможет отобрать ни одно правительство.

«Дни Турбиных» очень личная пьеса. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем и участником описанных в произведении событий. Он так же недолюбливал большевиков, не испытывал иллюзий, по поводу социалистического будущего и видел, как распадаются последние ростки благородной русской интеллигенции.

Пьеса М.А.Булгакова прошла тернистый путь, прежде чем стать достоянием русской литературы. И вот уже много лет, это произведение заставляет читателя верить в лучшее, когда тьма даже не собирается рассеиваться.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Морфий↑ БулгаковОтзыв о романе Мастер и Маргарита →

Мышлаевский, Ларион и Тальберг

Первая глава начинается с того, что Николай Турбин (Николка), молодой восторженный парень, поёт под гитару. Его тридцатилетний брат Алексей хочет услышать другую песню. Родственники ссорятся. Внезапно пропадает электричество. За окнами маршируют военные, слышится пушечный выстрел. Электричество появляется снова. Елена, сестрёнка парней, волнуется за своего супруга. Братья пытаются её успокоить.

Приходит Виктор Викторович Мышлаевский — открытый и бесстрашный артиллерист тридцати восьми лет. Мужчина очень замёрз, в кармане у него бутылка водки. Он сообщает, что прибыл из Красного Трактира, крестьяне которого теперь находятся на стороне Петлюры. Артиллерист чудом смог попасть в город, ему помогли перевестись штабные офицеры, которым он устроил большой скандал.

Алексей с удовольствием принимает мужчину в свою часть, находящуюся в Александровской гимназии.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Мышлаевский пьёт водку, греясь возле камина. Николай растирает ему обмороженные конечности. Когда Виктор Викторович удаляется из комнаты, чтобы принять горячую ванну, приготовленную Еленой, раздаётся звонок. Это пришёл молодой двоюродный брат Турбиных Ларион Ларионович Суржанский или просто Лариосик. В руках у него чемодан.

Он всех рад видеть, однако никто не понимает, кто этот юноша. Парень представляется, после чего недоразумение проходит. Становится ясно, что это кузен из Житомира, который собирается стать студентом Киевского университета. Лариону присущи следующие характеристики:

Юноша ехал из Житомира одиннадцать дней. По пути его обокрали, теперь у него остались лишь книжки и рукописи. Елена хочет поселить Лариосика в библиотеке. Когда кузен удаляется, раздается звонок. Это пожаловал Владимир Робертович Тальберг — супруг Елены и подполковник генштаба. Девушка с радостью сообщает мужу, что к ним приехали Ларион и Мышлаевский. Мужчина недоволен. Он говорит, что дела обстоят плохо:

Другие персонажи

Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.

Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.

Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.

Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.

Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.

Ухаживания Шервинского

Владимир Робертович, будучи довольно известной персоной, намерен бежать в Германию в одиночку, так как немцы не берут женщин. Через полтора часа он уже должен сидеть в поезде. Помощник военного министра будто бы советуется с супругой, однако в действительности он ставит её перед фактом своей так называемой командировки.

Мужчина говорит, что вернётся спустя пару месяцев, просит Елену пока поберечь их комнаты. Он просит жену не принимать поручика Леонида Юрьевича Шервинского, так как этот назойливый ухажёр может опозорить его фамилию.

Девушка отправляется собирать вещи мужа. Николка и Алексей осуждают мелочного и трусливого Тальберга.

Через некоторое время приходит Шервинский. Он дарит Елене, играющей на рояле, большой букет. Мужчина пытается ухаживать, говорит приятные слова. Девушка рассказывает ему, что её супруг в отъезде. Шервинский доволен этой новостью. Теперь он может ухаживать за Еленой, ничего не боясь. Он хвалится тем, как однажды ему довелось петь в Жмеринке, намекая на свой превосходный оперный голос.

Девушка всех зовёт к столу. Гости пьют за здоровье хозяйки и говорят ей комплименты. Шервинский сообщает, что гетману ничто не угрожает, поэтому не нужно верить слухам, что немцы хотят его бросить. Присутствующие подтрунивают над Лариосиком. Николай поёт солдатскую песню, Шервинский пьёт за гетмана. Гости не поддерживают тост. Юноша хочет выпить за Елену и её мужа. Офицеры дискутируют по поводу действий гетмана, Алексей выступает против его политики.

Шервинский и Елена думают, что остались наедине, они забывают про дремлющего Лариосика. Мужчина уверяет девушку, что её супруг к ней не вернётся, и не скрывает своей радости. Елена вначале пытается возразить, но потом признаётся, что не уважает мужа.

