булгария теплоход фото на дне

«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.

Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Теплоход «Булгария». 8 августа 2010 года

Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал крик капитана»

Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.

Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.

В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались страшные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.

Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский

Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что происходило с пассажирами в это время?

На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в страшном сне не могло привидеться»

Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Источник

Гибель «Булгарии»: «Он видел, как тонули его мама и сестра, а сам он выплыл как-то…»

Впрочем, сегодня слушание началось с выступления адвоката гендиректора ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светланы Инякиной. Напомим, помимо нее на скамье подсудимых оказались старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Адвокат Инякиной выразила недовольство работой гособвинителя, задававшего, по ее мнению, накануне наводящие вопросы, ответы на которые содержали негативную оценку главных обвиняемых. Судья Сергей Якунин приобщил заявлению к делу, отметив, что гособвинитель вправе спрашивать, какое наказание для подсудимых потерпевшие хотели бы услышать. Некорректности тут нет.

После чего к микрофону вновь стали выходить потерпевшие…

Одна из них – жительница Челябинска Танзиля Сейтгазова. Она рассказал, что на «Булгарии» у нее погибли сын и невестка, которая ждала ребенка.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

УВОЛИЛАСЬ ИЗ 09 – НЕ МОГЛА ДИКТОВАТЬ НОМЕР ТЕЛЕФОНА РЕЧНОГО ПОРТА

Потерпевшая Лилия Салахиева стала одной из немногих потерпевших, заявивших суду свои исковые требования. Женщина оценила понесенный ею морально-материальный ущерб в 5 млн. рублей. В результате крушения теплохода погибла ее дочь, которая была на четвертом месяце беременности.

«Сейчас я не работаю. Раньше работала в справочной 09, но уволилась – мне было неприятно диктовать людям телефон речного порта, – рассказала суду Салахиева. – 25 июня 2011 года моя дочь вышла замуж. На момент крушения теплохода она была беременна, 16 недель. 10 июля муж моей дочери позвонил своей матери с «Арабеллы» и сказал, что не может найти Лесю (свою женуприм. ред.). Он был в шоке, кричал – я так ничего и не поняла. Тело моей дочери нашли только 12 июня. Опознание проходило трудно – две матери «боролись» за тело. Дочку опознала сваха. У дочери была наколка на шее – маленький скорпион. Только по этой наколке мы ее узнали».

Оставшийся в живых зять, по словам Салахиевой, два раза нырял в поисках своей жены. В результате он спас 40-летнюю женщину и 7-летнего ребенка. Салахиева также рассказала, что предъявила исковые требования в отношении всех пятерых обвиняемых.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

КАК ПОТЕРПЕВШИЙ СПАС ОДНОГО ИЗ ОБВИНЯЕМЫХ

Потерпевший Нияз Шарапов находился на «Булгарии» во время крушения.

«При посадке на теплоход в глаза бросился крен на правый борт, – рассказал он. – Видно было, что теплоход старый, но успокаивало то, что поездка была запланирована на один день и мы перенесем эти неудобства».

После этих слов Шарапов осекся, на его глазах заблестели слезы. Собравшись с духом, он продолжил.

«Кто-то из команды вышел из трюма: «Что происходит? Надевайте жилеты!» Я зашел в каюту и не нашел ни одного жилета. Время уходило. Когда я вышел в коридор, Хаметов из служебного помещения выкидывал жилеты. Они были детскими. Я одел на ребенка жилет, но закрепить лямки не смог – они были запутаны. Жилеты были старые, вроде из пенопласта. У команды «Арабеллы» были совершенно другие жилеты. Я сказал дочери держаться за меня, мы побежали на вторую палубу, чтобы прыгнуть в воду. От двери шла волна. Под водой я потерял ребенка. Я начал выплывать – дверной проем был надо мной. Когда я вылез, теплоход лежал на правом борту. Пришлось прыгать в воду. До ближайшего плота было метров 50. Я доплыл, оглянулся – теплохода уже не было».

Когда Шарапова спросили, помогал ли он кому-нибудь спастись, он дал отрицательный ответ. При этом в ходе дальнейшего допроса выяснилось, что мужчина не только поднимал детей и женщин на плот – так бы, по его мнению, поступил каждый, но и спас одного из подсудимых – старпома Хаметова. Участники процесса узнали об этом только тогда, когда сам Хаметов встал с места и громко произнес: «Почему вы скромничаете? Это герой. Я ходатайствовал о том, чтобы его наградили. Он спас мне жизнь!»

Оказалось, что Шарапов голыми руками разбил стекло иллюминатора и вытащил из западни старпома.

«Мы поднимали женщин и детей, которые не могли забраться на плоты. Когда я вылез на левый борт, в иллюминаторе увидел Хаметова. Вместе с кем-то я стал бить стекло руками и разбил его».

«Вы разбили его руками?» – удивился Якунин. По словам потерпевших, иллюминаторы не то что разбить – их было невозможно открыть без помощи членов экипажа во время круиза.

«Да, руками», – просто ответил Шарапов.

«Получается, вы спасли Хаметова, а не он вас?» – уточнил гособвинитель.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

После этого в зале суда послышались смех и аплодисменты потерпевших, которые, впрочем, тут же прервал судья, попросив соблюдать дисциплину. Шарапов также не стал предъявлять исковые требования к подсудимым.

ЧУДОМ СПАСШИЙСЯ МАЛЬЧИК

Потерпевший Алексей Крайнов рассказал о том, что в поездку на теплоходе «Булгария» у него отправилась вся семья: жена, теща, дочь и сын, которому на тот момент было 10 лет. Спасся только мальчик. Крайнов до сих пор не понимает, как его сыну удалось спастись, и он не обсуждает эту тему, чтобы не травмировать мальчика.

«В поездку отправились теща, жена, дочь и сын», – голос Крайнова оборвался. Мужчина не смог сдержать эмоции и заплакал.

«Ничего, мы все прекрасно понимаем», – участливо произнес судья.

«Вернулся только сын. О происшествии я узнал по телефону – позвонили из линейного отдела речного порта в районе шести часов 10 июля. Сказали: «Ваш сын у нас». На вопрос почему они сказали, что судно затонуло. Сын прибыл на «Метеоре», не знаю почему. Я подробностей у него не спрашивал, чтобы не травмировать».

Крайнов рассказал, что созванивался с родными во время круиза, и ничего не предвещало беды. На теплоходе родные разместились на самой нижней палубе в трюмовой каюте на правом борту.

«Сын в этом году закончил 5-й класс. После трагедии мы разочек сходили к психологу, но каких-то комплексных лечений не проходили. Тема про «Булгарию» у нас табуированная, я не спрашиваю. На тот момент он еще что-то рассказывал, сейчас мы об этом не говорим».

«Как он спасся?» – спросил Якунин.

«С его слов, он видел, как тонули его мама и сестра, а сам он выплыл как-то. Он очень сбивчиво рассказал, было трудно что-то понять. Я до сих пор не знаю, как он выбрался. Знаю, что он выплыл, доплыл до какого-то плавсредства, потом до какого-то большого плавсредства. Я вовремя научил его плавать. Затрудняюсь сказать, что было потом. Я так и не понял, как он попал на «Метеор», на котором прибыл в Казань».

Якунин поинтересовался, есть ли смысл в допросе спасшегося мальчика, и предложил организовать беседу в режиме закрытого судебного заседания.

«Мне бы не хотелось этого. Он ответит вам не более чем я».

Продолжение суда состоится завтра. Планируется выслушать истории еще 9 потерпевших. Газета «БИЗНЕС Online» будет и дальше освещать подробности процесса.

Справка

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись – 79.

Согласно данным следствия, Светлана Инякина фрахтовала «Булгарию» в Камском речном пароходстве с 2007 по 2009 годы, когда теплоход еще назывался «Украиной». Инякина, не имея лицензии, устраивала круизы на старом, технически неисправном судне, что привело к массовой гибели пассажиров.

Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Вместе с Инякиной обвиняемыми по делу о крушении проходят старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, который разрешил выход в рейс аварийному судну, бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислав Семенов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов. Последний на днях был выписан из республиканской клинической психиатрической больницы, где проходил лечение в отделении неврозов.

Источник

Трагедия «речного Титаника». Как погибли пассажиры «Булгарии»

10 июля 2011 года на пути из Болгара в Казань затонул двухпалубный пассажирский теплоход «Булгария». Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых было 28 детей.

Фото © РИА Новости/Роман Хасаев

— Там в Татарстане какой-то катер затонул, человек шесть пострадали, — такую информацию изначально получил ряд СМИ от своих корреспондентов. Двухпалубный дизель-электроход ушёл под воду в двух километрах от берега, в самом широком месте на Волге. Издалека его можно было принять не то что за катер — за надувную лодку.

Ужасные подробности начали поступать ежеминутно: изначально сообщалось о 10 погибших, затем о 20, 30, 50. Десятки «пропавших без вести», надежды — «а вдруг найдут?».

Ещё через час появилась информация, что тревога-то ложная!

— Все спасены. Мимо проходило судно, которое увезло пассажиров на ближайший остров, — счастливо твердили родственники.

Не появилось. Не увезло. В течение суток стало понятно, что люди действительно погибли и что жертв много. Страшные подробности стали понятны в течение ближайших дней.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © L!FE/Дамир Булатов

10 июня «Булгария» шла по маршруту Казань — Болгар — Казань.

Подобные короткие рейсы называют «пьяными». Дело в том, что пассажиры часто приезжают к посадке уже подшофе, а выходят ещё нетрезвыми. Основная категория пассажиров на таких рейсах — это родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате (чаще всего один из залов на верхней палубе), затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой.

Вторые развлекаются до упаду. Как они умудряются сойти с борта — половина экипажа порой просто поражается. Но речь не об этом.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Архив. Фото © РИА Новости/Антон Тюрин

В такой выходной расслабленной обстановке меньше всего хочется думать о собственной безопасности. Ну что может случиться на Волге — главном месте отдыха для большинства местных жителей. Ну и что, что берегов не видно? «Что тут плыть» — в крайнем случае.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © L!FE/Алексей Голенищев

Разумеется, большинство пассажиров не стали даже задумываться о спасательных жилетах. А когда выяснилось, что их нет, было слишком поздно.

Позже спасшиеся пассажиры вспоминали, что никакого инструктажа по безопасности не было. Хотя каждый рейс капитан или старпом обязаны рассказать пассажирам, куда бежать и как спасаться в случае ЧП. Кто вас должен эвакуировать, в конце концов, и где искать спасательные жилеты.

На самом деле возможно, что инструктаж был, но многие на него не попали. Как правило, его проводят на верхней палубе или в музыкальном зале в самом начале рейса. Продолжается рассказ минут 15. О начале инструктажа объявляют по всему борту. Только многие к тому моменту готовятся к ужину, раскладывают вещи в каютах.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © РИА Новости/Александр Мусатов

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © РИА Новости/Егор Алеев

Вообще, в обе стороны от Самары — как на Саратов, так и на Казань — идти бывает страшновато. Оставим научные объяснения морякам, от себя скажу лишь, что, бывает, качает по-страшному. Бывают ситуации, когда суда кренятся так, что летит со столов посуда. Причин множество — от неаккуратного спуска в шлюзах до высоких волн. Но экипаж сочувствует официанткам и пассажирам, прося подождать. Скоро всё закончится.

Когда «опасное место» проходят, теплоход спокойно следует дальше. Повторюсь, подобные ситуации бывают далеко не на каждом теплоходе и далеко не каждую навигацию. К примеру, на четырёхпалубниках это вообще один случай на миллион.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Теплоход «Булгария» у причала речного порта в Самаре (фото из архива). Фото © РИА Новости/Андрей Кузьмичев

10 июля 2011 года была скорее неприятная погода — дождь, ветер, гроза. «Страшный шторм на Волге», — писали СМИ шесть лет назад. Какой страшный шторм, это что, Чёрное море? Океан? Да, волны были, но не более. Даже штормовое предупреждение не объявлялось, хотя в Казани к этому относятся очень трепетно. При малейших переживаниях борт могут не выпустить из речпорта.

Скорее всего, «Булгария» спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность — судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов.

В тот момент, когда «Булгария» входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт.

Вот как момент описывали эксперты: «При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15T влево. В результате крен увеличился, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Произошло резкое увеличение крена, после чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Очевидцы вспоминали, что судно ушло под воду минут за пять максимум. Возможно, поэтому его изначально с берега приняли за катер. Ну не мог же теплоход более чем на 200 посадочных мест уйти вот так просто на 20 метров под воду.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © РИА Новости/Максим Богодвид

Сигнала о бедствии никто не подавал даже по борту. Кому успели сказать члены экипажа, кто успел выскочить на палубу и прыгнуть на собственный риск, те и спаслись. В чём опасность прыгать за борт: во-первых, винты, под которые может затянуть. Во-вторых, судно уходило под воду, образовывалась воронка. Надо быть неплохим спортсменом, чтобы выгрести из неё.

Но вариантов у людей не было, плюс желание выжить творит чудеса. В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Позже стало известно, что всего на борту работало 33 человека.

Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу — нет. Кого-то нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы до боли в руках держали матерей, которые были готовы не раздумывая броситься в воду, ослабь только хватку.

Немного об экипаже

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Капитан Александр Островский. Фото © РИА Новости/Антон Тюрин

Семья Лебедевых трудилась на «Булгарии» всей семьёй: отец Сергей — боцманом, его жена Алёна — поваром (экипаж), дочь Даша — официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет спасительные метры до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни.

«Я только помню, что надо мной одна вода. Не хватает воздуха, я оттолкнулась от палубного ограждения и вынырнула. Открыла глаза, а вокруг вода. В момент трагедии я была на главной палубе, кормила команду. Сын в это время был в другом месте. Дочь находилась в ресторане, накрывала на стол», — позже вспоминала Алёна Лебедева.

Это кажется странным, но некоторые члены экипажа попросту не умели плавать. Так, из тонущего судна смогли выбраться две официантки — Даша и Гузель. Но вторая, пока выныривала, наглоталась воды с топливом и ушла под воду. Ивана, который был рулевым на судне, также нашли среди погибших. С самого начала навигации члены экипажа подшучивали по поводу «моряка, который не умеет плавать»…

Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту. После этого моряки на других судах долго спорили, что это: благородство или отсутствие вариантов. Если бы он спасся (а шансы были), на месте родственники пассажиров бы устроили суд Линча или посадили бы надолго. Почему он не вытолкнул жену с борта — остаётся вопросом. Вряд ли «романтика Титаника» имела к этому хоть какое-то отношение.

Но таких историй с борта немного. Некоторые спасали собственную жизнь. Если честно, их можно понять. Многие работники ресторана и арт-бригада на борту — это люди, которые сами едут отдыхать и работать одновременно. Платят им ну очень скоромно (на 2012 год зарплаты официанток в среднем не превышали 15 000 рублей, артистам и ведущим платили «как договорятся» — бывало, что и по 500 рублей за день рейса).

Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела «Арабелла» во главе с капитаном Романом Лизалиным. По одним данным, о «каком-то ЧП и плотах в Волге» сообщил капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров. По другим данным, экипаж и арт-бригада стали спускать плоты, когда увидели первого пассажира двухпалубника в воде.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © L!FE/Дамир Булатов

К тому моменту по Волге ходили два теплохода — близнеца «Булгарии». Один из них, «Пётр Алабин», выполнял рейс Самара — Казань — Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана. Когда пассажиры узнали, что произошло, потребовали отправить их домой «хоть пешком, а не на этой посудине».

А судно начали проверять с пристрастием. В итоге — куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки — не в счёт) и заканчивая техническим оснащением. Сейчас «Пётр Алабин» не выполняет никаких дальних рейсов, максимум — прогулка по Волге часа на два-три.

Второй близнец, «Композитор Глазунов», направлялся из Астрахани в Ярославль. Его также начали проверять. Нашли, например, превышенный в 12 раз уровень радиации, множество нарушений технического характера. Кстати, теплоход впервые в 2010 году вышел из затона после 16 лет стояния на приколе. После проверок на него и вернулся.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Светлана Инякина. Фото © РИА Новости/Максим Богодвид

Зачастую владелец теплохода и фрахтовщик (арендатор) — совершенно разные люди. Так, владела «Булгарией» судоходная компания «Камское речное пароходство», а арендовал её «Агроречтур» во главе со Светланой Инякиной. Как позже говорили спасшиеся члены экипажа, именно «Агроречтур» отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара во что бы то ни было. В июле 2014 года Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ написали, что Светлана Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей сократили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В одном из интервью, ещё в 2012 году, она призналась, что планирует и впредь заниматься речными судами. Ну, как выйдет из-за решётки.

Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года. За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова — 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов — 5,5 года заключения.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

Фото © РИА Новости/Роман Кручинин

— Три сестры из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на «Булгарии» отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия не выжила.

булгария теплоход фото на дне. Смотреть фото булгария теплоход фото на дне. Смотреть картинку булгария теплоход фото на дне. Картинка про булгария теплоход фото на дне. Фото булгария теплоход фото на дне

— Кириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.

— Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии. «Спите спокойно, мамочка и папочка», — сказал мальчик, когда уезжали с могилы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *