бунин настанет день исчезну я стихотворение
Иван Бунин
Настанет день — исчезну я…(+ Анализ)
Анализ стихотворения Бунина «Настанет день — исчезну я…»
Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно слышны отголоски наследия Федора Тютчева. Важнейшей частью пейзажей, рисуемых Буниным, становятся погосты, могилы, кладбища, символизирующие не только приближение собственной смерти, но и исчезновение древних родов. Поэт стремится заглянуть за грань. Его завораживают тайны смерти, не щадящей никого на земле. Путь к обретению гармонии Иван Алексеевич видит в слиянии с природой, в возвращении человека к истокам. Кроме того, писателя волнует мысль о воссоединении с прошлым, с предками. Преемственную связь времен он переносит в мир духовный.
Таинственно шумит лесная тишина.
Тема смерти заявляется с первой строки произведения. Подчеркивается она двумя прилагательными — «пустой» (по отношению к комнате) и «пустынный» (по отношению к простору). Первое слово располагается в начале стихотворения, второе — в финале. Таким образом они образуют кольцо, что усиливает мысль о повторяемости всего в мире, о неотвратимости конца (из небытия человек приходит, туда же и возвращается).
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Иван Алексеевич Бунин. «Настанет день — исчезну я…»
Иван Алексеевич Бунин
Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.
Иван Бунин
Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно слышны отголоски наследия Федора Тютчева. Важнейшей частью пейзажей, рисуемых Буниным, становятся погосты, могилы, кладбища, символизирующие не только приближение собственной смерти, но и исчезновение древних родов. Поэт стремится заглянуть за грань. Его завораживают тайны смерти, не щадящей никого на земле. Путь к обретению гармонии Иван Алексеевич видит в слиянии с природой, в возвращении человека к истокам. Кроме того, писателя волнует мысль о воссоединении с прошлым, с предками. Преемственную связь времен он переносит в мир духовный.
Тема смерти заявляется с первой строки произведения. Подчеркивается она двумя прилагательными — «пустой» (по отношению к комнате) и «пустынный» (по отношению к простору). Первое слово располагается в начале стихотворения, второе — в финале. Таким образом, они образуют кольцо, что усиливает мысль о повторяемости всего в мире, о неотвратимости конца (из небытия человек приходит, туда же и возвращается).
Бунин настанет день исчезну я стихотворение
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
Показать полностью.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Мы все уходим понемногу.
Кончится жизни горение —
И нет тебя на примете,
Не одолжишь мгновения
Показать полностью.
Ни у кого на свете.
Время смывает начисто
Горе и радости буден.
И никого не утешу я:
Станет землёй и дымом
Жизнь, пролетевшая мимо.
БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
Показать полностью.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну:
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И Весна… и Весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл
Перевод Льва Жданова
В «Марсианских хрониках» Рэя Брэдбери есть рассказ «Будет ласковый дождь». Рэй Брэдбери родился в год опубликования этого стихотворения.
«— Миссис Маклеллан, какое стихотворение хотели бы вы услышать сегодня? Дом молчал.
Наконец голос сказал:
— Поскольку вы не выразили никакого желания, я выберу что-нибудь наудачу.
Зазвучал тихий музыкальный аккомпанемент.
— Сара Тисдейл. Ваше любимое, если не ошибаюсь. »
Рэй Брэдбери
«Будет ласковый дождь»
Бездонна глубь небес над нами.
Постой пред нею, подожди…
Над августовскими хлебами
Показать полностью.
Сверкают звездные дожди.
Не зная правильной орбиты,
Вразброд, поодиночке, зря
Летят из тьмы метеориты
И круто падают, горя.
Куски тяжелого металла,
Откуда их приносит к нам?
Какая сила разметала
Их по космическим углам?
На островок земли туманный,
Где мирно пашутся поля,
Не так ли бездна океана
Выносит щепки корабля?
А вдруг уже была планета
Земле-красавице под стать,
Где и закаты, и рассветы,
И трав душистых благодать?
И те же войны и солдаты,
И те же коршуны во мгле,
И, наконец, разбужен атом,
Как он разбужен на земле?
Им надо б все обдумать трезво,
А не играть со смертью зря.
Летят из тьмы куски железа
И круто падают, горя.
То нам примером быть могло бы,
Чтобы, подхваченный волной,
Как голубой стеклянный глобус,
Не раскололся шар земной.
Погаснет солнце на рассвете,
И нет просвета впереди…
А на какой-нибудь планете
Начнутся звездные дожди.
Владимир Солоухин (1956 год)
Марина Цветаева
Уж сколько их упало в эту бездну
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
Показать полностью.
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
Учитель русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №199 г. Новосибирск
Урок литературы в 11-м классе
Цели: совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового своеобразия; развитие навыков творческой работы в группах.
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
I . Вступительное слово учителя
Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.
II . Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».
Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.
III . Анализ стихотворения (после выразительного чтения подготовленного ученика)
— К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)
— Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)
— Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («На ст анет», « ст ол», «про ст ор», «про ст ой»; повторение неблагозвучных согласных « ст » подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)
— Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)
— Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)
— Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор? (Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения. Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)
— Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)
— Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.)
— Выразите свои впечатления о стихотворении.
IV . Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа.
В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.
Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («на ст анет», «пу ст ой», « ст ол», «про ст ой») и дважды в последней («про ст ор», «пу ст ынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.
Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.
Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.
Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни.
Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература», 1982;
Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.
Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2011 г.