Шервинский делает избраннице предложение руки и сердца, просит развестись с супругом. Они целуются, но тут просыпается Ларион и жалуется на тошноту. Елена спешно удаляется из комнаты.

Действие второе

Картина первая

Ночь. Рабочий кабинет гетмана во дворце. В комнате стоит громадный письменный стол, на нем телефонные аппараты. Дверь отворяется, и лакей Фёдор впускает Шервинского. Шервинский удивлён, что в кабинете никого нет, ни дежурных, ни адъютантов. Фёдор рассказывает ему, что второй личный адъютант гетмана, князь Новожильцев, «изволили неприятное известие получить» по телефону и при этом «в лице очень изменились», а затем «вовсе из дворца выбыли», «в штатском уехали». Шервинский в недоумении, взбешён. Он бросается к телефону и вызывает Новожильцева, но по телефону голосом самого Новожильцева отвечают, что его нет. Начальника штаба Святошинского полка и его помощников также нет. Шервинский пишет записку и просит Фёдора передать её вестовому, который должен получить по этой записке некий свёрток.

Входит гетман всея Украины. Он в богатейшей черкеске, малиновых шароварах и сапогах без каблуков кавказского типа. Блестящие генеральские погоны. Коротко подстриженные седеющие усы, гладко обритая голова, лет сорока пяти.

Гетман назначил без четверти двенадцать совещание, на которое должно прибыть высшее командование русской и германской армий. Шервинский докладывает, что никто не прибыл. Он на ломаном украинском языке пытается рассказать гетману о недостойном поведении Новожильцева, гетман срывается на Шервинского. Шервинский, переходя уже на русский язык, докладывает, что звонили из штаба и сообщили, что командующий добровольческой армии заболел и отбыл со всем штабом в германском поезде в Германию. Гетман поражён. Шервинский сообщает, что в десять часов вечера петлюровские части прорвали фронт и 1-я конная петлюровская дивизия под командованием Болботуна пошла в прорыв.

Раздаётся стук в дверь, входят представители германского командования: седой, длиннолицый генерал фон Шратт и багроволицый майор фон Дуст. Гетман радостно встречает их, рассказывает о предательстве штаба русского командования и прорыве фронта конницей Петлюры. Он просит германское командование немедленно дать войска для отражения банд и «восстановления порядка на Украине, столь дружественной Германии».

Генералы отказывают гетману в помощи, заявляя, что вся Украина на стороне Петлюры, и потому германское командование выводит свои дивизии обратно в Германию, и предлагают немедленную «эвакуацию» гетмана в том же направлении. Гетман начинает нервничать и хорохориться. Он протестует и заявляет, что сам соберёт армию для защиты Киева. Немцы в ответ намекают, что если гетман вдруг попадёт в плен, то его немедленно повесят. Гетман сломлен.

Дуст стреляет из револьвера в потолок, Шратт скрывается в соседней комнате. Прибежавшим на шум Дуст объясняет, что с гетманом всё в порядке, это генерал фон Шратт зацепил брюками револьвер и «ошибочно попал к себе на голова». В комнату входит врач германской армии с медицинской сумкой. Шратт спешно переодевает гетмана в германскую униформу, «как будто вы есть я, а я есть раненый; мы вас тайно вывезем из города».

Раздаётся звонок по полевому телефону, Шервинский докладывает гетману, что два полка сердюков перешли на сторону Петлюры, на обнажённом участке фронта появилась неприятельская конница. Гетман просит передать, чтобы задержали конницу хотя бы на полчаса — он хочет успеть уехать. Шервинский обращается к Шратту с просьбой взять и его с невестой в Германию. Шратт отказывает, он сообщает, что в эвакуационном поезде нет мест, и там уже есть адъютант — князь Новожильцев. Тем временем растерянный гетман переодет германским генералом. Врач наглухо забинтовывает ему голову и укладывает на носилки. Гетмана выносят, а Шратт незамеченным выходит через заднюю дверь.

Шервинский замечает золотой портсигар, который забыл гетман. Немного поколебавшись, Шервинский прячет портсигар в карман. Затем он звонит Турбину и рассказывает о предательстве гетмана, переодевается в штатское, которое доставил по его просьбе вестовой, и исчезает.

Картина вторая

Вечер. Пустое, мрачное помещение. Надпись: «Штаб 1-й кинной дивизии». Штандарт голубой с жёлтым, керосиновый фонарь у входа. За окнами изредка раздаётся стук лошадиных копыт, тихо наигрывает гармоника.

В штаб вволакивают дезертира-сечевика с окровавленным лицом. Сотник-петлюровец, бывший уланский ротмистр Галаньба, холодный, чёрный, жестоко допрашивает дезертира, который на самом деле оказывается петлюровцем с обмороженными ногами, пробиравшемся в лазарет. Галаньба приказывает отвести сечевика в лазарет, а после того, как лекарь перевяжет ему ноги, привести обратно в штаб и дать пятнадцать шомполов «щоб вин знав, як без документов бегать с своего полку».

За окном раздаются тревожные голоса: «Держи их!» — это евреи побежали из Слободки прямо по льду. Вдогонку бросаются верховые петлюровцы.

В штаб приводят человека с корзиной. Это сапожник, он работает дома, а готовый товар относит в город, в хозяйский магазин. Петлюровцы радуются — есть чем поживиться, они расхватывают сапоги, невзирая на робкие возражения сапожника. Болботун заявляет, что сапожнику выдадут расписку, а Галаньба даёт сапожнику в ухо. Сапожник убегает. В это время объявляют наступление.

Смерть Алексея

Николка находится в Александровской гимназии, там он поёт песни, ему подпевают юнкера. Заметив замёрзших парней, Мышлаевский приказывает ломать парты и топить печи. Входит Алексей, он сообщает, что распускает дивизион, ведь борьба с Петлюрой завершена. Надо срочно избавиться от погон и уйти домой. Все разбегаются.

Мужчина просит Мышлаевского забрать Николая и направляться к Елене. Николка отказывается уходить без брата. Разрыв снаряда разбивает окна, Алексей падает. В комнату врываются петлюровцы. Николай ползёт по лестнице вверх и бросается с перил вниз.

Взволнованная Елена собирается отправиться на поиски братьев. Приходит Шервинский, он рассказывает, что петлюровцы взяли город, а гетман в бегах. Он уверен, что с Алексеем всё в порядке, ведь он его успел обо всём предупредить.

Кто-то стучит в окно, в дом вносят Николку, он в крови. Мышлаевский бинтует раны. Елена спрашивает паренька о брате, но тот ничего не отвечает. У девушки начинается истерика. Она всё понимает.

Планы о свадьбе

Спустя пару месяцев после трагедии Елена с Ларионом украшают ёлку. Юноша делает девушке предложение, она отвечает дружеским поцелуем в лоб и говорит, что у неё роман с мужчиной, с которым он знаком. Лариосик вспоминает их поцелуй и хватается за водку.

Входит Шервинский в смешном костюме, он рассказывает, что ночью красные будут в городе, петлюровцам конец. Мужчина снова просит Елену стать его женой, ведь Тальберг уже точно не возвратится. Она даёт согласие, но у неё есть условие: избранник должен перестать врать. Мужчина сжигает портрет Тальберга в камине, они направляются в комнату девушки, там поёт Шервинский.

Входит Николай, он ещё очень слаб и пока передвигается на костылях. Парень замечает, что со стены пропал портрет мужа Елены. Он всё понимает и ложится на кровать. Приходит Лариосик, он несёт бутылку водки. Увидев пустую раму, он роняет тару, она разбивается.

Вскоре возвращается Тальберг, он сообщает, что разочаровался в гетманщине и приехал за супругой, ему удалось достать командировку на Дон к генералу Краснову. Елена отвечает, что намерена развестись и выйти замуж за Шервинского. Разгневанный муж собирается устроить скандал, но Мышлаевский его прогоняет.

Зажигаются огоньки на ёлке. Лариосик, стесняясь, произносит тост. Он вспоминает, как много довелось им всем пережить за эти два месяца. Парень называет Елену замечательной женщиной и говорит, что она заслуживает счастья. Слышны пушечные удары — это праздничный салют.

История создания

Пьеса состоит из 4 действий. Она была создана Булгаковым в 1925 году, основой послужил его же роман «Белая гвардия».

Произведение было написано всего за несколько месяцев:

После пьеса несколько раз редактировалась из-за запретов цензуры. Примечательно, что зрители тепло приняли спектакль, он пользовался успехом, но критика разгромила ее. Сегодня известны 3 редакции, первая и вторая имели то же название, что и роман:

Исследователи до сих пор спорят, можно ли считать третью редакцию каноничной.

С одной стороны, вторая версия была запрещена цензурой, то есть третья изменена в угоду власти, с другой стороны — долгое время спектакли ставили именно по последней редакции.

Интересный факт: название «Дни Турбиных» первоначально использовалось для романа. Например, в Париже в 1927 и 1929 годах книга выходила под заголовком «Дни Турбиных (Белая гвардия)».

Источник

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Если необходимо быстро ознакомиться с пьесой Булгакова «Дни Турбиных», краткое содержание книги позволит решить задачу. После этого можно прочитать произведение целиком, чтобы лучше понять замысел автора.

Мышлаевский, Ларион и Тальберг

Первая глава начинается с того, что Николай Турбин (Николка), молодой восторженный парень, поёт под гитару. Его тридцатилетний брат Алексей хочет услышать другую песню. Родственники ссорятся. Внезапно пропадает электричество. За окнами маршируют военные, слышится пушечный выстрел. Электричество появляется снова. Елена, сестрёнка парней, волнуется за своего супруга. Братья пытаются её успокоить.

Приходит Виктор Викторович Мышлаевский — открытый и бесстрашный артиллерист тридцати восьми лет. Мужчина очень замёрз, в кармане у него бутылка водки. Он сообщает, что прибыл из Красного Трактира, крестьяне которого теперь находятся на стороне Петлюры. Артиллерист чудом смог попасть в город, ему помогли перевестись штабные офицеры, которым он устроил большой скандал.

Алексей с удовольствием принимает мужчину в свою часть, находящуюся в Александровской гимназии.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Мышлаевский пьёт водку, греясь возле камина. Николай растирает ему обмороженные конечности. Когда Виктор Викторович удаляется из комнаты, чтобы принять горячую ванну, приготовленную Еленой, раздаётся звонок. Это пришёл молодой двоюродный брат Турбиных Ларион Ларионович Суржанский или просто Лариосик. В руках у него чемодан.

Он всех рад видеть, однако никто не понимает, кто этот юноша. Парень представляется, после чего недоразумение проходит. Становится ясно, что это кузен из Житомира, который собирается стать студентом Киевского университета. Лариону присущи следующие характеристики:

Юноша ехал из Житомира одиннадцать дней. По пути его обокрали, теперь у него остались лишь книжки и рукописи. Елена хочет поселить Лариосика в библиотеке. Когда кузен удаляется, раздается звонок. Это пожаловал Владимир Робертович Тальберг — супруг Елены и подполковник генштаба. Девушка с радостью сообщает мужу, что к ним приехали Ларион и Мышлаевский. Мужчина недоволен. Он говорит, что дела обстоят плохо:

Ухаживания Шервинского

Владимир Робертович, будучи довольно известной персоной, намерен бежать в Германию в одиночку, так как немцы не берут женщин. Через полтора часа он уже должен сидеть в поезде. Помощник военного министра будто бы советуется с супругой, однако в действительности он ставит её перед фактом своей так называемой командировки.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Мужчина говорит, что вернётся спустя пару месяцев, просит Елену пока поберечь их комнаты. Он просит жену не принимать поручика Леонида Юрьевича Шервинского, так как этот назойливый ухажёр может опозорить его фамилию.

Девушка отправляется собирать вещи мужа. Николка и Алексей осуждают мелочного и трусливого Тальберга.

Через некоторое время приходит Шервинский. Он дарит Елене, играющей на рояле, большой букет. Мужчина пытается ухаживать, говорит приятные слова. Девушка рассказывает ему, что её супруг в отъезде. Шервинский доволен этой новостью. Теперь он может ухаживать за Еленой, ничего не боясь. Он хвалится тем, как однажды ему довелось петь в Жмеринке, намекая на свой превосходный оперный голос.

Девушка всех зовёт к столу. Гости пьют за здоровье хозяйки и говорят ей комплименты. Шервинский сообщает, что гетману ничто не угрожает, поэтому не нужно верить слухам, что немцы хотят его бросить. Присутствующие подтрунивают над Лариосиком. Николай поёт солдатскую песню, Шервинский пьёт за гетмана. Гости не поддерживают тост. Юноша хочет выпить за Елену и её мужа. Офицеры дискутируют по поводу действий гетмана, Алексей выступает против его политики.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Шервинский и Елена думают, что остались наедине, они забывают про дремлющего Лариосика. Мужчина уверяет девушку, что её супруг к ней не вернётся, и не скрывает своей радости. Елена вначале пытается возразить, но потом признаётся, что не уважает мужа.

Шервинский делает избраннице предложение руки и сердца, просит развестись с супругом. Они целуются, но тут просыпается Ларион и жалуется на тошноту. Елена спешно удаляется из комнаты.

Смерть Алексея

Николка находится в Александровской гимназии, там он поёт песни, ему подпевают юнкера. Заметив замёрзших парней, Мышлаевский приказывает ломать парты и топить печи. Входит Алексей, он сообщает, что распускает дивизион, ведь борьба с Петлюрой завершена. Надо срочно избавиться от погон и уйти домой. Все разбегаются.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Мужчина просит Мышлаевского забрать Николая и направляться к Елене. Николка отказывается уходить без брата. Разрыв снаряда разбивает окна, Алексей падает. В комнату врываются петлюровцы. Николай ползёт по лестнице вверх и бросается с перил вниз.

Взволнованная Елена собирается отправиться на поиски братьев. Приходит Шервинский, он рассказывает, что петлюровцы взяли город, а гетман в бегах. Он уверен, что с Алексеем всё в порядке, ведь он его успел обо всём предупредить.

Кто-то стучит в окно, в дом вносят Николку, он в крови. Мышлаевский бинтует раны. Елена спрашивает паренька о брате, но тот ничего не отвечает. У девушки начинается истерика. Она всё понимает.

Планы о свадьбе

Спустя пару месяцев после трагедии Елена с Ларионом украшают ёлку. Юноша делает девушке предложение, она отвечает дружеским поцелуем в лоб и говорит, что у неё роман с мужчиной, с которым он знаком. Лариосик вспоминает их поцелуй и хватается за водку.

Входит Шервинский в смешном костюме, он рассказывает, что ночью красные будут в городе, петлюровцам конец. Мужчина снова просит Елену стать его женой, ведь Тальберг уже точно не возвратится. Она даёт согласие, но у неё есть условие: избранник должен перестать врать. Мужчина сжигает портрет Тальберга в камине, они направляются в комнату девушки, там поёт Шервинский.

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

Входит Николай, он ещё очень слаб и пока передвигается на костылях. Парень замечает, что со стены пропал портрет мужа Елены. Он всё понимает и ложится на кровать. Приходит Лариосик, он несёт бутылку водки. Увидев пустую раму, он роняет тару, она разбивается.

Вскоре возвращается Тальберг, он сообщает, что разочаровался в гетманщине и приехал за супругой, ему удалось достать командировку на Дон к генералу Краснову. Елена отвечает, что намерена развестись и выйти замуж за Шервинского. Разгневанный муж собирается устроить скандал, но Мышлаевский его прогоняет.

Зажигаются огоньки на ёлке. Лариосик, стесняясь, произносит тост. Он вспоминает, как много довелось им всем пережить за эти два месяца. Парень называет Елену замечательной женщиной и говорит, что она заслуживает счастья. Слышны пушечные удары — это праздничный салют.

История создания произведения

Анализ произведения Михаила Афанасьевича свидетельствует о том, что она необыкновенно сценична, изобилует неожиданными сюжетными поворотами, живыми диалогами, динамикой конфликтов. В пьесе «Дни Турбиных» рассказывается о революции и судьбе интеллигенции в условиях Гражданской войны. Писатель противопоставляет всеобщему хаосу стремление сберечь привычный быт:

булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть фото булгаков дни турбиных проблематика. Смотреть картинку булгаков дни турбиных проблематика. Картинка про булгаков дни турбиных проблематика. Фото булгаков дни турбиных проблематика

История создания пьесы довольно интересна. Автор писал, что при чтении «Белой гвардии» ему вдруг стало казаться, будто из страницы показывается что-то цветное. Он стал присматриваться и сумел убедиться, что это трёхмерное изображение. Булгаков сравнил увиденную картинку с коробочкой, в которой сквозь строки были заметны двигающиеся фигурки персонажей из романа. Писатель провозился три ночи с первым изображением и вдруг осознал, что сочиняет пьесу.

Булгакову понадобилось приложить немало усилий, чтобы преобразовать своё произведение. Вначале он пытался сохранить все основные сюжетные линии, однако пятиактную пьесу было невозможно сыграть в один вечер. Тогда автор убрал всё лишнее, после чего редакция оказалась более сильной. К сожалению, и её не приняли к постановке, так как произведение якобы представляло собой явную апологию белого движения. Пришлось Булгакову внести ещё кое-какие изменения: он убрал упоминания о Троицком, добавил сцену, в которой гайдамаки издевались над евреем, преобразовал финальную часть.

Премьера состоялась 5 октября 1926 года и имела большой успех. Но пьеса вызвала и яростные нападки. Многочисленные критики в своих статьях поучали Михаила Афанасьевича в самом оскорбительном тоне, называли его «литературным уборщиком», «сукиным сыном».

Будучи впечатлительным, автор переживал подобные нападки довольн

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *